0

История компании Fjallraven

История едва ли не самой популярной outdoor-марки в Скандинавии начинается вполне тривиально для большинства брендов туристической одежды и снаряжения — будущему основателю компании Fjallraven Эке Нордину (Ake Nordin) пришлось сконструировать собственный рюкзак. В 1950 году 14-летний подросток готовился к горному походу с друзьями и его сильно не устраивала конструкция современных ему рюкзаков. Большинство представленных на тот момент моделей представляли из себя бесформенные мешки с плечевыми лямками. Чтобы носить их, туристам приходилось сильно наклоняться, дабы нагруженный снаряжением рюкзак не перевешивал и не оттягивал плечи слишком сильно. Спина под таким мешком сильно потела, а стоило его только снять, очень быстро остывала. Вдобавок, худощавому подростку было трудно найти рюкзак, который бы подошёл ему по размеру, так как лямки на «взрослых» моделях были расположены слишком широко.
Эке знал, что если расположить груз как можно ближе к спине и выше поясницы, то переносить его будет намного легче. Поэтому он просто сколотил деревянную раму в форме лесенки, а затем закрепил на ней кожаными ремнями прочный мешок из брезента, сшитый на материнской швейной машинке. Мать Эке, Гунхильд, была дочерью портного и учила сына шитью с 10 лет. Лямки Эке изготовил из тонкой телячьей кожи, расположив их максимально удобно для своей комплекции.
Первый рамный рюкзак, созданный Аке Нордином © Fjallraven Media Archives
Рюкзак оказался очень удобным в ношении — лямки не оттягивали плечи, как у обычных мешков, а благодаря небольшим зазорам спина неплохо вентилировалась. К тому же, жёсткая рама упростила упаковку и повысила вместительность рюкзака Нордина. Тестирование не заставило себя ждать. Эке с друзьями отправились в горный поход в Вестерботтен — лес в Швеции, который знаменит своими горными хребтами и очень популярен среди туристов Скандинавии. В горах рюкзак Эке привлёк внимание многих встреченных на маршруте походников, а особенно оленеводов-саамов. Один из них, Нильс Олссон Сарри, попросил Эке изготовить ему такой же, став, таким образом, первым клиентом ещё не возникшей компании Fjällräven. Когда Нордин через несколько лет ещё раз отправился в горы Вестерботтена, о его рамном рюкзаке уже было наслышано множество местных саамов, что и натолкнуло его на мысль об организации массового производства для удовлетворения возникшего спроса.
Основатель компании Fjällräven Аке Нордин в горах Швеции, 1976 год
Основатель компании Fjällräven Аке Нордин в горах Швеции, 1976 год
Но эти планы пришлось отложить — в 1954 году Эке призвали в армию. При этом он попал в только что сформированную парашютную школу в Карлсборге , которая готовила солдат, готовых к выполнению боевых задач в глубоком тылу противника. Нордин прошёл тяжёлый 15-месячный курс подготовки, который включал в себя не только прыжки с парашютом, но и массу учений по выживанию в диких условиях гор и лесов. Во время своей службы Эке укрепился в желании создавать надёжную и удобную экипировку, которая позволила бы людям чаще выбираться за пределы городов. Даже снаряжение шведского элитного военного подразделения не заслужило его высокой оценки.
Эта часть биографии Нордина сильно перекликается с жизнью другого столпа скандинавской outdoor-индустрии — Бо Хиллеберга, основателя компании Hilleberg The Tentmaker. Он, как и Эке, прошёл сложный курс подготовки в полку шведских горных егерей в Кируне.
Отслужив в армии и окончив колледж, Эке Нордин возвращается к своей идее производства туристического снаряжения. В 1960 году он регистрирует компанию Fjällräven, офис которой расположился в маленькой родительской квартире в пригороде его родного городка Эрншёльдсвик. Производственный цех будущего гиганта шведской и мировой outdoor-индустрии в течение первого года ютился в небольшом подвале. Эке совершенствует конструкцию своего подросткового рюкзака, используя новые ткани и заменив деревянную раму на алюминиевую. Новые модели получились на порядок легче, удобнее и прочнее. В том же 1960-м году стартовали продажи первых серийных рюкзаков Fjällräven. Чтобы продемонстрировать их возможности, Эке Нордин сам выступил в качестве модели для двух фотографий, которые затем поместил в листовки рекламной почтовой рассылки. На снимках получатели могли лицезреть крепкого молодого человека, который, сохраняя прямую осанку, стоял с огромным рюкзаком за спиной. Поначалу Эке продавал своим клиентам сами грузовые рамы, а рюкзак-мешок выступал скорее как опциональный аксессуар.
24-летний Аке Нордин на фото для рекламной листовки своих рюкзаков и страницы с рюкзаками и грузовыми рамами Fjällräven из каталогов 1970-х гг.
Мощным толчком к развитию молодого предприятия стало внесение в 1963 году изменений в шведское трудовое законодательство, которые вводили обязательный 4-недельный отпуск. После этого множество соотечественников Нордина устремились отдыхать на лоно природы, и спрос на рюкзаки Fjällräven заметно вырос.
Эке и сам не перестаёт ходить в походы, в рамках которых он тестирует своё снаряжение. Уже серьёзно модернизировав современные ему рюкзаки, он решается взяться за палатки. Применение лёгких синтетических тканей в их производстве только начинали осваивать и большинство палаток в начале 1960-х гг. шили из тяжёлого брезента. Вдобавок, модели, созданные из водонепроницаемого нейлона и полиэстера, были склонны к образованию сильного конденсата, что не было по нраву многим туристам. Эке нашёл простое и эффективное решение — сконструировал 2-слойную палатку, состоящую из внешнего водостойкого полиэстерового тента и внутреннего спального полога из очень лёгкого нейлона. Подобное «разделение» позволило решить проблему образования обильного конденсата на внутренних стенках палатки.
Одна из первых палаток Fjällräven Thermo Tent тестируется в лыжном походе в горах Швеции. Во время съёмки температура воздуха -21°C
Одна из первых палаток Fjällräven Thermo Tent тестируется в лыжном походе в горах Швеции. Во время съёмки температура воздуха -21°C © Tore Abrahamsson, Fjallraven Media Archives
О важности этого изобретения Эке говорить не приходится — сегодня такая компоновка палаток используется практически повсеместно. Новая модель получила название Fjällräven Thermo Tent и была выпущена в 1964 году, став первой 2-слойной палаткой, производимой в Европе . Небольшая палатка обладала впечатляюще низким весом даже по современным меркам — всего 1.4 килограмма. Аналогичные ей по размеру брезентовые модели в то время весили 3-4 килограмма. И это в сухом виде, а при намокании их вес мог увеличиться вдвое!
Настоящее боевое крещение палатки Fjällräven приняли в 1966 году — в ходе большой лыжной экспедиции по Гренландии. Её лидеры заказали у Эке Нордина одну групповую палатку большого размера и три небольших «штурмовых», с которыми выходили на короткие маршруты. Кроме них путешественники использовали и рюкзаки Fjällräven. Со своей задачей снаряжение Эке справилось блестяще. Это положило начало сотрудничеству членов Гренландской экспедиции с его компанией в деле разработки новой туристической экипировки. Нововведения не заставили себя долго ждать — на рубеже 1960-1970-х гг., на базе использовавшихся в экспедиции палаток, было создано несколько новых моделей — Everest 2, Thermo Expedition и Thermo 66.
Ранние палатки Fjällräven. Слева — вероятно, Everest, справа — Thermo 66 Alu. Фотографии середины 1970-х гг. © Fjallraven Media Archives
Но главным результатом сотрудничества Эке Нордина с «гренландцами» стал материал G-1000 и пошитая из него одежда. Ткань, состоящую из смеси полиэстера и хлопка, изначально планировалось использовать при пошиве лёгких палаток, но для этих целей она оказалось слишком тяжёлой. Эке решил из оставшегося отреза материала сшить себе куртку, которую использовал позже в нескольких горных походах. Ткань оказалась очень прочной, хорошо сохла, при этом была достаточно лёгкой и отлично «дышала». Оставалось защитить материал от намокания. Решить эту проблему Эке помог его жизненный опыт. Он вспомнил, что когда прыгал на лыжах с трамплина в родном Эрншёльдсвике, то не только покрывал парафином лыжи, но и смазывал им седалище брюк, чтобы ткань в этом месте не отсыревала. Эке пропитывал образцы ткани различными смесями парафина и пчелиного воска, используя фен супруги, пока не нашёл оптимальный состав. Его эксперименты дали свои результаты — ткань стала не только водостойкой, но и непроницаемой для ветра.
Страница из каталога 1968-1969, в котором впервые появилась куртка Fjällräven Greenland и куртка Greenland на фото начала 1970-х гг. © Fjallraven Media Archives
Материал был назван G-1000 («G» — «Greenland», Гренландия) и использован для пошива курток Fjällräven Greenland. Они появились в продаже в 1968 году и, в различных модификациях, выпускаются по сей день. Ткань и, созданная из неё, одежда стали настоящей «визитной карточкой» компании Fjällräven, сохранив свою актуальность даже в наш век мембран и высокотехнологичных материалов.
Куртки и брюки Fjällräven из ткани G-1000 и в наши дни остаются классикой одежды для охоты и горного туризма © fjallraven.co.uk
Рекламный постер Fjällräven HAP
1970-е гг. начинаются для Fjällräven с переезда. В 1972 году Эке Нордин обзавёлся собственной фабрикой в индустриальном районе Эрншёльдсвика. Сегодня её помещения выступают в качестве штаб-квартиры компании.
В 1973 году в продажу поступил первый серийно выпускаемый спальник Fjällräven — HAP (High Alpine Polar). Он стал развитием модели Arctic, которая малыми тиражами производилась в середине 1960-х гг. Особенностью HAP стало наличие отверстий для рук и утяжки по низу, которые позволяли ходить по лагерю прямо в спальном мешке. Для начала 1970-х гг. этот дизайн был уникальным, что сделало его популярным среди массы скандинавских туристов и альпинистов. Успех HAP предопределил появление широкой коллекции спальных мешков у Fjällräven, которая продолжает совершенствоваться по сей день.
Эке продолжает улучшать конструкцию своих станковых рюкзаков: в 1975 году увидели свет рамы и рюкзаки серии Gyro. Их отличало наличие мягкого и комфортного пояса, который фокусировал нагрузку на бёдрах и делал переноску груза гораздо более комфортной. Сами рамы рюкзаков оказались сильно переработаны и улучшены. Серия Gyro стала очень успешной и без значительных изменений выпускалась более 20 лет, несмотря на появление и господство рюкзаков с внутренним каркасом. А одна из грузовых рам Gyro сохранилась в каталоге компании по сей день под названием Fire Brigade Frame HB. Она производится для нужд охотников.
Рамы и рюкзаки серии Gyro из каталога Fjällräven 1996 года и современная Fire Brigade Frame HB © Fjallraven Media Archives
В конце 1970-х разрабатывается и поступает в продажу самый узнаваемый продукт компании Fjällräven — рюкзак Kanken. Идея его создания пришла в голову Эке Нордину из-за разразившейся в шведском обществе дискуссии о проблемах здоровья спины. Её спровоцировала, опубликованная в середине 1970-х, статистика. Она гласила, что 80% шведов страдали различными формами сколиоза, вызванными им проблемами и дискомфортом. Медицинские работники и спортивные консультанты справедливо полагали, что искривление позвоночника закладывается ещё со школы. В те времена студенты и школьники использовали для ношения тяжёлых учебников портфели и сумки через плечо. Поэтому, многие эксперты рекомендовали использовать рюкзаки, которые позволили бы распределить вес с одного на два плеча, тем самым снизив искривление позвоночника и предупредить риск появления болей в спине.
Эке внимательно следил за этой дискуссией и решил создать доступный и удобный рюкзак для горожан и учащихся. Рассчитывая размер и объём будущего Kanken, он оттолкнулся от габаритов двух тетрадей-альбомов формата А4. В качестве консультантов и тестеров Эке привлёк членов Шведской ассоциации гидов и скаутов, поэтому рюкзак сразу разрабатывался с учётом пожеланий целевой аудитории — детей, подростков и учащейся молодёжи.
Шведские школьники с рюкзаками Fjällräven Kanken © Fjallraven Media Archives
Продажи Kanken стартовали в начале учебного года 1978-1979. Партия была выпущена ограниченным тиражом всего в 400 экземпляров и в мгновение распродана. Уже в 1979 году Kanken ждал оглушительный успех — было продано целых 30 000 штук! Простота, надёжность и удобство сделали его популярным не только у школьников, но также в среде активных горожан и путешественников. Отчасти, благодаря Kanken, компания Fjällräven приобрела мировую известность и её логотип стал повсеместно узнаваемым.

Интересный факт от Клаттермусена! Kanken — один из самых популярных городских рюкзаков в мире. К 2008 году было продано более 3 миллионов штук и ежегодно производилось ещё порядка 300 тысяч! Нельзя не отметить и разнообразие модификаций этого рюкзака — Fjallraven Kanken выпускается в 45 расцветках и 6 версиях — Kanken, Kanken №2, Kanken Mini, Kanken Laptop, Kanken Kids и re-Kanken.

1980-е гг. стали для компании Fjällräven своеобразным переходным этапом — марка пробовала себя в новых направлениях. Например, начала производить стильную горнолыжную одежду. Новинок экипировки для ценителей путешествий в горах почти не выпускалось и каталоги бренда были насыщены уже годами проверенными моделями снаряжения. Лишь в 1981 году Fjällräven выпустили свой первый рюкзак Gyro с интегрированным каркасом, а в 1989 году были запущены в производство спальные мешки Silhuett. Они отличались профилированной формой и предоставляли максимальную свободу движений и комфорт спящему.
Спальные мешки Silhuett в каталоге Fjällräven 1996 года © Fjallraven Media Archives
В 1990-х гг. компания возвращается к своим «корням». Обновляется коллекция одежды из ткани G-1000 — совместно с Ларсом Фельтом (Lars Fält), основателем Школы выживания при министерстве обороны Швеции, создаётся прочная куртка Fält, подготовленная к любым вызовам природной стихии. В 1992 году создаётся ещё один знаковый продукт компании — 4-сезонная «палатка-полубочка» Akka, выпуск которой продолжается и сегодня.
Палатка Fjällräven Akka и основанные на ней модели — Base Fox и Fox Lite. Разворот из каталога марки 1996 года
Палатка Fjällräven Akka и основанные на ней модели — Base Fox и Fox Lite. Разворот из каталога марки 1996 года © Fjallraven Media Archives
В середине 1990-х гг. компания пробует себя в производстве обуви для активного отдыха — выпускаются лёгкие и тяжёлые треккинговые ботинки, а также прочные сандалии. В 1994 году Fjällräven, наконец-то, обзаводится фирменными магазинами — сначала в Стокгольме и Осло, а позже — в Амстердаме. С тех пор каждый год их список только растёт.
В том же 1994 году Fjällräven запускает свою первую экологическую программу по сохранению популяции и ареала обитания песца, который запечатлён в названии и логотипе самого бренда. Работа этой программы продолжается по сей день, а сама компания старается внедрять в своё производство всё больше природосберегающих технологий и материалов.
Кроме экологических инициатив, во Fjällräven делают многое для популяризации пешего туризма в родной Швеции и по всему миру. Так, компания является организатором ежегодных международных походов Fjällräven Classic по маркированным маршрутам в Швеции, США и Дании. А с 1997 года проводится гонка на собачьих упряжках Fjällräven Polar, в которой могут принять участие команды новичков: их предварительно обучают представители компании.
Фото с Fjällräven Polar-2017 и участники похода на маршруте Fjällräven Classic-2016 в Швеции © fjallraven.com
В 1999 году выпускаются культовые брюки Vidda. Их отличительной чертой стал артикулированный крой, усиления на коленях и наличие целых 8 (!) карманов. Модель оказалось очень популярной среди скандинавских туристов. Поэтому она легла в основу большинства современных брюк Fjällräven и производится до сих пор.
В начале 2000-х гг. компания продолжила своё развитие, дополняя и совершенствуя ассортимент туристического снаряжения. В продажу выходит обновлённая палатка Akka. Во Fjällräven «шлифуют» конструкцию своих рюкзаков для города и путешествий, стараясь повторить успех Kanken. При этом, возникали весьма оригинальные модели. Например, выпущенный в 2004 году, городской рюкзак DePendler, который обладал лёгким и жёстким каркасом, позволяющим владельцу спокойно присесть на него в случае усталости.
Куртка Fjällräven Keb
Куртка Fjällräven Keb © trekitt.co.uk
Урожайным на события стал 2010 год. Сама компания Fjällräven празднует свой 50-летний юбилей. Палатка Akka обзаводится куполообразной модификацией — специально для ценителей моделей со свободностоящим каркасом, и получает ряд наград от outdoor-изданий. Выпускается коллекция одежды Keb, пошитая из сочетания ткани G-1000 и эластичного нейлона. Брюки Keb в момент своего появления удостоились престижной награды «Outdoor Industry Award» и названы «лучшими брюками для туризма и активного отдыха». Также, в 2010-м, по итогам опроса-исследования TNS-SIFO 50, марка Fjällräven оказалась самой узнаваемой в Швеции, опередив таких международных гигантов как Nike, Calvin Klein и Levi's.
Рюкзаки Fjällräven Kajka и деревянная стойка каркаса Kajka © termoshok.net и themountainfolk.com
На протяжении последних 7 лет марка активно развивает свою коллекцию рюкзаков — появляются классические туристические модели с интегрированным каркасом, такие как Friluft, Kaipak и Abisko. Среди них нашлось место и очень неординарным модификациям. Например, в 2013 году свет увидели рюкзаки Kajka с внутренним деревянным каркасом, который по своим свойствам ничуть не уступает алюминиевым, но при этом намного экологичнее в производстве. 2013 год стал одновременно и скорбной датой для истории Fjällräven — от тяжёлой болезни скоропостижно скончался основатель компании Эке Нордин.
Марка Fjällräven продолжает активно развиваться, принимая во внимание современные тренды в разработке туристической одежды и экипировки. При этом, компания остаётся верна своим ценностям, стараясь создавать исключительно надёжные и функциональные вещи, способные прослужить много лет. Разработчики из Fjällräven не стремятся к максимальному снижению веса снаряжения, которое стало главной тенденцией в индустрии outdoor в последние 20 лет. Это нашло своё отражение в своеобразном слогане-манифесте компании, который публикуется в её каталогах в последние годы: «The Art of hunting experience are not grams» — «Искусство охоты за впечатлениями, а не за граммами».
Мы полагаем, что в реалиях российского климата «скандинавский» подход к созданию одежды и снаряжения более чем оправдан. Поэтому продукция марки Fjällräven широко представлена в магазине «Спорт-Марафон».
© Спорт-Марафон, 2023 Данная публикация является объектом авторского права. Запрещается копирование текста на другие сайты и ресурсы в Интернете без предварительного согласия правообладателя — [email protected]
Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях
Мне нравится

Товары по теме

Статьи по теме

В рассылке блога мы рассказываем о новых коллекциях
, интересных товарах
и людях
Если у вас есть вопросы или пожелания по блогу, пишите их нам, мы постараемся учесть.
Напишите нам, о чём бы вы хотели прочитать в нашем блоге.
Заметили ошибку? Выделите текст ошибки, нажмите Ctrl+Enter, отправьте форму. Мы постараемся исправить ее.