Как летать на Чукотку и перемещаться по региону

, обновлено 23.05.2024

Об авторе

Попасть на Чукотку сложно: рейсов мало, билеты дорогие, а перелёт долгий. Ещё надо тщательно подготовиться к поездке: продумать, на чём передвигаться по региону, успеть купить билеты или найти помощников на месте. В статье рассказываем о сложностях, которые могут помешать путешествию, и как их избежать.

Как выбрать рейс на Чукотку

Раньше на Чукотку самолёты летали только в столицу региона — Анадырь. Когда билетов не было, добирались военными рейсами. Сейчас ситуация изменилась и прилететь с материка — так на Дальнем Востоке называют всё, что находится западнее, — можно на гражданских самолётах во все три города Чукотки: Анадырь, Билибино (Кепервеем) и Певек. Других городов здесь нет, все остальные населённые пункты — посёлки, села и стойбища.

Дешёвые билеты летом раскупают быстро, поэтому цены могут взлететь в несколько раз. Чтобы не переплачивать, советую планировать путешествие на Чукотку заранее. На многих рейсах для людей с пропиской на Дальнем Востоке — Приморье и Камчатке — и в Чукотском автономном округе действуют скидки: цена билета может быть вполовину ниже.

Аэропорт в Анадыре назвали в честь чукотского писателя Юрия Рытхэу. Он Перед путешествиями на Чукотку советую почитать его рассказы
Аэропорт в Анадыре назвали в честь чукотского писателя Юрия Рытхэу. Он Перед путешествиями на Чукотку советую почитать его рассказы. Фото: Катя Родионова
На Чукотку летают самолёты нескольких авиакомпаний, у большинства из них расписание сезонное: рейсы есть в тёплый период с середины мая по сентябрь или октябрь. Зимой, когда пассажиропоток низкий, частота вылетов падает и многие рейсы исчезают из расписания. Так, зимой в Анадырь летает только «Аэрофлот» два раза в неделю.
Регулярность рейсов зависит от авиакомпании, сезона и города вылета. Например, «Аэрофлот» в летний период летает в столицу Чукотки три раза в неделю, а из Петропавловска-Камчатского только один. Из Якутска в Певек — один раз в месяц.
В таблице — все прямые перелёты на Чукотку в 2024 году, регулярность рейсов и примерная стоимость билета в одну сторону с багажом. Цена может меняться в зависимости от даты покупки и тарифа.
Вылет Прилёт Авиакомпания Период навигации и периодичность вылетов Цена билета, руб.
Москва Анадырь «Аэрофлот» Июнь — октябрь: 3 раза в неделю;
октябрь — май — 2 раза в неделю
22000
Хабаровск Анадырь «Аврора» В мае и октябре — 1 раз в неделю,
июнь — сентябрь: 2 раза в неделю
10500
Петропавловск-Камчатский Анадырь «Аврора» Июнь — август: 1 раз в неделю 5500
Якутск Певек «Якутия» Май — октябрь: 1 раз в месяц 33000
Магадан Певек «ИрАэро» Май — сентябрь: 1 раз в неделю 10000
Новосибирск Певек S7 Май — сентябрь: 2 раза в неделю;
октябрь — март: 1 раз в неделю
25000
Магадан Билибино (Кепервеем) «Аврора», «ИрАэро» Май — октябрь: 5 раз в неделю 7000 / 37000
До 2024 года долететь до Анадыря можно было из Якутска, Магадана и Новосибирска, до Певека — из Москвы. Сейчас этих рейсов в расписании авиакомпаний нет, но они могут появиться в будущем.
При покупке билетов с пересадками лучше ориентироваться на авиабилеты одной авиакомпании и не выбирать стыковочные рейсы с коротким интервалом между перелётами. Задержки багажа случаются. Если на руках билеты одной авиакомпании, на сложном маршруте организационные моменты урегулировать проще.
В межсезонье и зимой рейсы могут задержать из-за непогоды на Чукотке. Это следует учитывать и стараться не брать следующий билет впритык. В аэропорту по прилёте следует узнать номера гостиниц, или людей, сдающих квартиры, чтобы оперативно забронировать себе жильё на непредвиденный случай. Задержки могут растянуться на нескольких суток, пурга быстро не заканчивается.
Если вы летите на Чукотку, проблем с расселением не будет: авиакомпании найдут гостиницу или квартиру. Если вылетаете «на материк», а на рейсе большинство пассажиров приезжие, жилья может не хватить. Но так бывает редко, в основном билета покупают местные, на время задержки они разъезжаются по родственникам или знакомым.
Для длинных перелётов из Москвы выбирайте места в конце салона. Пространства там больше, а зимой часто остаются свободные места, и весь полёт можно проспать лёжа.
В хвосте самолёта места для ног больше, чем в начале или середине. При длинном перелёте на Чукотку это особенно актуально.
В хвосте самолёта места для ног больше, чем в начале или середине. При длинном перелёте на Чукотку это особенно актуально. Фото: Тимур Ахметов
Я люблю занимать место у окна, беру подушку, капли в глаза, крем для увлажнения кожи. Рейсы на Чукотку обычно вечерние, и лучше хорошо выспаться в самолёте, чтобы легче перенести смену часовых поясов. Больше советов, какую одежду надеть в самолёт, чтобы было удобно, что делать, если закладывает уши, как спать в самолёте и высыпаться, читайте в статье «Как пережить долгий перелёт на самолёте и справиться с джетлагом».
Советую не экономить на выборе места. Может достаться кресло в середине или рядом с проходом. Тогда вы не увидите эту красоту.
Советую не экономить на выборе места. Может достаться кресло в середине или рядом с проходом. Тогда вы не увидите эту красоту. Фото: Тимур Ахметов

Как добраться от аэропорта Угольный до города Анадырь

После длинного перелёта ждёт второй этап приключений под названием «доберись до точки старта». Если прилетели в Билибино или Певек, проблем, куда пойти в поход, не будет. Места здесь дикие и путешествие начинается за городом. Максимум, что нужно — поймать попутку.
В Анадыре мест для похода в окрестностях города практически нет, есть только домашний Золотой хребет, — его здесь называют Золотогорьем — но он не раскроет красоту и атмосферу Чукотки в полной мере. Поэтому советую заранее продумать логистику по округу. Какой вид транспорта выбрать для передвижения, я расскажу в этой статье, но сначала нужно попасть в Анадырь.
Аэропорт расположен в посёлке Угольные Копи, он так и называется «аэропорт Угольный», а сам город расположен на другой стороне Анадырского лимана, ширина пролива — семь километров. Зимой и летом проблем попасть в город нет: есть зимник, рейсовый катер с автобусом или такси, многочисленные баржи, которые перевозят пассажиров. Сложности возникают в межсезонье из-за непогоды: пурги или шторма на лимане.

Если есть время в запасе, погуляйте по Анадырю хотя бы день. Это уютный красивый город.

В шторм все судна стоят в пристани. Фото: Тимур Ахметов
Катер «Камчатка» перевозит пассажиров через Анадырский лиман в летний период. На противоположной стороне видны горы Золотого хребта, вдоль которого расположена взлётно-посадочная полоса аэропорта. Фото: Тимур Ахметов
На вертолёте из аэропорта через Анадырский лиман. Фото: Тимур Ахметов
Весной после закрытия зимника недолгий период можно проехать на трэколах — автомобилях с шинами низкого давления. Когда на льду появляется вода, — на аэроглиссерах на воздушной подушке, а потом и вовсе только на вертолёте. И опять, погода может внести свои коррективы.
Переправа на «подушках». Помощник выталкивает катер на лёд. Когда в нём пассажиры и груз, катер не может сдвинуться. Фото: Тимур Ахметов
Судно на воздушной подушке в Анадыре готовится выйти на Анадырский лиман по реке Казачка. Фото: Тимур Ахметов
Внутри судна на воздушной подушке места мало. Пассажиры сидят рядом с грузом. Фото: Тимур Ахметов

Как перемещаться по Чукотке

Территория Чукотки огромная, крупные населённые пункты находятся в разных концах региона, а дорог между ними почти нет. Чтобы добраться из одного города в другой нужно лететь на самолёте или вертолёте, плыть по морю или ехать на внедорожнике.
Есть и экзотический транспорт, но только в качестве развлечения. Фото: Тимур Ахметов
Есть и экзотический транспорт, но только в качестве развлечения. Фото: Тимур Ахметов

На самолёте или вертолёте по Чукотке

По региону летает одна компания — «ЧукотАвиа». О качестве её работы красноречиво говорит название, используемое местными — «ЧутокАвиа».
Самолёты Ан-24, Ан-26, канадский 13-местный DHC-6, а иногда и вертолёты, летают из Анадыря во все районные центры и крупные посёлка: Певек, Билибино, Эгвекинот, Марково, Провидения, Лаврентия, Мыс Шмидта, Беринговский. А оттуда вертолётами Ми-8 и миниатюрными DHC-6 пассажиров доставляют до малых сёл: Уэлен, Ламутское, Ванкарем, Илирней, Омолон и других.
Полёты над Чукоткой дают возможность полюбоваться красотой края. Фото: Тимур Ахметов
Полёты над Чукоткой дают возможность полюбоваться красотой края. Фото: Тимур Ахметов
Полёты над Чукоткой дают возможность полюбоваться красотой края. Фото: Тимур Ахметов
Полёты над Чукоткой дают возможность полюбоваться красотой края. Фото: Тимур Ахметов
Авиакомпания летает по 60 направлениям внутри округа. Это очень много для одного регионального перевозчика, поэтому с перелётами по Чукотке есть проблемы:
  • Рейсов мало, по некоторым направлениям самолёты летают один раз в месяц.
  • Сложно купить билеты: количество ограничено, а местные жители заранее их раскупают. Я прожил на Чукотке 30 лет, но ни разу не был в Провидении и не видел фьорды, потому что не успеваю купить билет.
  • Высокая цена билетов на внутренние перелёты.
Готовиться к походу по Чукотке нужно, исходя из расписания полётов «ЧукотАвиа» и билетов на руках. Приобрести их можно на сайте авиакомпании или воспользоваться услугами местных гидов. Они займут очередь в кассе и купят билеты на месте.
Важно

Держите в запасе несколько маршрутов из разных населённых пунктов, чтобы не отменять путешествие, если не удалось купить билет в одну точку. Возможно у вас получится улететь в другую.

Рюкзаки для путешествий по Чукотке в «Спорт-Марафоне»

Рюкзак женский Osprey Eja 38 Cloud Grey
-40%
20 520 ₽
34 200 ₽
Osprey Рюкзак женский Osprey Eja 38 Cloud Grey
XS-S M-L
Рюкзак Klattermusen Bergelmer 40L Raven
только у нас
24 000 ₽
48 000 ₽
Klattermusen Рюкзак Klattermusen Bergelmer 40L Raven
40
Рюкзак женский Osprey Kyte 38 Black
-40%
20 010 ₽
33 350 ₽
Osprey Рюкзак женский Osprey Kyte 38 Black
XS-S M-L
Стоимость внутреннего перелёта может равняться стоимости перелёта с материка на Чукотку. В среднем билет внутри округа обойдётся в 10-15 тысяч рублей в одну сторону. Цена льготных билетов меньше в половину, но пользоваться льготой могут только жители Чукотского автономного округа, пенсионеры и дети до 14 лет.
Этот попутчик в старом дребезжащем старом самолёте, пролетая над бескрайней тундрой, рассказал, что летит домой с отпуска на Тенерифе.
Этот попутчик в старом дребезжащем старом самолёте, пролетая над бескрайней тундрой, рассказал, что летит домой с отпуска на Тенерифе. Фото: Тимур Ахметов
Норма бесплатного провоза багажа на внутренних рейсах — 10 килограммов. И 5 килограммов можно провести в ручной клади. Всё, что выше нормы, придётся оплачивать отдельно, при этом вес сверхнормативного багажа не должен превышать 10 килограммов на одного человека. Стоимость одного килограмма перевеса зависит от направления: от 500 рублей до 1400 рублей. Чтобы сэкономить деньги, берите только необходимое снаряжение, продукты докупайте по прилёту, а во время регистрации и досмотра надевайте на себя как можно больше одежды.
Внутренние рейсы практически всегда выглядят так: все места заняты, а груз лежит в салоне.
Внутренние рейсы практически всегда выглядят так: все места заняты, а груз лежит в салоне. Фото: Тимур Ахметов
Вылететь вовремя внутри округа скорее исключение, чем правило. Задержки и отмены рейсов по погоде тут привычное дело. Из-за малого количества техники на следующий день даже при хорошей погоде ваш рейс могут снова отложить, поскольку на очереди стоят рейсы по расписанию. Я знаю людей, которые ждали вылет в Лаврентия три недели. Поэтому советую оставлять запас по времени между стыковками и планировать путешествия по Чукотке длительностью не менее двух недель.
Пролетая над городом Анадырь.
Пролетая над городом Анадырь. Фото: Тимур Ахметов
Чтобы не караулить билеты и не волноваться о задержках самолётных рейсов, можно арендовать вертолёт. Недавно на Чукотке появилась первая частная вертолётная компания «Вертикаль 87». Стоимость полётного часа обойдётся примерно в 350 тысяч рублей. Возвращение обратно без вас тоже считается полётным часом, поэтому получившуюся сумму нужно умножать на два.
Вертолёт регулярного рейса «ЧукотАвиа» приземлился в селе Снежном.
Вертолёт регулярного рейса «ЧукотАвиа» приземлился в селе Снежном. Фото: Тимур Ахметов
Вертолёт прилетел в село Ламутское. Его встречают все жители.
Вертолёт прилетел в село Ламутское. Его встречают все жители. Фото: Тимур Ахметов

На морском транспорте

Чукотка — единственный регион России, который омывается двумя океанами — Северным-Ледовитым и Тихим — и тремя морями: Беринговым, Чукотским и Восточно-Сибирским. Поэтому добраться до нужного пункта можно по воде.
Мыс Дежнёва — место соединения двух океанов: Тихого и Северного-Ледовитого.
Мыс Дежнёва — место соединения двух океанов: Тихого и Северного-Ледовитого. Фото: Тимур Ахметов
Пассажирские перевозки выполняет Анадырский морской порт на теплоходе «Капитан Сотников». Расписание меняется каждый год, его публикуют на сайте порта, на официальных сайтах чукотских властей и в соцсетях.
Теплоход «Капитан Сотников» ходит в несколько портов: Беринговский, Эгвекинот, Провидения и Лаврентия. Портов много, а теплоход один, поэтому рейсов мало, — до одного в две недели — а желающих уплыть много. Судно вмещает 40 человек, билеты заранее не продают, оплатить дорогу можно только на борту после отплытия. Поэтому люди дежурят в очереди с раннего утра, хотя отправление только вечером. А ещё рейс могут внезапно отложить или изменить пункт прибытия теплохода. В 2022 году, вернувшись из похода, мы не смогли добраться на «Капитане Сотникове» из Эгвекинота в Анадырь: рейс перенесли на неделю, «он пошёл в Беринговский…».
На сухогрузе по Заливу Креста.
На сухогрузе по Заливу Креста. Фото: Тимур Ахметов
Путешествовать по морю можно на моторных лодках и небольших катерах. На Чукотке сохранили морзверобойный промысел, поэтому некоторые жители национальных сёл оказывают услуги морских прогулок, например из Лаврентия на мыс Дежнёва. Договариваться надо на месте и следует понимать, что цена такого путешествия будет сопоставима со стоимостью перелёта до Чукотки и обратно на одного человека, при этом все места в лодке должны быть заняты. Одного пассажира повезут вряд ли.
Лодки-вельботы морзверобоев в заливе Св. Лаврентия.
Лодки-вельботы морзверобоев в заливе Св. Лаврентия. Фото: Тимур Ахметов
Приготовьтесь, что путешествие по морю сильно отличается от круизного тура по уровню комфорта. Ещё помните, про морскую болезнь. Она не щадит никого — плохо становится даже самым стойким. Учитывайте, что путешествие может резко закончиться, если ветер накануне пригонит льды. Тогда вы не сможете добраться до желаемой точки.
Село Лорино со стороны моря. Трубы котельных во многих посёлках до сих пор служат ориентирами.
Село Лорино со стороны моря. Трубы котельных во многих посёлках до сих пор служат ориентирами. Фото: Тимур Ахметов
Из-за отсутствия сети дорог между поселениями, расположенными на берегах рек, ходят на речных моторных лодках. Из Анадыря, например, можно доплыть по одноимённой реке практически до верховьев — села Ламутское и Чуванское. Это путешествие почти в 800 километров.
Самый большой трафик лодок на реках Анадырь и Малый Анюй: по ним перевозят грузы, ходят на рыбалку и отдыхать. Договариваться о поездке нужно на месте. Часто местные жители берут на борт бесплатно.
Так везут продукты по реке Анадырь из Марково в Ламутское. По дороге на перекате местные потеряли мешок с апельсинами, а потом вылавливали его в реке.
Так везут продукты по реке Анадырь из Марково в Ламутское. По дороге на перекате местные потеряли мешок с апельсинами, а потом вылавливали его в реке. Фото: Тимур Ахметов
Путешествуя «гидростопом», можно доехать до Чукотки или добраться до «материка» по реке Колыме в Магаданской области до порта Зелёный Мыс, оттуда до Анюйска, а затем на попутной машине 250 километров до Билибино. Этот способ рабочий, многие им пользуются.
Попытаться попасть на Чукотку можно на контейнеровозах или сухогрузах, идущих в летнюю навигацию по Северному морскому пути из Архангельска и Мурманска в Певек или из Владивостока в Анадырь. Маршрут долгий и сложный, нужны отличные коммуникативные навыки и длинный список контактов людей, которые помогут в пути.
Июль. Ледокол в бухте Певек на фоне мыса Шелагского — самого северного мыса на Дальнем Востоке.
Июль. Ледокол в бухте Певек на фоне мыса Шелагского — самого северного мыса на Дальнем Востоке. Фото: Тимур Ахметов

На внедорожном транспорте

Протяжённость автомобильных дорог на Чукотке — самая минимальная по стране и не превышает 2000 километров. А про качество можно сказать так: дорог на Чукотке нет, есть — направления.
Через полуостров проложены две трансчукотские трассы:
  • Билибино — Певек (в широтном направлении). Это федеральная трасса длиной 650 километров, по ней ездят часто.
  • Певек — Эгвекинот (в меридиональном направлении). Трассу строили на личные средства для обслуживании рудника Валунистый. Сейчас она почти не используется.
Остальные дороги на Чукотке — локальные направления с максимальным удалением от населённых пунктов на 20-40 километров.
На Чукотке всего две дороги: Эгвекинот-Певек и Певек-Билибино-Анюйск.
На Чукотке всего две дороги: Эгвекинот-Певек и Певек-Билибино-Анюйск. Фото: Тимур Ахметов
Общественный транспорт по дорогам не ходит. По дорогам ездят только дальнобойщики с грузом, оленеводы, строители и геологи на вахты и до места полевых работ.
Чтобы найти попутку, нужно на месте узнать, едет ли кто-то в нужный вам пункт, или выйти на трассу и останавливать вахтовки с рабочими или грузовые караваны. Они, как правило, привязаны к навигации: пришёл сухогруз, разгрузили и повезли Певек-Билибино. Затем машин может долго не быть.
Машину на трассе можно прождать долго. Лучше заранее узнать, кто и когда выезжает в нужный вам пункт. Фото: Тимур Ахметов
Колонна машин на трассе Певек–Билибино. Фото: Тимур Ахметов
Ехать с дальнобойщиками интересно, можно увидеть их дорожный быт и услышать много рассказов. Но придётся смириться с тем, что водитель не будет останавливаться в красивых местах, чтобы полюбоваться закатом или оленем, вставшем на обочине, в машине будет жарко и накурено. И, самое главное, вы не почувствуете запах тундры, не наслушаетесь птиц или чукотской тундровой тишины.
Кабина машины — дом дальнобойщика. Фото: Тимур Ахметов
С дальнобойщиками на трассе Эгвекинот-Певек. Фото: Тимур Ахметов
С дальнобойщиками на трассе Эгвекинот-Певек. Фото: Тимур Ахметов
Вахтовики отправляются на удалённый участок Стадухино и готовятся к переправе через реку Малый Анюй. Фото: Тимур Ахметов
Если планируете путешествовать вне дорог, нужно пересаживаться на транспорт с шинами низкого давления: «Трэкол», «Хищник», «Шерпа» или гусеничные вездеходы. Но такие поездки — больше необходимость, чем интересное путешествие. Зимой они переносятся легко, а вот летом на дальние расстояния ездить утомительно: укачивает, сильно пахнет топливом, может быть жарко или холодно. А ещё ехать в кабине скучно, если окна запотевшие или грязные, вы ничего не увидите.
Для передвижения по тундре местные жители собирают причудливые машины: мандебасы, каракурты, дутики. Фото: Тимур Ахметов
Проходимых колёсных вездеходов за последние десять лет десяток лет на Чукотке стало много. Проблем найти в аренду «Трэкол» в крупных населённых пунктах нет. Цена за сутки стартует от 50 тысяч рублей. В отдалённые стойбища добраться можно только на классических вездеходах.
«Трэколы» похожи на джипы с огромными колёсами. Фото: Тимур Ахметов
Эти «Трэколы» везут пассажиров в село Канчалан. Фото: Тимур Ахметов
А это — классический вездеход. До отдалённых стойбищ можно добраться только на нём. Фото: Тимур Ахметов
Перемещаться по дорогам Чукотки лучше на велосипеде. Я проехал сотни километров по тундре. О своих путешествиях на «железном олене» рассказываю в своём блоге.
© Спорт-Марафон, 2025 Данная публикация является объектом авторского права. Запрещается копирование текста на другие сайты и ресурсы в Интернете без предварительного согласия правообладателя — blog@sport-marafon.ru
Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях
Мне нравится

Товары по теме

Статьи по теме

В рассылке блога мы рассказываем о новых коллекциях
, интересных товарах

и людях
Если у вас есть вопросы или пожелания по блогу, пишите их нам, мы постараемся учесть.
Напишите нам, о чём бы вы хотели прочитать в нашем блоге.