0

Что такое виа феррата, снаряжение, ошибки

Виа ферраты — явление, давно известное на Западе и получающее там с каждым годом всё большую распространённость, известно немногим в странах постсоветского пространства. А между тем это интересный и безопасный способ добраться до мест, где раньше могли побывать только опытные и хорошо снаряжённые скалолазы. С оговоркой, что действительно безопасным ферратный альпинизм становится только при соблюдении ряда правил и использовании сертифицированного снаряжения.
Давайте посмотрим, как это всё выглядит, а начнём с истории появления феррат в Европе.

Немецкоязычные страны (Германия, Австрия, часть кантонов Швейцарии и некоторые области Италии) используют термин Klettersteig/клеттерштайг вместо привычного нам виа феррата.

Что такое виа ферраты и как они появились?

Via Ferrata в переводе с итальянского дословно означает «железная тропа». Это явление зародилось во время Первой мировой войны, когда её тысячекилометровые фронты прошли и через Альпы. Позиции австро-венгерских войск и их итальянских противников могли находиться на высотах более трёх тысяч метров над уровнем моря, часто в труднодоступных скальных областях.
Виа феррата Cima Capi над озером Гарда в Италии была проложена ещё в 1916 году вдоль позиций альпини — итальянских горных стрелков
Виа феррата Cima Capi над озером Гарда в Италии была проложена ещё в 1916 году вдоль позиций альпини — итальянских горных стрелков © Кирилл Якимович, www.kirill.cz
Для постоянного снабжения позиций требовалось проложить десятки километров верёвочных перил, которые со временем заменяли на стальные тросы. В некоторых местах фронт стоял по два и более года. В дополнение к перилам вырубались ступеньки, вбивались стальные прутья и скобы.
Останки входа в офицерскую пещеру австро-венгерского гарнизона на леднике Мармолада
Останки входа в офицерскую пещеру австро-венгерского гарнизона на леднике Мармолада на высоте 2910 метров. В Первую мировую австрийские горные стрелки обжили этот ледник на высотах до 3300 метров, построив во льду и камне несколько километров пещер и ходов. В не менее суровых условиях им оппонировали итальянские горные стрелки — альпини. Три года соседи и братья, часто говорящие на одном языке, убивали друг друга в этих красивейших местах © Кирилл Якимович, www.kirill.cz
Конечно же, и до Первой мировой войны жители горных областей подготавливали транзитные тропы и важные перевалы, вырубая ступени, прокладывая перила и лестницы, но массово ферраты стали появляться лишь в прошлом столетии. Сейчас в Альпах их сотни и сотни!
Современная феррата представляет собой скальный маршрут, проложенный вдоль стационарно закреплённого стального троса, натянутого между вбитыми в скалу металлическими кольями. При необходимости для облегчения прохождения маршрута вбиваются прутья и скобы, устанавливаются ступеньки и лестницы, навешиваются дополнительные тросы и мостики. Таким образом, виа феррата делает передвижение по, казалось бы, неприступной скале безопасным и доступным даже для тех, кто никогда не пробовал себя в роли скалолаза.
Начинающая альпинистка на одной из многочисленных австрийских феррат
Начинающая альпинистка на одной из многочисленных австрийских феррат © Кирилл Якимович, www.kirill.cz
Но не стоит относиться к ферратам как к банальному аттракциону для новичков. Большинство маршрутов проходят в горных областях со сложным рельефом и переменчивым климатом, а ферраты от сложности D и выше могут стать серьёзным испытанием для опытных скалолазов даже в идеальную погоду. Но о градации сложности феррат поговорим позже.
В отличие от классического скалолазания у альпинистов на ферратном маршруте есть три важных преимущества:
  1. Вы всегда надёжно застрахованы как минимум одним карабином.
  2. Даже на самых сложных ферратах скалолазу есть за что взяться — как минимум за толстый стальной трос, а также за скобы, штыри и так далее.
  3. Вы не тратите время и силы на организацию страховочных станций, они уже сделаны, причём в капитальном, сверхнадёжном исполнении.
Альпинисты на феррате Echernwand над знаменитым городком Гальштат в Австрии
Альпинисты на феррате Echernwand над знаменитым городком Гальштат в Австрии © Кирилл Якимович, www.kirill.cz
Ферратные маршруты могут быть очень разными. Это могут быть короткие двадцатиминутные трассы в так называемых ферратных аренах на скальных стенах со множеством маршрутов разной сложности и простым, удобным спуском, а часто и с кафе на окончании трасс. Могут быть и длинные маршруты, занимающие целый день, с восхождением на трёхтысячники и со спуском через ледники. Могут быть и многодневные переходы от приюта к приюту по целой системе протяжённых феррат.

Использование всех без исключения европейских феррат — полностью бесплатное удовольствие!

Градация сложности ферратных маршрутов

Существует несколько шкал сложности ферратных маршрутов — итальянская, французская, австрийская и две немецкие (Хюслера и Вернера).
В большей части различных изданий и путеводителей используют австрийскую шкалу (A-B-C-D-E) с применением промежуточных значений (например, C/D).
Международная федерация альпинизма и скалолазания UIAA пыталась составить единую шкалу, но её ещё не признали все национальные ассоциации, что внесло дополнительную путаницу. Далее в описании сложности ферратных маршрутов мы используем международную шкалу на основе итальянской классификации CAI, но с немецкими/австрийскими обозначениями.
Восхождение на вершину горы Шермберг (2396 метров) по феррате Tassilo (сложность С/D) в области Totes Gebirge (Австрия)
Восхождение на вершину горы Шермберг (2396 метров) по феррате Tassilo (сложность С/D) в области Totes Gebirge (Австрия) © Кирилл Якимович, www.kirill.cz
Всё это пока что звучит сложно, но попробуем привести заявленную классификацию феррат, а в скобках укажем национальные эквиваленты обозначений.

Простая A (F во Франции и Италии)

  • Подход. Простые тропы, возможны сложные участки, оборудованные страховкой, подход хорошо размечен.
  • Трасса. Скорее усложнённая ходьба, нежели лазание. Для прохождения достаточно уверенной постановки ног и отсутствия боязни высоты.
  • Страховка. Большое количество крупных зацепов для рук и ног (колья, ступеньки, цепи и так далее), страховочные тросы даже на минимально сложных участках. Допускаются лестницы.

Умеренно сложная B (PD и AD во Франции, PD в Италии)

  • Подход. Тропы от простых до альпийских. Опасные участки оборудованы страховкой, подход хорошо размечен.
  • Трасса. Чередование крутых (покатых) и пологих участков, за более сложными всегда следуют спокойные. Много мест, удобных для короткого отдыха и привала. Возможны длинные лестницы или серии лестниц.
  • Страховка. Достаточное количество стальных зацепов, ступеней, мостков и лестниц, однако бывает необходимость карабканья (scrambling) с использованием рук для опоры на элементы рельефа. Требует лучшего контроля положения тела, чем при сложности A.

Сложная C (D во Франции и Италии)

  • Подход. Альпийские тропы. Необходима повышенная осторожность при движении, могут пригодиться навыки ориентирования на местности.
  • Трасса. Продолжительные крутые участки с напряжёнными и вертикальными секциями. Искусственные точки опоры малы по размерам, активно используются элементы рельефа как для опоры рук, так и ног. Силовые проходы встречаются постоянно.
  • Страховка. Присутствуют стальные колья, ступени, мостки и лестницы, однако их комбинации и взаимное расположение требуют намного бóльших усилий и смелости в прохождении, чем в предыдущих градациях.

Очень сложная D (TD во Франции и Италии)

  • Подход. Тяжёлые альпийские тропы. Необходимы продвинутые навыки ориентирования на местности. Возможны короткие участки, преодолеваемые свободным лазанием простого уровня.
  • Трасса. Полностью состоит из крутых участков с напряжёнными местами, нависаниями, потолками, каминами и другими сложными элементами. Силовые проходы встречаются постоянно. Необходим опыт скалолазания.
  • Страховка. Некоторое количество искусственных объектов опоры, но даже сложные участки чаще всего подстрахованы лишь стальным тросом.

Экстремально сложная E (ED в Италии, нет аналога во Франции)

  • Подход. Альпийские тропы с очень крутыми и обрывистыми участками, выступающие и нависающие скальные участки. Необходимы навыки ориентирования высокого уровня. Возможны короткие участки, преодолеваемые свободным лазанием простого уровня.
  • Трасса. Очень сложное, утомительное и техничное лазание, рассчитанное на опытных и выносливых скалолазов.
  • Страховка. Страховка только стальным тросом, в единичных местах мостки и ступеньки. Отсутствие путей экстренного схода с маршрута.

Факторы, влияющие на сложность прохождения маршрута

  • Дождь резко усложняет любую феррату, намокшие поверхности, особенно металлические, скользят. Появляется риск переохлаждения, замёрзшие руки перестают надёжно удерживать точки опоры.
  • Грозы представляют собой смертельную опасность на ферратах, особенно на вершинах и гребнях. Стальной трос превращается из надёжной страховки в опасный проводник статического электричества и даже при отсутствии разрядов молний может поражать током.
  • Снег сильно затрудняет продвижение по феррате, засыпая страховочный трос и мешая протягиванию карабинов по нему. Засыпанные снегом участки очень часто встречаются в Альпах в начале или конце сезона.
  • Отрицательная температура воздуха сильно усложняет использование металлических элементов ферраты, мокрые перчатки буквально прилипают к ним, практически исключая использование скоб руками. Помогают рукавицы-верхонки и ледоруб.
  • Сильный туман, сумерки и темнота могут драматически усложнить передвижение по феррате, так как маршруты не проектируются с расчётом на такие условия, не оборудуются светоотражающей разметкой.
Заказчиками на постройку виа ферраты, как правило, выступают национальные альпинистские ассоциации. В проектировке и монтаже виа ферраты первый отрезок трассы обычно по своей сложности более-менее соответствует самым сложным участкам всего пути. Таким образом, пролезший эту часть ферраты альпинист может рассчитывать на то, что более сложных участков, чем только что пройденный, уже не встретится.

Обязательное снаряжение для ферратных маршрутов

Для безопасного прохождения феррат необходим специальный комплект, состоящий из обвязки, альпинистского шлема и специальных ферратных усов — амортизаторов. Усы имеют два оснащённых предохранителями карабина типа К и абсорбер динамической энергии, который смягчает рывок в случае срыва. Поглощение энергии падения происходит во время разрыва швов, которыми прошита прочная лента внутри абсорбера. При срыве абсорбер разрушается и подлежит замене.
Важно

Велосипедный, лыжный и другие шлемы, не сертифицированные для занятия альпинизмом и скалолазанием, не подойдут, так как рассчитаны на совершенно иные виды ударов.

Набор минимального снаряжения для виа ферраты © blackdiamond.com
Абсорбер ферратного комплекта в раскрытом виде. Поглощение энергии падения происходит во время разрыва швов, которыми прошита прочная лента внутри абсорбера
Абсорбер ферратного комплекта в раскрытом виде. Поглощение энергии падения происходит во время разрыва швов, которыми прошита прочная лента внутри абсорбера © wikipedia.org
Всё снаряжение обязательно должно соответствовать требованиям Международной федерации альпинизма и скалолазания UIAA и иметь отметку о прохождении сертификации.
Логика использования ферратного комплекта заключается в том, что в каждый момент нахождения на феррате вы должны быть застрахованы как минимум одним усом, поэтому в ферратном комплекте их два. Когда вы доходите до конца секции (см. схему ниже), то необходимо последовательно перещёлкнуть оба карабина с одного участка стального троса на другой — и с двумя карабинами вы ни на секунду не остаётесь без страховки.
© petzl.com
Как видите, идея очень проста и надёжна. На следующей схеме показан простой по исполнению и единственно правильный способ крепления ферратного комплекта на обвязке. Не используйте для крепления карабины или другие способы!
Для людей с большой массой тела, новичков или альпинистов с объёмным рюкзаком за плечами очень рекомендуется использование грудной обвязки, которая соединяется с беседкой прошитой петлёй, либо промышленно изготовленной полной страховочной системы.
Альпинист в ферратном комплекте с грудной обвязкой. Хорошо видны гофрированные, подрезиненные стропы ферратного комплекта
Альпинист в ферратном комплекте с грудной обвязкой. Хорошо видны гофрированные, подрезиненные стропы ферратного комплекта © hanibal.cz
Детские обвязки, как правило, сразу выполняются в виде полных, с грудной деталью. До достижения ребёнком массы 40 кг использовать другие виды обвязок нельзя. При покупке ферратных комплектов для детей ознакомьтесь с их характеристиками, при небольшом весе ребёнка комплект может не сработать.

Рекомендованное снаряжение для виа ферраты

Альпинистские или рабочие перчатки

Желательно без обрезанных пальцев. Практика показывает, что идеально подойдут так называемые перчатки для работы с верёвкой. Руки ферратного альпиниста постоянно соприкасаются со стальными деталями ферраты, и перчатки защитят не только от образования мозолей, но и от мелких, но опасных заусенцев, нередко попадающихся на стальном тросе.
В переменчивом горном климате даже летом перчатки могут предохранить от переохлаждения, не стоит игнорировать и этот фактор.
Прохождение длинного моста при ферратном восхождении на вершину Großer Donnerkogel (2050 метров)
Прохождение длинного моста при ферратном восхождении на вершину Großer Donnerkogel (2050 метров). Не у каждого хватит смелости выйти на качающуюся конструкцию над многосотметровым обрывом, поэтому на феррате проложен вариант обхода этого участка по параллельно идущему гребню (честно сказать, технически гораздо более сложному) © Кирилл Якимович, www.kirill.cz

Подходящая обувь

Для треккинга в горах, конечно же, рекомендованы треккинговые или горные ботинки, но идеальная обувь для лазания по феррате — это так называемые поДходные ботинки, или скальные кроссовки.
Являясь интересным гибридом скальных туфель и горных ботинок, такие ботинки обеспечат необходимые гибкость и сцепление со скалой и металлом на феррате, но и на подходе к ферратному маршруту гарантируют удобство и защиту за счёт своей достаточно жёсткой подошвы. На сложных ферратах подходные ботинки можно назвать незаменимыми.
La Sportiva Boulder X — практически идеальная модель обуви для феррат любой сложности
La Sportiva Boulder X — практически идеальная модель обуви для феррат любой сложности

Дополнительная страховка

Многие альпинисты берут с собой на сложные ферраты 120-сантиметровую прошитую петлю с карабином на конце для возможности стационарной страховки в местах отдыха. Некоторые ферратные наборы, например, Petzl Scorpio Vertigo, имеют на абсорбере специальный карабин (или место для него), что позволяет сократить длину страховки без использования дополнительных средств.
Y-образный ферратный комплект с дополнительной петлёй и карабином на ней © wikipedia.org, petzl.com
Важно

Не используйте для самостраховки короткие оттяжки с двумя экспресс-карабинами, они конструктивно не предназначены для этого!

И всё же гораздо безопаснее для самостраховки использовать собственно сам ферратный комплект, только его абсорбер способен эффективно погасить энергию возможного рывка. Не бойтесь, повиснув на усах всем своим весом, вызвать срабатывание абсорбера энергии — они рассчитаны на серьёзные нагрузки и при усилиях до 150 кг в коротком рывке даже не подумают срабатывать.
© petzl.com
Безусловно, использование сертифицированных устройств способами, рекомендованными производителями, будет намного безопаснее любых импровизированных вариантов.
Ферраты в подавляющем большинстве случаев рассчитаны на одностороннее движение вверх
Ферраты в подавляющем большинстве случаев рассчитаны на одностороннее движение вверх. Даже короткие участки резких спусков заставляют замедлить движение и повысить внимание © Кирилл Якимович, www.kirill.cz

Другие необходимые предметы для безопасного прохождения маршрута

Безусловно, для каждого маршрута и сезона снаряжение и одежда подбираются индивидуально. Но нужно позаботиться как минимум о нижеперечисленных вещах:
  • вода;
  • высокоэнергетический перекус;
  • функциональная и подходящая к условиям одежда;
  • рюкзак с грудным и поясным ремнями;
  • карта или навигатор;
  • заряженный телефон с записанными заранее номерами местных спасательных служб;
  • фонарь;
  • аптечка.

Групповое снаряжение

На группу очень желательно иметь с собой хотя бы одну динамическую верёвку от 20 м и выше. Она используется для подстраховки менее подготовленных членов группы на сложных участках, в спасательных мероприятиях при срывах или травмах. Сам факт наличия верёвки между запаниковавшим или просто уставшим новичком и более опытным участником творит чудеса! А порой можно наткнуться на повреждённые участки ферраты, и в этом случае верёвка тоже может дать дополнительную страховку.
Подстраховка новичка техникой короткой верёвки на продолжительной феррате Ernesto Che Guevara в Италии
Подстраховка новичка техникой короткой верёвки на продолжительной феррате Ernesto Che Guevara в Италии © Кирилл Якимович, www.kirill.cz
Ферраты обычно рассчитаны на подъём, в большинстве случаев спуск по ним намного сложнее. Но могут возникнуть ситуации, когда, например, из-за резкого ухудшения погоды, необходимо быстро спуститься вниз, и тут верёвка тоже сможет помочь, вплоть до организации спуска дюльфером, благо что любой участок ферраты может служить дюльферной станцией. Однако не забывайте, что почти всегда безопаснее двигаться вдоль ферраты, чем пробовать найти произвольный маршрут выхода.
Важно

Для людей весом до 45 и свыше 100 кг (без учёта снаряжения) настоятельно рекомендуется подстраховка динамической верёвкой! В частности, лёгких нужно подстраховывать из-за того, что их малый вес даже при срыве не способен вызвать срабатывание абсорбера, у более тяжёлых, наоборот, стандартный абсорбер не способен погасить энергию срыва до приемлемого уровня.

И раз уж у нас есть верёвка, то пусть вместе с ней будут как минимум пара HMS карабинов, подходящее спусковое устройство и несколько отрезков репшнура для прусиков. Более опытные скалолазы добавят необходимое снаряжение по своему вкусу.
Бочка со спасательными комплектами
Бочка со спасательными комплектами (непромокаемый рюкзак с верёвкой, карабинами и спусковым устройством), размещённая австрийскими горными спасателями на одной из сложных феррат. Если вам придётся использовать один из таких комплектов, оставьте потом его смотрителю любого попутного горного приюта © Кирилл Якимович, www.kirill.cz
Верёвка должна быть у наиболее подготовленного члена группы, который пойдёт первым, а сразу за ним следует пустить новичков. Если в группе есть и вторая верёвка, то пусть она будет у замыкающего.

Распространённые ошибки при прохождении виа феррат

Использование импровизированных или устаревших средств самостраховки

На ферратах иногда можно увидеть людей, использующих вместо полноценного ферратного комплекта обычную плоскую петлю, обрезок динамической или даже статической верёвки с карабином. Видели и индивидуума, страховавшегося тремя последовательно соединёнными оттяжками! Что ж, давайте посчитаем, что произойдёт при срыве такого камикадзе:

Используем вместо классического ферратного комплекта жёсткую сшитую петлю длиной 60 см. Длина падения — мизерные 30 см. Масса тела — 100 кг (человек массой 80 кг плюс одежда, снаряжение и рюкзак).

Какая сила Fmaxy нас вышла? 13 килоньютонов, и вашему позвоночнику это точно не понравится. Да, ньютоны неправильно переводить в килограммы, но 13 килоньютонов эквивалентны массе в 1325 килограммов!

А теперь представим, что до срабатывания нашей системы карабин проскользил по тросу в режиме свободного падения два метра до нижнего штыря, на котором закреплён трос, и остановился только там. Или представим, что срыв произошёл в момент перещёлкивания единственного карабина с секции на секцию…

Метрового отрезка динамической верёвки тоже не хватило бы для достаточного погашения энергии падения, тут даже калькулятор доставать не будем.
Устаревший тип ферратного комплекта
Устаревший тип ферратного комплекта, основанный на гашении энергии падения вследствие протягивания отрезка верёвки через специальное фрикционное устройство. Да, возможно повторное использование после срыва, но каждое протягивание меняет физические свойства элементов конструкции. Кроме того, комплект совершенно непредсказуемо работает при отсыревании и намокании рабочих частей. Крайне не рекомендуется к использованию! © wikipedia.org

Отсутствие предварительной подготовки, разведки маршрута в интернете и поиска информации на месте

Не поленитесь узнать детали предстоящего маршрута в интернете, заглянуть в местный книжный магазин или туристический инфоцентр, чтобы посмотреть GPS-координаты начала ферраты и ознакомиться с картой местности для определения путей подхода и возвращения. В интернет-каталогах и справочниках в информации о феррате обязательно будут указаны следующие характеристики:
  • сложность;
  • протяжённость ферраты;
  • набор высоты в вертикальных метрах;
  • примерное время её прохождения;
  • а также данные о подходе и возврате к исходной точке.
Учитывайте, что все временные данные в альпийских странах указаны довольно оптимистично, для достаточно подготовленных альпинистов при хороших условиях. Иногда шутят, что время пути на указателях пишут для баварских бабушек, но вы пробовали соревноваться с ними в прыткости на горных тропах? И не забывайте, что виа феррата страхует нас от срывов и падений на скалах, но не даёт защиты от остальных объективных и субъективных опасностей гор.
…Приключения — это всего лишь следствие недостатка планирования…
Руаль Амундсен
Руаль Амундсен говорил, что приключения — это всего лишь следствие недостатка планирования. Не забывайте, что десяток минут, посвящённых планированию маршрута, может обернуться в горах сэкономленными часами.
Потратьте немного времени для изучения маршрута заранее © Кирилл Якимович, www.kirill.cz
Потратьте немного времени для изучения маршрута заранее © Кирилл Якимович, www.kirill.cz
Ценнейшим источником актуальной и полезной информации могут стать окружающие люди. Это могут быть коллеги-альпинисты или работники фуникулёров и других объектов инфраструктуры, спасатели и горные гиды. Особую ценность представляют люди, профессионально связанные с горами, — хозяева горных приютов, это ваши лучшие друзья в Альпах!
Альпинизм в Европе не требует каких-то разрешений, разрядов, регистраций и так далее, никто вам не запретит идти по тому или иному маршруту, но старайтесь прислушиваться к советам местных обитателей, серьёзно относитесь к предостерегающим табличкам, оставляйте записи с планируемым маршрутом в книгах посещений в горных приютах.
Важно

Учтите, что большинство людей в Альпах ценят ваше личное пространство и право человека на самостоятельность принятия решения. Поэтому если вам кто-то настоятельно рекомендует остаться в долине или повернуть назад, то его опасения на самом деле серьёзны.

Неправильное использование подходящего снаряжения

Неоднократно приходилось видеть, как обладатели качественного и современного ферратного снаряжения неправильно и с огромным риском для себя его использовали. Вот пара примеров:
  • Ферратный комплект устанавливался не на переднюю, основную петлю обвязки, а на одну из боковых петель, служащих для крепления и переноски скалолазного снаряжения. Прочность боковой петли на разрыв в среднем составляет 50 кг. Вы точно весите больше, не правда ли?
  • При использовании лишь одного конца ферратного комплекта, например, для самостраховки на отдыхе, второй карабин защёлкивался на каком-то объекте на теле альпиниста, как вариант на передней петле обвязки. Таким образом в случае срыва нарушалась возможность полного срабатывания абсорбера энергии. Если вам необходимо зафиксировать ненужный в данный момент карабин одной из строп, то сделайте это на заведомо слабой петле, например, на грудном ремне рюкзака. А лучше привыкайте использовать обе стропы ферратного комплекта.

Недостаточный контроль за положением карабинов ферратного набора

Причастные люди скажут вам, что срывы на ферратах — чрезвычайно редкое явление, но большинство срывов происходит именно в момент перещёлкивания с секции на секцию. Вот новичок идёт вверх по феррате, но в какой-то момент забывает перещёлкнуть карабины на следующую секцию. Карабины утыкаются в стальной штырь, на котором закреплён трос. Новичок, вместо того чтобы спуститься вниз, опасно наклоняется на сложном участке и теряет равновесие…
В таком случае лучше спуститься на пару шагов назад, а вообще нужно следить, чтобы все манипуляции с карабинами ферратного набора проходили где-то на уровне груди, в области, где это действительно комфортно делать.

Использование обеих рук для манипуляций с карабинами ферратного набора

За долгий день на феррате вам предстоит неоднократно произвести одни и те же манипуляции с карабином — взять его в руку, раскрыть, переместить на следующую секцию, защёлкнуть, взять второй карабин… и так далее. Одно и то же, сотни и сотни раз. Нередки ситуации, когда человек осознаёт, что он стоит над пропастью, а в каждой из ладоней у него по раскрытому карабину. Согласитесь, неприятный озноб на спине — это самый благоприятный исход дела! Тут нужно руководствоваться правилом средневековых итальянских учебников фехтования: «Забудь, что у тебя есть вторая рука!» Если вам удобнее использовать правую руку, то работайте с карабинами лишь ей, оставив левую для опоры и других действий.

Игнорирование безопасных интервалов на ферратном маршруте

При срыве на феррате альпинист не может остановиться мгновенно. Продолжительность падения будет состоять из длины ферратного комплекта плюс удлинения абсорбера при срабатывании (до 1,5 метра) плюс расстояния до нижней точки крепления троса. Понятно, что столкновение с сорвавшимся коллегой или попутчиком может повлечь неприятные последствия, поэтому следите за дистанцией!
Важно

Сами карабины ферратного комплекта, съезжающие вниз по тросу, могут повлечь серьёзную опасность для ваших кистей, поэтому рука, держащаяся за трос, всегда должна быть выше карабинов!

На крутых и вертикальных участках, где секции стараются ставить чаще, оптимальная дистанция будет в три и более секций, но не менее 3–4 метров.
Надеемся, что для тех из вас, кто уже знаком с ферратами, нам удалось систематизировать существующие знания, а остальным читателям — провести вводный курс и заинтересовать этим явлением. В наших планах подготовка серии статей по ферратным регионам Альп с подробными гайдами наиболее интересных маршрутов в каждой из них. Уверены, что в будущих материалах смогут почерпнуть вдохновение как бывалые альпинисты, так и начинающие покорители гор!

Об авторе

© Спорт-Марафон, 2023 Данная публикация является объектом авторского права. Запрещается копирование текста на другие сайты и ресурсы в Интернете без предварительного согласия правообладателя — [email protected]
Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях
Мне нравится

Товары по теме

Статьи по теме

В рассылке блога мы рассказываем о новых коллекциях
, интересных товарах
и людях
Если у вас есть вопросы или пожелания по блогу, пишите их нам, мы постараемся учесть.
Напишите нам, о чём бы вы хотели прочитать в нашем блоге.
Заметили ошибку? Выделите текст ошибки, нажмите Ctrl+Enter, отправьте форму. Мы постараемся исправить ее.