
Если Вы являетесь счастливым обладателем высококачественной палатки, то почти со 100% вероятностью в ней используется каркас, на котором стоит узнаваемая маркировка «DAC».
История «Dongah Aluminium Corporated» (DAC) началась в 1986 году, когда южнокорейский увлечённый турист Джейк Ла (Jake Lah) собрал вокруг себя команду единомышленников-инженеров, которые, опираясь на свои навыки решили создать принципиально новые каркасы для палаток. До этого Джейк длительное время работал в компании Daewoo и участвовал в разработке и запуске на рынок её продукции, благодаря чему успешно влился в инженерную среду, не имея технического образования.
В 1987 году в DAC был создан исследовательский испытательный центр, в котором начали разрабатываться и тестироваться новейшие методики производства и обработки алюминиевых трубок, из них тогда и сейчас изготавливаются большинство стоек и каркасов для тентов, шатров и палаток.
Помимо простого производства инновационных деталей компания DAC изменила сам подход к взаимодействию с индустрией активного отдыха. Основатель компании Джейк Ла начал активно сотрудничать с ведущими разработчиками палаток и укрытий по всему миру — Hilleberg, Walrus и Moss Tents (позже вольются в MSR), Exped, Jack Wolfskin, The North Face, Sierra Designs и пр. Он установил с их представителями буквально семейно-дружеские отношения и поспособствовал созданию принципиально новых палаток с новаторской геометрией. Так, например, знаменитые палатки Hubba Hubba возникли благодаря тесному сотрудничеству дизайнера компании MSR Джима Гиблина (Jim Giblin) с инженерами DAC, которые воплощали в жизнь его смелые для своего времени идеи.

Стремясь улучшить качество своей продукции, а также дополнительно подстегнуть разработчиков к созданию новых конструкций и форм, в компании DAC даже построили аэродинамическую трубу для проведения натурных испытаний новейших прототипов и уже серийно выпускающихся палаток.
Ни одна разработанная в южнокорейской компании DAC технология не канула в Лету, несмотря на то, что некоторые из них вошли в обиход конструкторов более 20 лет назад!
Что же нового привнесли южнокорейские инженеры в конструкцию современных палаточных дуг и каковы особенности каждой применяемой ими технологии?
DAC DA17
Первая разработка компании, увидевшая свет в уже далёком 1991 году. Алюминиевые сегменты палаточных дуг DA17 стали результатом пяти лет исследовательской работы. Прежде чем перейти к их производству инженеры DAC долгое время искали наиболее подходящий для их изготовления алюминиевый сплав, а также создали комплекс методик по его обработке, позволивший вносить высокоточные изменения в форму алюминиевых трубок.
Полученные при разработке стоек DA17 опыт и знания стали фундаментом для создания передовых технологий DAC, которые используются сегодня в каркасах туристических палаток.
Стойки DAC17 продолжают выпускаться и используются при создании каркасов для кемпинговых тентов, шатров и палаток.
DAC Pressfit
Технология Pressfit была внедрена в 1996 году и продолжает использоваться в наши дни при производстве палаточных каркасов DAC. До её появления места сопряжения трубок у дуг часто ломались при достижении пиковой нагрузки, т.к. соединительные втулки просто вклеивались внутрь несущего сегмента или обжимались его стенками с помощью керна.
По новой технологии один из концов соединительной втулки расширялся, а затем она вдавливалась под очень большой нагрузкой в несущий сегмент дуги.
За счёт эластичности алюминиевого сплава втулка-переходник намертво охватывается основной трубкой. До южнокорейских инженеров такую операцию не могла осуществить ни одна компания. Всё упиралось в сложность разработанной технологии, для которой очень важна очень точная обработка трубок — разница между диаметрами несущего сегмента и внутренней втулки составляет всего 0.01-0.02 мм! При этом успех всего технического процесса напрямую зависит от корректно подобранного алюминиевого сплава, который должен обладать достаточной эластичностью для плотного соединения обеих трубок.
DAC Featherlite
Технология Featherlite стала плодом борьбы инженеров DAC за наилучшее соотношение «вес-прочность» для выпускаемых ими палаточных дуг. Для того чтобы добиться этого, разработчики отказались от использования соединительных втулок в сегментах дуг. Вместо этого концевым частям алюминиевых трубок уменьшали или слегка увеличивали диаметр, продавливая их через формирующее отверстие. Также внутрь сегментов запрессовывались специальные металлические кольца, которые усиливали подверженные большим нагрузкам участки трубок и не давали им заклинивать при рассоединении.
DAC Featherlite NSL
Наиболее современная разработка инженеров DAC в области создания сегментов для палаточных каркасов. Новая технология была внедрена в 2004 году. Каркасы Featherlite NSL сочетают в себе прочность и жёсткость дуг DAC Pressfit с лёгкостью сегментов Featherlite.
Добиться этого удалось благодаря сочетанию обеих технологий — алюминиевым трубкам в местах сопряжения увеличивают диаметр и уменьшают ширину стенки, а затем с большой точностью запрессовывают в них соединительную втулку, диаметр которой меньше основного сегмента всего на 0.01-0.02 мм.
Помимо сочетания высокой прочности и малого веса, технология Featherlite NSL позволяет объединять в одном палаточном каркасе сегменты дуг разного диаметра. Это позволяет использовать более жёсткие и прочные сегменты дуги большого диаметра в местах наибольшей нагрузки, применяя на остальных участках более лёгкие и гибкие.
Такое техническое решение позволило воплотить в жизнь ещё одну разработку DAC — геометрию каркаса Reverse Combi, который применяется во многих современных палатках-полукуполах. Благодаря ей за счёт использования более жёстких сегментов в перекрестье дуг удалось добиться большего пространства для головы туриста в верхней части палатки. При этом количество используемых сегментов дуг не меняется, и палатка почти не прибавляет в весе, и совсем не теряет в жёсткости и ветроустойчивости!
DAC Featherlite NFL
Развитие технологии Featherlite NSL в сторону ещё большего снижения веса. Дуги DAC NFL имеют несколько больший диаметр, но при этом обладают меньшей толщиной стенок, чем их предшественники DAC NSL. За счёт этого их вес снижается почти без потери прочности и жёсткости.
Дуги DAC NFL используются преимущественно в палатках ультралайт-класса, где важен каждый грамм итогового веса. Пока что они относительно слабо распространены и используются только передовыми компаниями-производителями для создания каркасов палаток и укрытий ультралайт класса. В их числе — Big Agnes (Fly Creek UL 3), MSR (Hubba Hubba NX), Nordisk (Halland 2 LW), Marmot (Force 2), Hilleberg (Anjan 2).

Сплав TH72M
Новейший алюминиевый сплав, который используется компанией DAC во всех дугах серий Featherlite, NSL и NFL. Изготовленные из него трубки отличаются малым весом и практически до полного разрушения работают в зоне упругих деформаций (т.е. гнутся, но не ломаются).
Сегодня TH72M позиционируется как самый лёгкий, прочный и долговечный алюминиевый сплав из тех, что применяются в современной аутдор-индустрии.
Технология Green Anodizing
Все алюминиевые сегменты палаточных каркасов, производящиеся компанией DAC, анодируются — покрываются слоем оксидной плёнки, препятствующей окислению алюминия. Также анодированная металлическая поверхность лучше скользит в направляющих «рукавах» палаточного тента и не примерзает к рукам на морозе. Технология Green Anodizing предполагает исключение из процесса анодирования вредных для экологии планеты фосфорной и азотной кислот. Также она подразумевает экономный расход воды. Все дуги DAC, проходящие через процесс бескислотного анодирования получают маркировку «Green».
Фурнитура DAC Toys
Дизайнеры компании DAC постоянно обновляют свой ассортимент фурнитуры и различных соединительных элементов, которые позволяют объединить упругие дуги в сложный палаточный каркас практически любой геометрии. Сюда входят самые разные монтажные муфты, вертлюги, разветвители и упоры для дуг и прочие необходимые разработчикам детали. Каталог этой важной продукции южнокорейской компании иронично называется «DAC Toys» — «Игрушки DAC». Тем самым конструкторам палаток предлагается «поиграть» с различными вариантами возможной геометрии каркаса и воплотить в жизнь свои самые смелые идеи.
Некоторые монтажные элементы для палаточных каркасов проектировались при личном участии основателя компании — Джейка Ла и были названы в его честь. Например, упоры для дуг Jake’s Foot или ультралёгкие алюминиевые колышки J-Stakes.
Направления развития DAC
Компания DAC не ограничивает себя исключительно производством сегментов и монтажных деталей для палаточных каркасов. Их алюминиевые трубки уже нашли своё применение в треккинговых палках, которые выпускаются под марками DAC и Helinox, а также компания экспериментирует над созданием каркасов для рюкзаков. Алюминиевые сегменты и фурнитура DAC используются в лёгкой и компактной туристической складной мебели Helinox.
Не исключено, что в будущем фирменный логотип «DAC» будет красоваться и на других предметах нашего снаряжения!