Сейчас горнолыжные костюмы — это одна из самых ярких и технологичных категорий спортивной одежды. Это понятно, ведь одежда для горнолыжников формировалась под воздействием двух различных тенденций. Первая — практичная: сохранение тепла и лёгкости движений. Вторая — экономическая: горные лыжи традиционно были отдыхом для состоятельных людей. Горнолыжные деревни долгое время развивались как анклавы отдыха для тех, кто мог себе позволить проводить время в Санкт-Морице и Кортина-д’Ампеццо, Давосе и Мюррене. Эстетика апре-ски развивалась вокруг гламура высшего общества. Эти две тенденции и создали тот коктейль функциональности и моды, который мы продолжаем с удовольствием потреблять и сегодня.
В наши дни горнолыжная одежда очень разнообразна:
- Спортивное направление — одежда, адаптированная к конкретному виду горнолыжного спорта, тренировкам, соревнованиям.
- Одежда для массового горнолыжного отдыха на трассах — эстетичная, функциональная, ветро- и влагозащитная.
- Одежда для скитура, близкая к сегменту outdoor.
- Одежда для фрирайда.
- Горнолыжная одежда в стилистике сноуборда.
- Сегменты фэшн и лакшери. Высокотехнологичная одежда в стиле спорт-шик…
А началось всё не так давно — всего 150 лет назад, когда зародилась мода на активный зимний отдых в горах.
Изначально катание на лыжах было средством передвижения в той части планеты, которая была покрыта снегом и льдом на протяжении многих месяцев. И лишь во второй половине XIX века мир благодаря норвежцам заинтересовался лыжным спортом и отдыхом.
Вся одежда для активного отдыха того времени: куртки, брюки, свитеры, головные уборы и перчатки — была сделана из шерсти, в женской одежде можно было встретить и мех. Были и свои способы влагозащиты: одежду обрабатывали воском или применяли изобретённую Макинтошем в начале XIX века прорезиненную ткань.
Женская одежда существенно отличалась от мужской: несмотря на то, что в юбках кататься на горных лыжах было не слишком удобно, в те годы альтернативы этой детали одежды ещё не было — моральные устои общества были крепкими.
Опытные лыжники уже в те годы осознали удобство системы слоёв, которая позволяла снимать или надевать одежду по мере необходимости, приспосабливая то, что они носили, к уровню активности и погодным условиям. Слои состояли из лёгкого длинного нижнего белья и чулок, свитера, носков, гетр, перчаток, непромокаемого пальто и бриджей.
Длинные юбки не подходили для катания на лыжах, поэтому к 1910 году единственной разницей между мужской и женской лыжной одеждой была юбка длиной до колена. Куртки и укороченные брюки — бриджи — стали всё чаще делать из габардина, изобретённого Томасом Бёрберри (Thomas Burberry) в конце XIX века. Габардин был наиболее подходящей тканью для курток и брюк, поскольку его шерстяные нити плотного диагонального плетения и гладкая поверхность создавали барьер для ветра и снега.
В отличие от использовавшихся ранее прорезиненных и вощёных курток, габардин был ещё и воздухопроницаемым. Лёгкая и тёплая шерсть, которая согревала, даже намокнув, и до сих пор не вытеснена из гардероба лыжников. А вот деления на лыжников и горнолыжников тогда ещё практически не существовало.

Первая мировая война оказала мощное влияние на жизнь в Европе, и лыжная одежда не избежала этого влияния. Изменившееся в ходе войны отношение к одежде позволило женщинам одеваться более смело без страха критики. К 1920 году стали появляться наряды на основе туник и бриджей, которые носили в Британии девушки из добровольческого отряда сельскохозяйственных рабочих.
Производители спортивной одежды использовали в дизайне практичные элементы военной формы, например наружные карманы на пуговицах. В течение 1920-х годов брюки быстро стали общепринятой формой одежды в горнолыжных деревнях и городках, и лыжный брючный костюм прочно вошёл в гардероб горнолыжниц.
Если норвежцы изобрели технику катания на лыжах, австрийцы добавили в неё стиль. Матиас Здарский и Ханнес Шнайдер внедрили новые технологии обучения, благодаря которым катание на лыжах стало популярным видом спорта и отдыха. Соответственно, и стиль одежды горнолыжников 1920-х годов был близок к эстетике народной одежды, причём использовалась цветовая палитра коричневых, зелёных и красных цветов. Это была простая, практичная одежда, которая могла быть украшена отделкой, имитирующей геометрическую архитектуру и полевые цветы горных лугов. На склонах Австрии можно было встретить и кожаные штаны — Lederhosen, и даже Dirndls, национальные платья.
Послевоенный рост лыжного туризма и первые зимние Олимпийские игры, состоявшиеся в 1924 году, подтолкнули крупных производителей специализироваться на лыжной и горнолыжной одежде и создавать непромокаемые и одновременно модные наряды. Выпускаются брючные костюмы в широкой цветовой гамме, в которых практичность сочетается с элегантностью. Появляются новые конструктивные особенности, такие как застёжки-молнии, заменившие пуговицы или шнурки на брюках, куртках и карманах. К началу 1930-х годов, вдохновлённые униформой пилотов, дизайнеры ввели в моду короткие куртки, на замену бриджам и гетрам пришли брюки полной длины. Эти предметы одежды сидели довольно свободно и обеспечивали большую свободу движений, одновременно с этим они были выдержаны в некоем повседневном стиле.
В 1930-х годах лыжная одежда оставалась модной, одновременно становясь и всё более функциональной. В этот период начала оказывать влияние на конструкцию одежды и механизация отдыха в виде подъёмников, которые начали появляться на склонах Франции и Швейцарии в 1933-1934 годах.

Можно сказать, что именно благодаря распространению подъёмников и произошло разделение на лыжников и горнолыжников. Дело в том, что переход от горных прогулок на лыжах, фактически «лайтового ски-тура», к катанию на горных лыжах потребовал и другого дизайна одежды. Дизайнеры пробовали различные силуэты — более облегающие или свободные, а с появлением эластичной пряжи в середине 1930-х годов появились и эластичные манжеты на рукавах и в нижней части брюк.
Мода постепенно сместилась с мешковатых фасонов на облегающие брюки, которые были лучше приспособлены к новым техникам катания. Именно в этот период произошло и ещё одно важное событие: любители горных лыж увлеклись комплектами из брюк и куртки, выполненных в разных цветах, что мы видим на склонах и сейчас. Материалы использовались всё те же: лыжные костюмы того времени были сделаны из шерсти или габардина с подкладкой из хлопковой фланели.
В 1936 году американец Эдди Бауэр изобрёл первую стёганую куртку с наполнением из гусиного пуха, проще говоря — пуховку. Сам Бауэр утверждал, что эту идею ему подсказал дядя, родившийся в Сибири. И доминирование тёплой шерсти в лыжной одежде должно было бы уменьшиться, однако время для широкого распространения пуховок тогда ещё не настало.

Интересным событием в конце 1930-х годов стало возрождение лыжной юбки. При этом юбка была своего рода отличительным знаком эксперта, по крайней мере, так было принято на некоторых курортах.
Именно между Первой и Второй мировыми войнами дизайнеры одежды активно развивали самые разные направления моды. Этот период часто называют «золотым веком моды». Все варианты силуэтов даже нельзя перечислить — настолько их было много. Именно тогда в горные лыжи пришли комбинезоны и свитеры со снежинками, зауженные брюки и шарфы, а в элитном сегменте и норковые шубы.
Однако прорыва в материалах и функциональных особенностях, подобных эластичным манжетам или застёжке-молнии, было немного. Например, нейлон был изобретён в 1935 году, а в горнолыжную одежду этот материал пришёл только после окончания Второй мировой войны.
Первая волна «специального» горнолыжного стиля между двумя войнами была очаровательной. Просто посмотрите фильм «Серенада Солнечной долины», вышедший в 1941 году…
Поскольку политическая атмосфера в Европе к концу 1930-х годов ухудшилась, в США бежало большое число европейцев, включая и профессионалов горнолыжного спорта. Среди них было множество ставших впоследствии известными персон, таких как работающий и сейчас в Аспене Клаус Обермейер (Klaus Obermeyer). Некоторые из этих людей сделали карьеру за границей в качестве специалистов по лыжному спорту. Самое интересное, что именно эти горнолыжники, в отличие от традиционных дизайнеров, диктовали эволюцию горнолыжной моды в США.
В начале 1940-х лыжная одежда стала более облегающей, отчасти из-за нехватки тканей во время войны. Эта тенденция продолжилась и в конце 1940-х годов, когда лыжные брюки, которые по-прежнему изготавливались из шерстяного габардина, стали намного стройнее. Помимо этого, некоторые модели брюк получили новинку — молнии на голени, благодаря которым стало возможно обеспечить одновременно и облегающий силуэт, и возможность их надеть. Цвета с конца 1930-х до конца 1940-х годов были, как правило, довольно мрачными: коричневыми, серыми и тёмно-синими, но с яркими жёлтыми, оранжевыми и красными деталями и отделкой.
После войны популярность катания на горных лыжах снова пошла в рост. А поскольку концепция модной горнолыжной одежды тоже приобрела популярность, дизайнеры стали предлагать шикарные варианты. Из газеты «Нью-Йорк Таймс» от 19 ноября 1948 года:
«Чтобы расслабиться у костра после дня на склонах, созданы яркие цветные юбки, а также брюки из бархата и габардина. Огненно-красный свитер, баскская куртка и стёганая юбка мгновенно стали популярными».
В 1949 году произошло событие, которое сложно переоценить: будущий мегапопулярный в США производитель лыжной одежды Клаус Обермейер представил стёганую куртку с утеплением из пуха, которую он сделал чуть ли не из собственного одеяла. Любопытно, что создать эту знаковую одежду ему пришлось из-за сильного холода: в то время он зарабатывал обучением азам горнолыжной техники и не только мёрз на склоне сам, но и потерял из-за холода многих учеников. И придуманная Эдди Бауэром больше 20 лет назад пуховка наконец начала своё проникновение в сегмент горнолыжной одежды. Толстые шерсть и габардин перестали быть важнейшими материалами для горнолыжной одежды, поскольку её наружный слой теперь можно было сделать из лёгкого и быстросохнущего нейлона.
В эти годы всё более важную роль начал играть и цвет: война завершилась, можно было снова радоваться жизни. Как раз в 1949 году начал свою долгую дизайнерскую карьеру и знаменитый дизайнер Эмилио Пуччи (Emilio Pucci), который создал красочные лыжные ансамбли.
Ещё одно важное событие произошло в 1951 году, когда мюнхенский производитель лыжной одежды Bogner представил изобретённые Марией Богнер эластичные лыжные штаны со штрипками, благодаря которым облегающие ноги брюки не задирались вверх. Такие брюки из ткани стретч — смеси шерсти и нейлона — были популярны вплоть до 80-х годов и сильно повысили сексуальную привлекательность горнолыжного спорта.
Эластичные нейлоновые брюки идеально подходили к обтекаемому стилю лыжной одежды 1950-х годов, подчёркивая изгиб бёдер и узкую талию. Их можно было сочетать с разноцветными мохеровыми свитерами во время катания на лыжах или носить дома, и они даже получили собственное имя — их называли «богнерами». Специалисты-производители и новое поколение дизайнеров одежды использовали эти брюки для создания комплектов модной и одновременно функциональной одежды. Аналогичные модели и сейчас периодически появляются в коллекциях ведущих производителей горнолыжной одежды, являющихся законодателями моды.
1950-е годы были десятилетием процветания и роста. По мере того как всё больше людей получали возможность путешествовать, популярность катания на горных лыжах быстро росла. Затишье в горнолыжной индустрии, вызванное Второй мировой войной, закончилось в 1950-х годах новым горнолыжным бумом — в десятки раз более масштабным, чем в 1930-е годы. На крупных рынках Европы и Северной Америки появились новые разработки, особенно в области текстильных технологий. Синтетика оказалась более тёплой и водостойкой, чем натуральные волокна, и горнолыжная одежда вышла в авангард инноваций в области материалов. В течение 1950-1960-х годов производители лыжной одежды экспериментировали с новыми, более лёгкими тканями, которые одновременно были и тёплыми. Горнолыжная одежда стала более лёгкой и прилегающей к телу, при этом оставаясь очень красочной.
В 1960-х в горнолыжном снаряжении началась настоящая революция. Были созданы и стали быстро распространяться маски с двойными незапотевающими линзами, автоматические крепления, которые сократили число тяжёлых травм, жёсткие пластиковые ботинки с клипсами и лёгкие и мощные лыжи со слоями стекловолокна. Именно в эти годы стали широко использоваться ратраки, которые позволили сделать поверхность склонов более ровной. Скорости катания росли, что предъявляло к одежде новые требования.

В этот же период, в 1959 году, произошла и очередная революция и в лыжной одежде — появился спандекс. Это эластичное волокно создатели одежды комбинировали с другими синтетическими волокнами или шерстью, чтобы обеспечить большее растяжение, чем у нейлона, причём с мгновенным восстановлением исходной формы изделия. Горнолыжная одежда теперь могла растягиваться по телу и объёмам своего владельца и при этом сохранять свою форму. Спандекс идеально подошёл и для создания одежды для соревнований: ведь он предоставлял большую свободу движений и обеспечивал хорошие аэродинамические качества.
Вдохновлённые такими яркими событиями, как Олимпийские игры, дизайнеры представили в своих коллекциях 60-х узкие эластичные лыжные брюки, одновременно с ними существовали и более свободные версии для отдыха на горных склонах, которые в сочетании с водолазками использовались и для апре-ски и других мероприятий на свежем воздухе.
Именно в 1960-х годах пришла вторая волна лыжного стиля, отмеченная реальными инновациями в дизайне и… гламуром высшего общества. К созданию ауры волшебства и красивой жизни на горных лыжах подключилось новое поколение модельеров, и к концу 1960-х годов до горнолыжных склонов дошла высокая мода, с дорогими роскошными тканями и обтягивающими силуэтами. Стройный, элегантный и учтивый легендарный французский спортсмен Жан-Клод Килли казался воплощением Джеймса Бонда на горных лыжах. Кстати, не забудем и самого Джеймса Бонда, создатели нескольких фильмов внесли свой вклад в рекламу «красивой жизни на горнолыжном курорте». Потрясающие шикарные снимки таких звёзд, как Одри Хепбёрн, Джеки Кеннеди, Грейс Келли и Энн Тейлор, не сходили с обложек зимних выпусков модных журналов. Именно эта мода увековечила период 1960-х годов.
В 1970-х годах всё большее число компаний начинали выпускать специализированную горнолыжную одежду с дизайном на любой вкус, кошелёк и уровень лыжника. Шерсть всё реже использовалась в лыжной одежде, поскольку синтетика правила бал. В этот период горнолыжная одежда стала всё чаще проникать и в сегмент кэжуал: стали модными стёганые нейлоновые утеплённые куртки с отстёгивающимися рукавами, которые превращаются в тёплые жилеты.
Брюки с расклёшенными штанинами создавали непринуждённый образ, а стёганые пуховики (в том числе и с синтетическим утеплителем) стали универсальным дополнением лыжного гардероба. В этот же период и утеплённые костюмы, которые надевают перед стартом и после гонок спортсмены, завоевали своё место в гардеробе любителей.
В женских куртках использовались искусственный мех, винил и металлизированные ткани, а вошедшие в моду «мунбуты», «космические» шапочки и горнолыжные комбинезоны и костюмы в психоделических цветовых сочетаниях создавали праздничное и слегка безумное настроение и на склонах, и в барах во время апре-ски.
Во второй половине 1970-х произошло событие, которое стало поворотной вехой в создании не только горнолыжной, но и всей outdoor-одежды: в 1976 году были выпущены первые коллекции одежды из нового материала Gore-Tex. Однако массово в одежде этот прорывной мембранный материал стал использоваться намного позже.
Развитие производства флиса в конце 1970-х также изменило подход к горнолыжной и outdoor-одежде. Изготовленный из лёгких, тёплых и быстросохнущих полиэфирных нитей, флис сделал средний слой одежды лёгким, комфортным, практичным и тёплым и быстро стал важным материалом и для спортивной, и для повседневной одежды, сильно потеснив шерсть. К концу десятилетия и другая практичная горнолыжная одежда начала всё чаще проникать в повседневный сегмент: вспомним нейлоновые, шерстяные и хлопчатобумажные водолазки — отличительную черту 1970-х годов.
Поскольку в горнолыжную одежду к началу 1980-х были внедрены практически все новейшие технологии, которые продолжают использоваться и сейчас, ведущие бренды вступили в жестокую конкуренцию за создание нового материала или дизайна. В течение 1980-х брендинг с логотипами становился всё более распространённым, а выбор одежды — широчайшим. В дизайне использовалось всё, что было придумано к этому времени: флуоресцентные цвета, мягкие пастельные оттенки, яркие абстрактные рисунки и рисунки животных.
100 лет ски-фэшна
Куртка и брюки часто состёгивались на талии для большей универсальности, а штаны с высокой грудкой стали привычным компонентом комбинации раздельных куртки и брюк. Разнообразие форм, цветов и силуэтов было потрясающим: элегантные брюки со стременами-штрипками, легинсы и неоновые цвета перемежались леопардовыми мотивами, а мунбуты соседствовали с отделанными мехом сапогами. Сюда можно добавить и своеобразный «стиль»
ски-бамов
, который был увековечен в культовых фильмах «Хот-дог» и «Лыжный патруль».
В 1990-е годы горнолыжная одежда стала более комфортной, но прорывных изменений в дизайне и технологиях не происходило. Комбинезоны на героях фильмов «Тупой и ещё тупее» и «Лыжная школа» очень похожи на их аналоги из 1980-х, различие, пожалуй, только в материалах и несколько менее ярких цветах. Отход от ярких 1980-х также привёл к росту популярности горнолыжной одежды таких outdoor-брендов, как Patagonia или The North Face. Роскошные бренды, естественно, тоже выпускали свои линии активной спортивной одежды. Но прорывных решений, подобных нейлону в 1930-х, «богнерам» в 1950-х или Gore-Tex в 1970-х, не появилось.
В начале XXI века в лыжную моду вместе со сноубордистами хлынули мешковатые силуэты, как будто эти ребята надели одежду на вырост. Цветовые схемы немного размылись по сравнению с 1990-ми, но стало намного больше универсальных цветов — чёрного и белого. К отделке мехом добавились материалы с металлическим и зеркальным эффектами и зеркальные солнцезащитные очки.
В новом тысячелетии бурно развивающаяся сноубордическая индустрия и рост популярности экстремальных зимних видов спорта побудили производителей спортивной одежды уделять особое внимание инновациям. Ткани и мембраны с постоянно растущими характеристиками, материалы Soft Shell, водонепроницаемые молнии, куртки с надувными изолирующими воздушными карманами, влагонепроницаемые швы, нижнее бельё и носки без швов, системы электрообогрева, рост использования шлемов (а значит — изменение кроя капюшонов), включение в горнолыжную одежду защиты спины, копчика и поясницы, защитные панели из эластомера на бёдрах, усиленные пояса-спинки для защиты поясницы на брюках, снегозащитные юбки и двойные манжеты…
Конкуренция подтолкнула производителей и к диверсификации, особое внимание уделяется «внешнему виду» одежды для различных стилей катания. Сегодняшняя лыжная мода представляет собой смесь самых разных стилей, причём границы между спортивной и прогулочной одеждой, как минимум выходного дня, становятся всё более размытыми — это обеспечивают современные технологии. Практически гарантия того, что на склонах или рядом с ними — в горнолыжных городках — можно носить бесконечно большое разнообразие одежды, и практически никакая одежда не будет казаться «не к месту». Вызовут усмешку разве что спортивные штаны «с тремя полосками» или джинсы, заправленные в горнолыжные ботинки.
Где сегодня лыжная одежда? Где-то между прошлым и будущим. Джинсовая (с виду) ткань и натуральный или неотличимый от натурального мех, 4D-стретч материалы с мощной мембраной и… «ламповые» шерстяные ткани, кожа и пух со специальной обработкой. Удобные, тёплые и в высшей степени функциональные слои в стиле outdoor и шлем с дизайном армейских касок и рядом — кремовые костюмы с изысканной отделкой и кожаным шлемом с зеркальным забралом, который столь же великолепен, как и непрактичен. Облегающие элегантные линии дизайнерских комплектов на трассах элитных курортов и мешковатые силуэты в парках… Горнолыжная одежда ставит перед дизайнерами особые задачи, которые расширяют потенциал одежды, одновременно стимулируя интерес к стилям прошлого и функционалу будущего.
Как выбрать горнолыжный костюм
Теория слоёв