0

«Смотри, как я могу!» Интервью с Олегом Кривцовым

, обновлено 29.04.2021

«Смотри, как я могу!» Интервью с Олегом Кривцовым

Как меняются жизненные ценности горнолыжника, почему всех так притягивает Красная Поляна и фрирайд, как научиться не нервничать, если катание не задалось, и почему слова «Смотри, как я могу!» перестают иметь значение. О философском отношении к горам и о пользе перемен рассказывает инструктор и фрирайд-гид, основатель сайта letitsnow.ru Олег Кривцов.
— Олег, расскажи с чего всё началось? Откуда взялся проект Free2ride?
— Это было в эпоху появления фейсбука примерно. Году в 2007 я задумал это дело, мыслил так: сделаю сайт, где будет горнолыжный фейсбук! Все там будут тусоваться, общаться. Я загорелся. Это было золотое время, я работал на себя, свободные деньги были — и я пустил всё в этот проект. Он не стал коммерчески успешным, но зато я многое понял для себя. Сейчас сайт этот жив, он, правда, давно не обновлялся, но его посещают, к зиме посещаемость вырастает до 2 000-3 000 человек в день. Даже рекламодатели приходят. Кое-какая прибыль есть. Но, чтобы поднять его на следующий уровень, над сайтом надо много работать. Один из его минусов — он самописный, мы написали его сами. Один человек, своим языком, как он это видел, написал сайт. А теперь у нашего программиста другие проекты, другие проблемы. Если отдавать сайт другому человеку — он должен сначала разобраться в коде, это непросто. В общем, это такое дерево, которое легче, наверное, спилить, разобрать на ветки и собрать заново, чем исправить.
Я бросил сайт, пошёл в корпоративный мир, попродавал свёклу, через пару лет понял, что не могу так жить, ушёл в никуда. Потом вернулся, и мой друг из «Спорт-Марафон», Дима Ковинов , предложил работу в Красной Поляне, помог мне переехать поближе к горам. Потом я осмотрелся и надумал полезный сайт создать. И как-то всё сложилось: подвернулся домен letitsnow.ru — с него всё и началось. Купил его за десять тысяч рублей, и я взялся за дело.
— Сколько у тебя сейчас проектов?
— Основных проектов, если не считать free2ride.ru, два: letitsnow.ru и торговый проект «Футболки Паудер». А зимой я гид и инструктор по горным лыжам.
— Почему ты решил сменить акценты и разрабатывать сайт letitsnow.ru? Чем различаются эти проекты?
— Free2ride делался как социальная сеть, и контент должны были накидывать пользователи. Генерировать отчёты, фотографии, видео, комментарии, рейтинги. Там не было полезного контента, типа: «Как одеться?», «Куда поехать?», «Что взять с собой?» и т.п. Это была помойка горнолыжного контента, которая особой пользы не приносила никому, ни владельцам, ни пользователям. Мы, правда, сделали базу по курортам, описали больше двух тысяч курортов мира, думали, что это очень востребовано. Но, как оказалось — нет. Мы думали, что пользователи будут приходить, пользоваться нашими фильтрами, задавать какие-то критерии: для новичков, для семейных… Но история показала, что это бесполезная игрушка.
Сейчас у нас на сайте есть очень хорошие описания курортов, с фотографиями, полезной информацией. Да, они немного просрочены уже, надо обновлять, но тем не менее по Эльбрусу, Чегету, Красной Поляне сайт генерирует посещаемость. Ещё одна наша ошибка в том, что мы думали, что фрирайдеры — о, это отлично! Пусть общаются, делятся рассказами, советами. Но когда я сходил, поискал инвесторов возможных, они мне сказали:
Ребята, у вас на главной странице — про вывихи, переломы, АБС-ы, защиту, лавины и т.п. А представьте, что приходит простой человек, которому надо две недели где-то покататься, и он всё это видит.
И я понял, что да, фрирайдеры — это не та группа, на которую надо делать ставки. Во-первых, им ничего не продашь. Они всё знают: что покупать, где покупать и как покупать. Во-вторых, их не так много. В-третьих, обычным райдерам общаться на сайте было некомфортно, потому что люди с большим опытом давили авторитетом.
Как следствие, полезный контент для большой аудитории сайт не генерировал, интереса не вызывал ни у кого, кроме тусовщиков во фрирайде.

А у Letitsnow — у него есть прототип, это сайт socialmediaexaminer.com, его автор — Майкл Стелзнер. Каждая статья — это руководство, как пользоваться соцсетями. Весь сайт — сплошная польза, а подписчиков полмиллиона. Я даже книжку его читал как-то давно. И написал ему письмо: «Как думаешь, если я то же самое буду делать по горным лыжам?». Он ответил: «Попробуй!». И я забросил в дальний ящик желание всё немедленно сделать прибыльным и начал заботиться об аудитории сайта. Что ей не хватает, где не хватает? Вот здесь надо ссылочку поставить… А вот здесь — фотографию добавить. Цену упомянуть. И — народ пошёл. Начались какие-то комменты, в почту мне начали писать: спасибо, мол, твой сайт стал для меня открытием!
Какое-то время ушло на то, чтобы у меня в голове не всплывал вопрос, ставший привычным в прошлой жизни: «Сколько это будет стоить? Сколько я за это получу?». Писал статьи, стараясь не думать об этом. Так вот, этот шум вскоре утих у меня в голове, и дела пошли. Летом этого года я немного сбавил обороты, съездил в Америку, и вот после этого у меня вновь проснулся энтузиазм. Я стараюсь прислушиваться к читателям сайта, находить тему, раскрывать её полнее, без какой-либо сиюминутной выгоды.
— Кто твоя аудитория, как бы ты нарисовал портрет своего постоянного читателя?
— Средний читатель, где-то 70%, это ребята, которые сами только что встали на лыжи, именно на лыжи, а не на сноуборд — так как я сам лыжник и пишу больше для лыжников. Им 30-45 лет, семейные, один ребёнок есть. Их начинает доставать офисная работа, они разочаровываются, начинают сомневаться в ценности карьерного роста, хотя им ещё страшно от него отказаться. Т.е. они проходят путь, который я сам прошёл. И они не ориентируются в горнолыжной теме.
Таких сайтов, специализированных, почти нет. Да, есть ski.ru, это большая горнолыжная свалка разного, полезного и бесполезного, контента, на которой можно найти всё, что угодно. А я постарался сузить рамки — только полезные материалы. Да, есть ещё powderday.ru, где тоже посещаемость небольшая, аудитория узкая, но все материалы по делу, но для фрирайдеров. Есть Twintip.ru для ньюскулеров. И — я увидел, что есть место для такого сайта, как у меня. Дизайн нарисовала мне Ленчи Касаткина Нарисовала, от души поработала, мне понравилось — и людям нравится!
— Олег, ты горнолыжник, но судя по обилию сленга и юмора на твоих сайтах, а также, отсутствию в словаре Годиля и Авальмана, ты в душе юный сноубордист. Что для тебя горные лыжи — развлечение? Кусок хлеба? Возможность прикоснуться к горам? Или ещё что-то?
— Я жил в Апатитах, недалеко от Кировска, до 14 лет. И был к лыжам полностью равнодушен. Однажды был в Кировске, попробовал кататься на этих вот прямых лыжах, которые невозможно повернуть. Проклял тогда всё и забыл про них. Это даже не было для меня событием, я много позже об этом вспомнил. И вот уже в 35 лет я оказался на каком-то корпоративе в Красной Поляне. И промчался первый раз по Альпике, на прямых ногах. И думаю: «О… О!».
Я тогда приехал в джинсах, в какой-то флиске, в очках Rayban, но покатался. И — меня это сильно зацепило. Вообще, горы учат. Первые годы — это чистый эгоизм, неосознанный. Я катаюсь, посмотрите на меня! Скорее, скорее, надо научиться круто кататься! Я хочу самые крутые лыжи, самые широкие, тот же джип, только в горах, дайте мне их! А вон фрирайдеры — и я хочу в лес!
Я увидел этих людей, которые по ёлкам катаются, рванул за ними — естественно, ничего не получается — я не умею даже по трассам кататься толком. Тогда я нашёл своего первого инструктора, Андрея Реутского, который катается как Бог. Я бегал за ним: «Научи меня, научи, пожалуйста!». Меня прямо вставило, мне захотелось быть в этой тусовке, кататься красиво. Представь, вот ты катаешься в компании, и друг перед другом: «Посмотри, как я проеду, а посмотри, как я!». А нет компании — для кого, вообще, кататься? Тогда начались эти все маски, шмотки, широкие лыжи, длинные волосы, серьга в ухе — понты! И травмы, кстати, были из-за этого. Когда уже не можешь стоять на лыжах, устал, а кто-то говорит — давай, мол, ещё разок спустимся, — и ты не можешь отказаться. Однажды и я ноги свои обернул вокруг дерева, именно из-за этого.
А у Андрея — у него другой подход: «Не надо торопиться, куда спешим, война что ли, голод?» «Пятнадцать минут плюс, пятнадцать минус — роли не играют в жизни». Саша Воропаев, второй мой инструктор, учил меня кататься уже на Эльбрусе и Чегете. Вообще, если захотите правильно научится кататься на лыжах и одновременно набраться горной мудрости, ищите! Я тогда, на Чегете, впервые большие горы увидел, до этого, ну — максимум видел Красную Поляну, с её верхней точкой в два километра. А там Чегетская поляна, начало подъёма, почти на двух тысячах метров, всё остальное выше. «Небоскрёбы, небоскрёбы, а я маленький такой». И вот там меня прошибло, я разом оставил тему самолюбования. Плюс, там я встретил множество людей, катающихся просто для себя.
— Ты сейчас живёшь в Красной Поляне? Когда и почему ты переехал туда?
— А вот после того, как второй раз попытался в офисе поработать. И вроде бы получается. И начальники хвалят. Какие-то должности дают. И деньги есть. По прошлым представлениям — это жизнь хорошая. Сидишь, ничего не делаешь, получаешь по 150 тысяч. А не сидится и ничего не делается.

…не надо волноваться о карьере. Надо просто попытаться быть полезным…

Мир уже сдвинулся, парадигма рассыпалась и пытается собраться заново. А я тут в офисе сижу, озираюсь — что я тут забыл?. И я ушёл. Пришло понимание слов некоторых людей, о том, что не надо волноваться о карьере. Надо просто попытаться быть полезным. Для меня это было какая-то новая штука. Я думал: «Как это так? Сначала карьера, деньги — а уж потом я буду полезен там, где я хочу». А мне сказали: «Нет, иди туда, куда тебя зовут, и не волнуйся обо всём остальном».
И это был прыжок в четвёртое измерение. После такого шага, кажется, будто вся Вселенная о тебе заботится, открывает новые возможности.
— Ты уехал работать инструктором в Красную Поляну?
— Нет, нет. Инструкторство — это, вообще, уже сегодняшняя тема. Дело было так. У меня сосед по лестнице в доме в Москве, откуда мы два года назад приехали в Сочи, стучится в дверь как-то раз и говорит: «Вот, возьми лыжи!». И протягивает мне две пары древних лыж и коробку с новыми ботинками Salvo, правда, им лет 30! На коробке надпись: «Лёгкая промышленность Эстонской ССР», цена — сто рублей, советских. Я говорю: «Ничего себе! Я возьму, кому-нибудь в альпийский бар, пригодятся». Выкладываю в фейсбук, народ кликает, лайкает, смеётся, ведь раритет. Дима Ковинов пишет: «Отдай нам эти раритеты. Ну, и приезжай сам, у нас тут есть домик, катнёшься!». Я спрашиваю: «Может, у вас ещё и работа есть?» И через пару часов мы уже договорились, что я буду менеджером в Красной Поляне. Через месяц я уехал. Через три дня приехала моя семья, мы сняли квартиру. И всё. Вот мы здесь.
А про инструкторство — меня просто начали просить поучить и пошло-поехало. Всё получилось само собой. Первый год я не очень много катался. Люди говорят: «Слушай, а поучи на лыжах кататься?». А у меня формального горнолыжного образования нет, но есть многолетний опыт обучения с лучшими инструкторами (на мой взгляд) Сашей Воропаевым и Андреем Реутским (я уже говорил про них, но скажу ещё раз). И обучение мне давалось тяжело, я не мог понять, как это — давить на ботинок. Лёгкость в катании пришла только года через 3. И вот, приехала семья учиться. Я им предлагаю делать такое упражнение, другое. И через полдня, смотрю, они уже поворачивают. И радостные такие! Ничего себе, думаю.
Попробовал на других людях, на третьих. Они удовольствие получают, открытие! Что не ногами надо дёргать, а на ботинок нажимать. Как-то у меня получалось это людям донести. И сам начал восполнять свои пробелы в знаниях, технике, обучении, чтобы лучше объяснять. Как-то раз я поехал с ребёнком на целый день и понял, что невозможно его заставить все пять часов с ним выполнять упражнения. С ним надо просто покататься, попрыгать, порадоваться. И так вот меня привели в инструкторство.
Начали приезжать друзья. «А покатай нас в лесу, а поводи нас на Альпике-Сервис…». И так родилось ещё одно полезное занятие.
— Как семья относится к твоей жизни? Вообще, семейная жизнь мешает или помогает горнолыжнику?
— Я не мечусь уже, как раньше, всё встало на свои места. Для меня семья — это первостепенно, и я от этого не страдаю. Я в Москве сидел и тосковал по горам. А жена любит море, она в это время всегда старалась свалить на море, чтобы зиму как-то перезимовать в тёплых местах. И тут всё складывается, мы переезжаем в Сочи, где у неё постоянное море, а у меня ещё и горы рядом. И я, если еду в горы, то с хорошим настроем.
— Как ты чувствуешь — сейчас Красная Поляна является центром российского горнолыжного сообщества? Почему?

— Да, Поляна, безусловно, центр сегодняшней горнолыжной жизни. Там известный на весь мир снег, знаменитый полянский паудер. Москвичи, ростовчане, краснодарцы, вылетают туда под снегопад массово.
Я, когда начал сайтом free2ride заниматься, я думал — ну вот, в России 40 горок… А когда переписал их все, оказалось, что их под 300! Ну, в смысле, организованных, где есть подъёмник. Это немало! А больших курортов — девять. Домбай, Чегет, Эльбрус, Кировск, Шерегеш и четыре курорта в Поляне, различающиеся уровнем свободы и уровнем сервиса.
Так вот, вся страна поделена на две части: за Уралом Шерегешу равных нет. И по снегу, и по качеству катания, укататься там можно в мясо, я попадал в такие недели, когда днём солнце, ночью снег, недели паудера! Но — там относительно небольшой перепад. И из Москвы и Питера лететь всё же дорого.
А тем, кто живёт по эту сторону Уральских гор, самолёт до Красной Поляны стоит шесть тысяч рублей, можно и дешевле найти. И было здесь всегда такое райдерское настроение, особенно, когда была Альпика-Сервис. Все друг друга знали, мониторили. Было кафе «Мюнхгаузен», где была большая движуха, иностранцы в крайний день катания отстреливали свои подушки от АБС и пытались выйти через узкие двери, много было веселухи! Кафе это давно закрыли, а владельцы организовали трактир уже в Красной Поляне, Трикони, там тоже весело, но такого отрыва уже нет.
Перед олимпиадой я ездил с норвежцами снимать фильм, тогда уже было три курорта, много народу — но атмосфера пропала. А потом мы встречаем совершенно случайно знакомых людей, появляются гитары, забуриваемся к ним в гостиницу — и понеслась!
Смотри — сколько знакомых людей переехало сюда? Макс Панков, Куба, Женя Маталыга… очень много народу здесь живёт уже. На самом деле, причина проста: люди побывали здесь и увидели, что здесь хорошо. Олимпиада дала мощный толчок развитию Красной Поляны. И пусть люди, не бывавшие здесь, ноют, что ой, мол, мои кровные, пошли на чьи-то взятки, на чьи-то машины. На самом деле — сделали отличное место! Не без ошибок и промахов, но такого класса обслуживания и качества нет больше нигде.
На Чегетской поляне ты приехал, покатался — но там сервис старинный, своя тусовка, суровая атмосфера. А девчонкам вообще непросто бывает жить от излишнего внимания местной молодёжи… Знаю людей, которые из-за этого туда не едут, но катание там недетское, как и горы. Не сравнить с Поляной.
— Основная масса интересного контента на твоих сайтах, да и, в общем, на российских горнолыжных сайтах посвящена фрирайду, между тем, как основная масса горнолыжников катается только на территории курорта. Почему катание на курортах так незаслуженно обходят вниманием? В чём причина?
— Я разговаривал с Аней Ханкевич недавно, задавал ей примерно тот же вопрос. Она говорит: «Мне неинтересно работать на трассе, с начальным уровнем, я хочу учить людей фрирайду, катанию вне трасс».
Это круто, просто. Ты катаешься по лесу, прыгаешь с какой-то кочки, голова торчит из снега. «Посмотрите, какой я». А на трассе — ну, что на трассе? Ты можешь утром, пока вельвет, заложить красивую дугу. А потом ты едешь по трассе вместе с кучей людей, ну и что? Это не круто. Парковики тоже постят много фоток, кстати, фотки красивые. Но пишут о парках мало, это уже сложно, это спорт.
Если сравнивать со Скай-парком сочинским, мы с Наташей Ивлевой разговаривали, она говорит: «Нам не надо продвигать тему прыжков. Потому что, если человек прыгнул — он пойдёт и сам тут же всем расскажет об этом. Залепит всю стену фотографиями прыжков». Так же и тут. Фрирайд сам продвигается, потому что это сложнее, чем просто кататься.
— Может быть, дело в эмоциях? Во фрирайде их больше?
— Фрирайд — это нирвана, ни с чем не сравнимые ощущения. Катание на трассах тоже приносит массу эмоций. Все тебя видят, ты можешь разогнаться и красиво оттормозиться перед всеми. На Альпике, на четвёртой очереди, помню, была кочка перед очередью, и каждый пытался с неё спрыгнуть. Улетали в людей, не всегда красиво приземляли, но всё равно прыгали!
Когда я занимаюсь с людьми, с начинающими — так там такое удовольствие, когда человек начинает ехать, делать повороты! У человека просто экстаз начинается.
Когда ты начинаешь кататься с удовольствием, ноги не болят больше, ты катаешься свободно — это сплошная эйфория.
А фрирайдеров просто сравнительно мало, поэтому они вызывают такое внимание.
— Как ты считаешь, что именно волнует больше всего простого горнолыжника выходного дня, без спортивных и фрирайдных амбиций?
— Вопросов очень много, часто даже я не подозреваю о том, что это может волновать людей. Например, пишут, спрашивают: «А где лучше начинать кататься? Я не хочу ехать в большие горы, так как поначалу страшно». Т.е. люди думают, что в горах опасно учиться. Я им рассказываю, что, ребята, в горах есть лягушатники, подъёмники, едешь на них как на эскалаторе, всё кругом огорожено, безопасно. Много широких, очень плоских трасс, на которых гораздо лучше учиться, чем где-нибудь в Степаново. Получишь больше удовольствия от гор, от солнца, от своих успехов. Вот такие неожиданные вопросы.
Очень многим надо переучиваться с инструктором. Ну, не хотят люди брать инструктора, не хотят, что тут поделать? Я и сам когда-то катался без инструктора, закрепил себе ненужные движения, плохую стойку, посадку. Переучиваться было труднее, чем с самого начала учиться правильно.
Ещё люди не знают, как покупать ботинки. Из этих вопросов рождаются статьи, я заполняю ими сайт. По идее, не надо ничего читать, иди в нормальный, правильный магазин, в котором есть хорошие консультанты, они всё тебе подберут и расскажут.
— Так это надо ещё знать, какой магазин нормальный…
— А вот это уже — тема следующей статьи! Конечно, это Спорт-Марафон, конечно, это Триал-Спорт, конечно, это Альпиндустрия, Кант, Траектория. Плюс, есть сети региональные, в Новосибирске есть свои магазины, в Москве и Питере свои, надо просто поинтересоваться. Надо идти туда, где надёжно.
Получается два руководства. Первое: какие вопросы задавать в магазине, чтобы тебе не втюхали чего-нибудь. Второе: как ты себя должен чувствовать в хорошем снаряжении, как в дальнейшем его апгрейдить, запекать ботинки, ухаживать за лыжами.
Вообще, когда я не знаю, о чём писать, я задаю вопросы постоянным читателям. Они мне присылают удивительные вопросы. Например, как одеваться на горнолыжном курорте. Многие до сих пор удивляются, когда я им рассказываю про систему слоёв, а ведь это же основа комфортного отдыха на целый день!
— Какое значение для тебя имеет снаряжение, сколько у тебя пар лыж?
— Сейчас три. Было больше. Остались широкие и узкие. Одна модель парковая, Amplid Antidogma, я её использую и для матрасного катания. А вторые лыжи — 115 шириной, Line Sir Francis Bacon, для хорошего снега, но на ней и по трассе тоже очень хорошо гонять. Там есть боковой вырез, на который можно опереться на трассе, даже на сильно разбитой. А с другой стороны, на них и по глубокому снегу очень здорово.
А третья — подарок от Спорт-Марафона, Soul 7 HD — буду тестировать в этом сезоне, потом расскажу.
— Тестируешь ли ты новинки, что из новых технологических «фишек» для тебя оказалось полезнее всего?
— В тестах я участвую, не слишком часто, но бывает. Не обязательно же ждать организованных тестов, можно себе тесты самому организовать. И мне запомнился тест в Шерегеше сколько-то лет назад. Однажды я зашёл в прокат Райдер. А он чуть ли не чисто фрирайдерский, я не ожидал, что бывает такой выбор! Там были Black Crow, Atomic, K2 много интересных моделей. Я спрашиваю: «А можно несколько лыж попробовать»? Персонал отвечает: «Да не вопрос!» и быстро перекидывали мне лыжи, я раз спустился, беру другую пару и т.д. Пять или шесть лыж за один день потестил. И понял, что на лыжах для больших гор труднее шевелиться в частом лесу. Black Crows — не подойдут. А вот K2 HellBent — вёрткие, широкие, плавучие лыжи. И ты сразу понимаешь, что вот они — для Шерегеша, а для югов Чегетских — более жёсткая, кемберная лыжа.
Поэтому, я всем советую — если есть возможность, иди в прокат и тести, сейчас в хороших прокатах никто не против менять лыжи постоянно. Заплатил — и можешь несколько пар протестить.
— Наверняка твои ученики спрашивают тебя, какое снаряжение лучше купить в первую очередь? Что ты им отвечаешь?
— Если он, или она, ещё не знает, будет ли он кататься, то советы я даю по минимуму. Куртка должна быть хорошей, да и то, её можно у кого-нибудь занять. Если человек настроился учиться и кататься серьёзно — то уже отправляю за ботинками. Иди, говорю, и купи себе ботинки, подобранные и подогнанные по твоим ногам, это сразу даст большой плюс в освоении техники катания… Дальше — больше. Например, маска нужна. Бывают маски такие и сякие. Если ты сильно потеешь — тебе нужна маска с принудительной вентиляцией. Если не потеешь — тебе вообще можно не париться и кататься везде в одной маске.
Я, кстати, написал два огромных поста — про маски, что делать, чтобы они не запотевали. И второй — какие бывают фильтры, как их менять, стоит ли менять, можно ли катать в одной маске везде, бывают ли универсальные маски, меняющие защиту в зависимости от освещения, какие в этом минусы… Если ты прыгаешь из тени в свет постоянно, то грош цена этой технологии, нужно смириться.
Есть большие маски, есть маленькие маски, есть женские маски, есть маски с широким обзором, подходящие под шлем, не подходящие под шлем — куча всего!
Ещё очень частый вопрос: «Как выбрать сноубордическую маску» или «Какую лучше купить горнолыжную маску». А не существует ни горнолыжных масок, ни сноубордических, нет разницы, я тоже статью об этом написал. Я мучил колл-центры больших магазинов, они пытались найти отличия, но в итоге, находили разве что то, что сноубордические — поярче.
Единственная горнолыжная маска — с одинарной линзой, для соревнований. Через такую линзу лучше трассу видно, меньше искажений, но для повседневного катания она не подойдёт, запотеет быстро.
— Какие маски оптимальны для Красной поляны?
— Для Красной Поляны у меня долгое время был Smith Turbofan, с принудительной вентиляцией. Во внетрассовом катании ты падаешь, маска может съехать и т.п. В общем, эта маска была для меня лучшим другом. Пока я недавно не шлёпнулся, откатав целый день в снегу, уже на выкате, на трассе. Попытался поставить на кант лыжи без бокового выреза. Центробежной силы не хватило, и я грохнулся на бок. Только внизу заметил, что у любимой маски оторвало батарейный отсек.
Но у меня ещё есть маски: Von Zipper, с двумя сменными линзами, я в ней катаюсь, в основном сейчас. Есть отличная маска Oakley, есть Scott… масок десять, наверное, накопилось! Ещё я, кстати, увидел Abom — маску с подогревом лобового стекла. Интересно, кто-нибудь её в Россию привезёт? Может, Спорт-Марафон? Это же мечта — нажал кнопку и спирали тут же высушили тебе маску. Причём, она и не запредельно дорого стоит, долларов двести, но у нас я таких нигде не видел.
— В чём особенности комплекта горнолыжной одежды в Красной Поляне? Что больше подходит по климату?
— Хороший шелл, т.е. мембрана, с показателями 20 000 на 20 000. Куртка и штаны без подкладки, т.к. здесь постоянные перепады температур, нужна возможность регулировать внутренними слоями комфортную температуру. Дождь может пойти в любой момент: в январе, феврале или в марте. И холодно тоже бывает, хотя и редко. В прошлом году мы катались в конце марта или апреле, я заехал наверх — а там -15°C! И трассу так забетонировали, что канты не цеплялись! А в Поляну спускаешься — там плюсовая температура. Обязательно нужна маска со сменными фильтрами, для солнечной и пасмурной погоды.
— Ты ведь инструктор по горным лыжам и, одновременно, гид по фрирайду. Что тебе интереснее: делать первую прививку любви к лыжам новичкам или выводить за пределы трасс, жаждущих снега?
— Мне и там, и там интересно. Но, облом может быть и там, и там. И лучше заранее не настраиваться, потому что погода может диктовать своё. Бывает такое: приехали гости, вот, мол, ты нас покатаешь! Я прикидываю, что, наверное, будет нормально на высоте 1 600-1 700, мы туда приезжаем, а в лесу — корка из замороженных какашек. Некомфортно, мягко сказано, было всем, а ещё среди нас был сноубордист, так он вообще проклял всё, никакого фрирайда не получилось. Мы, скорее, тренировали терпение и принятие ☺
Бывает и на трассах то же самое. Семья пришла, «Давайте кататься!». Покатались мы три часа, всё хорошо, потом мы должны были продолжить с одним из них занятия дальше. А они взяли и поругались, по-семейному. И отказались дальше кататься. Ну, что ж делать, всё нормально. Что ни делается, всё хорошо.
Поэтому я спокойно отношусь к ситуации, когда у человека, которого ты обучаешь, всё медленно получается, или совсем не получается. Мы всё равно проводим время замечательно! Если раньше я говорил: «Ой, семья, это так скучно! Пойти за сыном в садик, это же скучно… Идти с ребёнком на 1 сентября, какая скука!», то теперь я понял, что в этих моментах можно найти много свободы для себя.
Нет никакой разницы. Человек звонит и говорит: «Хочу учиться». И я, не капризничая, еду и уже смотрю на месте, что из этого получится.
— Как ты думаешь, почему горные лыжи вызывают такой восторг, почему заставляют людей бросать города и хорошую работу, в чём тут дело?
— Наверное, самое большое потрясение для человека — это понимание того, что есть вообще другая жизнь. Не помню где, в детстве, наверное, я почерпнул мысль о том, что если я буду директором большой компании: секретарша, представительские расходы, куча народу в подчинении — то я буду счастлив. И вот идут годы, ты директор, вроде всё это есть. И тут ты попадаешь в горы и внутри ощущение, что ты что-то в этой жизни упустил. Ты видишь людей, которые в горах живут, не парясь по поводу больших денег, марок автомобилей, ресторанов. Почему-то это их не волнует.
Я много раз был в Красной Поляне, но никогда не хотел переехать сюда. Моя жизнь была в Москве, карьера, деньги, престиж. А потом глаза постепенно открываются, что-то с тобой происходит, и ты каждую осень начинаешь много думать о поездке в горы. Дрожащими руками вытаскиваешь из шкафа лыжи, чехлы, одеваешь на себя ботинки и ходишь по квартире. Идёшь в возбуждении в магазин, покупаешь очередную пару лыж, какие-то шлемы, маски, термобельё в полосочку. Или даже просто идёшь в магазин и ходишь там, гнёшь руками лыжи. Ты не получаешь от этого процесса никакой информации, но надо постоять там! Приобщиться. Почувствовать: это помягче, это потвёрже, это так поедет, а это так.
А потом ты начинаешь манипулировать близкими: «Мне ещё раз надо съездить!», «А давай я буду сидеть с ребёнком, а ты меня отпустишь в Кировск?» Ведёшь себя хорошо, чтобы отпустили на Эльбрус… Слава Богу, сейчас такого нет, есть понимание.
Вот, Аня Ханкевич — она очень практично подошла к этому. Ей тоже хотелось ездить, кататься, делать то, что она хочет. Она подготовила почву, стала инструктором и, в какой-то момент была готова слиться из Москвы и из офиса. И сделала это! А я тогда боялся.
Но через какое-то время и я решился и ступил на эту скользкую дорожку!
— Каким тебе видится идеальный план развития горнолыжного движения в России?
— У нас есть курорты, которые можно развивать до бесконечности. Приэльбрусье, например. Сколько на Эльбрусе, Чегете можно понастроить подъёмников! Мне нравится, как в Архызе к этому подходят — там постоянно что-то новое строят, дополняют подъёмниками регион. В Поляне тоже строят новые канатки.
Я бы фрирайд, наверное, вообще не развивал. Мне в этом плане нравятся Штаты. Я был в Джексон-Холле, в Айдахо тоже катался. Идёт дорога среди перевалов. И много карманов у дороги. Вот, они едут по дороге и видят красивый склон. Они бросили машину, залезли туда, скатились. Дальше поехали, ещё нашли склон. Или второй раз скатили этот же. Такое вот бэккантри. Им не лень совсем лезть за своей линией спуска. И пешком, и на снегоступах, и на скитуре.
— Ты сам скитуришь?
— Я скитурил только два раза. В этом году буду осваивать скитурное направление. Мы не против полазить, а скитур сильно облегчает подъём наверх.
— Что ты делаешь летом?
— Летом я работаю над сайтом. Дочку в сад отвёл — и сажусь писать статьи. Плюс веду проект по футболкам. А в свободное время я выезжаю с семьёй или с друзьями. Когда ты переезжаешь жить в Сочи, у тебя всё время гости, кто-нибудь из друзей и знакомых. Мы поэтому ещё и квартиру тут не купили, наверное, чтобы не было окончательного табора ☺ Гостям хочется и туда, и сюда, я их везу, показываю разные места.
Вообще, я думаю, что надо привезти свои боты Асоло, свой рюкзак на 60 литров и ходить летом в горы. Но сейчас уже лето заканчивается, вот-вот зима. В следующем году, наверное!
— Есть ли у тебя голубая мечта, розовые планы, радужные проекты в жизни? С чем они связаны?

— Мне хочется жить так, чтобы никогда не оставлять свою супругу и дочку без внимания. Это не первая моя семья и прежде увлечение какими-то идеями делало меня невнимательным по отношению к семье. Сейчас я сознательно поставил на первое место семью и понял, сколько потерял, сколько моментов пропустил в первой семье, со старшим сыном.
Сейчас моей дочке три года и, знаешь, фрирайд — это хорошо, а вот эти три года — круче! Я вижу, что в семье мир, и он очень сильно зависит от моего вклада. Когда ты одержим и от этого страдает семья, я не думаю, что это здоровая штука. А когда в семье покой, понимание, смех — то все остальные проекты начинают закручиваться сами собой.
Когда мне будет 101 год, моя голубая мечта, чтобы я сел и подумал: «Мне это удалось, сделать мою семью счастливой!»
— Как ты видишь сотрудничество со Спорт-Марафон? Это лекции, встречи, статьи? Или совместные проекты в Красной Поляне? Тесты? Что-то ещё?
— В работе амбассадора ничего обязательного нет. Как магазин, Спорт-Марафон и так стоит на первом месте для меня. Я буду продолжать писать про снаряжение. Буду давать ссылки для моих читателей на удачные модели, появившиеся в Спорт-Марафон. Я могу почитать обзоры, лекции о снаряжении, о масках — я много о них знаю. Про фрирайд, про лавины, про первую помощь — это пусть читают специалисты с большим опытом, чем у меня.
А вот если бы сделать вебинар для новичков, например! Формат вебинара меня не пугает, это интересный опыт. У меня было такое, и поначалу, я опешил — нет обратной связи, непонятно, слышат ли тебя. А потом я пересилил себя и начал говорить. И это было очень неожиданно, отличный опыт! Хотелось спросить: «А вы меня поняли», «Вы меня слышите»? А в ответ только строка ленты.
— Что изменится в этом сезоне на Розе Хутор? Каких бы ты хотел перемен?
— Я смотрю за Майклом Дугласом, за Whistler Blackcomb и вижу, что курорт делает всё для сплочения райдер-комьюнити. Удобством парковки, кафе, выкатов, заходов, организацией каких-то тусовок, заездов. Я бы хотел, чтобы на Розе Хутор было так же. И не просто для галочки, а чтобы мы почувствовали эту любовь. Пока Горки Город лучше относится к посетителям. Выпал раньше снег — они раньше открылись. Остался снег в мае — они продлили катание. Это мелочи, но многие это оценили. А на Розе, соревнования — БАМ, всё перекрыли! Люди приезжают на курорт, а его закрывают, потому что сохраняют снег для чемпионатов. Не чувствуется, что ты приходишь домой и тебе здесь рады. А я хотел бы, чтоб это был добрый курорт, чтобы менеджеры Розы вышли на улицу и сказали: «Эй, чуваки, мы рады что вы приехали, сегодня 30% скидка на скипассы!». Надеюсь, что с опытом и развитием курорта всё так и будет.
— Я тоже на это надеюсь. Спасибо, Олег, и хорошего сезона!
© Спорт-Марафон, 2025 Данная публикация является объектом авторского права. Запрещается копирование текста на другие сайты и ресурсы в Интернете без предварительного согласия правообладателя — blog@sport-marafon.ru
Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях
Мне нравится

Товары по теме

Статьи по теме

В рассылке блога мы рассказываем о новых коллекциях
, интересных товарах

и людях
Если у вас есть вопросы или пожелания по блогу, пишите их нам, мы постараемся учесть.
Напишите нам, о чём бы вы хотели прочитать в нашем блоге.
Заметили ошибку? Выделите текст ошибки, нажмите Ctrl+Enter, отправьте форму. Мы постараемся исправить ее.