Любая альпинистская верёвка, будь то статическая или динамическая требует периодического осмотра и проверки состояния. В рамках данной статьи мы разберём, как узнать дату производства и максимальной срок службы верёвки, объясним как проводить визуальный и тактильный осмотры её состояния, и покажем как выявить возможные дефекты. Наш гайд основан на рекомендациях производителей верёвок и снаряжения.
Рекомендации актуальны в первую очередь для сертифицированных верёвок, удовлетворяющих требованиям стандартов EN 1891/ГОСТ EN 1891 (статические верёвки) и EN 892 (динамические верёвки). Подробно о сертификации и веревочных стандартах вы можете узнать из статей нашего блога.
Проверка концевой маркировки и срока службы верёвки
У сертифицированных статических и динамических верёвок, продающихся в заводских бухтах, на обоих концах есть маркировочный шильдик со всеми данными о них. Там указаны дата производства, тип верёвки, сертификационный стандарт, диаметр и так далее. Данная маркировка должна сохраняться и отчетливо читаться на протяжении всей службы верёвки. Если маркировка повреждается или информация теряет свою актуальность, например в случае укорачивания верёвки, то пользователь должен самостоятельно обновить шильдик, актуализируя данные о длине верёвки.
После того, как вы убедитесь в наличии и удовлетворительном состоянии концевой маркировки, необходимо сопоставить указанную на ней дату производства (не путайте с датой покупки!) с максимально допустимым сроком службы. Чтобы узнать какой срок отпущен именно вашей верёвке, следует заглянуть в инструкцию, идущую вместе с бухтой. В случае отсутствия инструкции, необходимо обратиться на сайт производителя. В большинстве случаев производители устанавливают максимальный срок службы верёвок в 10 лет. Важно понимать, что, независимо от того, использовалась ли верёвка, или просто хранилась в кладовке, если срок её службы подошел к концу, то она должна быть утилизирована. Не подарена, не продана на вторичном рынке, не отдана в детский турклуб, а именно утилизирована, чтобы больше никто не мог воспользоваться ей в целях страховки.
Необходимо учитывать, что в случае покупки верёвки на отрез, маркировка может присутствовать лишь на одном конце или её может не быть вовсе. Такое происходит, когда покупателю достаётся отрезок из середины катушки, закономерно не имеющий опознавательных знаков. Ещё и без инструкции. А поэтому при покупке просите продавца, чтобы вам предоставили информацию о конкретной модели для самостоятельной маркировки верёвки.
Как узнать дату производства статической верёвки
На этапе производства в сердечник сертифицированных статических верёвок обязательно вплетается идентификационная лента, представляющая собой тонкую полоску полипропилена, расположенную по всей длине веревки. На ней с небольшим интервалом повторяется информация с указанием наименования производителя, номера сертификационного стандарта, типа верёвки, года её изготовления, а также названия материала, из которого она сделана. Чтобы добраться до идентификационной ленты, конец верёвки придётся надрезать и распушить.
Как узнать дату производства динамической верёвки
В сертифицированные динамические верёвки вплетается цветная индикаторная нить. Каждому из 10 возможных цветов соответствует свой год производства. Цвета индикаторных нитей повторяются каждые 10 лет. У каждого производителя верёвки свой набор индикаторных цветов. Чтобы узнать дату производства по цвету нити, необходимо предварительно обратиться на сайт производителя вашей динамической верёвки.
Проверка длины и серединной метки верёвки
Для проверки длины верёвки выполните следующие действия:
- Полностью разбухтуйте веревку.
- Найдите середину верёвки. Для этого, начиная с обоих концов, одновременно и равномерно протягивайте обе ветви верёвки, пока не достигните середины. На вашей верёвке может быть заводская метка середины. Обычно это чёрная, нестираемая полоса. Если так, то проверьте, что она находится точно на отмеренной середине. Если метка на положенном месте, переходите к следующему шагу. Если метки нет или она смещена, пометьте действительную середину изолентой или скотчем.
- Измерьте длину верёвки. Для этого отметьте отрезок длиной ровно 1 метр на плоской поверхности, например, на столе и прикладывайте к нему верёвку как показано на рисунке. Дойдя до середины, просто умножьте длину на два, чтобы получить общую длину верёвки.
Альтернативный способ измерения: дважды сложите верёвку пополам и измерьте длину этого «бутерброда». Полученное число умножьте на 4.
Если фактическая длина верёвки отличается от указанной на концевом шильдике, маркировку следует обновить. Укорачивание верёвки необязательно связано с намеренной обрезкой. С течением времени это происходит из-за её усадки, то есть необратимого укорачивания в процессе эксплуатации. Основной причиной этого является контакт верёвки с водой.
Если у вашей верёвки есть заводская или самостоятельно нанесённая метка середины, которая стала неактуальной, то подрежьте концы так, чтобы она вновь оказалась посередине. Если это не вариант, тогда придется наносить новую маркировку, да так, чтобы не вводить себя, и в особенности других людей, в заблуждение относительно истинной середины.
Проверка внешних повреждений верёвки
Самая продолжительная часть в процессе инспекции верёвки — визуальный осмотр. Нужно осмотреть всю длину верёвки, обращая внимание на:
Следы грязи
Грязные верёвки пугают не только своим внешним видом, но и перспективой быстрого износа.
Наиболее наглядно влияния грязи на износостойкость веревок продемонстрировали ребята с Youtube-канала Hard is Easy, проведя тест на испытательном стенде Mammut. Они взяли отрезок верёвки: одну половину оставили чистой, а другую изваляли в обычном песке. Далее эту верёвку закрепили на специальном вращающемся барабане. Во время теста он протягивал верёвку туда-сюда, нагружая ее об «острый» угол с усилием 80 кг — средний вес скалолаза. Верёвка совершала по 5 оборотов в каждую сторону, после которых следовал перерыв в 1 минуту, чтобы разогретые от трения верёвка и острый угол остыли. Вот как это выглядело — The surprising effect of dirt on your rope
Разница в износе между чистой и грязной верёвкой оказалась колоссальной! Когда чистая половина едва ли была отличима от новой, оплётка грязной уже вовсю пушилась. Выводы закономерные: чем грязнее верёвка, тем быстрее пушится её оплётка, а чем сильнее пушится оплётка, тем легче в неё въедается грязь.
Грязь работает как абразив, словно наждачка, изнашивая и повреждая пряди верёвки снаружи и изнутри. Причём от просочившихся внутрь верёвки частиц избавиться практически невозможно. Поэтому верёвку необходимо держать в чистоте, а если не удалось, то обязательно стирать.

Что ещё важно помнить о грязи на верёвке:
- Тесты показали, что даже магнезия является абразивом, ускоряющим износ концов верёвки, к которым чаще всего прикасаются руки скалолазов.
- Грязные верёвки становятся существенно жёстче, что негативно сказывается на коэффициенте узловязания и удобстве применения.
- Грязные верёвки ускоряют износ снаряжения, с которым они взаимодействуют. Это касается в первую очередь спусковых устройств, карабинов и оттяжек.
Следы абразивного воздействия
Оплётка выступает щитом для сердечника верёвки, несущего основную нагрузку. В процессе эксплуатации, оплётка неизбежно изнашивается вследствии трения о различные поверхности и от контакта со страховочно-спусковыми устройствами и зажимами. В результате выбиваются отдельные нити и пряди, появляются потёртости, распушаются и мохрятся целые участки. Если абразивное воздействие привело к тому, что становятся видны белые пряди сердечника, то верёвку пора утилизировать.
Дополнительную защиту от абразива может обеспечить влагозащитная пропитка верёвки. Вот видео от Mammut, где швейцарский производитель сравнивает износостойкость трёх верёвок: без пропитки, с пропиткой только оплётки и с полной пропиткой – Testing rope abrasion with Mammut.
Следы механического воздействия
Острые грани, камнепады, случайный удар ледорубом или неосторожный шаг в кошках — всё это может привести к порезам, надрывам и перебитию верёвки. В случае глубокого повреждения, обнажившего сердечник или нарушившего его целостность, от этого участка верёвки необходимо избавиться. Если беда пришлась на середину единственной верёвки, без которой спуск с маршрута невозможен, повреждённый участок необходимо изолировать, например при помощи узла «австрийский проводник». Нагрузку на такой участок допускать нельзя, ведь это может привести не только к полному разрыву верёвки, но и стягиванию оплётки гармошкой, что тоже сделает невозможным дальнейшее использование верёвки.
Следы воздействия высоких температур
Избыточное трение при срыве или быстром спуске может нагревать металл спусковых устройств и карабинов настолько, что возможно оплавление верёвки. Среди других возможных причин: трение одной верёвки о другую, проскальзывание схватывающих узлов под большой нагрузкой и прямое воздействие пламени или раскаленных предметов. Верёвка в местах оплавления становится жёстче, а оплётка заглаживается и темнеет. Оценить степень поражения прилегающих к оплавленному участку внутренних прядей невозможно, а потому верёвку со следами значительного оплавления необходимо выбраковывать.
Следы химического воздействия
Повышенная жёсткость, нестираемые пятна и выцветшие участки оплётки могут быть следствием воздействия на верёвку химических веществ. И хоть далеко не все вещества являются губительными для современных синтетических верёвок, как-либо подтвердить или проверить это в большинстве случаев не удастся, а потому верёвку придётся утилизировать.
Наибольшая опасность таится в химическом воздействии, не оставляющем никаких визуальных следов на верёвке, но способном свести на нет всю прочность материала. Так, зафиксирован случай, когда пары кислоты от автомобильного аккумулятора, рядом с источником которого хранилась верёвка, привели к полному разрушению верёвки во время дальнейшего использования. В случае подобных невидимых глазу повреждений помочь может лишь тактильная проверка, которую мы обсудим далее. Но самое главная защита от подобных ситуаций – это максимально бережное отношение к использованию и хранению верёвки.
Следы ультрафиолетового воздействия
Солнечный свет ослабляет прочность верёвок, делает их более жёсткими и обесцвечивает пряди оплётки. Но не стоит пугаться, для серьёзных последствий верёвка должна провести под ультрафиолетовым излучением не один месяц. И всё же такие случаи бывают, а потому особое внимание нужно уделять любым стационарно висящим верёвкам: перилам в горах, страховочным верёвкам на уличных скалодромах и верёвкам, чьи хозяева предпочитают регулярную сушку на солнце.
Деформированные участки
Если на веревке обнаружены утолщения или, наоборот, участки меньшего диаметра, это может свидетельствовать о внутренних повреждениях, вызванным чрезмерными или ударными нагрузками. Такая верёвка должна быть выбракована.
Смещение оплётки относительно сердечника
Оплётка и сердечник верёвки могут смещаться относительно друг друга, потенциально приводя к опасным ситуациям. Так, в одном случае оплётка может сжаться гармошкой, обнажив белые жилы сердечника на конце верёвки. Но такое положение вещей легко бросается в глаза и быстро исправляется. Гораздо менее заметно и потому опасно, когда под оплёткой не остаётся сердечника и конец верёвки представляет из себя мягкий чулок, который и серьёзных нагрузок не выдержит и сквозь страховочно-спусковое устройство проскользнёт.
Смещение оплётки сравнительно легко устраняется усиленным протягиванием верёвки в руках и подрезанием/оплавлением выбившихся излишков на конце верёвки.
Основной причиной смещения оплётки выступает множественные однотипные нагрузки, вроде спуска по перилам или верхней страховки на скалодроме, когда из раза в раз одинаково нагружается одна и та же часть верёвки, постепенно сдвигая оплетку и сердечник относительно друг друга. Впрочем современные верёвки редко страдают от существенного смещения оплётки. А производители всё чаще применяют различные технологии по «склеиванию» сердечника с оплёткой вроде «Unicore» от компании Beal, «TeFix» от Tendon или «Sync Tec» от Edelrid.
Проверка внутренних повреждений верёвки
Для выявления внешне невидимых повреждений сердечника необходимо провести тактильный осмотр всей длины веревки. Для этого, протягивая руками метр за метром, слегка сгибайте верёвку, чтобы проверить её структуру на наличие:
- Слишком жёстких или слишком мягких участков.
- Изломов или уплотнений.
В местах, вызывающих подозрение, проведите тест на эластичность. Сожмите участок верёвки большим и указательным пальцами и оцените, насколько сильно ветви верёвки прижимаются друг к другу. Если образовавшаяся петля полностью схлопывается, не оставляя никакого отверстия, это показатель того, что нарушена целостность сердечника или упало натяжение его прядей. В любом случае с веревкой или её частью пора прощаться.
Беспокоиться нужно не когда вся верёвка мягкая, и легко поддаётся сжатию, а когда появляются участки, значительно более мягкие или, наоборот, более жёсткие по отношению ко всей остальной верёвке.
Визуальная и тактильная проверка отлично дополняют друг друга. Так, выявленная в процессе осмотра внутренних повреждений чрезмерная жёсткость отдельных участков верёвки, может указывать на химическое или ультрафиолетовое поражение, а также внутреннее загрязнение верёвки. Почувствовав это руками, можно более детально изучить выявленные участки на дополнительные, но малозаметные сигналы об опасности, вроде обесцвечивания прядей. То же касается и других неочевидных повреждений вроде деформированных участков, смещения оплетки и заглаженных после термического воздействия участков оплетки.
Если вы столкнулись с действительно неоднозначной ситуацией:
- Попробуйте сравнить вашу модель с такой же, но новой верёвкой.
- Обратитесь к компетентному лицу по проверке средств индивидуальной защиты для окончательного вердикта.
Но при любых сомнениях – утилизируйте верёвку. Жизнь дороже!