При взгляде на горнолыжную коллекцию популярного бренда глаза буквально разбегаются: минимум три десятка моделей только для взрослых! И выбрать «свою» пару бывает непросто даже опытному лыжнику, что уж говорить про начинающего. Выбрать среди всего многообразия «свои лыжи» или хотя бы сократить число вариантов, помогут характеристики горных лыж, которые каждый производитель публикует и на сайте, и в каталоге.
Итак, читаем каталог.
Параметры конкретных горных лыж можно найти не только в каталогах, но и на самих лыжах. Маркировка горных лыж — вещь необязательная, и многие производители указывают только название и ростовку, но чаще на каждой лыже указаны:
- геометрия горных лыж, например, 120/73/103 мм;
- ростовка конкретной пары, например, 165 см;
- радиус выреза — обозначается R=12 м;
- артикул, например, L37786500;
- название компании-производителя.
Помимо этого, могут указываться названия технологий, конструкций, материалов (WoodCore, Titanal…), а в случае асимметричных лыж (такие выпускает, например, компания Elan), надписи Left и Right, чтобы не перепутать лыжи при встёгивании в крепления.
Ширина горных лыж
Ширина горных лыж измеряется в миллиметрах. Ширина талии горных лыж — одна из ключевых характеристик, которая определяет вездеходные качества лыж. Ширина талии до 73 мм характерна для моделей для катания по подготовленным склонам. Чем уже талия, тем быстрее лыжа может переходить из поворота в поворот, менять направление скольжения на жёстком склоне. Ширина талии в диапазоне от 73‑75 мм до 85‑90 мм — наиболее универсальные модели (all-mountain) для катания и по подготовленным склонам, и по разбитому снегу, и по неглубокой целине. Чем шире талия, тем лучше лыжа плывёт по глубокому снегу. Соответственно, лыжи с талией шире 90 мм выбирают те, кто на подготовленных склонах кататься почти не планирует.
Геометрия горных лыж
Геометрия горных лыж приводится в каталогах в виде цифр, например, 120/73/103 мм, рядом указывается длина лыж — ростовка, для которой приведена геометрия. Чем шире носок по отношению к ширине талии, тем лыжа охотнее начинает поворот. А чем уже пятка, тем проще лыжа переходит в соскальзывание. Другими словами, лыжа с геометрией 125/73/97 мм будет быстрее «нырять» в поворот, и «сбросить пятки» на таких лыжах будет легче, чем на лыжах с геометрией 120/73/103 мм. Сброс пяток — жаргонное выражение. Это приём, который используется для остановки или изменения направления движения в случае неожиданно возникшего препятствия — например, упавшего перед вами лыжника. В этой ситуации самое естественное движение — поставить лыжи поперёк склона, для чего усилием ног лыжи отпускаются в проскальзывание — начинают скользить вбок, причём пятки лыжи скользят сильнее, чем носки.

Радиус горных лыж
Радиус горных лыж или точнее — радиус бокового выреза, просто «радиус», а иногда можно встретить и «радиус дуги», измеряется в метрах. Характеристика, которая определяет то, насколько крутыми будут повороты, которые проще всего выполнять на такой лыже. Чем меньше радиус выреза (11‑13 м), тем сильнее лыжа настроена на частые и быстрые повороты, чем этот параметр больше (17… м), тем такая лыжа будет более склонна к плавным поворотам. Безусловно, опытный лыжник и лыжу с большим радиусом сможет «загнать» в короткую дугу, и на лыжах с большим вырезом — то есть с малым радиусом выреза, проедет длинной дугой. Но сил и умения для этого потребуется несколько больше. А значит, и удовольствие от катания будет несколько меньше.
Когда речь идёт о радиусе выреза нужно иметь в виду, что это не точная геометрическая характеристика, поскольку форма выреза не является дугой окружности ни у одной модели лыж. Парабола, эллипс, мультирадиусный вырез — всё, что угодно. Короче говоря, радиус выреза — цифра, которая показывает, повороты какого радиуса лыжа будет выполнять наиболее охотно, не заставляя лыжника прикладывать дополнительные усилия.
Вес горных лыж
Это не самая важная из характеристик при выборе. Вес горных лыж чаще интересует женщин. Исключением являются и поклонники ски-тура, им приходится много подниматься в гору пешком, неся лыжи на плече или ходить на лыжах вверх, надев на них камусы — специальные ленты с ворсом, благодаря которым лыжи скользят только вперёд. Во всех остальных случаях доверьтесь разработчикам лыж: вес каждой модели сбалансирован именно для того, чтобы мы получили максимум удовольствия от катания. Ведь чем лыжа легче — тем она легче управляется, но при этом она будет менее стабильно идти в заданном лыжником направлении, её легче сбить с курса. Для начинающих это полезно — ведь скорость катания ещё невысокая, а на лыжах, которыми легко управлять, быстрее учишься. А с ростом опыта растёт и скорость катания, требуются всё более стабильные лыжи с предсказуемым поведением и на неровном снегу — и лыжи становятся немного тяжелее.
Однако, вопрос «Сколько весят горные лыжи» часто интересует горнолыжников перед приобретением авиабилетов. Женские лыжи короче и легче, на них установлены более лёгкие крепления, так что их вес в районе 4.5‑5.5 кг/пара, мужские длиннее, мощнее и тяжелее, их вес от 5 до 7 кг, можно встретить и более тяжёлые модели, особенно для скоростного фрирайда. Лыжи для ски-тура намного легче, на них устанавливают специальные крепления, благодаря чему вес пары таких специализированных лыж может составлять менее 2 кг.
Жёсткость горных лыж/усиление
А вот такого параметра в каталогах вы не найдёте, хотя многие о нём говорят. Дело в том, что жёсткость лыж не нормируется в каких-то единицах, и сравнить две модели по жёсткости можно только своими руками. В общем случае можно сказать, что в рамках одной и той же линии лыж модели для более опытных лыжников жёстче, а вот сравнить с моделями других производителей уже придётся или «вручную», или, изучив конструкцию лыж — сколько слоёв металла в каждой из них, из чего сделан сердечник и так далее. Чем больше слоёв металла, тем лыжа жёстче, чем лыжа шире — тем она жёстче при одинаковой конструкции и так далее. Факторов множество, и не все они описаны в каталоге. Да и распределение жёсткости у разных лыж может быть различным — некоторые модели отличаются равномерной жёсткостью по всей длине, как правило, это модели для подготовленных склонов, а у других (универсальных моделей и лыж для фрирайда — катания вне трасс) носок и пятка сделаны мягче, а средняя часть заметно жёстче.
Пока речь шла только о продольной жёсткости. Следует помнить, что есть ещё один параметр, который также не нормируется и даже не указывается в каталогах — это торсионная жёсткость. Эта характеристика определяет, насколько носок и пятка лыжи сопротивляются скручиванию и, соответственно, насколько лыжи цепко держатся за склон кантами в этих зонах. Эта характеристика определяется конструкцией лыж. Узнать о жёсткости лыж хотя бы предварительно можно, посмотрев в графу Усиление.
Наиболее мощное усиление — слои металла, расположенные снизу и сверху сердечника, или только снизу. Лыжи с двумя слоями металла практически всегда будут более жёсткими чем модели, в которых один слой металла заменён на лёгкие стекловолокно или карбон.
Рокер
Рокер (rocker) это обратный прогиб (reverse camber) — подъём области носка лыжи, начинающийся в большей или меньшей степени ближе к креплениям. Его длина в большей степени зависит от назначения лыжи. Вот какие варианты сочетания камбера и рокера в различных моделях применяются одним из крупнейших производителей:
Целей у рокера сразу несколько. Прежде всего, умеренный рокер в универсальных моделях — лыжах, которые получили наиболее широкое распространение, упрощает начало поворота. Это происходит благодаря тому, что эффективная длина канта у закантованной лыжи становится короче, лыжа из-за этого ощущается более короткой и проще поворачивает. Помимо этого, лыжи с такой конструкцией носка намного мягче скользят по неровному склону: приподнятый носок как бы «сглатывает» комья и мягче всплывает на бугры. Такие лыжи лучше управляются в мягком и мокром снегу, при этом достаточно стабильны и нравятся любителям мягкого карвинга и даже тем лыжникам, которые любят агрессивные дуги. И даже достаточно агрессивные любители карвинга получат свой «бонус»: на лыжах с рокером на резаные дуги сил тратится гораздо меньше. А в мягком глубоком снегу лыжи с рокером всплывают на намного меньшей скорости, это избавляет лыжника от необходимости «садиться в заднюю стойку».

Скорость горных лыж
Не встретишь в каталогах и такое понятие, как «скорость горных лыж». Оно может проскользнуть только в сравнении с другими моделями этой же линейки. Как и в случае с жёсткостью, можно сказать, что в рамках одной и той же линии лыж модели для более опытных лыжников рассчитаны на большую скорость. Помимо этого, в случае скорости роль играет и радиус выреза. Как уже упоминалось, чем больше радиус выреза, тем лыжа более склонна к плавным поворотам, а именно такие повороты и используются на высокой скорости.
То есть горные лыжи для высокой скорости отличаются большей жёсткостью, большим радиусом выреза и… большей длиной — ведь чем длиннее лыжа, тем она стабильнее, а стабильность на высокой скорости очень важна. И ещё одно замечание, уже не относящееся к скорости: если ваш вес больше нормы, то выбирайте лыжи на ступеньку-две выше, чем рекомендуется — они будут жёстче, а значит лучше подойдут под ваш вес.

Крепления
Как правило, в характеристиках лыж указываются ещё и тип интерфейса — платформы, на которую устанавливаются крепления, и модель креплений. При этом в модели креплений присутствуют числа — например, 12. Они указывают на верхнее значение диапазона усилий срабатывания DIN. Наиболее распространены крепления со шкалами 3‑10, 4‑12 и 5-14, соответственно в названии лыж будет присутствовать число 10, 12 или 14.
Бывает так, что одна и та же модель лыж комплектуется креплениями разной мощности. Более мощные крепления всегда дороже. Определить, какие крепления нужны вам, просто. Разделите свой вес на 10, полученное значение должно находиться ближе к середине диапазона срабатывания креплений. Например, если ваше усилие срабатывания — «6», вам отлично подойдут крепления со шкалой от 3 до 10, если «8-9», то крепления со шкалой до 12. Более мощные крепления используются спортсменами или тяжёлыми райдерами.