В следующем году знаменитый европейский производитель одежды и снаряжения для туризма и альпинизма Trangoworld отметит своё 90-летие. А изначально история этой компании началась с того, что жили-были…
Лыжи, пули и каноэ
Итак, в старинном испанском городе Сарагоса жили-были два друга с гордыми и звучными испанскими именами Альваро Артиач и Нарцисо Идальго. Один из них был альпинист и охотник, а другой — каноист, любитель путешествий по горным рекам и морскому побережью на каноэ. На дворе стоял 1928 год, в то время это были крутые и модные увлечения. А ещё на пике популярности было радио — только-только начали распространяться радиоприёмники: радиоспорт был первым средством интернационального общения с помощью азбуки Морзе, понятной радиолюбителям во всём мире.
Неудивительно, что, когда два друга объединили свои сбережения и решили основать в родной Сарагосе цех по производству снаряжения для водного спорта и альпинизма, они назвали его Radio Sport — это было классное, современное название, хотя продукция цеха имела к радио весьма косвенное отношение. Первыми товарами, выпускаемыми ими, стали лыжи, каноэ и пули для охотничьих ружей.
Испания всегда славилась неукротимым духом путешествия и предприимчивостью, но, увы, весьма бедна природными ресурсами. А в те времена и лыжи, и каноэ делались исключительно из дерева. Поэтому материалы для производства приходилось импортировать: древесину грецкого ореха везли из Норвегии, выдержанное в морской воде дерево — из Гвинеи, а порох для пуль — из Италии и Японии.
Сегодня каноэ и палатка, произведённая в мастерской Radio Sport, вызвали бы у нас улыбку — настолько они были примитивны на фоне сегодняшних высокотехнологичных сплавных судов и палаток. Но в 1930 году Нарцисо Идальго установил мировой рекорд по скорости сплава на каноэ «Nirvana», пройдя от Сарагосы до Средиземного моря (а это 400 км!) за семь дней.
Энтузиазм в разработке нового и неугомонная страсть к путешествиям в последующие два десятилетия расширили ассортимент Radio Sport. К концу 40-х годов из существенно увеличившихся цехов выходили не только лыжи и лодки, но и множество сопутствующих товаров: рюкзаки, анораки, лыжные брюки, палатки, мотоциклетные шлемы, боксёрские перчатки и прочие необходимые спортсменам элементы снаряжения.
Сарагосская мастерская превратилась в солидную фирму, известную среди спортсменов и туристов Европы. Слово «Radio» в названии стало совсем уж нелепым. Поэтому в конце 50-х годов фирма сменила название и стала индустриальной компанией Casa Artiach S.C. (Идальго и Артиач).
Кемпинг, альпинизм и лёгкие мореходные суда

В 60-е годы в мире широко распространился автотуризм и самой востребованной группой товаров оказалось снаряжение для кемпинга. Компания Casa Artiach быстро сориентировалась: был построен новый завод, площадью 3 500 м, с самым современным оборудованием и к концу 60-х на заводе уже работало 140 сотрудников. Эксперименты с выпуском всего на свете, возможные в условиях небольшого цеха, решено было сократить, и сосредоточиться на выпуске товаров для кемпинга, мореходства и альпинизма.
Как и во всех странах, товарами для туризма весьма интересовались военные: немалую долю в производстве занимала продукция для военных лагерей. Объёмы её выпуска были не меньше, а, наверняка, и больше, чем у товаров для отдыха и туризма. Благодаря государственным заказам стало возможно оборудовать высококлассные лаборатории, больше средств вложить в разработку новейших технологий в ключевых для фирмы областях. А их было немало.
К середине 1970-х годов компания Casa Artiach бесспорно лидировала среди конкурентов, обеспечивая более 40% рынка Испании:
- экскурсионными и высокогорными палатками;
- палатками для семейных палаточных лагерей;
- специализированными армейскими палатками;
- рюкзаками, спальными мешками и аксессуарами;
- туристическими ковриками;
- тентовыми фургонами и прицепами;
- складными бассейнами.
Не меньшую популярность имели неопреновые и гипалоновые надувные морские суда для спорта и туризма. И катера, малые и большие, длиной от 2 до 6 метров. Катера выпускались как в жёстком, так и в гибком корпусе.
Именно в этот период девизом компании стала аббревиатура I + D + E, «Инновационные проекты плюс эксперименты»!
Революция в технологиях Trangoworld
В 1990 году одни из первых в мире, Casa Artiach начали производить самонадувающиеся коврики, только входившие в моду. Инженеры не стали копировать идеи конкурентов и сделали собственный механизм насыщения капсул воздухом, разработали свою технологию производства. Она оказалась весьма эффективна и самонадувающиеся коврики быстро стали популярны в Европе.
Тогда же, в 90-е годы популярность кемпингового туризма начала падать. Зато спортивный туризм стал более массовым, не в последнюю очередь благодаря появлению дышащих тканей, лёгких, тёплых и комфортных, выдерживающих высокую влажность и низкие температуры. Это стало настоящей революцией в туристической индустрии — спортивный туризм перестал быть уделом фанатиков, требующим многолетней физической подготовки. Любой человек средних физических кондиций мог начать заниматься горным туризмом, получать огромные эмоции от гор, не таская на себе десятки килограмм тяжёлого и не всегда удобного снаряжения.
Конечно, Casa Artiach не могла остаться в стороне, и начала разработки новой линии одежды для приобретающих популярность видов спорта и досуга. Выпускать её решили под новым брендом Trangoworld. Под этим брендом ещё в конце 80-х годов делались коллекции одежды для спорта и отдыха. Бренд уже имел, хоть и небольшую, но известность.
Откуда такое название? Из альпинизма. Как раз в эти годы сложнейшие альпинистские маршруты проходили в районе Транго в горах Каракорама. Красота и сложность этих башен волновали умы всех альпинистов планеты. Так же прекрасны и сложны были и новые линии одежды, позволяющие преодолевать самые сложные маршруты без ущерба для здоровья. Не нужно было больше думать о холоде, мокрой куртке, отмороженных пальцах — можно было полностью сосредоточиться на горах!
Что же такого революционного было в одежде Trangoworld?
- Во-первых, дышащие ламинаты (сейчас называемые мембранами) с герметичными швами.
- Во-вторых, подстёжки из ткани типа Polar (Polartec), утепляющие, быстросохнущие, эластичные, мягкие.
- В-третьих, вставки из износостойких, особо прочных тканей. А также эластичные вставки для лучшего прилегания.
И, наконец, вдохновившись многофункциональной одеждой для альпинизма, инженеры обнаружили, что она очень эффективна и для горного туризма, для прогулок выходного дня, да и просто для активного отдыха на природе. Была выпущена линия одежды, сделанная на основе альпинистской, но более доступная по стоимости, снабжённая более привычным функционалом.
Уже первые линии одежды Trangoworld, выпущенные в середине 90-х, сделали швейный цех ведущим по объёму продаж. В последующие десять лет эта тенденция только нарастала: заключались международные контракты, высокотехнологичная одежда Trangoworld приобрела популярность во всём мире.
В 2006 году, убедившись в неслучайности достигнутых успехов, руководство компании Casa Artiach приняло решение все товары для туризма выпускать под маркой Trangoworld, сконцентрировавшись на продвижении одного бренда. Таким образом, сегодня линейка Trangoworld включает в себя:
- куртки, брюки и жилеты для активного отдыха, альпинизма и скалолазания;
- обувь для треккинга и скальных тренировок;
- самонадувающиеся коврики;
- палатки и спальники для альпинизма, туризма и кемпинга;
- рюкзаки и различные принадлежности для туризма.
Товары фирмы широко распространены в Западной Европе.
Команда Trangoworld
В числе спонсируемых фирмой спортсменов — хорватская сборная по скалолазанию и, конечно, перспективные испанские бегуны и альпинисты:
- Рауль Гарсиа Кастан — скайраннинг;
- Карлос Паунер — альпинизм;
- Сесилия Буил — альпинизм.
Под флагом Trangoworld проводится множество фестивалей и соревнований по альпинизму, скайраннингу и скалолазанию.
Философия и стратегия развития компании Trangoworld
Сегодня успех и процветание компании обеспечивает то, что все её разработчики — действующие туристы, альпинисты и скалолазы. И, конечно, внимание к каждой детали. Базовые принципы развития компании таковы:
- каждая новая модель получает максимум внимания в процессе разработки;
- эргономика и дизайн каждой модели тщательно продумывается;
- модельный ряд обновляется каждый год;
- товар на складах есть всегда и в достаточном количестве;
- каждый год объявляется новая стоковая программа.
С прошлого года компания представлена и на российском рынке. В магазине Спорт-Марафон можно оценить одежду и снаряжение высочайшего качества, достойные называться Миром Башен Транго!