Это сегодня немецкая компания Ortovox — один из признанных мировых лидеров в индустрии производства лавинного снаряжения и горнолыжной одежды. А начиналась её история с маленького офиса, в котором трудился всего один человек.
Им был Геральд Кампель (Gerald Kampel) — инженер и увлечённый горнолыжник, предпочитающий подготовленным трассам скитур по нетронутым альпийским склонам. В начале 1980 года он участвовал в занятиях по лавинной безопасности, где впервые столкнулся с передовыми на тот момент устройствами — биперами для поиска пострадавших в лавине. В те времена ещё не существовало единого стандарта их производства и приборы работали на разных частотах — одни на 2,275 kHz, а другие — на 457 kHz. Первые обладали большей дальностью обнаружения, а вторые — намного точнее определяли положение пострадавшего. Поэтому в практике спасателей было нормой использование сразу двух биперов.
Кампеля этот факт справедливо возмутил — лавинные датчики и тогда, и сегодня были дорогостоящими устройствами, поэтому позволить приобрести себе сразу пару таких штук могли немногие. Вдобавок, необходимость использования двух приборов одновременно сильно осложняла процесс поиска. Так у Кампеля и родилась идея создания прибора, способного работать сразу на обеих частотах.
Для реализации этого проекта у Геральда было всё необходимое. С 1976 года он работал в собственном бюро, которое оказывало консультации по инженерным вопросам, связанных с метрологическими приборами и промышленной автоматизацией. Поэтому он был лично знаком со многими конструкторами и специалистами по электронике. Совместно с приглашёнными профессионалами и Юргеном Вегнерем (Jurgen Wegner) Кампель менее чем за год разработал первый прототип лавинного маяка, работающего одновременно на двух частотах. Его презентация состоялась 6 октября 1980 года на леднике Штубай в Австрии. Тогда же родилось и название компании — «Ortovox», которое было образовано от сочетания немецкого слова «ort» — «место» и латинского слова «vox» — «голос». Несмотря на то, что устройство было ещё «сырым» — дальность работы прибора была ограничена 15 метрами — многие присутствующие на тестах специалисты очень им заинтересовались и выразили интерес к покупке.
На доработку маячка ушёл ещё месяц, дальше последовали полноценные испытания и уже в январе 1981 года начались продажи первого в мире двухчастотного лавинного бипера
Ortovox F2
. Всего за 4 месяца было продано 2500 устройств — феноменальное количество для тех лет! А за два года F2 стал лавинным маяком №1 в Европе.
В компании Ortovox сразу взяли курс на полное обеспечение райдеров всем необходимым для оперативного спасения пострадавших в лавинах. В 1985 году в ассортимент марки были включены лёгкая лавинная лопата и горнолыжный рюкзак с отделением для лавинного снаряжения. Отметим, что на тот момент это была очень прогрессивная позиция. Так, главные конкуренты Ortovox — швейцарцы из Barryvox и австрийцы из Pieps, ограничивались исключительно производством биперов. Поэтому уж совсем необычным решением для такой индустрии стало производство одежды под маркой Ortovox, начатое в 1988 году. В каталогах бренда появились яркие кофты, носки, гетры, шапки и перчатки. Ещё более необычным стало использование для их производства шерсти тонкорунных овец, несмотря на то, что в мире в то время всё большую популярность набирал флис. Но, в конечном итоге, именно умелое применение высококачественной шерсти станет фирменной особенностью одежды Ortovox.
Уже к концу 1980-х гг конкуренты начали наступать на пятки немецкой компании. Все они обзавелись собственными двухчастотными биперами-аналогами F2, а модели работающие на частоте 2,275 kHz и вовсе пропали с рынка. В последнем немалую роль сыграли Геральд Кампель и сотрудники его фирмы. Они принимали активное участие в деле разработки единых стандартов для производства лавинных биперов, чтобы все маяки были максимально совместимы между собой и работали на одной частоте. Отчасти благодаря их усилиям, в 1990 году был введён регламент работы с одночастотными устройствами, посылавшими сигнал на частоте 457 kHz и сегодня на ней работают все лавинные биперы.
Первым одночастотным лавинным маяком марки стал Ortovox F1, выпущенный в 1989 году. Его оснастили стандартным
разъёмом для наушников в дополнение к динамику
и, привычным сегодня, подсумком с эластичными ремешками, который позволял удобно расположить бипер на груди пользователя. До этого приборы просто клались в карман, крепились на поясе или вешались на шею и прятались под одеждой. Поэтому был велик риск потерять или сломать устройство при попадании в лавину.
В 1990 году Ortovox F1 пережил небольшую модификацию — помимо звукового сигнала при поиске пострадавших добавился проблесковый — в корпус встроили один мигающий светодиод. Новая версия получила в своём названии приставку «Plus». Идея уточнения поиска с помощью LED-сигнала получила своё развитие в 1994 г, когда вышла версия бипера F1 Focus. В нём было использовано три разноцветных светодиода, которые ощутимо упрощали поиск, погребённого под толщей снега, пострадавшего. Эта модель стала настоящим хитом и на тот момент едва ли не самым продаваемым лавинным бипером в мире.
В начале 1990-х гг в компании продолжают совершенствовать ассортимент одежды из шерсти, стараясь преодолеть некоторые естественные недостатки этого материала. Так, в 1993 году выпускается коллекция аксессуаров из сочетания флиса и шерсти Superwash, которые были долговечны и при этом очень просты в уходе. А 1995 год и вовсе стал знаковым — в Ortovox создали собственную линейку термобелья из шерсти Merino. К слову, в те годы шерсть новозеландских овец была ещё малоизвестна в индустрии активного отдыха, и немецкая компания сделала немало для её популяризации в Европе. Материал показал себя с наилучшей стороны и в дальнейшем Merino стала очень активно применяться практически во всей одежде бренда.
Немалых успехов компания достигла и на ниве разработки вспомогательного снаряжения. Прорывным дизайном обладал скитурный рюкзак Ortovox X-Light, выпущенный в 1996 году и созданный при тесном сотрудничестве с альпинистом Гансом Каммерландером (Hans Kammerlander). Несмотря на время своего появления он может дать фору многим современным моделям. Благодаря применению передовых материалов, он обладал завидной прочностью при уникально низком весе — всего 380 грамм!
В конце 1990-х гг все производители лавинных биперов ведут свои разработки по созданию цифровых приборов, которые должны были прийти на смену достаточно сложных в использовании аналоговых. Новые модели оснащали микропроцессором, который по особым алгоритмам анализировал поступающий сигнал и выводил на экран, необходимые для поиска пострадавшего, данные. Первым из целой плеяды цифровых биперов стал BCA Tracker, выпущенный в 1997 году.
Отвечая на такой вызов времени, в 1998 году компания Ortovox презентует пока ещё переходную аналогово-цифровую модель бипера под названием M1. Поиск по-прежнему осуществлялся с помощью звуковых сигналов, но при этом на устройстве был небольшой монохромный экран, на который выводилась дополнительная информация — расстояние до пострадавшего, индикация заряда батареи и, уточняющая примерное направление, цифровая стрелка, которая заменила собой цветные светодиоды. Буквально следом за M1, в 1999 году вышла модель M2 — новый процессор и алгоритмы обработки поступающего сигнала заметно ускорили его работу и намного упростили поиск сразу нескольких пострадавших. Ortovox M2 стал ещё одним хитом продаж по всему миру и долго сохранял свою актуальность — даже когда на рынке появились полностью цифровые приборы.
Последние не заставили себя ждать и в каталоге Ortovox. Первый 2-антенный полностью цифровой бипер компания выпустила в 2002 году. Новинка получила название X1. Новый лавинный маячок обладал солидным даже по современным меркам радиусом поиска (до 70 метров), показывал направление движения к пострадавшему и мог в автоматическом режиме искать нескольких погребённых в лавине. В следующем году в бипере заменили микропроцессор, заметно увеличив скорость его работы. В дальнейшем X1 стал первоосновой для других цифровых лавинных датчиков Ortovox, вышедших до 2010 года, таких как D3 и Patroller. Увы, но он не повторил феноменального успеха предшествующих моделей маячков Ortovox — F1 Focus и M2. Здесь пальму первенства перехватили Pieps с их трёхантенным датчиком DSP, который во многом определил облик современных цифровых биперов высокого класса.

С другой стороны, в Ortovox сильно продвинулись в области создания одежды, аксессуаров и вспомогательного снаряжения. Линия рюкзаков Top Rider со встроенной защитой спины стала буквально культовой в среде фрирайдеров США и Европы. Достаточно просто взглянуть на страницы профильных журналов начала и середины 2000-х гг — рюкзаки Ortovox были постоянными участниками тестов и получали весьма лестные оценки. Модель Top Rider оказалась столь удачной, что выпускалась сразу в трёх размерах, из которых самый маленький был предназначен специально для прекрасной половины фрирайдерского сообщества.
Серьёзное развитие претерпевает и коллекция термобелья из шерсти Merino. Компания начинает выпускать его в четырёх вариантах в зависимости от плотности ткани, а также в широкой палитре цветов в мужском и женском варианте кроя. Отдельного упоминания стоит технология Netwool Light — совместно с производителем ткани, специалисты из Ortovox создали быстросохнущее термобельё из очень тонкой пряжи Merino. Оно прекрасно отводило влагу с поверхности тела и могло конкурировать в этом с нательным бельём из синтетики.
В 2005 году компания отмечает своё 25-летие: появляются её современные логотип и слоган «Voice of the Mountains» — «Голос гор». Примерно в эти годы начинает формироваться современный ассортимент марки — появляются одежда и снаряжение, которые сохранились в каталогах Ortovox до наших дней.
В деле создания лавинных биперов компания Ortovox вновь громко заявила о себе в 2007 году, презентовав на ISPO лавинный сканер S1. Больше всего датчик выделялся своим внешним видом — дизайнеры выполнили его в форм-факторе телефона-«раскладушки». Но помимо этого в новом устройстве применили очень сложную электронную и программную начинку: датчик мог в реальном времени одновременно отслеживать положение до 4 пострадавших. При этом S1 не только указывал направление движения, но и примерную глубину снежной массы.
Дополнительно прибор оснастили целым набором цифровых инструментов для оценки состояния снежного покрова и ориентирования — компасом, термометром и
инклинометром
. Помимо этого, в Ortovox S1 создатели предусмотрели возможность связи с компьютером для обновления программного обеспечения. Его современная версия S1+ была представлена в 2011 году.
В том же 2007 году были представлены рюкзаки серии Freerider, оснащённые гибкой защитой спины SPS сертифицированной по стандарту TUV. Оптимальный объём, хорошее распределение веса, обтекаемый дизайн и продуманные детали сделали его самым популярным среди прочих рюкзаков Ortovox. Это обусловило не только разнообразие цветов и объёмов Freerider, но и создание на их основе в 2013 году лавинного рюкзака, оснащённого системой
ABS
.
В 2009 году в Ortovox представили ещё одну коллекцию термобелья из шерсти мериносов. На этот раз разработчикам удалось достичь отличного прилегания белья к телу за счёт циркулярной вязки ткани и выверенного кроя. Это не только обеспечило дополнительную свободу движений, но и, за счёт плотного контакта с кожей, улучшило работу термобелья по отводу влаги. Новые комплекты были презентованы на зимней и летней выставках ISPO и везде получили награды. А в дальнейшем новое термобельё Ortovox получило высокие оценки от авторитетных европейских outdoor-изданий, опытных тестеров и простых пользователей.
Но по-настоящему прорывным для компании стал 2010 год. В Ortovox презентовали свою первую коллекцию штормовой и SoftShell одежды, да ещё какой! Вместо традиционных трикотажных и флисовых подкладов в них использовалась ткань из шерсти мериносов. Она не только позволила улучшить микроклимат под куртками и брюками, но и сделала одежду более мягкой и приятной на ощупь.
В том же году в продажу поступил 3-антенный лавинный бипер Ortovox 3+, оснащённый алгоритмом Smart Antenna Technology, что существенно упростило поиск пострадавших. Если раньше точность показания прибора напрямую зависела от его положения относительно лавинного датчика пострадавшего, то теперь 3+ самостоятельно анализировал сигнал и автоматически переключался на наиболее подходящую антенну для поиска. Это увеличило скорость обнаружения пострадавших и сделало устройство проще для освоения.
В 2011 году Геральд Кампель отходит от дел и продаёт Ortovox спортивному направлению немецкой группы компаний Schwan-Stabilo Group. В неё сегодня также входят такие известные марки как Deuter, Maier Sports и Gonzo. Марка сохранила почти полную самостоятельность в принятии решений и все свои патенты. Производство лавинных биперов также не было перенесено из Германии. Но, самое главное, из Ortovox не ушла команда специалистов, которая продолжила свою работу.
Войдя в состав Schwan-Stabilo Group, в Ortovox продолжают расширять свой ассортимент. Так, начинают выпускаться рюкзаки не только для фрирайда и скитура, в нише которых марка добилась мирового признания, но также для альпинизма и скалолазания. Появляются существующие и сегодня серии рюкзаков Trad и Traverse. В 2012 году модельный ряд биперов Ortovox пополнился моделью Zoom — недорогим и простым в использовании датчиком, тем не менее, способным достаточно эффективно искать пострадавших. Разработчики создали его специально для новичков и тех райдеров, которые нечасто прибегают к работе с лавинным бипером. В том же году презентуется коллекция летних футболок и нательного белья из сочетания шерсти Merino и волокон Tencel, обладающих охлаждающим эффектом. Новая ткань, названная Merino Cool, позволила с комфортом использовать лёгкие шерстяные вещи даже в жаркую погоду.
В последующие пять лет компания Ortovox существенно расширила ассортимент зимней одежды для ценителей фрирайда и скитура. Многие вещи успели завоевать огромную популярность среди широкого круга райдеров за умелое сочетание смелого дизайна, уникальных технологий и эргономичного кроя.
В наши дни немецкая компания продолжает развиваться в традиционных для себя направлениях — повышает безопасность катания в горах посредством совершенствования своего оборудования и обучающих программ, а также оттачивает технологии работы с шерстью в одежде. Сегодня, благодаря грамотному расширению ассортимента, марка Ortovox перестаёт ассоциироваться у пользователей исключительно с лавинным оборудованием, но, при этом, сохраняет репутацию надёжного бренда с безукоризненным качеством продукции.