0

Палатка над пропастью, выходить на самостраховке. Что такое горная «шестёрка»

, обновлено 18.05.2021
Что такое поход высшей категории сложности и может ли пройти его человек, который никогда не занимался горным туризмом? Оператор контакт-центра «Спорт-Марафон» Алексей Серов сходил в горную «шестёрку» и рассказывает, чего в таких походах больше, экстрима или кайфа.

Как выглядит высшая категория

На перевал мы вылезли уже затемно. Внизу осталась ледовая стена высотой полкилометра, с другой стороны — такая же по высоте скальная стенка. На перевале площадка размером метр на два, всё остальное — острый скальный гребень. Ночевать можно только на этой крохотной площадке. Мы протянули через палатку верёвку, пристраховали к скале, к верёвке пристегнулись сами. Полпалатки висело над пропастью. Как-то примостили в тамбуре горелку и приготовили ужин. И в таком полувисячем положении получилось даже поспать…
Это был первопроход перевала Искандер Центральный категории 3Б, высшей категории трудности. Никто не ходил этот перевал до нас, нет описаний маршрута, возможных стоянок, ничего нет. Максимум, что можно узнать заранее — посмотреть спутниковые снимки в Google Earth. Они дают общую картину, но без деталей. Вряд ли получится понять, есть ли на этой сплошной стене хотя бы маленькая полочка, где можно отдохнуть, или же придётся непрерывно лезть — об этом чаще всего узнаёшь уже на месте.
Из таких перевалов складывается горная «шестёрка», поход высшей категории сложности. Первопроходы — не обязательное условие, но для опытных туристов это самое интересное. А обязательные условия диктуют правила спортивных маршрутов: минимум 20 дней, 160 километров и семь перевалов категорий от 2А до 3Б. Для сравнения, горная «единичка», начальный уровень походов, предполагает шесть дней, 100 километров и два перевала категории 1А.
О перевалах первой категории говорят, что они «идутся ногами», их легко пройти пешком за несколько часов. Чем выше категория, тем больше времени и специального снаряжения нужно для прохождения. На перевалах второй и третьей категории приходится спускаться по верёвке, подниматься по ледовым стенам или скалам. Разница в сложности между ними очень большая: перевалы 2А и 2Б проходятся за один день, а 3А или 3Б можно идти 3-4 дня.
Горные «шестёрки» бывают технические и высотные. Например, команды Сергея Романенкова и Дениса Осина ходят высотные «шестёрки», у них в походе запросто может быть пара семитысячников. В этом году в рамках похода они поднялись на Хан-Тенгри, пик Победы, Коммунизма и Корженевской. Технические же маршруты проходят на более низких высотах, но перевалы сами по себе сложные и требуют долгой технической работы.
Как раз такую техническую горную «шестёрку» мы прошли летом с турклубом МГУ. Это было в Киргизии, в районе Памиро-Алая, который считается Меккой технического альпинизма. Среди туристов он не настолько популярен, но интересен любителям сложных маршрутов и первопроходов. Например, руководителю нашей группы, Илье Михалёву, матёрому туристу и альпинисту, «снежному барсу» с опытом семитысячников. Он хорошо знает этот район, уже ходил там первопроходы и намечал следующие. В этом 30-дневном походе он запланировал продолжить освоение района Аксу-Урям-Ашат и пройти ещё непройденные перевалы.
Первым первопроходом был перевал категории 3Б* в районе массива Парус. «Звезда» в классификации перевала означает, что при определённых условиях его сложность может повышаться на полкатегории. Учитывая, что 3Б — и так высшая категория трудности, «звезда» показывает, что сложность перевала может стать неограниченной.
Сам массив огромный — километровые скальные стены, уходящие в разные ущелья. И в нём ледовый перевал высотой 4750 метров, который очень логично ведёт из одной долины в другую. Со стороны он смотрелся как бесконечная ледовая стена — выглядит довольно страшно.
Перевальный склон пер. Парус Ашатский (3Б, 4750 м)
Перевальный склон пер. Парус Ашатский (3Б, 4750 м)
Этот перевал мы шли три дня. Первый день обрабатывали склон: провешивали верёвки и готовили страховочные перила для того, чтобы на следующий день подниматься по этой стене уже с рюкзаками. Лезть сразу с рюкзаками по такой стене физически невозможно. Это долго, всю стену за день не пройдёшь, хорошо если есть где переночевать по пути — а если негде? На второй день вылезли наверх, заночевали на перевале — там была хорошая площадка на две палатки. На следующий день спустились в цирк к основанию перевала, провесили больше десяти 60-метровых верёвок по отвесной стене. Там поставили лагерь и заночевали, а весь следующий день спускались в долину.
Можно сказать, что такие перевалы — это в какой-то степени альпинизм, только с рюкзаком. Потому что целый день проводишь на стене, используешь практически весь арсенал альпинистского снаряжения: ледобуры, френды, скальные крючья, молоток, ледовый инструмент. При этом за спиной рюкзак весом 20-25 килограмм.
В альпинизме первый лезет без рюкзака, а второй берёт всё снаряжение в один рюкзак. Это позволяет не возвращаться за рюкзаком и быстро работать в двойке. Но у альпинистов рюкзаки лёгкие, потому что лагерь рядом, гора работается из лагеря в лагерь и по возможности без ночёвок. А горным туристам приходится нести всё бивачное снаряжение и запас еды на неделю или больше. Поэтому лидер обычно работает на простых участках с рюкзаком, на сложных — без рюкзака. Это значит, за его рюкзаком кому-то приходится возвращаться. Я однажды попытался вылезти с двумя рюкзаками по провешенным перилам — это нереально. Подумал, что сэкономлю время, а прошёл метров 10 — ну просто ад. Пришлось повесить второй рюкзак на промежуточную точку и потом вернуться за ним. Когда возвращаться надоело, мы попробовали другую тактику — вытягивать рюкзак по ледовой стене через станцию. В общем, всё происходит немного медленнее, чем в альпинизме. Зато у нас с собой всегда есть бивак, продукты, газ. В случае непогоды или каких-то других экстремальных ситуаций всегда можно поставить лагерь и пересидеть. Если найдёшь место, конечно…

В чём экстрим и в чём кайф

Горный туризм считается максимально сложным по трудозатратам среди всех видов туризма. Нужно преодолевать сложный рельеф с тяжёлым рюкзаком. Но какого-то явного экстрима я не почувствовал. К примеру, мы всё время ночевали в палатке в достаточно комфортных условиях, всегда была еда и горячий чай вечером, всегда нормально спали. «Холодных ночёвок» не ловили, серьёзных травм не было. Камни летали, но, к счастью, никого не задели. Всё было нормально.
Несколько раз накрывала плохая погода. Когда мы лезли первый перевал Парус, налетела туча, посыпался снег, со стены начали сходить микролавинки. А там был бергшрунд — огромная трещина между крутым снежно-ледовым склоном и более пологой частью ледника. Внутри неё так просторно, что можно стоять в полный рост. И мы там переждали непогоду, успели попить чай, подкрепиться. Со вторым перевалом получилось симметрично: ледник, посередине бергшрунд, снова приходит какая-то туча, гроза, по стене снова лавинки, приходится откапывать себя и снаряжение. Эта непогода затянулась, пришлось вылезать и идти дальше при плохой видимости.
Привал в бергшрунде
Привал в бергшрунде
Ещё один случай был, когда мы поднимались на перевал и пошёл мокрый липкий снег. Мы работали впятером — первый лезет без рюкзака, второй его страхует и провешивает перила, остальные идут следом на жумарах и подтаскивают рюкзаки. Так вот, мокрый снег полностью облепил верёвки, жумар забивался льдом и переставал держать. У меня ещё был тиблок, аварийный зажим для подстраховки — так вот, он тоже не держал! Работал только схватывающий узел из репшнура. То есть ты стоишь на передних зубьях кошек на ледовой стене и понимаешь, что тебя держит только 6-миллиметровый репшнур. И так шесть верёвок подряд. Вылезли, куда деваться… Как раз в таких ситуациях и работает предыдущий опыт, умение собраться и терпеть.
Экстремальные ночёвки — это частая история на первопроходах. Никогда не знаешь наверняка, будут ли на перевале или по пути удобные места для ночёвки. В этом плане с первым первопроходом нам очень повезло — наверху была отличная площадка. Мы вылезли туда в хорошую погоду: райское местечко на высоте 4750 метров, с прекрасным видом на Ашатскую стену. Там было очень комфортно.
Со вторым перевалом, Искандер Центральный, повезло меньше. Это там, где полпалатки висело над пропастью. В туалет выходили на самостраховке и спали тоже на самостраховке. Кто-то уже начал отстёгиваться, но я решил, что лучше останусь в обвязке, буду спать спокойнее. С той ночёвки даже фотографии лагеря нет — некуда было отойти, чтобы снять хотя бы палатку целиком.
Когда спускались на следующий день, поняли, что нам ещё повезло — то место на перевале было относительно удобным, дальше было бы негде даже стоять нормально, не то что лежать.
В чём кайф от таких походов? Вот как раз это я и хотел понять. Мне было интересно пройти сложный маршрут вместе с сильной группой, в новом районе с возможностью сделать первопроходы. Всё это получилось в полном объёме и, можно сказать, удовольствие от похода складывается из каждого из этих пунктов.
Больше всего понравились первопроходы. Вот это ощущение, когда ты уже спустился с перевала, и понимаешь, что ещё есть такие места, где ты идёшь первым и открываешь их для других туристов — оно очень крутое. Очень понравился район похода, там красивые долины, чистые ручьи, почти нет людей. Ощущение очень чистого места, куда хочется вернуться. Понравилось, что было тепло. Я первый раз в Азии, до этого был только на Кавказе и готовился к более холодным условиям. А район оказался очень тёплым. В свободное время можно было гулять, пойти пофотографировать, просто на солнце полежать. Там очень гостеприимные люди — пастухи угощали нас лепёшками, айраном…

Что нужно уметь и как подготовиться

В горную «шестёрку» человека «с улицы» не возьмут. И даже опыт треккинга, например, в горах Красной Поляны, тоже не считается. Потому что когда неподготовленный человек увидит ледовую стену высотой полкилометра, которую нужно лезть с рюкзаком, то просто не будет знать, что делать.
Ледовый взлёт перевала Искандер Центральный
Ледовый взлёт перевала Искандер Центральный
Спортивный горный туризм построен на системе нарастающего опыта. Это значит, что нужно начинать с «единички», похода первой категории. Иногда можно «перепрыгивать» через категорию — к примеру, после «единички» пойти в «тройку», или после «двойки» — в «четвёрку». Это решает руководитель похода. Но больше чем через категорию перепрыгивать нельзя, потому что разница между перевалами разных категорий очень большая. Например, в нашем походе были перевалы 2А и 2Б — мы на них отдыхали. На «тройках» было уже не до отдыха.
Каждый участник в сложном техническом походе работает наравне со всеми, даже девушки. У нас в группе была девушка, очень боевая. Мы старались давать ей поменьше груза, и она никогда не лезла первой — не потому что не умела, просто опыта у неё меньше, и она бы делала это медленнее. Зато она была главной по сдёргиванию верёвки, у неё хорошо это получалось, она занимается техникой горного туризма. На спуске с перевала Парус мы провесили больше 10 дюльферов верёвками по 60 метров — и всё сдёрнули как по маслу, ни разу ничего не зацепилось. Это огромное везение и мастерство. Лезть наверх разбираться с застрявшей верёвкой было бы адской потерей времени. Так что в «шестёрку» могут ходить и девушки, но опять-таки — с соответствующей подготовкой.
Для походов 5 и 6 категории очень желательны альпинистские навыки. Я замечаю, что горные туристы и альпинисты часто «мигрируют» из одного вида спорта в другой, поэтому многие из тех, кто ходит походы высших категорий, уже имеют альпинистский опыт. А у кого его нет, перед сложным походом стараются съездить на альпсборы, подтянуть технику. В горных «шестёрках» техника иногда важнее умения ходить ногами.
У меня немного исключительный случай. До этого похода я занимался всем, кроме собственно горного туризма. Изначально я увлекался спелеологией, со спелеоклубом МГУ мы ходили в пещеры в Крыму, на Кавказе, в Абхазии. Там я освоил техники работы с верёвкой, научился хорошо жумарить. По сути, спелеология — это горный туризм под землёй, всё то же самое, только не наверх лезешь, а вниз. Как-то мы спускались на километр в пещеру Сарма на Арабике. Это значит, что нужно провесить километр верёвок, чтобы по ним же потом и выбраться обратно. Внизу ставили лагерь и проводили там по 10-12 дней — работали, изучали пещеру. Так я регулярно ходил лет семь подряд, а потом захотелось в горы. Сначала занялся альпинизмом, дошёл до 2-го разряда. А потом стало интересно всё — и начал пробовать все виды туризма.
В городе Королёве, откуда я родом, есть турклуб почти рядом с домом, и там сильная лыжная секция. Поэтому в лыжные походы я ходил достаточно много. Из сложного — ходили лыжную «чётверку» на Приполярном Урале. Там не очень повезло с погодой, много чего из запланированного не прошли, но в целом поход получился хорошим. У лыжных походов один недостаток — постоянный холод. Приходится всё время что-то делать, как-то греться, просто стоять вообще невозможно. В этом смысле горные походы переносятся проще — летом тепло, рюкзак скинул, лёг на солнце, хорошо. Хотя и в лыжных походах есть своя романтика…
Вот с таким багажом опыта меня взяли в «шестёрку». По схеме спортивного туризма здесь всё правильно — у меня есть «четвёрка», хоть и лыжная, и, главное, альпинистский опыт 4А-4Б. Перед походом мы вместе тренировались: ходили на скалодром, ездили на технические тренировки в карьеры. Руководитель видел мою подготовку, поэтому и вопросов по поводу моего участия не возникло.
Кроме совместных тренировок, у каждого был и личный график — мы бегали, занимались ОФП. Я вообще много бегаю, очень люблю трейлы и стараюсь хотя бы раз в месяц участвовать в соревнованиях по трейлраннингу — это помогает поддерживать хорошую форму.

Снаряжение и вес рюкзака

Для этого похода пришлось серьёзно обновить снаряжение, потому что хотелось нести как можно меньше. Я старался подобрать всё самое лёгкое, всё взвешивал до граммов. У меня был рюкзак Osprey Xenith объёмом 88 литров и весом 2,2 кг. Кроме того, что он очень лёгкий для такого объёма, он ещё и здорово продуман. Всё удобно — внешние карманы, по которым можно всё разложить и внутрь рюкзака почти не лазить. Можно снаружи закрепить инструмент, верёвку, воду. Я мог вообще рюкзак не снимать и все доставать прямо на ходу, экономил кучу времени. А ещё при большом объёме он очень компактный. Это важно, когда двигаешься по сложному рельефу, с огромным рюкзаком где-то можно и не пролезть. Ну и подвеска у него удобная — с ним комфортно даже если несешь большой груз.
Я готовился к холоду и взял двойной спальник: один пуховый на -1, Sivera Вежа, и лёгкий самодельный спальник в качестве конденсатника. Думал, что буду спать в двух, а выяснилось, что и в одном не холодно. Sivera Вежа — очень лёгкий и компактный, весит 650 г. Я не мёрз в нём даже когда мы ночевали на высоте 4700 м. Так что пуховый спальник с температурой комфорта до -5 градусов для этого района летом вполне подходит, даже если погода испортится. Всё же это Памиро-Алай — здесь намного теплее по сравнению с Кавказом или Тянь-Шанем. Тёплая пуховка тоже оказалась лишней. Даже ночью не было сильных заморозков, а днём и вовсе жара. Если и брать сюда пуховку, то только лёгкую. У меня была тяжёлая, весом 700 г, такая там не нужна точно.
Понравилась солнечная батарея Goal Zero. Мы брали её, чтобы заряжать плеер, фотоаппарат, телефоны. Классная штука, мощно заряжает. Брали ещё Power Bank, и этого комплекта хватало на всю группу, чтобы не испытывать никаких проблем с «электричеством». Солнца там предостаточно, батарею можно использовать в лагере и во время переходов.
Помимо снаряжения, значительная часть веса приходится на еду. Продукты для похода длиной в месяц при скромной раскладке весят около 16 кг на человека. А вместе с газом получается под 20 кило. Унести на себе это невозможно, поэтому мы делали заброски — часть продуктов заранее отвозили на ту часть маршрута, куда планировали прийти через определённое количество дней. Для этого взяли караван в посёлке Узгарыш, последнем населённом пункте в горной долине, по которой проходил наш маршрут. Первые два дня шли налегке, а груз везли лошади и ишаки. Потом оставили часть продуктов внизу, а сами ушли на кольцевой маршрут на 5 дней, с возвращением в ту же точку. Поэтому и еду брали только на 5 дней. Ещё часть продуктов отвезли в соседнюю долину. И вот так можно распределить продукты на весь поход, чтобы не тащить с собой всё сразу. В среднем рюкзаки у нас весили килограмм по 20-25 на каждом этапе. Это много, но без забросок было бы ещё больше.
Наша продуктовая раскладка составляла примерно 550 грамм еды на человека в день. Мы полноценно завтракали и ужинали, готовили вкусные супы. Просто сами продукты брали лёгкие — сублимированное мясо, сушёные овощи. Тяжёлые продукты вроде тушёнки и консервов брали только на те дни, пока шли с караваном, плюс клали в заброску. Один из участников незадолго до похода был в Испании и взял на весь поход испанского твёрдого сыра и хамон, так что перекусы у нас вообще были шикарные. В те дни, когда проходили перевалы, вместо обеда было «карманное питание» — сухофрукты, шоколадки, орехи, то есть то, что можно съесть на ходу, не останавливаясь на обед. Это актуально, когда целый день проводишь на стене.
Подъём на пер. Парус Ашатский занял полный световой день. Команда провесила 12 верёвок по 60 м
Подъём на пер. Парус Ашатский занял полный световой день. Команда провесила 12 верёвок по 60 м

Связь с миром и безопасность

У нас был спутниковый телефон Thuraya, с которого мы регулярно отправляли смс с коротким отчётом, где идём и что прошли. Пару раз за поход я написал домой, что все в порядке. То есть минимальная связь была. Некоторые берут спутниковый трекер — с него отправляют сигналы с координатами, и за передвижением группы можно следить в режиме онлайн. У нас такого не было, хотя это очень удобно.
Страховку пришлось купить дорогую, которая покрывает вертолёт. То есть в случае какой-то чрезвычайной ситуации мы связываемся со страховой компанией, за нами прилетает вертолёт и забирает пострадавшего. Но это хороший сценарий, на практике всё может быть совсем по-другому. Вертолёта может не быть, или погода нелётная, или вообще страховая отказывает — бывало и такое. У нас вообще такая страховка не даёт никаких гарантий, поэтому её откровенно жалко было покупать.
Также зарегистрировались в местной спасательной службе, заранее, по электронной почте. Сообщили данные о группе, маршрут, номера страховых полисов — это стандартная процедура.
Многие считают, что сложные походы — это риск и экстрим, но при грамотном подходе это совсем не так. В приоритете всегда безопасность, ей уделяется больше всего внимания как на этапе подготовки, так и во время похода. Правильный выбор маршрута, качественное снаряжение, хорошая физическая, техническая и моральная подготовка всей группы и каждого участника в отдельности — вот составляющие удачного похода, который оставляет только позитивные впечатления.
От редакции: По итогам походного сезона горная «шестёрка» команды Ильи Михалёва заняла первое место на чемпионате России среди спортивных походов 4-6 к.с. в дисциплине 'маршрут'. Поздравляем ребят!
Другие приключения команды «Спорт-Марафон»
© Спорт-Марафон, 2025 Данная публикация является объектом авторского права. Запрещается копирование текста на другие сайты и ресурсы в Интернете без предварительного согласия правообладателя — blog@sport-marafon.ru
Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях
Мне нравится

Товары по теме

Статьи по теме

В рассылке блога мы рассказываем о новых коллекциях
, интересных товарах

и людях
Если у вас есть вопросы или пожелания по блогу, пишите их нам, мы постараемся учесть.
Напишите нам, о чём бы вы хотели прочитать в нашем блоге.
Заметили ошибку? Выделите текст ошибки, нажмите Ctrl+Enter, отправьте форму. Мы постараемся исправить ее.