0

Как защищает горнолыжный шлем. Обзор технологий

Источник фото: ridebrain.com
Всё больше райдеров считают горнолыжный шлем обязательным предметом экипировки на склоне, и сегодня некогда жаркие дискуссии о его необходимости как-то поутихли. В нашем блоге мы уже разбирали тонкости его выбора, но пока не вдавались в детали того, за счёт чего шлем защищает нашу голову от сотрясений и ушибов. Здесь мы постараемся ответить на этот вопрос, а заодно расскажем, как совершенствовались технологии защиты головы райдера в последние двадцать лет.
Сразу оговоримся, что, несмотря на высокие технологии, тесты шлемам предстоят одни и те же. Почти все они сертифицируются по двум стандартам: европейскому CE-EN 1077 и американскому ASTM F2040. В обоих случаях шлемы надевают на макеты головы с сенсорами и роняют их с фиксированным ускорением на стальную пластину или конус, чтобы проверить, как шлем гасит удар, не расколется ли он от слабого удара и как он противостоит проникающим воздействиям вроде удара лыжной палкой или веткой. Тестовые методики отличаются в деталях, и американский стандарт считается более строгим, но оба определяют некую минимальную планку защиты головы райдера. И многие современные горнолыжные шлемы планку этих тестов сильно превосходят.

Основы конструкции горнолыжных шлемов

Подавляющее большинство всех современных шлемов для спорта состоит из двух компонентов:
  • Ударопоглощающий слой из пенополистирола. В описании обычно обозначается аббревиатурой EPS (Expanded polystyrene). Он состоит из гранул полистирола, которые сначала разогревают горячим воздухом, отчего они увеличиваются в объёме до шести раз. Затем их с помощью пресса наносят на матрицу будущего шлема и после обрабатывают горячим паром. Пар слегка плавит стенки гранул, отчего они намертво спекаются в цельную форму. Гранулы пенополистирола упруги, и оболочка шлема из них способна поглощать и рассеивать ударные нагрузки за счёт собственной деформации. При ударе массив пенополистирола сжимается и таким образом снижает его силу. Если же удар слишком силён, то оболочка шлема раскалывается, тем самым поглощая его энергию.
  • Внешняя пластиковая оболочка защищает голову райдера от проникающих воздействий, а также бережёт внутренний слой из пенополистирола от повреждений и преждевременного разрушения. Также пластиковая оболочка шлема способна отводить часть ударов по касательной и дополнительно рассеивать их энергию. Как и пенополистирол, пластиковая оболочка при раскалывании поглощает часть энергии сильного удара.
Шлем Giro в разрезе. Толстый ударопоглощающий слой из гранул пенополистирола сверху покрыт оболочкой из прочного ABS-пластика
Шлем Giro в разрезе. Толстый ударопоглощающий слой из гранул пенополистирола сверху покрыт оболочкой из прочного ABS-пластика © Giro
Однако пластиковая оболочка может быть разной, и с ударопоглощающим слоем её тоже соединяют по-разному. Существует три основных типа конструкций: Hardshell, In-mold и их смесь. Голову от ударов они берегут одинаково, но прочие свойства шлемов могут заметно отличаться.
Наглядное видео от Giro, демонстрирующее In-mold и Hardshell-шлемы в разрезе

Конструкция шлемов Hardshell

Шлемы конструкции Hardshell делают так. На производстве изготавливают достаточно толстую оболочку из ABS-пластика, которую затем склеивают с ударопоглощающей основой из пенополистирола. С точки зрения безопасности райдера такая конструкция считается едва ли не самой надёжной. Слой ABS-пластика хорошо распределяет ударные нагрузки на большую площадь, отчего способен выдержать многократные удары небольшой и средней силы без потери прочностных свойств. Также он превосходно защищает от проникающих воздействий, когда шлем налетает на ветку или штырь. По этим причинам шлемы для трюкового катания чаще всего выполнены в конструкции Hardshell, так как частые падения в нём — норма.
Под толстой пластиковой оболочкой шлема можно разместить сложную систему регулируемой вентиляции с многочисленными шторками-заслонками и воздушными каналами. Вдобавок на жёсткий ABS-пластик проще вмонтировать визор или крепления для установки защиты подбородка.
Главный недостаток конструкции Hardshell — вес. Шлем получается довольно тяжёлым — около 550-600 грамм, а то и больше. Производители стараются разрешить эту проблему, заменяя ABS-пластик оболочками из карбона или стекловолокна, но это не приводит к радикальному снижению веса, а вот стоимость шлема увеличивает изрядно.
Горнолыжный шлем Dainese R001 Fiber Black
-25%
17 625 ₽
23 500 ₽
Dainese Горнолыжный шлем Dainese R001 Fiber Black
52-53 56-57
Подробнее
Подробнее
Подробнее
Подробнее
Подробнее
Подробнее

Конструкция шлемов In-mold

Внутренний слой из пенополистирола покрывают тонкой пластиковой оболочкой. Обычно — из поликарбоната. Её также изготавливают отдельно: растягивают лист полимера по матрице до очень тонкого состояния и по форме шлема. А уже затем эту оболочку надевают на ударопоглощающую основу и спекают их воедино под давлением при высокой температуре. Внешне выглядит так, словно пластик наплавлен на слой пенополистирола. И вместе они представляют собой неразделимое целое. За счёт очень тонкого пластика шлемы с конструкцией In-mold получаются существенно легче — в среднем около 350-400 грамм. Но и разбить такой шлем при ударе средней силы проще, чем модель с Hardshell-конструкцией.
Подробнее
Подробнее

Гибридная конструкция

Оба метода соединения внешней и внутренней оболочек шлема могут комбинироваться в одной модели. Обычно в каталогах их обозначают как Hybrid. Как правило, верхняя и передняя часть горнолыжного шлема изготавливаются в рамках Hardshell-конструкции, а боковая и затылочная — в формате In-mold. Реже делают ровно наоборот. Комбинирование разных способов соединения пластика и пенополистирола даёт хороший компромисс между весом, безопасностью и прочностью шлема, но и его цена растёт, так как заметно увеличивается число производственных операций.
Горнолыжный шлем CP Corao. Красный верх выполнен в конструкции Hardshell, что позволило сделать сложную вентиляцию и закрепить на нём визор. А чёрные затылок и бока шлема сделаны по технологии In-mold ради снижения веса
Горнолыжный шлем CP Corao. Красный верх выполнен в конструкции Hardshell, что позволило сделать сложную вентиляцию и закрепить на нём визор. А чёрные затылок и бока шлема сделаны по технологии In-mold ради снижения веса
Первые горнолыжные шлемы, состоящие из пластика и пенополистирола, появились в профессиональном спорте в середине 1950-х годов. С той поры принцип их работы фактически не менялся, просто шлемы становились всё легче, комфортнее и эргономичнее в использовании.
Бесконечно так продолжаться не могло. Уже в начале 2000-х годов на рынке сосуществовали все три описанные нами конструкции горнолыжных шлемов со своими преимуществами и недостатками. Но параллельно на свет начали появляться новые технические решения, призванные преодолеть минусы классических шлемов. Свидетелями этих изменений являемся и мы с вами: большая часть технологий, речь о которых пойдёт ниже, появилась и получила распространение буквально в последние десять лет.
Итак, что же нового было привнесено в конструкцию современных шлемов для горных лыж и сноубординга?

Технология MIPS

Сегодня это одна из наиболее передовых разработок в мире защитной экипировки. История её появления стартует в 1995 году. После нескольких лет обучения и работы во Всемирной организации здравоохранения шведский нейрохирург Ханс ван Холст (Hans von Holst) пришёл к выводу, что современные ему спортивные шлемы не обеспечивают должной степени защиты головного мозга от травм, если удар приходится под углом или по касательной. В этом случае на головной мозг влияют силы вращения, заставляя его смещаться внутри черепной коробки, что чревато серьёзным вредом для здоровья. Совместно с Питером Холлдином (Peter Halldin), исследователем из Королевского технологического института Швеции, ван Холст решил разработать более эффективную защиту от травм головы. Вместе они тщательно проанализировали анатомию и физиологию головного мозга и разработали ряд новых тестовых методик для оценки защитных свойств шлемов.
Для продолжения разработок в 2001 году была создана компания MIPS AB. Аббревиатура MIPS расшифровывается как Multi-directional Impact Protection System, то есть «защита от разнонаправленных ударов». Потребовалось ещё восемь лет тестов и доработок, прежде чем концепция MIPS обрела своё живое воплощение в шлемах для конных видов спорта. А на рынок велосипедных и горнолыжных шлемов шведская компания вышла годом позже — в 2010-м. В следующие шесть лет MIPS AB начала сотрудничать с большинством ведущих брендов спортивной защитной экипировки и оснастила своей системой более 200 моделей шлемов для самых разных видов спорта.

Особенности системы MIPS

Сама технология подражает защитным системам головного мозга. Он покоится в жидкой оболочке, которая демпфирует удары и не даёт ему проворачиваться внутри черепной коробки. В свою очередь, система MIPS состоит из собственно шлема и цельной внутренней оболочки, которая гибко соединена с ним с помощью нескольких эластичных элементов. Их удлинение обеспечивает смещение шлема относительно внутреннего слоя на 10-15 миллиметров, что нейтрализует вращательные силы, которые возникают при ударах, приходящихся под углом или по касательной.
Демонстрация принципов работы технологии MIPS
Тесты продемонстрировали снижение скручивающей нагрузки на 39% в сравнении со шлемами, не оснащёнными MIPS. Стокгольмская испытательная лаборатория компании продолжает работать над своей технологией и стремится создать новые тестовые методики, которые бы более точно отражали защитные свойства шлема.
Все шлемы, оснащённые технологией MIPS, отмечаются фирменным логотипом в виде яркой жёлтой точки
Все шлемы, оснащённые технологией MIPS, отмечаются фирменным логотипом в виде яркой жёлтой точки. Источник фото: switchbacktravel.com

Технологии Shred RES, Atomic AMID и CP ODSA

Несмотря на очевидные преимущества технологии MIPS, она всё же имеет ряд недостатков. Внутренняя оболочка в сочетании с эластомерным креплением увеличивают вес шлема на 50-90 грамм и слегка уменьшают его размер в обхвате в сравнении с аналогичными моделями, не оснащёнными MIPS. При этом применение этой защитной технологии ведёт к заметному удорожанию шлемов, так как для каждой модели в Стокгольмской лаборатории проектируется отдельная конструкция внутренней оболочки и её креплений.
Преодолеть эти недостатки решили разработчики компании Shred. Они создали систему, аналогичную MIPS, которая работает схожим образом. Шлем слегка подвижен относительно головы райдера, что уменьшает вращательные силы, которые возникают при ударах по касательной. За одним очень важным исключением. Вместо целого слоя-подшлемника в Shred RES используется восемь небольших точек, которые гибко закреплены на скользкой эластомерной основе на внутренней стороне шлема. Такое решение гораздо легче, чем цельная оболочка MIPS, и проще в изготовлении, что делает оснащённые RES шлемы дешевле. Так, самый доступный шлем Shred с технологией RES стоит около 130 $, в то время как средняя цена на модели с MIPS около 150 $.
Тем не менее конкуренция всё же сделала своё дело. Система MIPS в последние годы приобрела более широкое распространение, и сейчас есть оснащённые ею шлемы в ценовой категории от 100 $. Вдобавок внутренняя оболочка MIPS заметно «похудела», хотя до лаконичности точек Shred RES ей всё же пока далеко.
Демонстрация работы системы Shred RES. На английском, но очень наглядная
На фоне конкуренции Shred RES и MIPS стало ясно, что гашение вращательных сил при ударе становится перспективным трендом в производстве шлемов. А потому ещё больше компаний решили создать свои аналоги MIPS. Например, Atomic презентовал AMID: Atomic Multi-directional Impact Deflector, или дословно «отражатель разнонаправленных ударов Atomic». Работает технология по следующему принципу. В верхней части шлема расположено несколько эластичных элементов, которые позволяют ему слегка прокручиваться относительно головы, снижая вращательные силы от вертикальных ударов или ударов по касательной.
Более сложную конструкцию создал итальянский производитель шлемов CP. Его система ODSA — Omni-directional Shock Absorption состоит из двух тонких слоёв пенополистирола, между которыми расположены мягкие и эластичные гелевые подушки. Они не только позволяют шлему слегка прокручиваться относительно головы, но и значительно смягчают удар.

Технологии ударопоглощающего слоя

Технологии MIPS и Shred RES делают шлемы намного безопаснее, но не меняют самой основы их конструкции. А между тем в индустрии уже давно идёт поиск материалов и структур, которые могли бы усовершенствовать или заменить пенополистирол в качестве ударопоглощающего слоя.
Пенополистирол устраивал всех производителей шлемов на протяжении пятидесяти лет. Он сравнительно лёгок, а также хорошо рассеивает и поглощает энергию удара. Ему относительно просто придать нужную форму, и, что немаловажно, он дёшев в производстве. Поэтому в наши дни пенополистирол по-прежнему выступает в качестве основы при изготовлении даже самых технически продвинутых шлемов. Однако и у него есть пара недостатков:
  • Пенополистирол лёгок, но бесконечно облегчать оболочку из него без потери защитных свойств невозможно. Это привело к тому, что горнолыжные шлемы в новом тысячелетии «худели» намного медленнее остального снаряжения райдера. А уменьшить вес было необходимо, так как лёгкий шлем комфортнее в ношении, и риск, что райдер откажется от его приобретения или использования, заметно ниже.
  • Оболочка из EPS достаточно жёсткая и почти не амортизирует относительно слабые удары, с которыми ежедневно сталкивается большинство райдеров на склоне. Например, когда ударяются головой о нежёсткий склон при падении, гранулы пенополистирола просто не сжимаются и передают всю нагрузку на голову. Заметного вреда для здоровья такие удары обычно не несут, но неприятные ощущения райдеру гарантированы. Не спасает даже то, что слой гранул EPS у продвинутых шлемов различается по плотности: помягче ближе к голове и пожёстче — снаружи.
  • Гранулы EPS после сжатия не восстанавливают свой объём обратно, отчего прочностные свойства защитной оболочки снижаются. По этой причине производители и рекомендуют менять шлем после ударов очень большой силы, даже если на нём не осталось серьёзных видимых повреждений.
  • Производство пенополистирола — вредный для окружающей среды процесс, а сам этот полимер не поддаётся переработке.
И в разных компаниях эти проблемы решали по-разному.

Технологии Salomon EPS4D и Atomic EPS Holo Core

В Salomon решили не отказываться от пенополистирола, а просто доработать саму структуру его слоя по принципу «нужный материал в нужном месте». EPS-оболочку изменили так, что вокруг головы райдера она отформована в виде множества ячеек неправильной формы. В промежутках между ними толщина пенополистирола заметно уменьшена. Это ощутимо сократило вес шлемов: в среднем он чуть меньше 400 грамм, в то время как классические модели весят чуть более 500 грамм. А способность рассеивать и поглощать ударную нагрузку даже возросла. Она на 30% выше, чем того требуют стандарты CE-EN 1077 и ASTM F2040, принятые в индустрии производства горнолыжных шлемов. Всё потому, что ячейки-утолщения гнутся и деформируются независимо друг от друга.
Внутренняя поверхность шлемов Salomon MTN Lab и MTN Patrol, защитная оболочка которых выполнена по технологии EPS4D © Salomon
Оригинальная разработка была названа EPS4D и сегодня применяется в большинстве шлемов Salomon. Одной из последних разработок Salomon стал шлем MTN Lab, ориентированный на любителей скитура и фрирайда. Модель прошла сертификацию как горнолыжный шлем (CE-EN 1077, ASTM F2040) и как альпинистская каска (CE-EN 12492). MTN Lab весит всего 360 грамм в среднем размере, при этом обладает большой площадью покрытия, комфортным подшлемником, системой регулировки размера и даже фиксаторами для ремешка налобного фонаря. На основе MTN Lab также выпускается серия шлемов MTN Patrol, которые тоже прошли двойную сертификацию.
Конструкция Salomon EPS4D не привела к удорожанию, ведь в компании просто перешли на новые матрицы, с помощью которых формуется пенополистирольная оболочка. Так что райдеры сегодня могут приобрести действительно лёгкий и надёжный шлем по сравнительно невысокой по меркам индустрии цене. Например, вполне бюджетные модели Salomon Brigade — крепкий шлем для катания в парке и более лёгкий Salomon Pioneer.
Идею Salomon подхватили в Atomic, что неудивительно: обе марки входят в группу компаний Amer Sports. Правда, прямым копированием австрийцы заниматься не стали и слегка доработали конструкцию шлема. Помимо формовки ячеек-утолщений, как у Salomon EPS4D, основу из пенополистирола просверлили в нескольких местах, а также расширили вентиляционные каналы. Таким образом шлем дополнительно «похудел», но сохранил соответствие принятым стандартам безопасности. Конструкция получила название Atomic EPS Holo Core.

Шлемы Smith со слоем Aerocore

Одними из первых существенно облегчили свои шлемы в компании Smith, заменив часть пенополистирола в них на вставки из материала Koroyd. Он состоит из множества спаянных друг с другом полимерных трубочек, образующих сотовую структуру — лёгкую, но довольно прочную. Несмотря на внешнюю хрупкость, Koroyd отлично справляется с ударными нагрузками. Сжимаясь, его трубочки поглощают энергию удара, а потому изготовленные со слоем Aerocore шлемы полностью соответствуют действующим стандартам безопасности.
Когда трубочки Koroyd сминаются, они поглощают энергию удара
Когда трубочки Koroyd сминаются, они поглощают энергию удара. Источник фото: bikerumor.com
В Smith новая технология получила название Aerocore за прекрасную вентиляцию и сравнительно низкий вес получаемой защитной оболочки. Последнее позволило нафаршировать готовые шлемы различными примочками, включая технологию MIPS, радикально не увеличивая их вес относительно аналогов. Средний вес шлемов Smith со слоем Aerocore колеблется в пределах 500-550 грамм. Пусть это и не самые лёгкие модели на рынке, но показатель хороший, особенно учитывая богатую начинку. Главный же недостаток кроется в дороговизне материала Koroyd, отчего не стоит ожидать сколько-нибудь массового распространения горнолыжных шлемов на его основе.
Трубочки Koroyd в верхней части женского шлема Smith Vantage
Трубочки Koroyd в верхней части женского шлема Smith Vantage. Источник фото: switchbacktravel.com

Тем не менее из-за отличной вентиляции Koroyd используется в дорожных и MTB-велошлемах топ-класса у Alpina, Smith и Endura.

Увы, но все перечисленные технологии не решают второй проблемы пенополистирола в шлемах — его «неумения» эффективно амортизировать слабые, но неприятные удары, с которыми сталкивается большинство райдеров. Поэтому в дело идут пластичные полимеры, которыми дополняют защитную оболочку из EPS. Как правило, они позволяют слегка снизить вес шлема, а за счёт большей упругости и пластичности вставки из них поглощают энергию ударов, как слабых, так и сильных.

Дополнительная амортизация ударов

Внутренняя поверхность некоторых шлемов Atomic выложена панелями из пены Live Fit, обладающей памятью формы, — для максимально точной, быстрой и индивидуальной подгонки шлема. Но в то же время они отличаются высокой упругостью и дополнительно смягчают удар.
Полноценные вставки из ударопоглощающего материала в шлемах одними из первых начали использовать в Shred. Материал NoShock перекочевал из их же протекторов для тела, выпускающихся под маркой Slytech. Это пена, обладающая очень высокими ударопоглощающими свойствами, и для большей гибкости и распределения энергии удара на широкую площадь её вырезают в виде сетки из сот. Вставки из NoShock делают шлемы Shred чуть комфортнее за счёт лучшего поглощения и рассеивания ударной нагрузки.
Синяя вставка — ударопоглощающий слой NoShock на внутренней стороне шлема Shred Slam Cap
Синяя вставка — ударопоглощающий слой NoShock на внутренней стороне шлема Shred Slam Cap. Источник фото: agnarchy.com
По аналогичному пути пошла немецкая марка Marker, известная на весь мир своими горнолыжными креплениями. В 2014 году компания представила собственную коллекцию горнолыжных шлемов. Оригинальной чертой некоторых моделей стало использование вставок из ударопоглощающего полимера MAP на внутренней стороне. Их расположили спереди, по бокам и на затылке — там, где удары наиболее часты. В обычном состоянии пена MAP упругая и пластичная, отчего при слабых ударах сжимается раньше, чем гранулы пенополистирола, абсорбируя нагрузку. Но при ударах большой силы она становится плотнее и поглощает удар столь же эффективно, как EPS.
Красные части — вставки из ударопоглощающей пены MAP в шлеме Marker
Красные части — вставки из ударопоглощающей пены MAP в шлеме Marker. Источник фото: dalbello.it
Также некоторые попытки амортизировать слабые удары уже не связаны со шлемами напрямую. Компания 2nd Skull выпускает тонкие подшлемники и повязки, предоставляющие защиту, основанную на свойствах неньютоновских жидкостей. Они поглощают энергию ударов различной силы и могут служить дополнением к горнолыжному или иному шлему. При слабых ударах они поглощают их энергию и снижают неприятные ощущения, а при сильных — служат дополнительной защитой.
Но как быть с низкой «живучестью» гранул пенополистирола? Ответом стали гибкие шлемы из принципиально новых полимеров.

Мягкие Softshell-шлемы

Первыми на столь смелый эксперимент пошли в Giro, представив в 2013 году гибкие шлемы Combyn и Discord, созданные в рамках новой Softshell-конструкции. Вместо EPS-пены в них использовали два слоя винил-нитрила разной плотности. Материал рассеивает и поглощает как сильную, так и слабую ударную нагрузку и при этом отличается эластичностью, давая шлему возможность восстанавливать свою форму после деформации. Это и позволяет ему выдерживать многочисленные удары без снижения защитных свойств. Поэтому и свою Softshell-конструкцию в Giro создавали с прицелом на райдеров — завсегдатаев парка и неподготовленных склонов. Сама форма и дизайн Combyn были списаны с классики парковых шлемов. Внешнюю оболочку для него также сделали из гибкого пластика, который не хуже ABS защищает голову и внутренние слои шлема от проникающих механических воздействий.
Обзор Softshell-конструкции шлемов Giro
Аналогичную с Giro «мягкую» конструкцию представил Anon в 2016 году. В шлеме Endure использовали гибкий пластик в сочетании со съёмным подшлемником из материала G-Form — полимера, который отличается высокой эластичностью и мягкостью в нормальных условиях, но твердеет в момент удара, поглощая его энергию. Кстати, он же часто используется в различных защитных чехлах и сумках для электроники.
Гибкий шлем Giro Discord с ударопоглощающим слоем из винил-нитрила
Гибкий шлем Giro Discord с ударопоглощающим слоем из винил-нитрила. Источник фото: gearist.com
Но дальше всех зашли инженеры итальянской компании Dainese — мирового лидера в области производства спортивной защитной экипировки. Они создали собственный Softshell-шлем, основываясь на уже апробированной ими технологии изготовления мягкой защиты спины Flexagon. В качестве ударопоглощающего слоя в шлеме Dainese Flex выступали гибко соединённые друг с другом шестиугольники разного размера, вырезанные из пены Crash Absorb. Они образовывали сотовую структуру, которая рассеивала удары по большой площади, не позволяя им концентрировать свою нагрузку в одной точке.
Конструкция шлемов Dainese Flex
А что с проникающими механическими воздействиями? Им в шлемах Dainese Flex противостоит внутренний слой из вязкого, поглощающего удар материала, который не позволяет проткнуть их насквозь и нанести травму голове райдера. Внешняя оболочка из пластика заменена прочной тканью, которая защищает внутренние слои от износа. Шлему Dainese Flex даже не потребовалась продвинутая система вентиляции. Он прекрасно дышит сам за счёт перфорации всех слоёв и тканевой оболочки.
Все эти технологии выглядят прорывными и обнадёживающими. Вот только перечисленные Softshell-шлемы так и не получили широкого распространения и стали лишь своеобразным экспериментом. Последней выпуск своих Combyn и Discord прекратила компания Giro — в 2020 году они пропали из её каталога.
Причин, по-видимому, много. Одна из них кроется в психологическом барьере: райдеры не доверяли новым «гибким» конструкциям, предпочитая традиционные варианты. Аналогичная ситуация уже возникала, когда на рынке появились мягкие протекторы для тела, которые были встречены довольно холодно, но сегодня используются наравне с пластиковой защитной экипировкой. Но гибкие нательные протекторы обладают очевидными преимуществами перед жёсткими: их проще спрятать под одеждой и в них намного комфортнее двигаться. И здесь обнаруживается вторая причина непопулярности гибких шлемов. В массе своей они были не самыми удобными, а вот явных плюсов вроде низкого веса или очень комфортной посадки, которые становятся ясны ещё при примерке, эти модели не имели.
Тем не менее поиски альтернативы для пенополистирола продолжаются, пусть и несколько в ином русле. Так, в некоторых шлемах Shred используются оболочки из акриловых гранул Casidion, которые способны восстанавливать свой изначальный объём после сжатия от удара. Они легче и долговечнее EPS, а также лучше амортизируют слабые удары.

Шлемы из вспененного полипропилена

Самой первой заменой EPS стали гранулы EPP (Expanded polypropylene) — вспененного полипропилена. Визуально они неотличимы друг от друга, и технология создания шлемов на их основе почти идентична. Но, в отличие от EPS, гранулы EPP более упругие и могут медленно восстанавливать свою форму после сжатия, отчего ударопоглощающий слой из них способен пережить несколько сильных ударов без радикальной потери защитных свойств. Вдобавок плотность полипропиленовых гранул немного ниже, чем у EPS, что обеспечивает им выигрыш в весе.
И последним свойством уже пользуются некоторые компании. Так, самые лёгкие альпинистские каски в мире Petzl Sirocco изготовлены из EPP . Высококлассные шлемы для скейтеров и роллеров — тоже, но по причине умения пенополипропилена «держать удар», ведь падения на асфальт и бетон в этом спорте не редкость. Даже в горнолыжной индустрии можно найти шлемы из EPP. Например, несколько моделей выпускаются под марками Rossignol и POC. А Salomon использует вставки из пенополипропилена низкой плотности на лбу и затылке в шлемах Sight. Технологию именуют Salomon Smart Safety.
Голубым цветом выделены зоны из EPP низкой плотности в шлемах Salomon с технологией Smart Safety
Голубым цветом выделены зоны из EPP низкой плотности в шлемах Salomon с технологией Smart Safety © Salomon
Казалось бы, почему тогда вся индустрия защитного снаряжения не перейдёт на шлемы из EPP? Проблема в том, что для достижения тех же ударопоглощающих свойств требуется бо́льшая толщина слоя пенополипропилена, нежели традиционного EPS. А значит, готовый шлем при прочих равных получится более тяжёлым и громоздким.
В нашем обзоре мы осветили только те технические решения, которые уже доступны на массовом рынке и прошли апробацию. За его рамками остались многие технологии, которые разрабатываются массой небольших компаний, но все они работают в пределах описанных нами выше трендов.
© Спорт-Марафон, 2023 Данная публикация является объектом авторского права. Запрещается копирование текста на другие сайты и ресурсы в Интернете без предварительного согласия правообладателя — blog@sport-marafon.ru
Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях
Мне нравится

Товары по теме

Статьи по теме

В рассылке блога мы рассказываем о новых коллекциях
, интересных товарах
и людях
Если у вас есть вопросы или пожелания по блогу, пишите их нам, мы постараемся учесть.
Напишите нам, о чём бы вы хотели прочитать в нашем блоге.
Заметили ошибку? Выделите текст ошибки, нажмите Ctrl+Enter, отправьте форму. Мы постараемся исправить ее.