0

Интервью с Денисом Меркушевым

, обновлено 29.04.2021

«Каждый мой день развивается непредсказуемо». Разговор с Денисом Меркушевым

Этого парня с застенчивой улыбкой и неизменной фотокамерой вы обязательно встретите, приехав в Красную Поляну. Потому что он — везде. На фрирайд-контестах и парковых соревнованиях, на трассе эндуро и лонгборда, на состязании лучших лесорубов и забеге скайраннеров, в только открывающемся кафе и ледяных далях Псеашхо… Денис Меркушев, владелец и энтузиаст известного всем активным людям проекта FunSochi, сегодня делится опытом и советами с читателями блога Спорт-Марафон.
— Денис, ты человек известный всем и каждому в Красной Поляне — владелец большого информационного сайта, участник и соорганизатор множества ивентов. Как все начиналось?
Начиналось все как хобби. И достаточно давно. Был 2005 год, когда я приехал в Сочи, подобных ресурсов тут просто не было, а потребность в нём ощущалась. Здесь был один подобный ресурс, зимой он воскресал, а летом все забрасывалось до зимы, когда народ снова начинал подтягиваться, общаться… Я поставил себе задачу сделать ресурс, работающий круглогодично!
— Почему ты начал именно этим заниматься?
Опыт у меня уже был. Я и в Ижевске с 1995 года, практически сразу после школы, начал работать в провайдерской компании, занимался веб-проектами, застал всю историю развития интернета в России. Но от спорта и аутдора всегда был далёк. Если бы мне тогда кто-то сказал, что я буду заниматься тем, чем занимаюсь сейчас — не поверил бы!
— Серьёзно? Когда ты переезжал в Сочи, ты ехал именно в Красную Поляну или в Сочи вообще? Ты тогда уже катался на сноуборде?
Ехал в Сочи. Я катался до переезда в Сочи один сезон, у себя в Ижевске. В начале 2000-х я почитывал местный форум сноубордистов — тогда это всё только зарождалось в Ижевске — смотрел лыжное видео — очень нравилось! Но никогда не возникало мысли, что я тоже могу кататься. Пока однажды друзья из одной веб-студии не позвали на корпоратив, на местную горнолыжку, где был оплачен прокат. Подумал — почему бы не попробовать? Попробовал. И уже на следующие выходные я сам поехал кататься, и все выходные сезона провёл на сноуборде! Учились конечно тогда все сами методом проб и ошибок.
То есть я — самый убедительный пример того, что аудиторию катающихся людей можно довольно просто увеличить в разы за счёт большого числа «сочувствующих», которым нужно просто помочь сделать последний шаг на пути к аутдору. И это изначально была одна из задач проекта ФанСочи — качественным фотоконтентом привлекать дополнительную аудиторию на курорты. Ведь почти никто не останавливается на каком-то одном виде спорта. Летом лыжебордная тусовка катается на байках, ходит в походы, занимается чем-то ещё. И новичок, попав в эту среду, через 1-2 сезона тоже освоит ещё какой-нибудь вид спорта, это очень вероятно. Например, я купил велосипед через пару лет катания на сноуборде. Издания, которые пишут про официальные виды спорта, не решают эту задачу — мало у кого возникнет мысль «а не поехать ли мне покататься» после просмотра чемпионата мира по скоростному спуску.
А повлиял ли тот факт, что я сноубордист, на переезд в Сочи? Конечно, повлиял! Более того, я скажу, что это было одним из определяющих факторов — наличие горнолыжного курорта рядом.
— Команда, с которой ты работаешь — вы все друзья изначально или вы познакомились в Красной Поляне?
До 2016 года вся команда FunSochi.ru состояла из одного человека — меня… да, помогали мне очень много. Среди читателей много людей, которые в теме, у кого-то, например, была своя типография — и они отпечатывали безвозмездно флаеры, наклейки, кто-то помогал материалами, ещё чем-то. Но, в основном, занимался сайтом я один. А сейчас нас уже 6 человек, включая журналиста и программиста на аутсорсе!). В основном все из Красной Поляны.
Сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, что очень много возможностей было упущено из-за того, что не хватало рук. Одному просто физически все невозможно успеть.
— В чём фишка, «изюминка» сайта FunSochi? В чём ты видишь свои основные задачи?
Основная задача сайта — сделать так, чтобы человек приезжающий в Красную Поляну мог отдохнуть по своему вкусу и по карману. Мы рассказываем и делимся опытом обо всем самом интересном и необходимом. Формат сайта сейчас претерпевает изменения — если раньше это был дайджест, блог, то сейчас становится больше справочной информации, в новой версии сайта которая сейчас готовится, улучшится навигация и будут добавлены новые разделы, в том числе о жилье — т.к. это необходимо нашим читателям.
Стараемся не забывать и о помощи райдерам! И опытным тоже, но, в основном, начинающим. Вспоминая как я сам встал на доску, и понимая, сколько денег сейчас нужно человеку чтобы просто попробовать — скипасс, прокат, инструктор, дорога (всё вместе выходит не меньше 5 тысяч) — пару сезонов я проводил в Красной Поляне «Программу Помощи Начинающим Райдерам». Суть была в том, что мы давали возможность очень бюджетно (люди оплачивали только скипасс) попробовать покататься на сноуборде тем, кто никогда не пробовал. Я договаривался с курортами, набирал желающих через сайты, не имеющие отношения к сноуборду, формировал группы, и мы устраивали однодневные курсы, целью которых было дать людям понять, что сноуборд — это не удел избранных, и что это большое удовольствие. Далее люди или продолжали с инструкторами, или учились сами. Занимались у нас с группами волонтёры (обычно это были инструкторы, которые уже накатались за сезон). К участию в программе принимались только жители Сочи, во-первых, проще было формировать группы (я с вечера обзванивал по списку заявок и приглашал на занятие), во-вторых, таким образом мы были уверены, что не демпингуем, а занимаемся именно привлечением новой аудитории на курорт — ведь если человек приехал из другого города — то он и так уже достаточно мотивирован начать кататься. Координация всего этого процесса, конечно, отнимала очень много времени, а как монетизировать это я не придумал, поэтому в 2015 и 2016 году такое уже не проводил. Зато сейчас встречаю многих участников тех программ на склоне — то есть идея сработала! Что-то подобное ещё попробуем организовать.
— Искусственный финансовый климат в Сочи притягивает активных людей, это известный факт. Как по-твоему, кто сейчас является основным двигателем развития курорта? Те, кто делит государственные вливания? Крупные инвесторы или представители мелкого бизнеса?
Конечно, влиятельнее крупный бизнес. Столько, сколько делает, например, Роза Хутор, сделать не под силу никакой мелкой компании. После Олимпиады государственных вливаний практически нет, все развивается на волне построенного во время Олимпиады. Это реально был скачок на десятилетия вперёд.
— В прессе проскакивали слухи, что начато строительство новых канаток на хребет Аибга, на территории Кавказского биосферного заповедника в долине реки Мзымта? Ты, как новый сочинец, порадуешься увеличению числа канаток или сохранению заповедной зоны для летнего туризма и фрирайда?
Я однозначно порадуюсь увеличению числа канаток! Сейчас катастрофически не хватает трасс на курорте, из-за этого катание порой становится просто небезопасным. Но трассы нужны полноценные, а не такие где два новичка разъехаться не могут. Про заповедник — не все так очевидно с его территорией. Аибга — это в основном территория Национального парка, а не заповедника. Если посмотреть на карту, то там территория заповедника в виде такого узкого «выступа», граничащего с Абхазией. При этом на стороне Абхазии конечно заповедника нет. Не знаю, насколько целесообразно держать эту территорию в составе заповедника. Сам заповедник последнее время расширяет свои границы, в него попадают территории, которые в составе заповедника раньше не числились. Например, гора Ачишхо, выше Красной Поляны — в 2008 году мы там свободно ходили. А сейчас это заповедник, для входа нужно покупать билет. В отдалённых планах у них ограничить число туристов, количество дней которое один человек может провести в заповеднике за сезон, то есть нельзя будет приехать и месяц жить в палаточном лагере, думаю это правильно. Но — не скажу, что заповедник нас очень сильно притесняет. Контроль, безусловно, должен быть.
Деньги берет не только заповедник, и в Национальном парке тоже есть плата за просмотр каких-то больших достопримечательностей — водопадов, например. Регулярно на сочинских ресурсах идёт спор на тему законности этих поборов. Обычно бывает такая последовательность: зимой никто никаких денег не собирает, но, как только начинается летний сезон, на каждом из этих объектов появляются будочки с людьми, с какими-то мутными договорами об аренде территории, которые собирают по сто-двести рублей якобы за вывоз мусора после туристов. Местные начинают возмущаться: «За что мы платим?», отправляют запросы в прокуратуру, все это на тормозах потихонечку спускается и, наконец, в конце сентября-октябре приходит решение: «Да, эти поборы незаконны, не нужно их взимать». Туристов больше нет и будки исчезают. А на следующий год ситуация развивается точно так же, и в такой же последовательности: в июне будки появляются, идут жалобы, к осени приходит приказ их убрать. Многие просто не платят — обходят эти будки.
— А много туристов в Красной Поляне летом?
Много, больше чем зимой, и число их с каждым годом растёт. Есть несколько категорий пешеходных туристов: те, кто приехал один раз подняться на канатке, полюбоваться видом и спуститься, таких большинство (буквально позавчера на Розе Хутор был установлен очередной рекорд — более 14 тысяч человек поднялись за день на канатке наверх), и те, кто идёт в горы с рюкзаком.
— Есть ли взаимодействие между медиаресурсами и администрацией курортов? Прислушиваются ли они к вашим отзывам, отчётам?
Мы на себе никакой обратной связи не ощущаем. Прислушиваются ли — неизвестно. Но, по крайней мере, мы надеемся, что принимают во внимание. Читают — однозначно! Бывает, что уже через пять минут после публикации какой-то информации звонят с уточнениями или дополнениями. А вот влияем ли мы на принятие их решений — спорный вопрос. В рабочих моментах курорты всегда идут навстречу нам, если что-то нужно для подготовки материала, это всегда согласовывается, я не припомню чтобы нам отказывали в содействии.
— Администрации разных курортов Красной Поляны — они объединяются между собой для решения совместных вопросов? Существует какой-то единый орган, совет?
Нет, сейчас никакого совещательного органа нет, курорты развиваются сами по себе и взаимодействия их мы, жители Красной Поляны и туристы, не замечаем. Каждый сам за себя. Причём порой достаточно агрессивно по отношению друг к другу (пример — переименование ЖД-станции «Красная Поляна» в «Роза Хутор»).
— Ты сам сноубордист, но зимой у тебя рабочий сезон — много ли удаётся покататься самому, для удовольствия и прогресса?
Немного. С прошлого сезона я стал больше уделять внимания катанию, а до этого, если удавалось для себя покататься дня три в сезон — это было хорошо.
— А летом — кроме треккинга, есть ещё какие-то активности любимые?
Раньше я катался на велосипеде. Сейчас редко удаётся. Времени мало. Но я надеюсь к этому вернуться. Потом — мне нравится кататься на мотоцикле, эндуро, но тоже очень редко получается выбираться. Вообще, эндуро в Поляне в последние годы набирает обороты, думаю, что мотоспорт в ближайшее время будет активно развиваться. Ездим кататься на вейке в Сочи, осваиваю виндсёрф.
— Как, вообще, проходит рабочий день владельца информационного туристического ресурса? Ты сам лично участвуешь в том, о чём рассказываешь на страницах сайта?
Да, участвую обязательно!
Вообще, каждый день мой развивается непредсказуемо. Наша деятельность очень зависит от погоды, особенно зимой. Идут снегопады, бывают туманы. И любой день, который можно использовать для съёмки, мы используем! Их не так много, нужно чтобы сошлось много факторов: хорошая погода. Снегопад, прошедший накануне. Хорошие райдеры, которых можно поснимать, и они готовы посниматься. Если все факторы совпадают, то этот день мы однозначно используем для фотосъёмки. А если просыпаемся рано утром и понимаем, что погода не для съёмок, то планы меняются. День используется для работы над сайтом, для работы в соцсетях.
Сейчас мы ещё еженедельно делаем афишу мероприятий, которые проходят в Красной Поляне, она публикуется по четвергам, на это уходит почти целый день. Это только на первый взгляд кажется, что это просто — собрать, уточнить и структурировать информацию о десятке мероприятий. Очень убыточная для нас инициатива, но читатели пишут, что им эта информация нужна, да и организаторы потом говорят, что большинство участников узнали о мероприятии через наш ресурс, поэтому занимаемся. Но есть ещё такие странные люди, которые считают, что анонсы делать не обязательно, представителей медиа приглашать не обязательно, мы как-то все сами должны узнать и написать о событии.
— Бывает такое, что отменяют ивенты из-за погоды?
Бывает, и нередко. Ну это обычная ситуация для любого курорта — все понимают, что в горах гарантировать ничего нельзя на 100%. Несколько лет назад в Красной Поляне отменили этап мирового фрирайд-тура, FWT. Все дни, которые были отведены для соревнований была очень плохая погода. Райдеры пытались покататься для себя, но всё-таки пришлось этап перенести на другой курорт. К сожалению, после олимпиады FWT так и не вернулся в Красную Поляну.
— Кто сегодня основной посетитель курорта? Семейные небедные горнопляжники, отвязные молодёжные компании?
Зимой развит, в основном, семейный туризм. Приезжают и компании, но семей думаю больше. Хотя по мониторингу соцсетей может показаться что люди в основном ищут недорогое жильё, для меня, когда я пару сезонов назад решил попробовать зимой заниматься размещением туристов, было откровением обратное. Когда мне звонили, и я начинал рассказывать про бюджетные варианты, в большинстве случаев меня перебивали и говорили «нет, нам надо чтобы было хотя бы 3-4 звезды». Многим нужен комфорт. Из-за недостатка времени эта история с размещением у меня тогда не пошла, но в этом сезоне мы её возродим. А летом — это, в основном, туристы, приехавшие отдыхать в Сочи, они поднимаются в Красную Поляну, как правило, на один день. 90% тех, кто находится сейчас летом в Поляне — это пляжники, даже не горнопляжники. Большая часть гостиниц курорта сейчас загружена круглый год.
— Ведёте ли вы переписку с подписчиками сайта FunSochi.ru? Какие вопросы больше всего волнуют приезжающих?
Конечно, ведём. В первые годы работы сайта большую часть подписчиков — а их было всего две-три тысячи — я знал лично, мы часто общались. Сейчас, конечно, уже нереально всех знать, всех запомнить. Но я отвечаю на их вопросы.
Самый популярный вопрос: «Подскажите маршрут для похода?», «Какое снаряжение нужно для этого?». Зимой большая часть вопросов — по аренде жилья.
— Вообще, карта пешеходных маршрутов по Красной Поляне — она существует, она разработана?
Найти информацию по маршрутам можно. Общие, не детализированные, карты маршрутов есть. Легко можно нагуглить и GPS-треки. И для летнего треккинга, и для зимнего скитура.
Но — эти маршруты для людей с кое-каким опытом туризма, они разберутся. А 90% туристам эти карты просто не нужны. Они приезжают на один день, гуляют по пешеходным тропам, где заблудиться практически нереально: тропы просты, на них есть указатели. Другая беда, что их довольно мало. Самый популярный маршрут — на Бзерпский карниз, он бывает забит людьми, особенно по выходным. Там ещё стоит палаточный лагерь Спорт-Марафона. Но, вообще, однодневных маршрутов очень мало, и почти все они доступны только с канатных дорог, либо с заброской на внедорожниках. Надо над этим работать, убеждать заповедник открывать новые тропы. Сейчас открыты для туристов далеко не все.
— Ты ведь ещё и фотограф, видеооператор? Для тебя экшн-съёмка — увлечение или просто элемент работы?
Естественно, начиналось все с увлечения, а сейчас это важный элемент работы. Я не считаю себя профессиональным фотографом, есть люди, которые снимают гораздо лучше меня, и я не позиционирую себя, как фотограф. Но снимать приходится много! Сейчас я начинаю сотрудничать с талантливой девушкой — она отлично фотографирует и, надеюсь, фотоконтент на сайте будет ещё лучше.
— Ты один из первых начал снимать на квадрокоптер, сейчас это становится повальным увлечением. В чём особенности работы с летающей камерой, много ли отличие от обычной гоупро на шлеме или селфи-палке?
Отличий много. Но самое главное — для работы с ним нужны стальные нервы. Всегда нужно быть готовым к тому, что техника, которая очень больших денег стоит, разобьётся, сломается и так далее. Причины сбоев самые разные — GPS потерял несколько спутников и, соответственно, дрон дезориентирован. Вышки сотовые сильно влияют на радиосигнал, рации. И вот — летел-летел твой квадрокоптер и вдруг потерял управление. У меня несколько таких моментов было, и это очень адреналинит! Вдруг дрон улетает куда-то в сторону от тебя с большой скоростью, и ты ничего не можешь сделать. Бодрит! Один раз чуть не утопил коптер в горном озере в Абхазии, в последний момент уже наполовину из воды успел его поднять в воздух, несколько дней потом сушил и коптер и камеру.
— Реально ли купить себе коптер, настроить его на следование за хозяином, самому мочить по кулуарам и получать в конце готовые крутые кадры?
Думаю, на современном этапе развития технологий это невозможно. Я тоже покупал коптер с той же целью. Ну, только я хотел не себя снимать, а снимать других райдеров. Но именно катание с больших гор снимать оказалось невозможно. Дрон быстро летит вверх, быстро летит в стороны, но снижается очень медленно и не успевает за райдером, получается снимать только общие планы издалека. GoPro анонсировали свой квадрокоптер, посмотрим, что они сделают — характеристик пока нет в интернете.
— Не опасно ли использование квадрокоптера на многолюдных трассах? Уже были случаи, что дроны сбивали спортсменов и любителей…
Я стараюсь там, где люди, не делать взлётов. Всё-таки это техника, может быть всё, что угодно, может отказать батарея и т.п.
Видеосъёмка в горах — это тяжёлая работа. И фотосъёмка тоже. Не бывает так, что приехал, достал фотоаппарат, пощёлкал и сам покатался. Либо мы катаемся, либо мы снимаем. Если за день съёмок мы, операторы и райдеры, сделаем три-четыре спуска — здорово. Чаще получается меньше. Я имею в виду съёмку фрирайда. Обычно во время первого спуска присматриваем и запоминаем интересные споты, при этом стараемся не повредить паудер который будет в кадре. Во время следующих спусков уже едем целенаправленно в намеченные места. Я сбоку подъезжаю к нужной точке съёмки, тут не дай Бог промахнуться и проехать лишнего — в пухляке подняться по крутому склону даже на пару метров это непростая задача, которая отнимает много сил, и, что важнее — драгоценное время. Чтобы не снимать каждый раз рюкзак, я пользуюсь фотосумкой, которая крепится спереди. Вся логистика съёмки сильно усложняется, если приходится снимать райдера телевиком с другого хребта. Тут важно чтобы райдер и фотограф разговаривали на одном языке, а то получится так — ты ждёшь что райдер дропнет в одном месте, а он вылетает совсем в другом, и ты не успеваешь выстроить кадр.
Между фото и видео тоже разница велика. Либо мы снимаем фото, либо мы снимаем видео. Совмещать не получается.
— Сколько весит твой рюкзак для фотосъёмки в горах?
Много, больше десяти килограмм, надо же ещё и комплект лавинного снаряжения возить. И это очень дисциплинирует. Потому что, если с таким рюкзаком в пухляке упасть — то на то, чтобы встать, выкопаться, уйдёт минут двадцать.
— ЙетиГидБюро — это ваш проект? Мне показались очень интересными программы арт-кэмпов. Они только для художников? Или любой желающий может попробовать порисовать горы?
Нет, это наши знакомые ребята, я сам не рисую и не пробовал. Но идея мне показалось интересной, насколько знаю, это для всех желающих. Сейчас очень популярны подобные вещи: творчество, самореализация, йога.
— Как ты подбираешь себе снаряжение для катания и туризма в Красной Поляне? В чём климатические особенности ваших гор в отличие от Урала, например?
На Урале климат более холодный. А здесь, скорее, одежда нужна не столько тёплая, сколько с хорошей мембраной, часто бывают снегопады, тёплая и сырая погода, когда наверху идёт снег, а внизу дождь. У меня самый расходный материал — это сноубордические ботинки, я меняю их раз в сезон. Несмотря на то, что кататься для удовольствия получается нечасто, в горах, в ботинках, я провожу очень много времени.
— Есть ли у тебя любимые предметы снаряжения, изменившие твою жизнь? Какие?
По поводу снаряжения, довольно интересная история. У меня за всю историю моей сноубордической жизни — всего один сноуборд. Как я его купил десять лет назад, так я его ни на что так и не поменял.
— О, поделись моделью?!
APO Axel Pauporte, фрирайдная промодель, мне в своё время очень понравился дизайн, чёрно-белый, с черепом, минималистичный. Много пробовал потом других моделей, тестовых досок. Я постоянно беру доски у друзей в прокатах, в тестовых центрах Спорт-Марафона, «Базы 560». Ну, т.е. в курсе всех новинок. Но вот такого, чтобы полностью меня устраивал, был универсален, и имел какие-то преимущества, я не нашёл. Есть сноуборды, на которых хорошо на трассе. Есть сноуборды для фрирайда. Да, конечно, если мы едем снимать фрирайд в паудере, я возьму специализированный сноуборд. Но мой APO мне нравится тем, что я на нём могу катать везде, независимо от наличия свежего снега и его состояния. Конечно я к нему уже привык, а когда едешь с кучей хрупкой техники, это важно чтобы снаряжение вело себя предсказуемо.
С ботинками такая же история — я всегда пользовался только одной моделью — Salomon Malamute, в прошлом сезоне не нашёл её в продаже, перемерял всё что мог, купил попробовать другой бренд, тоже недешёвую модель, в итоге понял, что к следующему сезону все равно буду искать опять Маламуты.
— Краснополянский паудер — предмет культа в российском райдер-комьюнити. А часто ли он вам достаётся? Сколько раз в сезон в Поляне бывает паудердэй?
Ну, прямо вот качественный такой паудердэй, когда говорят «это был лучший день в сезоне» — не более десяти дней за сезон. С отличной погодой, с солнцем после больших снегопадов. А вообще — около 20-25 дней за сезон. Не скажу, что часто, но и нередко!
Проблема в том, что в последние годы фрирайдеров стало так много, что паудер очень быстро раскатывают. На Розе Хутор, например, к 11 часам утра уже почти ничего не остаётся на легкодоступных участках. Хотя гиды и через три дня после снегопада могут показать секретные нычки. В Горки Городе с этим попроще — райдеров меньше и рельеф там менее очевидный — без гидов немногие там фрирайдят.
— Какой главный совет ты бы дал человеку, собирающемуся в Красную Поляну впервые?
Посоветую спланировать всю поездку заранее. И немного подумать, почитать, понять, что он хочет от этой поездки. Приехав в высокий сезон, в феврале, найти с ходу хорошее жильё не получится. Либо это будет далеко от канаток, либо это будет очень дорого. Нужно заранее продумать, где вы будете жить, и насколько это соответствует вашим желаниям и возможностям. Крайне не рекомендую ехать в новогодние праздники — сам я в это время стараюсь без особой надобности даже не подниматься на канатке, не то что кататься.
— Каким ты видишь своё дальнейшее развитие, чем бы тебе хотелось заниматься, куда расширяться? Давай представим, что деньги не проблема и время тоже — что бы ты хотел сделать для себя, для саморазвития?
Однозначно, это будет продолжение работы над проектом FunSochi. Чтобы он стал более интересным. Я хотел бы привлекать более профессиональных журналистов, лучших фотографов, чтобы создать увлекательный контент. Я хочу делать креативные съёмки, постоянно снимать одно и то же надоедает. Надо подходить к постановке кадра с неожиданной стороны. Надо делать съёмки более совершенными технически — снимать с земли и с воздуха. Не так давно мы делали интересный проект: снимали катание летом. Мы сходили с друзьями на ледник и 1 августа прокатились с гор, сделали об этом репортаж.
— В Поляне есть летнее катание? Сколько высота этого ледника?
Катанием это сложно назвать — ледник в последние годы сильно потаял и сейчас состоит из нескольких кусков общей длиной около 1.5 км. Высота там 3250 м над уровнем моря. Конечно, это не для всех. Катание на леднике достаточно экстремальное, требует хорошего уровня. Когда этот репортаж мы снимали — я сломал ребро. Производственная травма!
— Если кто-то сегодня захочет пойти по твоим стопам, бросить все, и уехать в Красную Поляну, что его ждёт? На курорте много работы, или все основные ниши уже заняты?
Работы — много. Найти работу не проблема. Вопрос в том, будет ли её хватать на аренду жилья. Если уже есть какое-то жильё, которое можно продать и купить угол здесь — то это очень хороший вариант. Если придётся снимать квартиру здесь, эти расходы нужно учитывать. Потому что здесь очень большая сезонность. Летом можно найти квартиру, а на зиму её обычно просят освободить, потому что начинают сдавать посуточно горнолыжникам.
Очень хорошо и комфортно здесь фрилансерам — тем, кто может работать удалённо, знаю много таких ребят, кто переехал сюда с семьями за последние пару лет.
Я сам в своё время стормозил. Восемь лет жил в Сочи, ездил четыре раза в неделю в Поляну. А на продажу квартиры в Ижевске решился только в 2013 году.
— Хотел бы ты почитать лекции в клубе Спорт-Марафона? О чём нужно сказать миру, как по-твоему?
Да, отчего бы и нет? Я мог бы, как и раньше, дать хорошую лекцию для новичков, тех, кто ещё не катается, но уже ведёт активный образ жизни и хотел бы продолжать его и зимой. Могу рассказать об особенностях фотосъёмки, о лучших местах для этого в Красной Поляне. Буду рад приглашению!
— Спасибо, Денис, и я рада была с тобой побеседовать. Удачи и процветания тебе и твоей команде, а Красной Поляне — хорошего снега весь сезон!
© Спорт-Марафон, 2025 Данная публикация является объектом авторского права. Запрещается копирование текста на другие сайты и ресурсы в Интернете без предварительного согласия правообладателя — blog@sport-marafon.ru
Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях
Мне нравится

Товары по теме

Статьи по теме

В рассылке блога мы рассказываем о новых коллекциях
, интересных товарах

и людях
Если у вас есть вопросы или пожелания по блогу, пишите их нам, мы постараемся учесть.
Напишите нам, о чём бы вы хотели прочитать в нашем блоге.
Заметили ошибку? Выделите текст ошибки, нажмите Ctrl+Enter, отправьте форму. Мы постараемся исправить ее.