Весь товар, представленный на сайте Вы можете найти в магазине
по адресу: ул. Сайкина, 4
  • 8 (495) 668-14-97
  • 8 (495) 287-87-97
  • 8 (800) 333-14-41
  • Бесплатный звонок по России
Телеграм чат
Каждый день
Магазин на Сайкина 4
с 10 до 24
Интернет-магазин
с 10 до 22
Присоединяйтесь к нам:

Избранное

Горное кино и фестивали горных фильмов

06.04.2013
Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал.
Лучше горных фильмов могут быть только горные фильмы, которые ты не видал.
В.Высоцкий – Р. Месснер

Альпинизм – сложный, можно сказать, синтетический вид спорта. Он изначально был создан учеными, затем поддержан художниками и литераторами, то есть деятелями культуры, и только после этого туда пришли физически сильные и амбициозные спортсмены. И сейчас все эти типы, а также многочисленные другие, уживаются в одном пространстве. Объединяет их то, что можно назвать горной культурой. Это такая совокупность представлений разного уровня, которая является объективной реальностью и влияет на всех субъектов альпинизма. На всех по-разному, конечно.

Первые восхождения совершались с научными приборами и всегда завершались книгами, с появлением фототехники, все занялись фиксацией моментов, а кинокамера привела к созданию сюжетов и монтажу фильмов. Сейчас же никого не удивишь камерой, закрепленной на каске восходителя. Вот вот грядет горное нон-стоп телевидение!

image001.jpg

Перефразируя … нет, просто цитируя высказывание одного альпиниста-любителя начала XX века, «из всех искусств для нас важнейшим является кино», вот о кино мы и поговорим поподробнее.

Современное горное кино, а точнее, горные фильмы, условно можно разделить на пять уровней. Высший уровень, в нашем понимании, означает высшее качество. Под ним подразумеваем фильмы голливудского размаха, полноформатные и снятые для показа в кинотеатрах. К ним примыкают высокобюджетные «сериалы», которые снимаются по заказам специализированных телеканалов. Это второй уровень.

Четвертый и пятый уровень составляют любительские фильмы и съемки. Фильм любительский – это обработанный материал, смонтированный по подобию профессиональных фильмов. Пятый уровень, самый последний, стал реальностью в последние годы с развитием видеосервисов в интернете. Это необработанные или почти необработанные сюжеты, без попыток придать им вид фильма. Среди таких сюжетов даже стали проводиться фестивали.

Однако основную массу фильмов на специализированных фестивалях горных фильмов составляет третья группа. Это профессиональные фильмы, не претендующие на широкий прокат. Снимаемые за деньги спонсоров, они редко приносят авторам материальное удовлетворение. Тем не менее, они снимаются и монтируются в массовом порядке. И никаких признаков кризиса жанра мы не наблюдаем. Энтузиастов пока хватает.

image003.jpg
Как правило, на фестивалях выступают почетные гости. Курт Димбергер – легенда альпинизма и выдающийся кинооператор, первым сделавший съемки на вершине Эвереста

Не приносят никому прибылей и сами фестивали, которые без помощи спонсоров просто немыслимы. Они также делаются силами энтузиастов. Но, тем не менее, и здесь мы можем констатировать постоянный рост, по крайней мере, количественный. Практически каждый год список фестивалей пополняется новыми странами, новыми городами. Самые престижные и проверенные временем фестивали объединились в Международный Альянс Горных Кинофестивалей. Создан он был в 2000 году и с тех пор количество его участников удвоилось. Кроме классических "полноформатных" фестивалей, мы наблюдаем многочисленные эксперименты с форматом показа фильмов. Только в одной Польше сейчас проводится порядка 6-7 фестивалей, но ни один из них не претендует на высокий международный уровень и полноту программы.

Большинство авторов из третьей категории горных фильмов стараются представить свои фильмы на как можно большем количестве фестивалей. Получаются своеобразные мировые туры, которые длятся 2-3 года. Затем фильмы попадают в архивы, продаются на дисках, часто выкладываются в интернет, изредка попадают на телевидение. А на их место приходят новые.

image005.jpg
http://www.mountainfilmalliance.org/

Кино стало последней и самой большой сенсацией конца XIX века. История кинематографа пишется от фильма к фильму и поэтому очень конкретна. Известна даже точная дата, которую можно назвать днем рождения - это 28 декабря 1895 года. Тогда в "Большом кафе" на бульваре Капуцинов в Париже состоялся первый публичный показ "кинематографа братьев Люмьер”. Первым исторически зафиксированным фильмом о горах был сюжет Жоржа Мелье, который в 1896 году снял «Опасный участок на Монблане». Первый фильм о настоящем альпинистском восхождении был снят в 1901 году на Маттерхорне и бережно хранится сейчас в музее альпинизма в Турине. Продолжительность фильма – 6 минут, показан весь ход восхождения снизу и до вершины, хотя и несколько хаотично.

image007.jpg
Кадры из первого альпинистского фильма

Горное кино начиналось с полного, однозначно документального реализма. Иначе быть не могло. Но уже на исходе первого десятилетия, авторы начинают отходить от реализма, придумывать искусственные и даже фантастические сюжеты. Героические и романтические фильмы на альпинистскую тематику составляют целый этап в развитии европейского кинематографа. Они связаны, прежде всего, с именем немецкого режиссера Арнольда Фанка, а также его учеников и последователей Луиса Тренкера и Лени Риффеншталь. Старания Фанка, снявшего десяток фильмов о горах, привели к необычайному взлету альпийской тематики в кино в 20-е и 30-е годы…

image009.jpg
Съемки фильма в 30-е годы

Главный тип героя был очевиден - мужественный альпинист, в условиях смертельной опасности проявляющий свои лучшие качества. Идеально подходил для этой роли южнотиролец Луис Тренкер. А вот появление женщины в серии горных фильмов – это целиком заслуга Лени Рифеншталь. Эта решительная женщина буквально «навязалась» режиссеру, тем самым разнообразив сюжеты и продлив существование самой темы в игровом кино. Лени обучилась хождению по горам и скалолазанию, достаточно хорошо освоила горные лыжи, ведь все съемки проводились без дублеров. Обе звезды киноэкрана, проработав с Фанком, начали собственную режиссерскую карьеру.

Широкое использование фашистской пропагандистской машиной этих фильмов и спортивных достижений альпинистов, в известной мере дискредитировало саму тему в кинематографе.

Горное кино в послевоенные годы жило своей жизнью, рождая маленькие шедевры, и несколько потеряв свою популярность у массового зрителя. Вновь всеобщее внимание привлекли в 50-е годы экспедиционные фильмы, посвященные восхождениям на Аннапурну, Эверест и другие высочайшие вершины мира. Период расцвета экспедиционного кино совпал с периодом совершения первых восхождений на восьмитысячники. Но с потерей этими экспедициями статусов национальных проектов, этот жанр вернулся в общие рамки.

image011.jpg
«Etoiles du Midi» – один из самых значительных фильмов 60-х годов

Но пришло время и уже голливудские мастера решили попробовать делать фильмы с элементами альпинизма, рассчитанные на массового зрителя. Так мир увидел, в частности, The Eiger Sanction (1975) – с Клинтом Иствудом и соответственно с мордобоем во время, до и после восхождения. Затем Cliffhanger (1993) с прыгающим по зацепкам скалолазом Сталлоне и летающими лестницами. И Vertical Limit (2000) – «Вертикальный предел», который довел до абсурда профанацию горной и альпинистской темы. После него логичным было возвращение к реализму в показе происходящего в горах. И прорывным фильмом противоположного тренда стал вышедший в 2003 году «Touching the Void», в русском переводе «Прикасаясь к пустоте», фильм с максимальной точностью воспроизводящий события, происходившие 1985 году. В этот же период развитие техники съемки и обработки изображения предоставляет новые возможности для кинематографистов. И рождаются реалистические полноформатные фильмы такие как, например, «Premier de Cordee» во Франции, как «Нанга-Парбат» и «Норд Ванд» в Германии, «Wildest dream» от английского ВВС. 

Альпинизм - это неисчерпаемый кладезь сюжетов. Это реальные драмы, которые трудно придумать специально. Возьмем, для примера, 2008 год. Отдельных фильмов заслуживали: попытка спасти Иньяки Очоа и героическое достижение вершины Аннапурны Алексеем Болотовым, гибель Карла Унтеркирхера и драматическое спасение его товарищей на Нанга-Парбат, массовая гибель на К2 и многое другое. И мы уже имеем фильм об Иньяки и фильм про трагедию на К2. И на подходе фильм про Унтеркирхера.

Сюжеты рождаются каждый год. Тренд реализма в горном кино, безусловно, существует и это радует. Однако реконструкции событий в искусстве не могут властвовать безраздельно. И эта тенденция должна смениться другой, должны прийти фильмы с большим уклоном в мистику и с сюжетами, которых в реальности не может быть. Но это должны быть всё же иносказательные истории о нашей жизни, а не пустая компьютерная графика с летающими монстрами. Примером такого подхода служит победитель, то есть обладатель «Гран При» Московского фестиваля 2012 года, фильм «Сфинкс». Авторы его словенцы показали реальные события, без претензии на реализм. Альпинисты двух эпох как бы поднимаются по одному маршруту, не видя друг друга. Они встречаются на вершине и там еще и соприкасаются с сегодняшней реальностью. Всё это хорошо смотрится благодаря гармонии всех компонентов: самой идее, грандиозным съемкам, юмору и иронии в каждом фрагменте, музыке и т.д…

image013.jpg
Главный автор фильма Грегор Кресал, в одной из главных ролей, штурмует реальный карниз…

Из последних новостей из мира горного кино выделим три анонса из первой категории. В Новой Зеландии приступили к подготовке съемок фильма-эпопеи о восхождении Хиллари и Тенцинга на Эверест в 1953 году. Одна из голливудских студий готовит полноценный художественный фильм о трагическом восхождении англичан Мэллори и Ирвина 1924 года. Другую же американскую студию заинтересовал сюжет о катастрофе 1996 года, по мотивам известной книги Кракауэра. Во всех этих фильмах работать будут большие команды суперпрофессионалов, будут сниматься настоящие звезды.

Московский кинофестиваль горных фильмов «Вертикаль» будет проводиться уже в шестнадцатый раз с 25 по 26 апреля 2013 г. Он хорошо известен за рубежом, и иностранные производители фильмов охотно в нем участвуют. Информацию о фильмах участниках и программе можете найти на сайте www.8848.ru.

image015.jpg
На сцене фестиваля «Вертикаль»
Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях
Я рекомендую Мне нравится
© Спорт-Марафон, 2017 Данная публикация является объектом авторского права. Запрещается копирование текста на другие сайты и ресурсы в Интернете без предварительного согласия правообладателя — blog@sport-marafon.ru

Комментарии

comments powered by HyperComments