с 10 до 24
Магазин на ул. Сайкина, 4
с 10 до 22
Интернет-магазин
Бесплатный звонок по России: 8 (800) 333-14-41 8 (495) 668-14-97

Склоны «Горнолыжного клуба Леонида Тягачёва» в начале сезона. Видно, как активно работают снежные пушки © Владимир Головин

История подмосковных горнолыжных курортов. Окрестности станции Турист

27.06.2018
Пусть это покажется кому-то удивительным, но горными лыжами у нас в стране занимались не только в горах, но и на подмосковных холмах. Будущие победители всесоюзных соревнований начинали свои тренировки в Москве на Воробьёвых горах и на подмосковных склонах.
Пожалуй, самой настоящей горнолыжной Меккой в Подмосковье стали окрестности станции Турист по Савёловской железной дороге. Расположенная на севере Московской области у подножия Клинско-Дмитровской гряды, эта местность прямо-таки идеально подходила для занятий лыжным спортом.
Сейчас мало кто из любителей зимнего отдыха не слышал о горнолыжном клубе Леонида Тягачёва, о спортивно-развлекательных парках Волен, Яхрома, Сорочаны. Однако массовое увлечение горными лыжами началось задолго до появления этих современных комплексов, оснащённых по последнему слову техники.
«Горнолыжный клуб Леонида Тягачёва» открылся в феврале 2001 года, а кататься с этих горок на лыжах начали гораздо раньше. Уже в 70-е годы прошлого столетия здесь поставили первые подъёмники. Это были кустарные изделия, чаще всего сделанные в единственном экземпляре. И почти каждый из них представлял собой весьма оригинальное техническое решение.

«Лучший горнолыжный район Подмосковья…»

Железнодорожную станцию тут открыли гораздо раньше — в 1901 году, и назвали её Влахернская — по имени расположенного рядом монастыря. В 1934 году Общество пролетарского туризма и экскурсий, или просто ОПТЭ, открыло на Влахернской первую туристскую базу. Маршруты вокруг базы и проезд к ней описывались в справочнике, изданном в 1935 году: «Влахернский разъезд Савёловской линии Северной железной дороги. Один час 45 минут езды от Савёловского вокзала. База расположена на живописном берегу речки Яхромы. Район Влахернской — лучший горнолыжный район Подмосковья». К тому времени закончилось строительство канала Москва-Волга, который в основном создавался трудом заключённых. Под базу отдали сараи, конюшню и здание школы — бывшей усадьбы дворян Лужиных, — в которых ранее размещались заключённые Дмитлага.
Перелистывая подшивки старых газет, я наткнулся на заметку, привлёкшую внимание заголовком — «Подмосковный альпинизм». На пожелтевшей от времени странице газеты «Правда», датированной 6 января 1935 года, читаем: «Излюбленное место вылазок московских альпинистов — станция Влахернская Савёловской железной дороги. …Холмы, поросшие елью, сосной и берёзой, многочисленные склоны в глубокие овраги делают это красивейшее место центром горнолыжного спорта москвичей».
Заметка из газеты «Правда» 1935 года
Заметка из газеты «Правда» 1935 года
В 1936 году станция получила своё нынешнее название «Турист». А ещё через год на базе открылся Дом юного туриста (ДЮТ) и сюда стали приезжать школьники для получения необходимых туристских навыков. Вот только после распада Советского Союза им уже не выдавали значок «Турист СССР». База расположена у поворота к деревне Муханки. В настоящее время из-за смены собственника база закрыта, но хочется надеяться, что она продолжит свою работу.
А вот фотография из домашнего архива моего знакомого. Она была сделана зимой 1941 года, за полгода до нападения фашистской Германии на Советский Союз. На ней лыжник, одетый по тогдашней моде и в соответствующем снаряжении, на деревянных лыжах и с бамбуковыми палками в руках, запечатлён в лихом повороте. Чем вам не фрирайд? Этот снимок сделан на склоне парамоновского оврага, расположенного в 5 километрах от «Туриста» у деревни Парамоново. И было это задолго до появления первых подъёмников, которыми здешние склоны были оборудованы только в 1973 году, и это уже другая история.
Лыжник П. С. Зак, заслуженный мастер спорта по альпинизму СССР, на склоне парамоновского оврага в феврале 1941 года. Фото из архива П.П. Зака
Лыжник П. С. Зак, заслуженный мастер спорта по альпинизму СССР, на склоне парамоновского оврага в феврале 1941 года. Фото из архива П.П. Зака
Юрий Борисович Триста — горнолыжник со стажем, председатель любительской лиги города Москвы, участник и организатор различных соревнований, тоже вставал на лыжи в этих местах. Рассказывал, как ещё мальчишкой вместе со своей мамой совершил первый поход на лыжах от станции Турист. А было это в 1949-м году, и Юрию было всего-то шесть лет. До «Туриста» из Москвы тогда ходил паровоз с несколькими прицепными вагонами. От станции они прошли сначала к деревне Муханки, а затем через Стреково к деревне Парамоново, где и катались по крутым склонам парамоновского оврага. Затем, так же на лыжах, вернулись к станции. Протяжённость этого маршрута, не считая катания с горок, получилась совсем нешуточная для шестилетнего мальчика — более 10 км.
Деревня Шуколово, у которой сейчас и располагается Горнолыжный клуб Тягачёва, находится ближе всего к «Туристу». В 50-е годы на шуколовских склонах катался Вадим Гиппенрейтер, первый чемпион СССР по горным лыжам и замечательный фотохудожник. Конечно же, подъёмников никаких тут тогда не было, и подниматься вверх нужно было пешком. В 60-е годы эти склоны начали осваивать местные горнолыжники, и вскоре здесь была построена СДЮШОР общества «Труд».

«Мы садимся в электрички…»

Настоящим расцветом популярности горных лыж среди «простого» народа стали застойные 70-е. Основную часть этого «народа» составляла интеллигенция и студенты. Была даже сложена песня с такими словами: «Интеллигент, вставай на лыжи, шей анорак и двигай на гора́!».
Возможно, что именно годы застоя способствовали стремительному росту популярности горнолыжного спорта. Ведь скорость, вихри снега, состояние, близкое к ощущению полёта, доставляли массу эмоций, позволяющих забыть об унылой серости будней.
Снаряжение тогда добывали с большим трудом, но по цене оно было доступно даже студентам. Правда, всё требовало некоторой доработки. Ботинки были ещё кожаные, со шнуровкой, мягкие и не слишком приспособленные для жёсткой связи с лыжами. Для повышения жёсткости ботинки сначала разогревали в духовке, а затем покрывали расплавленным парафином. После этого они надевались на ноги, а счастливый обладатель терпеливо ожидал, когда парафин застынет. Остыв, ботинки становились твёрдыми как камень, но возникала другая проблема: как же из них вылезти…
Немногим позже появились чешские «Ботасы» на клипсах. Они уже были гораздо жёстче. И даже слишком, причём для многих ещё и слишком узкие. Даже при сравнении с «испанским сапогом» средневековые инквизиторы тихо «курили» в сторонке. А дальше начались семидесятые…
Чешские ботинки «Botas» на клипсах были очень популярны и крайне неудобны. Парамоново, начало 70-х годов. Фото из архива А. Сергеева
Чешские ботинки «Botas» на клипсах были очень популярны и крайне неудобны. Парамоново, начало 70-х годов. Фото из архива А. Сергеева
Разгар зимы. Ранним субботним утром на Савёловском вокзале всегда можно было встретить многочисленных лыжников с рюкзаками, направляющихся к электричке. У табло с расписанием назначали встречи, чтобы затем вместе скоротать время в пути. Дорога от вокзала до «Туриста» занимала немногим больше часа, и за это время собеседники успевали обсудить новинки снаряжения и технику катания, поделиться необычными случаями из своей практики.
В середине семидесятых особым центром притяжения лыжно-туристической братии становился третий вагон электрички. В нем обычно ездил Юрий Визбор. В субботу — туда, в воскресенье — обратно. Его место всегда было в третьем ряду, и его никто кроме него не занимал. Везунчиками считались те, кто сумел оказаться в этом вагоне — ведь места на всех желающих не хватало. Электричка трогалась, Визбор брал в руки гитару и начинал петь. И пел до самого «Туриста». Там, недалеко от станции, в деревне Новлянки, он снимал избу. Снимал, как и многие приезжавшие сюда, чтобы кататься на горных лыжах. В 1976 году он даже сочинил песню под названием «Деревня Новлянки». Там есть такие слова:

Давайте сюда коня!

Бутылки сюда, баранки!

Везите, друзья, меня

В деревню мою — Новлянки!

Выйдя на станцию, лыжники делились на три неравных группы. Самая многочисленная направлялась в сторону деревни Шуколово, другая — к деревне Муханки. И, наконец, третья загружалась в местный автобус, следующий до деревни Парамоново. Там уже тогда была санная трасса длиной более километра, на которой проводились всесоюзные соревнования.
Горнолыжный карнавал в Муханках. Фото из архива Юлии и Виктории Соковых
Горнолыжный карнавал в Муханках. Фото из архива Юлии и Виктории Соковых
Спортивных баз, где бы можно было остаться на ночь, чтобы на следующий день вновь выйти на горку, в то время было немного. В Шуколово их было несколько — «Труд», «Крылья Советов», «Зенит», в Парамоново — «Локомотив». Многие снимали у местных жителей комнатки в деревенских избах, оставляли там свои лыжи, чтобы не возить их каждый раз с собой.
Так выглядели шуколовские склоны в 70-е годы. Тогда поднимались без подъёмника. Фото из архива Юрия Тристы
Так выглядели шуколовские склоны в 70-е годы. Тогда поднимались без подъёмника. Фото из архива Юрия Тристы
Первые подъёмники в Шуколово стали появляться в начале 70-х. Помимо стационарных подъёмников с электродвигателем, ещё использовались передвижные с двухтактным бензиновым мотоциклетным движком. В то время была развита клубная система, когда каждый подъёмник относился к определённому клубу, созданному при каком-либо большом предприятии. Чаще всего такие клубы создавались при предприятиях оборонной отрасли или научно-исследовательских институтах. Клубам помощь оказывали сами предприятия. Строили базы, закупали лыжи, на производственной базе изготавливали подъёмники. Курчатовский институт, Красная звезда, Академия наук. И получалось так, что подъёмниками пользовались привилегированные члены клубов, а «непосвящённые в члены» лыжники поднимались вдоль трассы спусков «лесенкой». Что было, в общем-то, неплохой физической разминкой. Да и во время подъёма можно было и на других посмотреть, и заодно обсудить технику.
На горнолыжной базе «Крылья Советов» всегда было многолюдно. Фото из архива Юрия Тристы
На горнолыжной базе «Крылья Советов» всегда было многолюдно. Фото из архива Юрия Тристы
На горнолыжной базе «Крылья Советов», которой сейчас уже нет, всегда было шумно и весело. Там проводились не только тренировки и соревнования, но и много других интересных мероприятий и всяческих розыгрышей… В то время её директором был замечательный тренер Александр Шредерс. Он был весьма заводным и очень весёлым человеком. И вот однажды «папа Шульц», как его все шутливо называли, решил развести в местном пруду карпов. В водоём около базы выпустили целых двенадцать отборных экземпляров. Но тут приехали друзья и вышел спор: кто больше выловит этих рыбин. Ставка — ящик коньяка. Стоит ли говорить о том, что карпов в пруду не осталось…
У бугельного подъёмника в Муханках. Фото из архива Юлии и Виктории Соковых
У бугельного подъёмника в Муханках. Фото из архива Юлии и Виктории Соковых

«Русское чудо» из Шуколово

Если говорить о большом спорте, то непременно надо рассказать о школе олимпийского резерва (СДЮШОР), где одним из главных идеологов стал тренер сборной команды СССР Юрий Сергеевич Преображенский. Среди его первых учеников были Виктор Беляков (участник Олимпиады 1968 года) и Леонид Тягачёв, с семи лет занимавшийся в спортшколе. Впоследствии Тягачёв станет победителем Спартакиады народов СССР, членом сборной команды СССР, а затем и её главным тренером. Именно здесь сделал свои первые спуски самый известный и титулованный лыжник СССР — Александр Жиров. Его выступления на трассах Кубка мира прославили шуколовские склоны на весь мир.
Ингемар Стенмарк и Александр Жиров © Роман Денисов
Ингемар Стенмарк и Александр Жиров © Роман Денисов
Леонид Тягачёв родился в посёлке Деденёво, рядом с «Туристом». Оттуда же родом и самый успешный отечественный горнолыжник — Александр Жиров. Александр начал заниматься горными лыжами в семь лет на шуколовских склонах. Первым его тренером был Валентин Михайлович Широков, затем в возрасте 15 лет Александр перешёл в ЦСКА, где тренировался у Виктора Тальянова. А в сборной СССР готовился к соревнованиям уже при участии Леонида Тягачёва.
В 1981 году под руководством Тягачёва мужская горнолыжная сборная СССР добилась крупнейшего успеха в своей истории, выиграв пять этапов Кубка мира в течение месяца. Первым победу буквально вырвал Валерий Цыганов в скоростном спуске, а затем четыре раза подряд победил Александр Жиров. В болгарском Боровце Жиров опередил легендарного Стенмарка на секунду с лишним. Впоследствии шведский горнолыжник, за плечами которого 86 побед на этапах Кубка мира, скажет такие слова: «Жиров был замечательным горнолыжником. Наверное…он был гением.»
А ведь до этого наши горнолыжники ни разу не побеждали на этапах Кубка мира. Этот период получил название «24 дня русского чуда», а тогдашний состав сборной — «золотого». В этом же году Леонид Тягачёв был признан на международном уровне лучшим горнолыжным тренером мира.
За феноменальные успехи Тягачёв премируется автомобилем «Ситроен», а Александр Жиров от лыжного спонсора Rossignol получает «Вольво 244».
Александр Жиров с завоёванными кубками. Неподалёку от деревни Шуколово © Роман Денисов
Александр Жиров с завоёванными кубками. Неподалёку от деревни Шуколово © Роман Денисов
К большому сожалению, спортивная карьера Жирова после этого грандиозного успеха пошла на спад. В сезоне 1982/83 в заездах Кубка мира он не участвовал, а в мае 1983 года погиб в автокатастрофе около родной деревни. По трагическому стечению обстоятельств он разбился на том самом «Вольво», который получил за свои победы на Кубке Мира. Александр был похоронен на шуколовском кладбище рядом со склонами, где начиналось его восхождение к горнолыжному Олимпу.

Новый век — новая эпоха

В 90-е годы многие базы стали приходить в упадок, и не все пережили это время. С 1995 года Леонид Тягачёв переходит на государственную работу — становится министром спорта и туризма России и председателем Госкомитета РФ по физической культуре и туризму. Видимо, это как-то способствовало привлечению средств для строительства горнолыжного комплекса в Шуколово.
В 2000 году рядом с Шуколово начали расширять склоны и дополнительно насыпать гору. Установили фирменные буксировочные подъёмники, и в феврале 2001 года открылся спортивно-развлекательный комплекс под названием «Горнолыжный клуб Леонида Тягачёва». Началась новая эпоха.
Оборудование клуба для подмосковных горок того времени было суперсовременным: австрийские подъёмники, ратраки для подготовки склонов, снежные пушки, позволяющие не зависеть от капризов погоды.
На склонах клуба продолжали тренироваться горнолыжники спортивной школы, и даже сборной страны, а один из склонов был сертифицирован для проведения соревнований международной федерацией горнолыжного спорта FIS.
Клуб стал популярен не только среди спортсменов, но и среди любителей.
Леонид Тягачёв и Александр Хорошилов на Кубке ветеранов в Шуколово. Хорошилов — первый и пока единственный из горнолыжников России, выигравший этап Кубка мира, участник 3-х Зимних олимпиад © Владимир Головин
Леонид Тягачёв и Александр Хорошилов на Кубке ветеранов в Шуколово. Хорошилов — первый и пока единственный из горнолыжников России, выигравший этап Кубка мира, участник 3-х Зимних олимпиад © Владимир Головин
На шуколовские склоны стал приезжать и президент России Владимир Путин. Его личным тренером становится Тягачёв. Как рассказывает сам Леонид Васильевич, они провели более 300 совместных тренировок, значительная часть которых проходила на склонах клуба. По оценке Тягачёва, президент сейчас катается на уровне австрийского инструктора. Приезжал в клуб Тягачёва покататься на горных лыжах и Дмитрий Медведев, и бывший московский мэр, да и нынешний тоже иногда приезжает.
Количество подготовленных склонов и подъёмников с годами увеличивалось, в клубе открылся прокат снаряжения и школа инструкторов для начинающих. Клуб из специализированной горнолыжной базы превратился в целый комплекс для активного отдыха с отелем, домиками-шале для проживания, рестораном и кафе, катком, крытым теннисным кортом и другими возможностями для интересного времяпрепровождения.
Сейчас клуб Леонида Тягачёва представляет собой всесезонный комплекс, предлагающий разнообразные возможности и для летних видов активностей.
В Клубе Тягачёва можно кататься и в тёмное время суток. 9 отлично подготовленных склонов и 8 подъёмников открыты семь дней в неделю © Владимир Головин
В Клубе Тягачёва можно кататься и в тёмное время суток. 9 отлично подготовленных склонов и 8 подъёмников открыты семь дней в неделю © Владимир Головин
Теперь вы знаете краткую историю курорта. И когда в следующий раз будете спускаться по склонам Шуколово, возможно, иначе посмотрите на склоны.
Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях
Я рекомендую Мне нравится
© Спорт-Марафон, 2018 Данная публикация является объектом авторского права. Запрещается копирование текста на другие сайты и ресурсы в Интернете без предварительного согласия правообладателя — blog@sport-marafon.ru

Товары по теме

Статьи по теме:

Как катались на горных лыжах в СССР?
Как люди в СССР катались на горных лыжах? С удовольствием :) А если подробнее? Георгий Дубенецкий рассказал о том, каким был горнолыжный отдых в СССР — где и на чём катались советские граждане, какими были быт и инфраструктура горнолыжных курортов
далее
Как выбрать горные лыжи?
Разнообразие современного ассортимента горных лыж просто потрясает. Чтобы вам было комфортнее чувствовать себя среди этого изобилия мы составили небольшой гид по их выбору
далее
Горнолыжные склоны и школы Москвы и Подмосковья. Путеводитель
Друзья, уже сейчас нас готовы встретить несколько горнолыжных центров Москвы и Подмосковья. Мы постарались собрать информацию о датах открытия и ценах в сезоне 2015-2016. Где покататься? Смотрите наш путеводитель.
далее
История бренда Head
О том, как инженер Говард Хэд хотел улучшить конструкцию классических горных лыж и спровоцировал революцию во всей горнолыжной индустрии, читайте в истории бренда Head
далее
Краткая история горнолыжных креплений
Сначала, очень-очень давно, креплениями служили свернутые в кольцо ивовые прутья или ветви деревьев. Потом для этого приспособили кожаные ремни. В середине девятнадцатого века норвежец Сондре Норхейм (тот самый, который изобрел поворот телемарк), решил, что чтобы управлять лыжами более надежно, нужно получше зафиксировать ботинок.
далее

Комментарии

comments powered by HyperComments