Жизнь делится на две части — до первого восхождения и потом. Потом хочется ещё и ещё подниматься на новые вершины и устанавливать новые личные рекорды высоты.
У многих первые вершины — это Эльбрус и Казбек на Кавказе, Монблан в Альпах, Килиманджаро в Танзании и популярные шеститысячники Непала — Айленд-пик и Мера-пик. И если регулярно ходишь в горы, то узнаёшь о новых возможностях своего организма, понимаешь, что можешь спать и есть на высоте выше пяти тысяч. Высота манит и встаёт вопрос: а что там дальше? В первую очередь, одолевает любопытство: хочется посмотреть, как оно там, выше семи? Ведь многие могут, смогу ли я? Смогу ли я попасть в другой мир, в мир больших гор?
И вот решено сходить на пик Ленина — высшую точку Памиро-Алайского хребта в Кыргызстане высотой 7134 м. Это самое подходящее место для ответов на такие вопросы и прекрасная подготовка к восхождению на Пумори.
Подготовка
Нас двое: я, автор этих строк, и мой коллега Юрий Безуглый. Из Москвы в киргизский город Ош есть прямой рейс. Билеты купили заранее и дёшево — в январе на июль. За предстоящие полгода ожидания нужно было сходить в горы высотой хотя бы выше 5000 м, дабы организм жителя равнины вспомнил, что такое разреженный воздух и низкое давление, и приобрести альпинистское снаряжение для высотного восхождения.
Юра в десятый раз сходил на Эльбрус с востока, а я в очередной раз на Килиманджаро. Из снаряги пришлось купить высотные ботинки и тёплый пуховый спальник, остальное у нас было накоплено за многие годы активных путешествий.

В Ош мы прилетели рано утром, в этот же день в три часа дня были в базовом лагере Ачик-Таш, а на вершине через 11 дней. Это очень быстро.
Восхождение на пик Ленина с полным пакетом услуг — от встречи до проводов в аэропорту — сегодня предлагает много компаний. Мы воспользовались так называемым «малым пакетом». Он стоил 240 евро и включал трансфер Ош — Ачик-Таш — Ош, право пользоваться территориями базового лагеря и первого высотного лагеря (туалет, умывальник, электричество), оформление документов для нахождения в погранзоне и возможность общаться с базовым лагерем по выданной рации.
Сублимированные продукты брали с собой из Москвы. В юрте-столовой базового лагеря можно было попить чай за 3 доллара: тебе дают термос, чай, кофе или какао на выбор, кучу сладостей. Здесь есть спутниковый Wi-Fi, по 5 долларов за полчаса.
В Ачик-Таше мы ночевали в стационарных палатках-полубочках — по размеру это почти комнаты, внутри можно стоять в полный рост. Ночёвка обычно стоит 5 долларов с человека. Если есть возможность, то жить лучше с комфортом.
Для восхождения мы брали две маленькие альпинистские штурмовые палатки. Идея была в том, чтобы в первый раз сходить акклиматизационный выход с одной палаткой, переночевать в ней на 5300 в первом лагере, дальше с ней же подняться в штурмовой лагерь на 6100, переночевать и сразу спуститься на 4400 для отдыха, а палатку оставить наверху. Во второй выход мы взяли вторую палатку и пошли ночевать на 5300. Получается, что у нас есть две установленные палатки: на 6100 и на 5300, а в первом лагере мы могли ночевать в стационарной палатке. Такое положение вещей давало нам возможность перемещаться между лагерями налегке (в палатках мы оставили сублиматы и газ). Если бы погода заставила спуститься из штурмового лагеря вниз, то у нас наверху уже всё было бы готово к ночлегу.
Акклиматизация
На следующий день после приезда мы сходили размять ноги на пик Петровского для акклиматизации. Оттуда с высоты 4200 м открывается потрясающий вид на Алайскую долину — это межгорная впадина, по которой течёт река Кызылсу, а две тысячи лет назад здесь проходил один из участков Великого Шёлкового пути.
Акклиматизация проходила прекрасно, а погода была нестабильна: сам пик мы часто не видели за облаками.
На третий день выдвинулись в первый высотный лагерь на 4400 м. Из базового лагеря туда каждый день отправляются вьючные лошади. Можно часть вещей донести самостоятельно, часть отправить на лошадях по два евро за кило.
Каждый год туристический поток увеличивается, и уже можно воспользоваться внедорожным транспортом. Довезти предлагают до всем известной в этих местах Луковой поляны: это сокращает время треккинга к первому лагерю всего на час. Здесь в изобилии растёт дикий лук. Молодые побеги без цветков мы с удовольствием использовали в пищу, что сильно удивляло нашего нового товарища из Нью-Йорка, приехавшего с нами на одной машине из Оша.
Путь в первый лагерь проходит через перевал Путешественников (4125 м). Местами тропа проходит по крутым склонам с обрывами, которые во время дождя становятся опасными и скользкими. На наших глазах одна лошадь с конюхом сорвалась с тропы. Наездник успел выскочить из седла, а лошадь смогла задержаться на сыпучем грунте и вылезти с крутого склона, всё кончилось хорошо. Мой совет — проследите, чтобы треккинговая обувь у вас была с агрессивным и цепким протектором.
За перевалом тропа идёт вдоль ледника, и вскоре открывается северная стена пика Ленина. В этот день надо хорошо защищать открытые участки кожи от ультрафиолета — получить солнечный ожог на такой высоте можно за полчаса. Дальше с набором высоты излучение становится очень опасным. При подъёме в третий лагерь мы встретили человека с ожогом роговицы, так называемой «снежной слепотой»: он ничего не видел и спускаться ему помогали другие альпинисты.
Примерно на высоте 4400 м расположены передовые базовые лагеря ABC (Advance Base Camp) разных компаний, они установлены на моренной гряде около ледника. Так же, как и в базовом лагере, здесь стационарные палатки-полубочки, есть столовые, горячий душ, туалет и спутниковый интернет. Из лагеря № 1 начинается само восхождение на пик Ленина.
Из первого лагеря мы сделали акклиматизационный выход на пик Юхина, 5100 м. Некоторые поднимаются сюда, чтобы переночевать и акклиматизироваться перед более экстремальными ночёвками.
После спуска с пика Юхина мы начали сборы к первому выходу на пик Раздельная. Часть вещей оставили, пораньше легли спать и были готовы выйти на маршрут в три часа ночи в лагерь № 2 на 5300 м. Нам предстоял непростой переход через ледник с большим количеством трещин. Прогноз обещал несколько дней стабильной погоды, и на гору вышли много групп.
Переход был очень изнурительным — пробки, очереди перед лестницей через трещину. Все стараются пройти до полудня, чтобы избежать дневного пекла на знаменитой «сковородке» — это место на леднике, где солнечные лучи отражаются от склонов и, несмотря на высоту и снег, жара стоит как будто подогреваешься на сковородке. По одной тропе параллельно пытались идти несколько связок, что приводило к запутыванию верёвок и слегка напряжённой обстановке.
К обеду мы дошли до лагеря № 2 на 5300 м. Выбрать место оказалось непросто — все ровные площадки были заняты. Коммерческие группы не несут с собой палатки, а пользуются теми, что для них в начале сезона ставят гиды. Мы свою палатку поставили выше всех, и сразу же с горы скатился камень, размером с кирпич, ударив в борт палатки. Это не самый уютный лагерь — проблемы и с местами, с туалетом, и с безопасностью.
Многие группы встают очень рано и выходят на маршрут в семь утра. До полудня снег не раскисает под лучами солнца, по твёрдой тропе легче идти. Мы же хорошо выспались, позавтракали и, собрав палатку, вышли к третьему лагерю около пика Раздельная на 6100 м — отсюда выходят на штурм вершины.
Путь на Раздельную представляет собой чередование крутых продолжительных подъёмов с участками выполаживания. Тут важны терпение и неторопливость, высоту надо набирать не спеша и без насилия над организмом. Последний подъём к лагерю на 6100 м выглядит очень крутым, но потихонечку и за пару часов по набитой тропе, и он проходится.
Погода была хорошая, лишь иногда видимость ухудшалась из-за низкой облачности, мы шли, периодически останавливаясь на чаепитие, аппетит был отменный. Высота, конечно, чувствовалась, но без неприятных ощущений.
Лагерь № 3 находится на небольшом возвышении под пиком Раздельная, с него на север открывается вид на Алайскую долину, а на юге видно весь Памир.
Здесь место, открытое всем ветрам — всё хорошо продувается, и мы выкопали небольшой окоп под нашу однослойную мембранную штурмовую палатку The North Face Assault. Используя все оттяжки, тщательно закрепили палатку на снегу (мы собирались оставить её здесь с необходимым набором вещей и продуктов для решающего штурма вершины) и в дополнение к оттяжкам через верх перекинули верёвку, обмотав дуги в месте их перекрещивания.
Ни я, ни Юра ни разу не ночевали выше шести тысяч метров, но, видимо, сказалась усталость за все предыдущие дни, и мы крепко спали всю ночь. Утром собрались и спустились отдыхать в первый лагерь на 4400 м. Чтобы хорошо выспаться и подготовиться к финальному подъёму, заселились в большую стационарную палатку-полубочку. Целый день ничего не делали: пили чай, читали книги. Отдохнули два дня и пошли уже на штурм, взяв вторую палатку для второго лагеря на 5300 м.
Восхождение
В 2018 году из-за необычайно тёплого лета на леднике открылись огромные трещины. Гидам пришлось перекидывать лестницы через трещины и постоянно их перезакреплять из-за движения льда. Через ледник Ленина мы проходили 4 раза (2 раза вверх и 2 раза вниз).
Подъём во второй лагерь прошёл намного быстрее, чем в первый раз. По пути встречались группы, которые спускались вниз после удачного восхождения — это придавало сил и уверенности в успехе. В лагере на 5300 мы не были всего четыре дня, а обстановка сильно изменилась — снежные уступы, где было удобно поставить палатку, бесследно растаяли. Мы подождали, пока соберёт свой лагерь другая двойка альпинистов: ребята закончили акклиматизацию и пошли вниз отдыхать, а мы поставили свою вторую палатку MSR Access.
Переночевав на 5300, выдвинулись вверх налегке — палатка, газ, горелка и продукты были заброшены в лагерь № 3 пять дней назад. Вот как выглядит подъём на Раздельную:
Подъём в штурмовой лагерь № 3 на 6100 м
В первую ночь в штурмовом лагере был сильный ветер, который стих только к шести утра. Для выхода было поздно, и мы решили не рисковать, а подождать, пока погода улучшится. Днём погода была ясная и маловетреная, мы гуляли, ели, пили чай и отдыхали. Будильник поставили на два часа ночи, в три вышли. В темноте, на склоне уже горели точки фонарей — несколько человек вышли на полчаса раньше. Почему-то нет ярких воспоминаний, ощущение, что всё это было как во сне. Наверное, от недостатка кислорода мозг работает не так хорошо, как внизу, запоминаешь не все детали. К тому же, в ночь перед восхождением мы практически не спали — слушали порывы ветра и ждали сигнала будильника к старту. Ну и в голове столько мыслей и волнений: всё время думаешь, не забыл ли что-то взять.
Ночь, холод, высота 6100. Чтобы начать подъём на сам пик Ленина, нужно сначала спуститься с Раздельной на 100 метров вниз. Когда шёл в темноте, много думал о рассвете, крутил в голове воображаемый глобус, представлял, как солнце поднимается из китайской пустыни Такла-Макан, думал, что скоро увижу Музтаг-Ату (7546 м) — до неё 230 км по прямой. Представляете, можно увидеть невооружённым взглядом объект за 230 км! Это доступно только космонавтам, лётчикам и высотным альпинистам.
Ещё мне было интересно посмотреть, какие вершины озаряются лучами солнца первыми. Рассветные лучи озаряют Памир, и первое свечение видно над самыми высокими вершинами — пиками Коммунизма и Корженевской. Их видно с пика Ленина, начиная с 6500 м — когда идёшь к вершине, они за спиной.
Выше 7000 метров небо очень необычное. Рассвета с такими красками я не видел ещё никогда. Потрясающие розово-фиолетовые градиенты, а днём небо темно-синего цвета, фотографией не передашь всего. Необычные краски объясняются разреженным воздухом, ведь выше 7000 метров атмосферное давление составляет лишь 40 процентов от давления на уровне моря.
22 июля у нашего коллеги и одного из участников экспедиции на Пумори Алексея Киреенко был день рождения, и в день нашего восхождения он был как раз на пути к пику Коммунизма (позже он на него поднялся и стал «Снежным барсом»).
На восхождении много времени потратили на так называемом «ноже» — это крутой участок на 6700 м, там уклон градусов 60 и провешена перильная верёвка, преодоление этого крутяка происходит медленно. На спуске повторилась такая же ситуация: мы долго ждали своей очереди, потому что перед нами была группа и каждого туриста спускал гид.
«Пробка» на «ноже»
Всё происходит на большой высоте, идёшь долго, час за часом, ощущается нереальность происходящего. В голове не остаётся ясной картинки с чёткими воспоминаниями каждого момента. Всё как бы слеплено в одно впечатление — наверное, это из-за недостатка кислорода. Помню, начал встречать людей, которые уже идут обратно с вершины, значит, осталось немного. Но пик Ленина — это такая гора, где нужно долго идти к вершине на высоте выше семи километров. Кажется, что вот та горка — это уже и есть вершина, но нет, поднимаешься и видишь, что ещё далеко. И так несколько раз.
Помню, ноги тяжело и медленно переставлялись, шёл просто по следам. На тропе кто-то оставил рюкзаки: ребята решили добраться до вершины налегке, значит, осталось чуть-чуть. В какой-то момент я увидел, куда шёл, увидел высоту 7134 м, но второе дыхание не открылось. Вершина.
Юра уже здесь, на камнях и во льду цветные рваные флаги со всех уголков мира, несколько вымпелов и вот он, бюст товарища Ленина — привет, Владимир Ильич. Мощный выброс дофамина отодвигает усталость, холод и все пережитые трудности на второй план, обнимаемся, в мозгу взрыв эмоций, а в глазах слёзы. На вершине вместе с нами ещё человек восемь, фотографируемся. Нас вместе с флагом фотографирует шерпа из Непала, он гид и сюда привёл клиента.
Спуск занял около 6 часов. В одном месте открылся шикарный вид, я смог сделать панорамный снимок, на котором видно весь маршрут восхождения. Дома подписал ключевые точки нашего путешествия.
После обеда погода стала портиться, начала садиться облачность, и в некоторые моменты пришлось доставать навигатор.
Меня удивило, что весь маршрут восхождения на пик Ленина есть в приложении maps.me — причём даже с обозначением лагерей. Я это приложение раньше использовал, чтобы отмечать грибные места, а тут, оказывается, даже такой маршрут есть.
В третьем лагере сил хватило только на то, чтобы растопить воды и сделать чай, на ужин шоколад и спать. На следующий день мы спустились в лагерь № 1 на 4400 м, заказали ужин с пивом. Тут уже была возможность воспользоваться спутниковым интернетом, позвонить домой и, конечно, запостить фотку в инстаграм. Вечером следующего дня мы уже были в Оше.
У нас получилась очень компактная поездка — 11 июля мы вылетели из Москвы, 22 июля стояли на вершине, а 25 июля вернулись домой.