Летом 2017 года мы полтора месяца путешествовали по Европе — на двух машинах, большой компанией, с детьми от четырёх месяцев до 13 лет. Две недели провели в Португалии на побережье, ещё пять дней в Испании. Остальное время ушло на дорогу и прогулки в красивых местах.
Маршрут: Москва — Брест — Болеславец — Регенсбург — Мюнхен — Сьюзи — Пиза — Ницца — Андорра — Испания — Португалия — Вила ду Бишпу — Гранада — Альмерия — Сарагоса — Париж — Болеславец — Брест — Москва.
У автопутешествия много преимуществ. Можно охватить разные страны, побывать на море, в горах и в городах. Можно взять кучу вещей и не тащить всё на себе. А главное, можно взять с собой детей, отключиться от городских забот и проблем и получать от всего происходящего море удовольствия.
За шесть недель мы проехали 12000 километров. Очень длинных перегонов не было, чтобы не утомлять ни себя, ни детей — по дороге мы много останавливались, смотрели достопримечательности и купались.
Особенности путешествия с детьми
С нами были семеро детей: 4, 5, 7, 7, 11, 13 лет и даже четырёхмесячная малышка. Все они отлично перенесли путешествие, и могу сказать, что в поездках с детьми нет ничего сложного. Нужно только учитывать особенности детского восприятия мира.
Детям не нужны большие города, им нужны места, где можно играть. Если всё-таки хочется заехать в город, то либо ненадолго, либо так построить маршрут, чтобы были спокойные места, где можно остановиться и поиграть. Например, площадь около Пизанской башни — не то место, где детям комфортно. А тенистый парк с павлинами и фонтаном в той же Пизе — то, что нужно. Если получится соблюсти баланс между своими интересами и детскими играми, то все получат от путешествия много удовольствия.
В прошлой поездке по Норвегии, где были дети от одного до четырёх лет, мы старались ехать только днём, когда они спят. А вот с детьми старше трёх лет большие ежедневные автоперегоны уже не проблема. Нужно только делать остановки, чтобы дети не уставали от монотонности, а могли побегать, съесть арбуз, пособирать миндальные орехи, покидать камни в воду и искупаться. Ещё одно развлечение — еда. В машине можно есть фрукты, бутерброды, йогурты и булочки.
Но главное — это компания. Если у вас один ребёнок — это скукотища, а если детей много, то и развлекать их не нужно, они сами справятся. Чем больше детей, тем их меньше

Общение — это тоже здорово. Можно слушать музыку, петь песни и играть в разные словесные игры. У всех детей есть игрушки, чтобы играть в машине. И, конечно, у нас был планшет, чтобы смотреть мультики. Детям постарше можно показать карту на навигаторе, рассказать о планах на день, чтобы им было интересно следить за маршрутом.
Ещё один тонкий момент — взрослые в машине сидят не для того, чтобы кого-то развлекать, а чтобы рулить, смотреть в карту и любоваться пейзажами. Изначально правильно расставленные приоритеты помогут сохранить мир в дороге!
Поскольку большая часть жизни в таких путешествиях проходит в машине, жить в ней должно быть удобно. Берите много влажных и сухих салфеток — очень много, они должны быть везде, во всех дверях, потому что обляпывания и прочие мелкие аварии случаются постоянно. Берите много воды — детям лучше в непроливаемых бутылках. Всю еду лучше разложить по контейнерам так, чтобы можно было до всего дотянуться и приготовить бутерброды, не останавливаясь.
Дороги и границы
Все автопутешествия в Европу начинаются с большого перегона Москва-Брест. Мы выехали в воскресенье утром, чтобы быстро и без пробок вырваться из Москвы. Дорога отличная, населёнки мало. В Беларуси на многих участках можно ехать 120 км/ч. К вечеру добрались до Бреста, где остановились у друзей.
В окрестностях Бреста есть три пограничных пропускных пункта: совсем рядом с городом «Варшавский мост», севернее — «Песчатка», южнее — «Домачево». В интернете можно посмотреть очередь на всех пропускных пунктах и скорректировать маршрут так, чтобы быстрее пройти границу.
Мы проходили границу в Песчатке — и туда, и обратно. Это пункт расположен вдали от основной магистрали, поэтому поток машин там небольшой и обстановка спокойнее. По пути в Европу там не было ни одной машины. На обратном пути задержались только из-за дотошной работницы таможни, которая обыскивала машины долго и с пристрастием.
Проезжать границу лучше в непопулярное время — не в праздники и не в выходные. В Беларуси путешественники с детьми младше трёх лет проходят границу вне общей очереди.
Перед поездкой нужно узнать таможенные правила стран и список продуктов, которые нельзя провозить, чтобы не пришлось утилизировать их на месте. Правила постоянно меняются и в каждой стране они разные. Так, в Польшу из Беларуси нельзя ввозить любое мясо и молочные продукты, а в Беларусь из Польши на момент нашего возвращения нельзя было ввозить свинину (о, хамон!), а говядину можно. Плюс есть нормы провоза алкоголя, фруктов и так далее. Естественно, никто не запрещает вам запрятать всё это поглубже, но если найдут — отнимут и могут оштрафовать.
Чем дальше от России, тем выше цены на бензин. «Наши» цены заканчиваются в Беларуси. Порядок по возрастанию такой: Россия, Беларусь, Польша, Андорра, Испания, Германия, Франция, Португалия. Мы рассчитывали заправки так, чтобы покупать меньше бензина в странах, где он дороже. Тут тоже нужно знать таможенные правила: например, в Польшу разрешают ввозить не больше одной канистры.
В большинстве стран Европы есть платные дороги, в основном это автомагистрали. В Германии на момент нашего путешествия не было платных дорог, но с 2019 года немцы планируют ввести оплату.
Во всех странах есть альтернативные бесплатные дороги. Едешь по ним медленнее, чем по скоростным магистралям, но в путешествии это даже плюс: успеваешь осмотреть окрестности, полюбоваться чудесными видами, а иногда совершить незапланированную прогулку в красивом месте. Проезжая медленно по второстепенным дорогам, ты смотришь страну, а не асфальт. А погонять по немецким автобанам без ограничения скорости — это тоже кайф, но для обратной дороги.
Места для стоянок
Кроме Бреста, где мы останавливались у друзей, все ночёвки были в палатках, в «диких» местах. Это помогло существенно сэкономить, к тому же звёздное небо лучше бетонных стен. Мы старались останавливаться подальше от жилья и людей, но рядом с машинами. Ночевали там, куда можно было проехать.
В Польше найти такие места легко, есть леса и озёра. В Германии запрещён въезд в леса на машине, остальная территория вся ухожена, много полей. Найти место в Германии очень сложно. Один раз мы ночевали на краю поля, второй раз на парковке в горах, предварительно спросив согласия соседей.
В Италии тоже мало свободного и ровного места, особенно на Лигурийском побережье, застроенном виллами. Места для ночёвок заранее высматривали на космоснимках. В Испании много мест, где можно встать — к ночёвке в палатках относятся спокойно. В Португалии официально ночевать можно только в кемпингах.
Все продукты мы покупали по дороге. Цены везде примерно одинаковые, только в Польше дешевле. С собой из Москвы брали гречку (в Европе её не найдёшь) и «стартовый набор»: чай, соль, сахар, подсолнечное масло.
Маршрут и достопримечательности
Из Бреста мы выехали около часа дня и быстро прошли границу. Польшу можно проехать за один полный день, а можно разбить перегон на два дня: остановиться и погулять по какому-нибудь замку, которых вокруг много.
У нас в Польше было две ночёвки — первая неподалёку от Варшавы, вторая на озёрах севернее Болеславца. Это небольшой симпатичный город с известной фабрикой болеславской керамики. Там можно взять экскурсию и посмотреть, как создают посуду. В хорошую погоду стоит зайти на центральную площадь города, где взрослые получат эстетическое удовольствие, а дети с восторгом искупаются в фонтанах. В Польше лучше всего закупаться едой — цены там ниже московских.
В Германии мы тоже провели две ночи. Остановки там хорошо делать в небольших старинных городках. Мы гуляли по Регенсбургу, стоящему на Дунае, затем доехали до Мюнхена. Там группа разделилась: часть пошла в музей БМВ, а мы в музей техники «Немецкий музей» — он огромный, часть экспозиции интерактивная, что очень интересно детям. В этот же день добрались до приятного озера Штарнбергер, где искупались и поехали дальше в сторону Австрии.
Австрию проскочили быстро, хотя при желании там можно сходить в горный треккинг.
Доехали до нашего любимого городка Siusi в Итальянских Альпах — здесь можно отлично прогуляться по горам, а на ближайшие вершины подняться на канатке. Этот регион очень красив и удобен для прогулок с детьми. Есть отличная детская площадка, вокруг обалденные пейзажи, невысокие горы, удобная сеть маршрутов, тирольские шале с цветами и штрудель в горных хижинах за 3 евро.
Дальше по дороге на юг можно проехать до озера Гарда — большого озера, зажатого между горами. Там можно искупаться, единственный недостаток — найти место для парковки сложно, это популярное курортное место.
По дороге в Пизу проезжали много маленьких городов-крепостей. В одном из них получилась одна из лучших прогулок — это был маленький аутентичный городок внутри крепости, с узкими улочками, небольшими домиками с черепичными крышами, на улицах развешано бельё, а двери никогда не закрываются… Таких городков там полно, они буквально на каждом шагу. Вся прелесть в том, что это не супер-достопримечательность, а обычный город, в котором нет туристов.
Потихоньку мы добрались до Пизы. Посмотреть на башню было интересно, но удовольствия получили меньше, чем от прогулки накануне. На площади нет тени, очень жарко, везде толпы людей в позах, «подпирающих башню».
Дальнейший путь лежал по Лигурийскому побережью к Франции. Дорога вдоль моря очень живописна, но она небыстрая. Всё побережье плотно застроено и людей там много: на пляжах буквально негде присесть. Мы постарались быстрее проехать эти места, а заодно и Лазурный берег Франции — по той же причине.
Дальше через Испанию попали в Андорру. Цены на бензин здесь весьма привлекательные, поэтому стоит залить полные баки. Андорра — зона беспошлинной торговли, поэтому цены на продукты и вещи здесь ниже. Но главное — это горы! Зимой здесь хорошая горнолыжка, а летом можно отлично погулять. Мы поднялись в горы из городка Canillo — сначала на машинах, потом пешком. Около первой станции канатки, работающей и летом, нашли интересную кольцевую тропу для детишек с разными испытаниями, приключениями и информацией о животных и природе. Один из запоминающихся моментов — внезапное рычание медведя из кустов. Не сразу понимаешь, что это всего лишь звуковой эффект.
В Испании было очень жарко и выходить из машины не хотелось. Единственную экскурсионную прогулку мы совершили по городу Сеговия, и то на машинах. Измученные жарой, мы торопились к прохладному океану.
Основной целью путешествия для нас был океан. Мы планировали перемещаться между пляжами на юго-западной оконечности Пиренейского полуострова.
Атлантическое побережье Португалии — это плато вулканического происхождения. Оно возвышается над океаном на 100 метров. Береговая линия — это отвесные скалы, обрывающиеся в океан, и бухты с песчаными пляжами.
К одним пляжам можно проехать на машине, к другим придётся спускаться пешком. На некоторые пляжи ведут асфальтовые дороги — там есть кафе и школы для сёрфинга, но и людей много. К другим пляжам ведут грунтовые дороги — людей там меньше. На пляже, к которому не подъехать, ты в полном одиночестве.
Пляжи в этом регионе смотрят либо на юг (на Африку), либо на запад (на Америку). Волны на них различаются: обычно если на одном направлении есть волны, то на другом их нет.
С каждого пляжа есть тропинки на плато, по которым можно гулять и любоваться обалденными видами на океан, изрезанный берег и соседние бухты.
На океанском побережье стоит помнить про приливы и отливы — они бывают достаточно сильные. В отлив интересно лазить по обнажившимся камням и рассматривать океанскую живность. Мы видели звёздочки, анемоны, крабов и ежей. Например, на пляже Praia da Pena Furada во время отлива можно пролезть в отверстие в скале и перейти в соседнюю бухту, а во время прилива в это отверстие прорываются волны из соседней бухты.
Чем заняться, кроме купания:
- сёрфинг: либо взрослый, либо на детских досках кататься на волнах
- плавание с маской
- прогулки по плато
- бег по пляжу или по плато
Мне очень понравилась атмосфера и контингент людей, которые там путешествуют. Это такая расслабленная тусовка сёрферов-хиппи. Там нет крупных отелей, только небольшие гостевые дома или кемпинги. Нет суеты.
Всё побережье — это национальный парк, ограниченный с одной стороны океаном, с другой стороны дорогой. Стоянка в палатках здесь официально запрещена. В первую ночь на Barranco Beach мы ночевали в палатках, а рядом с нами ещё несколько палаток и машин-кемперов. В шесть утра приехали полицейские, всех разбудили и выписали всем бумажку для администрации национального парка. На основе этой бумажки нацпарк мог выписать штраф от 300 до 1000 евро. Мы отделались только предупреждением. Полицейские рассказали о границах нацпарка и о том, что вне границ ночевать тоже можно только в кемпингах.
Следующие две ночи мы провели на этом же пляже, просто отошли немного в сторонку, чтобы в глаза не бросаться
Потом ночевали не на пляжах, а на плато. Как нам показалось, у нацпарка не ярко выраженная отрицательная позиция, но и засиживаться людям на одном месте они не дают.


Набираем воду в Pedralva
Запасы еды и воды пополняли в городке Vila do Bispo, там есть супермаркет Lidl, где мы покупали продукты и набирали воду для готовки и хознужд. Питьевую воду покупали или набирали из уличного крана в маленькой симпатичной деревушке Pedralva.
На заправках есть стиральные машины. Они стоят просто на улице, на территории заправки, и выглядят более внушительно, чем наши домашние. У каждой машинки есть инструкция и место, куда кидать монетки. Стандартная стирка на 8 кг вещей стоила 4 евро, порошок там есть. Кидаешь монетку, стирка запускается и уходишь гулять на часок. Через час возвращаешься, забираешь вещи.
Эти стиральные машины и уличные краны мы искали с помощью программы OsmAnd.
Чтобы разнообразить пляжную жизнь, можно съездить на мыс Fagres с крепостью и маяком. Около поворота на Barranco Beach есть интересное место — магазин португальской посуды.
Из Португалии мы переехали на дикий пляж неподалёку от города Альмерия в Испании. Дорога на Средиземноморское побережье идёт через горный массив Сьерра Невада. Приятно после выжженных равнинных пейзажей оказаться в зелёных и относительно прохладных лесистых горах. Здесь можно походить интересные треккинги. Горы небольшие, поэтому многодневный поход не получится, но прогуляться один день — в самый раз. Тропы есть и по лесу, и по вершинам.
Мы ориентировались по OsmAnd. Пересекали массив по дороге A-337, на перевале около Puerto De La Ragua есть парковка, а также оборудованные в лесу столики — отличное место для пикника. Отсюда же можно подняться на соседние вершины, откуда открывается вид на окружающие равнины.
Плюс средиземноморских пляжей — очень тёплое море. Дети могут не вылезать из него целый день. Но здесь уже существенно жарче, потому купаться приходится даже если нет желания.
На обратной дороге, несмотря на быстрый темп движения, успели погулять в Пиренейских горах, но уже не в Андорре, а во Франции. Ходили одним днём, на ближайшую вершину около границы Испании и Франции. Маршруты выбирали по OsmAnd: смотрели, где хотим прогуляться, где есть тропы, и шли.
Франция нас пленила. Множество очень милых маленьких городков, везде цветы, всё очень аккуратное. По дороге в Париж встретили несколько замков. Дети очень хотели посмотреть Эйфелеву башню, поэтому пришлось заехать в Париж. К счастью, детям хватило вида из машины, и мы пронеслись «как фанера над Парижем».
Дальше удовольствие от германских дорог без ограничений скорости, прохлада польских ночёвок, закупка запасов белорусских продуктов и вот мы уже в Москве, в мечтах о новых путешествиях!
Погода
Понятно, что с погодой может повезти или нет. Но в целом климат в Польше, Германии и на севере Франции такой же, как в Москве. На юге Франции, в Италии и Испании жарко.
Максимальная температура, которую показала машина, была в Испании — 39 градусов. В тот вечер мы ехали «до упора», пока не стемнело и не стало чуть прохладней. Кондиционеры в машине должны работать безукоризненно, иначе не выжить. Потрясающее ощущение, когда ты выходишь из приятной прохлады «в духовку» и даже вдохнуть не можешь. Машины на солнце раскалялись так, что казалось вполне можно пожарить яичницу на капоте. Однажды мы так и сделали. Правда, ничего не вышло, и машину пришлось отмывать.
В Португалии намного комфортнее — там уже чувствуется океанская прохлада. Температура в среднем на 10 градусов ниже испанской, почти всегда дует океанский бриз.
Холоднее всего было в Польше, уже на обратной дороге — вечером около 8 градусов в конце августа.
Необходимые документы
Для этой поездки мы делали испанскую визу. При путешествии на машине, помимо стандартного комплекта документов, нужен маршрутный лист с датами пересечения границ, местами ночёвок, бронями отелей или кемпингов, а также документы на машину, водительские права (обычные, не международные — по крайней мере, для путешествия по Европе) и медицинская страховка на весь срок поездки.
Для визы мы забронировали жильё на всё время поездки с возможностью бесплатной отмены — потом просто отменили бронь. Для поездки на автомобиле понадобится Green Card — международная страховка на машину. Купить её можно не раньше, чем за месяц до путешествия, но если на визу подаёте раньше, грин-карту можно не приносить — в визовом центре к этому относятся с пониманием. Мы оформляли страховку уже по дороге в Брест. Ближе к белорусской границе пунктов продажи много, цены что в Москве, что на трассе одинаковые. Грин-карту дают только на фиксированные сроки: две недели, месяц и три месяца. Мы взяли два полиса: один на две недели, один на месяц.
Все, в том числе и дети, были застрахованы стандартным медицинским страховым полисом на весь срок путешествия. Никаких прививок мы не делали.
Снаряжение для автопутешествий
Путешествие на машине хорошо тем, что не нужно нести ничего на себе, поэтому не приходится считать каждый грамм. Мы взяли с собой всё для жизни с комфортом: удобную мебель, кухонную утварь, детские игрушки и даже душ.

Бивак
Для лагеря у нас были палатки, коврики, спальники, тент от солнца и дождя — со стойками, чтобы растянуть его на пляже. Стойки для тента и у палатки должны быть крепкими — с океана часто дует сильный ветер. Мы брали зонтик от солнца, но он плохо стоит на ветру.
Мебель тоже помогала чувствовать себя комфортно. У нас было два стола: большой — для застолий, маленький — для готовки, а ещё складные стулья и табуретки.
Кухня
Готовить еду старались разнообразно и вкусно, поэтому кухонная утварь у нас отличалась от походной. Взяли газовые плитки под «дихлофосные» баллоны, кастрюли, сковородки, лопатки, миски, ножи, тарелки, кружки, ложки, вилки, доски, чайник и даже кофейник. Очень удобная вещь — складное ведро из силикона, в него можно набрать воды, наловить улиток, поймать рыбу или медузу. Для запасов воды брали несколько 5-литровых канистр.
Для хранения скоропортящейся еды был походный холодильник. Правда, он работает только на ходу, а если машина никуда не едет, служит термосом и табуреткой.
Газовые баллоны мы везли с собой. Провозить их через границу нельзя, но если хорошо спрятать, то пропускают. Купить их на месте не проблема — в спортивных магазинах газ продаётся везде, но в России он дешевле.
Электроника
Мы брали музыкальные колонки, телефоны, планшеты, светомузыку для танцев, рации, чтобы общаться между машинами, фотоаппараты. Нормально зарядить всю эту электронику можно только на ходу. Если стоять несколько дней на одном месте, зарядиться будет не от чего. В следующий раз попробуем взять солнечную батарею.
Одежда
У нас был полный комплект одежды: от купальников до лёгких пуховок. За всю поездку дождь был только один раз в горах Италии, он застал нас в пути, поэтому резиновые сапоги и непромокаемая одежда не пригодились. Зато очень актуальна лёгкая одежда с длинными рукавами для защиты от солнца.
Важные мелочи
Для плавания брали детские гидрокостюмы, нарукавники, детские доски для сёрфинга (это те, на которых только на животе катаются), очки, маски, трубки, ласты. Для развлечения детей — игрушки для песка и большой набор для рисования. Чтобы было удобно гулять с малышкой, брали коляску и рюкзачок-слинг. Обязательно нужна аптечка. Очень удобен в таких путешествиях полевой душ.
Поскольку автопутешествие — это не автономный горный поход, то любую забытую вещь можно прикупить по дороге.
Советы и лайфхаки для автопутешественников
- Чтобы быстрее проходить границу, смотрите в интернете очереди на пропускных пунктах и выбирайте наименее загруженный.
- Узнайте таможенные правила всех стран, которые собираетесь посетить — иначе может получиться, что весь хамон придётся съедать на месте.
- Чем ближе к России, тем дешевле бензин. Планируйте заправки так, чтобы заправляться про запас в недорогих странах, но не забывайте о таможенных правилах.
- Платные дороги — для быстрой езды, бесплатные — для путешествий. Любоваться видами и смотреть страну лучше на второстепенных дорогах.
- Португалия отлично подойдёт для велопутешествий — здесь много хороших грунтовых дорог.
- Если едете с детьми, не давайте им устать в машине — чаще останавливайтесь, чтобы они могли побегать и поиграть.
- Берите побольше влажных салфеток, воду в непроливаемых бутылках и еду, которую удобно есть в дороге.
- Для поездки летом по Европе в машине должен быть хороший кондиционер.
- Ночевать в Португалии разрешается только в кемпингах, иначе можно получить штраф.
- На пляжах Португалии можно не только купаться и загорать — на плато Атлантического побережья ведут тропинки, по которым можно гулять и любоваться видами океана и береговой линии.
- Во всех жарких странах — Италии, Испании, Португалии — есть уличные краны, где можно набрать питьевую воду.
- Всегда закрывайте палатки — вокруг много скорпионов и других ползающих гадов.
- Для навигации в путешествии удобно пользоваться программой OsmAnd. Она основана на картах openstreetmap.org, которые корректируют сами путешественники, поэтому на ней много подробностей: например, обозначены любые маленькие тропинки. Есть навигация для пешеходов, велосипедистов, автомобилистов. Очень много всевозможных POI — points of interest: это и стиральные машины на заправках, и уличные краны с водой, булочные, родники, музеи, кемпинги и т.д.
- Для тех, кто хочет больше походить треккинги, будет полезен сайт с маршрутами по европейским тропам wikiloc.com.
Скачайте список снаряжения для автопутешествий, чтобы сборы стали проще.