«У вас перевес!», «Палки нельзя в ручную кладь», «Мультитул переложите в багаж» и другие не самые приятные фразы работников аэропорта могут не просто испортить настроение перед полётом, но и оставить вас без важного снаряжения. Чтобы перед посадкой в самолёт не возникло неприятной ситуации с багажом, воспользуйтесь нашими советами.
Как уместить все вещи в ручную кладь
Летать с одной лишь ручной кладью и не сдавать вещи в багаж — идеальный вариант путешествия. Если правильно подобрать снаряжение и сделать грамотную раскладку, то с рюкзаком, подходящим по габаритам и весу для ручной клади, можно отправиться и в недельный поход. Даже легкоходом быть не обязательно. Вот какие преимущества у перелётов с ручной кладью без багажа.
- Сэкономите на билетах и сможете пользоваться лоукостерами, предполагающими путешествия налегке. Ведь доплата за багаж порой равна цене самого билета, а то и в несколько раз выше.
- Рюкзак не потеряется в аэропорту или в зоне транзита и 100% прибудет в пункт назначения, не порвётся и не испачкается при транспортировке, его содержимое будет в целости и сохранности, а ещё вам не придётся тратить время на ожидание и получение багажа по прилёте.
- Не опоздаете на стыковочный рейс. Если вы летите двумя или несколькими разными авиакомпаниями, придётся на каждом сегменте сдавать багаж, затем получать его и сдавать снова. На эти манипуляции требуется стыковка не менее полутора часов. Кроме того, нужно учитывать, что при пересадке в аэропорту могут меняться требования к содержимому рюкзака. Например, на одном рейсе могут не пропустить в салон рации, а на другом — карабины.
- Не будете нервничать, если у вас есть фобия, что багаж не долетит — что происходит регулярно, а это потеря времени, нервов, денег и впечатлений от поездки. Особенно если ваш маршрут расписан по дням и не предполагает запасного времени на ожидание потерянного рюкзака и всевозможные поиски нового снаряжения.
Какие нормы ручной клади бывают
Условия провоза багажа и ручной клади у разных авиакомпаний могут различаться и ежегодно меняться, поэтому перед покупкой билетов нужно почитать правила или даже уточнить нюансы по телефону или электронной почте. Кроме того, вес и количество мест ручной клади, как и багажа, зависят от тарифа билета. Чаще всего экономкласс даёт право провозить на борту кладь весом до 10 кг, а бизнес-класс — до 15 кг.
Собрали требования к габаритам и весу ручной клади самых популярных авиаперевозчиков в 2020 году. Перед вылетом прикиньте, подходит ли ваш рюкзак под эти нормы.
- У «Победы» самые жёсткие правила: пассажирам разрешается взять бесплатно в салон одно место ручной клади весом до 10 кг и габаритами 36×30×4 см и в дополнение к этому — сумку любого веса, если она проходит через рамку габаритами 36×30×27 см. Никакой походный рюкзак, даже самый компактный, не получится втиснуть в эти размеры.
- Норма ручной клади экономтарифов авиакомпаний «Аэрофлот», S7, Ryanair, Norwegian — сумка габаритами 55х40х20 см и весом 10 кг. Лоукостер Wizz Air также позволяет брать на борт 10 кг клади, но размеры её не должны превышать 40х30х20 см.
- AirBaltic, Lufthansa, Alitalia и Tap Portugal разрешают провозить в салоне не более 8 кг клади, а AirAsia — не более 7 кг.
- «Уральские авиалинии» и Nordavia ограничились лишь пятью килограммами при габаритах 55х40х20 см, а Utair и того меньше — 5 кг при размерах сумки 40х30х20 см.
- У авиакомпании «Россия» вес ручной клади зависит от номера рейса и может быть либо 5 кг, либо 10 кг.
- У европейского лоукостера EasyJet нет ограничений по весу клади, но её габариты не должны превышать 45х36х20 см.
- В 2020 году у Turkish Airlines новые правила: в салон самолёта разрешается взять лишь один личный предмет — сумку, ноутбук, фотоаппарат и прочее — весом не более 4 кг. Одна единица ручной клади до 8 кг будет бесплатно провозиться в багажном отделении.
Важно
Перед полётом проверьте условия провоза багажа вашей авиакомпанией непосредственно на её сайте. Они могут меняться, а мы не успеем отследить.
Обычно сотрудники авиакомпаний не обращают особого внимания на ручную кладь, не проверяют вес и не требуют поместить поклажу в калибратор, если она не бросается в глаза своими габаритами. Но некоторые перевозчики — особенно лоукостеры — могут взвешивать и измерять габариты аж в трёх местах: на стойке регистрации, на входе в зону контроля безопасности и на выходе на посадку в самолёт.
Как уменьшить вес и объём рюкзака, чтобы уместить его в ручную кладь
Собрали шесть полезных советов, как распределить снаряжение на себе так, чтобы не пришлось сдавать его в багаж. Все советы рабочие и проверены в реальных условиях.
- Надеть на себя всю объёмную одежду. Куртку, флиску, толстовку и брюки можно повязать вокруг пояса. Если закрепить концы рукавов и штанин, то получится дополнительное хранилище для небольших вещей. Рукава куртки, повязанной на поясе, можно набить носками, термобельём, надувным ковриком, продуктами питания, в капюшоне зафиксировать спальный мешок. Компактные, но тяжёлые предметы, например пауэрбанки, можно распределить по карманам, а спальник накинуть сверху, как пончо. Выглядеть будет странно, но зато это легально и реально работает. После прохождения контроля и посадки в самолёт следует разобрать хитрую конструкцию и поместить одежду и снаряжение на багажную полку или под сиденье, сложив в пакет.
- Не брать в ручную кладь то, что можно купить по прилёте: часть раскладки, предметы гигиены, шлёпанцы. Если перед выходом на маршрут можно зайти в магазин, то почему бы не заложить час-полтора, чтобы докупить всё необходимое, а не тащить из дома? Конечно, сублиматы и готовое туристическое питание лучше приобрести заранее. А вот крупы, батончики, сыры и колбасы продаются практически во всех странах мира.
- Упаковать вещи в компрессионные и гермомешки. В такие мешки можно сложить и спальник, и одежду. Как следует выдавливаете воздух, скручиваете получше — и получаете вещи практически в вакууме.
- Использовать рюкзаки системы ролл-топ. Они легко уменьшаются в объёме за счёт закручивающегося верхнего отсека. Уместить такой рюкзак в рамку ручной клади гораздо проще, чем обычный.
- Складывать вещи в рюкзак с мягкой или съёмной спинкой, который проще утрамбовать в калибратор.
- Носить «жилет Вассермана». Это разгрузочная жилетка со множеством отсеков и карманов по всей поверхности изделия. Практика показывает, что такой предмет гардероба способен вместить больше десятка килограммов вещей различного размера — от мелочовки до спального мешка. У Анатолия Александровича, например, жилет вместе со всем добром весит 7 кг.
Что запрещено упаковывать в ручную кладь
Списки запрещённых в ручной клади вещей отличаются в разных странах и даже в разных авиакомпаниях. Но принцип везде один: если предмет не острый, не взрывоопасный и влезает по габаритам в ручную кладь, значит, его можно брать в салон.
Выбрасывать нельзя оставить.
Ножи, пилы, топоры, ледорубы и прочие колюще-режущие предметы в ручной клади не допускаются. Запрещён даже мультитул.
Треккинговые палки также нельзя брать с собой на борт самолёта. Из-за острого наконечника они приравниваются к холодному оружию. Палки придётся сдать в багаж, причём желательно положить их внутрь рюкзака, чтобы они не пострадали от неаккуратных действий грузчиков.
Колышки от палатки, скорее всего, тоже заставят выложить, а вот металлические дуги разрешено пронести в ручной клади.
Неоднозначная ситуация с вилками: не все авиакомпании считают этот прибор безопасным.
Щипчики, ножницы, металлические пилочки для ногтей, швейные иглы лучше также оставить дома или сдать в багаж: всё это можно провозить в багажном отделении.
Жидкости, гели и аэрозоли в бутылках объёмом больше 100 мл в кладь не допускаются. Мёд и варенье, масло и сгущёнка, лекарственные средства и мази — не исключение.
К медикаментам также стоит отнестись внимательно: для некоторых препаратов может потребоваться рецепт врача, а часть лекарств и вовсе запрещены в ряде стран. Например, корвалол в Европе и США.
Легковоспламеняющиеся предметы нельзя провозить ни в ручной клади, ни в багаже. К ним относятся не только газовые баллоны, бензин, петарды и фальшфейеры, но и спирт, ацетон, бензиновые зажигалки, спички и огниво. А вот обычные газовые зажигалки и горелки с пьезоподжигом брать на борт разрешено.
В ручную кладь разрешено класть большинство продуктов питания: сублиматы, крупы, орехи, сухофрукты, колбасы, конфеты, батончики, твёрдый сыр. А вот консервы, поскольку они относятся к категории «жидкости», будь то мясо, рыба, икра или паштет, можно взять только ёмкостью не более 100 мл. Самооткрывающиеся консервы и вовсе запрещено провозить в салоне воздушного судна.
На ввоз некоторых продуктов питания в разных странах вводятся ограничения. Обычно это касается мясных и молочных изделий, овощей и фруктов. Например, колбасу и сало можно провозить в ручной клади только в заводской упаковке и весом не более 1 кг. А в страны Евросоюза сало и колбасу ввозить нельзя. То же касается и некоторых других съестных припасов. Поэтому перед полётом стоит заранее уточнить список того, что можно брать на борт, а что нельзя.
Примеры товаров, запрещённых к ввозу и вывозу в разных странах:
- В Швейцарию строго запрещено ввозить копии швейцарских часов.
- В Новую Зеландию нельзя лететь с велосипедом.
- В Китай запрещается провозить зажигалки.
- В Россию и многие другие страны нельзя ввозить посадочный материал (семена, луковицы, черенки, саженцы) и живые укоренённые растения.
- Отправляясь в Израиль, не берите с собой азартные игры.
- Из многих стран Евросоюза запрещено свободно вывозить картины, скульптуры, вазы, антиквариат и произведения искусства возрастом более 100 лет. Придётся оформить разрешение министерства культуры. Вообще, у таможенника могут возникнуть подозрения в принадлежности к антиквариату практически любого сувенира. Поэтому сохраняйте чеки и сертификаты. С фрагментами мозаики, кусками мрамора, камнями и ракушками также следует быть очень осторожным: их вполне можно причислить к археологическим и культурным ценностям.
- В Тунисе действует строгий запрет на ввоз и вывоз хны. Запрет ввели после того, как под видом хны перевозили наркотики.
- В Таиланд строго запрещено везти вейпы и электронные сигареты, а вывозить — фрукт дуриан и статуэтки Будды высотой больше 13 см.
- В Перу нельзя ввозить витамины.
Рога, шкуры и прочие охотничьи трофеи тоже запрещено проносить на борт самолёта.
Как подготовить рюкзак к перелёту
Если в ручную кладь не уложились и собираете рюкзак, чтобы сдать его в багаж, учтите важные моменты:
- Все хрупкие и особо ценные вещи стоит положить в ручную кладь. Если они полетят в багажном отсеке, обмотайте их чем-то мягким и положите в середину рюкзака. Так меньше вероятность того, что они повредятся или разобьются во время погрузки.
- Газ, сухой спирт, петарды, фальшфейеры запрещены к провозу, не кладите их в рюкзак. Будьте внимательны с мультитопливной или бензиновой горелкой: если в бутылке остались хотя бы пары топлива, горелку попросят выложить. Чтобы такого не произошло, следует хорошенько промыть и просушить ёмкость из-под жидкого топлива.
- Провозить литиевые батареи, обычные аккумуляторы и пауэрбанки разрешается только в ручной клади. При этом мощность аккумулятора не должна превышать 100 Вт⋅ч.
- Дроны и другие девайсы с дистанционным управлением можно везти и в багаже (без батареи), и в ручной клади при условии, что мощность аккумулятора не больше 100 Вт⋅ч. Некоторые авиакомпании требуют оформить документ для регистрации дрона либо вовсе запрещают перевозить подобные устройства. Поэтому перед полётом нужно заранее уточнить условия перевозки коптеров и, если необходимо, сообщить, что вы планируете брать дрон в ручную кладь. Это можно сделать на сайте авиакомпании — в чате или форме обратной связи, по электронной почте или мессенджеру, а можно и по телефону горячей линии авиакомпании. Если вы собираетесь лететь в другую страну, узнайте, какие условия использования дронов в ней предусмотрены. В некоторые страны ввоз дронов запрещён. Например, в Марокко или Вьетнам.
- Перевозить лавинные рюкзаки типа ABS или Snowpulse, содержащие баллон со сжатым газом (ABS содержат ещё и пиропатрон), сейчас проще, чем несколько лет назад. Разумеется, перед вылетом обязательно следует заранее обратиться в отдел по обслуживанию клиентов для получения разрешения от авиакомпании на провоз. А перед регистрацией придётся открутить баллон и сдать его вместе с ручкой в багаж.
Сколько может весить багаж
У большинства авиакомпаний норма бесплатного багажа — это одно место весом до 20–23 кг и габаритами в сумме до 158 см. Если ваш багаж выходит за рамки 158 см, например, вы везёте спортинвентарь — лыжи, сноуборд, велосипед, каяк, то вам нужно оформить его на отдельной стойке или сдать в отдельное окошко. У некоторых авиакомпаний спортинвентарь включён в норму бесплатного багажа. Это надо уточнять при покупке билетов. Кроме того, следует заранее уведомить авиакомпанию по телефону или электронной почте о том, что у вас негабаритный багаж либо спортивное снаряжение.
Если ваш багаж по весу или количеству мест превышает норму, предусмотренную билетом, за него придётся доплачивать. Некоторые авиакомпании допускают перевес 1–2 кг, но чаще всего нужно оплатить каждый килограмм сверх меры. У всех перевозчиков разная стоимость доплаты. На сайтах авиакомпаний не всегда указаны расценки за сверхнормативный багаж, поэтому проще всего уточнять этот вопрос по телефону горячей линии перевозчика.
Если багаж весит больше 32 кг, то он считается тяжеловесным. Такой груз можно перевозить только при согласовании с авиакомпанией. В день вылета нужно приехать в аэропорт заранее, поскольку сдача тяжеловесного багажа может занять больше времени. Кроме того, есть вероятность, что в багажном отсеке закончится место, и тогда перевозчик будет вынужден отказать вам в провозе вашего тяжёлого груза. Чтобы не попасть в неприятную ситуацию, попробуйте воспользоваться услугами транспортных компаний.
Оплачивать багаж выгоднее всего на сайте авиакомпании или через приложение, обязательно до прохождения регистрации на сайте и не позднее чем за 4 часа до вылета. В аэропорту оплата багажа и прочих услуг выйдет значительно дороже.
Как упаковать багаж
Чем качественнее вы соберёте рюкзак, тем меньше нервов потратите в ожидании своего багажа на транспортной ленте в аэропорту. Мы уже писали о том, как уложить рюкзак для похода, теперь рассказываем об упаковке снаряжения для перелётов.
- Стропы, лямки, фастексы, оттяжки и прочие части рюкзака следует примотать к рюкзаку, чтобы они не зацепились за элементы багажной ленты и других транспортных механизмов. В идеале — обмотать рюкзак плёнкой, оставив только ручку для переноса.
- Чтобы рюкзак не испачкался и не пострадал от действий грузчиков, можно использовать транспортировочный чехол или баул, сделанный из прочной непромокаемой ткани. По прилёте их можно свернуть и убрать в рюкзак. Чехол можно заменить и простым дождевиком — он же накидка, он же raincover, — который фиксируется на рюкзаке стяжками или скотчем.
- Некоторые перевозчики могут посчитать рюкзак с прикреплённой к нему пенкой за два багажных места и потребуют доплату. Чтобы такого не произошло, пенку можно упаковать внутрь рюкзака, развернув цилиндром и плотно прижав к стенкам рюкзака. Если пенка не помещается, её можно оставить снаружи, но обернуть весь багаж плёнкой или накинуть дождевик. Имейте в виду, что получившаяся конструкция должна соответствовать габаритам.
- Чтобы увеличить объём рюкзака, можно воспользоваться навесными карманами на рюкзак либо подсумками. Они надёжно пристёгиваются к любому рюкзаку.
- Для частых перелётов лучше использовать рюкзак со съёмным клапаном, который можно взять в ручную кладь как поясную сумку, если он не впишется в разрешённые габариты.
Как отправить рюкзак транспортной компанией
Отправить часть снаряжения самому себе почтой или службой доставки — рабочая схема, позволяющая сэкономить деньги за багажное место, если перевозите тяжёлый или объёмный груз и имеете запас времени. Так можно отправлять себе продукты, вещи и различное снаряжение, в том числе байдарку, катамаран, велосипед (и даже мотоцикл), в промежуточные точки маршрута, чтобы не таскать сразу всё добро. А ещё можно отправить снаряжение и сувениры домой в конце похода и лететь налегке.
Смотрели фильм «Дикая»? Вот яркий пример того, насколько удобно пользоваться услугами доставки. Этот способ, распространённый в Штатах и Европе, прекрасно работает и в России. Главное — рассчитать сроки с запасом, чтобы ваши вещи успели вовремя прийти. Разумеется, риск не получить посылку есть всегда, но чаще всего службы доставки и даже «Почта России» работают без серьёзных косяков. Минус посылки самому себе — груз нужно собрать заранее, довезти до терминала или заказать услугу курьерской доставки за доплату, а потом забрать или снова заплатить курьеру.
В России наиболее популярные и надёжные транспортные компании — ПЭК, СДЭК, «Деловые линии», GTD, «ЖелДорЭкспедиция», «Энергия».
Чтобы отправить багаж в определённый населённый пункт, нужно выяснить, терминалы каких перевозчиков там есть. Ехать за своей посылкой за 50 км в соседний город — лишняя трата времени и сил.
Рассчитать срок и ориентировочную стоимость доставки можно на официальных сайтах компаний — на специальных калькуляторах. Для этого нужно прикинуть объём и габариты груза: длину, ширину, высоту. Вот примеры того, сколько стоит отправить туристическое и спортивное снаряжение транспортной компанией по России.
- Летите из Москвы в Горный Алтай на пару недель покататься на каяке. Везёте с собой рюкзак с вещами и каяк длиной 3 метра и весом 25 кг. Тащить такую лодку в самолёт неудобно и неразумно, но возможно. Например, авиакомпания S7 запросит 3300 рублей за дополнительное место багажа весом до 23 кг, 3300 рублей за перевес и ещё 3300 рублей за превышение габаритов. Итого 9900 рублей за транспортировку лодки в один конец. Если вы отправите каяк транспортной компанией, это сэкономит вам и деньги, и силы. Например, ПЭК доставит вашу лодку за 8–9 дней до Бийска, и обойдётся эта услуга примерно в 4000 рублей. Если вы всё-таки решите взять каяк на Алтае напрокат, то получится 700–800 рублей в сутки.
- Летите вдвоём из Москвы в Иркутск, чтобы покататься на коньках по льду Байкала. В багаже — два рюкзака общим весом 40 кг и сани. Средняя стоимость багажного места в экономтарифе — 2 500 рублей. Получится 5 000 рублей в один конец. В два — 10 000 рублей. СДЭК транспортирует такой груз за 3 200 рублей без учёта упаковки и услуг курьерской доставки. Правда, ждать свои вещи придётся не меньше восьми дней.
Когда будете отправлять груз, к срокам доставки прибавьте запас в несколько дней: на непредвиденные ситуации и официальные праздничные дни, выпадающие на выходные. Большинство посылок перевозят автотранспортом — так дешевле, поэтому на срок доставки влияют погодные условия и ситуация на дорогах. А ещё расторопность сотрудников офиса и терминалов. У большинства компаний есть трекинг-сервис, где по номеру накладной можно отследить, где находится груз.
За доплату можно заказать упаковку: мешок, если груз не хрупкий, или деревянную обрешётку, если боитесь, что содержимое помнётся или разобьётся, стретч-плёнку в терминалах выдают бесплатно.
Путешествуйте без проблем и с удовольствием. А мы поможем определиться с направлением, посоветуем, как выбрать снаряжение, и покажем лекции и мастер-классы самых крутых экспертов в мире outdoor.