ExJe — весьма неожиданный для мира аутдора российский стартап. Он выстрелил прямо в момент основания и продолжает радовать нас по сей день. На сайте всё то, что фирма делает, называется сухой метафорой: «украшения». Но любой, кто это видит, знает, что это не очень-то украшения, скорее — амулеты, талисманы, опознавательные знаки для своих.
Основатель и двигатель проекта Олег Чегодаев — турист, мультиспортсмен и фотограф из Уфы. Сегодня это имя известно многим аутдорщикам: уже который год он работает высотным фотографом на гонке скайраннеров Red Fox Elbrus Race, фотографирует горные марафоны в других местах. Сам он себя называет Амбассадором Уральских гор — и это правда. Никто так много и продуктивно не ходит в походы по Уралу. «Корона Урала» — пять высочайших вершин пяти районов Урала, 255 тысячников Южного Урала, тысячи километров по горам — всё это в копилке Олега, и не просто пройдено, а отражено во множестве фотографий, отчётов и видеороликов.
Но всё это — «социалка», хобби, работа на будущее уральского туризма. Основной источник заработка Олега Чегодаева всё-таки проект ExJe.
Альпинистка моя, скалолазка моя
Сама идея делать украшения для туристов и экстремалов родилась в 2011 году. Олег просто искал девушке подарок, какое-нибудь украшение на скалолазную тему. И столкнулся с тем, что в России никто ничего подобного не производит. Нашёл серебряного скалолаза на заграничных интернет-барахолках, выписал, увидел искренний восторг подруги и загорелся идеей — делать такие же! Название придумал сразу с расчётом на международную аудиторию — Extreme Jewelry («Экстремальные украшения»), сокращённо ExJe. Нарисовал симпатичный и лаконичный логотип. И начал завоевание мира.
Если недостатка в идеях не было, то художественного образования, ювелирного опыта, да и просто опыта продаж такого специфического товара не хватало. Начал с перепродажи популярных в мире украшений на российском рынке, чтобы понять спрос. Спрос был! И немалый. Но предложение было очень ограниченно, европейские и американские ювелиры не слишком обременяли себя обновлением ассортимента. Буквально за год Олег нашёл и купил всё, что производилось в мире на эту тему. Остро стоял вопрос расширения ассортимента, пора было задуматься о собственном производстве.
Так через пару лет в команде появился ювелирный мастер с золотыми руками, Ильшат. В 2014 году была сделана первая отливка, и в начале 2015-го на загорелых шеях альпинистов стали поблёскивать подвески, приехавшие из Уфы, — «Ледоруб».
Конкуренции почти не было, а спрос был, поэтому всё, что можно было носить как напоминание о горах, как знак принадлежности к славному племени восходителей, принималось на ура.
Сразу же за «Ледорубом» была отлита подвеска «Эльбрус», ставшая началом популярнейшей серии «Горы мира».
Через год в коллектив пришёл старый друг Олега, Алексей — велопутешественник и фотограф. Его знания и таланты дали новый качественный скачок творческому процессу: начали делать 3D-модели, и процесс разработки новой продукции сделался быстрее и интереснее.
Кроме того, обновился сайт, Алексей оптимизировал программный код, вместе поработали над интерфейсом, и сейчас покупки на сайте ExJe.com делать легко и приятно. Одним из самых приоритетных направлений в работе сайта является его удобство для покупателя. Поэтому весь коллектив ExJe постоянно работает над совершенствованием сайта, отслеживает тенденции изменения лучших зарубежных интернет-магазинов, улучшает и дополняет графическую и текстовую информацию, делает интерфейс максимально дружественным. Чтобы покупатель не думал о том, где найти отзывы, как упаковать или с чем комбинировать украшение, не ломал мозг в попытках победить сложные формы регистрации, а сосредоточился на выборе подходящего подарка.
Серебряные девы и гопники из леса
Сегодня весь ассортимент ExJe делится условно на четыре коллекции:
- классическая,
- бронзовая,
- шармы,
- серьги Active Girl.
Классическая коллекция — самая большая. Это и знаменитая серия «Горы мира», и изображения всяческих активностей. Конечно, горная тематика до сих пор преобладает, горы потрясают глубже, это всегда более поэтизированные переживания, чем бег или катание на вейкборде например. Но и символика остальных аутдор-активностей тоже набирает обороты, предмет увлечения становится двигателем жизни.

Серия «Горы мира» — отдельный разговор. Выбрать гору–фотомодель не так просто. Во-первых, она должна быть популярной, знаковой. Во-вторых, нужно найти правильный ракурс подвески. Есть горы однозначные, узнаваемые, как Маттерхорн или Эльбрус. А, скажем, Монблан, очень разный с разных сторон, здесь дизайнеры не с первой попытки нашли нужный ракурс. Пик Ленина вообще не особенно красив, но для многих это первый семитысячник, и подвеска с его изображением весьма востребована.
Ещё есть новая линейка «Географическая» — это 3D-изображения рельефа какого-то региона целиком. Есть, конечно, «Терра Башкирия», есть Арктика и Антарктида, популярные у туристов области: Байкал, Камчатка, Урал… Необычно и символично!
Линейки, посвящённые разным активностям, тоже не плод медиаштампов. Их придумывали люди, реально катающиеся на горных лыжах, сплавляющиеся на каяках или ловящие ветер на виндсёрфах. Ну, разве что серьги «Парашюты» в коллекции появились по просьбам трудящихся — парашютным спортом в команде ExJe не увлекается пока никто.
Коллекция Active Girl родилась от клеща и комара. Правда-правда. Однажды Олег и Алексей сидели вечером в мастерской, и Алексей предложил:
— А давай сделаем серьгу «Клещ»?
— О, классная идея, — ответил Олег, — только тогда уж надо делать ещё серьгу «Комар»! И назовём эту парочку «Гопники из леса».
Парочка вызвала большой энтузиазм покупателей. Но девушки такие девушки — кому-то надо двух клещей, или двух комаров, или одного клеща. Поэтому серьги начали продавать по отдельности и делать к ним другие, подходящие по смыслу, — «Дерево», «Ель», далее пошли «Скалолазка», «Велосипедистка» и так далее. И получилась целая серия серёжек, которые можно купить по отдельности, собрать свою пару.
Назвали серию Active Girl. Девушки могут заниматься разными активностями. И у них зачастую не одна дырка в ушах, а две или даже три. И активности меняются ежедневно. Сегодня она катает на лыжах, а завтра лазает на скалах. Сегодня поёт под гитару в лесу у костра — завтра зажигает на виндсёрфе в тёплом море. Для каждого дня — своя серьга!
Будет ли серия Active Man? Нет, отдельной не будет. Серьги из серии Active Girl носят и парни, они не парятся.
На вопрос «Кто был моделью для серебряного силуэта Active Girl?» Олег Чегодаев отвечает: «Это сборный образ, просто спортивная женская фигурка. Но да, конечно, она похожа на мою жену Татьяну, с этим не поспоришь».
Коллекция шармов родилась из коллекции браслетов, которая в своё время позволила ExJe стремительно взлететь. В компании родилась идея ввязывать серебряные карабины, восьмёрки и спусковые устройства в двухмиллиметровые репшнуры, комбинировать их и делать браслеты. До того как ExJe выставила на сайт свои браслеты с серебряными карабинами, нигде больше не делали таких, эта идея проста, как всё гениальное, и она «выстрелила».
Потом простой браслет потребовал украшений. И начали создаваться шармы, поначалу за образец были взяты шармы Pandora, сейчас уже разрослась собственная коллекция, многие из шармов перекликаются с серьгами Active Girl, но имеют собственную форму.
Почему шармы? Это украшение не слишком популярно в России, но очень популярно на Западе. Например, можно собрать на руке целую коллекцию альпинистского снаряжения. Все свои аутдор-увлечения или все горы, где побывал. И этот браслет точно будет единственным в мире, такого не будет больше ни у кого.
На сегодняшний день браслеты и шармы отправляются преимущественно в Европу и Америку, там это очень популярная тема.
Ну а бронзовая коллекция — это компромисс для аутдор-магазинов, кто хотел бы продавать украшения ExJe, но не готов связываться с сильно зарегулированным процессом продажи ювелирных изделий из драгметаллов. Бронзовые украшения можно продавать без специальных лицензий, сейфов, сертификатов и прочих сложностей. Первая коллекция бронзовых брелоков была выпущена при поддержке магазина «Спорт-Марафон», и до сих пор он остаётся крупнейшим продавцом украшений ExJe на офлайн-рынке.
Команда ExJe
Сегодня команда ExJe состоит из восьми человек, и у каждого свой ответственный участок работы:
- Олег — общее руководство, на его совести планирование, продвижение, изобретение новых украшений;
- Татьяна — отвечает за документооборот и юридические вопросы;
- Ильшат и Амир — занимаются собственно ювелирным производством;
- Лейла — руководит интернет-магазином;
- Алексей — ответственный за всё программное обеспечение, системное администрирование и 3D-моделирование;
- Лия — царица SMM, через соцсети приходит большое количество заказов, и этот сегмент в продвижении оказался очень важным;
- Дилара взяла на себя ежедневную работу — обработку заказов, обеспечение бесперебойной работы интернет-магазина, и русского, и англоязычного.
Компания небольшая и очень дружная. Ни разу никто ещё из проекта не ушёл, коллектив только прирастает.
А ещё ExJe — активный участник, организатор и партнёр самых крутых туристических соревнований и гонок Южного Урала. Уральским девчатам повезло: призы от ExJe — отличный плюс к медали.
Творческий процесс ExJe
Для того чтобы в ухе, на шее или на запястье туриста заблестела весёлая серебряная или бронзовая фигурка, должно пройти несколько стадий.
Сначала Олег Чегодаев идёт в поход
Смотрит на рассветы и закаты и думает. Или думает во время утренней тренировки. Или думает, пока ждёт с фотоаппаратом усталых и счастливых скайраннеров на КП и финише горных трейлов. Или в поход идёт не Олег, а Алексей, Таня, Лейла… В общем, должна родиться идея. Затем с наброском идеи автор приходит и выносит её на обсуждение. Что-то принимается сразу, что-то редактируется. Затем дизайнер адаптирует набросок под 3D-печать, делается мастер-модель. И уже на её основе отливается форма, позволяющая сделать несколько копий за одну заливку.

В форму заливается расплавленное серебро. Несколько магических пассов, удар в бубен — и вот на свет рождается волшебный амулет, приносящий его обладателю удачу в любой движухе!
Но и это ещё не всё: отлитое изделие нужно обработать, нанести чернью контуры, апробировать в Пробирной палате, красиво сфотографировать, выложить на сайт, достать из корзины заказ, упаковать украшение в красивый мешочек или деревянную коробочку — и отправить хозяину или хозяйке в день заказа!
Когда выпускается новинка, первый тираж очень небольшой. Модель выкладывается на сайт, посетители присматриваются и где-то через пару недель начинают заказывать. Если отзывы хорошие — тогда уже можно делать больший объём.
Бывает, что какой-то дизайн выстреливает сразу, «пристрелочная» серия расходится мгновенно, но в большинстве случаев всё же покупателям нужно привыкнуть к новому, подумать, осознать. Некоторым важно увидеть отзывы.
И отзывы есть. Во всех пабликах ExJe очень много историй и благодарностей. А больше всего — фотографий украшений или девушек с украшениями на фоне гор

Олег Чегодаев: «Мы на каждых соревнованиях, в любом походе, на любой горной тропе встречаем людей, носящих наши украшения. Бывает, и мы у ребят спрашиваем, нравится ли? Но чаще люди сами подходят и говорят: «Классно, вы молодцы, что делаете такие замечательные штуки!» И это самая лучшая обратная связь».
День сегодняшний
Сегодня у ExJe более 300 украшений собственной разработки, их копируют во всём мире. Но Олег Чегодаев не слишком огорчается по этому поводу и говорит: «Пока они копируют одну подвеску, мы придумаем три новые!»
Идей очень много. План выпуска новинок расписан на несколько лет вперёд. Но иногда вдруг кому-то приходит такая классная мысль, что все бросают всё и начинают её немедленно воплощать. Потому что с таких внезапных озарений и начинается путь самых крутых и популярных украшений.
До сих пор у компании не было офлайн-магазина, можно было по договорённости приехать прямо в мастерскую в Уфе. Но основной объём продаж идёт через сайт. Почему? Причина проста: весь коллектив часто находится в горах, в экспедициях, постоянно быть привязанным к магазину зачастую просто некому.
Плюс ювелирных изделий в том, что они довольно миниатюрные, их можно взять с собой. Например, когда Олег Чегодаев и Таня уезжают на Elbrus Race на две недели, они просто берут весь магазин с собой и отправляют заказы прямо из Терскола.
Офлайн-магазин, однако, готовится к открытию, коллектив вырос и вполне может себе позволить по очереди работать стационарно. Возможно, статья в блоге «Спорт-Марафон» увидела свет вчера, а сегодня магазинчик ExJe в Уфе уже есть! И не просто магазин, а скорее клуб путешественников, единомышленников, куда можно приходить, общаться, обсуждать планы, ну и высматривать подарки для друзей и любимых.
Ну а москвичам можно с той же самой целью прийти в «Спорт-Марафон». Серебряных серий там, правда, не встретишь, получить разрешение на торговлю ювелирными украшениями — дело непростое, но бронзовая коллекция есть в полном ассортименте. Плюс чай-кофе с печеньками и десятки, сотни единомышленников гарантированы.
И Олег Чегодаев часто приезжает в наш Клуб путешественников с лекциями об Урале!