Black Yak — знаменитый в альпинистских кругах производитель высококлассной одежды и снаряжения для высотных восхождений, технического альпинизма, треккинга и активного отдыха. Сегодня эти удивительные, космические вещи, ценимые лучшими альпинистами планеты, можно потрогать и забрать с собой.
Предыстория
В 70-е годы мир переживал бум увлечения спортом и туризмом. И не последнюю роль в этом сыграло развитие технологий, сделавшее горы доступными. Именно в это время южнокорейский альпинист Таи Сун Кан основал фирму по пошиву одежды и снаряжения для альпинизма под названием Dongjin Mountain (в честь китайской горы Донджин, 3 619 м). В своих первых интервью он всегда говорил, что ему, как увлеченному альпинисту и патриоту, было обидно, что хорошего снаряжения для альпинизма, лыжного и горного туризма в Корее было не найти. И он начал моделировать и производить горную одежду, спальники и палатки сам. Знакомая история, правда?
Но господин Кан подошел к делу с азиатской обстоятельностью и энергией: вскоре он уже открыл свой первый магазин одежды для экстремальных видов спорта, которую изготавливали на фабрике Dongjin Mountain по его собственным разработкам и эскизам известных корейских альпинистов того времени. Магазинчик в Сеуле назывался «Гармент», что в переводе означает просто «предмет одежды». Нехитрое и даже наивное название не помешало успеху, и за несколько лет корейские альпинисты оценили по-восточному тщательный и по-западному новаторский подход господина Кана к изготовлению снаряжения для альпинизма.
Корейская школа альпинизма, горного туризма, всегда была довольно сильной, дисциплинированной и многочисленной. Хорошее снаряжение, сделанное с учётом опыта экстремальных походов, быстро приобрело популярность в Корее.
Начало мировой известности Dongjin Mountain было положено в 1980 году, когда фирма стала спонсором корейской экспедиции команды, поднявшейся на восьмитысячник Нанга Парбат (8 125 м), очень опасный и унесший немало альпинистских жизней. Восхождение было успешным и флаг фирмы развевался на вершине!
К началу 90-х годов снаряжение Dongjin Mountain было очень популярно в Восточной Азии, Корее, Японии и Китае. Во всём мире мембранные ткани стали настоящим прорывом в технологиях. Мировые лидеры в этой области остро конкурировали и каждый год разрабатывали все новые и новые высокотехнологичные ткани.
Сначала Dongjin Mountain использовала ткани собственной разработки. Но вскоре решила отказаться от этой идеи и сосредоточиться на разработке передового конструктива одежды и снаряжения, а также добиваться повышенной прочности и надёжности, оставив производство тканей признанным лидерам в этой области. В 1994 году руководство фирмы подписало договор на использование тканей Gore-Tex® в производстве одежды.
Рождение Чёрного Яка
Для выхода на мировые рынки мало было соответствовать всем технологическим требованиям. Нужно быть узнаваемым брендом. Так назрела необходимость смены названия на более звучное. В 1996 году, после некоторых раздумий, родился красивый бренд Black Yak. Чёрный як — символ выносливости, здоровья, красоты и идеальной приспособленности к условиям гор. Именно таким по замыслу господина Кана должно быть снаряжение для экстремального туризма.
Яркий узнаваемый логотип — и продукция Black Yak была готова покорять подиумы экстремалов.

Завоевание Восточной Азии
К началу XXI века Black Yak имел в Южной Корее 300 фирменных магазинов и отделов, став одним из лидирующих брендов. Конечно, большинство из них было франчайзинговыми — такая огромная розничная сеть отнимала бы слишком много сил. Создав себе отличную репутацию на внутреннем рынке, фирма начала экспансию за границу, логично начав с соседних стран. В 1998 году компания официально вышла на рынок Китая, открылись первые 18 фирменных отделов в крупных универмагах Пекина. Через 15 лет продукция компании продавалась уже в 166 точках по всей Поднебесной, из них сто магазинов были фирменными магазинами Black Yak, остальные — мультибрендовыми точками. Открывались от 5 до 20 новых магазинов в год! И это только на территории Китая.
Начало взлёта Black Yak

Госпожа О поднималась соло, но её всегда сопровождали несколько шерпов, между лагерями она нередко перемещалась на вертолёте, и со снаряжением у неё не было никаких проблем — её рекорд спонсировала корпорация Black Yak. Да, это было серьёзное вложение денег — гималайские экспедиции стоят недёшево. Но всё окупилось сторицей — победа альпинистки стала победой фирмы, доказательством надёжности и высокотехничности одежды и снаряжения Black Yak в альпинистском комьюнити.
В 2010 году Black Yak дебютирует со своей продукцией на выставке ISPO в Китае и производит фурор.
В том же году была создана корпорация «Black Yak & Co., LTD.», соединившая наукоёмкие лаборатории разработчиков, фабрики, на которых размещалась основная часть заказов и розничную сеть магазинов. В корпорацию, кроме компании Black Yak, специализирующейся на высокотехнологичной одежде для альпинизма и горного туризма, вошли: материнская фирма Dongjin Mountain с собственным брендом Mountia — это масс-маркет для внутреннего рынка Кореи; корейское отделение британского бренда Karrimor и аутсорсинговый производитель и дилер одежды Marmot — компания Outro.
После таких успехов в восхождениях на восьмитысячники логично, что в 2012 году фирма открыла большой фирменный магазин Black Yak в Катманду — столице самого высокогорного государства, Непала.
Прорыв на европейский рынок
К дебюту на крупнейшей в мире выставке спортивного снаряжения ISPO Award в Мюнхене команда Black Yak готовилась два года. И подошла со всей возможной тщательностью.
Во-первых, для западных рынков была сделана отдельная коллекция из 49 моделей — Global Collection — сделаны новые лекала одежды, протестированные на европейцах, заточенные под наиболее типичные фигуры жителей севера Евразии — более длинные рукава и штанины, увеличенная пройма и т.д. Команда дизайнеров DNS (Development Non-Stop), штаб-квартира которой находилась в Мюнхене, создала совершенно новый стиль одежды для туризма и альпинизма, очень современный и в то же время с чётко прослеживающимися восточными, напоминающими о Гималаях, линиями.
А промо-ролик новой европейской коллекции Black Yak так избыточно красив, как будто его Ким-Ки-Дук снимал!
Промо-ролик европейской коллекции Black Yak
Во-вторых, образцы одежды и снаряжения были вручены ведущим спортсменам-альпинистам с условием написания подробного отзыва и пожеланий. В конце сезона разработчики собрали эти отзывы и доработали коллекцию, исправили многие недочеты. Так, например, общее пожелание всех спортсменов было — облегчить вес. И сегодня одежда Black Yak технологична, как межпланетный корабль и легка, как бабочка.
Успех на ISPO Award — 2012 был ошеломительным. Сразу четыре модели получили золотые награды в своих категориях: Пуховые куртки, Лёгкие куртки, Куртки из гибридных материалов, Плащ для спасения в экстремальных условиях. Кроме того, отдельную награду получила уникальная куртка с подогревом, управляемая через Bluetooth и ещё несколько предметов снаряжения.
Вдохновлённые успехом, в 2014 году Black Yak открыли штаб-квартиру и шоурум в Мюнхене и начали расширять дилерскую сеть. Через год в Европе пошли широкие продажи.
Увы, Гималаи в этом году были практически закрыты для восхождений — в апреле 2015 года, в Тибете произошли мощные землетрясения, сошли лавины, пострадали многие высокогорные посёлки и дороги.
Black Yak пожертвовал миллион долларов для спасения пострадавших от катаклизмов.
К 2016 году количество высших наград, полученных на выставках, достигло 16. Это рекорд для бренда, не так давно вышедшего на мировые рынки. И это только золото! Вторых и третьих премий у бренда не меньше. И неудивительно. Даже просто посмотрев на куртки и брюки Black Yak сразу понимаешь, что это высокотехнологичная одежда будущего!
Одна из находок разработчиков — особое расположение больших карманов для утеплителя внизу. Они позволяют альпинисту или туристу делать любые движения, не оголяя спину и, при этом, утеплитель не рвется и не скатывается! Учтено движение каждой косточки тела, особенности терморегуляции на больших высотах.
Интересно посмотреть, как по-разному идёт рекламная кампания в Европе и Корее. Если в Европе упор делается на технологичность и гималайские традиции, то в Корее, где много продукции класса масс-маркет, амбассадорами Black Yak являются не только альпинисты, но и… киноактеры! Чо Ин Сон и Хан Хё Чжу — красивая пара в красивых горах!
И даже айдол хип-хопа Зико из группы «Block B», кумир подростков во всём мире, тоже любит активный отдых

Фирма сегодня
На сегодняшний день 77% товаров, продаваемых под брендом Black Yak — это одежда, 13% — обувь и 10% — остальное снаряжение. У бренда есть три базовые коллекции: Maiwa Line — одежда для треккинга и активных горожан, Sibu Line — одежда для альпинизма и горного туризма, Pali Line — супертехнологичная одежда для высотного альпинизма. В Россию этот бренд пришёл недавно, единичные модели Black Yak можно встретить в магазинах, но самая полная коллекция одежды Black Yak — сегодня на стендах магазина Спорт-Марафон!