Каркас — важнейшая часть палатки, его конструктивная основа, которая обеспечивает сохранение формы палатки и, как, следствие, комфорт того, кто внутри. С момента появления первой серийной каркасной палатки в 1955 году непрерывную эволюцию претерпевает и архитектура палаток, и материалы, из которых изготавливается каркас.
Каркас палатки для аутдор-использования по умолчанию должен обладать тремя основными качествами:
- быть гибким;
- выдерживать нагрузки;
- быть лёгким.
На практике ситуация, конечно, намного более сложная. Даже сочетание этих трёх параметров часто приводит к компромиссу в одном из них. Кроме того, возникают дополнительные:
- долговечность;
- особенности сочленения дуг;
- стоимость.
Очевидно, что в целом задача палатки для треккинга, альпинизма, экспедиций и подобных видов использования — обеспечить как можно более надёжную защиту от внешних воздействий при максимальном комфорте — наилучшим образом выполняется при наибольшем весе изделия и наиболее сложной конструкции. Естественно, и тем и другим нельзя пожертвовать, поэтому любая конструкция палатки — в той или иной степени компромисс между прочностью (надёжностью, долговечностью), защитными свойствами, сложностью установки и эксплуатации и — особенно — весом.
Стремление к снижению веса изделий при сохранении прочих свойств стало в последнее время одним из основных направлений в индустрии. Отдельные компании, например, MSR и Big Agnes, посвящают этому основные усилия, другие добавляют ультралайт-линейки к своим классическим экспедиционным и треккинговым моделям.

Одной из основных характеристик свойств каркаса палаток можно считать предел прочности — то есть способность выдерживать нагрузки, не ломаясь. Величина предела прочности определяется собственно свойствами материала, диаметром дуг, толщиной стенок дуг, характером сочленений и условиями эксплуатации. Предел прочности обычно измеряется в футах на квадратный метр (PSI).
Не менее важна и эластичность материала — способность восстанавливать свойства после изгибания, особенно под воздействием сильного ветра и массы снега.
Материалы дуг аутдор-палаток можно разделить на две основные группы:
- металлические дуги;
- дуги из композитных материалов.
В действительности, этим список материалов не ограничивается. Так, немецкая компания Heimplanet не так давно, но, похоже, довольно успешно производит палатки с надувным каркасом. Такие палатки отличаются неизменно инновационным видом и простотой установки — по утверждению производителя, чтобы наполнить воздухом каркас 2-3-местной палатки The Cave потребуется меньше минуты. Их поведение при сильных ветрах, однако, вызывает сомнение.
Компания Nemo, известная своими инновациями, предложила собственную систему с применением надувного каркаса — AirSupported Technology®. Она обеспечивает максимально простую установку и повышенную ветроустойчивость, по утверждению производителя.
Металлические дуги в палатках
Среди металлических дуг можно выделить:
- дуги из стали;
- дуги из титана;
- дуги из алюминиевых сплавов.
Стальные дуги обладают наибольшей прочностью, однако, они имеют малую эластичность и очень большой вес — это атрибут скорее стационарных палаток.
Титановые дуги обладают малым весом при высокой прочности и эластичности — казалось бы, идеальное сочетание, если бы не фактор стоимости титана, благодаря чему титановые дуги встречаются в туристических палатках крайне редко.
Дуги из алюминиевых сплавов, безусловно, наиболее универсальный вариант — это наиболее сбалансированный компромисс между характеристиками прочности, эластичности, долговечности, ремонтопригодности и веса, а также стоимостью. В действительности, видов алюминиевых сплавов, используемых для создания палаточных дуг, немало.
Алюминиевые дуги в палатках
Самым распространённым материалом для каркаса в палатках средней и высокой ценовой категории являются деформируемые сплавы на основе алюминия серии 7000. По системе маркировки, принятой в США, это сплавы алюминия с добавлением цинка и марганца.
Особенностью сплавов этой группы является их способность увеличивать свою прочность в процессе термообработки. В маркировке сплава термообработка обозначается буквой «Т», а цифрой — режим термообработки — например «T6» или «T9». При этом трубки из таких сплавов практически до разрушения работают в зоне обратимых деформаций.
Наиболее распространены при изготовлении каркасов палаток сплавы 7001-T6 (обычно производства DAC или Yunan) и 7075-T9 (от компании Easton). Иногда используются сплавы серии 6 000 (обычно 6061-T6), однако они, как правило, являются менее прочными. Ещё реже применяются сплавы алюминия со скандием, обладающих ещё большей прочностью при незначительном увеличении веса. Такой сплав производится южнокорейской компанией Yunan, он применялся в каркасах некоторых палаток Mountain Hardwear (серия Trango), а также используется в палатке Sivera Одрина Про.
Как правило, ответственные производители применяют процесс глубокого анодирования. Т.е. покрывают алюминиевые трубки слоем оксидной плёнки (обычно подкрашенной), которая предохраняет металл от царапин и коррозии. Такая обработка продлевает срок службы изделия.
Одним из пионеров в области использования алюминиевых сплавов для создания каркасов палаток является американская компания Easton, в значительной степени определившая направление развития в индустрии. В конце 1990-х годов дуги Easton из алюминиевого сплава 7075-T9 были стандартом прочности и обеспечивали укрытие участникам высотных гималайских и антарктических экспедиций.
Среди облегчённых конструкций стоит отметить Easton 7075-T9 NanoLite. Сейчас компания сосредоточила свои усилия на велосипедном спорте, хоккее, бейсболе, стрельбе из лука и других видах спорта. В аутдор-индустрии, тем временем, появился новый лидер — DAC.

Корейская компания DAC или Dongah Aluminium Corporated начала работать с алюминиевыми сплавами в 1986 году. Сегодня изделия DAC входят в комплектацию большинства лучших мировых палаток. Компания постоянно совершенствует технологии производства и предоставляет весь спектр алюминиевых дуг — от ультралайт до моделей для экспедиционного и зимнего использования. Компания DAC является автором целого ряда технологических решений для создания лучших в мире алюминиевых каркасов палаток: DA17, Pressfit, FeatherLite, FeatherLite NSL, FeatherLite NFL, PL.
Дуги DAC FeatherLite NSL
Технология Pressfit стала прорывом в области создания прочных и лёгких соединений дуг — одного из ключевых элементов. Технология FeatherLite стала плодом борьбы инженеров DAC за наилучшее соотношение «вес-прочность». Здесь вместо использования соединительных втулок концы сегментов каркаса имели увеличенный или уменьшенный диаметр, что позволило значительно снизить вес дуг. Дальнейшая эволюция каркасов DAC была направлена на совмещение обеих технологий (FeatherLite NSL и ультралёгкие дуги FeatherLite NFL), а также на уменьшение толщины стенок при увеличении диаметра дуг (FeatherLite NFL и PL).
Дуги DAC FeatherLite PL
PL — новейшая разработка компании DAC. По утверждению производителя, PL — прорыв в области создания прочных каркасов для экстремальных погодных условий, а также для использования в условиях кемпинга. В основе подхода лежит производство дуг большего диаметра при уменьшении толщины стенок — в итоге опыт DAC позволил создать стойки, стенки которых на 40% тоньше используемых до этого. При этом, если сравнить стойки PL диаметром 13.55 мм со стойками Pressfit диаметром 11 мм, они оказываются на 45% более упругими и на 7% легче. В сравнении со стойками NSL диаметром 9.6 мм они оказываются вдвое прочнее и почти в три раза более упругими, будучи тяжелее в среднем всего на 300 г на палатку. Наиболее удивительное свойство новых стоек PL — их нелинейная эластичность. На уровне около 75% предела прочности они в буквальном смысле становятся более мягкими, что предохраняет их от поломок. На данный момент дуги DAC PL только начинают появляться в конструкциях палаток. Так, палатки MoonLight 3 и MoonLight 4, которые должны увидеть свет в 2017 году и, по заверению одноименного производителя, решить большинство существующих традиционных проблем с палатками, будут созданы именно на основе каркаса из этих дуг.
На сегодняшний день во всех дугах серий FeatherLite, NSL и PL используется алюминиевый сплав TH72M. Изготовленные из него трубки отличаются малым весом и практически до полного разрушения работают в зоне упругих деформаций (т.е. гнутся, но не ломаются). Сегодня TH72M позиционируется как самый лёгкий, прочный и долговечный алюминиевый сплав из тех, что применяются в современной аутдор-индустрии.
Дуги палаток из композитных материалов
Традиционно выделяют два типа дуг из композитных материалов:
- дуги из стеклопластика (fiberglass);
- дуги из углепластика (carbon fiber).
Список материалов, однако, не исчерпывается — появляются дуги из новейших композитных материалов, такие как Easton Syclone.
Дуги из стеклопластика
Стекловолокно является самым распространённым материалом для каркасов палаток бюджетного класса. Основное преимущество такого материала, помимо его дешевизны, заключается в практически отсутствующей остаточной деформации сегментов дуги после её изгиба. Однако на этом плюсы заканчиваются.
Стекловолоконные дуги боятся сильных перепадов температур, жары и холода — это, как правило, приводит к их расщеплению вдоль краёв сегментов в местах соединения. В сравнении с алюминиевыми и карбоновыми каркасами стекловолоконный откровенно проигрывает в весе и мало ремонтопригоден в полевых условиях.
Дуги из углепластика
Дуги из углепластика, карбона, наоборот, находятся на переднем крае развития аутдор-индустрии. Основная составляющая часть этого композитного материала — углеродные нити. Такие нити очень тонкие, примерно 0.005-0.010 мм в диаметре. Сломать их при этом очень просто, а вот порвать довольно трудно. Поэтому из таких нитей сплетается ткань, после чего она укладывается слоями внахлёст под разными углами и склеивается с помощью эпоксидных смол.
В последние годы использование карбона позволило значительным образом снизить вес многих предметов аутдор-снаряжения и спортивных снарядов — от лыж и сноубордов до ледовых инструментов и телескопических палок. Выделяясь низким весом, углепластиковые дуги обладают беспрецедентными характеристиками жёсткости.
Одним из пионеров в применении карбона для создания каркасов палаток можно считать компанию Easton. В 2010 году компания Easton Mountain Products выпустила палатку Easton Kilo — первую двухместную трёхсезонную палатку с минимальным весом менее килограмма (997 г). Подобного снижения веса удалось добиться благодаря использованию углепластиковых дуг Carbon ION с соединениями AirLock, что обеспечило снижение веса на 56% по сравнению с дугами из алюминиевого сплава с традиционным соединительным тросиком.
Easton Syclone
Easton Syclone — дуги из нового композитного материала — это разнонаправленное стекловолокно S-Glass, используемое в аэрокосмической промышленности. Подобный материал обладает большей эластичностью по сравнению с алюминиевыми сплавами и с углепластиком, что позволяет дугам выдерживать наиболее суровый ветер и нагрузку значительных объёмов снега.
По результатам тестов дуги Easton Syclone оказались на 80% более устойчивыми к деформациям и поломкам по сравнению с алюминиевыми. На видео приведены сравнительные тесты дуг Easton из алюминиевого сплава 7075-T9 и композитных дуг Easton Syclone. Углепластиковые дуги полностью сохраняют свои свойства, будучи подверженными нагрузке ветра скоростью 80 миль в час (почти 130 км/ч):
Тестирование палатки Easton Syclone
Компания MSR — один из наиболее авторитетных производителей палаток — использует дуги Easton Syclone в новой серии палаток Remote. Remote — это альпинистские палатки, созданные для использования в наиболее экстремальных погодных условиях. При этом трёхместная палатка Remote 3 обладает минимальным весом всего 3.56 кг.
В данном обзоре мы рассмотрели непосредственно материалы, из которых изготавливаются каркасы палаток. Не менее важными свойствами являются собственно конструкция палатки, материалы тканей и другие особенности. Об этом подробнее в других статьях блога. Подписывайтесь, читайте, делитесь с друзьями.