Калининградская область, в прошлом Восточная Пруссия, — одно из немногих мест в России, где можно в одном путешествии увидеть Балтийское море, песчаные косы, труднодоступные озёра и познакомиться с европейской архитектурой: готическими соборами и ансамблями небольших немецких городов.
Многие сюда приезжают за знаменитыми песчаными пляжами Балтики, попутно осматривая один или несколько наиболее сохранившихся городов: Черняховск, Светлогорск или Балтийск. При этом «за кадром» остаются настоящие шедевры средневековой и более поздней европейской архитектуры, стоящие среди лесов и полузаброшенных деревень.
В статье — три маршрута разной протяжённости и длительности рядом с Калининградом, которые проходят по интересным культурным и природным объектам. По трекам можно идти пешком, адаптировать их для велотуризма, а для путешествия на автомобиле пригодятся основные точки, между которыми можно проложить маршрут.
В статье
- Почему стоит идти в поход
- Как добраться
- Когда идти в поход
- Что брать в поход
- Мобильная связь и интернет
- Дороги и тропы
- Безопасность
- Маршрут на 2 дня: кирха св. Барбары, усадьба в Привольном и замок Шаакен
- Маршрут на 4 дня: больница Алленберг, замок Таплакен, башня Бисмарка и верховое болото
- Маршрут на 5 дней: Вальбургская роща, замок Бранденбург и полуостров Бальга
Почему стоит идти в поход по Калининградской области
Просто добраться. Хотя Калининградская область отделена от территории России, для того, чтобы туда попасть, не нужна виза. Калининград связан с «материковой» частью нашей страны регулярным авиа-, железнодорожным и морским сообщением. А к началу всех маршрутов можно доехать на общественном транспорте.
Несложные маршруты. Чтобы пройти по ним, не нужны особая физическая подготовка и специальное снаряжение. В области равнинный рельеф, нет крутых или затяжных подъёмов, леса проходимые, а в регионе густая сеть дорог, оставшихся с немецких времён. Не по всем можно проехать на автомобиле, зато пешком можно пройти практически везде.
Уникальная архитектура и природа. В одном регионе можно увидеть архитектуру Западной Европы, прогуляться по безлюдному побережью, полюбоваться готическими соборами и замками, затерянными среди лесов.
Как добраться до Калининградской области
У Калининградской области нет сухопутной границы с Россией, поэтому добраться на автомобиле по дорогам через Литву или Польшу затруднительно, а на пароме по Балтийскому морю — дорого. Рекомендуем пользоваться авиа- и железнодорожным транспортом.
На самолёте. Самый удобный, быстрый и надёжный способ. Рейсы «Аэрофлота», «Победы», «Уральских авиалиний», S7 и «Смартавиа» летают несколько раз в день из Москвы и Санкт-Петербурга. Из Москвы билет в сентябре 2023 года стоил 10 000 рублей в обе стороны, из Санкт-Петербурга — чуть дешевле. Есть билеты с включённым багажом, но его вес ограничен. Если не укладываетесь в разрешённый лимит, почитайте статью «Как летать на самолёте с туристическим рюкзаком». В ней — советы, как упаковать снаряжение, чтобы не платить за перевес. Если и наши рекомендации не помогли, придётся докупать дополнительное багажное место.
На поезде. Дорога займёт больше времени, чем перелёт, но, если есть два дополнительных дня в запасе, можно отдохнуть от работы или учёбы и выспаться. Из Москвы ежедневно отправляется фирменный поезд «Янтарь», в Калининград он прибывает через 20 часов. Из Санкт-Петербурга состав тоже отправляется каждый день, но едет дольше — сутки. Плацкартный билет в сентябре 2023 года стоил 2600 рублей в одну сторону, купейный — вдвое дороже.
Поезд по пути в Калининградскую область и обратно проходит транзитом через Литву. Поэтому нужно либо иметь шенгенскую визу, либо получить
УПД-ЖД
.Запрос отправляется автоматически при покупке билета онлайн на сайте РЖД или в кассах вокзала
Дополнительно надо самостоятельно заполнить форму УПД-ЖД, распечатать и отдать проводнику вагона во время посадки.
Важно
Перед покупкой билета советуем внимательно прочитать правила и требования к оформлению билета и УПД-ЖД. Обращаем внимание, что для поездки в Калининград по железной дороге нужен заграничный паспорт, по внутреннему российскому проехать не получится. Тех, кто летит самолётом или прибывает по морю, это правило не касается, можно лететь по внутреннему паспорту.
Когда идти в поход по Калининградской области
Ходить в походы по Калининградской области можно в любое время года, но оптимальный период для путешествия — со второй половины апреля по конец октября. Морской климат сглаживает колебания температур, поэтому здесь практически не бывает ни сильных морозов, ни сильной жары. Диапазон температур января — от -4 до 0 °C, апреля — от -3 до +13 °C, июля — от +13 до +23 °C, октября — от +5 до +12 °C.
Количество снега зависит от года: бывают как снежные зимы, так и зимы с преимущественно плюсовыми температурами. До последнего момента будет непонятно, что брать: лыжи, снегоступы или резиновые сапоги.
Что брать в поход по Калининградской области
Климат в Калининградской области мягче, чем в средней полосе России, а инфраструктура почти ничем не отличается. Поэтому список снаряжения и одежды для похода рядом с Калининградом стандартный. Добавим только детали.
- Рекомендуем брать малозаметную туристическую палатку, чтобы она не привлекала внимание местных жителей: в нескольких местах на маршрутах её придётся ставить неподалёку от населённых пунктов.
- Лучше, если палатка будет компактной: ровные места большой площади есть не везде.
- В тёплое время года маршруты проходятся в треккинговых кроссовках, для межсезонья и зимы в зависимости от температуры нужны треккинговые ботинки или утеплённая обувь для снегоступов и лыж.
- На маршрутах не обойтись без ёмкостей для воды. Общедоступных колонок и колодцев в сельской местности мало. Поэтому запасы придётся пополнять в основном в магазинах, которые есть не везде. А вот технической воды, чтобы помыть руки и вытереть грязь с ботинок, будет в избытке: большую часть области занимают поля, прорезанные довольно густой сетью оросительных каналов. К сожалению, большая часть из них заилена и покрыта тиной.
Как работает мобильная связь и интернет в Калининградской области
Несмотря на скромные размеры региона, мобильная связь есть не везде. Сигнал ловится на большей части побережья, трассах и в крупных населённых пунктах. В лесу всего в трёх-четырёх километрах от крупного посёлка связь может пропадать. Либо будет голосовая связь, но без интернета. И ещё — здесь практически не бывает «плохого» интернета: либо есть высокоскоростной 4G с уверенным приёмом, либо его нет совсем, в том числе и в населённых пунктах. Поэтому не стоит полагаться на сервисы заказа такси вроде «Яндекс.Такси» или inDrive. Советуем выписать телефоны местных служб такси в ближайших городах, чтобы в экстренном случае можно было вызвать машину даже при отсутствии интернета.
Дороги и тропы в Калининградской области
По сравнению с Центральной Россией здесь довольно мало грунтовых и полевых дорог, преобладают дороги с асфальтовым покрытием. Но бояться их не нужно. Машин по ним ездит немного, а из-за низкого качества покрытия они не могут сильно разгоняться. Кроме того, многие дороги представляют собой тенистые аллеи между старинными деревьями — липами и дубами, высаженными ещё в немецкие времена. По ним приятно идти. В самых неожиданных местах встречается старая брусчатка. Удивительнее всего видеть её в глухом лесу: разбитая тракторная дорога внезапно превращается в путь к средневековому городу.
Натоптанных троп очень мало, так же как и людей с рюкзаками на вокзалах. Видимо, пешему туризму в Калининградской области ещё только предстоит развиваться. С одной стороны, любителям уединения это может показаться заманчивым, а с другой — к значительной части архитектурных памятников в глухих местах придётся подходить напролом, через кусты и колючки.

Как безопасно сходить в поход по Калининградской области
Не заходить в пограничную зону. Вся территория Калининградской области, кроме побережья, окружена пограничной зоной. Она имеет разную ширину: в одних местах это узкая полоса в два-три километра, а где-то — и все двадцать. Находиться в погранзоне без пропуска запрещено, нужно заранее оформить пропуск. На побережье закрыты только северная часть Куршской косы, южная часть Балтийской и небольшой участок берега вокруг Мамонова, в остальных местах вдоль моря можно перемещаться свободно. Все маршруты в статье не проходят по пограничной зоне.
Взять походную аптечку. Юго-западная часть области малонаселённа: в деревнях, обозначенных на карте, может оказаться всего один-два жилых дома, или деревня вообще будет покинутой. Поэтому есть вероятность, что в случае ЧП за помощью обратиться будет не к кому и полагаться придётся в первую очередь на себя. В таких местах следует соблюдать особую осторожность и обязательно иметь с собой походную аптечку.
Осторожно осматривать руины и ветхие здания. Большинство объектов на маршрутах из статьи в плохом состоянии. Стены, перекрытия и крыши могут обрушиться в любой момент. Перед тем как заходить внутрь, советуем внимательно осмотреть здание и оценить, насколько безопасно внутри.

Иметь средства, отпугивающие собак. Большая проблема брошенных деревень — бродячие собаки. Они агрессивно охраняют не только пустующие дома, но и прилегающие территории, которые никак не получится обойти, — например, единственную дорогу к станции. Обычно с ними удаётся «договориться», но на всякий случай стоит иметь с собой перцовый баллончик или светошумовые ракеты. Напоминаем, что провоз и того, и другого в самолёте запрещён, всё это придётся купить на месте.
Маршрут на 2 дня: кирха св. Барбары, усадьба в Привольном и замок Шаакен
Маршрут с самой простой логистикой. Он начинается рядом с аэропортом, проходит мимо остатков готической кирхи со старинной фреской, яблоневого сада, приводит к Куршскому заливу и рыцарскому замку Шаакен. Поход рассчитан на два дня — хороший вариант для выходных.
Трек маршрута мы проложили с помощью сервиса MapMagic
Старт: аэропорт Храброво; финиш: посёлок Жемчужное.
Протяжённость маршрута: 20 километров.
Время в пути: 2 дня.
Нитка маршрута: аэропорт Храброво — кирха св. Барбары — заброшенная усадьба в Привольном — Куршский залив — замок Шаакен — кирха в Жемчужном.
GPS-трек: скачать в формате GPX.
Как добраться к началу маршрута: из Калининграда можно доехать на такси или автобусе № 244Э. Расписание автобусных рейсов есть на сайте аэропорта.
Из аэропорта Калининграда близ посёлка Храброво совершенно необязательно выезжать на такси или автобусе: можно просто взять и пойти пешком, выйдя всего через три километра к одной из красивейших готических кирх Калининградской области. От гостевой стоянки аэропорта направо уходит грунтовая дорога, которая выводит к заброшенным яблоневым садам и теряется в полях. Далее краем поля нужно выйти на шоссе и идти по нему на север, до посёлка Храброво.
Величественные руины слева перед посёлком — это кирха святой Барбары бывшего города Повунден. Здание XIV века стоит и понемногу разрушается. Никакой консервации и реставрации памятника не проводилось, за исключением решёток и новых ворот, которые сейчас просто открываются рукой. Заглянуть внутрь стоит, как минимум чтобы увидеть остатки орнаментальных росписей и чудом сохранившуюся фреску апостола Павла, относящуюся к тому же XIV веку. Возможно, это единственный образец западноевропейской средневековой живописи, сохранившийся на территории современной России.
В Храброве можно докупить продукты и воду, здесь есть несколько магазинов с приличным ассортиментом.
Дальнейший путь лежит в посёлок Привольное, ранее — Gunthenen, где сохранился, пусть и в аварийном состоянии, господский дом некогда богатой усадьбы. Подобраться к нему непросто: тропинок нет. Придётся около сотни метров пробираться через крапиву, колючки и гнилые доски. Здесь можно полюбоваться фасадом с тремя мощными колоннами в окружении яблонь. Внутрь лучше заглядывать с осторожностью: сколько ещё продержатся остатки того, что было крышей, — неизвестно.
Поставить палатку для ночёвки можно на берегу залива близ посёлка Киевское. Побережье густо заросло тростником, и Балтика здесь напоминает скорее заболоченное озеро, чем море. Но найти небольшую уютную площадку, приемлемый подход к воде и даже немного поплавать — вполне возможно. Кстати, вода в этом месте практически пресная.
Пройдя через Киевское, выходим в Некрасово, где расположен один из самых сохранившихся рыцарских замков области — Шаакен. Замок основан рыцарями Тевтонского ордена в 1270 году и, судя по внешнему виду, с тех пор неоднократно перестраивался. Он частично отреставрирован, внутри размещена небольшая музейная экспозиция, проходят выставки и исторические реконструкции. Замок работает ежедневно, кроме понедельника, с 10:00 до 18:00.
Завершается маршрут на автобусной остановке «Жемчужное», откуда можно уехать в Калининград на автобусе № 145. Время выброски следует планировать заранее. Автобус ходит три раза в день: в 9:24, 15:57 и 16:15. «Яндекс Go» номинально работает, но вызвать машину удаётся не всегда.
Если до автобуса ещё осталось время, стоит заглянуть на южную окраину посёлка Жемчужное, где среди заросшего старого кладбища находится то, что осталось от кирхи Шаакена, построенной в 1320 году. От неё мало что уцелело, но место атмосферное.
Маршрут на 4 дня: больница Алленберг, замок Таплакен, башня Бисмарка и верховое болото
Маршрут с интересными объектами архитектуры: известной больницей Алленберг, старинными замками и небольшим музеем под открытым небом.
Трек маршрута на карте мы проложили с помощью сервиса MapMagic
Старт: посёлок Знаменск; финиш: город Черняховск.
Протяжённость маршрута: 70 километров.
Время в пути: 4 дня.
Нитка маршрута: ж/д станция Знаменск — заброшенная психиатрическая больница Алленберг — кирха св. Якоба — кирха в Куйбышевском (бывший Петерсдорф) — замок Таплакен — выставка жерновов в Глушкове — остатки замка в Междуречье — замок Заалау — верховое болото — немецкий конезавод Цвион в Доваторовке — башня Бисмарка — замок Георгенбург — город Черняховск.
Как добраться к началу маршрута: на электричке с Южного вокзала, автобусах № 156, 536.
GPS-трек: скачать в формате GPX.
Маршрут начинается на железнодорожной станции Знаменск. Сюда удобно приехать единственной вечерней электричкой с вокзала Калининград-Южный (18:23–19:14) и, пройдя три километра до родника, сразу встать на ночёвку, чтобы с утра двинуться в путь.
Провинциальная психиатрическая больница Алленберг — одна из самых внушительных «заброшек» Калининградской области. Построена она сравнительно недавно — всего лишь в середине XIX века, но под влиянием готического стиля, поэтому выглядит более антуражно, чем иные средневековые замки. Само же слово «Алленберг» было когда-то нарицательным: сказать немцу «он из Алленберга» — всё равно, что сказать русскому «он из Кащенко».
Незадолго до Великой Отечественной войны больница была закрыта, а в советское время в ней располагалась военная часть. Сегодня здесь не осталось ничего, кроме стен, на которых можно встретить следы двух эпох — от остатков шёлковых обоев и потолочных росписей до советских агитационных плакатов.
Важно
Больница Алленберг закрыта для свободного посещения. Предупреждаем, что есть риск получить административный штраф за несанкционированный проход на территорию.
В посёлке Знаменск сохранилось довольно много довоенной архитектуры, но самое впечатляющее строение — мощная кирха святого Якоба второй половины XIV века. Внутренние интерьеры не уцелели, однако снаружи она сохранилась на удивление хорошо. Сейчас доступ внутрь закрыт, двор с готической аркадой можно осмотреть через решётку.
Значительно меньше повезло кирхе Петерсдорфа, сейчас это посёлок Куйбышевское, примерно в пяти километрах от Знаменска. Всё, что от неё осталось, — квадратная башня с мощными контрфорсами, вертикальными выступами для усиления стен, часть фасада и груды камней между ними. А место вокруг заросло настолько, что подобраться, чтобы сделать более-менее цельный кадр, довольно затруднительно. Но и то, что осталось, впечатляет.
Из Куйбышевского дорога идёт к замку Таплакен 1336 года постройки, который уверенно претендует на то, чтобы стать самым старым в России жилым домом. Дело в том, что единственный сохранившийся флигель замка превращён в многоквартирный жилой дом, во дворе сушится бельё и лежит разнообразная хозяйственная утварь.
За замком, на излучине реки Преголи, удобно встать на ночёвку. Здесь есть ровные полянки и удобные спуски к воде, а вода в реке чистая и прозрачная.
Далее путь лежит в посёлок Глушково, где местные жители обустроили импровизированный музей старинных жерновов под открытым небом. Здесь же находятся руины старых хозяйственных построек и выставлена различная утварь. Вход свободный, а рядом работает небольшой магазин с минимальным ассортиментом, не обозначенный на картах.
В посёлке Междуречье сохранились руины замка и кирхи Норкиттен — правда, от них не так много осталось. Но заглянуть в посёлок всё же стоит, чтобы пополнить запасы продуктов: выбор здесь большой, а дальше магазины будут редки. Хорошее место для стоянки — на противоположном берегу реки Преголи, в районе живописного холма, покрытого редкими соснами. Кстати, это чуть ли не единственное место в области, где встречается «официальное» место стоянки, со столом и кострищем. Но на нём много мусора — битого стекла и консервных банок, поэтому советуем отойти и встать на поляне под соснами.
Среди небольшого зелёного массива на окраине посёлка Каменское возвышается неплохо сохранившийся замок Заалау 1352 года постройки. Живописные руины, поросшие молодыми деревцами, сейчас не охраняются и не используются, рядом есть информационный щит с рассказом об истории замка.
Если двигаться через лесной массив по старинной булыжной дороге из Каменского в Гремячье, примерно на полпути встретится прекрасное место для стоянки — окружённое светлым сосновым лесом верховое болото с небольшим озером в центре. Места здесь глухие, а к болоту не ведёт никаких набитых троп — придётся сворачивать с дороги и идти через светлый и легко проходимый сосновый лес. Впрочем, оно того стоит: пейзажи великолепные, а площадок для лагеря любого размера — в избытке.
По пути будут руины кирхи в Гремячьем. Они не слишком интересны, к тому же сравнительно новые (XIX век). Но заглянуть сюда можно. Ворота открыты, однако никаких впечатляющих деталей интерьера не сохранилось, а солома с навозом на полу и характерный запах говорят о том, что ещё совсем недавно здесь был скотный двор. В целом кирха производит наиболее удручающее впечатление среди памятников архитектуры Калининградской области.
Зато немецкий конезавод Цвион на окраине посёлка Доваторовка определённо достоин посещения. Внешне он интереснее многих замков и, построенный в середине XIX века, на пике подъёма интереса к готике, архитектурно напоминает скорее мощную крепость. Часть сооружений продолжает использоваться по прямому назначению: здесь разводят породистых лошадей. Однако большая часть корпусов пребывает в запустении. Если спросить разрешения, можно заглянуть внутрь.
На окраине посёлка Маёвка, почти в черте города Черняховска, возвышается сложенная из валунов одинокая сторожевая башня. Издали кажется, что она относится к раннему Средневековью, но это не так. Башня была поставлена в 1913 году в память о канцлере Германии Отто фон Бисмарке. Изнутри хорошо видно, что валуны лишь декорация, а все несущие конструкции выполнены из железобетона, который, кстати, разрушился настолько, что заходить следует с большой осторожностью. По факту памятник начала XX века пребывает в аварийном состоянии и выглядит намного хуже, чем иные замки XIV века.
Завершается маршрут на окраине города Черняховска, у замка Георгенбург. Замок прекрасно сохранился и очень внушительно выглядит с воды, с моста через реку Инструч. Внутри в настоящее время активно ведутся реставрационные работы, так что попасть на территорию затруднительно.
Из Черняховска, бывшего Инстербурга, в Калининград можно доехать на пригородном поезде или автобусе. Если есть свободное время, рекомендуем остановиться здесь хотя бы на одну ночь, чтобы погулять по этому прекрасно сохранившемуся городу, посмотреть руины замка Инстербург, виллу Брандеса, костёл святого Бруно и виллу Чибулински.
Маршрут на 5 дней: Вальбургская роща, замок Бранденбург и полуостров Бальга
Большая часть маршрута проходит вдоль живописного и малопосещаемого побережья Калининградского залива. Если предыдущий маршрут был интересен в первую очередь архитектурными достопримечательностями, то здесь главное — природа Балтики. Море, песок, сосны и янтарь на пляжах — именно так и принято представлять себе Калининградскую область. Впрочем, некоторое количество архитектурных шедевров тоже встретится.
Старт: посёлок Нивенское, станция Владимиров; финиш:: станция Знаменка-Новая.
Протяжённость маршрута: 67 километров.
Время в пути: 4–5 дней.
Нитка маршрута: ж/д станция Владимиров — кирха св. Катарины — руины кирхи в пос. Яблоневка — Вальбургская роща — пос. Прибрежный — замок Бранденбург — полуостров Бальга — замок Бальга — ж/д станция Знаменка-Новая.
Как добраться к началу маршрута: на электричке с Южного вокзала.
GPS-трек: скачать в формате GPX.
Трек маршрута на карте мы проложили с помощью сервиса MapMagic
От станции Владимиров асфальтовая дорога ведёт к мосту через реку Прохладную, где находится главная архитектурная «изюминка» маршрута — кирха святой Катарины в бывшем городе Тарау. Это внушительное готическое строение в середине 2000-х годов начали реставрировать, причём весьма успешно и со знанием дела: отремонтировали и укрепили стену, положили новую красивую черепицу. Но потом реставрационные работы по непонятным причинам свернули, а архитектурный шедевр продолжил разрушаться. Дошло до того, что вандалы стали использовать чудом сохранившуюся статую святой на фронтоне, чтобы цеплять за неё верёвку и лазать по стенам. А когда голова статуи предсказуемо отвалилась, вандалы водрузили на её место череп, найденный в церковных подвалах. Сейчас внутрь попасть невозможно: на окнах и воротах появились мощные решётки, а все дыры в стенах тщательно заделаны. Однако через решётку можно полюбоваться неплохо сохранившимися интерьерами кирхи и средневековыми резными надгробиями.
Дальнейший путь проходит полевыми дорогами вдоль живописного берега реки Прохладной. Прекрасные и совершенно безлюдные места для стоянки можно найти у посёлка Майское за небольшой плотиной. Вода в реке чистая и прозрачная, вполне пригодна для питья после кипячения или фильтрации. А заметный издалека высокий холм — прекрасное место для любования окрестностями и для встречи рассвета.
Следующие десять километров пути придётся идти по населённой местности. Сначала нужно пройти через действующий песчаный карьер. Рабочие не против прохода по территории, но предупреждают о собаках у КПП на выходе. Чтобы не провоцировать собак, КПП лучше всего обойти слева по полю и выйти на дорогу, сделав небольшой крюк. А дальше придётся собрать волю в кулак и прошагать девять километров вдоль трассы, уворачиваясь от бесконечных, гружённых песком самосвалов.
Небольшую передышку можно устроить, зайдя в посёлок Яблоневка, бывший Лихтенхаген. Руины кирхи XIV века сохранили элементы декора и остатки росписей, однако сильно заросли и почти не привлекают местных жителей, поэтому кирха — лучшее место для привала.
Снова насладиться тишиной и спокойствием можно будет, только зайдя в Вальбургскую рощу на южной окраине посёлка Прибрежного.
Прибрежный — лучшее место, чтобы закупиться продуктами и водой на ближайшие 2–3 дня. Дальше — незаселённые места. Небольшая песчаная коса западнее Прибрежного и примыкающий к ней сосновый лес — самое удачное место для стоянки.
Весь дальнейший путь проходит вдоль Калининградского залива. Там, где река Прохладная впадает в залив, расположены остатки знаменитого замка Бранденбург. Несмотря на удручающее состояние руин, здесь находится музей с платным входом. Билет стоит 300 рублей. Туристам предлагают уроки верховой езды, стрельбу из лука да так называемый музей казней и пыток в единственном сохранившемся подвале. Самое интересное, пожалуй, внушительная коллекция старинной сельскохозяйственной техники, выставленная на улице у стен замка.
Значительно любопытнее полуразрушенная готическая кирха вблизи замка (XIV–XVII века). Она сохранила не только внешние формы, но и элементы декора — белокаменный резной герб на башне и часы.
Остановиться на ночлег можно на лесном озере, не доходя до посёлка Береговое. Лес здесь чистый, а осенью много грибов. Само озеро сильно заболочено, а подобраться к воде можно только по хлипким мосткам, оставленным рыбаками. В Береговом обязательно нужно пополнить запасы воды и продуктов, если они на исходе: до конца маршрута цивилизации не будет.
За посёлком Тропинино дорога вдоль Калининградского залива заканчивается, а побережье представляет собой болото, заросшее тростником выше человеческого роста. Все тропинки теряются в кустах. Поэтому лучший способ продолжить путь — выйти на железную дорогу и пройти по ней два-три километра до станции Приморское-Новое, откуда грунтовая дорога уходит на полуостров Бальга. Поезда ходят очень редко, поэтому пройти вдоль железной дороги можно безопасно.
Полуостров Бальга чётко разделён на две части. Восточная — низинная и заболоченная, и единственный путь здесь — по той же грунтовой дороге. Зато примерно с середины полуострова рельеф меняется: появляются роскошные песчаные и каменистые пляжи, высокие обрывы и прекрасные виды во все стороны. Здесь имеет смысл сойти с дороги и продолжить остаток пути по полуострову Бальга по галечному пляжу.
Именно на этом побережье стоит задержаться подольше. Людей здесь практически нет, как и удобных спусков: крапива и колючки на подходах надёжно защищают полуостров от любителей пляжного отдыха. Зато в изобилии плавают лебеди, а по берегу валяется янтарная крошка. Если повезёт, можно найти крупные камушки.
Западная точка полуострова — замок Бальга. Сейчас из него делают музей, но дело идёт туго: пока только расставили по территории несколько информационных щитов об истории замка и Тевтонского ордена да посадили на входе сторожа. Вход стоит 200 рублей, но сторож билетов не продаёт, а приобрести их можно исключительно по QR-коду на входном стенде, но сотовой связи здесь практически нет. Сторож относится с пониманием, пускает на территорию и подсказывает, на какую горку забраться, чтобы поймать интернет и оплатить билеты.
Завершается маршрут на станции Знаменка-Новая. Электрички до Калининграда ходят редко: в 6:38 и 19:55 по рабочим дням, в 16:20 ежедневно, кроме вторника. Сам посёлок Знаменка фактически заброшен и населён в основном собаками, охраняющими покинутые жителями дома. Ни о магазинах, ни об источниках питьевой воды нет и речи, а полное отсутствие мобильной связи в ближайших окрестностях делает затруднительной экстренную эвакуацию. Продолжить маршрут до более оживлённого Мамонова тоже плохой вариант, так как оно расположено на границе с Польшей и входит в погранзону. Впрочем, поезда ходят редко, но строго по расписанию. Так что единственное, что нужно для успешной выброски, — это проверить его актуальность и рассчитать количество еды и воды.
Простые походы рядом с крупными городами — отличный способ узнавать новые регионы страны. Собрали идеи и маршруты для новых путешествий:
- в Подмосковье: по водопадам и скалам;
- рядом с Санкт-Петербургом: тропа Хо Ши Мина, маяк и Финский залив;
- вблизи Уфы: Инзерские Зубчатки, природный парк «Иремель» и национальный парк «Башкирия»;
- недалеко от Челябинска: нацпарк «Таганай», Зюраткуль, Аракульские Шиханы;
- в окрестностях Красноярска: Красноярские Столбы, Дивногорская видовка, Урманская петля.