0

«Здесь нет “пакетных” туристов». Об удивительных местах Восточной Африки

Перевал Бамванджара, 4405 метров, за спиной гора Стэнли © Вячеслав Кузнецов
Продолжаем рассказывать о приключениях нашей команды. Консультант «Спорт-Марафон» Вячеслав Кузнецов был в Африке больше десяти раз. В недавней поездке он посетил три африканских страны, прошёл маршрут по горному массиву Рувензори с восхождением на его высочайшую точку, пик Маргерит, и поднялся на вулкан Ньирагонго с кипящим лавовым озером. Мы поговорили о том, чем удивляет Африка и как правильно по ней путешествовать. Подсказка: придётся найти глобус.

Лунные горы и болотный альпинизм

— Что такое Рувензори, чем тебя привлекли эти горы?
— Это самые закрытые горы в мире. Триста дней в году они полностью закрыты облаками. Этот массив с давних времён был известен как Лунные горы — по одной из версий, потому что их очертания было видно только ночью, при лунном свете, а днём они всегда в облаках. Если смотреть на космоснимки, кажется, что наверху лежит снег, но на самом деле это облака. На западе находится очень влажный тропический лес, влага испаряется, превращается в облака, ветер несёт эти облака в горы — и так непрерывно.
Европейцы узнали о них всего сто лет назад. На средневековых картах эти горы рисовались на пол-Африки. Их долго не могли детально изучить, все исследователи упирались в непроходимые болота. Из-за этого в географии долго был большой пробел: никто не знал, откуда течёт Нил, где его истоки. Какие-то путешественники рассказывали, что в центре Африки есть горы, с них текут реки, которые дают начало Нилу — так и рисовали карты. На картах 15-19 веков Лунные горы рисовали огромными. На самом деле это очень маленький массив в масштабах Африки.
Рувензори — единственный на экваторе горный массив невулканического происхождения, который покрыт ледниками. Высшая его точка, вершина Стэнли или Маргерита — третья по высоте в Африке, после Килиманджаро и горы Кения. Её высота 5109 м. Первое восхождение было чуть больше ста лет назад, в 1906 году. Большой популярностью Лунные горы не пользуются и до сих пор, их посещают всего несколько сотен человек в год. Из России, наверное, меньше десятка. За неделю мы там встретили двух испанцев и двух англичан. Так что там полное ощущение оторванности от мира — ты один в огромных горах с вертикальными стенами. Одна из причин такой непопулярности в том, что это не тот альпинизм, к которому все привыкли. Основную часть пути приходится идти по болотам в резиновых сапогах.
— Как это вообще происходит? Ты просто приехал и пошёл в горы или нужно получать разрешение?
— Просто так приехать и пойти в горы нельзя. В Африке повсюду нацпарки, и Рувензори не исключение. Нужно получать пермит, один день нахождения в нацпарке стоит 35 долларов. Есть авторизованные компании, которые имеют право водить туристов в нацпарк, условно можно назвать их турфирмами. У них нужно получить пермит, договориться насчет транспорта и гидов, взять в аренду туристическое снаряжение. Без гидов там делать нечего, потому что карт этих районов нет, информации очень мало — легко заблудиться.
Маршрут начинается в городе Касесе. Мы там переночевали, а утром доехали до конца дороги и пошли. Там повсюду болота, даже на 4 000 метров и выше. Всё сочится водой, всё чавкает, холодно из-за высокой влажности. Идти целыми днями по болотам очень тяжело. Нужны резиновые сапоги, в которых ты можешь пройти больше 50 км и не натереть ногу. Зато вокруг — фантастический ландшафт, который больше нигде в мире не встречается.
© Вячеслав Кузнецов @vles_ru
Восхождение на пик Маргерита не то, чтобы сложное, но опасное. Из-за высокой влажности все камни скользкие, легко поскользнуться или вообще улететь. Местами провешены перила, но даже они не всегда помогают — как и всё вокруг, днём они мокрые, а за ночь промерзают. И всё постоянно в тумане, в облаках. В облаках мы шли по двум ледникам, в облаках зашли на вершину, надеясь, что хоть ненадолго что-то раздует и будут красивые виды. Не раздуло. Подняться на эту гору без гида точно не получилось бы — потому что куда идти в таком тумане, непонятно, это знают только местные.
В 3 часа ночи мы вышли с высоты 4 500 м, в 10 утра были на вершине. В штурмовом лагере холодно и промозгло из-за 100%-ной влажности, по ощущениям, градусов 10 мороза. Но когда встает солнце, камни начинают оттаивать и в целом становится теплее — по крайней мере, пуховик я по пути снял. Пригодился полный комплект альпинистского снаряжения: кошки, обвязки, жумары, ледорубы, каски. Всё это можно взять в прокате у той же турфирмы, правда, кошки там убитые, потому что ходят в них в основном по камням.
На вершине пика Маргерита
На вершине пика Маргерита © Вячеслав Кузнецов
В целом этот маршрут очень напряжённый физически. В штурмовой лагерь мы спустились в три часа дня, пару часов отдохнули и пошли в нижний лагерь, но уже с другой стороны. Пришли ближе к девяти вечера — получается, почти 18 часов на ногах. И вообще семи дней маршрута хватило впритык, пару раз не успевали дойти до места ночёвки засветло, приходилось идти с фонарикам по болотам и зарослям. Ночевали всегда в приютах, это домики из металлического каркаса, обтянутого такой же тканью, как тенты на фурах, с деревянными досками на полу.
Особенность походов по африканским нацпаркам — большое количество сопровождающих. Нас было трое участников, а с нами три гида и человек восемь носильщиков. И это еще немного. Однажды я водил клиента на Килиманджаро, мы шли вдвоём, а с нами ещё 12 человек. Их не заказываешь в таких количествах — просто иногда их вдруг столько оказывается. Кто-то может пойти бесплатно и рассчитывать на чаевые. Там это нормально…
— Что там ещё есть необычного, кроме ландшафтов?
— Рувензори — очень молодые горы, они совсем не похожи, например, на Кавказ. Они вообще очень необычные и мало изученные. Информации о них практически нет, фотографий очень мало. Я хочу восполнить этот пробел, написать статью для русского издания National Geographic: как появились эти горы, как их искали, чем они интересны… На мой взгляд, это самое красивое место в мире. Здесь много удивительного. Вот например, животное даман. Миллион людей увидит его и ничего не скажет — ну крыса и крыса. А это близкий родственник слона. Очень редкое животное, и живут они именно там. Я два раза с ними столкнулся. Даман очень пугливый, но слепой. И если замереть и не двигаться, можно за ним понаблюдать и сфотографировать.
Здесь удивительные, ни на что не похожие растения, которых больше нигде нет. Ну, разве что на Килиманджаро, но там туристов 30 000 человек в год, а на Рувензори пара сотен всего. То есть это уникальное и труднодоступное место, которых в XXI веке, по моим подсчетам, осталось не больше десятка.
Даман, цветок дерева Cannon Balls и дикие африканские ягоды (это не малина!) © Вячеслав Кузнецов @vles_ru
Массив Рувензори труднодоступен не только из-за болот. Он находится на границе Уганды и Конго, а в Конго постоянно идёт война. Поэтому попасть туда можно только со стороны Уганды. Правда, там тоже кое-где военные действия — гостиницу охраняют автоматчики, а по вечерам из неё лучше не выходить.
Визу в Уганду можно получить по прилёту или заранее оформить онлайн и прийти в аэропорт с распечатанным штрихкодом. Стоит она 50 долларов, оплатить можно картой. А можно за 100 долларов получить визу сразу в три страны: в Кению, Руанду и Уганду. Тоже онлайн. Я выбрал этот вариант, потому что после путешествия по Рувензори поднимался на вулкан в Конго.

«Заглядываешь в кратер, а там лава кипит»

— Конго — это же не туристическая страна?
— Вообще не туристическая. На сайте посольства этой республики в России висит предупреждение, что туда лучше не ехать. С одной стороны, так и есть, с другой — страна гигантская, размером как от Мурманска до Сочи. В каких-то местах там опасно, но военные действия закончились лет пять назад.
И вот на востоке Конго, почти на границе с Руандой, находится вулкан Ньирагонго, внутри которого постоянно кипит лава. Туристы попадают сюда через Руанду, потому что там безопасно. Вулкан расположен на территории нацпарка, для восхождения нужен пермит, он стоит 200 долларов. Вместе с пермитом за отдельную плату обязательно дадут гидов, носильщков и вооружённых рейнджеров. И вот с ними со всеми поднимаешься наверх, заглядываешь в кратер, а там лава кипит.
В мире всего пять вулканов с кипящим лавовым озером. Причем у Ньирагонго оно самое большое. Высота вулкана 3470 метров, подъём снизу, с 1800 м, занимает около шести часов. За эти шесть часов кардинально меняется климат. Внизу обливаешься по́том в тропическом лесу, а наверху надеваешь шапку и пуховку — там холод и сильнейший ветродуй. На краю кратера стоят домики на двоих, в них можно переночевать. Лучше всего кипящая лава смотрится именно ночью. Днём обычно сильная облачность, а ночью это очень зрелищно: всё булькает, свежая лава выливается.
© Вячеслав Кузнецов @vles_ru
Я видел подобное в Эфиопии, на вулкане Эрта Але. К нему вообще можно близко подойти, на пару десятков метров. Но этот эфиопский вулкан очень активный. А ещё лавовые озера есть на островах Вануату в Тихом океане, на Гавайях и в Антарктиде.
После ночёвки на вулкане спускаешься вниз. Можно сразу вернуться обратно в Руанду или остаться в гостинице в Гоме — это ближайший город на территории Конго. Гостиница находится за забором и охраняется, а по городу лучше не гулять, могут и грабануть. Здесь белый человек воспринимается как источник продуктов или денег — даже когда просто останавливаешься на машине, сразу народ сбегается, потому что ты можешь быть с какой-то миссией или просто у тебя можно что-то выпросить. Но это только в Конго, потому что там долго была война, и в Гоме много беженцев. В Руанде уже всё по-другому.

«Африка — огромная, просто люди давно глобус не видели»

— Что тебе больше всего запомнилось в Африке, что показалось самым интересным?
— За 20 лет путешествий я побывал уже во всех тропических странах. Восточная Африка — одна из самых интересных. Многие этого региона побаиваются, и это хорошо — здесь нет «пакетных» туристов. Приезжают только те редкие люди, которые умеют путешествовать. Они едут не по путевке «все включено», а сами планируют, читают, изучают географию, понимают, как устроена планета и животный мир.
Многие сейчас даже не знают, где находится та или иная страна, как расположен континент. Глобусы пропали из продажи, все привыкли к картам в компьютере и телефоне. А там масштаб искажён: страны, которые находятся на экваторе, на карте уменьшены, а на полюсах — увеличены. Поэтому нам кажется, что Африка размером с Гренландию, а она в два раза больше России. И очень разная: страна на страну не похожа. То есть говорить «что мне запомнилось в Африке» так же некорректно, как сказать «что мне запомнилось в России». У нас есть вулканы на Камчатке, Эрмитаж в Петербурге, разные горы на Кавказе и Урале. Так же и в Африке.
Если взять только восточную её часть размером с Россию: на севере Эфиопии действующие вулканы, на границе с Суданом племена, которые до сих пор живут в палеолите, в Кении и Танзании нацпарки с редкими животными, озера в рифтовых долинах, огромные вулканы. А побережье Индийского океана, а огромные острова — Занзибар и Мадагаскар, например, — здесь и дайвинг, и рыбалка. Здесь не может запомниться и понравиться что-то одно. Африка — она огромная, просто люди давно глобус не видели и не очень хорошо её себе представляют.
Танзания. Смотрим с бушменами племени хадза фотографии из прошлой поездки
Танзания. Смотрим с бушменами племени хадза фотографии из прошлой поездки © Вячеслав Кузнецов
В Африку в основном едут отдыхать богатые люди. В основном это взрослые европейцы или американцы, которые живут в хороших лоджах, едят в хороших ресторанах, которым нужен хороший сервис и за это не жалко потратить на поездку по 5 000 долларов на человека. Сейчас появляется много молодежи, которой не так важен комфорт. Они могут останавливаться в палаточных городках, дешевых гостиницах, ходить в рваных ботинках. Но обычно сюда едут люди, у которых есть деньги. Пока таких людей ещё мало, и это хорошо. Как только там появится много туристов, то все изгадят. Как с Таиландом получилось — 20 лет назад он был прекрасной страной, сейчас я туда ни за что не поеду.
— Ты говоришь, что многие боятся туда ездить. А тебе не страшно?
— Нет, не страшно. Многие боятся, но не знают, чего именно — просто боятся. А я знаю, что не нужно ходить ночью пьяным на местные чёрные дискотеки, и тогда всё будет хорошо.
Африка — это разные страны, и рассматривать нужно специфику конкретной страны. Заранее узнать обстановку в каком-то регионе можно на форумах путешественников, например, Lonely Planet. Можно почитать там отзывы, посмотреть новости. Обычный крупный город в Африке — такой же, как крупный город в любой другой стране. Да, там плохие тротуары, поэтому нужно смотреть под ноги. Но это мелочи. Чтобы чем-то заболеть, нужно постараться. Чтобы заболеть малярией, от которой нет прививок, надо поехать в какую-нибудь низинную часть Африки, в болота, где жаркий влажный тропический воздух, и там ночевать. И вот если тебя там покусают комары, то можешь заболеть. В Рувензори хоть и есть болота, но условия другие, воздух холодный. И тем более если ехать на сафари в сухой сезон, когда нет дождей, нет комаров и нацпарки находятся на высоте 1500 метров над уровнем моря, то заболеть малярией шанс 1 к 100 000.
Что ещё? Мыть руки и следить за едой надо везде, не только в Африке. Пищевое отравление можно получить, купив пирожки на станции где-нибудь в Петрозаводске. Пить сырую воду из водоемов нельзя; ту, что течёт из крана в гостинице, тоже. Только бутилированную. В походе можно пить из ручьёв — но, опять-таки, надо смотреть. Я вот в Швейцарских Альпах обнаружил, что даже на большой высоте в горах пасутся коровы и отдыхают у ручья — он весь в коровьих лепешках, пахнет навозом и можно конкретно отравиться. А на Килиманджаро, на высоте из ледника течет ручей и никаких коров нет — пьёшь без проблем.
— С людьми тоже нужно быть осторожным? Вот ты говоришь, что в Уганде автоматчики у отеля дежурят, а в Конго война…
— Так если охраняют, чего бояться? Я там себя спокойнее чувствую, чем у нас на Кавказе. Просто не нужно ездить в те места, которые правительство не контролирует. И соблюдать простые правила: например, не оставлять вещи без присмотра, что обычно делают туристы. Надо понимать, что если человек зарабатывает несколько сотен долларов в год — а там для многих это потолок — то для него вещи туристов будут хорошей наживой. Не надо провоцировать.
Ещё люди там не любят, когда их фотографируют, всегда надо сначала спрашивать разрешения, можно жестами объяснить. Там другой менталитет. Это не Египет с Турцией, не отель «все включено». Кстати, таких отелей там в принципе нет, а хорошие отели начинаются от 300 долларов за ночь. В отелях за сотню долларов всё по-другому. Можно заказать еду и ждать час. У них никто никуда не торопится.
Если русский человек приезжает в Европу или США, он знает, чего ожидать и его ничего не удивляет. Удивительные вещи начинают попадаться, когда ты приезжаешь в другую цивилизацию: в Индонезию, Колумбию, во все африканские страны. У них все другое. Еда, жильё, ритм жизни, одежда, ценности, телевидение. Они, конечно, стараются подражать американцам, но в целом всё по-другому.
— Что там едят? Например, чем вас кормили во время путешествия по Рувензори?
— На маршруте по Рувензори еда была достаточно простая — там сложно питаться разнообразно, лучше есть простые понятные углеводы. Питанием обеспечивает принимающая сторона, поэтому ели, что дают. Картошка, рис, макароны с подливкой из овощей. Суп какой-нибудь, каша геркулесовая, хлеб с сыром, рыбные консервы. Они брали ещё «Нутеллу», мёд, джем — то есть в целом еда привычная нам.
В кафе надо всегда заказывать ту простую еду, которую едят местные. Я видел однажды французский луковый суп на Занзибаре, женщина одна заказала, — его есть было невозможно. Кто-то заказал пасту болоньезе — то же самое. Местные в основном едят рис, курицу, картошку во фритюре, рыбу. Но всё это какое-то другое. Там другие овощи и фрукты. Вот например, маниок — это такой же традиционный продукт в тропических странах, как у нас картошка. Его готовят во всех видах, каши из него делают. И риса очень много выращивают. Местные разводят коров, коз, так что рис часто с мясом едят.
Настоящая тилапия из озера Виктория
Настоящая тилапия из озера Виктория © Вячеслав Кузнецов @vles_ru
— Ты часто бываешь в Африке? Когда в следующий раз собираешься?
— Вообще я путешествую 3-4 раза в год, но не только по Африке, конечно. А туда собираюсь в следующем марте. На Килиманджаро будет проходить 15-й ежегодный марафон, и мы хотим приехать поучаствовать. Россияне в нём ещё ни разу не участвовали. После марафона планируем подняться на вершину, съездить посмотреть на слонов и улететь на Занзибар отдыхать.
Уганда. Лунные горы — Рувензори, пик Маргерит (5109 м)
© Спорт-Марафон, 2023 Данная публикация является объектом авторского права. Запрещается копирование текста на другие сайты и ресурсы в Интернете без предварительного согласия правообладателя — blog@sport-marafon.ru
Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях
Мне нравится

Товары по теме

Статьи по теме

В рассылке блога мы рассказываем о новых коллекциях
, интересных товарах
и людях
Если у вас есть вопросы или пожелания по блогу, пишите их нам, мы постараемся учесть.
Напишите нам, о чём бы вы хотели прочитать в нашем блоге.
Заметили ошибку? Выделите текст ошибки, нажмите Ctrl+Enter, отправьте форму. Мы постараемся исправить ее.