Водный туризм в России зародился очень и очень давно. При желании историю можно начать с варяжских драккаров или с походов Ермака, или с перевозки товаров на деревянных барках купцами. Пожалуй, первый задокументированный случай прохождения бурного участка реки в России не по необходимости, а для удовольствия — сплав Петра Первого по реке Мста на ялике.
В силу географических и социальных особенностей бурноводная активность в нашей стране развивалась по своему эндемичному пути. Если в Европе сплав по бурным рекам родился как индивидуальный спорт, то у нас он берет корни из промышленного сплава древесины с диких верховьев в населенные устья рек.
Сперва появились деревянные плоты, затем их сменили более лёгкие плоты с надувными элементами.
Потом из большого спорта в водный туризм пришли байдарки.
Плоты были почти полностью вытеснены катамаранами.
Приятно осознавать, что первые прототипы спортивного катамарана были разработаны в середине 70-х гг. московским изобретателем Сергеем Папушем, тренером по гребному слалому. Он соединял два надувных баллона с помощью металлического или деревянного каркаса. Катамаран Папуша стал популярном средством сплава даже до начала его серийного производства. Используя за основу конструкцию изобретателя многие энтузиасты создавали свои катамараны кто во что горазд.
Все эти суда объединяет две особенности:
- Первая проистекает из характера наших рек: плот, катамаран и многоместная байдарка прекрасно приспособлены для многодневных экспедиций: много места для багажа, простота транспортировки, дешевизна и технологичность изготовления и ремонта.
- Вторая особенность определяется нашим менталитетом. Это суда многоместные, требующие для управления слаженных командных действий, наличия командного духа. Коллективизм в действии.
Наблюдая эволюцию средств сплава можно заметить ещё одну особенность. С появлением новых технологий и нового снаряжения водные туристы все больше и больше приближаются непосредственно к воде. Если плот представлял собой большую высокую конструкцию, то байдарка или катамаран уже меньше и более погружены в воду. С появлением каждого нового судна росли возможности для маневров, а следовательно, и сложность пройденных рек.
Однако за последние двадцать пять лет наша жизнь здорово поменялась. Коллективизм уступил разумному индивидуализму, ускорение жизни привело к тому, что собрать постоянную слаженную команду становилось все сложнее и сложнее. Со временем, как это ни печально, вполне стройная советская система подготовки водных туристов со всеми её плюсами и минусами начала медленно умирать.
На смену ей, в чём-то заимствуя опыт, где-то дополняя, а в чём-то и полностью замещая старое, пришла новая волна, новый способ активности на бурной воде — каякинг.
Как и многое для нас новое, каякинг был заимствован на западе, где он развивался с тридцатых годов двадцатого века. Сплав на каяке стал ответом на изменения жизни водных туристов.
- Во-первых, каяк — одноместное судно. Для сплава уже не нужно долго и мучительно искать подходящую команду и годами вырабатывать слаженность действий.
- Во-вторых, каяк — это судно, в котором атлет максимально приближен к воде. Конструкция лодки позволяет применять самый широкий арсенал технических приёмов, а следовательно, наиболее полно реализовать потенциал гребца. Если на больших надувных судах, таких как плот или катамаран, можно было проезжать сложные пороги просто за счёт габаритов и объёма посудины, то в каяке успех прохождения зависит только от прокладки между веслом и лодкой.
- В-третьих, появилось новое снаряжение. По сути в Советском Союзе не существовало такой отрасли экономики, как аутдор-индустрия. Почти всё, от штормовых курток до катамаранов, приходилось изготавливать самостоятельно или заказывать у умельцев. С появлением качественного, лёгкого и компактного западного, а затем и отечественного снаряжения выяснилось, что при правильном подходе все необходимое для двухнедельной автономной экспедиции можно запихнуть и в небольшую корму сплавного каяка. Отпала необходимость в большой грузоподъёмности катамаранов и байдарок.Появилось специализированное снаряжение для бурноводинга: сухие костюмы, спасжилеты, специальные шлемы и т.д. Все это позволило поднять комфорт и безопасность сплава до невозможных в прошлом высот. Сами каяки изготавливаются из прочного пластика и способны выдерживать очень сильные удары о камни.
- В-четвёртых, появилась возможность путешествовать по всему миру и открыть для себя реки, совершенно непохожие ни на что в России: многометровые слайды Норвегии, высокие водопады Чили, замусоренные камнями водные эскалаторы Непала. Оказалось, что для таких рек традиционные российские катамараны не очень подходят, а вот каяки — в самый раз.
Новое средство сплава диктует новый подход к подготовке. Раньше она заключалась в тщательнейшей проработке маршрута вплоть до изучения описания каждого поворота на реке, изготовлению соответствующего снаряжения, формированию командного духа. Каякинг стал требовать от атлетов регулярных тренировок техники и физической формы. Появились многочисленные коммерческие каяк-клубы, где созданы возможности для тренировок: квалифицированные инструктора, тренировочная площадка (бассейн зимой и текущая река с трассой, тренажёрный зал), компания единомышленников.
Современный каякинг
Разберёмся, что же представляет собой современный каякинг. Этим словом объединены несколько порой совершенно непохожих друг на друга видов активности, которые объединяет бурная вода и одноместная лодка.
Виды сплава на каяке
Каякинг, по сути, закономерное развитие водного туризма. Катамараны, плоты и байдарки уступили место каякам, в остальном концепция почти не поменялась. Цель сплава — преодоление порожистого участка реки и получение удовольствия от этого.
Можно проходить короткие наиболее интересные участки рек, переезжая между ними на автомобиле, жить в кемпингах или гостиницах. Именно в таком виде сплав существует в Норвегии, Европе, Чили, США, Новой Зеландии. Зачем проходить всю реку целиком за пять дней, если можно проехать наиболее интересный кусок за три часа, в этот же день переехать на другую реку и закатать самое интересное там? Необходимое условие для такого сплава — развитая дорожная сеть и туристическая инфраструктура.
Можно поиграть в экспедишн-каякинг в тех местах, где дорог нет, реки длинные, дикие и абсолютно не населенные, такие, как у нас в Сибири, например. Тогда к удовольствию непосредственно от сплава добавится ещё волшебное чувство оторванности от цивилизации, полная автономность и тот самый дух команды, который объединял туристов-водников в длинных походах.
По типу сплава различают:
- крикинг — прохождение крутопадающих ручьёв;
- бигвольюм — прохождение рек огромного расхода.
Первый — более техничный, более опасный и требовательный к каякеру вид, второй — более силовой и более страшный. Даже форма каяков для крикинга и бигвольюма значительно отличается.
Вполне отдельная дисциплина сплава — прохождение высоких водопадов. Конструкция и прочность современных каяков позволяет выдерживать колоссальные нагрузки и обеспечивает относительную безопасность каякера. Сегодняшний мировой рекорд высоты удачно пройденного водопада — 52 метра (Полюс Фолл в США, рекордсмен — американец Тайлер Брандт). Просто вдумайтесь в эту цифру! Это высота семнадцатиэтажного дома! Это выше Ниагарского водопада!
Несмотря на господствующий в каякинге индивидуализм, сплав был и остаётся командным занятием. Без группы друзей, которым вы доверяете, сплавляться не комфортно, да и просто опасно.
Первое правило каякера-сплавщика гласит: Newer paddle alone! — Никогда не сплавляйтесь в одиночестве.
Родео, оно же фристайл. Ничего подобного родео в советском водном туризме не было. Да и на западе это сравнительно молодой вид каякинга. Родео зародилось в США в начале девяностых годов. Суть: выполнение различных акробатических элементов на волне или в бочке. Для родео делают специальные короткие каяки, больше похожие на тазики, чем на лодки. На гладкой воде они выглядят крайне комично, но все меняется, как только такой каяк с адекватный пилотом внутри оказывается на бурной воде.
Сейчас активно идёт обсуждение вопроса включения фристайла на бурной воде в список олимпийских видов спорта. С одной стороны, если родео войдёт в программу олимпиады, это даст колоссальный толчок всему каякингу, с другой — изменится сам дух родео: получение удовольствия уступит место принципу «Быстрее — выше — сильнее». Какое уж там удовольствие в спорте высоких достижений?
Уже сейчас фристайл поделился на соревновательную часть с разветвленной и не всегда прозрачной системой правил и истинное родео на огромных волнах. Соревнования, как правило, проходят на небольших искусственных бочках. Непосвящённый наблюдатель вряд ли сможет понять, почему один атлет набрал больше очков за своё выступление, а другой — меньше.
Фристайл на огромных волнах вообще не подразумевает соревновательности. Просто каждый делает то, что может, и то, что приносит ему больше всего удовольствия. Катания на больших волнах — крайне зрелищная вещь. Неуклюжие каяки-тазики мигом превращаются в летающие по воздуху грациозные снаряды.
Слалом. Собственно, слалом существовал в советском союзе параллельно водному туризму с шестидесятых годов. Первые советские слаломисты пришли из гладкой гребли, однако, успехов добились те, кто пришёл в слалом из туризма. Гребной слалом — это олимпийский вид спорта. Задача: проехать трассу, состоящую из двух десятков ворот, повешенных на специально построенном бурном канале за минимальное время. Слалом — это чистый спорт, без всякой романтики и адреналина. Тем не менее, и сплавщики и родеисты занимаются слаломом, ведь это лучший способ поставить технику и набрать физическую форму.
Хотим мы того или нет, но с каждым годом классических водных туристов становится все меньше. Система туристических школ, маршрутно-квалификационных комиссий и чемпионатов по туризму рассыпается. А каякеров появляется все больше. Кто-то приходит из туризма, потому что надоело постоянно искать напарника на катамаран, или хочется проходить пороги за счёт собственных сил, а не объёма судна. Кто-то просто решает попробовать что-то новое, увидев каякинг в интернете или по телевизору. Кто-то приходит из гребного сплава в поисках новых ощущений.
Попробовать, что такое каякинг, очень просто: во многих крупных городах есть клубы или команды каякеров, приобрести необходимое снаряжение не составляет труда, были бы деньги. И весь мир открыт перед вами: высокие водопады, пороги, волны, бочки, слаломные каналы, новые места, новые люди, новый взгляд на жизнь.
Катайтесь на маленьких цветных лодочках! Это очень классно!