— Алекс, в прошлом году ты стал прорайдером магазина «Спорт-Марафон». Кроме катания в снаряжении спонсора ты взял на себя ещё и чтение вебинаров в Клубе Путешественников Спорт-Марафон. Это была твоя идея?
— Нет, это не идея и не условие. Просто в какой-то момент показалось логичным, что раз уж я в команде Спорт-Марафон, то стоит мне, как человеку, имеющему опыт в скитуре, фрирайде и подобных вещах, поделиться своими знаниями. Момент сугубо созидательный.
— Чем формат вебинара отличается от непосредственной живой беседы? Как лектору тебе проще или сложнее беседовать с невидимыми зрителями?
— Формат отличается кардинально. У меня десятилетний опыт ведения публичных лекций, но лекции — это одно, а вот вебинары, как оказалось, совсем другое. Это более сложный и требовательный формат. Нет никакой обратной связи от аудитории, взаимодействия с ней, приходится прислушиваться только к личным ощущениям. Стоит ли заканчивать тему и переходить к следующей? Достаточно ли понятно или нужно обрисовать фактурнее? Поняла аудитория шутку, или нет?

Не говоря уже о том, что иллюстрации перелистывает для аудитории другой человек в режиме онлайн. А ты можешь лишь догадываться, как именно будет выглядеть картинка в реальности. Поэтому сложно, конечно. Но этот формат полезнее, с точки зрения пользователя, ведь запись вебинара в разы проще и удобнее смотреть, нежели запись публичной лекции.
— У тебя это не первый опыт лектора в большой аудитории. Бывали какие-нибудь курьёзные вопросы? Вопросы, которые ставили тебя в тупик?
— Курьёзных и провокационных вопросов — море. Народ же у нас острого, подвижного ума, много людей из Бауманки, МИФИ и подобных заведений, им «палец в рот не клади». С другой стороны, в тупик не ставили, пожалуй, ни разу, поскольку я глубоко в теме, и тоже не лыком шит.
— Первый вебинар по скитуру был очень интересным. Какие темы для разговора планируются летом?
— На это лето запланированы: «Что делать, если» (действия в случае НС) и ещё пара «летних» тем, пока обсуждаемых. Помимо этого, возможно, проведу рассказ-презентацию про район киргизского Жыргалана и про треккинговые маршруты Красной Поляны.
Алекс Кузмицкий. Всё о скитуре
— Алекс, с чем связано огромное количество англицизмов в твоей речи? Нет русских аналогов современным терминам? Или ты так много говоришь на английском, что для тебя смешение языков становится естественным?
— С одной стороны, да, многих терминов в русском просто ещё не существует, либо нет общепринятых и удобных, с другой, часто приходится общаться в едином англоязычном поле. Но признаю, их слишком много, это один из тех моментов, над которыми я активно работаю, чтобы речь была чище.
— В этом году ты закончил Канадскую школу горных гидов и сдал экзамены. Ты чувствуешь, что вышел на новый уровень?
— О полном окончании школы пока речи не идёт, по счастью. На данный момент я сдал экзамен на «лыжного гида». В ближайшие пару-тройку лет планирую отучиться и сдать также и «скального гида». Как итог — получение статуса полного горного гида Международной Ассоциации Горных Гидов (IFMGA).
— Что было самым сложным в процессе учёбы?
— Постоянное оценивание. Всё, что ты делаешь, что говоришь, и даже как выглядишь, оценивается. И так в течение длительного времени, день за днём. Мы к такому просто не привыкли. Ну и момент неизвестности, конечно же. Ты не знаешь, как тебя оценили, «сдал или не сдал» и т.д. Лишь несколько недель спустя после каждого из курсов ты получаешь оценки с развёрнутой обратной связью.
— Ты сдавал экзамены на лыжах или на сплитборде?
— В Канаде, сдавая экзамен на лыжного гида, ты можешь быть на сплитборде (это нововведение последних лет). Так что я сдавал на доске. Но, по правилам IFMGA (они являются руководящими), на полного горного гида можно сдать только на лыжах. Поэтому, в итоге мне придётся встать на лыжи и показать, что я могу всё тоже самое и на лыжах тоже. Пока же я первый сноубордист в России, сдавший подобный экзамен. Спасибо Amplid за поддержку, офигенные снаряды, чего уж там. Буду и на следующий сезон в их международной команде райдеров.
— Что тебя сподвигло начать учиться кататься на горных лыжах?
— Мне нравятся лыжи. Точнее, и лыжи тоже. Это другая динамика и подход. Ну и функционал для работы в горах больше, этого нельзя отрицать. Но сознательное освоение лыж как второго снаряда начал лишь пару лет назад, для того чтобы иметь возможность сдать экзамен на горного гида. До этого не хватало мотивации.
— Лыжный стаж у тебя совсем небольшой, насколько помню. Тяжело было переходить со сплитборда на лыжи? Что было самым сложным?
— Освоение лыж оказалось намного проще, нежели я думал. Видимо хорошая координация, чувство склона, физподготовка, всё это облегчает восприятие лыжных моторных навыков. Но, с другой стороны, всё чертовски долго, лыжи говорят мне «езжай», а инструктор мне говорит «стой». Эти бесконечные повторения одних и тех же движений…
Самое сложное: вместо того, чтобы взять сплитборд и раскатывать в своё удовольствие окрестные склоны после снегопада без каких-либо ограничений — взять лыжи. Уровень-то владения снарядами разный!
— Ты сразу начал с фрирайдных лыж или сначала катался на новичковых универсалах?
— Сразу на фрирайдерных и сразу в снегопад. Так получилось. Спасибо Мише Гринёву за то, что не дал сгинуть в шерегешских лесах.
— Ты обкатывал лыжи Rossignol SOUL 7, как ощущения? Плюсы и минусы?
— Офигенные лыжи. И, кстати, Китс Рид, президент канадской ассоциации горных гидов, тоже катается на них.
— Лыжники часто завидуют сноубордистам, свободно ходящим в мягких ботинках. Насколько сложнее ходить в лыжных ботах пешком, если на пути пешеходные участки?
— Времена, когда лыжники завидовали сноубордистам, прошли. Сейчас не столь важен снаряд, сколько конкретное снаряжение, твой катальный комплект. Есть очень хорошие удобные лыжные боты, в которых в режиме «ходьба» будет ничуть не хуже, а скорее даже лучше, нежели в сноубордических ботинках. А если говорить про альп-фрирайд, когда нужно использовать альпинистские кошки, то, без сомнений, лыжники дадут фору сноубордистам.
— Ты выбрал Scarpa MAESTRALE по рекомендациям? Насколько удобны они оказались?
— В них катает и ходит довольно много знакомых гидов, поэтому решил попробовать, и не прогадал. Это как раз те самые ботинки, в которых сочетается очень серьёзная жёсткость в режиме катания и при этом суперкомфортность при ходьбе. Они стоят своих денег, однозначно.
— Ты теперь станешь лыжником? Или останешься сплитоводом с дополнительным навыком?
— Кто знает, кто знает… Пока в душе и в реальности ощущаю себя всё-таки сплитбордистом. Лыжи, скорее всего, будут вторым эго.
— У тебя на руке популярный гаджет — GPS-часы. Ты используешь их в работе? Реально это полезная штука или просто модная дорогая игрушка?
— Впервые подобные часы я увидел в деле на гонке Red Bull X-Alps в 2013-м, их тогда давали всем атлетам Х-Альпс. Поначалу воспринял, как ещё один гаджет, но год спустя приобрёл и начал использовать в своей работе. Сейчас уже и не представляю, как я жил раньше без них. Вот только недавно обновил Ambit 2 на Suunto Ambit 3 Peak.
— Есть смысл приобретать подобные девайсы простому райдеру?
— Да, конечно. Это возможность не только писать все маршруты и их потом анализировать, делиться ими, вести статистику, но и в режиме реального времени следить за параметрами своего путешествия: перепады высот, скорости, хронометраж, расстояния, пульс и многое другое. С точки зрения анализа происходящего, да и безопасности, эта информация может быть полезна.
Классический GPS или смартфон можно использовать подобным же образом, но это в разы менее удобно, да и не очень надёжно. В них вечно садятся батарейки, запись трека обрывается, да и просмотр параметров по ходу дела нетривиален. С часами же всё проще.
— В этом году у вас в школе snowsense было много бэккантри-лагерей, ночёвок в палатках. Оно того стоит? Что там, на высокогорье, такого, что заставляет отказаться от тёплой гостиницы?
— Далеко не во всех районах есть развитая инфраструктура. В подавляющем большинстве мест нет ни поселений, ни дорог. Чтобы покататься там приходится устраивать, по сути, небольшие экспедиции. Бэккантри даёт возможность кататься в новых местах, уйдя от цивилизации и оставшись один на один с горами, людьми и снегом… Это захватывающе интересное и многогранное занятие — фрирайд в формате бэккантри-лагерей, и уж тем более, полноценных экспедиций.
— В чём, по-твоему, главная сложность организации бэккантри-лагеря? Тяжёлое оборудование? Проблема сушки снаряжения? Невозможность переждать резкое ухудшение погоды в тепле? Что-то ещё?
— Да, это верно подмечено, две основные сложности — это вес при заброске в базовый лагерь и сушка скитурного снаряжения в процессе. Но, как известно, чем тщательнее подготовка и тактическое планирование, тем проще потом, на катании. Так что оба момента решаемы грамотным планированием и подбором снаряжения. Для той же сушки, например, можно взять большую палатку под кают-компанию и бензиновый обогреватель. На Шпицбергене у нас будет даже две тепловых пушки и автономное питание от солнечных батарей.
— Какие палатки вы будете использовать на Шпицбергене?
— У нас сейчас палатка MSR StormKing. Мы выбирали палатку для базового лагеря из большого числа моделей, но остановились именно на ней. Как она поведёт себя в суровой реальности горной Арктики? Посмотрим. Отзывы хорошие. Если всё ок, то она станет основной для наших экспедиций.
— Что вы обычно едите в условиях бэккантри-лагеря? Какое типичное меню скитурщика, живущего в палатке у подножия склона?
— Едим различные сублиматы, которые просто заливаешь водой и буквально через минуту-другую они готовы. Этот подход сильно экономит время, топливо и нервы. При этом еда ничуть не уступает по своим вкусовым качествам обычной. Разнообразие меню и его качество зависит лишь от воображения того, кто составляет «раскладку».
— Для нескольких дней жизни в лагере достаточно твоей кастрюльки с горелкой Primus Lite или ещё приходится брать дополнительный котелок?
— Да, именно. Ничего больше не нужно, никаких кастрюль-котелков, только набор Примуса и всё. Ведь нужно только лишь вскипятить воду. С этой задачей данный агрегат справляется наилучшим образом. Кстати, ветрозащита и крышка у него лучше, чем у многим известного JetBoil — никаких «выплесков» и фонтанирований кипятка. Планирую заменить все свои «джеты» на Примуса в ближайшем будущем.
— Каждый год вы осваиваете новые регионы. В этом году — Таджикистан. Есть ли перспективы развития скитура в тех краях?
— Да, Таджикистан — это огромные горные просторы Памира и Памиро-Алая, возможности кататься и совершать скитурные маршруты любой сложности и протяжённости там почти безграничны. Постараемся туда поехать и на следующий сезон. Правда, наших возможностей существенно меньше, нежели мест. Каждый раз приходится выбирать и взвешивать, куда ехать, а что отложить на потом.
— У вас всегда много идей в плане открытия новых мест. Какая из них тебя сейчас захватывает больше всего?
— Баргузин, Армения и Шпицберген. Они будут в следующем году. Ещё хочется в Аргентину с Чили, где мы провели уже полгода жизни, но, по-прежнему, нас ждут там несколько нереализованных красивейших проектов. Но, понятное дело, идей намного больше…
— Тебе интересно сотрудничество со Спорт-Марафоном, это соответствует твоим целям и концепциям?
— Спорт-Марафон — это профессиональная команда и отличный магазин лыжного снаряжения, наверное, лучший в стране. И, что наиболее важно, у ребят есть заинтересованность в том, что мы делаем, они готовы нас поддерживать во всех начинаниях, так что я рад быть их амбассадором!