История компании Primus началась в далёком 1891 году, когда шведский механик Франц Вильгельм Линдквист (Frans Wilhelm Lindqvist) изобрёл первую в мире бесфитильную бессажевую горелку, взяв за основу конструкцию обычной паяльной лампы. Как и в ней, керосин в горелке Линдквиста, прежде чем сгореть, разогревался в металлической трубке и переходил в газообразное состояние, смешиваясь затем с воздухом. Это резко повышало его сгораемость без дыма и копоти, сильно экономило топливо и давало стабильное ровное пламя.
Линдквист работал в небольшой кузнечной мастерской в центре Стокгольма вместе с Йоханом Виктором Свенсоном (Johan Viktor Svenson), который и стал его партнёром по бизнесу. После получения патента в 1892 году они организовали производство новых горелок на фабрике J.V. Svenson's Kerosene Stove Factory под торговой маркой Primus. Название было под стать продукции, ведь в переводе с латинского primus значит «первый».
Сегодня это может показаться абсурдом, но свои горелки Франц и Йохан создавали для домохозяек. В шведских городах конца XIX века было уже множество многоквартирных домов, но готовили в них по старинке — на печах или на обычных фитильных горелках. Последние в те времена были просто увеличенными керосиновыми лампами. Они сильно коптили при горении, а фитиль и открытое пламя часто становились причинами пожара. Горелки Primus должны были просто облегчить процесс готовки на кухне — они были проще и безопаснее в работе и дешевле за счёт экономного расхода топлива. Франц и Йохан не предполагали, что их товар в дальнейшем станет столь популярным у путешественников, туристов и исследователей. Однако история всё расставила по своим местам — и очень быстро.
Первые экспедиции с горелками Primus
Своеобразное боевое крещение вне кухонных стен горелка Primus No.1 приняла уже в 1895 году в санной экспедиции норвежского полярного исследователя Фритьофа Нансена. Ещё во время дрейфа на своём корабле «Фрам» изобретательный Нансен усовершенствовал конструкцию посуды для горелки. Задействовав избыточное тепло от горения, он сделал так, чтобы его Primus No.1 не только кипятил воду, но и одновременно растапливал снег и лёд.
И хотя Нансену не удалось достичь своей цели в тот год, он и его напарник Ялмар Йохансен были обеспечены необходимым количеством питьевой воды для борьбы с «арктической жаждой» — быстрым обезвоживанием организма в условиях холода. А до того она была настоящим бичом для всех полярных экспедиций. При этом, в отличие от предшественников, Нансену не потребовалось огромных запасов керосина.
В значительной мере появление горелок Primus сделало возможным успех будущих автономных экспедиций. Для своего времени Primus No.1 был настоящим прорывом в сравнении с традиционными способами готовки еды на открытом воздухе. Пустая горелка весила около 1,1 килограмма, а в её бак помещалось 1,1 литра керосина. По современным меркам много, но путешественнику не нужно больше было тащить печь, запас угля или дров, так что экономия на весе выходила огромной! Не говоря о том, что горелка позволяла готовить практически где угодно.
Например, в корзине воздушного шара. В 1897 году шведские путешественники Саломон Андре (Salomon Andrée), Нильс Стриндберг (Nils Strindberg) и Кнут Френкель (Knut Frænkel) попытались пересечь Арктику через Северный полюс на водородном воздушном шаре. К сожалению, экспедиция закончилась трагически — шар потерпел крушение, а попытка добраться до обитаемых мест на лыжах не увенчалась успехом, и все трое погибли во время зимовки на острове Квитойя.
О том, что в экипировку шведов входила горелка Primus No.1, стало известно лишь в 1930 году, когда останки членов экспедиции были обнаружены командой норвежского корабля Bratvaag. Удивительно, но, пролежав в снегу и льдах 33 года, горелка продолжала исправно функционировать. В дальнейшем она попала в состав мемориальной экспозиции в Музее полярных исследований в городе Тромсё в Норвегии с другими вещами и уцелевшим снаряжением членов экспедиции Андре.
Позже, в 1908 и 1909 году соответственно, горелки Primus No.1 использовали полярные экспедиции Фредерика Кука и Роберта Пири. И хотя до сих пор ведутся споры, кто же из путешественников был первым на Северном полюсе, шведская горелка точно побывала там раньше прочих с одним из них.
А в 1911 году норвежский полярный исследователь Руаль Амундсен первым достигает Южного полюса. Для приготовления пищи и растапливания льда используется всё та же горелка Primus No.1. Несмотря на то, что с момента появления первого прототипа к тому времени прошло уже почти 20 лет, конструкция горелки не претерпела никаких существенных изменений.

Горелки Primus выходят на мировой рынок
Несмотря на более чем скромный стартовый капитал компании, её продажи очень быстро росли, но пока не благодаря великим путешественникам, а сказывалась предсказанная создателями огромная популярность новых горелок на кухнях. Вскоре эксклюзивные права на производство и продажу Primus выкупила шведская фирма B.A. Hjorth & Co., которая наладила массовый экспорт горелок за рубеж, в том числе в Российскую империю, а позже — в Советский Союз. Уже к 1910 году ежегодно выпускалось около полумиллиона горелок.
В 1907 году на стокгольмском острове Lilla Essingen была основана первая большая фабрика Primus, призванная обеспечить всё увеличивающийся спрос на горелки. Поработать здесь довелось даже будущему премьер-министру правительства Швеции Перу Альбину Ханссону (Per Albin Hansson), который руководил страной в очень тяжёлое предвоенное и военное время. К 1930 году фабрика занимала практически всю площадь острова и на ней трудилось около 500 человек. Производство отсюда перенесут только в 1950-е, а здания снесут или реконструируют. Но одна из улиц на острове Lilla Essingen и сейчас носит название Primusgatan, напоминая о некогда крупном производстве, развёрнутом на его территории.
В начале 1930-х годов компания одной из первых в мире начинает разработку горелок, печей и баллонов для сжиженного газа и газовых смесей. Первая печь, в качестве топлива для которой служил сжиженный газ, появилась в ассортименте Primus в 1938 году, а в конце 1940-х — начале 1950-х годов компания уже вовсю выпускала газовые плиты, лампы и баллоны собственной разработки.
Первый Primus для туристов. Горелки Primus на Эвересте
Путешественников и туристов по-прежнему сопровождали жидкотопливные горелки Primus и их аналоги от других производителей, таких как американский Coleman. Но большинство из них практически не отличалось от конструкции 1892 года.
Тем не менее в ассортименте марки была горелка, которую можно было с полным правом назвать туристической, — Primus 210. Эта заметно облегчённая и компактная модификация оригинальной модели была создана ещё в начале 1910-х годов и, будучи пустой, весила всего 680 грамм. Для сравнения: близкая по конструкции современная Coleman Feather весит столько же. Горелка кипятила литр воды за 4 минуты, разбиралась и паковалась в компактную жестяную коробку размером примерно 11х20 см. Туда помещалось всё необходимое: две фляжки (под спирт и керосин), ветрозащитный экран, инструмент и детали для обслуживания. Всё вместе это весило чуть более килограмма, и 210-й Primus на десятилетия стал спутником многих геологов, туристов и альпинистов по всему миру. Сложно даже сказать, сколько горелок было выпущено за это время, особенно с учётом копий Primus 210 от других марок, но счёт точно идёт на сотни и сотни тысяч.
В 1953 году эта горелка сопровождала экспедицию на Эверест. В её состав входила двойка Эдмунда Хиллари и Тенцинга Норгея — первых альпинистов, благополучно поднявшихся на вершину самого высокого восьмитысячника. Упоминанию о ней даже нашлось место в воспоминаниях Эдмунда Хиллари о дне перед восхождением. Его промокшие с вечера ботинки замёрзли в лёд, и их пришлось отогревать над пламенем горелки, не обращая внимания на запах горелой кожи, чтобы хоть немного размягчить.
Почти за 30 лет до этих событий горелку Primus использовал во время своего рокового восхождения на Эверест английский альпинист Джордж Мэллори.
Primus-Sievert AB и Primus Trading Company
Несмотря на успехи компании в области создания надёжных жидкотопливных портативных горелок, это направление не являлось приоритетным в развитии. Отчасти причина крылась в высокой конкуренции: в одной только Швеции сосуществовали четыре производителя — Primus, Radius, Svea и Optimus, которые выпускали очень похожие по конструкции горелки. А ведь таковые были ещё и за рубежом. Вдобавок внутри самой компании Primus понимали перспективы газового оборудования, ведь для конечных пользователей такие горелки и плиты были намного проще и безопаснее в обращении, нежели классические «примусы». Да и конкурентов в этой нише в середине 1950-х годов практически не было.
Поэтому в 1962 году право на производство жидкотопливных горелок под маркой Primus было продано шведской компании Optimus. При этом Primus оставили за собой право на использование своего бренда в рамках производства газового оборудования. В 1966 году они объединились для этого со своим старым конкурентом — шведской Sievert, образовав компанию Primus-Sievert AB. Годом ранее появляется современный логотип компании.
После слияния с Sievert началась эпоха «газовых примусов», первоначально создававшихся для бытовых нужд, а также кемпингов и семейных пикников. По мере того как модернизировались городские кухни, Primus всё сильнее уходили в рынок отдыха на открытом воздухе и создавали газовые кемпинговые плиты, туристические горелки, резаки и лампы. Компания даже становится европейским лидером в этой области, опережая французский Campingaz.
А в 1978 году Primus запускают свою первую природоохранную программу, причём довольно оригинальным способом: газовое оборудование поставлялось в страны Африки для снижения роли древесины в качестве топлива и сокращения тем самым вырубки лесов.
А что же происходит в этот период с оригинальными жидкотопливными горелками Primus? После покупки прав на их производство компания Optimus получила не только уже собранные и готовые к продаже экземпляры, но и внушительные запасы запчастей для сборки новых. И с 1964-го по 1976-й Optimus продолжали продажу неизменившихся жидкотопливных горелок Primus, но уже под логотипом Primus Trading Company.
К середине 1970-х годов Optimus выкупили права ещё на два бренда шведских горелок — Radius и Svea, отчего стали практически монополистами у себя на родине. В какой-то момент компания выпускала под разными марками практически идентичные друг другу горелки с взаимозаменяемыми запчастями. Например, Primus 210 и основанные на ней Optimus 00 и Svea 121. Лишь в 1976 году Optimus объединит всю линейку жидкотопливных горелок под своей маркой и ликвидирует Primus Trading Company.
В последующие 20 лет под маркой Primus выпускались только газовые горелки — туристические и кемпинговые. И так бы могло продолжаться до сегодняшнего дня, но в дело вмешался шведский путешественник.
Триумфальное возвращение Primus
Речь об альпинисте и искателе приключений Йоране Кроппе (Göran Kropp). В 1993 году он стал широко известен на родине благодаря своему восхождению на К2, став первым шведом, побывавшим на её вершине. И в ходе восхождения он использовал газовые горелки Primus — в том числе одну набаллонную в штурмовом лагере.
Но для следующего проекта ему потребовалась горелка посерьёзнее. Кропп вознамерился проехать на велосипеде от Стокгольма до Непала около 11 000 километров, затем взойти на вершину Эвереста, а после вернуться в Швецию так же, как приехал, — на велосипеде. При этом он решил везти всё снаряжение на себе прямиком из дома, а на восхождении не прибегать к помощи высотных носильщиков и не пользоваться кислородом.
В рамках подготовки к этой экспедиции он и обратился к Primus с просьбой разработать мультитопливную горелку, способную работать как на газе, так и на различном жидком топливе — керосине и бензине разного качества. В начале 1990-х годов такого рода моделей в мире ещё никто не выпускал. В Primus согласились и примкнули к числу спонсоров Кроппа, предоставив ему газ, запчасти и прототип горелки MultiFuel.
Йоран успешно завершил свой проект, а горелка выдержала все испытания. На ней Кропп готовил практически ежедневно в течение года — именно столько заняло его путешествие. Она преодолела с ним более 20 000 километров, побывала в базовом лагере Эвереста. Немудрено, что, выйдя на рынок в 1996 году, Primus MultiFuel получила сразу несколько престижных наград, включая «Выбор редакции» от европейского журнала Outdoor и американского журнала Backpacker. Прямых конкурентов у неё просто не было, а лицом её рекламной кампании на несколько лет стал сам Йоран Кропп, получивший после своей экспедиции всемирную известность.
Стоит ли говорить, что Primus тем самым громко напомнили о себе всей индустрии outdoor и на их горелки вновь обратили пристальное внимание? Это заметно даже по рекламным постерам в журналах — после путешествия Кроппа и столь крутой презентации модели MultiFuel горелки Primus фигурировали практически в каждом номере Backpacker, хотя до 1995 года упоминались в нём весьма редко.
Успех MultiFuel предопределил её использование в качестве фундамента для последующих разработанных в компании моделей компактных мультитопливных горелок. В 2001 году выходит на рынок OmniFuel — переработанная и облегчённая версия MultiFuel с возможностью использования дизельного топлива. Отсюда и название omni, что с латинского переводится как «всё». За свою всеядность и небольшой вес OmniFuel получила больше всего наград от различных изданий и выставок из всей линейки горелок Primus за всю историю компании. Поэтому на её основе в 2011 году был создан облегчённый вариант OmniLite Ti: корпус горелки OmniFuel был немного уменьшен и выполнен из титана. На сегодняшний день она остаётся едва ли не самой лёгкой и компактной горелкой в своём классе.
Сегодня все три горелки входят в серию Primus Expedition, но ранее их включали в состав линейки Himalaya, так как все модели так или иначе вели своё происхождение от прототипа MultiFuel, протестированного Йораном Кроппом в Гималаях.
На рынке газовых горелок Primus тоже не отстают от конкурентов и следуют трендам индустрии. Так, с 2006 года выпускаются и совершенствуются их интегрированные системы приготовления пищи, которые развились в линейку достаточно самобытных горелок с интересными техническими решениями.
В 1999 году производство Primus переносится из Швеции в Эстонию — на завод в Тарту, где по сей день изготавливаются все горелки марки. А в начале 2000-х годов Primus вливается в состав шведской группы компаний Fenix Outdoor, куда входят такие гиганты, как Fjällräven, Tierra, Hanwag, Royal Robbins и Brunton. Начинается современная история компании.
Подытожив всё вышесказанное, можно смело заявлять: история компании Primus — это не просто рассказ об очередной торговой марке из мира outdoor. Это история путешествий, приключенческих авантюр и спортивных достижений с конца XIX и до начала XXI века. Идея Линдквиста сделала возможным достижение Северного и Южного полюсов, а разработки компании в области газового оборудования облегчили жизнь в любительских кемпингах, альпинистских базовых лагерях и мобильных стационарах исследовательских экспедиций. Само название компании стало нарицательным, и для многих любителей активного отдыха любая увиденная горелка — это «примус». Но Primus успели стать и частью истории повседневности начала XX века, что нашло своё отражение даже в русской литературной классике: достаточно вспомнить реплику кота Бегемота из «Мастера и Маргариты».
Совсем скоро компании Primus исполнится 130 лет — это ли не лучшая гарантия качества?