0

Дорогой и дешёвый рюкзак — в чём разница

Об авторе

«Почему так дорого?» — «Они же одинаковые, почему такая разница в цене?» — «Этот в три раза дороже, чем они отличаются?» — такое непонимание часто возникает при выборе туристического рюкзака. Вместе с нашим экспертом отдела закупок, который видел все возможные модели рюкзаков, знает, как они устроены и из чего складывается их стоимость, разбираемся, чем отличается дорогой рюкзак от дешёвого и как это влияет на конечного потребителя.

Что такое дешёвый рюкзак

Для начала определимся, какие рюкзаки называть дешёвыми. Дело в том, что между классами «очень плохо» и «просто хорошо, но без изысков» разрыв в цене большой.
Самый дешёвый рюкзак за 1,5-2 тысячи рублей — это просто тряпичный цилиндр, к которому пришиты лямки и пояс. Ни о каком каркасе речь не идёт, эргономика у такого рюкзака отсутствует — то есть комфорта при переноске тяжестей ждать не стоит. Ткань не отличается прочностью, фурнитура не живёт долго: ломается фастекс на поясе, выходят из строя пряжки и затяжки. Качество сборки очень низкое — рюкзак не призван долго служить, он изначально рассчитан на импульсную покупку.
А ещё есть камуфляж, который до сих пор любят отдельные категории туристов. Рюкзаки из камуфляжной ткани почему-то вызывают больше доверия, но напрасно. Камуфляж призван отвлечь внимание от качества изделия за счёт налёта брутальности и аргумента, что «зато он не пачкается и его не жалко». Но дело в том, что самые дешёвые ткани всегда делают в камуфляже.
Исключение — настоящие тактические рюкзаки, которые созданы для контрактных спецподразделений. Ткань для них делают серьёзные производители мирового уровня, и по техническим характеристикам они часто лучше гражданских аналогов. Иногда можно увидеть гражданский и военный рюкзаки, сделанные на одном заводе, при этом военный будет в два раза дороже, потому что к тканям для военных применяются специфические требования, которые не нужны туристам, например, инфракрасная ремиссия, повышенная прочность на истирание и прокол, повышенный запас прочности. Так что настоящие военные рюкзаки по определению не могут быть дешёвыми.
А вот рюкзак, купленный в магазине «Рыбалка-охота-туризм», всегда просто мешок с лямками и в лучшем случае подходит для хранения резиновой лодки. Правда, производитель обычно честно предупреждает, что это не вершина инженерного искусства и эргономики.
В этом материале мы не будем рассматривать такие рюкзаки. Просто потому, что от них нельзя ждать вообще ничего — ни комфорта, ни долговечности. Разберём продукцию проверенных брендов, которая не вызывает сомнения в качестве, но отличается большим разбросом цен и характеристик. От чего зависит стоимость рюкзака и как это отражается на пользователе, и будем разбираться.

Из чего складывается стоимость

Разработка и число прототипов

Самое дорогое в рюкзаке — затраты на его разработку. Сюда входит работа инженера, который это придумал, затраты на тестирование, число прототипов до выхода в серийное производство, то есть количество циклов между разработкой и конечным потребителем.
Рюкзаки серьёзных брендов тестируются в реальных условиях. Это может выглядеть так: компания создаёт лабораторию где-то в горах и там проводит испытания первых опытных образцов, которые потом дорабатывает и отдаёт альпинистам. Те испытывают прототипы в реальных восхождениях в разных горах и дают рекомендации по улучшению. Так один рюкзак может дорабатываться несколько сезонов и выйти в серийное производство только после нескольких лет испытаний.
На что это влияет:
На продуманность конструкции, эргономику, удобство переноски — то есть всё, что делает хороший рюкзак хорошим рюкзаком.

Каркас и подвесная система

Чем сложнее каркас, чем он более жёсткий и грузоподъёмный, тем дороже рюкзак. Самые дешёвые — бескаркасные рюкзаки. С каркасом из полиэтилена низкого давления — чуть дороже. Добавили жёсткие латы — стало ещё дороже.
С регулировками то же самое: чем их больше, тем дороже. Самые бюджетные — рюкзаки в одном размере без возможности регулировки спины. С регулируемой спиной — дороже. Ещё дороже — рюкзаки с регулировками по росту. Ну а высший пилотаж, если вдобавок ко всему регулируется расстояние между плечевыми лямками — это позволяет точно подогнать подвесную систему под особенности конкретной фигуры.
На что это влияет:
На комфорт переноски груза и возможность подгонки по фигуре.
Два рюкзака Fjallraven, Kajka и Kaipak, оба объёмом 85 литров. У одного спина не регулируется, у второго можно настроить лямки под рост и ширину плеч. Первый стоит 22 400 рублей, второй 33 600

Конструкция

Чем сложнее конструкция, чем больше деталей выкройки, разного типа фурнитур, разных материалов каркаса, тем дороже будет рюкзак. А если всё это делается не в трёх объёмах, как, например, Deuter AirContact (это одна модель в разных объёмах), а одна уникальная модель, то будет ещё дороже.
Правда, есть исключения. Например, KlattermusenTor дорогой, но очень простой внешне — так называемый clean design, аккуратный, без лишнего. Ferrino Triolet дешёвый, но в нём много функциональных деталей.
Рюкзаки Klattermusen Tor и Ferrino Triolet
Всегда удорожает рюкзак большое количество карманов, строп и внешних навесок. Все бюджетные рюкзаки лишены деталей, все дорогие ими насыщены. Например, рюкзаки Osprey славятся множеством кармашков и точек крепления снаряжения. Чего стоят только специальные петли для палок, которые позволяют закреплять их на рюкзаке прямо на ходу, — это очень удобно, но добавляет стоимости.
Удорожает или удешевляет рюкзак конструкция клапана. Самый простой и бюджетный вариант — вшитый клапан. Чуть дороже — регулируемый (плавающий), за счёт которого можно увеличивать объём рюкзака. Ещё дороже — полностью съёмный клапан. А высший пилотаж — когда клапан снимается, а под ним «крышечка» из тонкой ткани, которой можно прикрыть основное отделение. Такое делают в основном в альпинистских или легкоходных рюкзаках, чтобы можно было облегчить их на пару сотен граммов за счёт клапана. Ещё клапан может трансформироваться в рюкзак или поясную сумку — это тоже добавляет стоимости.
В рюкзаках Osprey треккинговые палки можно достать и закрепить прямо на ходу. То же самое с флягой для воды

Иногда производители специально отказываются от таких фишечек в обновлённых моделях, чтобы не повышать на них цену в условиях роста стоимости комплектующих. Например, Osprey в ряде моделей убрал карманы на поясе и лямках и упростил конструкцию клапана. Для пользователей, привыкших носить телефон в поясном кармане и использовать клапан как поясную сумку, это стало неприятным сюрпризом, зато позволило сохранить цену рюкзака на уровне прошлых лет.

На что это влияет:
На фактическую эргономику — то есть насколько удобен рюкзак в использовании.

Материалы

Материалов для изготовления современных рюкзаков — сотни. Традиционные рюкзаки сделаны из классических тканей, которые выпускаются огромными партиями: Cordura, Oxford, Robic… Такие рюкзаки наиболее бюджетные. Чем более редкая и сложная ткань, чем меньше её на рынке, тем дороже будет рюкзак. А если фирма хочет сделать свой уникальный материал и выпускает его относительно маленькой партией, логично, что рюкзак будет стоить дороже аналога из традиционной ткани.
Например, материал Dimension-Polyant (Х-Pack или его разновидности) — красивый и модный, но встречается нечасто. В «Спорт-Марафоне» его можно увидеть на рюкзаках Haglofs Lex или Mountain Hardwear Scrambler. А самый технологичный из современных материалов — Dyneema: сверхпрочный и сверхлёгкий полимерный материал, полностью водонепроницаемый, прочнее кевлара, не уступает по износостойкости тефлону и углеродистым сталям, стойкий к действию кислот и щелочей, выдерживает температуры от -150 до +100°С. Его используют только в топовых линейках ультралёгких рюкзаков, например Exped WhiteOut или Ferrino Radical.
Mountain Hardwear Scrambler из Dimension-Polyant — выглядит стильно и благородно
Mountain Hardwear Scrambler из Dimension-Polyant — выглядит стильно и благородно
Ferrino Radical из Dyneema — лёгкий и прочный
Ferrino Radical из Dyneema — лёгкий и прочный
Цена зависит и от количества материалов, которое используется в одной модели. Помимо основного материала, могут быть накладки из гипалона в подверженных износу местах, карманы из сетки или эластичной ткани. Чем больше материалов используется, тем дороже рюкзак.
На что это влияет:
На вес рюкзака, его износостойкость и, конечно, внешний вид. Экзотические материалы дороги в производстве, зато пользователь получает красивый рюкзак, который редко повторяется.

Способ раскроя и обработки швов

Раскрой бывает механическим, когда режет плоттер, и лазерным. Туристические рюкзаки в большинстве своём кроятся механическими способами, потому что на грубых тканях лазерная резка не даёт никакого выигрыша. Лазерный раскрой стоит дорого и используется редко, и в основном в ультралёгких изделиях.
Соединить детали рюкзака тоже можно по-разному. Их можно сшить или склеить, а швы можно проклеить или герметизировать разными способами. Чем сложнее технология, тем она дороже. Герметичные рюкзаки всегда дороже тех, где швы протекают.
На что это влияет:
На то, как быстро развалится рюкзак, будет ли он промокать или нет, не будет ли он иметь излишне нагруженных мест, которые придётся дополнительно усиливать, увеличивая вес.

Молнии

Молнии на рюкзаке могут составлять до трети его общей стоимости. Сложно поверить, но это так. Молния сама по себе — дорогой компонент, плюс многое зависит от её качества и свойств.
На большинстве хороших рюкзаков стоят молнии японской компании YKK, самого известного в аутдор-мире производителя молний. С одной стороны, только упоминание этого бренда уже означает качество, с другой — оно не совсем всё описывает: каталог YKK состоит из тысяч позиций. Молнии часто делают под заказ конкретного производителя, и характеристики их могут заметно отличаться.
  • Молнию можно сделать влагозащитной или герметичной. Влагозащитные молнии не пропускают дождь, герметичные позволяют погружать рюкзак под воду. Самые дорогие — герметичные молнии, их стоимость достигает трети стоимости всего рюкзака. Используются они в основном в специализированных герморюкзаках, например Ortlieb.
  • На молнии можно поставить разные пуллеры. Вроде бы мелочь, но тоже влияет на стоимость. Особенно если это не простые пуллеры, а, например, светонакопительные или специально созданные для работы в варежках, как, например, на Osprey Mutant. Чем «хитрее» пуллер, тем удобнее открывать и закрывать молнию, особенно в сложных условиях.
На что это влияет:
Качество молнии непосредственно влияет на то, как долго живёт рюкзак. Иногда проще купить новый, чем заменить сломанную молнию.

Фурнитура

Это пряжки, застёжки, фастексы и так далее. Они бывают пластиковые и металлические (в основном алюминиевые). Пластик дешевле, алюминий дороже и тяжелее, но неубиваемый. Поэтому алюминиевую фурнитуру ставят редко и либо там, где она действительно нужна, либо чтобы рюкзак служил вечно. Так делает, например, Klattermusen.
У рюкзаков Klattermusen много алюминиевой фурнитуры. А пряжка на поясе сделана так, что её легко расстегнуть одной рукой даже в толстых варежках
Самую массовую пластиковую фурнитуру делает Duraflexи YKK. Внутри коллекции есть различия, но при обычных нагрузках их сложно оценить. Например, пряжки, которые фиксируют боковые стропы, служат десятилетиями, поэтому крепить под ними коврик вы будете неограниченное число раз. А вот если повесить рюкзак на ветку за эту стропу, одна пряжка оторвётся, а другая нет.
Влияет на цену и уникальность фурнитуры. Производитель рюкзаков может выбрать пряжки из общего каталога — как у всех — или заказать собственные. Например, в форме сердечек. Но партия начинается от 10 тысяч штук. Так что, если производитель решит порадовать пользователя уникальными застёжками, рюкзак будет стоить дороже аналогичного со стандартной фурнитурой.
К примеру, у рюкзаков Klattermusen вся фурнитура разработана специально под них. На Mountain Equipment Tupilak стоит хитрая вертикальная застёжка, тоже созданная специально для них.
Также отметим, что в дорогом снаряжении качество материалов и фурнитуры обычно избыточное. Во-первых, чтобы рюкзак очень долго служил, во-вторых, в дорогом рюкзаке такие детали не слишком влияют на стоимость, но подчёркивают класс снаряжения.
На что это влияет:
На удобство использования и долговечность. Пряжки на рюкзаке используются по десятку раз в день, поэтому хорошо, когда они удобные и не вызывают сомнения в надёжности. А сломанный фастекс в походе — вообще страшный сон туриста.

Партия

Можно сшить уникальный красивый рюкзак в количестве ста штук на весь мир, но он будет дорогим. Точно такой же рюкзак тиражом сто тысяч штук будет намного дешевле. Большинство брендов в ассортименте «Спорт-Марафона» — массовые, хотя есть и такие, что выпускают не больше тысячи рюкзаков в партии, например всё тот же Klattermusen.
На что это влияет:
На то, как часто будут встречаться рюкзаки-близнецы на туристических тропах или багажных лентах.

Фабрика

Принято считать, что в Китае шьют только некачественный ширпотреб. На самом деле большинство современных рюкзаков известных и надёжных брендов сделаны на китайских фабриках. А фабрики бывают разные. Есть такие, где шьют мелкими партиями на машинках типа «Чайка», кривыми руками неквалифицированных сотрудников, — получается дёшево и плохо. А есть огромные фабрики с новейшим технологичным оборудованием, профессиональными швеями, своим отделом разработки. На таких можно заказать полностью новое изделие с нужными характеристиками или выбрать в шоуруме из готовых образцов и добавить ему нужных деталей.
Пошив на таких фабриках стоит дорого — дороже, чем в России, и почти всегда дороже, чем в Европе. Но европейцы жалуются, что хоть и дорого, но сами они такое сшить не могут, потому что нет таких станков и таких сотрудников.
Если изделие не очень сложное технологически, его не обязательно шить на дорогой фабрике. Достаточно той, где шьют более простые вещи, но тоже очень качественные.
Раньше эту информацию производители держали в секрете, не давая информации о фабрике. Сейчас, наоборот, многие гордятся качественным азиатским производством и даже включают это в свои проморолики, как это сделал Osprey пару лет назад.
На что это влияет:
На внешний вид и долговечность. Главный признак хорошей фабрики — контроль качества на всех этапах изготовления. Это видно сразу: на изделиях нет торчащих ниток, кривых или незакрытых швов, неправильно вставленной фурнитуры, всё ровненько и красиво.

Может ли дешёвый рюкзак быть хорошим

Итак, мы выяснили, что самые дорогие рюкзаки выпускаются небольшой партией, сделаны из экзотической ткани с уникальной фурнитурой, у них сложный настраиваемый каркас в разных размерах и ростовках. Самые бюджетные — массовые рюкзаки из стандартных материалов. Отдельный сегмент — «радикально спортивные» рюкзаки, предназначенные для легкоходов и опытных спортсменов. Несмотря на простоту конструкции и каркаса, они дорогие из-за маленькой партии и дорогих материалов, которые должны быть одновременно лёгкими и прочными.

Бывают исключения: рюкзак может быть модный, но кривой.

Есть ещё средний сегмент. Такие рюкзаки сшиты из недорогого полиэстера и оснащены базовой фурнитурой, но у них хороший каркас, куча внешних навесок и карманов. А благодаря тому, что шьют их не в Китае, а, например, во Вьетнаме партией в сто тысяч штук, получается крутой рюкзак за небольшие деньги. Примеров много: Ferrino, Deuter, Tatonka — всё это бюджетные, но качественные и удобные рюкзаки.

Разбираем на примерах

Чтобы было понятнее, разберём на конкретных примерах. Вот два туристических рюкзака объёмом 75 литров — «итальянец» Ferrino Chilkoot и «швед» Fjallraven Kajka. Первый стоит 9 850 рублей, второй — 33 600.
Ferrino Chilkoot
Ferrino Chilkoot
Fjallraven Kajka
Fjallraven Kajka

Разработка и число прототипов

Ferrino делает несколько образцов перед выпуском в серию, у них свой лагерь в горах, опытные образцы тестируют альпинисты — всё как положено. У Fjallraven всё то же самое, только число тестируемых образцов намного больше.

Каркас и подвесная система

Каркас у Ferrino однослойный и нерегулируемый, но внутри одновременно и вставка из полиэтилена низкого давления, и одна лата вдоль спины. Для рюкзака за 10 тысяч это очень круто.
У Fjallraven каркас многослойный. Он замкнутый, регулируемый, причём регулируется не только по высоте, но и по ширине. Всё это добавляет деталей, то есть удорожает конструкцию. А ещё здесь уникальные латы — из карельской берёзы, так больше никто не делает.
Ferrino Chilkoot
Ferrino Chilkoot
Fjallraven Kajka
Fjallraven Kajka
У Ferrino довольно простой пояс — он вшит в боковую грань, внутри мягкие подушки, закрытые сеткой Air Mesh, нет карманов. У Fjallraven всё сложнее: пояс качающийся и съёмный, внутрь вставлены более жёсткие детали, есть кармашки. Различается система затягивания: у Ferrino простая, когда надо тянуть «от себя», у Fjallraven полиспастная, «на себя», — это удобнее.

Конструкция

Рюкзак Ferrino имеет классическую форму, в конструкции нет сложных линий и сложных элементов, нет нижнего входа. Клапан вшит — это удешевляет конструкцию примерно на 10% в сравнении с регулируемым или съёмным.
Fjallraven сильно отличается числом доступов в основное отделение, количеством и сложностью деталей — это видно невооружённым глазом. Клапан у него съёмный, его можно превратить в наплечную сумку или закрепить на груди и складывать туда важные мелочи или использовать как фотосумку.
Вшитый клапан у Ferrino Chilkoot и съёмный у Fjallraven Kajka
Клапан Fjallraven Kajka можно превратить в наплечную или нагрудную сумку
У Ferrino нет карманов но поясном ремне. Чтобы разложить все мелочи: есть два больших боковых кармана на молнии, объёмный передний карман, карманы в клапане, но все они очень просто сделаны.
У Fjallraven практичных карманов и кармашков больше: есть и на поясе с каждой стороны, и боковые сетчатые — удобно складывать мокрые вещи.
У Ferrino Chilkoot нет карманов на поясе и боковых сетчатых, у Fjallraven Kajka — есть

Материалы

Ferrino Chilkoot сшит из стандартного полиэстера плотностью 200-400 денье, с полиуретановой пропиткой. Это классический проверенный материал, его качество не вызывает никаких нареканий, но при этом он не самый лёгкий и не ультрапрочный.
Рюкзаки Fjallraven сшиты из материала Vinylon, который использует только шведский бренд. В своё время эта ткань создавалась для знаменитых рюкзаков Kanken, а потом из её более плотной версии начали шить туристические модели. Vinylon F — это износостойкий материал с мощной водоотталкивающей пропиткой. На вид и на ощупь он почти неотличим от натуральных материалов. Свойства тоже похожи: ему не страшен мелкий дождь, капли не впитываются и скатываются с поверхности. Это более сложный материал сам по себе, плюс его сложнее шить, чем полиэстер, на фабрике под него должно быть специальное оборудование. Всё это удорожает рюкзак, зато разница заметна сразу — и визуально, и тактильно.

Молнии и фурнитура

На Ferrino Chilkoot стоят молнии не YKK, а более бюджетные. Тем не менее этого достаточно для задач, под которые предназначен рюкзак. У Fjallraven Kajka молнии YKK, более высокого класса, более хитрые пуллеры, влагозащита на клапане. Здесь две большие молнии: «чемоданное раскрытие» на всю длину плюс нижний вход. У Ferrino — только фронтальный вход, то есть общая длина молний значительно меньше.
Фурнитура у Ferrino стандартная. У Fjallraven есть ряд деталей, которые добавляют удобства, но удорожают изделие. Например, держатель трубки под гидратор, свисток на грудной стяжке, а на передней панели установлены жёсткие трубки, благодаря которым рюкзак держит форму даже пустым.
У Ferrino нет боковых строп, у Fjallraven же они довольно длинные, плюс качество самих строп заметно отличается. У Fjallraven оно, пожалуй, избыточное, зато рюкзак смотрится очень круто.

Партия

Ferrino Chilkoot — рюкзак для широкого круга активностей: от ПВД до несложных многодневных походов и треккинга. Поэтому и выпускается он массово, в отличие от Fjallraven Kajka. Класс тяжёлого экспедиционного рюкзака в мире менее популярен, так что партия меньше в десятки раз.

Chilkoot производится последний сезон, так как компания Ferrino решила снять его с производства. Он не соответствует имиджу фирмы, которая снова вышла на мировой рынок.

Какой рюкзак купить

Итак, мы разобрались, из чего складывается цена на рюкзак и чем отличается дорогая модель от более бюджетной. Но при выборе подходящего именно вам рюкзака на первый план выходят назначение и удобство. Вот о чём нужно подумать перед покупкой:
  • для чего вам нужен рюкзак;
  • сколько он должен прослужить;
  • нужны ли все эти детали вроде кучи карманов, точек крепления и так далее;
  • а главное, его нужно померить.
У меня три любимых рюкзака: Bask Light 69 за 8 000 рублей, Klattermusen Tor 100 за 37 000 рублей и Haglofs L.I.M 50 за 15000 рублей. Все мне очень нравятся, очень круто сидят, но сделаны под разные задачи, и я их под разные задачи использую:
  • Bask Light — это рюкзак для спортсменов, которые умеют собирать рюкзак, у них правильно подобрана снаряга, и они экономят на весе.
  • Klattermusen Tor — мощная экспедиционная модель для переноски очень больших грузов. Как вариант — для походов с семьёй, когда папа несёт всё за троих.
  • Haglofs L.I.M 50 — легкоходный рюкзак для маркированных троп большой протяжённости.
  • Рюкзак Bask Light 75 V2 Grey - Фото 1 большая
  • Рюкзак Bask Light 75 V2 Grey - Фото 2 большая
  • Рюкзак Bask Light 75 V2 Grey - Фото 3 большая
  • Рюкзак Bask Light 75 V2 Grey - Фото 4 большая
  • Рюкзак Bask Light 75 V2 Grey - Фото 5 большая
  • Рюкзак Bask Light 75 V2 Grey - Фото 6 большая
  • Рюкзак Bask Light 75 V2 Grey - Фото 7 большая
Рюкзак Bask Light 75 V2 Grey
18 100 ₽
Код товара 2323V2-9609
Главное в выборе хорошего рюкзака — это соотношение задачи, комфорта и долговечности. В этом смысле покупка дорогого рюкзака обеспечивает качественным снаряжением на долгие годы и даёт дополнительный комфорт. Не стоит экономить на здоровье и покупать рюкзак, который будет вас убивать.
Иногда стоит сразу выбирать себе нормальный рюкзак, даже если это ваше первое снаряжение. Тем, кто далёк от спортивного туризма и не занимался в турклубе, сложно с первого раза правильно уложить рюкзак и организовать пространство. Поэтому для новичков, которые не собираются ходить в сложные походы и экономить каждый грамм, будут удобнее модели с большим количеством кармашков и жёстким многослойным каркасом. Такой каркас «простит» многие ошибки в укладке рюкзака. Так что новичкам имеет смысл покупать рюкзак среднего и даже высокого класса.
Подробнее о выборе рюкзака читайте в нашей статье «Как выбрать туристический рюкзак». Или приходите к нам в «Спорт-Марафон» на Сайкина, 4 — можно сразу мерить и нагружать понравившиеся модели.
© Спорт-Марафон, 2023 Данная публикация является объектом авторского права. Запрещается копирование текста на другие сайты и ресурсы в Интернете без предварительного согласия правообладателя — blog@sport-marafon.ru
Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях
Мне нравится

Товары по теме

Статьи по теме

В рассылке блога мы рассказываем о новых коллекциях
, интересных товарах
и людях
Если у вас есть вопросы или пожелания по блогу, пишите их нам, мы постараемся учесть.
Напишите нам, о чём бы вы хотели прочитать в нашем блоге.
Заметили ошибку? Выделите текст ошибки, нажмите Ctrl+Enter, отправьте форму. Мы постараемся исправить ее.