Широкие лыжи всплывают в пухляке, широкие велосипедные шины скрадывают неровности дороги, а мы хотим создать обувь, которая будет скрадывать расстояния
История кроссовок Hoka начинается в 2008 году, когда известный ультра-марафонец Николя Мерму (Nicolas Mermoud) задался вопросом поиска обуви с поистине высокими амортизирующими свойствами. К тому моменту Николя был опытным ультрараннером. В 2006 году его результат в трейловом забеге на 166 км был восьмым, а в следующем, 2007 году он занял третье место на соревновании Ultra-Trail du Mont Blanc.
Как и многие трейлраннеры, Николя испытывал колоссальную нагрузку на мышцы и суставы, особенно при быстром спуске под горку. Постоянное перенапряжение мешало в полной мере раскрыть весь потенциал спортсмена. Ему требовалась обувь, способная уменьшить ударную нагрузку на суставы и обеспечить эффективную амортизацию на горных маршрутах в Альпах, Пиренеях и Доломитах.
Точкой отсчёта появления Hoka One One стала встреча Николя с Жан-Люком Диаром (Jean-Luc Diard). Жан-Люк был исполнительным директором в Salomon Group и зарекомендовал себя творческим подходом к разработке новых технологий в индустрии спорта. К моменту встречи с Николя в голове Жан-Люка уже зрела идея создания принципиально новой концепции беговых кроссовок.
Стоит отметить, что в то время в мире производства спортивной обуви набирала популярность идея «естественного бега», поэтому кроссовки с минимальным дропом (т.е. перепадом высоты между пяткой и носком) были своеобразным «мейнстримом». Большинство производителей беговой экипировки имели в своём ассортименте обувь в духе этой концепции, которая якобы позволяла лучше чувствовать биомеханику бега. Основная масса таких кроссовок обладала низкопрофильной, почти плоской подошвой. Но Мерму и Диар, будучи опытными бегунами, знали, что защита суставов от ударной нагрузки и комфорт при беге на длинные дистанции, пожалуй, самые важные вопросы для ультрараннеров.
Главной идеей Жан-Люка было увеличить толщину подошвы и всего кроссовка в целом для улучшения амортизирующих свойств. В своих планах Жан-Люк и Николя вдохновились принципом «негабаритных технологий», которые использовались при производстве горных лыж и сноубордов, а также шин для горных велосипедов и теннисных ракеток. Её идея состоит в том, что увеличенная площадь соприкосновения даёт лучшую стабильность и контроль над движением.
«Широкие лыжи всплывают в пухляке, широкие велосипедные шины скрадывают неровности дороги, а мы хотим создать обувь, которая будет скрадывать расстояния» — заявил Жан-Люк.
Учитывая повальную моду на плоскую подошву для беговой обуви, их разработка поначалу казалась странной и вызвала множество сомнений и вопросов.
Немаловажную роль в создании новых беговых кроссовок сыграли дизайнерские навыки Жан-Люка и его опыт в занятиях бегом. Одной из первоначальных задумок было создание обуви без шнурков, которая использовалась бы только для прохождения особо сложных участков. Очень хорошо, что от неё быстро отказались в пользу создания полноценной беговой обуви. Экспериментируя с формой и высотой подошвы, партнёры искали оптимальное сочетание, которое позволит уменьшить вес подошвы и сохранить её амортизационные свойства.
Для создания материала своей подошвы Ник и Жан-Люк обратились к химикам китайской обувной фабрики. Потребовалось сочетание 10-ти различных химических веществ и различные методы спекания материалов, но в результате была создана лёгкая, мягкая, и очень толстая пена.
Совместив необычный дизайн и объёмную выгнутую подошву Meta-rocker, повторяющую форму обратного прогиба сноуборда или горных лыж, создатели Hoka добавили удивительно лёгкие материалы, и результат их труда превзошёл все ожидания! 29 миллиметровый слой пены обладал превосходной амортизацией и очень мало весил для своего объёма. По сравнению с традиционными, подошвы Hoka были толще на 18 мм, что обеспечило более эффективное гашение ударной нагрузки. Очень плавный перекат достигался за счёт технологии обратного прогиба.
Один из первых прототипов кроссовок Hoka обладал высотой подошвы в пяточной области 35 мм, а в носочной — 29. Таким образом, дроп составлял всего 6 мм, тогда как в традиционных беговых кроссовках перепад варьировался от 8 до 12 мм. Но что же это означало для рядового бегуна? По мнению специалистов-ортопедов, продолжительный бег в обуви с большим перепадом «пятка-носок» создаёт дополнительную нагрузку на пятку. В следствие этого значительно снижается скорость и эффективность бега, также возрастает риск получения травмы голеностопа и коленных суставов. Небольшой перепад высоты ближе к естественному положению стопы, что позволяет снизить утомляемость и избежать травм.
Но это была лишь часть ответа на головоломку. Оставалась проблема: как рассеять ударную нагрузку во время бега? Для этого среднюю часть подошвы кроссовок оснастили дополнительной амортизацией, что позволило уменьшить нагрузку до 80%. Кроме того, фирменная подошва Hoka частично облегала стопу по бокам, обеспечивая стабильность и дополнительную защиту в движении.
В 2008 году Николя предлагает Карлу Мельцеру, одному из сильнейших ультра-марафонцев США, протестировать прототип Hoka One One Mafate. Кроссовки настолько поразили опытного атлета, что победитель 35 трейловых забегов на 100 миль стал их фанатом. Карл стал первым из спортсменов, выступающих со спонсорской поддержкой Hoka One One. Хотя финансовая поддержка молодого бренда была весьма скромной, Карл был искренне вдохновлён новой концепцией беговой обуви и активно рекламировал её на соревнованиях. В настоящее время он остаётся верен команде Hoka One One.
Дебют кроссовок Hoka One One состоялся в 2009 году на 169-километровом трейловом забеге вокруг Шамони. Пятеро атлетов, участвующих в забеге, протестировали их на разминке. Впечатление, полученное от новых кроссовок, было настолько сильным, что спортсмены решили бежать весь марафон именно в них. Таким образом, новинка взяла успешный старт в профессиональном беговом сообществе.
Кроссовки Hoka One One поступили в свободную продажу в 2010 году. Набирая популярность в некоторых областях Соединённых Штатов, кроссовки всё же остаются известными лишь узкому кругу почитателей. Николя Мерму использовал свои связи в беговом сообществе, чтобы продвигать Hoka One One. Он предлагал атлетам бесплатно протестировать кроссовки на ультра-марафонах. Такая стратегия неформального продвижения приносила хорошие результаты.
Чтобы увеличить объём продаж, следом за первой моделью Mafate на рынок выходят Hoka One One Bondi B, кроссовки для бега по асфальту, и Hoka Stinson B Evo, промежуточная модель между Matafe и Bondi B. В начале своего существования создатели Hoka столкнулись с теми трудностями, которые ожидают небольшую компанию. Наиболее значимым был недостаток ресурсов, из-за недостаточного объёма продаж. К тому же отсутствие даже элементарного каталога в значительной степени мешало расширению клиентской аудитории.
Более чем оригинальный и вызывающий дизайн Hoka One One также стал причиной их медленного продвижения. Когда Жан-Люк Диар и Николя Мерму начинали работу над новыми кроссовками, их не заботило, насколько внешний вид их обуви соответствует стандартам, принятым в беговом сообществе. Они хотели не улучшить существующее, а создать принципиально новое. Такой подход имел одновременно и положительную, и отрицательную сторону. Выдающиеся амортизационные свойства кроссовок Hoka покоряли с первых минут, но увеличенная подошва и её необычная форма вызывали настороженное отношение. Некоторые бегуны опасались пробовать новую обувь, которая выглядит как клоунские ботинки.
Интересный факт: Легендарная участница ультра-марафонов Джен Шелтон (Jenn Shelton) так охарактеризовала оригинальный дизайн новых кроссовок: «Возможно, это лучшие в мире кроссовки, но я ни за что их не надену. Хотите знать, почему? Они не «секси!»
Таким образом, контраст между необычным дизайном продукта и преимуществами новой подошвы стал главным препятствием в расширении бизнеса Hoka.
На американском рынке разработчиков Hoka ожидало ещё одно препятствие. Годом ранее появление книги Кристофера Макдугалла «Рождённый для бега» способствовало огромному росту интереса к естественному бегу. Повсеместно атлеты становятся поклонниками новой концепции, выбирая кроссовки с максимально тонкой подошвой или даже предпочитая бегать босиком. Разумеется, в таких условиях кроссовки с самыми толстыми подошвами в индустрии, пользовались весьма ограниченным спросом. Вдобавок продукция компании Hoka One One была ориентирована в основном на профессиональных спортсменов или ультра-марафонцев. Требовалось дополнить ассортимент кроссовками, которые бы подошли более широкому кругу пользователей.
Интерес к бегу во всём мире стремительно рос. Он стал не просто видом спорта и способом поддерживать форму, но и возможностью социализироваться, найти свой круг общения. В беговых сообществах появилось очень много новичков, а вопрос хорошей амортизации в кроссовках очень важен для начинающих. И здесь Hoka One One обладали большими перспективами к росту и развитию.
В 2011 году компания Hoka One One работает над завоеванием зарубежного рынка. На тот момент стоимость пары кроссовок Hoka составляла 160$, что было довольно дорого для среднестатистического потребителя. К тому же, сеть дистрибуции Hoka была очень мала, что задерживало развитие компании. Бренд-менеджер Hoka One One и бывший спортсмен Джим Ван Дин (Jim Van Dine) предполагали, что компания обладает большим потенциалом для развития, при условии определённых вложений. Джим знал, о чём говорил. Ранее он работал в компании Reebok и за несколько лет команда специалистов, в которой трудился Джим, превратила Reebok в преуспевающую корпорацию. У основателей Hoka не было ни опыта продвижения обуви в Соединённых Штатах, ни достаточного количества финансовых вложений. Требовалась финансовая поддержка крупного инвестора, и она пришла в 2013 году. Жан-Люк Диар и Николя Мерму обратились в Deckers — компанию, которой принадлежат бренды Teva и UGG, и предложили приобрести права на их детище.
Воспоминания представителя Deckers Brands, который впервые увидел результат трудов Жан-Люка и Николя — первую модель Hoka One One Mafate:
Когда Жан достал из багажника кроссовки, я подумал: Боже мой, что это?! Из-за широкой, негабаритной подошвы кроссовки выглядели словно нарисованными. Но когда я их надел, то поразился необычной лёгкости. Обратный прогиб подошвы позволял мягко преодолевать препятствия и неровности рельефа. Потребовалось привыкнуть к необычно мягкой и отзывчивой манере бега, но совершенно точно — в этих кроссовках хотелось бегать снова и снова.
1 апреля 2013 года Deckers Brands приобретает права на компанию Hoka One One. Перед компанией открылись новые возможности для развития своего производства. В том же году в Америке открылись первые 6 точек продаж кроссовок Hoka, и за три года оборот компании вырос с 5 до 100 миллионов долларов!
Высококвалифицированные спортсмены выступают в качестве амбассадоров бренда для продвижения своих кроссовок. Один из них 30-летний Лео Манзано, Олимпийский призёр в беге на 1 500 м и пятый среди самых быстрых бегунов в США. Кроссовки Hoka Манзано охарактеризовал так:
Hoka не назовёшь нормальными кроссовками. Они гораздо лучше.
За последующие 3 года кроссовки Hoka распространяются по всему миру. С 2017 года продажи Hoka One One успешно стартовали в России, и магазин Спорт-Марафон стал одним из первых, кто добавил кроссовки Hoka в свой ассортимент.
За счёт прекрасной амортизации кроссовки Hoka One One защищают ноги от усталости, поэтому в них так удобно преодолевать невероятно длинные дистанции. Не только многие профессиональные спортсмены, но также и любители активного образа жизни, используют их в период восстановления после тяжёлых соревнований или полученных травм.
Одна из ключевых заслуг Hoka в том, что они объединили две некогда противоположные концепции: обувь для естественного бега и обувь с хорошей амортизацией. Кроссовки Hoka сочетают в себе толстую подошву, которая отлично гасит ударную нагрузку, и минимальный перепад высоты между пяткой и носком, который необходим для любителей «позного» бега.
Команда Hoka One One не собирается останавливаться на достигнутом. Они постоянно совершенствуют и расширяют свой ассортимент, пополнив его соревновательными шиповками, а также моделями для хайкинга с подошвой Vibram и влагонепроницаемым материалом верха. Жан-Люк Диар в одном из интервью заметил: «Мы никогда не будем полностью довольны тем, что уже создали. Наша работа — нескончаемый путь к совершенству!»