Давно известный, хотя и принадлежащий неизвестному автору афоризм гласит: «Горные лыжи — это не просто две дощечки, прикреплённые к ногам, а целый комплекс мероприятий!» Похоже, что эту гениальную формулу вывели во время начала массового увлечения горными лыжами, когда из элитарного оно стало превращаться в общедоступное.
В 80-е годы прошлого столетия в спортмагах столицы начали «выбрасывать» в продажу польские лыжи по прозвищу «Полуспорты» и чешские ботинки «Ботас». И даже по вполне приемлемым ценам. Самым популярным местом, где приобретали лыжи, была толкучка на Сайкина, 4. Обзаведясь снаряжением, народ стал массово выезжать на склоны окрестных горок. И опять же доподлинно не известно, кому первому в голову пришла идея провести карнавал на лыжах…

Традиция устраивать костюмированные представления во время проводов зимы уходит корнями в глубокую древность. Масленичные карнавалы длятся целую неделю. Их празднуют и в России, и в Западной Европе. Так что провожать зиму на лыжах и в карнавальных костюмах было не так уж и по-новому.
В последнее время устраивается немало разнообразных фестивалей и других мероприятий на горнолыжных склонах и курортах. В Приэльбрусье много лет подряд проходит фестиваль под названием «Чегетия» — праздник музыки и спорта, в котором принимают участие горнолыжники и любители бардовской песни. В ходе фестиваля проводится традиционный первоапрельский карнавал, организуются концерты известных горнолыжных бардов, конкурс авторской песни. Горнолыжник-бард Михаил Калинкин, постоянный участник фестиваля, даже сочинил такую песню о горнолыжном карнавале:
Кружатся
Сосны, берёзки,
Лыжи и доски.
Круглый и плоский,
Шумный и броский,
Каждому не удержаться
На карнавале.
Горнолыжный карнавал!
В небо воротами примет меня деревянный помост,
Ангел-хранитель в куртке канатчика скажет: «Привет!»
И головою касаясь последних утренних звёзд,
Я вдруг почувствую: грусти-то нет!
Сосны, берёзки,
Лыжи и доски.
Круглый и плоский,
Шумный и броский,
Каждому не удержаться
На карнавале.
Горнолыжный карнавал!
В небо воротами примет меня деревянный помост,
Ангел-хранитель в куртке канатчика скажет: «Привет!»
И головою касаясь последних утренних звёзд,
Я вдруг почувствую: грусти-то нет!
В сибирском Шерегеше с 2004 года ежегодно проходит горнолыжный фестиваль «БАльшой снег. Неспортивные игры» с весьма разнообразной программой. В рамках фестиваля GrelkaFest в том же Шерегеше неоднократно собирались сотни лыжников и бордеров для установления рекордов по массовому спуску с горы в купальных костюмах.
А вот лет 30–40 назад всё было иначе. Всенародными праздниками тогда считались только 1 Мая, День Победы и годовщина Октябрьской революции. Остальные праздники были самодеятельными. Как и горновалы. Этимология слова «горновал» отсылает нас к сочетанию двух слов — «горный» и «карнавал» — и подразумевает карнавал на горе и на горных лыжах.
Горновальное движение зародилось в конце 70-х — начале 80-х годов во время роста популярности горных лыж. На подмосковных горках самыми популярными стали карнавалы, которые устраивались на склонах у деревни Муханки в окрестностях станции Турист.
Первый официальный горновал состоялся в 1980 году. С него и пошёл отсчёт всех последующих. Инициаторами проведения выступали два клуба: Лыжный клуб архитекторов (ЛКА) и Спортивный клуб Академии наук (СКАН). Программа первого фестиваля, к сожалению, не сохранилась. Но зато ко второму горновалу афиша была нарисована заранее и размножена на копировальном аппарате.
Второй весенний горнолыжный фестиваль «Под Муханками» проходил 29 марта 1981 года. Начинался он с парада участников, затем были ГОЛОвокружительные (от слова «голый») трюки на снегу и невинные фейерверки страшной убедительной силы.
В шуточных соревнованиях состязались Блондины и Брюнеты, дали старт в скоростном спуске Матери и Ребёнка. В артистической части была продемонстрирована лыжезация классики: по Льву Толстому — «Анна Каренина против локомотива», по Шекспиру — «Мария Стюарт остаётся в форме».
В конкурсе на лучший костюм выбирали самые оригинальные. Победители получали необыкновенные призы, а дети — съедобные. Довольны остались все: и те, кто просто смотрел, и те, кто приехал в своих костюмах, а главное — те, кто полностью включился в проведение праздника.
Фестиваль стал ежегодным и начал собирать уже такое количество зрителей и участников, что его было решено перенести на более просторные склоны около деревни Горки.
Четвёртый по счёту горновал под названием «Прощание со снегом» прошёл при полном аншлаге. В назначенный день — последние выходные марта — в Горки добирались кто как мог. Кто-то ехал на электричке от Савёловского вокзала, кто-то на автобусах. Организаторами были специально заказаны автобусы «Икарус». На склонах собралось более тысячи участников и зрителей. Приехали представители прессы и телевидения.
Всё началось с запуска чего-то совершенно секретного, продолжилось парадом юных суфражисток СКАН-Кордебалет под самоуправлением Шкворунца. Затем выступила команда Free-Style.
В программе большинства горновалов принимали участие последователи новейшего в то время лыжного направления — фристайла. Причём, что характерно, объединение любителей лыж вольного стиля начинается практически одновременно с ростом популярности горновалов.
По инициативе Игоря Столярова, работавшего тогда в СКАНе, был создан Спортивный клуб лыж вольного стиля. Впервые любители фристайла объединились в одну организацию в начале 80-х годов. До этого если они и выступали, то в основном сами по себе и изредка на всяких массовых мероприятиях. Это сейчас фристайл, включающий в себя могул и лыжную акробатику, входит в олимпийскую программу и по нему проводят соревнования Кубка мира. А тогда он даже не был ещё признан видом спорта. Вот ребята и занимались популяризацией фристайла где только могли.
Свободный стиль в лыжном катании в то время понимался очень широко. Главное было, чтобы спуски отличались от классики: езда задом наперёд, на одной лыже, выполнение различных элементов, взятых из фигурного катания на коньках, прыжки с трамплина и даже сальто вперёд или назад.
Мода пришла, как водится, с Дикого Запада — в Америке таких лыжников называли хотдоггерами (от английского hot dog). Там, за бугром, во фристайле уже выделился в отдельное направление лыжный балет — фигурное катание на лыжах. Выглядело это очень красиво: лыжник спускался по склону под музыку, выполняя различные элементы из фигурного катания на коньках. Большое значение придавалось и костюму выступающего. Для балета даже существовали специальные лыжи.
Один из ветеранов фристайла — Сергей Егоров — работал тогда на отечественном предприятии ВИЛС, наладившем выпуск горных лыж под своей маркой. Он своими руками на заводском оборудовании сделал штучную партию лыж специально для балета и сам выступал на них. Такие лыжи были короче классических и имели мягкие пятку и носок.
Лыжный балет тогда был в диковинку и вызывал огромный интерес. Поэтому в программу горновалов традиционно включались выступления фристайлистов.
Ещё во время горновала проводились разнообразные шутливые соревнования. Трасса слалома ставилась не простая, а с подвохом. Габарит-слалом, он же трасса «ужества», требовал от участников изящной фигуры. Ворота с каждым поворотом становились всё уже и уже.
Ещё была эстафета под названием «Смени партнёра». Фишка состояла в том, что на команду была всего одна пара лыж и участники передавали её друг другу. А поскольку размер ботинок у всех был разный, на смену требовалось время. Самые находчивые просто снимали ботинки вместе с лыжами.
Затем был слалом имени Степана Разина с прокатом девушек «И за борт её бросает в набежавшую толпу…».
Не были забыты и дети. Детский марафон под названием «Горный ручеёк» завершался получением сладостей всеми участниками.
Одним из важнейших пунктов программы был показ мод — совершенно феерический конкурс костюмов.
Традиционно на закрытии горновала сжигалось соломенное чучело лыжника — так почитатели снега и лыж символически прощались с уходящим сезоном.
Пятый, юбилейный горновал под названием «Хаппунинг в белом» опять провели в Горках. Он всё равно считался муханковским с порядковым номером V, и отмечали его особенно грандиозно. На время действия горновала даже вводилась условная денежная единица — мухань.
Впервые была осуществлена попытка сделать из мухи слона — в горновале принял участие летающий шестимоторный слон-моноплан по имени Голиаф.
Празднество началось с традиционного съезда с горы «с понтом» всех, кто в костюмах. Сколько же было изобретательности и фантазии в этих костюмах!
Вот по склону съезжает корова, причём почему-то на трёх парах лыж. Следом за ней девушка-пастушка тоже, конечно, на лыжах. Вверху появляется целая акробатическая группа на пяти парах лыж, представляющая гигантского зелёного змия, сжимающего в стальных объятиях огромную бутыль с надписью «Гадость». Затем на гору высыпали ведьмы-феминистки, устроившие настоящий шабаш на лысеющей горе.
В спортивной части проводились эстафета «Па-де-Труа», аттракцион «Верблюд и игольное ушко», детские гонки «Спокойно, малыши».
В финале праздника была построена живая пирамида имени товарища Хеопса и состоялось подведение итогов конкурса костюмов.
После юбилейного 5-го горновала праздники продолжались. На следующий, 1985 год они опять вернулись в родную деревню Муханки. VI фестиваль назвали горновалом нового типа: «Спорновалом» — спортивно-спонтанным мероприятием с концом в виде декристаллизации снежного покрова.
По сути, в программе опять были непременные пиротехнические развлечения, соревнования по групповому спуску, конкурс костюмов, леденящее душу выступление героев вольного стиля, конкурс на лучшую лыжезацию прозы и завершающий фейерверк по причине окончания сезона. В течение всего дня происходило ориентирование в горнолыжном инвентаре и пространстве на обзорной трассе ужасов.
Горновал MUHANKY VII проходил под девизом «Дети с нами! Дети как мы! Дети лучше нас!», и каждый подъём был посвящён спуску. В загадочном весеннем биатлоне принимали участие «Ускоряющие папы», работали примитивный папский фуникулёр «Отчизна» (папа — наша опора) и школа юных следопытов. Во время фестиваля функционировал безалкогольный коктейль-бар «Развод по-мухански» и происходил незаметный перевод часов туда-сюда, кому-куда. И в заключение состоялось воспламенение символов памяти Великого Сазона.
Торжественные проводы сезона происходили до конца 80-х, а в 90-е стало уже не до карнавалов — страна разваливалась, наступил передел собственности, денег у многих совсем не стало, кризис шёл за кризисом. Многие из организаторов и участников тех самых горновалов разъехались по разным странам. Кто-то сейчас живёт в США, кто-то в Европе, кто-то остался в России…
Изменилось время, другими стали и люди. Тогда всё делалось на чистом энтузиазме, сейчас на организации фестивалей зарабатывают неплохие деньги. Совершенно конкретные деньги, а не мухани, которые были введены в качестве денежной единицы на 5-м горновале в далёком 1984-м. Не буду пытаться оценивать, хорошо ли это или плохо… Просто настали другие времена… Но тогда было особенно весело и интересно провожать уходящий сезон подобным образом!