В этой статье мы постарались в деталях рассказать о том, из каких материалов создаётся современная туристическая палатка. Зная это, вы ещё на этапе выбора сможете примерно оценить её свойства и «поведение» в походных условиях.
Из чего делают палаточный каркас
Каркас большинства походных палаток состоит из дуг, которые могут быть:
Алюминиевые дуги палаток
Самый распространённый материал для каркаса в современных палатках — алюминий. Он лёгкий, прочный и сравнительно доступный по цене. Для дуг палаток используют высокопрочные сплавы алюминия, позволяющие создать гибкий, устойчивый к нагрузкам каркас. Он может сильно гнуться, но не ломается, а возвращается в первоначальную форму. Только когда ветер буквально складывает палатку, сегменты каркаса деформируются. И даже это происходит не всегда, и чаще такое случается с дугами небольшого диаметра — до 9 мм. Риск поломки алюминиевого каркаса есть, но он невелик, и для этого нужно приложить большое усилие. Например, когда не предназначенную для сверхнагрузок палатку утюжит шквальный ветер или её заметает тяжёлым снегом. Если алюминиевая трубка в каркасе всё же лопнет, то на место поломки можно надвинуть и закрепить ремонтную гильзу — фрагмент алюминиевой трубки чуть большего диаметра. С такой «шиной» можно пройти остаток похода, а вернувшись домой, купить подходящий сегмент дуги на замену.
Чаще всего при изготовлении каркасов палаток используют сплавы 7001-Т6 и 7075-Т9. Изначально они разрабатывались для нужд аэрокосмической отрасли, но после проникли в индустрию спорта. Буква «T» в их маркировке обозначает термообработку, которая повышает прочность сплава. Гораздо реже для дуг палаточных каркасов применяется алюминиевый сплав 6061. Он менее прочный, но дешевле и лучше поддаётся обработке. Меньшая прочность компенсируется увеличением диаметра дуг, например, до 10,5–12 мм, в то время как диаметр дуг из сплавов 7000-й серии редко превышает 9,5–10 мм. Поэтому каркасы из сплава 6061 получаются массивнее и тяжелее, но это не критично, если речь идёт о кемпинговых палатках или крепких 3-сезонных палатках для начинающих туристов, которые не гонятся за малым весом экипировки.
Трубки будущего каркаса полируют, чтобы они были гладкими и не имели царапин и полостей на своей поверхности. Затем их анодируют — покрывают слоем оксидной плёнки, которая предохраняет металл от царапин и коррозии. Иногда эта плёнка бесцветная, и тогда каркас палатки получается просто серебристым, но чаще при анодировании добавляют краситель, чтобы дуги получились цветными. Например, жёлтыми, красными, чёрными или зелёными. Такая обработка продлевает срок службы каркаса, а цветовая маркировка помогает быстрее поставить палатку, потому что проще понять, где какая дуга и куда её нужно продевать.
Но прочность и долговечность палаточного каркаса зависят не только от сплава и обработки его сегментов. Слабым звеном любой дуги является место соединения её сегментов: чаще всего именно там происходят поломки. Поэтому важно, как этот узел реализован. В лёгких каркасах от ведущих компаний — DAC, Yunan и Easton — соединительные втулки очень прочно запрессованы в трубки, что требует высокоточной обработки металла. Такой способ снижает риск поломок и заклинивания втулки внутри соединённых сегментов дуги.
В менее продвинутых алюминиевых каркасах соединительные втулки просто обжаты кернером и сидят в трубке менее плотно, отчего их может согнуть внутри при большой нагрузке. Это приводит либо к лопнувшей трубке дуги, либо к заклиниванию, когда два сегмента становится сложно или невозможно разъединить. Поэтому компании-производители палаточных каркасов стараются использовать кернение только на дугах большого диаметра — 11–12 мм. Они жёстче, и риск излома соединительной втулки в них минимален.
Сегодня в мире есть три наиболее известных производителя палаточных каркасов:
- DAC — Dongah Aluminum Corporation, Южная Корея;
- Yunan, Южная Корея;
- Easton, США.
Их маркировка — знак качества, и от них индустрия туризма получает самые технически продвинутые каркасы палаток. Каждая из компаний ещё и вносит вклад в развитие других видов спорта. Например, DAC совместно с Helinox создают треккинговые палки и ультралёгкую походную мебель, Yunan участвует в производстве клюшек для гольфа, а в Easton много лет выпускают стрелы для стрельбы из лука и арбалета и когда-то производили алюминиевые бейсбольные биты и рамы для снегоступов.
Однако продвинутые технологии имеют свойство постепенно спускаться из высокого ценового сегмента в средний и далее — в бюджетный. Так что отсутствие клейма известной фирмы ещё не повод думать, что у вас в руках некачественный каркас. Если речь не идёт об ультралёгких каркасах или каркасах для всесезонных палаток, то сегодня на рынке хватает хорошо исполненных алюминиевых дуг. И ими не пренебрегают даже ведущие производители снаряжения. Например, в палатках MSR Elixir стоят ноунейм-каркасы из 7001-го сплава, но в их качестве и прочности не приходится сомневаться, и они апробированы множеством туристов по всему миру. Это же можно сказать о современных палатках Vaude Taurus и Vaude Arco, для каркаса которых использованы крепкие дуги из сплава 6061 от пока малоизвестной южнокорейской фирмы Zin Poles.
Карбоновые дуги палаток
Самым дорогим и всё ещё экзотическим материалом для каркасов палаток остаётся карбон. Это композитный материал, который состоит из нитей углерода. Они очень тонкие — всего 0,005–0,010 мм диаметром. Сломать их очень просто, а вот порвать очень трудно. И чтобы нагрузка шла на растяжение, из таких нитей сплетается ткань, после чего она укладывается слоями внахлёст под разными углами и покрывается эпоксидной смолой, которая склеивает всё воедино.
Карбоновый каркас получается максимально лёгким. Например, вес алюминиевого сегмента дуги Easton диаметром 8,8 мм — 22,3 грамма, такого же карбонового — 15,3 грамма, то есть на 30% легче! Но карбоновые дуги дороги в производстве. Поэтому к ним прибегают только в тех случаях, когда нужно предельно облегчить палатку. Для сравнения: у компании Nordisk есть две конструктивно идентичные модели палаток — Telemark 2 LW и Telemark 2 ULW. У версии LW в комплектации алюминиевая дуга весом 136 грамм, а у версии ULW — дуга карбоновая и весит 110 грамм. Разница кажется небольшой, всего 26 грамм. Но это чуть более 20% от первоначального веса алюминиевой. И нужно учесть, что Telemark 2 LW — это уже минималистичная ультралёгкая палатка весом 980 грамм. В такой сложно найти «лишние» граммы, которые можно скинуть.
В палатках карбоновые дуги встречаются нечасто не только из-за их стоимости. Карбон — жёсткий и хрупкий материал. Поэтому, чтобы карбоновый каркас начал гнуться, к нему нужно приложить значительно большее усилие, чем к алюминиевому. Но если это усилие станет предельным, то там, где алюминиевая трубка слегка погнётся, карбоновая, скорее всего, просто лопнет. И починить её в полевых условиях будет очень сложно. Поэтому сегодня чаще всего карбон используется в ультралёгких палатках-«домиках» и палатках-«пирамидах», где вместо дуг прямые вертикальные стойки и нагрузка на излом на них невелика.
На сегодняшний день самым старым игроком на рынке карбоновых палаточных каркасов остаётся компания Easton, она выпускает их с 1999 года. А дольше всего карбоновые дуги применяются в самых лёгких палатках бренда MSR — серии Carbon Reflex.
Стекловолоконные дуги палаток
Сегодня стекловолоконные дуги используют в палатках самого нижнего ценового сегмента. Их главное преимущество — дешевизна. На этом плюсы заканчиваются. Стекловолоконные дуги тяжёлые, хрупкие и боятся сильных перепадов температур. Как правило, они легко лопаются вдоль или расщепляются в местах соединения сегментов, когда их гнёт ветром. А порой это случается, если кто-то неаккуратно бросил чехол с дугами на землю или случайно наступил на него. При поломке стекловолоконные дуги почти не ремонтопригодны в полевых условиях.
Все эти проблемы касаются прежде всего наиболее дешёвых стекловолоконных дуг, которые используются в палатках из массмаркета. Их изготавливают с помощью экструзии. Сегмент дуги получается, когда массу стекловолокна продавливают через специальную насадку, отчего всё стекловолокно ориентировано вдоль. А это делает дугу более хрупкой.
Но существуют и стекловолоконные дуги, изготовленные по более совершенной технологии: волокна в них наматываются и получаются уложенными разнонаправленно. Такое плетение называется cross-woven fiberglass, и оно повышает прочность, износостойкость и устойчивость дуг к перепадам температур. Но легче они от этого не становятся, поэтому чаще всего их применяют в кемпинговых палатках. Гораздо реже они встречаются в бюджетных туристических моделях, которые ориентированы на самые простые походы с долгими стоянками в лагерях. Например, в палатках Jack Wolfskin Eclipse.
Из чего шьют тент палатки
Для пошива тентов туристических палаток используют три типа тканей:
- нейлон,
- полиэстер,
- композитную ткань Dyneema.
Нейлон и полиэстер
Самые распространённые ткани для пошива тентов — нейлон и полиэстер.
- Нейлоновые волокна немного сложнее порвать, чем полиэстеровые, поэтому готовую ткань из них можно сделать легче без потери прочности. У нейлона только один существенный недостаток: когда он смачивается водой, его нити удлиняются, отчего тент палатки начинает покрываться складками и провисать. Удлинение и утяжеление нитей снижает их прочность, а ещё грозит хлопаньем тента на ветру и его соприкосновением с внутренней палаткой.
- Полиэстеровая ткань при равной с нейлоном прочности получается тяжелее, но при этом полиэстеровый тент почти не провисает при смачивании водой и не теряет в прочности.
О каких характеристиках ткани можно узнать из описания
На ярлыке палатки или в описании на сайте часто можно встретить обозначения, уточняющие параметры ткани. Например, «40D» или «210T».
Первый показатель — это толщина применяемой нити, которая маркируется литерой D, пишется как denier и читается как «денье». Чем больше цифра, тем толще и прочнее нить, но больше её вес. Второй показатель — литера T, расшифровывается как thread count и обозначает общее количество нитей, которое приходится на квадратный дюйм ткани. Чем выше цифра — тем больше нитей переплетено, а значит, и выше прочность материала.
Эти параметры тесно связаны между собой, потому что плотность переплетения нитей напрямую зависит от их толщины. И по мере того как нити становятся тоньше, их количество на единицу площади ткани растёт. Например, у палаток MSR Hubba NX тент сшит из 20D нейлона, у которого 330 нитей на квадратный дюйм (330T). А у палатки Nordisk Lofoten толщина нитей в тенте — всего 7D, но и их количество в квадратном дюйме — уже 580 (580T)!
Поэтому часто один из параметров в описании ткани просто не упоминается. Например, для полиэстеровых тентов нередко пишут просто 210T. Это означает, что используется ткань с нитями 68D — 70D. Но чаще опускается как раз количество переплетений нитей и оставляют только параметр «денье» — 10D, 20D, 40D и так далее.
Rip-stop — это особый тип плетения ткани, который позволяет снизить её вес без значительного ущерба для прочности. Основное полотно делают из сравнительно тонких нитей, но в материал с шагом от 2 до 10 мм вплетается чуть более толстая и прочная нить. Она формирует характерный рисунок, как правило, в клетку. Эта сетка из более толстой нити создаёт своеобразный усиливающий каркас, который и принимает на себя основные нагрузки на разрыв, повышая прочность материала.
Казалось бы, «толстая нить + rip-stop-плетение = гарантированно прочная ткань», но всё сложнее. На прочность и долговечность ткани влияет ещё и то, какое водостойкое покрытие на неё нанесено. Ни полиэстер, ни нейлон не используются в тентах палаток в «голом» виде. На них всегда наносят полимер, который делает их непроницаемыми для воды: полиуретан или силикон. И в индустрии устоялось несколько основных комбинаций ткани и полимера.
Полиэстер с Pu-покрытием
На полиэстер с изнаночной стороны наносят слой полиуретана, что в описании ткани палатки обозначается как Pu/PU. Полиуретановое покрытие стоит недорого, и его наносят слоями последовательно: чем больше слоёв, тем выше водостойкость ткани, но и больше её вес. Также полиуретан позволяет быстро проклеивать швы тента термоусадочной лентой на производстве. Ведь если их не проклеить, то вода будет просачиваться через отверстия, которые оставляет игла при шитье. Их и закрывает тонкая лента из того же полиуретана, которую нагревают и прижимают на специальном станке.
Но у Pu-покрытия есть три существенных недостатка:
- Слой полиуретана не проникает глубоко в структуру ткани, отчего лицевая сторона тента может пропитываться водой. Выглядит это как потемнение отдельных участков тента. Поэтому большинство палаточных тентов только с Pu-покрытием — полиэстеровые, потому что при намокании полиэстер растягивается незначительно и тент меньше провисает.
- Полиуретан менее эластичный, чем ткань. Это снижает её прочность на разрыв. Структура ткани такова, что она может слегка растягиваться под порывами ветра и тем самым распределять нагрузку по большей площади. Но когда её нити скреплены слоем полиуретана, такая эластичность теряется. Чтобы было проще понять этот процесс, вспомните, как вы разбирали перемотанные скотчем коробки. Ленту скотча сложно порвать — она тянется в стороны. Но если её плотно наклеить на тонкий картон, то эластичность исчезнет и скотч легко порвётся по линии разрыва картона. В тенте ткань — это аналог скотча, а полиуретан — картона.
- Полиуретан — гигроскопичный полимер. То есть он медленно, но верно впитывает воду, и эта влага его постепенно разрушает. Когда ткань и слой полиуретана толстые, этот процесс идёт очень медленно, особенно если тент и палатка вовремя просушиваются, а не «скисают» в гермомешке. Но когда ткань и слой покрытия тонкие, то непросушенная палатка, которая сутки-двое пролежала в чехле, почти наверняка сильно пострадает. Полиуретан и проклеечная лента станут липкими и начнут отслаиваться небольшими кусками от ткани, а она, в свою очередь, — протекать.
Чтобы полиэстеровая ткань с Pu-покрытием не насыщалась водой слишком быстро, на её лицевую сторону обычно наносят водоотталкивающее DWR-покрытие, аналогичное тому, что используется в одежде. Нередко в составе такого покрытия есть вещества, которые отражают часть УФ-излучения, отчего палаточный тент медленнее выгорает и теряет прочность от воздействия солнца. Периодически это покрытие нужно обновлять, для чего есть пропитки вроде Nikwax Tent & Gear Solarproof. Производители палаток рекомендуют пользоваться ими раз в 1–2 года.
Нейлон с Si/Pu-покрытием
На изнанку нейлона наносят тонкий слой полиуретана, а на лицевую сторону — слой силикона. Полиуретан позволяет проклеить швы термоусадочной лентой, а силикон на лицевой стороне не даёт нейлону быстро смачиваться водой и сильно провисать. Обозначается такая обработка в описаниях ткани как Si/Pu. В производстве такой материал значительно дороже, потому что слои полимеров требуется наносить одновременно, так как если силикон слишком глубоко проникнет в структуру ткани, то полиуретан просто не сможет к ней должным образом приклеиться. Однако такая обработка всё ещё наследует проблемы полиуретана: он снижает устойчивость ткани к разрыву, а сам медленно поглощает влагу, которая его постепенно разрушает.
Нейлон с двусторонней силиконизацией
В этом случае обе стороны нейлона пропитывают силиконом: два слоя наносят с лицевой стороны и один — с изнаночной. Чем толще нити ткани, тем больше они впитают силикона и тем выше будет её водостойкость. Обозначается такая обработка как Si/Si, Sil/Sil или как Silnylon, то есть силиконизированный нейлон. Силикон проникает глубоко в структуру ткани, обволакивает её волокна и защищает их от УФ-излучения и смачивания водой. Влага слабо впитывается в материал, отчего нейлоновый тент меньше провисает под дождём. Также тент из «силиконки» достаточно несколько раз сильно встряхнуть, чтобы сделать его почти сухим.
В отличие от полиуретана, силикон не снижает прочность ткани на разрыв, а только повышает её. Пропитанные им нити лучше скользят друг по другу, отчего возникающая нагрузка распределяется на бо́льшую площадь. Вдобавок, благодаря глубокому проникновению силикона в структуру ткани, он практически не отслаивается от неё с годами. Влаги силикон тоже не боится, так как это неорганическое химически инертное соединение, в отличие от органического полиуретана.
Сравнить соотношение прочности и веса разных тканей можно в таблице ниже.
Торговая марка ткани | Материал | Вес ткани, г/м2 | Усилие на раздир* по тесту ISO 13937-4, кг |
---|---|---|---|
Hilleberg Kelron 2000 | 70D Si/Si rip-stop нейлон | 78 | 20 |
Hilleberg Kelron 1200 | 30D Si/Si rip-stop нейлон | 49 | 12 |
Helsport Rainguard FR | 75D -/Pu rip-stop полиэстер | 95 | 5 |
—— | 40D -/Pu rip-stop нейлон | 58 | 2,5 |
—— | 20D Si/Pu rip-stop нейлон | 36 | 1,5 |
Helsport Rainguard Superlight | 15D Si/Si rip-stop нейлон | 37 | 10 |
* Указано усилие на раздир, так как во время теста ткань рвут по заранее сделанному надрезу. Параметры материалов приведены по данным из каталогов Hilleberg и Helsport.
Силиконизированные тенты палаток долговечны. Если толстый полиэстеровый тент палатки с Pu-покрытием при должном уходе служит 10–15 лет, то силиконизированный в тех же аккуратных руках — вдвое дольше. Например, в Скандинавии многие туристы пользуются палатками Hilleberg, Helsport, Nordisk и Fjallraven с нейлоновыми Si/Si-тентами, которые были куплены в начале или середине 1990-х годов и всё ещё «на ходу».
Кажется, что «силиконка» — это идеальный материал для пошива тента палатки. Отчасти так оно и есть. Но существуют и ограничения, которые не дают использовать силиконизированный нейлон повсеместно:
- Это очень дорогая ткань. Причём дорого она обходится и в производстве, и в пошиве. Сам процесс обработки ткани небыстрый: нужно ждать полного отвердения каждого нанесённого слоя силикона. Материал получается очень скользким, отчего с ним сложнее работать швее и требуется подходящее оборудование. Вдобавок «силиконка» довольно эластична, и это нужно учитывать дизайнерам на этапе создания выкроек будущей палатки. Это требует тщательных расчётов и проверок на прототипах, иначе тент при установке не будет достаточно хорошо растянут.
- Швы силиконизированного нейлона невозможно быстро проклеить на производстве из-за долгого срока отвердевания силиконового герметика. Поэтому при производстве используют запошивочный шов, когда нитка с иголкой проходит одновременно через четыре слоя ткани. При таком способе у воды почти нет шансов просочиться через швы. А при желании их можно самостоятельно проклеить силиконовым герметиком.
- Силиконизированная ткань очень прочная на разрыв, но чуть менее устойчива к проколам, чем тот же полиэстер с Pu-покрытием. Пропитанные силиконом нити скользкие и просто «расступаются» перед проникающим в ткань объектом. О дырках можно не беспокоиться. Когда силиконизированная ткань не ультратонкая, она просто затянется, если её потереть в месте прокола и порастягивать в разные стороны.
Композитная ткань Dyneema
Ткань Dyneema, ранее известная под торговой маркой Cuben, состоит из тончайших волокон сверхвысокомолекулярного полиэтилена (UHMWPE). Из волокон формируют нетканое полотно, помещают его между двумя прозрачными полиэстеровыми плёнками и спекают всё вместе под давлением, пропуская через нагретые валики. В итоге получается полупрозрачная ткань, внешне напоминающая мятый полиэтиленовый пакет.
Dyneema в четыре раза прочнее кевлара на разрыв, не режется острыми кромками камней и веток, не пропускает воду и ветер, устойчива к ультрафиолету и агрессивным химическим средам. Но главное, ткань очень лёгкая и компактная, что делает её отличным материалом для ультралёгких тентов и палаток. От производителя требуется только умение с ней работать: Dyneema плохо режется, отчего сложна в раскрое и обработке. Поэтому она редко используется в крупносерийном производстве палаток.
Чаще всего её применяют для пошива ультралёгких палаток-«домиков» и палаток-«пирамид», которые отличаются сравнительно простым кроем. Реже она используется для создания 2-слойных ультралёгких палаток. Например, тенты из Dyneema использует компания Terra Nova в серии палаток Ultra, компания Big Agnes применяет их в палатках серии Carbon, а у Kailas есть сразу несколько моделей в серии Cuben.
Из каких тканей шьют внутреннюю палатку
Для пошива внутренней палатки обычно используют ту же ткань, что и для тента, — нейлон или полиэстер, только без полимерного покрытия, чтобы материал мог пропускать через себя водяной пар и он не конденсировался на стенках спального полога. В то же время у такой ткани достаточная плотность, чтобы ограничивать сквозняк и немного замедлять циркуляцию воздуха. Поэтому в палатках для холодного климата спальный полог почти полностью выполнен из ткани, чтобы внутри не гулял холодный ветер и было комфортнее, а в моделях для жаркого климата — почти полностью из москитной сетки, чтобы не возникало духоты.
Москитная сетка, применяемая в производстве современных внутренних палаток, как правило, обладает плотностью ячеек, близкой к 1000 на 1 квадратный дюйм. Её достаточно, чтобы защитить вас не только от комаров и москитов, но и от мелких кровососущих насекомых, таких как мошка. В англоязычной среде сетку с такими мелкими ячейками даже называют No-See-Um — в честь народного названия мокрецов, которые являются самыми мелкими кровососущими насекомыми. Сетка со столь плотным плетением и выполненная из нити тёмных тонов практически не мешает зрению, и можно любоваться пейзажем, не вылезая из палатки под полчища гнуса.
Вопреки внешнему виду плотная москитная сетка не намного легче сплошной ткани. Например, стандартная сетка No-See-Um, связанная из нейлоновой нити 20D, весит 31 г/см2, в то время как сплошное нейлоновое полотно из такой же нити — 34–37 г/см2. Заметный выигрыш в весе даёт только сетка из более тонкой нити. Например, 15D — её вес уже почти вдвое меньше, всего 19–20 г/см2. Такую сетку используют в ультралёгких палатках MSR и Big Agnes. Есть и ещё более лёгкая москитка из 10D нитей. Её вес — 14 г/см2, но применяется она редко, так как её намного проще порвать и стоит такой материал почти вдвое дороже обычной сетки 20D.
Дно туристической палатки чаще всего шьют из полиэстера с Pu-покрытием — за сочетание прочности, устойчивости к проколам, цены и возможности проклеивать швы на производстве. Намного реже для дна применяется та же ткань, что и для тента, например тонкий Si/Pu-нейлон. Как правило, так поступают при пошиве ультралёгких моделей, чтобы получить выигрыш в весе. Но это заметно удорожает палатку и заставляет быть более аккуратным в обращении с ней, так как тентовая ткань дороже и менее стойкая к износу.
Какую фурнитуру используют в палатках
К фурнитуре в палатке относят молнии, пряжки, фастексы, натяжители оттяжек, крючки и некоторые соединительные элементы каркаса.
Пластиковые детали — крючки, фастексы и пряжки — в среднем и высоком ценовом сегментах выполняются из эластичного пластика, устойчивого к перепадам температуры. Обычно такую фурнитуру поставляют те же компании, что обслуживают производителей туристической одежды и рюкзаков. Например, международная компания Duraflex Group (бренды Duraflex и D-Flex), японская компания Nifco или корейская Woojin Plastic. Реже в качестве поставщика выступает компания DAC: она поставляет различные уникальные детали, которые дополняют её собственные палаточные каркасы. Например, пластиковые упоры для крепления дуг или крючки, с помощью которых палатка крепится к каркасу.
Иногда производители палаток используют собственную фурнитуру, сделанную на заказ. Как правило, это упоры для дуг и пряжки, которыми крепят тент по углам. В этом случае сложно сказать, кто выступает производителем фурнитуры, и заведомо оценить её надёжность. Полагаться здесь можно только на репутацию торговой марки палатки и отзывы других пользователей.
При выборе молний у производителей палаток топ-класса почти нет альтернатив: на этом поприще правит бал японская компания YKK. Во многом она берёт широтой своего ассортимента. В её каталоге есть как крепкие молнии с крупными витками и мощными бегунками, которые ценят производители всесезонных палаток, так и миниатюрные молнии для ультралёгких палаток, где дизайнеры бьются за каждый десяток граммов.
Молнии в палатках — очень ответственные детали. В случае поломки их почти нереально починить самому, а за работу возьмётся далеко не каждое ателье, и потребуются услуги фирм по ремонту туристического снаряжения. К тому же будет непросто найти в продаже молнию подходящей длины на замену, если таковой не окажется в ателье.
На оттяжки в хорошей палатке чаще всего пускают плотно скрученные шнуры из полиэстера, разумно используя его свойство не растягиваться при намокании. Реже оттяжки плетут из нитей Dyneema. Они легче и прочнее полиэстеровых, не провисают при намокании, а ещё почти не режутся об острые кромки. Поэтому их можно безбоязненно набрасывать на крупные камни или на туристические лыжи с кантами. Иногда в плетение оттяжки ввязано светоотражающее волокно, повышающее её видимость в ночное время.
Дешёвые оттяжки, которыми часто комплектуются палатки из массмаркета, часто напоминают плетёный бельевой шнур, который легко можно растянуть руками прямо в магазине. В полевых условиях их придётся подтягивать при любой непогоде, что особенно неприятно делать ночью или под утро.