0
Оставьте, пожалуйста, отзыв о новом сайте

Как выбрать спортивные горные лыжи

26.11.2018
В какой-то момент горнолыжник может перерасти простое катание на курорте. Ему станет скучно, и он может уйти вне трасс или, наоборот, загнать себя на трассу — на ту самую, настоящую, что с древками и секундомером. Вот второй категории эта статья и посвящается. Любителям, кто решил попробовать себя в более спортивном катании.
В этом материале мы расскажем о том, что такое собственно спортивные лыжи и чем они отличаются от экспертных коммерческих. Как различаются спортивные лыжи внутри своего класса и какие выбрать вам. Все рекомендации рассчитаны на горнолыжников-любителей, которые не могут принимать участие в профессиональных соревнованиях FIS.

Что такое спортивные лыжи

Спортивные лыжи сделаны для того, чтобы на них соревноваться. И как любой другой соревновательный инвентарь, хоть обувь, хоть автомобиль, не только узкоспециализированы, но ещё и конструктивно ограничены действующими правилами соревнований.
Часто называемые «цеховыми», эти лыжи рассчитаны на жёсткие подготовленные склоны и борьбу за доли секунды. Для каждой из горнолыжных дисциплин свои модели в строгом соответствии с текущими правилами FIS (Международная федерация лыжного спорта).
Принципиальное отличие любых спортивных лыж от экспертных в том, что ими нужно постоянно управлять, загружать, контролировать и работать в каждом повороте. Любая экспертная лыжа из каталога, даже та, что в спортивном дизайне, может поворачивать сама и подразумевает катание целый день. Спортивная же сама не повернёт, тренировка и соревнование. Пара часов с полной отдачей — и отдыхать/восстанавливаться.
Существуют четыре основные, или, как ещё их называют, классические, горнолыжные дисциплины. В каждой из них есть установленная трасса — череда контрольных ворот, — которую нужно пройти за минимальное время, но длина трассы и частота ворот для каждой дисциплины свои:
  • Скоростной спуск (DH). Самая длинная и скоростная. Единственная из всех, которая проводится только среди взрослых и профессиональных спортсменов. Длина трассы несколько километров, а перепад высот между стартом и финишем может превышать километр. Скорость спортсмена часто более 100 км/ч, а на некоторых трассах местами выше 140 км/ч. В силу этого определённые участки рельефа становятся трамплином, отправляющим спортсмена в полёт на несколько десятков метров. Время прохождения такой трассы на Кубке мира более двух минут, большую часть которых спортсмен скользит в «аэродинамической» стойке.
  • Супергигант (SG). Так же, как и спуск, относится к скоростным видам, но длина трассы здесь короче, повороты чаще и скорости ниже. Скоростные виражи и скольжение в стойке на протяжении почти двух минут. Проводится уже не только среди взрослых профи, но и среди юниоров и Masters — непрофессионалов, для которых спортивные соревнования это хобби, а не профессия.
  • Слалом-гигант (GS). Основа горнолыжного спорта. Расстояние между воротами по правилам FIS не более 20 м, в стартах Masters разрешены 23 и 25 метров. Утверждается, что если спортсмен ходит все дисциплины, то на тренировку гиганта нужно около 30 % всего времени.
  • Слалом (SL). Трассы самые короткие, зато повороты самые частые. Расстояние между воротами от 7 до 12 метров, а в специальных фигурах и того меньше — от 4 до 6. В отличие от всех предыдущих дисциплин, где трасса устанавливается двойными древками с флагом, в слаломе древки одиночные и техника их прохождения другая.
Для каждой дисциплины есть свои требования к конструкции и параметрам лыж: радиус, длина, высота пластины и так далее. Их устанавливает FIS (Международная федерация лыжного спорта) для проведения соревнований, и все производители должны их соблюдать.
Лыжи для слалома Atomic Redster S9 FIS
Лыжи для слалома Atomic Redster S9 FIS
Лыжи для слалом-гиганта Atomic Redster G9 FIS
Лыжи для слалом-гиганта Atomic Redster G9 FIS
Лыжи для супергиганта Atomic Redster SG FIS
Лыжи для супергиганта Atomic Redster SG FIS

Лыжи для скоростных видов

Скоростные виды наиболее опасные. И спортсмен, и инвентарь должны быть готовы к высоким скоростям и перегрузкам. Соревнования проводятся строго на специально подготовленных трассах с ледяным или почти ледяным покрытием с обеспечением повышенных мер безопасности спортсмена на случай падения.
Дополнительную нагрузку, а зачастую и опасность для спортсмена, представляет любая неровность трассы, а особенно свежевыпавший снег.
Чтобы выдержать высокую скорость и помочь в полётах, спусковые и суперные лыжи имеют самую большую длину и прямую геометрию.
Финишный участок легендарного «Штрайфа» (Китцбюэль, Австрия). Самая сложная и престижная трасса скоростного спуска
Финишный участок легендарного «Штрайфа» (Китцбюэль, Австрия). Самая сложная и престижная трасса скоростного спуска
Правила FIS тут самые жёсткие:
  • радиус спусковых лыж — 50 метров при минимальной длине мужских лыж 218 см, а женских 210 см;
  • суперные несколько гуманнее. Стандарты для Кубка мира: 40 метров и минимум 205 см для женщин, 45 метров и 210 см для мужчин. Для Кубка Европы и стартов FIS лыжи короче, но и они не просты в управлении.
Такие лыжи начинают работать и поворачивать на скоростях от 70 км/ч и выше.
Помимо точной конструкции лыжи и её рабочих характеристик, особое значение имеет скольжение — материал базы, а также структура и смазка. Производители инвентаря тратят кучу времени и денег, чтобы подготовить быструю и скользкую лыжу, подходящую под определённого спортсмена, трассу и погодные условия. Управлять такими болидами нужно специально учиться.
Естественно, на обычных трассах горнолыжных курортов на таких делать нечего, даже на юниорских SG, а аналогов в коммерческой линейке у них нет.
Если вы всё же решили встать на суперные лыжи, то делать это нужно на специально подготовленной трассе. Поскольку вам не стартовать вместе с профи на FIS-стартах, а физическая подготовка хоть и хорошая, но тоже не на Кубок мира, мужчинам рекомендуем женские модели лыж SG, например, 205 см. Они короче, мягче и с меньшим радиусом. Женщинам — или короткие женские 201 см, или юниорские 195 см. Но никаких резких движений на трассе и полная защита: спортивный шлем с жёсткими ушами без дуги, защита спины.

Лыжи для слалома-гиганта

Гигант — наиболее популярная дисциплина среди инструкторов и спортсменов-непрофессионалов. Лыжи для гиганта уже гораздо ближе к реальности, чем скоростные. Хотя отличий от верхних экспертных лыж с именем GS из каталога всё равно немало. Спортивная модель длиннее, с большим радиусом, не прощающая ошибок и более требовательная к качеству подготовки трассы.
Трасса слалома-гиганта
Трасса слалома-гиганта
Поправки в технические требования к лыжам, недавно сделанные FIS, существенно изменили модельный ряд гигантских лыж всех производителей. Начиная с сезона 2012/2013 года заметно увеличились радиус и длина. Мужчинам в Кубке мира пришлось перестраиваться на лыжи 195 см с минимальным радиусом 35 м, а женщинам — на 188 см и 30 м. Ключевым фактором стала не столько дуга, сколько поворот с дрифтом, то есть управляемым заносом. И хотя с сезона 2017/2018 года радиус мужских лыж снизили до 30 м, для непрофессионалов они остались сложными и некомфортными.
Поэтому рекомендуем обратить внимание на лыжи серии Masters. По сути, это дальнейшая эволюция боевых лыж, которые были до введения длинных радиусов, только без каких-либо искусственных ограничений.
Покупать гигантский «цех» нужно для тренировок и соревнований. 195 см можно не рассматривать. Мужчинам можно обратить внимание на женский кубковый вариант — 188 см/30 м, но лучше присмотреться к серии Masters.

Хайнц Шильхеггер

победитель и призёр этапов Кубка мира, а ныне продакт-менеджер Atomic:
«Создавая лыжи Masters, мы можем делать всё, что хотим, ведь нет никаких ограничений со стороны FIS. Вот, к примеру, мужская лыжа: самая удобная длина — 190 см, удобный и логичный радиус — 27 м. А чтобы лыжа лучше и точнее управлялась — талия 67 мм. Почти идеальная комбинация, больше всего их люблю. А на соревнования FIS на них больше нельзя…»
И ещё один ключевой аспект — это ресурс лыж. Профессиональный спортсмен имеет по несколько пар на сезон и не покупает их за свои деньги. В то время как большинство любителей, покупая гоночную лыжу, надеются гонять на ней несколько сезонов. Лыжи Masters учитывают и это.

Лыжи для слалома

Мужские лыжи 165 см, женские 155–158 см. Сделать короче нельзя по правилам, длиннее — не имеет смысла. Радиус — не более 13 м. Так что выбор ростовки предельно прост. Внешне они ближе всех к своим серийным экспертным сёстрам, но только внешне.
Бронзовый призёр Олимпиады Katharina Gallhuber на трассе слалома в Корее
Бронзовый призёр Олимпиады Katharina Gallhuber на трассе слалома в Корее © olympic.org
В свободном катании они построже и поинтереснее, но им нужен идеально подготовленный склон. В мягком или мокром снегу слаломки будут тонуть, а от катания по буграм могут и сломаться, как формульный болид на кроссовом треке. Да и сил хватит не на целый день. Поэтому брать такие лыжи нужно для гонок. Только на трассе можно по-настоящему понять и оценить такую лыжу.
Выходя на трассу, не забудьте поставить дугу на шлем, надеть щитки на голень и взять слаломные палки с гардами.

Мифы о «настоящем» и «ненастоящем цехе»

Среди спортсменов-любителей часто можно слышать фразы вроде «у тебя цех ненастоящий» или «это магазинная лыжа» и тому подобное. Попробуем объяснить, что всё это значит.
Для спортсменов топ-уровня, лидеров мирового рейтинга, лыжи делают индивидуально, изменяя компоновку и состав частей. Ради победных долей секунды учитываются все индивидуальные особенности техники и движений спортсмена. Многие тонкости хранятся в секрете, доступ к таким лыжам имеют только спортсмен, его сервисмен и судья на финише, который проверяет соответствие лыж правилам. Это лыжная «Формула-1». Справиться с такой лыжей сможет только ас. А ещё у неё сильно ограниченный ресурс.
В течение года спецы спортивных отделов постоянно экспериментируют с конструкцией и материалами. Так рождаются прототипы, по итогам работы с которыми принимают решение: какую модификацию производить. Могут выбрать и несколько вариантов, отличающихся, как правило, жёсткостью. Эти варианты, а также некоторые удачные прототипы продают в основном спортсменам, для участия в FIS-стартах. Расходятся они обычно через тренеров и спортивные клубы, а в магазины попадают редко.
Большинство производителей добавляют незначительные изменения в компоновку лыж для продажи в магазинах. Суть их в том, чтобы увеличить ресурс. Всё-таки для спортсмена-любителя, покупающего лыжи в магазине, крайне важно не только с лыжей справиться, но и чтобы прослужила она как можно дольше, желательно до сточенных кантов.
Так что рассуждения о настоящем и ненастоящем цехе — это не про качество. Это про целевую аудиторию. Конечно, среди любителей есть такие, кто может эффективно выступать на боевых версиях лыж. Но для большинства они могут показаться строгими и тяжёлыми, и результат будет хуже. А недостатки техники и некачественная трасса увеличивают риск преждевременного разрушения лыж.

Как выбрать «свою» пару

В зависимости от того, в каких горах вы будете тренироваться, можно рассматривать ту или иную дисциплину. В регионах, обделённых горами, Москве, например — это слалом. Для нормальной тренировки гиганта тут просто не хватит длины склона, а для слалома — в самый раз.
Там, где склоны подлиннее, например, на Урале, начинать лучше с гиганта. Прогресс будет ощущаться гораздо быстрее, чем в слаломе, хотя, чтобы научиться действительно быстро проходить трассу, потребуются время и труд в обоих видах.
Пробовать супер можно только после освоения гиганта. Начинать с него опасно.
Что касается выбора бренда, к сожалению, тестов спортивных лыж в России пока не проходит, и тут придётся довериться рекомендации эксперта в магазине, тренера или друзей — партнёров по тренировкам. Ну и собственному вкусу, и отношению к конкретному бренду.

О подготовке лыж, смазке, скольжении

С покупкой новых цеховых лыж всё только начинается! Спортивные лыжи должны быть подготовлены. Канты остро выточены под нужным углом, на скользящую поверхность нанесена структура. Дальше пропитка парафином и гоночная смазка. Да и общефизической подготовкой пренебрегать нельзя. Но это уже совсем другие истории, о которых мы расскажем в отдельных материалах.
Павел Серебровский на тестах лыж сезона 2018/2019 года в Красной Поляне. Март 2018
Павел Серебровский на тестах лыж сезона 2018/2019 года в Красной Поляне. Март 2018

Об авторе

Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях
Я рекомендую Мне нравится
© Спорт-Марафон, 2019 Данная публикация является объектом авторского права. Запрещается копирование текста на другие сайты и ресурсы в Интернете без предварительного согласия правообладателя — blog@sport-marafon.ru

Товары по теме

Статьи по теме

В рассылке блога мы рассказываем о новых коллекциях
, интересных товарах
и людях
Осталось заполнить:
Если у вас есть вопросы или пожелания по блогу, пишите их нам, мы постараемся учесть.
Если вы в теме и умеете грамотно работать с текстом - у нас есть интересная работа.
Напишите нам, о чём бы вы хотели прочитать в нашем блоге.
Заметили ошибку? Выделите текст ошибки, нажмите Ctrl+Enter, отправьте форму. Мы постараемся исправить ее.