0

Как пережить долгий перелёт на самолёте и справиться с джетлагом

, обновлено 28.05.2024
© Tom Cleary, unsplash.com
Спать неудобно, в глазах наждачка, а вместо полноценного ужина стюардесса принесла батончик мюсли. С этим можно смириться, если перелёт занимает три-четыре часа. Если рейс длиннее, полёт может стать кошмаром: отбить охоту путешествовать и вызвать сбой в организме. Чтобы этого не случилось, делимся советами, как летать на край света с комфортом и без последствий для здоровья. Эти рекомендации будут полезны для длительных и коротких перелётов, по России и миру.
В России два самых длительных беспосадочных перелёта: из Москвы во Владивосток и в Петропавловск-Камчатский. Полёт длится от 8 часов до 8 часов 20 минут в зависимости от авиакомпании и времени вылета. По факту, чтобы добраться на Камчатку или Дальний Восток, нужно потратить 12–14 часов. Несколько часов уходит на дорогу в аэропорт, досмотр и ожидание посадки, треть суток — на полёт в замкнутом пространстве в компании сотни или двух таких же пассажиров. Поэтому важно, чтобы время в полёте прошло максимально комфортно и без потерь для здоровья.

Мировой рекорд по самому длительному беспосадочному перелёту принадлежит рейсу «Сингапурских авиалиний» из Нью-Йорка в Чанги. Время в полёте — 18 часов 40 минут. Этот рекорд может побить 20-часовой рейс из Сиднея в Лондон. В 2025 году его планируют запустить «Катарские авиалинии».

Почему закладывает уши и что делать, если леденцы не помогают

Уши закладывает из-за перепада давления. Когда пассажиры садятся в самолёт, на борту такое же атмосферное давление, как и на высоте аэропорта. Например, Домодедово находится на высоте 180 метров над уровнем моря, значит, давление в салоне — 745–760 мм ртутного столба. На крейсерской высоте, от 9 000 до 12 000 метров, — у разных моделей самолётов она разная — атмосферное давление за бортом составляет от 260 до 180 мм ртутного столба. Чтобы и людям было комфортно летать, и фюзеляж самолёта не разрушился в воздухе, в салоне нагнетают давление, равное 600–650 мм ртутного столба. Когда самолёт набирает или сбрасывает высоту, давление в салоне искусственно снижают или поднимают, а евстахиева труба и барабанная перепонка не успевают реагировать и выравнивать давление между внутренним ухом и внешней средой.
Чтобы уши не закладывало или заложенность быстро прошла, возьмите с собой леденцы с любимым вкусом или жевательную резинку, во многих авиакомпаниях она входит в наборы бортового питания. Глотание, жевание или зевота за счёт поступающего воздуха помогают выравнять давление.
Если леденцы и жвачка не сработали, можно применить манёвр Вальсальвы : нужно зажать нос, закрыть рот и постараться выдохнуть. Если и он не помог, а заложенность не проходит несколько дней после полёта, советуем обратиться к врачу.
У людей с насморком равновесие давления восстанавливается не всегда, может появиться сильная боль в ушах и разорваться барабанная перепонка. Если нельзя отложить перелёт, нужно снять отёк в носовых проходах сосудосуживающими препаратами — каплями или спреем — до взлёта и перед посадкой.
Важно

Из-за того, что высота во время полёта большая, а давление низкое, может появиться незначительная гипоксия — недостаток кислорода в крови. Она не опасна для здоровых людей, а вот пассажирам с болезнями сердечно-сосудистой системы стоит вместе с врачом оценить риски перед перелётом.

Инфекции в самолёте: стоит ли бояться заразиться в полёте

Угроза подхватить инфекцию во время полёта есть, но учёные говорят, что вероятность заразиться на борту не выше, чем в повседневной жизни при контакте с другими людьми: в офисе, метро или автобусе. Из-за того, что открыть форточку и проветрить помещение невозможно, за качеством воздуха в самолётах тщательно следят.
Воздух на борту полностью сменяется 20–30 раз за час. Свежий поступает извне через компрессор двигателя, его охлаждают, а потом он перемешивается с воздухом в салоне. Каждые две-три минуты часть воздуха выводится из самолёта, а оставшийся повторно проходит через НЕРА-фильтры , очищается и снова подаётся в салон. И так весь полёт.
Заразиться в салоне самолёта можно, если больной сидит рядом или на расстоянии двух-трёх рядов, чихает и кашляет. Чтобы самому не стать источником инфекции, ВОЗ рекомендует отложить перелёт, если есть высокая температура или другие симптомы заболеваний.

Почему появляется сухость в носу и глазах и как от неё избавиться

В воздухе, который поступает в самолёт во время полёта на большой высоте, меньше влаги, чем в воздухе на высоте уровня моря. Его ещё дополнительно осушают, чтобы снизить риск коррозии металла и образования льда во внешних частях самолёта. Поэтому уровень относительной влажности в салоне всегда ниже нормы.

По российскому ГОСТу в жилых помещениях, школах и офисах допустимые значения относительной влажности воздуха — от 30 до 60%. По информации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и учёных, уровень влажности на борту — в среднем до 20%, а вот сотрудник американской компании, которая разрабатывает системы бортовых увлажнителей, приводит другие цифры — от 2 до 12%.

Уровень влажности в разных частях самолёта: меньше всего везёт экипажу — всего 2–3%, а пассажиров класса эконом в этой ситуации можно считать счастливчиками — 12%
Уровень влажности в разных частях самолёта: меньше всего везёт экипажу — всего 2–3%, а пассажиров класса эконом в этой ситуации можно считать счастливчиками — 12% © Ola Haggfeldt, CTT
Сухой воздух — это проблема для кожи, слизистых оболочек и дыхательных путей. Он снижает эффективность работы иммунной системы: слизистые носа и глаз сохнут, а организм хуже сопротивляется вирусам и бактериям.
Чем больше времени самолёт проводит в небе, тем суше воздух в салоне. Эти шампиньоны пролетели более шести часов в бизнес-классе из Стокгольма в Чикаго. В начале полёта уровень влажности в салоне был 40,8%
Чем больше времени самолёт проводит в небе, тем суше воздух в салоне. Эти шампиньоны пролетели более шести часов в бизнес-классе из Стокгольма в Чикаго. В начале полёта уровень влажности в салоне был 40,8%
© Ola Haggfeldt, CTT
А через три часа упал до 6,7% © Ola Haggfeldt, CTT
А через три часа упал до 6,7% © Ola Haggfeldt, CTT
Что делать, чтобы избавиться от сухости в носу и глазах:
  • Взять с собой солевой спрей для носа и пользоваться им каждый раз, когда появляется ощущение сухости. Он не вредит здоровью и увлажняет слизистую в носовых проходах.
  • Людям с проблемами зрения надеть очки вместо контактных линз и использовать специальные увлажняющие капли для глаз.
Сухой воздух и низкая влажность в салоне не вызывают обезвоживания всего организма, поэтому пить больше жидкости не обязательно. Пейте столько, сколько хочется. Переборщить с потреблением жидкости на борту не дадут: запас на высоте ограничен. А чтобы не бегать в туалет каждый час и не тревожить спящих пассажиров, лучше не злоупотреблять чаем, кофе и алкоголем перед вылетом. И стоит помнить, что алкоголь на фоне стресса от сборов и перелёта может вызвать приступы «воздушной ярости» .

Как одеться в самолёт, чтобы было удобно

В длительных авиаперелётах пассажир вынужден постоянно сидеть в своём кресле, не считая редких походов в туалет. Пребывание в течение долгого времени в сидячей позе негативно отражается на кровообращении нижних конечностей. Это напоминает работу насоса, где сердце — насос, проталкивающий воду через изогнутый шланг, а шланг — ноги пассажира. Из-за неподвижности, гипоксии и перепадов давления кровь в ножных венах застаивается и сгущается. Сердце в этом случае испытывает большую нагрузку и работает на износ. Чтобы помочь ему работать в штатном режиме, врачи рекомендуют больше двигаться во время полёта и делать гимнастику. У многих авиакомпаний, например у Lufthansa, в медиасистеме есть курс простых физических упражнений, которые пассажиры могут делать в салоне самолёта.
Что надеть, чтобы одежда не сковывала движений, не мешала упражнениям и помогла согреться в полёте и в комфортных условиях пережить долгий перелёт:
  • Откажитесь от сдавливающей и сковывающей движения одежды: джинсов, кожаных брюк, узких топов и боди, обуви на каблуке или платформе, объёмных украшений и аксессуаров.
  • Надевайте удобную и просторную одежду или возьмите её с собой в ручную кладь и переоденьтесь в самолёте. Запасная одежда пригодится, если во время полёта пролили на себя чай или сок.
  • Возьмите тёплую одежду. В салоне самолёта работает кондиционер, после взлёта на борту часто бывает прохладно, а пледов на всех пассажиров может не хватить. Например, тонкая флисовая кофта на молнии не займёт много места в ручной клади, её удобно надевать и снимать в тесноте.
  • Рекомендуем взять с собой тёплые носки и тапочки, чтобы снять обувь во время полёта. Не торопитесь переобуваться: лучше сделать это после взлёта, когда самолёт поднимется на крейсерскую высоту.
  • Пассажирам с риском тромбоза глубоких вен и заболеваниями вен ног по согласованию с врачом рекомендуем взять компрессионные чулки.
Куртка детская Colmar Facetime Aquarius
+10% к этой скидке до 17:00
4 745 ₽
9 490 ₽
Colmar Куртка детская Colmar Facetime Aquarius
8 10 12 14 16
Куртка женская Colmar Motivation Black
+10% к этой скидке до 17:00
5 436 ₽
13 590 ₽
Colmar Куртка женская Colmar Motivation Black
XL
Куртка детская PinBina W-JG-F-02-11 Bright Fuchsia
+10% к этой скидке до 17:00
3 200 ₽
6 400 ₽
PinBina Куртка детская PinBina W-JG-F-02-11 Bright Fuchsia
140 152 164 176
Куртка детская Lassie Tikka Black
2 499 ₽
Lassie Куртка детская Lassie Tikka Black
128 134 140 146 152 158 164
Куртка мужская Kailas Half-Zip Deep Black
+10% к этой скидке до 17:00
9 443 ₽
13 490 ₽
Kailas Куртка мужская Kailas Half-Zip Deep Black
S M L XL XXL

Как спать в самолёте и высыпаться

Самый простой совет о том, как выспаться в полёте, — бронировать места в бизнес-классе. Там удобные широкие кресла, которые часто трансформируются в полноценную кровать, а на некоторых авиалиниях и вовсе превращаются в удобную светонепроницаемую капсулу.
Не всегда нужно отдать целое состояние, чтобы лететь в бизнес-классе. Часто авиакомпании предлагают пассажирам повысить класс обслуживания на борту, заплатив относительно небольшую сумму, при регистрации и сдаче багажа или при прохождении онлайн-регистрации в приложении.

В сервисе Seat Guru можно посмотреть карту сидений в разных моделях самолёта. Чтобы посмотреть схему салона, нужно выбрать вкладку Seat Maps, ввести авиакомпанию, дату вылета и номер рейса.

Для сравнения: чтобы купить билет в бизнес-класс на рейс «Аэрофлота» Москва — Петропавловск-Камчатский на 3 июля 2023 года, нужно было заплатить 134 198 рублей, за билет на рейс S7 на 4 июля 2023 года из Санкт-Петербурга в Петропавловск-Камчатский с пересадкой в Новосибирске — 69 850 рублей.
Такой шокирующий ценовой диапазон перелёта в бизнес-классе у «Аэрофлота»
Такой шокирующий ценовой диапазон перелёта в бизнес-классе у «Аэрофлота». Источник: aeroflot.ru
Перелёт в бизнес-классе у S7 стоит дешевле, но на лайнерах этой компании кресла в кровать не раскладываются. Зато питание — на высоте
Перелёт в бизнес-классе у S7 стоит дешевле, но на лайнерах этой компании кресла в кровать не раскладываются. Зато питание — на высоте. Источник: S7
Если купить билет в экономкласс, то пересесть в бизнес-класс у «Аэрофлота» можно за 45 000 рублей, а у S7 — за 8 000–12 000 рублей, в зависимости от рейса и его наполняемости (цены указаны на май 2023 года).
Если билет куплен по тарифу эконом, спать придётся полусидя. Чтобы дремать в полёте было комфортнее, возьмите с собой надувную или туристическую подушку, она не занимает много места в ручной клади и будет поддерживать шею во время сна, маску для глаз — защитит от света, беруши в уши — для защиты от постороннего шума.
Чехол для подушки Naturehike 3D Anti-Slip Pillow Cover Grey
+10% к этой скидке до 17:00
315 ₽
450 ₽
Naturehike Чехол для подушки Naturehike 3D Anti-Slip Pillow Cover Grey
1sz
Чехол для подушки Naturehike 3D Anti-Slip Khaki
+10% к этой скидке до 17:00
315 ₽
450 ₽
Naturehike Чехол для подушки Naturehike 3D Anti-Slip Khaki
1sz

Чем заняться в самолёте, чтобы не умереть со скуки

На авиалайнерах «Аэрофлота» и «России», выполняющих перелёты на дальние расстояния, в каждое кресло встроена индивидуальная система мультимедиа. В ней 200 фильмов, мультфильмов, музыкальных альбомов, записей телеэфиров и аудиокниг. Благодаря такому набору развлечений девять часов полёта проходят максимально незаметно.
У S7 подобная система развлечений на борту пока только развивается и доступна на мобильных устройствах пассажиров при подключении к Wi-Fi-сети в салоне. Система также предлагает пассажирам смотреть кинофильмы и сериалы, слушать подкасты и лекции, читать книги и журналы и даже запланировать экскурсию.
Длительный перелёт — прекрасная возможность заниматься тем, что вы долго откладывали на потом: прочесть книгу, посмотреть фильм, предварительно загруженный на устройство, сделать записи в личном дневнике или планере, дорисовать незаконченную композицию и, конечно, почистить фотогалерею смартфона.

Возьмите с собой пауэрбанк и наушники с шумоподавляющим эффектом. Сейчас в кресла на многих новых авиалайнерах встроены USB-разъёмы для зарядки мобильных устройств, но, кто знает, вдруг именно ваш не будет работать.

Чем питаться в самолёте, чтобы было вкусно

Завтрак, обед или ужин ждёт большинство пассажиров самолёта. Еда приносит удовольствие и помогает отвлечься в полёте. Сначала расскажем, какое питание предлагают российские и зарубежные перевозчики, а потом о том, что надо и не надо есть до и во время полёта и что брать с собой на борт.

Чем кормят на российских авиалиниях

Если лететь в классе бизнес или комфорт, то можно рассчитывать на фарфоровую посуду и блюда от шефа, а вот пассажирам экономкласса стоит учитывать, что качество питания за последние три года сильно упало и уменьшился рацион. «Аэрофлот» перестал подавать второй полноценный приём пищи на всех дальневосточных направлениях, поэтому теперь за 6–9 часов пути предложат лишь обед или ужин, а на второй приём — только напиток и небольшой пирожок или злаковый батончик. При этом у пассажиров класса комфорт меню богаче: есть салат, на горячее можно выбрать мясное, рыбное или овощное блюдо.
В самолётах авиакомпании «Россия» по-прежнему два полных обслуживания, на рейсах S7 из Новосибирска и Иркутска кормят только один раз.
Меню в авиакомпании «Аэрофлот» для пассажиров класса эконом. Это первый приём пищи. На горячее — два блюда с мясом на выбор
Меню в авиакомпании «Аэрофлот» для пассажиров класса эконом. Это первый приём пищи. На горячее — два блюда с мясом на выбор. Источник: «Аэрофлот»
Меню второго приёма пищи на рейсах «Аэрофлота» в классе эконом. Чем кормят пассажиров, летящих в Петропавловск-Камчатский, указано в сноске со звёздочкой. Вместо полноценного завтрака, обеда или ужина — батончик мюсли
Меню второго приёма пищи на рейсах «Аэрофлота» в классе эконом. Чем кормят пассажиров, летящих на Камчатку, указано в сноске со звёздочкой. Вместо полноценного завтрака, обеда или ужина — батончик мюсли. Источник: «Аэрофлот»
Тем, кто любит поесть в полёте, советуем подумать о еде с собой. На борт можно взять супы и каши быстрого приготовления, купить сэндвичи в кафе в аэропорту или заказать у авиакомпании дополнительное питание.
На сайте S7 можно выбрать продукты из сети магазинов «Вкусвилл» или блюда из ресторана. Для тех, кто не ест животную пищу, не пьёт молоко и не употребляет глютен, в меню есть вегетарианские, безглютеновые, безлактозные блюда. Для детей и младенцев — отдельные наборы.
В специальном бортовом питании на рейсах «Аэрофлота», следующих на Камчатку, — блюда, разработанные с учётом возраста, медицинских показаний и религиозных убеждений.

Чем кормят на иностранных авиарейсах

Полёт некоторыми зарубежными авиакомпаниями — гастрономический праздник. Рейтингов авиаперевозчиков с лучшим меню на борту много. Показываем обеды нескольких, попавшие во все почётные списки.
Так выглядит обед в экономклассе компании EVA Air — национального перевозчика Тайваня. В наборе много свежих овощей — то, что нужно в долгом перелёте. Источник: EVA Air
Singapore Airlines предоставляет полноценное обслуживание даже на рейсах длительностью менее 3,5 часа . Можно выбрать одно из двух основных блюд европейской или паназиатской кухни и всевозможные напитки. На фото: обед пассажира экономкласса с конджи — супом на основе риса — и банановым пирогом. Источник: Singapore Airlines
Обед в экономклассе японской авиакомпании All Nippon Airways. Пассажиров дальнемагистральных рейсов кормят минимум дважды. Источник: inflightfeed.com

Что есть перед полётом и что взять с собой

Чтобы помочь организму пережить длительный перелёт, за несколько дней до него рекомендуем исключить из рациона холестериносодержащие продукты: жирные сорта мяса, рыбы, а также сало, молоко, сливки, сливочное масло. Перед перелётом советуем есть больше овощей и фруктов, а для приготовления блюд выбирайте оливковое или льняное масло. Эти продукты помогут организму справиться со стрессом, а пассажир не будет страдать в полёте из-за внезапного приступа гастрита где-то над Обской губой или Норильском.
Если объём, калорийность бортового питания от авиакомпании не устраивают, в качестве перекуса можно взять овощи, которые содержат много воды: огурцы или сельдерей. Ещё годятся снеки и бутерброды. Главное — не есть жирную, солёную и острую пищу. На высоте в организме задерживается влага, а соль усугубляет этот процесс. Острое и жирное неблагоприятно воздействует на желудок, вызывая тяжесть и неприятные ощущения. Ещё стоит отказаться от сладких соков, газировок и кофе в пользу обычной воды.

Что положить в аптечку в самолёт и как не забыть самое важное

Опытные путешественники обычно делят аптечку на два условных комплекта: основную часть и бортовой набор. Основная часть, как правило, убирается в багаж: в неё входят средства, которые с высокой долей вероятности не пригодятся во время перелёта. В ручную кладь чаще всего отправляются лекарственные средства, без которых не обойтись в полёте.
Рекомендуем не брать с собой про запас все лекарства, которые есть дома, а ограничиться в «бортовой аптечке» противоаллергенными средствами, назальным сосудосуживающим спреем, анальгетиками и препаратами с ферментами для работы пищеварительной системы.

Как заботиться о коже лица и выглядеть свежо

В салоне самолёта уровень относительной влажности ниже нормы. Кожа лица может отреагировать на сухой воздух по-разному: появится ощущение сухости и стянутости либо кожа начнёт вырабатывать кожное сало, чтобы компенсировать сухость. А ещё из-за сгущённой крови и длительного неподвижного положения к концу рейса на лице могут появиться отёки. Чтобы пассажиры классов бизнес и комфорт, могли ухаживать за кожей лица в полёте, авиакомпании обычно дарят косметические наборы. Тем, кто летит в экономклассе или предпочитает пользоваться своим средствами ухода, нужно собрать такой набор самостоятельно. Напоминаем, что в ручную кладь можно брать контейнеры и ёмкости с жидкостью объёмом не более 100 миллилитров. Суммарно их объём не должен превышать один литр, то есть не больше 10 бутылочек по 100 миллилитров.
Как ухаживать за кожей и что положить в косметичку:
  • очистить и увлажнить кожу лица перед полётом;
  • взять с собой спрей-гидролат или минеральную воду для лица и наносить их каждые два-три часа;
  • не забыть увлажняющие средства без спирта (он сушит кожу): крем, маску и патчи для глаз — и применять их по необходимости;
  • если кожа сильно реагирует на обезвоживание, взять с собой питательное масло, например жожоба, в нём есть омега жирные кислоты, они глубоко увлажняют и питают кожу.

Джетлаг, или синдром смены часовых поясов: что это такое и как быстро прийти в норму

Джетлаг, или синдром смены часовых поясов, — это синдром, вызванный сбоем биологических часов, то есть нарушением циркадных ритмов человека. С ним сталкивается большинство путешественников, пересекающих в полёте пять или более часовых поясов. Даже проспав весь полёт, чувствовать себя бодрым на 100% получится вряд ли. Джетлаг обычно проявляется недомоганием, бессонницей или дневной сонливостью, ухудшением способности концентрировать внимание и сниженным настроением. При перелёте в восточном направлении он проявляется сильнее, чем при полёте на запад.
Что делать, чтобы облегчить синдром смены часовых поясов:
  • заранее перевести часы на время региона, в который летите, чтобы привыкнуть к новому времени;
  • за несколько дней до поездки пораньше ложиться и пораньше вставать, чтобы приучить себя к новому ритму;
  • после прилёта в течение двух-трёх суток планировать важные дела на первую половину дня: человек после смены часовых поясов в восточном направлении наиболее активен именно в эти часы;
  • не спешить бежать на восхождение или прыгать на борт яхты, а заселиться в отель, принять тонизирующий душ, позавтракать и дать себе день или два на отдых;
  • не поддаваться искушению спать днём, такой сон не позволит быстро войти в режим, и после него вряд ли получится заснуть ночью;
  • оставаться на дневном свете столько, сколько это возможно: свет препятствует выработке гормона мелатонина, который ориентирует организм человека на сон;
  • постараться хорошо выспаться в первую ночь после прилёта.

Что запомнить

  • Настройтесь на спокойный перелёт.
  • Наденьте удобную и свободную одежду, возьмите тапочки или тёплые носки.
  • Не забудьте увлажняющие капли для глаз и носа, маску для лица.
  • Закажите особое меню или питание на борту или возьмите в дорогу любимые овощи и снеки.
  • Возьмите аптечку и косметичку с увлажняющими средствами.
  • После прилёта старайтесь не спать до захода солнца и дайте себе время, чтобы привыкнуть к новому ритму жизни.

Об авторе

© Спорт-Марафон, 2025 Данная публикация является объектом авторского права. Запрещается копирование текста на другие сайты и ресурсы в Интернете без предварительного согласия правообладателя — blog@sport-marafon.ru
Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях
Мне нравится

Товары по теме

Статьи по теме

В рассылке блога мы рассказываем о новых коллекциях
, интересных товарах

и людях
Если у вас есть вопросы или пожелания по блогу, пишите их нам, мы постараемся учесть.
Напишите нам, о чём бы вы хотели прочитать в нашем блоге.
Заметили ошибку? Выделите текст ошибки, нажмите Ctrl+Enter, отправьте форму. Мы постараемся исправить ее.