Сегодня «пуховый свитер» часто мелькает во многих списках снаряжения для летних и зимних походов. А порой их можно встретить даже в модных рекомендациях о том, как создать образ для прохладного межсезонья.
Обычно под «пуховым свитером» понимается тонкая пуховая куртка, которую удобно носить под верхней одеждой в качестве утепляющего слоя. Поэтому в классическом варианте у неё слегка укорочена длина, капюшона нет — вместо него высокий воротник, а крой более облегающий, нежели у обычного пуховика.
Фото из осеннего номера журнала Backpacker, 1975 год. На первом снимке показана разница между пуховой паркой и пуховым свитером. Свитер короче, лишён капюшона и чуть менее свободный, чтобы надевать его под другую одежду. На втором кадре — разновидности пухового свитера: утеплённые рубашка и пуловер. Источник: Backpacker Magazine
Многим может показаться, что пуховые свитеры пришли в индустрию активного отдыха сравнительно недавно, но это далеко не так. Самой традиции их изготовления уже более 80 лет, и с пуховых свитеров началось массовое производство пуховой одежды в США. Пионером в этом деле стал предприниматель из Сиэтла Эдди Бауэр. В 1936 году он начал выпускать короткие стёганые куртки без капюшона, утеплённые пухом. Модель получила название Eddie Bauer Blizzard-Proof Down Jacket, и в её крое легко узнаются современные стёганые пуховые свитеры. Весила куртка всего 680 грамм — неплохо даже по современным меркам! И это при том, что молния была металлической, манжеты и воротник — шерстяными, а верх и подкладка поначалу были изготовлены из плотного хлопка.
Официальная версия компании Eddie Bauer говорит о том, что о лёгких куртках на пуховой подкладке Эдди Бауэр узнал от своего дяди, который, в свою очередь, подсмотрел их у русских офицеров, служивших в Маньчжурии, во время Русско-японской войны 1904–1905 годов.
Помимо них, компания выпускала утеплённые пухом штаны на подтяжках, парку с капюшоном и даже удлинённые куртки с отложными меховыми воротниками. Вещи изготавливались небольшими сериями, отчего для их пошива Эдди Бауэр мог позволить себе задействовать даже дефицитные материалы. Например, куртки Blizzard-Proof и Skyliner поначалу утепляли гагачьим пухом, а для отделки карманов и подкладки использовали полотно из шерсти альпака. Стоили они тоже немало: в 1951 году цена обеих курток была 34,5 $, что с учётом инфляции эквивалентно современным 400 $.
Если судить по истории компании Eddie Bauer и по сохранившимся рекламным постерам, то до начала 1950-х годов тонкие пуховки надевали как тёплую подстёжку все те, кто по долгу службы сталкивался с холодом и работой на открытом воздухе: лётчики полярной авиации, охотники, военные, рейнджеры национальных парков, нефтяники, сотрудники горнолыжных курортов и владельцы ранчо. Порой их носили как верхнюю одежду, а иногда — под формой, кожаными рабочими куртками и непромокаемыми дождевиками.
Само название down sweater также возникло в США и связано с тем, что тонкие пуховки выполняли ту же функцию, что и шерстяные свитеры, которые носили в сочетании с верхней одеждой в качестве утепляющего слоя. Когда это понятие возникло, доподлинно неизвестно: первое упоминание мы нашли в выпуске журнала Backpacker 1973 года. Но, вероятно, название появилось и прижилось намного раньше — ещё до того, как пеший туризм и альпинизм стали достаточно массовыми: статья в журнале Backpacker использует словосочетание down sweater как уже устоявшееся.
Пуховки Eddie Bauer не имели серьёзных конкурентов вплоть до середины — конца 1960-х годов. Мы судим по количеству рекламы в профильных журналах, вроде издания Field and Stream для охотников и рыбаков, а также по тому, как прочно одежда компании прописалась в образе эпохи американских 1950-х. Сегодня куртки Eddie Bauer представляют собой коллекционную ценность, а сам бренд активно пользуется винтажными модными трендами.
Всё изменил рубеж 1960–1970-х годов. Это была эпоха, когда походы и восхождения становились действительно массовыми и переставали быть уделом «профессиональных» путешественников и авантюристов. На формирующийся массовый спрос появилось и массовое предложение. Вчерашние туристы, альпинисты, лыжники и скалолазы начинали сами шить одежду и снаряжение. В деле шитья пуховой одежды к Eddie Bauer только в США прибавилось множество компаний. Часть из них позже разорилась, а часть компаний стали мировыми гигантами, без которых сложно себе представить современный рынок активного отдыха. В США шить свои пуховки начали Holubar, Frostline Kits, Camp 7, Jones, Sierra Designs, Marmot и The North Face. В Европе на рынок вышли Mountain Equipment, Fjallraven и Rab. Все они привнесли в пуховые свитеры новые технологии: прежде всего тонкий нейлон вместо хлопка и пластиковые молнии и кнопки вместо металлических молний и больших пуговиц.
На рубеже 1980–1990-х годов практически каждый производитель одежды для активного отдыха включал в свой ассортимент короткие пуховки без капюшона. Вот только внешне они заметно отличались от современных тонких и облегающих пуховых свитеров и больше походили на дутые куртки-бомберы. От этого дизайна никто не отходил. Ниже показан разворот журнала Backpacker со множеством пуховок из 1991 года, среди которых есть модели от Marmot, Mountain Equipment, The North Face и Patagonia — в их способности делать прорывные вещи сомневаться не приходится. Тогда в чём же причина такой большой разницы между пуховым свитером тогда и сейчас?
В ответе получается замкнутый круг. Пуховый свитер лишь часть системы слоёв, и его носят не только самостоятельно, но и спрятав под верхней штормовой одеждой. А порой надевают и поверх неё, когда нет возможности или желания переодеться, но нужно быстро утеплиться. Это означает, что крой пуховки привязан к крою штормовки и наоборот.
Зная это, взгляните ниже на то, как выглядели мембранные куртки туристов и альпинистов вплоть до конца 1990-х годов. В нашем примере штормовки Moonstone и Lowe Alpine, но современные им модели производства The North Face, Marmot и Norrona по форме мало чем отличались. Надеть поверх такой штормовки тонкий пуховый свитер уже не выйдет. А поверх пуховки куртка будет сидеть чересчур свободно.
В свою очередь, мембранные парки были массивными, потому что пуховые свитеры были толстыми. На рубеже 1980–1990-х годов они начинялись пухом со сравнительно низким показателем FP 550–600. Чтобы они были достаточно тёплыми, пуха требовалось много, а потому куртки получались объёмными. Необычный вид даже помог им прописаться в моде 1990-х годов, когда дутые пуховики The North Face и Helly Hansen прорвались с гор на улицы.
Но в том же десятилетии пуховые свитеры начали стремительно «худеть» вслед за установившимся трендом на снижение веса всего снаряжения. Производителям потребовалось выпускать одновременно тёплые, лёгкие и достаточно тонкие пуховки, которые бы легко помещались под штормовыми куртками более приталенного кроя. А потому пуха стали класть меньше, что в целом верно, так как для большинства спортсменов пуховые свитеры были скорее избыточно тёплыми. Сам пух стал более дорогим, с более высоким значением FP — 800 и выше. Он удерживал больше воздуха при том же весе, отчего толщина пуховых свитеров тоже упала, и они приобрели современный нам вид.
Классические же пуховые бомберы, вроде уже упомянутых The North Face Nuptse, стали достоянием улиц. А часть «толстых» пуховых свитеров производители просто перепрофилировали в более «тяжёлое» утепление, когда в очередной раз перекраивали свои коллекции. Их удлинили, добавили капюшон и превратили в страховочно-бивачные куртки для зимнего туризма и альпинизма.
Если вам было интересно, то в нашем блоге есть немало историй о брендах, событиях, снаряжении и оборудовании из индустрии активного отдыха.