0

Зимние маршруты по горам Кавминвод

, обновлено 13.09.2023
От Кисловодска до Эльбруса всего 70 километров. Таких видов в Кавминводах полно, главное — забраться повыше

Об авторе

Я не люблю холод, поэтому не хожу зимой в походы. Чтобы за зиму не одичать без гор, нашла компромисс: на новогодние праздники еду в Кавминводы. Это компактный район на юге Ставропольского края, который туристы и альпинисты обычно проезжают мимо по пути в горы Кавказа. Но и здесь есть горы. Они не высокие, но по ним можно вполне спортивно гулять, набирая до километра в день по вертикали, и любоваться видами на Эльбрус, до которого всего 70 километров по прямой. А главное, жить в тепле и комфорте и смело мочить ноги в снегу, зная, что вечером будет горячий душ, а утром сухие ботинки.
Район Кавказских Минеральных Вод и основные вершины

Как спланировать и не заблудиться

Маршруты, о которых я расскажу, доступны зимой в любую адекватную погоду. Все тропы к ним есть в приложении maps.me, заблудиться с ним будет сложно. Приложение работает офлайн, нужно только заранее скачать карту Ставропольского края. Им удобно пользоваться «в поле»: приложение покажет ваше положение на карте и рассчитает расстояние до нужной точки, даже покажет перепад высот.
Для планирования сложных (в плане логистики) маршрутов из дома удобнее пользоваться онлайн-картой nakarte.tk — у неё более гибкие возможности, можно смотреть панорамные снимки, прокладывать новые маршруты, а треки сохранять и открывать в том же maps.me. Все скриншоты здесь — как раз из этого сервиса.
Вот так, например, выглядит путь подъёма на Машук из Пятигорска. Это самый простой маршрут, поэтому с него и начну.

Гора Машук

Машук — это лакколит, несформировавшийся вулкан, один из 17 таких гор на Кавминводах. Высота этой главной вершины Пятигорска чуть меньше километра, это прекрасная обзорная точка и неплохая разминка перед более сложными маршрутами.
Так выглядит Машук с вершины Бештау
Так выглядит Машук с вершины Бештау
Сложность: элементарно.
Как добраться. Старт маршрута — нижняя станция канатной дороги у подножия Машука. Сюда от железнодорожного вокзала Пятигорска идёт автобус №1, или пешком минут 40. В Пятигорск из любого города Кавминвод ходят электрички или маршрутки.
Сколько идти. Дорога по серпантину от нижней станции канатки до вершины — 5 км, набор высоты — 350 м. Путь можно срезать по тропкам, будет короче.
Моя знакомая, далёкая от мира аутдор, поднялась на Машук на каблуках. Это вполне реально, потому что там пологий асфальтовый серпантин. Дорога зимой очень красива, машины вид почти не портят: въезд им запрещён, а нарушителей мало. Велосипедистам сюда можно, но их тоже мало.
Дорога на Машук
Дорога на Машук
Если по серпантину идти скучно, можно срезать путь по одной из троп, которые идут напрямую к вершине. Конечно, уже не на каблуках — нужна удобная обувь. Троп множество, все они есть на maps.me. Хоть маршрут простой и популярный, подняться сюда определённо стоит, хотя бы ради таких видов.
Вид с вершины Машука: горы-лакколиты Юца и Джуца, на заднем плане Эльбрус
Вид с вершины Машука: горы-лакколиты Юца и Джуца, на заднем плане Эльбрус
Ближайшая гора — Юца, местный центр притяжения парапланеристов. Зимой их не видно, а вот летом там кружат десятки разноцветных крыльев. Эту гору очень любят все парапланеристы юга: здесь какие-то особые воздушные потоки. На Юце есть парадром и школа парапланерного спорта, так что гора живёт своей особенной жизнью.
Со склонов Машука тоже летают, но меньше. Здесь это больше услуга для отдыхающих, в экспресс-формате и без погружения в атмосферу парапланерного спорта — но зато круглый год.
На вершине — заросли табличек-указателей с названиями городов и расстоянием до них. Здесь обычно толпятся люди, но если спуститься чуть ниже по склону в сторону Эльбруса, можно посидеть в тишине и уединении с видом на горы, город и пролетающих мимо парапланеристов.
Виды с вершины Машука
Спуститься с Машука лучше до темноты — дорога не освещается. А ближе к закату где-то на середине пути можно поймать такие виды:
Горы на закате солнца

Малое и Большое седло

Большое седло — высшая точка кисловодского парка, его высота 1409 метров и там даже в летний сезон почти не встретишь людей. Малое седло на 80 метров ниже и на пару километров ближе, и народу там побольше, но всё равно меньше, чем на Эльбрусе летом. Прогулка к обеим вершинкам — это отличная 20-километровая тренировка перед летними походами, плюс вид на Эльбрус в комплекте.
На Малом седле
На Малом седле
Сложность: для людей с нормальной физподготовкой. До Малого седла ведут асфальтовые дороги и хорошие грунтовые тропы, а дальше может быть много снега и сильный ветер. Тем, кто успел соскучиться по суровым походным условиям, точно понравится.
Как добраться. Старт маршрута — в кисловодском парке. Из любого города Кавминвод в Кисловодск ходят электрички и маршрутки. Электричка удобнее, потому что железнодорожный вокзал находится в 10 минутах ходьбы от парка, а автовокзал на другом конце города.
Сколько идти. В обе стороны — 15-20 км в зависимости от выбранного маршрута, набор высоты около 600 метров. В спортивном темпе это 4-5 часов, а если никуда не спешить, останавливаться на фото и чай с видом на Эльбрус, поход займёт почти весь зимний световой день.
Карта маршрута:
Карта маршрута. Красным показан путь подъёма, синим — альтернативные варианты спуска
Карта маршрута. Красным показан путь подъёма, синим — альтернативные варианты спуска
Малое и Большое седло сложно назвать вершинами в традиционном понимании. Это просто высшие точки двух отрогов Джинальского хребта, и найти их не вооружённым опытом взглядом сложно. Вот найдите здесь вершины:
Малое седло (в правой трети кадра)
Малое седло (в правой трети кадра)
Большое седло (самая левая вершинка)
Большое седло (самая левая вершинка)
Маршрут начинается из кисловодского парка. Для первого раза в качестве ориентира можно выбрать канатную дорогу. От нижней станции канатки «Храм воздуха» нужно подняться до верхней по парковым тропам, дальше идти мимо Олимпийского комплекса к Малому седлу. От него к Большому седлу много троп и дорог, поэтому приложение-навигатор будет очень кстати. Не помешает и простая внимательность: на обеих вершинах стоят металлические треноги — триангуляционные знаки геодезистов.
Малое седло
Малое седло
Бештау (слева) и Машук (справа) с Большого седла
Бештау (слева) и Машук (справа) с Большого седла
Главный Кавказский хребет
Главный Кавказский хребет
Спускаться можно по пути подъёма или немного другим путём — вернуться к Малому седлу, а от него пойти на запад по одной из троп. Все они в итоге выводят в парк, а пейзажи будут разнообразнее.
На спуске с Малого седла
На спуске с Малого седла

Гора Бештау

Самая интересная гора Кавминвод, с пятью вершинами и множеством маршрутов. У каждой вершины есть названия: Большой и Малый Тау, Козьи скалы, Два брата (или Лисий нос), Лохматая. Высота главной вершины — Большого Тау — 1400 метров, с неё видно все окрестные горы, а в ясную погоду и Эльбрус. Кроме главной вершины, на горе много маршрутов попроще: за один день все их можно осилить разве что в режиме подготовки к ультрамарафону. Расскажу о популярных вариантах зайти на вершину и обратно, плюс бонус — красивый несложный маршрут для тех, кто к вершине пока не готов.
Вид на Бештау с вершины Машука. Кажется, что снега на вершине нет, но его там очень много
Вид на Бештау с вершины Машука. Кажется, что снега на вершине нет, но его там очень много
Сложность: летом видела на тропах маленьких детей. Зимой туда ходят альпинисты отрабатывать навыки движения по снежно-ледовому рельефу. Основная сложность зимой — быстро меняющаяся погода и скользкий склон.
Как добраться:
Есть два популярных маршрута на Бештау. Один начинается из города Железноводска, второй из Лермонтова. Добираться к ним нужно по-разному.
  • на маршрут из Железноводска: из Пятигорска на маршрутке № 213 (от ЖД вокзала) или № 113 (от Верхнего рынка) до ЖД вокзала Железноводска (сам вокзал давно не работает), но служит прекрасным ориентиром как точка начала пути на Бештау.
  • на маршрут из Лермонтова: из Пятигорска на маршрутке № 112д (от ЖД вокзала) или № 112 и 112а (от Верхнего рынка), до конечной в Лермонтове.
Из остальных городов Кавминвод прямой транспорт не ходит, добираться нужно с пересадкой в Пятигорске.
Экипировка: Очень желательны треккинговые палки — склоны Бештау крутые, а снег скользкий. Обязательна треккинговая обувь с цепкой подошвой. На вершину могут понадобиться альпинистские кошки или хотя бы простые кошки для гололёда.
Карта маршрутов:
Карта маршрутов. Красным обозначен маршрут из Железноводска, синим — из Лермонтова
Карта маршрутов. Красным обозначен маршрут из Железноводска, синим — из Лермонтова

Маршрут из Железноводска

Это удобный, прямой и короткий путь на вершину. Он начинается от заброшенного железнодорожного вокзала Железноводска. Дорога идёт всё время по лесу вверх до самой седловины. От седловины налево — тропа на Большой Тау, направо — на Малый Тау. Логистика здесь предельно простая и понятная, заблудиться практически невозможно. Расстояние снизу до главной вершины — 4 км, набор высоты 800 м.

Маршрут из Лермонтова

Этот путь более пологий и меньше проходит по лесу. Виды здесь совершенно другие, поэтому восхождение на одну и ту же вершину не скучно повторять и два дня подряд. Маршруты из Железноводска и Лермонтова пересекаются на седловине, заходя на неё с противоположных сторон. Расстояние снизу до главной вершины — чуть меньше 4 км, набор высоты 670 м.
Когда поднимаешься из Лермонтова, всё время хочется оглядываться назад, на эти снежные поля и Эльбрус:
Вид на Эльбрус с западного склона Бештау
Вид на Эльбрус с западного склона Бештау

Вершина

Дойти до седловины — это только полдела, самое интересное начинается отсюда. С седловины можно сходить и на Малый, и на Большой Тау.
Главная вершина
Главная вершина
Малый Тау
Малый Тау
Конечно, интересно сходить на обе вершины, но иногда приходится выбирать. Крутой взлёт на главную вершину зимой может стать очень скользким, и подняться туда удастся только в кошках. Так бывает не часто, но узнать о состоянии склона получится только по факту, заранее не предугадаешь. Лететь вниз как минимум неприятно, поэтому если есть лёд, а кошек нет — сходите лучше на Малый Тау, там тоже красиво, а кошки не нужны.
Вид с Малого Тау на Железноводск и окрестные горы-лакколиты
Вид с Малого Тау на Железноводск и окрестные горы-лакколиты
Наверху часто очень ветрено, а погода может испортиться внезапно, как на Эльбрусе. Однажды мы поднимались в полном тумане:
По пути на главную вершину Бештау
По пути на главную вершину Бештау
На вершине внезапно оказалось солнце. Над Пятигорском было ясное небо, а правее, над Лермонтовом, зависли облака:
Вид с вершины Бештау
На маршруте точно не помешают треккинговые палки — даже если вершинный взлёт проходится без кошек, с палками идти комфортнее, особенно вниз. У меня их не было, пришлось спускаться очень осторожно, но всё равно было неуютно. Небольшой участок спуска с седловины в сторону Железноводска тоже очень крутой — пришлось в лесу подбирать ветки деревьев и использовать их в качестве опоры.

Если 800 метров набора высоты показалось недостаточно, можно спуститься в Железноводск и подняться на гору Железную. Она находится в курортном парке, подъём на неё элементарный, но даст дополнительные 200 метров по вертикали и вид на Бештау с необычного ракурса.

Так выглядит непогода на Бештау: главная вершина (в центре) закрыта облаком. Вид с вершины горы Железной
Так выглядит непогода на Бештау: главная вершина (в центре) закрыта облаком. Вид с вершины горы Железной

Варианты спуска

Спускаться всегда интересно не по пути подъёма, а альтернативным маршрутом. Летом мне нравится подниматься на Бештау из Железноводска и спускаться в Лермонтов. По жаре приятно идти в горку под кроной деревьев, а выходить к холодному нарзанному источнику на окраине Лермонтова. Зимой наоборот: холодный нарзан не актуален, больше хочется поесть и погреться — а в курортном Железноводске как раз много кафе.
Ещё один интересный вариант — спуск через Орлиные скалы.
Путь спуска через Орлиные скалы
Путь спуска через Орлиные скалы
Он начинается с Малого Тау, по довольно крутой, но очень живописной тропе, и выводит к необычной природной скульптуре, напоминающей голову орла. Она огромная, по ней можно вдоволь полазать. Это отличное место для обеденного перерыва — скала защищает от ветра, и виды вокруг прекрасные.
Орлиные скалы и виды с них на Эльбрус и окрестные лакколиты
Отсюда тропа спускается дальше вниз и выводит на Бештаугорское кольцо — кольцевую дорогу вокруг Бештау. Если надо быстро вернуться, лучше пойти по ней налево — она скоро пересечётся с дорогой из Лермонтова. А если никуда не торопиться, можно повернуть направо и спуститься в Железноводск, прогулявшись по зимнему лесу.

Обзорная площадка на восточном склоне

Названия у этой части горы нет, это открытый скалистый гребень на участке Бештаугорского кольца. Сюда можно сходить или для разминки, или если совсем уж не хочется подниматься на вершину. Подъём простой, но место очень красивое, а сходить можно в любую погоду, без палок и кошек.
Открытый гребень на восточном склоне Бештау
Открытый гребень на восточном склоне Бештау
Начало пути из Железноводска совпадает с маршрутом на вершину. Только на пересечении с кольцевой дорогой нужно свернуть налево и дальше идти всё время по дороге.
Красная линия — путь подъёма из Железноводска, синяя — вариант спуска в Лермонтов
Ориентир — крест на холме, от него уже совсем чуть-чуть.
Вид с дороги в сторону пути подъёма
Вид с дороги в сторону пути подъёма
На гребень от основной дороги отходит тропа. Вот так он выглядит сверху. В хорошую погоду виды сказочные:
Посёлок Иноземцево и гора Лысая
Посёлок Иноземцево и гора Лысая
Машук, Юца и Джуца
Машук, Юца и Джуца
А вот так здесь в феврале, когда много снега. Даже пасмурная погода не портит вид:
Машук почти полностью скрыт за облаками
Машук почти полностью скрыт за облаками
Путь из Железноводска в одну сторону — 6 км, набор высоты 250 м. Самый короткий путь обратно — по пути подъёма, но можно продолжить идти по кольцевой дороге вокруг Бештау и спуститься в Лермонтов. Это ещё около 10 км. Можно выйти и на окраину Пятигорска, но там нет транспорта, а идти 5 км по трассе не очень приятно, уж лучше по лесу.

На самом деле маршрутов по Бештау намного больше, правда, не все доступны зимой. Но при наличии времени там можно ходить и ходить — ориентироваться легко, а все тропы есть на maps.me.

Полезная информация

Погода

Снег обычно лежит здесь с конца декабря и до начала марта. Даже если его нет в городе, в горах он точно есть, и чем дальше в зиму, тем его больше. В январе температура днём очень комфортная, 0…+5°C, а снег при этом не тает, даже под солнцем. В феврале бывает неделя сильных морозов, зато и снега больше всего, а в горах — самая красота.
На отрогах Машука
На отрогах Машука
Про солнце статистика прогноза погоды говорит, что с декабря по март в Кисловодске в среднем 37 солнечных дней, в Пятигорске немного меньше, а в Москве за тот же период — семь. Мой личный опыт говорит, что на новогодние праздники больше двух пасмурных дней подряд не было ни разу за те шесть лет, что я сюда езжу.

Транспорт

В регионе прекрасно развит общественный транспорт. От Минеральных Вод до Кисловодска каждые полчаса-час бегают электрички с остановками в Пятигорске и Ессентуках. Расписание чёткое, легко планировать свой день. Между городами ходят и маршрутки — иногда это быстрее, но электрички комфортнее, если не попадать в час пик.
В Железноводск и Лермонтов, откуда поднимаются на Бештау, можно добраться только маршруткой. Тут один нюанс — днём они ходят часто, а после 18-19 часов можно и не дождаться. Время последней маршрутки лучше уточнять у водителя по пути туда и не задерживаться в горах — зимой темнеет рано.

Жильё

В плане логистики мне больше всего нравится Пятигорск — отсюда удобно добираться ко всем горным маршрутам. Например, из Кисловодска к Бештау придётся ехать с пересадкой, а из Пятигорска все маршруты прямые и в пределах часа. А главное, здесь отовсюду видно Эльбрус, не обязательно даже куда-то подниматься.
Такой вид на Эльбрус открывается из разных районов Пятигорска
В Пятигорске удобно жить рядом с вокзалом или в курортной зоне, возле парка Цветник. Жилья полно: хостелы от 500 руб., квартиры от 1000 руб., множество отелей и пансионатов.

Одежда и обувь

  • Обувь. Лёгкие треккинговые ботинки, не обязательно утеплённые и уж точно без меха внутри и снаружи. Слишком тёплые ботинки для прогулок зимой в Кавминводах не нужны — будет жарко, а мех быстро намокнет. На случай холода лучше взять дополнительные тёплые носки.
  • Одежда. На этих маршрутах можно одеваться как в городе, но удобнее по-походному: так проще подстраиваться под переменчивую погоду и собственную активность. Хорошо, когда можно быстро снять лишнее или, наоборот, утеплиться. Я одевалась по стандартной схеме: термобельё + флис + мембрана. На ногах утеплённые брюки софтшелл, в рюкзаке лежит лёгкая пуховка. Днём на солнце жарко, особенно когда нужно идти в гору — снимаю флиску и убираю в рюкзак. Вечером резко холодает — достаю пуховку. А брюки софтшелл в снегу не мокнут, в отличие от джинсов.

Снаряжение и важные мелочи

  • Термос. Самая незаменимая вещь в зимних прогулках. Пить чай с видом на Эльбрус — бесценно.
  • Рюкзак. Небольшой и удобный, объёмом 15-25 л. В него должен помещаться дневной перекус и запасная одежда (или, наоборот, лишняя).
  • Фонарик. Зимой световой день короткий, в горах темнеет рано и внезапно, а освещения нет.
  • Треккинговые палки. Зимой очень облегчают жизнь на Бештау. Мне всегда лень их с собой таскать, поэтому я не беру, а потом жалею и ищу в лесу ветки попрочнее. Для таких же любителей не брать лишнего есть модели, которые можно бросить в рюкзак и забыть до тех пор, пока не понадобятся. Самые компактные — всего 36 см в сложенном виде!
  • Кошки. Специально брать килограмм железа, конечно же, не стоит — особенно когда не знаешь точно, понадобятся ли они вообще. А вот кошки для гололёда при большом желании зайти на вершину можно и взять. Такие часто используют бегуны и скайраннеры — весят они немного и на склонах Бештау прекрасно справятся.
  • Сушка для обуви. Можно сушить ботинки по-походному, но в комфортном формате отдыха не нужно считать каждый грамм. А сушилка удобнее — включил её на ночь, и утром ботинки сухие и тёплые, даже если вчера насквозь промокли.
Приятной прогулки и неповторимых видов на Эльбрус!
© Спорт-Марафон, 2025 Данная публикация является объектом авторского права. Запрещается копирование текста на другие сайты и ресурсы в Интернете без предварительного согласия правообладателя — blog@sport-marafon.ru
Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях
Мне нравится

Товары по теме

Статьи по теме

В рассылке блога мы рассказываем о новых коллекциях
, интересных товарах

и людях
Если у вас есть вопросы или пожелания по блогу, пишите их нам, мы постараемся учесть.
Напишите нам, о чём бы вы хотели прочитать в нашем блоге.
Заметили ошибку? Выделите текст ошибки, нажмите Ctrl+Enter, отправьте форму. Мы постараемся исправить ее.