История Leki начинается вскоре после окончания Второй мировой войны в местечке Dettingen unter Teck (Деттинген-унтер-Тек). Это места, богатые на достижения цивилизации: недалеко Штутгарт с «Мерседесом-Бенц», чуть ниже романтический Шварцвальд с не менее значимыми часами с кукушкой.
Основатель фирмы Карл Ленхарт зарабатывал на жизнь изготовлением логотипов из дерева для булочных и мясных лавок, резчик по-нашему. Но, что важнее для дальнейшего развития истории, его жизненным увлечением были горы, и он хорошо катался на лыжах. В те времена это включало в себя не только умение спуститься с горы, но и совершить подъём, а значит — активно пользоваться палками.
Как человек педантичный, а швабы этим отличаются, герр Ленхарт предъявлял высокие требования к своему инвентарю. В поисках совершенства он постоянно пытался что-то изменить, улучшить, благо под рукой была собственная мастерская. На взгляд обывателя, он занимался изобретением велосипеда. Да что велосипеда… изобретением палки лыжной, история существования которой к этому моменту уже насчитывала более 4 тысяч лет.

Карл начал с малого: изготавливал эргономичные рукоятки для лыжных палок и сменные кольца с гильзами Lekifix, которые к началу 60-х годов пошли в мелкосерийное производство. Система Lekifix стала первым патентом бренда, а хобби превратилось в основной способ заработка.
Тогда же Ленхарт начал производство стержней для палок из алюминия и стекловолокна. Ему пригодился опыт работы с этими материалами в самолётостроении. Карл, помимо всего прочего, был и пилотом-любителем. Заметим, что первые в мире палки из стекловолокна были изготовлены с трубками от Leki.
Прочные и лёгкие палки из алюминия пришли на смену дереву и стали. Их появление отразилось и на горнолыжной технике — стало возможным катание быстрыми короткими поворотами. Это подогрело интерес лыжников к таким палкам. Поэтому до 70-х Ленхарт производил в основном трубки из алюминия для других брендов.
Кстати, до настоящего времени Leki единственный производитель, который сам занимается закалкой для получения дюраля Al 7075, наиболее прочного из двух сортов легированного алюминия, обычно применяемого в этом производстве.
Рождение Leki
Первые горнолыжные палки с аббревиатурой Leki появляются в продаже в 1970 году, а три года спустя и первые палки для беговых лыж.
В названии фирмы заложены сокращения от имени основателя и его малой родины — Lenhart из Kirchheim. Аналогичный подход был и в бренде IKEA: Ingvar Kamprad из Elmtaryd Agunnaryd. В отличие от мебельного гиганта объём продаж никогда не был в приоритетах семейного бизнеса Ленхартов. Их предприятие всегда оставалось средним по размерам. Когда производство ещё находилось в Германии, то насчитывало около 50 работников. В 2000 году после переезда в Tachov (Тахов, Чехия, прямо на границе с Баварией) штат компании составил около 200 занятых. Фабрика в Тахове считается самой современной и большой в мире в этом виде деятельности. Оборот компании в 2010 году составил 40 млн евро.
Акцент неизменно делался на инновациях и качестве — кто бы мог подумать о немцах иначе! Для создания первых складных палок для треккинга Makalu в 70-х годах применили сразу два новшества. Первое — винтовой механизм фиксации секций. Второе — пластиковое окончание Flexspitze с посадочным местом под сменное кольцо и твёрдосплавный наконечник. Эти решения используются и поныне с последующими модификациями: добавился Antishock Absorber — пружинный механизм уменьшает ударное воздействие на кисть, а сменные кольца насаживаются на Flexspitze через резьбовое соединение. Кольца для скитура с подвесом из капроновой стропы конструктивно совсем не изменились. Они отлично адаптированы к микрорельефу и компактны в хранении.
В 1984 году дело отца продолжил младший сын Карла, 19-летний Клаус. Уже год спустя появилась так хорошо известная модель с «коррекционной зоной». Это лёгкий изгиб палки вперёд чуть ниже рукоятки, позволяющий не сгибать кисть в запястье для «опережающего» укола палкой. Потом последовали рукоятки Ergosoft, отлитые из двух видов пластика разной плотности. Они стали стандартом мирового палкостроения. За ними в начале 90-х следуют рукоятки из пробкового дерева Cortec. В дальнейшем пробковое дерево будут активно использовать в производстве палок для треккинга и бега на лыжах.
В 1998 году на рынке появляется Leki Trigger System, что стало началом нового этапа в развитии фирмы. Произошёл симбиоз рукоятки и перчатки, темляка на рукоятке больше нет. Чтобы отбросить палки при падении, лыжнику больше не надо совершать никаких дополнительных действий. При ударной нагрузке они выстёгиваются из перчатки автоматически, соответственно уменьшается риск травмы!
Это новшество активно используется в сегменте рынка палок для nordic walking и равнинных лыж. Дальнейшим развитием системы Trigger становится Nordic Trigger Shark (2006 год). Год спустя система Alpin Trigger S в несколько изменённом виде переходит в сегмент горнолыжных палок.
Спортсмены многих национальных сборных используют исключительно продукцию бренда. Не только команды по горным лыжам, но и по беговым лыжам и биатлону. Фирменный триколор Leki постоянно виден на подиуме важнейших мировых соревнований, от этапов Кубка мира до Олимпийских игр (73 медали в 2010 году в Ванкувере).
Победители в общем зачёте Кубка мира по горным лыжам сезона-2010/11 Ивица Костелич и Мария Хёфль-Риш использовали систему Leki Trigger S. В том сезоне обладатели восьми из десяти малых хрустальных шаров также катались с этой системой. В последующем сезоне-2011/12 — семь из десяти, а в общем зачёте победила Линдси Вонн с системой Trigger S.
С недавнего времени лицом бренда стала звезда горнолыжного спорта Микаэла Шиффрин.
На чемпионате мира 2013 года в Шладминге почти все стоявшие на подиуме в руках держали триколор бренда. С того же года устраиваются детские соревнования Leki Race Challenge в память о погибшем в авиакатастрофе Клаусе Ленхарте, а семейный бизнес продолжают его сын и вдова.

Неоднократно технические инновации Leki (новый Speed Lock, Carbon D Shape, Aergon-рукоятка) были отмечены на ISPO и в тестах ведущих outdoor и лыжных журналов. В 2008-м DSV (Немецкий лыжный союз) признал Leki лучшим брендом года. С недавнего времени, используя накопленный опыт в работе с углепластиком, в Leki начали производство суперлёгкой мебели для кемпинга из карбоновых трубок.
История умалчивает, когда впервые продукция Leki появилась в СССР. В 80-е годы наши горнолыжники вряд ли были знакомы с этой аббревиатурой — пределом мечтаний тогда были палки Kerma с эфесом. Именно они были у наших «сборников» наряду с лыжами Rossignol, ботинками Dynafit и эластиком Elesse.
Возможно, бренд был лучше известен нашим альпинистам, ведь в 70-е появляется легендарная модель Leki Makalu. В 1978 году эти палки побывали на Эвересте с Райнхольдом Месснером и за несколько десятков лет присутствия на рынке стали классикой.
Среднестатистический российский лыжник «увидел» бренд где-то в середине 90-х. В этом помогала хорошо узнаваемая цветовая race-комбинация: красно-чёрно-жёлтая (фирма всё-таки немецкая, хотя в палитре есть и другие цвета и их сочетания — зелёные и голубые в фрирайд-сегменте, лиловые с оттенками палки для женщин).
Сейчас в России фирма хорошо известна именно благодаря продукции в спортивном сегменте. Это не только палки для слалома, гиганта или скоростного спуска, но и сопутствующие товары, в первую очередь защита кистей на рукоятки (гарды), слаломная защита голеней, а также горнолыжные чехлы и сумки.
С античных времён посох — один из самых иконографических предметов в истории человечества. За несколько тысяч лет он прошёл путь от простой деревянной палки до hi-tech продукта, но главная его функция «помогать» осталась неизменной. И фирма Leki за свою недолгую, но уже сравнимую с жизнью человека историю добилась немалого, постоянно работая над улучшением функциональности и безопасности своих продуктов.