Весь товар, представленный на сайте, Вы можете найти в магазине
по адресу: ул. Сайкина, 4
  • 8 (495) 668-14-97
  • 8 (495) 287-87-97
  • 8 (800) 333-14-41
  • Бесплатный звонок по России
Телеграм чат
Каждый день
Магазин на Сайкина 4
с 10 до 24
Интернет-магазин
с 10 до 22
Присоединяйтесь к нам:

Избранное

Жидкотопливные и мультитопливные горелки. Что важно знать?

12.07.2017

Жидкотопливные горелки ведут своё существование с 1892 года — с момента изобретения шведским инженером Францем Вильгельмом Линдквистом бесфитильной бессажевой горелки, работающей на керосине, названной в дальнейшем «Primus No 1».

Горелка Primus No 1 сегодня стала предметом коллекционирования. Многие экземпляры по-прежнему исправны и готовы к работе

Горелка Primus No 1 сегодня стала предметом коллекционирования. Многие экземпляры по-прежнему исправны и готовы к работе © classiccampstoves.com

Основной принцип работы с тех пор не изменился — жидкое топливо подаётся в горелку после предварительного прогрева в специальном «змеевике», в ходе которого оно переходит в газообразное состояние, что заметно снижает его расход при распылении форсункой и последующем сгорании.

Схема работы жидкотопливной горелки на примере MSR Whisperlite

Схема работы жидкотопливной горелки на примере MSR Whisperlite

В отличие от первых примусов, основная масса современных портативных жидкотопливных горелок имеет не встроенную топливную ёмкость, а выносную фляжку, соединённую с горелкой гибким шлангом. Сделано это с целью уменьшить объём, снизить вес и повысить эффективность горелки за счёт использования «глухих» ветрозащитных экранов. В случае с классическим примусом их применение исключено во избежание перегрева и возможного взрыва топливного бачка.

Несмотря на распространённость газовых горелок самых разных конструкций на современном рынке портативного топливного оборудования, жидкотопливные горелки всё же не собираются сдавать своих позиций. Более того именно они становятся той самой «горелкой на все случаи жизни» по результатам тестов как рядовыми пользователями, так и различными outdoor-изданиями. Всё потому, что жидкотопливные модели обладают рядом неоспоримых преимуществ, обеспечивающих им прочное положение в рюкзаках многих путешественников и спортсменов.

Достоинства жидкотопливных горелок

  • Вес. Экономия веса достигается за счёт носимого топлива на протяжённых маршрутах. Суммарный вес баллонов с газом превосходит вес жидкого топлива, необходимого для длительной автономной эксплуатации горелки. При этом пустые баллоны весят немало и их придётся всё время нести с собой, а позже позаботиться о грамотной утилизации Появление котелков с напаянным ко дну радиатором только усилило указанное преимущество. Сегодня тандем «жидкотопливная горелка + котелок с теплообменником» является одним из наиболее энергоэффективных и надёжных вариантов полевой кухни для продолжительных автономных экспедиций групп туристов.
  • Стабильность в работе. Давление в топливной ёмкости создаётся и поддерживается самим пользователем, что обеспечивает стабильную работу горелки в условиях эксплуатации при отрицательных температурах вне зависимости от количества топлива в ёмкости. Давление в газовом баллоне, напротив, падает по мере выхода топлива, а также при воздействии низких температур, что приводит к нестабильной работе горелки.
  • Распространённость топлива — неэтилированным бензином заправляют автомобили, а керосин и бензин «Калоша» активно применяются в бытовых целях, особенно в странах третьего мира и в географически удалённых районах. Учитывая, что перевозка газовых баллонов и легковоспламеняющихся жидкостей в самолётах запрещено, это преимущество жидкотопливных горелок для многих туристов становится основным.
  • Цена топлива. Цена жидкого топлива существенно ниже газовых баллонов сопоставимого объёма.
На фото — горелка MSR Whisperlite International

На фото — горелка MSR Whisperlite International © Emily Polar, thesummitregister.com

Недостатки жидкотопливных горелок

Пожалуй, главной головной болью пользователей жидкотопливных горелок являются их запуск и обслуживание. Для того, чтобы обеспечить предварительный прогрев чашки горелки и топливной магистрали, необходимо сбрызнуть их горючим и поджечь, что требует определённой сноровки и особой аккуратности. Отметим, что эта процедура заметно затрудняет эксплуатацию горелки в сложных погодных условиях, когда приходится готовить либо наспех, либо в тамбуре палатки. Кроме того, на этапе прогрева сгорающее топливо может коптить. В руках опытного пользователя на процедуру предварительного прогрева уходит, по меньшей мере, 2-3 минуты. Но такая сноровка приобретается после множества попыток. Поэтому время кипячения одного литра воды, которое указывается производителем, необходимо рассматривать с поправкой на предварительный прогрев.

Существенным минусом любой жидкотопливной горелки является запах и загрязнения, с которыми непременно связана её эксплуатация и которые могут передаваться другим вещам в вашем рюкзаке. Так что транспортировать горелку лучше в отдельном кейсе или плотном гермомешочке.

Жидкотопливная горелка Optimus Nova

Жидкотопливная горелка Optimus Nova © optimusstoves.com

Обслуживание жидкотопливных горелок, как правило, сводится к очистке от продуктов горения, которые оседают на стенках топливной магистрали и форсунках, что ухудшает прохождение топлива через них и приводит к неравномерной работе устройства. Сборка/разборка и чистка горелки могут причинить немало неудобств в полевых условиях. Поэтому чем проще конструкция горелки — тем лучше.

Ответственные производители выпускают к своим горелкам специальные наборы, содержащие в себе как необходимый для чистки и ремонта инструмент, так и важные запасные части — рассекатели пламени, прокладочные кольца и т.д. Ремнабор может выпускаться как для конкретной модели горелки, как пример — ремнабор для Primus OmniFuel, так и для всего модельного ряда жидкотопливных горелок одного производителя — например, ремнабор Expedition Service Kit от MSR. Также важно, чтобы производитель выпускал и продавал отдельно наиболее важные детали, которые чаще всего выходят из строя. В первую очередь к ним относятся насосы и рассекатели пламени.

Частота обслуживания горелки напрямую зависит от качества используемого вами жидкого топлива. Поэтому остановимся на его разновидностях подробнее.

Какое топливо пригодно для жидкотопливных горелок?

  • Бензин. Основным топливом для горелок является так называемый «white gas»В англоязычной среде также именуется как нафта (naphta) — бензин с октановым числом в пределах 50-54, известный среди российских пользователей как бензин «Калоша». Из всех применяемых в современной индустрии видов жидкого топлива для портативных горелок — этот самый легковоспламеняющийся и имеющий наивысшую среди них энергетическую ценность (около 10200 ккал/кг), что обеспечивает ему сравнительно низкий расход. Настоятельно рекомендуется для эксплуатации всеми производителями портативного топливного оборудования. Преимуществом этого топлива также является его сравнительно высокая распространённость — в бытовых целях он используется в качестве растворителя по всему миру. Близок по эксплуатационным свойствам к «white gas» неэтилированный бензин (unleaded gas), который используется для заправки автомобилей. До недавнего времени в английском языке также употреблялось словосочетание white gasoline. Судя по российскому ГОСТу, весь продающийся в России бензин нужно отнести к неэтилированному, но практика показывает, что для горелок целесообразнее использовать АИ-92, хотя всё очень зависит от его качества на конкретной заправке. Применение этилированного бензина возможно, но лишь в случае отсутствия под рукой иных видов топлива — его сгорание сопряжено с испарением вредных присадок, которые содержаться в нём, а также быстрому загрязнению рабочих узлов горелки.
  • Керосин. Применение керосина (kerosene) в горелках также возможно, и подчас даже рекомендовано — по своей энергетической ценности он очень близок к «white gas» и неэтилированному бензину (около 10 100 ккал/кг), хотя найти его в бытовых магазинах зачастую даже проще. Керосин, как правило, обладает бо́льшим числом химических примесей в сравнении с бензином «Калоша», что может привести к ускоренному загрязнению важных рабочих узлов горелки (форсунок и топливной магистрали). Вдобавок, его горение сопряжено со стойким неприятным запахом. Нежелательно применение лёгкого сорта керосина — растворителя уайт-спирита. Это топливо хорошо горит и почти не загрязняет горелку, но его высокая проникающая способность может привести к протечкам с предсказуемыми последствиями — от испорченных растворителем вещей и продуктов до пожара. Также уайт-спирит со временем разрушает прокладочные кольца в горелке и топливной ёмкости, что опять же может спровоцировать утечку топлива. Поэтому его следует использовать только в тех ситуациях, когда иного топлива под рукой не оказалось.
  • Дизельное топливо. Применение дизельного топлива (diesel) поддерживается лишь в некоторых моделях жидкотопливных горелок, что делается для повышения универсальности их применения. Примерами здесь могут служить Primus OmniFuel и MSR XGK EX, имеющие в комплекте специальные форсунки для распыления дизельного топлива. Оно отличается меньшей энергетической ценностью в сравнении с керосином и очищенным бензином — около 9 800 ккал/кг, что приводит к заметно большему расходу. Использование дизельного топлива также сопряжено с довольно быстрым, в сравнении с остальными перечисленными видами топлива, засорением узлов горелки. Поэтому производители рекомендуют применять его только в экстренных случаях. Отметим, что дизельное топливо, которое можно приобрести на российских заправках и в странах третьего мира не отличается высоким качеством.

Мультитопливные горелки

До недавнего времени в каталогах большинства ведущих производителей портативного топливного оборудования под мультитопливными понимались жидкотопливные горелки способные работать на разных видах жидкого топлива — бензине, керосине, дизельном топливе и т.д. Значение этого термина изменилось с появлением горелок способных работать как на жидком топливе, так и на газовой смеси. Пионерами таких конструкций можно считать модели Primus MultiFuel и OmniFuel. Как правило, такие модели изготавливаются на базе жидкотопливных, с добавлением в комплект форсунки для газа и переходника под резьбовой газовый баллон. Безусловным плюсом таких систем является возможность их комфортной всесезонной эксплуатации — в тёплое время года можно использовать газ, а в холодное — бензин или керосин.

Мультитопливная горелка Primus OmniFuel Мультитопливная горелка Primus OmniFuel

Мультитопливная горелка Primus OmniFuel способна работать как на газе, так и на жидком топливе © Martin Boehn, outdoorshop-magazin.de

Итак, попробуем подытожить всё выше написанное нами и ответить на главный вопрос: какими же свойствами должна обладать идеальная жидкотопливная горелка?

  • Простота конструкции заметно облегчает обслуживание горелки и повышает её надёжность — чем меньше деталей могут сломаться или засориться, тем лучше. Недаром конструкция едва ли не самой известной и популярной туристической горелки в мире — MSR Whisperlite, исключительно проста и не менялась уже больше 20 лет!
  • «Всеядность». Чем больше форсунок в комплекте у горелки, тем проще вам будет найти подходящее топливо. При этом крайне важно, чтобы выбранная вами модель была неприхотлива и стабильно работала на указанных производителям видах жидкого топлива. Проверяется это, увы, только в боевых условиях. Поэтому при покупке жидкотопливной горелки, вполне оправданно выбирать из числа «обкатанных» моделей от ведущих производителей — Primus, MSR, Optimus.
  • Ремонтопригодность. Выбирайте жидкотопливную горелку только из числа тех производителей, кто выпускает к своим моделям ремнаборы для обслуживания и замены «расходников», а также полный комплект запчастей. В противном случае вы рискуете остаться с исправной горелкой способной служить ещё долгие годы, для которой не нашлось целого насоса взамен поломанного.
  • Тем, кто берёт одну горелку на все случаи жизни точно пригодится полноценная мультитопливная горелка, которая способна работать на жидком топливе или газе.

Александр Денисов

Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях
Я рекомендую Мне нравится
© Спорт-Марафон, 2018 Данная публикация является объектом авторского права. Запрещается копирование текста на другие сайты и ресурсы в Интернете без предварительного согласия правообладателя — blog@sport-marafon.ru

Товары по теме

Статьи по теме:

Сколько топлива брать в поход
Каждый, кто хоть раз собирал рюкзак для похода, задавался вопросом – сколько топлива взять для горелки? Для ответа на него читайте очень полезную статью от компании MSR.
далее
Как выбрать походный фильтр? Обзор видов и характеристик
Вопреки сюжету известной сказки, современные технологии позволяют туристам пить буквально из лужи. Компактные походные фильтры уже стали неотъемлемой частью экипировки многих любителей outdoor за рубежом и пока слабо распространены в России. О том, что они из себя представляют и как их выбрать читайте в нашей статье
далее
Про еду в походах
Один из самых актуальных вопросов перед началом похода — что мы будем кушать. Как будто в походы только и ходят, чтобы есть. В этой статье мы не будем говорить о рецептах, лишь остановимся на общих принципах организации питания
далее

Комментарии

comments powered by HyperComments