«Идея простая: мы покатались, всё раскатали, наклеили камус и пошли искать свежий снег». Сергей Гарибов о скитурном снаряжении, тенденции развития, особенности подбора.

Сергей Гарибов
Сергей Гарибов — настоящий Эксперт с большой буквы, сам горнолыжник с детства. С 1978 года на лыжах, с 1999 года во фрирайде… этот человек знает о горных лыжах абсолютно всё, может говорить о них часами и ни разу не повториться. Иногда возникает ощущение, что он катался на каждой модели лыж, выпускаемых горнолыжной индустрией. Мы попробовали перевести в текст для нашей аудитории небольшую часть его познаний — о скитурных лыжах, креплениях, ботинках. Системные отзывы, сравнение снаряжения для скитура — эта информация пользуется огромным спросом, при выборе достаточно дорогого комплекта хочется не промахнуться!
— Сергей, расскажи о себе, о своём скитурном опыте, когда ты впервые встал на скитурные лыжи и почему?
— У меня скитурного опыта личного немного. Скитурил в полном смысле этого слова я два раза в жизни. В январе 2015 года Александр Каниовский, который возглавляет маркетинг Фишера в России, пригласил меня на тесты лыж в Давос. В Давосе я не был с 2006 года, мне очень хотелось поехать, а у меня как раз был тур в Италию — я перебил билет и поехал туда. И вот, в программе был один день скитурного катания, можно было взять гида, а можно — прорайдера. Компания Scott тогда шикарную презентацию приготовила: пригласила своих прорайдеров и гидов, чтобы те покатали своих дилеров — а в Европе это, в основном, владельцы маленьких лыжных магазинов, они обычно страстные фанаты лыж.
Мы не собирались скитурить, но вдруг видим — стоит легендарный Себ Мишо, он много лет участвовал в X-Games, его звали «Мистер бэкфлип», у него адские 40-метровые пролёты и при этом он ещё делает бэкфлип обычно. А я с ним познакомился в 2008 году, в Красной Поляне, на
FWT
. Тогда мировой фрирайд-тур впервые приехал в Россию. Вероника Сорокина, которая всех знает, привела меня на закрытую вечеринку для райдеров, где был бесплатный
Хайнекен
… мы, конечно, под это дело хорошо перезнакомились. Утром я, однако, был первым на подъёмнике, тогда Себ Мишо сильно удивился.
И вот я вижу его в Давосе и говорю: «Привет, будем кататься?». И мы первый день с ним откатали, а на второй день по плану был скитур. Пришлось взять лыжи Scott Cascade, а сам он себе взял Scott Superguide. Мы долго куда-то траверсили, потом ползли вверх на четвереньках, а потом метров 500 шли по гребню на скитурных лыжах. Вот и весь скитур.
Спуск был задутый. И Scott Cascade мне там не особо понравились, может быть, это субъективно, но у них конструкция очень специфическая: в середине кант — прямой! Мультирадиусные лыжи — и кант на 30% лыжи — прямой, выреза нет. Вырез в носке, активно расширенный носок, и активно расширенная пятка. При повороте с ангуляцией, ну, т.е. если заклон делаешь внутрь поворота, лыжа зарезается. То есть она лучше ведёт себя при плоском ведении, в глубоком снегу. Пока был мягкий и пушистый снег, всё было чудесно. А на задутом и плотном снегу я сразу упал, дальше ехал немного «на измене». И, кстати, первый раз в жизни в лавину попал. Себ проехал первым, Сашка вторым. Я хотел по краю проехать и залез на гребень, спустил лавину вниз, едва не засыпав ребят. Было очень неудобно перед французами.
А второй опыт скитура был с фирмой Bergans, в посёлке Берганс, соответственно. Тогда мы ходили три дня, я уже взял себе Scott Superguide, и мы больше ходили, чем катались, тем более, что погода была метельная.

— Чем отличается европейское понятие скитура от российского?
— Скитур классический, европейский — он пришёл из альпинизма. Альпинисты идут на лыжах вверх, чтобы поменьше находиться на горе. Потому что спуск длинный и тяжёлый, а на лыжах всё это проходит легче, быстрее и приятнее. Есть туристические маршруты скитурные, но всё равно, цель одна — залезть на гору, на перевал. Спуск там вторичен.
А в России сейчас совсем другая картина. Да и не только в России. Наш рынок горных лыж мало похож на европейский. Больше похож на Норвегию, Канаду, Северную Америку, быть может, Швецию. То есть, у нас современные бэккантри-движения — они идут из Штатов — первично именно катание по глубокому снегу на широких лыжах. У них много снега. А где ещё? Правильно — в Японии и у нас. В Европе снега меньше. Да и там нормально выпадает временами, но столько снега, как в Красной Поляне, например, в Европе не увидишь.
— Как ты думаешь, в чём секрет популярности скитура?
— Во-первых, снега много, подъёмников много, растёт количество фрирайдеров. Если раньше на Альпике-Сервис, в Красной поляне, я неделю катал после снегопада по свежаку. А сейчас на Розе Хутор скоростной подъёмник, куча народу на широких лыжах — даже кататься не надо уметь — рокер, вывозят лыжи сами. Фрирайдеров стало в сотни раз больше. И как только их число зашкаливает, поля начинают закатывать за два-три часа. Надо куда-то отползти!
Да, можно лыжи на плечо и пойти куда-то. Тропишь минут 40 — и вот опять катаешься по свежему. Народ ленив и за тобой не пойдёт. Но и тебе тоже тропить пешком тяжело. И ты задумываешься о скитуре.
Во-вторых, я думаю, гидам на руку такая тенденция — им легче зарабатывать. Ты не катаешься с людьми, а водишь их. Тебе надо по договору четыре часа с ним отработать — ты три часа идёшь в гору, показываешь ему красивое место, делаешь один спуск — всё! С подъёмников тебе надо 10 спусков сделать, клиент у тебя может пять раз поломаться, в лавину попасть и так далее. Да, это и на скитуре может случиться, но чем меньше спусков, тем риски травм меньше.
К тому же, при катании с подъёмника люди не хотят брать гида. А зачем? Трассы в сторонке просматриваются, всё очевидно, сами доедем. А на скитур — вынуждены идти с гидом, так как они не знают куда идти и как выкатываться.
Гиды — часто ещё и альпинисты. Поэтому клиент подсаживается ещё и на альпинизм, приезжает летом. Всем хорошо! Когда-то в Красной Поляне была очередь на хелиски, а сейчас, кого не спросишь, все считают, что это фу! — неэкологично, непатриотично, неспортивно и т.п. Все на скитуре, все в альпинизме, такова тенденция!
— Как развиваются технологии современных скитурных лыж?
— В Красной Поляне в марте 2003 года я впервые увидел у знакомого райдера
Берни
крепления Diamir Freeride, это были первые скитурные крепления, совместимые с альпийскими ботинками для фрирайда.
Чуть позже появились крепления Marker Duke, сделали их в штатах в коллаборации с компанией К2. В разработке участвовал
Шон МакКонки
. И это были уже серьёзные крепления для фрирайдных лыж под альпийский ботинок. Идея простая: вот мы покатались, всё раскатали, наклеили камус, и пошли искать свежий снег.
Вот так вот и пошло это дело. Райдеры стали ходить. А крепления эволюционировали. Появились Diamir Freeride Pro, Salomon Guardian и так далее. Они все были одного типа, подходили на любой альпийский ботинок. Помню, у Берни были ботинки Lange L10, спортивного типа ботинки, у них даже не было переключения «ходьба-катание». А сейчас полно альпийских ботинок, имеющих такой переключатель. С точки зрения спуска — это всё очень достойные комплекты, на спуске они прекрасно работают. Но — тяжеловаты для подъёма.
А вот недавно я был в Норвегии и узнал, как норвежцы выходные проводят. Как правило, это один-два подъёма на лыжах, каждый с перепадом 1 000 м, т.е. по три часа. Поэтому если комплект тяжёлый идти будет сложно. Да, они лоси. Я там видел даже одного пузатого дядьку на Volkl Mantra. Это усиленные титаналом, тяжёлые, длинные и скоростные лыжи, а он на них бегал! Как? Не понимаю.
Скоро мода на подобное времяпровождение пришла и в Европу, подключилась европейская школа скитура, внесла свои коррективы. И производители стали думать в сторону более лёгких вариантов. В Шамони, например, я видел на Гранд Монте, как местные гиды экипируются. Ставили крепления Dynafit и скитурные ботинки Garmond, Scarpa какие-нибудь. А лыжи фрирайдные достаточно тяжёлые. И на таком комплекте катались. Я их понимаю. Потому что на классических скитурных лыжах едешь — как будто их и нет, хотя ростовки брали большие.
В Норвегии я катался уже в ботах Scarpa Freedom SL, не самый верхний сейчас ботинок, но тогда мне его дали, и я с удовольствием катался. Да и лыжи мои на тот момент уже были узковаты, а вот сейчас Scott презентовал лыжи Scott Superguide 105 — те уже хороши для такого скитура.

— Каковы особенности лыж для фрирайда, используемых в скитурных выходах? На что обратить внимание при выборе?
— Здесь, во-первых, лучше разделить лыжи для скитурных выходов в Альпах и для скитурных выходов в Сибири, например. А во‑вторых, спросить себя: «Много ли я дней провожу на склоне в сезон? Есть ли смысл тратиться на топовые лыжи?»
Топовые лыжи
Здесь немного нужно вернуться к истории. Появились рамные крепления, и куча компаний начали делать скитурные — фрирайдные лыжи. Заводы DPS, которые сначала делали лыжи с талией 140-150 (!), решили сделать идеально лёгкие лыжи для скитура, облегчить свои широченные модели. Они используют карбон, технологии Pure3, существующие и поныне — и это прорыв. У них лыжи 115 талии весят меньше двух кило! Аналоги весили раньше минимум 2.4 кг. На 450 г тяжелее!
Затем Whitedot стали делать карбоновые лыжи. У них, например, модель лыж Whitedot Ranger имеет обычный вариант и карбоновый. Обычный Ranger — 600 евро, Whitedot Ranger Carbon — 1000 евро. Разница в весе — 400 грамм. За каждый сэкономленный грамм — евро. Молодцы конструкторы-новозеландцы!
Black Crows тоже делает достаточно дорогие, уникальные лыжи для фрирайда, хотя они и дешевле, чем Scott и DPS. Облегчённые скитурные лыжи стоят где-то в районе 700 евро.
Масс-маркет
Но то, что выше — это всё нишевые производители. А есть масс-маркет, более массовые модели облегчённых лыж для фрирайда — и там тоже есть достойные производители.
И вот лучший пример для меня — это компания Fischer. Фрирайдными лыжами они долго не отличались, но вот уже второй сезон выпускают новую линейку Ranger, две модели. И их лыжа со 108 талией весит 1 850 грамм — в прошлом году они по неопытности даже веса на сайте не написали — а зря! Даже карбоновый носок сделан, чтобы облегчить лыжи. Fischer Ranger 98 весит на сто грамм меньше. И стоит на порядок дешевле. Мы в июне получили партию этих лыж, так к зиме уже всё продали. И продали их именно под скитур. То есть люди приходили и искали лёгкие фрирайдные лыжи по приемлемой цене.

У компании Scott была очень удачная фрирайдная лыжа Scrapper, мне они очень нравились всегда, а сейчас они поколдовали с сердечником и сделали на её основе модели Scott Scrapper 124 и Scott Scrapper 115. Последняя в 188 ростовке весит 1 850 грамм, отлично! Получились широкие фрирайдные лыжи, при этом необычайно лёгкие.
Salomon в этом году тоже урезал линейку фрирайдных моделей, оставив две. QST 106 — будет весить 1 800 г. а QST 118 — будет два кило в максимальной ростовке. У них есть достоинства и недостатки, но об этом отдельный обзор.
Volkl тоже делает две серии — топовую и массовую. Есть Volkl V-werks Katana, в максимальной 191 ростовке со 113 талией лыжа весит около двух килограмм. Мощные, хорошие лыжи, по сравнению с лыжами DPS они поменьше стоят, но и живут поменьше, у них тоньше окантовка. А ещё у них есть серия Volkl Big Mountain Touring, сделанная на стыке фрирайда и скитура — лыжи шириной 94, 109 и 120. Они очень лёгкие и удобные, хотя довольно дорогие.
Вообще, лыжи Volkl занимают первые места по результатам независимых тестов, тестов журналов, но в России они крайне мало продвигаются. Тестов нет, продвижения нет. Поэтому они не столь известны, а кто на них катался — все визжат!
Atomic Automatic 117 — достаточно лёгкая лыжа. Atomic Automatic 109 — тоже лёгкая, лыжа весит 1 800 г.
Конкурентная борьба Salomon и Rossignol в линейке лыж для скитура
Нельзя не упомянуть про Rossignol Soul 7 — одна из самых лёгких моделей, достаточно давно выпускается и очень популярна. Там тоже 188 ростовки лыжа весит меньше двух килограмм. Это безусловный бестселлер уже несколько лет, изначально производитель делал ставку на низкий вес, а в этом году вся серия лыж Rossignol S7 обновилась и стала ещё легче! Ещё Salomon первым выдал идею делать носовую часть сердечника в виде сот и делать нос без канта для снижения веса, а конструкторы Rossignol подхватили её и очень преуспели. Они визуализировали идею, сделали топшит просвечивающим и в торговых залах такие лыжи можно подсвечивать. Смотрится очень технологично!
Если взять изначальные модели облегчённых Salomon и всю серию S7 от Rossignol — а это Soul 7, Squad 7 и Super 7 — то лыжи Россиньол изначально легче. Сейчас Salomon сделал новую линейку лыж QST 106 и QST 118, они значительно легче. Но и Rossignol не растерялся — и сделал ещё более лёгкие лыжи с индексом HD: Soul 7 HD, Super 7 HD, а вместо Squad 7 сейчас в линейке Rossignol совершенно новая модель: Sky 7 HD. Геометрия та же, параметры катания сохранятся.
— Тенденции развития лыж для фрирайда и скитура уверенно ведут к максимальному облегчению лыж?
— Я даже больше скажу: лыжи, усиленные титаналом, массово снимают с производства! Сначала прикончили Volkl Katana. Знаменитая была лыжа, очень хороших ходов, но — тяжёлая. Для хелиски, кэтскиинга. Она была лучшей по всем результатам тестов в Америке и Европе, я сам с 2009 по 2015 года на ней катался.
Black Diamond Zealot в те же годы были в топе фрирайдных моделей. Но — они с двойным титаналом, и их прикончили.
Salomon два года выпускали модель Q-Lab, мне она очень нравилась, но и её сняли. Так как мировая тенденция такова — все хотят скитурить.
Лично я считаю, что тяжёлые лыжи лучше едут. Скитурный комплект, который я собрал себе после Норвегии достаточно тяжёлый. Movement Crew: весит одна лыжа 2 200 г в 180 ростовке, талия 112. Поставил туда крепления Marker King PIN, это самые тяжёлые крепления из пиновых, 700 грамм на ногу, со скистопом — 750. Есть легче варианты. Ботинок тоже нелёгкий, 1 800 г. Но я попробовал более лёгкие лыжи Movement Trust в Шерегеше, они на 200 грамм легче на каждую ногу, и сказал — нет! Хочу Movement Crew!
— Есть ли смысл брать для скитурных выходов лыжи категории «бэккантри-фристайл», т.е. твинтипы с рокерами на носу и хвосте? В чём их достоинства и недостатки?
— Бэккантри-фристайл — это прыжки не в парке, а на естественном рельефе. С бэккантри-фрирайдом эта дисциплина вообще никак не связана. Да, приклеивают и на такие лыжи камуса, в принципе, это возможно. Но, во-первых, они широкие очень. Во‑вторых, у таких лыж у всех дабл-рокер, то есть, сзади лыжа поднята. На траверсах камус соскакивает, идти тяжело.
— То есть, что необходимо российскому райдеру, решившему собрать скитурный комплект?
— Путём долгих экспериментов выявилось, что, если мы хотим заниматься бэккантри-фрирайдом, ходить пешком и кататься, то лыжа должна быть 100-110 м в талии. А длина — плюс 5-10 см к росту. У меня гораздо больше, но я мало хожу, предпочитаю катать с подъёмников.
— Есть ли, кстати, разница, в каком регионе собираешься скитурить? Ты говоришь, в Европе снега мало, и большая длина и ширина лыжи там не нужна так?
— Да, давай рассмотрим по регионам, кто где любит кататься. Сезон скитура длинный, какие любимые места у скитурщиков? Это Мамай, куда Аня Ханкевич каждый год привозит группы, и Лужба, где скитурят Григорий Минцев, Максим Ануфриков. Так вот: там лыжи хочется пошире! В Сибири и Прибайкалье нет жёстких траверсов по крутым склонам, как в Альпах, там можно лыжи брать подлиннее и пошире. Европейцы, которые ездили на Мамай, использовали как раз лыжи Salomon MTN Lab с талией 114. Вот такие примерно лыжи там и нужны.
Или DPS сейчас выпустили очень хорошую серию Tour1, недавно знакомый у нас закупался именно на Мамай, взял DPS Tour1 с талией 112, отличные, лёгкие лыжи. Там мягкий снег, море мягкого снега и широкие лыжи на спуске — самое то. Но и на подъём на широких лыжах легче идти, на узких европейских скитурах там делать нечего.
Если брать весенний Кавказ — а скитур, всё-таки, весенняя тема — то для обучения в Канадской школе горных гидов, где все занятия были весной, самой популярной лыжей была Movement Shift с талией 99, лёгкая, достаточно широкая лыжа, её ещё сильно хвалил
Сергей Веденин
везде, написал, что это лыжа — идеальная для скитура. Впоследствии Movement выпустили ещё одну модель, с талией 106, но не пошло, её никто не покупал.
Если бы в том же году Fischer написали про свою лыжу Ranger, что она весит 1800, то взлетели бы в продажах сразу же! Потому что она гораздо прочнее и стабильнее, чем Movement Shift. Но они не написали. А ребята, которые на Хибины ОпенКап получили эти лыжи в качестве призовых, заценили и приятно удивились. Тем более, в Хибинах условия больше фирновые, снега, как на Мамае, там почти не бывает. И там 108 и даже 98 Fischer Ranger проявляют себя великолепно. Так же, как и на Кавказе, и в Альпах. И теперь Fischer Ranger — популярнейшая серия, идёт нарасхват. Может быть, это и не идеальная лыжа, но по соотношению «цена-качество» с ней сегодня мало кто может тягаться. Scott Superguide стоит на 10 000 руб. дороже, разница в весе у них всего 150 грамм, а на спуске Fischer Ranger выиграют у них, стопроцентно!
— Каковы основные разновидности скитурных креплений новых коллекций?
— Изначально лыжи были, камус был, под них сделали обычные крепления, рамные, для альпийского ботинка, они популярны до сих пор. Это Tyrolia Adrenalin, Marker Duke, Marker Tour, Marker Baron, Salomon Guardian 13-16, Atomic Tracker 13-16 и Diamir Freeride Pro. Эти крепления подходят под любой ботинок, как стандарта Alpine, так и под скитурный ботинок, у которого немного другая подошва, там есть адаптация. Второй плюс — эти крепления довольно дёшевы. И третий плюс — они срабатывают при падении очень хорошо, безопасность при падении высока. Минусы этих креплений — вес. Они тяжёлые. И Саломоны — самые тяжёлые, почти три килограмма. Но прочные. Самые лёгкие, около двух килограмм, это Marker Tour. И у них затяжка 12, т.е. хорошая затяжка. Но — они довольно хрупкие.
Обзор горнолыжных креплений Marker Kingpin 13
Новейшая тенденция такая: берётся скитурный ботинок, пиновый, и вставляется в соответствующие крепления. Сейчас это Dynafit FT 2-12, крепления G3 — очень лёгкие и хорошо работающие на подъёме, снег не налипает, Marker Kingpin — революционное крепление. Носок у них пиновый, а пятку сделали как у стандартных альпийских креплений, добавили в пятку функцию вращения. То есть крепление открывается не только вверх, но и вбок. В скитурных креплениях голова, как правило, не работает, так что функция подвижности важна. И ещё — это крепление очень прочное, усилие затяжки — 13, случайное срабатывание практически исключено. Единственный минус — налипает снег иногда.
Есть ещё Diamir Vipek, исключительно технологичные крепления для лёгких скитурных лыж, но в наших условиях они не слишком удобные, в прошлом году на них было много нареканий.
Отдельно похвалю G3 — крепления очень хорошо сделаны. Выставляешь ботинок — и он сразу же встаёт, не надо чистить снег, снег вообще не налипает. Упорчик для ботинок, чтобы встёгиваться. Всё работает идеально. У нас в зале, кстати, можно их попробовать, потестить.

Ещё есть Dynafit Beast 16 — но они достаточно тяжёлые — 2 кг, для пинового крепления — это слишком большой вес. Ещё недостаток — у них нет нулевого положения ботинка при подъёме. У всех креплений есть ступенечка под пятку, у хороших — до трёх положений. А в этих — 2 положения. Ещё нужно приделать накладку к ботинкам, просверлить их. Не все хотят это делать!
Все пиновые крепления лёгкие и хорошие. Но довольно дорого стоят. Как всё лёгкое и хорошее.
— А есть же ещё такая штука, популярная у начинающих скитурщиков, как адаптеры под скитур. В чём плюсы и минусы скитур-адаптеров, устанавливаемых на обычные крепления?
— Никаких там нет плюсов, одни минусы. Адски тяжёлые, подниматься неудобно, только под Alpine-ботинок. Даже не хочу это обсуждать, обсуждать там нечего. Один раз попробовать подняться, разве что.

— Ботинки для скитура нового поколения — какие они? Что нового в технологиях скитурной обуви?
— Сначала был простой Alpine-ботинок. Затем к нему добавили переключатель «ходьба-катание». Затем появились люди, которые придумали пиновые крепления, начали ходить в традиционных скитурных ботинках: Scarpa, Dynafit. Была такая тема. Но уже началось движение навстречу с двух сторон. Scarpa начали делать ботинки Performance, более жёсткие, более мощные, с возможностью подключения пина. Ещё Maestrale, Maestrale RS, их очень любят скитурщики, которые ещё и по скалам лазят. Плюс — со временем появилась серия со сменной подмёткой. У них есть такая серия, Scarpa Freedom, две модели, где подмётка меняется, можно пиновую поставить или альпийскую.
Но гораздо раньше них сменную подмётку сделал Salomon в модели Quest Pro. Это лёгкий ботинок, полтора килограмма. Но была проблема — этот ботинок плохо держал ногу. Тогда Salomon выпустили Quest Max, где поддержка ноги была лучше.
Затем Atomic Waymaker сделал возможность установки сменной подошвы под пиновые крепления. Но они получились довольно тяжёлыми, в России эти ботинки малоизвестны.
А наиболее распиаренным ботинком был Black Diamond Factor MX. Его сняли с производства, т.к. колодка неудобная была, теперь сделали новую. Но он был лёгким, со сменной подошвой, на внутреннем ботинке была шнуровка с ВОА, как на сноубордическом. Короче, навороченный ботинок получился. Но — был дорогущий и довольно неудобный. Поэтому популярности особой не набрал.
После этого Scarpa и выпустила два популярнейших ботинка: Scarpa Freedom — из обычного пластика, и Scarpa Freedom SL — из ультралёгкого пластика Pebax. Весили они 1.8 кг и заявляли жёсткость 120. Но отзывы райдеров показали, что заявленная жёсткость не соответствует реальности, боты мягкие. И тогда уже вышла модель Scarpa Freedom RS 130, там уже всё было серьёзнее, это действительно классные, жёсткие ботинки.
Ещё был хороший трёхклипсовый ботинок у Technica — Cochise, верхний стреп тоже на клипсе был сделан. Она была очень лёгкая, сменные подмётки и т.п.
Даже когда вышел ставший популярным ботинок G3 Ion, в первом промо-ролике он сравнивался с Technica Cochise, это был эталон.
А в этом году Technica полностью переделала линейку ботинок. Теперь Cochise 130 имеет пины, добавлены лёгкие модели Zero Guide, весят они всего 1.5 кг!
Ещё у Dynafit есть хорошие боты Vulcan У них был Dynafit Titan — фрирайдный ботинок, из него сделали скитурный Dynafit Vulcan. Очень жёсткий, очень лёгкий, 1.5 кг.
И в сравнительных тестах в прошлом году новый ботинок от Salomon — MTN Lab — выиграл у Vulcan-a! По характеристикам Downhill Performance — уверенно выиграл. По характеристикам Uphill Perfomance — незначительно проиграл. При том, что он стоит на 200 евро дешевле Dynafit-a.
— А в чём принципиально отличие между строго скитурным ботинком и ботинком для фрирайда, адаптированным к скитурным креплениям?
— Основные отличия между скитурным ботинком и ботинком для фрирайда с пинами следующие:
- Рокер подошвы у скитурных бот. У скитурного ботинка подошва сделана с перекатом, чтоб идти было легче. Положение стопы внутри тоже меняется. А у фрирайдных ботинок плоское расположение стопы.
- Наклон голенища у фрирайдных ботинок. В зафиксированном положении он гораздо больше, чем у скитурных.
Поэтому, если для вас главное — спуск, то берите Scarpa Freedom. А если вы любите походить и полазить больше, то берите Scarpa Mistral.
Ну, или Technica Cochise для катания — Technica Zero Guide для похождений.
— Какие камуса в этом году наиболее технологичны?
— Для фрирайда лучше использовать миксовые камуса. Они соединяют износостойкость синтетики и цепкость мохера. По брендам — G3 Alpinist сегодня самый оптимальный по цене-качеству. Cooltex очень хороший камус, но он достаточно дорогой.
Что мне нравится у G3 — у них камуса сразу с креплением спереди, креплением сзади и нож такой хитрый — он сам ступенечки делает, не надо приклеивать камус. Я обязательно видео сделаю, как обрезать камус, очень интересный процесс.
— Скитурное снаряжение недёшево. Есть ли возможность сэкономить при сборе скитур-комплекта? Каким образом?
— Надо понимать, что изначально, фрирайд — увлечение не для бедных. Но — способы уменьшить траты есть.
- Обратите внимание на новые модели массовых производителей, они по характеристикам не уступают монстрам индустрии, а стоят вдвое дешевле. Это я про Фишер, в первую очередь.
- Потом — не берите ботинки фирм, специализирующихся на снаряжении для скитура. Посмотрите на ботинки Alpine-фирм, они будут сильно дешевле, но тоже лёгкие, с пиновыми дырочками.
- Ещё — не гонитесь за пиновым крепежом. Marker Tour — отличные крепления, пусть и немного потяжелее.
У нас недорогие очень G3 крепления лежат. Но их мало! Боюсь, что пока публикуем, разойдутся все. Постараемся ещё привезти, конечно.
— Будем надеяться! Спасибо, Сергей, хорошего вам сезона и в Спорт-Марафоне, и в горах!
Горнолыжные крепления G3 Ion 12