с 10 до 24
Магазин на ул. Сайкина, 4
с 10 до 22
Интернет-магазин
Бесплатный звонок по России: 8 (800) 333-14-41 8 (495) 668-14-97

Фьорды, горы, города — София Исаева о путешествии по Норвегии

07.11.2017
Этим летом эксперт «Спорт-Марафон» София Исаева с друзьями две недели путешествовала по Норвегии. Она расскажет о том, как совместить пешие походы и сплавы по фьордам, какие деликатесы можно найти в северной природе и как сделать поездку бюджетной, ни в чем себе не отказывая.
Однажды в водно-лесном походе с друзьями-нижегородцами мы обсуждали, куда из красивых мест в мире нам хотелось бы поехать в будущем сезоне. Выбирали между плато Путорана и Норвегией. На лето 2017 выбрали Норвегию и решили совместить наш опыт в пешем и водном туризме в один комбинированный маршрут — чтобы и пешком погулять, и на байдарках по фьордам пройти.
В прокат решили ничего не брать — в Норвегии можно взять для сплава пластиковые каяки, на несколько часов, один день или больше, но стоит это недёшево. Собирать и разбирать байдарки для нас дело привычное, поэтому просто взяли их с собой. И на двух машинах выехали из Москвы. Мы планировали посетить фьорды, занесенные в список наследия ЮНЕСКО, пройти на байдарке по ледниковому озеру и сходить несколько треккинговых маршрутов в горах. Путешествие вместе с дорогой заняло 18 дней и обошлось нам в 25 тысяч рублей на человека, при том, что изначально мы рассчитывали уложиться в 40. Так что путешествовать по Норвегии можно за достаточно небольшую сумму, если правильно подойти к организации.
Все продукты мы везли из России — в Норвегии не покупали практически ничего, даже хлеб. Ночевали в своих палатках, вне территории кемпингов, причем даже не столько из экономии, сколько из желания побыть подальше от цивилизации. В палатке в лесу как-то привычнее и уютнее. Траты были только на бензин, платные дороги и паромы.
Мы доехали до Питера, там сели на паром в Стокгольм вместе с машинами, и уже оттуда через Швецию попали в Норвегию. Паром идёт два дня, это огромный красивый десятипалубный корабль, и поездка на нем — целое отдельное путешествие. Обратно добирались тоже на пароме из Стокгольма, но уже до Риги и за один день. Поездка на пароме в оба конца обошлась в 8 800 рублей.
В самой Норвегии очень развито паромное сообщение. Иногда дорога неожиданно упиралась в паромную пристань, но суда ходят часто, мы ждали не более 20 минут. Стоимость разная, в среднем около 1 000 рублей на машину с 4 пассажирами.
С ночёвками приходилось импровизировать. В Норвегии все ночуют в кемпингах, но при этом нет закона, запрещающего ставить палатки где угодно. Есть только понятие «частная территория», но её границы не всегда понятны: где-то висели таблички «private», а где-то нет. Мы старались съезжать с основных трасс на боковые, и с боковых на проселочные дорожки. Чаще всего это получалось, хотя пару раз пришлось ночевать рядом с основной трассой на широкой обочине, других вариантов не было.Уехать или заплатить денег за стоянку, которая фактически была на обочине дороги, нас попросили только однажды — мы приехали затемно и, возможно, не заметили какие-то таблички. Пришлось спускаться вниз и становиться недалеко от посёлка.
Несколько раз удалось посидеть у костра. Во время байдарочной части маршрута, на стоянке на берегу фьорда были уже готовые кострища: мы решили, что костры тут жечь можно и разожгли свой.
В Норвегии мы были 13 дней, а общий пробег по стране составил 4 000 км. Пейзажи менялись очень быстро — утром мы могли проснуться на фьорде, сложить байдарки и вечером уже ставить палатки в горах где-нибудь на высокогорном озере. На следующий день немного пройтись, а потом опять спуститься к фьордам. Мы всё время были в движении, не было ни одной дневки — хотелось посмотреть как можно больше и казалось, что времени постоянно не хватает.
Маршрут был кольцевым, по всей Норвегии, и складывался из автомобильной, пешей и водной части. По пути мы останавливались в небольших городках, но долго там не задерживались, потому что целью была природа. Из всех городов запомнился Олесунн, самый красивый по мнению самих норвежцев. Он стоит на воде, повсюду яхты, и весь он в цветах и пряничных домиках. Он небольшой, мы обошли его часа за два. Чистые улочки, лепнина на домах, на каждом своя. И яхты, яхты, яхты. А со стороны фьордов подходят огромные лайнеры…Красотища!
Норвегия поразила невероятным уровнем сервиса. «Культурный шок» у меня случился, когда мы первый раз поднялись в горы. Вышли сфотографироваться — там такой обычный, но панорамно красивый, почти кавказский пейзаж, только с гладкокаменным необычным рельефом. Солнечный луч пробивал облака… Нельзя было проехать мимо. У дороги — заасфальтированная смотровая площадка и два домика. Один из них оказался — внимание! — туалетом с горячей водой, отоплением и белоснежными полотенцами, а второй — горячей душевой! И вот такие точки стоянок по всей Норвегии, прямо в горах, на трассах, в немыслимых закоулках, далеко от населенных пунктов.
На стоянках, расположенных чуть пониже, кроме тёплых туалетов есть столики и питьевая вода, можно с комфортом приготовить обед и помыть посуду в горячей воде. Там же есть бесплатный вай-фай — сигнал бывает слабым, но для отправки сообщений хватает. Везде висят карты маршрута, легко посмотреть, где вы сейчас находитесь, как добраться до ближайших посёлков, достопримечательностей. Кое-где даже стоят большие сенсорные экраны с информацией. Всё это почти в чистом поле и абсолютно бесплатно. Как это организовано и кто, например, пополняет запасы туалетной бумаги, я не знаю. Но выглядит удивительно.
На подобных стоянках мы оставляли машину, когда уходили в треккинги или с байдарками. Однажды пришлось оставить её на фьорде просто на обочине — закрыли и ушли на два дня. Это был небольшой риск, но когда вернулись, машина была на месте в полном порядке.
Три раза мы уходили на байдарках. Брали с собой снаряжение, запас продуктов, палатки со спальниками. Путешествовали, ночевали, потом возвращались к машине и ехали дальше.
В Норвегии невероятные водопады. На байдарках можно приблизиться к ним на расстояние вытянутой руки. Из каждой расщелины течет многоступенчатый поток, а у каждого крупного водопада обязательно стоит маленький поселок из 4-5 домиков. Водное путешествие мы начали с фьорда Герайнгерфьорд, там несколько больших и очень красивых водопадов: «Семь сестёр», «Жених», «Фата невесты».
У нас были длинные переходы, километров по 20 км до водопадов. Плюс приходилось долго искать места для ночёвки, это оказалось не так просто. Воды фьордов ограничены крутыми склонами и отвесными стенами. Часто приходилось по 2-3 часа грести, чтобы просто выйти из байдарки и размять ноги. А ровных площадок, где можно поставить палатку, практически нет. Мы не знали точки стоянок, описаний было очень мало, поэтому шли на свой страх и риск. Просто гребли, смотрели на красоту вокруг, а заодно искали подходящее место, куда можно причалить. Иногда видишь вроде бы хороший берег, гребёшь до него часа два — а оказывается, там не то что палатку не поставишь, а даже из байдарки не выйдешь. И гребёшь дальше… Постоянно приходилось бороться с волной от ветра и проходивших мимо больших судов: несколько раз меня хорошо заливало. Спасжилеты точно не помешают. Но иногда нас радовала вот такая гладь:
Встречались туристы с гидом на пластиковых каяках. У них были свои оборудованные стоянки, «private». Можно и так путешествовать: приехать в посёлок, взять каяки в прокате и вписаться в группу. У них есть и палатки, в которых можно переночевать.
Вода во фьордах солёная и питьевую воду надо брать с собой заранее. Это не проблема, на каждой заправке и автостоянке есть специальные резервуары. Главное, не забыть с собой тару. Ну и Норвегия — страна водопадов, питьевая вода течёт со всех стен, нужно только суметь к ним подобраться.
В солёной воде фьордов оказалось много мидий. Они гроздьями висят у воды и целыми коврами на стенках. Мы подчаливали на байдарках, собирали их и варили прямо в той же воде, даже солить было не нужно. Только лимончиком сбрызгивали.
Отдельная история — ледник Нигардсбреен и ледниковое озеро. К огромной дамбе, которая удерживает озеро, мы прибыли как всегда уже затемно. Под дождём с сильным ветром поставили палатки прямо на берегу с видом на ледник. На следующий день собрали байдарки и подошли к леднику. Там висят таблички с предупреждением, что ближе чем на 70 метров к нему подплывать нельзя — откалываются льдины. И на ближайшей автостоянке тоже полно предупреждающих табличек, смысл которых в том, что дальше вот этого места за вас ответственность никто не несёт. Но желающие прогуляться по воде на вёслах, а потом и по леднику, всё же находятся.
На леднике нам встретился сундучок с альпинистским снаряжением — обвязки, кошки, ледорубы, верёвка. Просто так лежат, никого рядом нет. Любой может почувствовать себя немного альпинистом. Уклон небольшой, трещины открытые, так что гулять довольно безопасно. На леднике и с вёслами мы были первый раз в жизни…
Ещё мы побывали на Языке Тролля и «Горошине». Это две «визитные карточки» Норвегии. Треккинговые маршруты к этим достопримечательностям подходят для неподготовленных людей, но всё-таки очень напряжённые физически.
К началу маршрута на Язык Тролля из городка Одда ходят специальные туристические микроавтобусы. Можно доехать и на машине, но лучше ближе к позднему вечеру, когда парковка пустеет — утром она быстро забивается, машины останавливают на нижней парковке и пересаживают туристов на «маршрутку». Мы решили оставить машину внизу у посёлка и доехали на автобусе.
Подъём на Язык Тролля в очень хорошем темпе занимает 3.5 часа, спуск 2.5. Неподготовленным людям на подъём лучше заложить часов пять. Набор высоты около 850 метров, столько же спуск, общий километраж — 28 км по горной тропе. Нужна хорошая треккинговая обувь, налобный фонарик, не помешают палки и перекус. Желательно уложиться в один световой день, потому что там хоть и можно заночевать, но не всегда погода это позволяет, да и бивачный груз сильно увеличит время на подъём. Мы пошли одним днём, и это был единственный полностью солнечный день за всё путешествие. Шли и любовались видами на горные озёра с ледниками, снегом и почти альпийскими лугами.
Чтобы сфотографироваться на самом Языке Тролля в одиночку или со своей компанией, нужно отстоять в очереди примерно три-четыре часа. Конечно, это бесплатно. И сила воли, которая позволит уйти и не запечатлеться на память, есть не у многих. Вот и ждёт интернациональная толпа редкой возможности сделать крутую «аватарку». Об этом обычно забывают или не знают и потом возвращаются в темноте. Выходить нужно как можно раньше — в 7-8 утра, тогда можно успеть вернуться засветло. А ещё во второй половине дня придётся фотографировать Язык против солнца, оно будет светить прямо в объектив. Идеальный вариант для фотографов — это заночевать там, чтобы успеть сделать ещё и рассветные фотографии. Там есть два озерца, рядом места под палатки. Мы видели ребят, которые так и сделали, но их было немного. В плохую погоду там, скорее всего, будет не очень уютно.
«Горошина» — второй по популярности треккинговый маршрут Норвегии. Он короче, чем на Язык Тролля, и по времени, и по расстоянию, но расстояние в горах — понятие относительное, а вот угол подъёма более крутой. Тропы местами почти нет, но путь понятен, а там, где выходы на гладкие камни, провешен металлический трос. После преодоления этих трудностей выходишь на плато, и оно совершенно особенное: гладкие камни, плавно переходящие из одного в другой круглые валуны, всё очень необычно. С погодой на «Горошине» нам повезло меньше, это был один из самых плохих дней. С утра зарядил дождь, мы даже думали отложить прогулку. Но в итоге собрали волю в кулак и пошли, хотя сверху лило и камни были мокрые. Через час дождь прекратился, но осталась облачная морось вокруг. Кто когда-нибудь гулял в облаках, в прямом смысле, меня поймет. Видимость была соответствующая, зато атмосферу жилища троллей прочувствовали по полной программе.
Мест для палаток наверху немного. Мы застали одну влюбленную пару из Украины, которая отважилась поставить палатку рядом с ущельем. Учитывая сильный ветер, ребятам там было несладко.
На «Горошине» тоже выстраивается очередь за фотографией. Но мы пришли в такую погоду, что народу было немного. Горошина мокрая, меня сдувало ветром, когда я там пыталась растянуть флаг — а под ногами километровая пропасть. Так что фотосессия получилась насыщенной впечатлениями…
Дорога туда и обратно у меня заняла 2.5 часа — но это в быстром темпе. Неподготовленному человеку нужно закладывать часа 4. Под конец мне даже понравилось, что плохая погода — она создавала особую атмосферу.
Погода в Норвегии нас вообще не баловала: постоянно шёл дождь, в горах и с ветром. За всё путешествие было буквально два солнечных дня. Средняя температура 8…12°C, для лета очень холодно. Тёплые вещи, которые я взяла из дома — все пригодились. В самый тёплый и солнечный день, когда мы ходили на Язык Тролля, было 15°C, настоящая жара.
Из-за такой погоды вещи постоянно были немного влажными — сушиться особо негде. Носки сушили кто в спальнике, кто на животе. Так и ходили, обложенные носками. Я всегда с собой вожу гермоупаковку с запасом сухих носков, они очень пригодились. В таком путешествии главные предметы гардероба — это хорошая непромокаемая мембранная одежда и утепляющая синтетическая.
Но даже несмотря на такую погоду, Норвегия — невероятно красивая страна. На пути особым колоритом поразили домики с крышами, поросшими зеленью и цветами. Нам встречались целые посёлки такого лесного уюта. У кого-то ещё березка там растет, пучки разнотравья. Всё это на фоне леса, камней и горных речек — очень красиво. В северной части есть кемпинги с такими домиками.
В норвежских лесах невероятное количество грибов. На каждых 100 метрах лесной зоны за 10 минут можно было насобирать ведро отборных белых. На третий день грибной диеты пришлось ввести запрет на сбор, но не собирать их невозможно, рука тянется сама. Один из наших участников каждый день просыпался в 6 утра и втихую уходил собирать грибы. Приходилось их варить, жарить и даже сушить, не выбрасывать же.
Попадались россыпи черники, голубики, брусники. Даже шикшу встретили, когда на «Горошину» ходили. Это такая северная ягода с нежным вкусом, она отлично утоляет жажду. Была малина и немного земляники. И все они просто огромных размеров!
Поход у нас получился далеко не лайтовым — он был очень нагружен физической активностью. Нужно было постоянно что-то собирать, вытаскивать, укладывать, носить, сушить… Это было полное погружение в природу, несмотря на то, что перемещались на автомобиле.
Почти все переезды по стране были в горной местности, так что на большие скорости можно не рассчитывать. Дороги сами по себе очень хорошие, но узкие, неопытному водителю будет неуютно. Там даже есть специальные «карманы», чтобы разъехаться с другой машиной. Встречались места с совсем небольшим трафиком, где дорога была шириной ровно в одну машину. Поэтому незапланированные стоянки с красивыми видами приходилось игнорировать, иначе мы бы ничего не успели. А стоянку для ночёвки начинали искать заранее, часа за два.
Других туристов, которые путешествуют в нашем формате, мы не встречали вообще. Видели много домов на колесах, мотопутешественников, велосипедистов… Для велосипедистов в Норвегии созданы комфортные условия — везде велосипедные дорожки. Можно ехать среди леса, рядом с речкой, останавливаться на стоянках с горячей водой. Даже на узких горных трассах шириной в одну полосу рядом почти всегда есть велодорожка.
Норвегия в моём представлении осталась страной водопадов, прекрасных дорог, каменных тоннелей и троп, дождя и тумана и водных просторов, маленьких городков с уютными домиками в цветах. Иногда казалось что мы побывали уже в пяти разных странах, настолько разнообразна была окружающая природа. Мест на нашей планете, в которых я ещё не была, осталось много, но совершенно точно мне очень хотелось бы вернуться в Норвегию…
Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях
Я рекомендую Мне нравится
© Спорт-Марафон, 2018 Данная публикация является объектом авторского права. Запрещается копирование текста на другие сайты и ресурсы в Интернете без предварительного согласия правообладателя — blog@sport-marafon.ru

Товары по теме

Статьи по теме:

На велосипеде по Горному Алтаю
Автор блога «Спорт-Марафон» Александр Денисов устроил себе небольшой недельный трип в Кош-Агачский район Республики Алтай. Чем интересен этот регион — читайте в его рассказе
далее
Путешествие по южной Исландии
Что посмотреть в Исландии, где жить, как добираться до самых интересных достопримечательностей южной части страны и когда туда стоит ехать: полезный гид от сотрудника «Спорт-Марафон» Кирилла Харитошина
далее
Треккинг в Норвегии. Лайфхаки
Бывалые путешественники делятся полезными советами и маленькими хитростями, которые помогут подобрать снаряжение для треккинга в Норвегии и при этом сэкономить средства
далее

Комментарии

comments powered by HyperComments