Осенью 2018 года на горе Ильяс-Кая в Крыму появился первый маршрут Via Ferrata. Он сразу стал популярным. К лету 2019-го были сделаны ещё несколько линий, теперь это целая сеть маршрутов — самая длинная в России.
В этой статье расскажем о комплексе маршрутов в целом и об особенностях каждого участка, от простого к сложному.
Что такое виа феррата
Via Ferrata в переводе с итальянского — «железная тропа». Современная феррата представляет собой скальный маршрут, оборудованный стационарным стальным тросом. В сложных местах установлены металлические скобы-ступеньки.
В туристическом варианте — это возможность прогуляться по крутым склонам, стенкам и гребням без затрат времени на организацию альпинистской страховки. Можно сказать, отдельная разновидность туризма в горах.
В Европе очень много маршрутов виа феррата, а вот в России — мало, да ещё и маленькие. Сеть маршрутов в Крыму — самая длинная и красивая в стране.

Сеть маршрутов, участки и варианты прохождения
Схема всех линий представлена ниже. Буквы обозначают точки начала и конца каждого участка. Например, участок Г-Д. Маршруты (варианты прохождения ферраты) обозначают комбинацией букв, например Г-Д-Ж-Б-В. То есть маршрут — это комбинация участков.

Схема взята с сайта ООО Морчека Технолоджи Эдвенчер © adventure.morcheka.ru
Поначалу запомнить эти комбинации сложно. Поэтому автор статьи придумал участкам словесные названия, логически привязанные к очевидным особенностям рельефа, — на схеме выше они в кавычках. Например, «Нижняя стена». Этих названий нет в оригинальном варианте схемы.
Получается, что вариант прохождения Г-Д-Ж-Б-В можно назвать и так: «Нижняя стена» + «Верхняя стена» + «Башня».
Важно
Разные маршруты имеют разную сложность и протяжённость.
Каким вариантом идти — зависит от подготовленности группы, её амбиций, а также от погоды и количества оставшегося светового времени. Например, в летнюю жару лучше выходить или очень рано, или вечером, но чтобы успеть до заката. Если не рассчитать скорость, можно попасть в зной и получить тепловой удар или заканчивать маршрут в темноте.
Высота вершины Ильяс-Кая над уровнем моря — 681 метр. Набор высоты от трассы (Г) до вершины (В) нешуточный — 541 метр.
Часть ферраты идёт по гребню (А-Ж) и через вершину Деликли-Бурун (Ж), но для простоты большинство людей называют «Ильясом» весь массив.
Чтобы было легче составить «свой» маршрут, расскажем об особенностях каждого участка.
«Гребень» А-Ж-Б
Это самый простой и видовой вариант, вся дорога — пешком. За трос нужно хвататься только для того, чтобы перещёлкивать усы. На психику не давит — можно идти всем.
К началу маршрута подход по лесной тропе, от 20 до 40 минут, в зависимости от темпа.
Только на этом участке допускается использовать обычные усы без амортизатора. Также не критичен интервал между участниками — ведь падаешь не вниз на товарища, а просто зависаешь на практически горизонтальном тросе.
На маршрут А-Ж-Б можно спокойно брать детей.
Если дети могут открывать карабины (на что влияет и размер ладоней) — идут сами. Если нет — ребёнка можно взять «на прицеп» или перещёлкивать карабины за него. С семи лет точно нормально, кто-то ходит и в пять, кого-то таскают и с трёх.
Детям интересно туда-сюда перещёлкивать железяки. Для них это игра, судя по размеру карабинов — средняя моторика.

Условно детская часть виа ферраты заканчивается в точке Б.
Участок Б-В — это «Башня», где детей до 40 кг нужно страховать верёвкой. Верёвкой страхуют не только лёгких (веса может быть недостаточно для срабатывания амортизатора), но и неуверенных, нескоординированных, со страхом высоты, если такие люди всё же пошли дальше.
Кто не идёт на «Башню», обходят её слева по крутой лесной тропе. Идти по ней неудобно, скользко, даже когда сухо. В месте выхода тропки на основную туристическую тропу появляется выбор: продолжить путь пешком на вершину Ильяс-Кая или двигаться вниз, к трассе.
«Башня» Б-В
Самый короткий и самый скучный участок. Все варианты феррат, выводящие на вершину, идут через участок «Башня». В основном это лестница по гладкой скале, с неудобным «отбрасыванием» влево, ещё чуть-чуть траверсов-огородов, и вы у креста, на вершине.
«Нижняя стена» Г-Д
Старт от Южнобережного шоссе, поэтому подхода практически нет. Одна из изюминок — запоминающийся траверс по плите, который позже переходит в такое же горизонтальное перемещение, но более волнительное, под ногами пропасть.
Для тех, кто начал знакомство с крымской ферратой с участка Г-Д, это место — первая реальная встреча с высотой.
Ещё одна изюминка этого участка — скальный остров. В остальном — скалы, скобы и трос.
Где-то есть место, где неудобно ставить ногу — отбрасывает вправо, а там только зализанная катушка под ногу. В этом же месте ещё и перещёлкивание. Больше похоже, что не рассчитали с расположением элементов, чем на реальную сложность.
В конце участка Г-Д трос заканчивается, до точки Д нужно идти по лесу. Скоро натопчут большую тропу, а пока могут возникнуть вопросы по ориентированию.
«Траверс средней полки» Д-Е
В основном это тропа без троса, но в одном месте сделали аттракцион — чтобы путники не скучали. Если не идти вдоль троса, придётся преодолевать каменный хаос из наваленных под скалой больших скальных блоков.
Если идёте «Нижнюю стену» + «Траверс средней полки» (Г-Д-Е), то после траверса вы выходите на красивое видовое место. Эту точку можно считать финишем варианта Г-Д-Е и спокойно идти домой по тропе.
Короткие варианты, такие как Г-Д-Е, удобны тем, что их можно начать вечером и успеть до темноты. Да и в целом не перенапрягаться, ведь пройти полную трассу физически непросто.
Все участки ферраты можно пройти за несколько посещений. Г-Д-Е — это самый короткий вариант всей сети, если считать с подходом и отходом.
Ещё «Траверс средней полки» используют, чтобы быстрее попасть к началу самого сложного участка Д-Ж, просто пешком по тропе.
«Верхняя стена» Д-Ж
Самый сложный участок сети. Здесь минимум скоб, поэтому приходится держаться руками за трос, а ноги ставить в трение и на зацепки.
Важно
Не рекомендуется людям в плохой физической форме и с лишним весом.
Ключевой участок — примерно 6 метров, вертикальная скала с большим расстоянием между двумя скобами. Надо или быть очень высоким, или взять скальный зацеп и сделать «скалолазное» движение. Падать крайне нежелательно. Поэтому для большинства участников инструктор организует здесь верхнюю страховку.
На спуске можно посетить интересную природную достопримечательность — так называемый «Храм Солнца», или «Семь братьев», или Тышлар.
Спусковая тропа проходит около входа в этот ансамбль.
Старты, подходы и спуски
Стартовать можно с точек Г, А, Е.
Точка Г — это несколько минут от парковки-кармана на Южнобережном шоссе.
Ближайший карман, к которому потом ближе идти на спуске: 44.413445, 33.725522.
Координаты точки Г: 44.407684, 33.726496.
Точки А и Е — это 20-40 минут пешком по тропе, начинающейся от автобусной остановки «Ласпи».
Координаты остановки: 44.418130, 33.728663.
Точка А: 44.410861, 33.731253.
Точка Е: 44.411386, 33.730963.
В начале участков установлены информационные таблички. На них нарисована схема и отмечено ваше текущее местоположение, а также размещены телефоны спасательной службы, правила движения по маршруту.
Ещё на схеме указан список необходимого снаряжения, самым интересным элементом которого являются специализированные усы самостраховки с амортизатором.
Необходимое снаряжение
- Обвязка.
- Каска.
- Самостраховка. «Ферратный сет» с двумя усами и амортизатором рывка, стандарт EN 958:2017.
- Перчатки. Пока трос новый и без заусенцев, многим нравится ходить с голыми руками.
- Маленький рюкзак.
- Вода. Летом — не менее 1,5 литра на человека. На полный маршрут — 2 литра.
- Еда. Предпочтение следует отдать сухофруктам, шоколаду и другим высокоэнергетическим продуктам.
- Спортивная одежда. Летом — защищающая от обгорания плюс куртка от дождя. В другие времена года — тёплая, по погоде.
- Кроссовки или ботинки на шнуровке, с резиновой подошвой. Тапочки или сандалии не подойдут.
- Налобный фонарик (если идёте вечером).
- Солнечные очки.
- Средства от обгорания на солнце.
- Аптечка.
Если идёте с инструктором, у него должно быть снаряжение для организации верхней страховки и аварийного спуска — верёвка, страховочно-спусковое устройство, петли, карабины и другие нужные вещи.
Итоги
Виа феррата отлично подходит для первого знакомства с миром вертикальных скал и гор. Активность привлекательна и для взрослых, и для детей, и для подростков.
Изумительные виды, открывающиеся с маршрута, никого не оставят равнодушными.
Для самостоятельных ферратистов: не надо идти на длинные варианты Г-Д-Е-А-Ж-Б-В или Г-Д-Ж-Б-В с ощущением «сейчас проскочим по-быстрому». Так можно, только если вы спортсмены. Маршруты длинные как по расстоянию, так и по перепаду высоты. Отнеситесь к подготовке и планированию серьёзно.
Про безопасность. Понятно, что упасть с железной лестницы — это надо ещё постараться, но случается всякое. Пока вас поймают усы самостраховки, вы уже можете покалечиться о скалы, ступеньки, трос и его крепление к скале, долететь до лезущих за вами людей. Затем амортизатор разрывается и удлиняет ваше падение ещё на метр с лишним. Если падение беспорядочное, с вращением или вниз головой — всё ещё хуже.
Поэтому используйте правильное снаряжение, выходите на маршрут со свежими силами, с запасом по времени. Если нужно, организуйте верхнюю страховку верёвкой.
Лучший вариант — берите в помощь коммерческого проводника (например, автора обзора, goclimbing.ru) или опытного знакомого «горного» человека в помощь.
Подробную информацию о ценах и маршрутах можно посмотреть на странице организаторов.
В статье использованы фото: Сергей Сумберг (Нефёдов), Александра Голубцова, Александра Слободянюк, Сергей Брошеван.