0

Велотуризм на Алтае. Особенности, маршруты и подготовка

© Александр Денисов
Алтай — рай для велотуристов любого профиля и «религии». Здесь можно накатывать километры по асфальту через перевалы, спускаться с гор на маунтинбайках, месить грязь на пересечёнке вдали от цивилизации или ездить по сухим тропам от отелей до ближайших достопримечательностей. Главное, пейзаж никогда не надоедает. Вокруг степи, тайга, озёра и горные вершины.
Рассказываем, какие дороги есть на Алтае, кроме Чуйского тракта, куда свернуть, чтобы увидеть самые красивые места, и что взять с собой, чтобы поездка прошла без поломок и неприятных сюрпризов.
Подробнее
Подробнее
Подробнее
Подробнее

Чем хорош велотуризм на Алтае

Разнообразие ландшафтов

Алтай достаточно компактный горный регион. Площадь Республики Алтай составляет чуть более 90 000 км² — территория одного только Северного Кавказа почти втрое больше. И на такой сравнительно небольшой площади сосредоточено много разнообразных природно-экологических зон. Реликтовые сосновые боры, темнохвойная тайга, субальпийские луга, выжженные солнцем степи , пустынные межгорные котловины, горные озёра, покрытые ледниками горные хребты и речные каньоны — всё это есть на Алтае. Причём регион очень красив, здешние потрясающие пейзажи конкурируют с мировыми точками притяжения туристов. Вы наверняка могли видеть в соцсетях, и особенно в Instagram, панорамы перевала Кату-Ярык, ледников Катунского хребта и Мультинских озёр, даже не подозревая о том, что эти места находятся на Алтае.
Пример смены ландшафтов на Алтае. На границе Кош-Агачского и Улаганского районов тракт идёт по узкой горной долине, склоны которой покрыты густой темнохвойной тайгой © Александр Денисов
Всего через 20 км дорога выходит в просторную Курайскую степь с заснеженным Северо-Чуйским хребтом на горизонте © Инна Смирнова, Instagram, @inkiny_kartinki
А за 10 км пути на юг и Курайская степь становится практически безлесной © Александр Денисов
Ещё 20 км езды — и вы окажетесь в полупустыне Чуйской межгорной котловины. Итого всего за 70 км пути вы увидите темнохвойную тайгу, степь и полупустыню © Александр Денисов
Но что даёт велотуристу компактность Алтайских гор и разнообразие местных природных зон, помимо красивых видов? Даже очень красивый пейзаж может наскучить, если двигаться по нему слишком долго. На Алтае такого не происходит: в течение дня можно проехать сразу через несколько природных зон, которые будут значительно отличаться друг от друга. Например, темнохвойная тайга в узкой горной долине у Акташа сменяется зелёными лугами в широкой Курайской степи, где открывается роскошный вид на покрытый ледниками Северо-Чуйский хребет. А затем тракт резко выходит в пустынную Чуйскую межгорную котловину, где низкорослый лес и луга тонкой полосой тянутся только по руслам немногочисленных рек. И все эти перемены происходят на дистанции всего в 70-80 км, а ведь такое расстояние спокойно преодолевается на велосипеде за один день! По несколько суток ехать сквозь один и тот же пейзаж здесь не получится, поэтому дороги на Алтае не успевают наскучить.

Многообразие дорог

На Алтае развитая дорожная сеть. Почти всю территорию республики можно исколесить на велосипеде, в процессе посетив наиболее известные локации Алтайских гор — долину Чулышмана, Телецкое озеро, Курайскую степь, плато Укок, слияние рек Чуи и Катуни и другие. Исключение составляют лишь достаточно изолированные горные районы, где есть только пешие и конные тропы, вроде Мультинских озёр или окрестностей Белухи.
При этом дорожное полотно есть на любой вкус — можно составить веломаршрут с дорогами любого качества в любой пропорции. Республику насквозь пронизывает идеально асфальтированный Чуйский тракт — главная транспортная артерия в регионе. Крупные районные центры соединены дорогами попроще: от неплохо асфальтированных до ровных гравийных дорог среднего качества. Причём асфальтовые участки могут чередоваться с гравийными. Последние, как правило, сосредоточены на отрезках, где сложно вести дорожное строительство, — вдоль скальных прижимов или на перевалах.
Идеальный асфальт Чуйского тракта неподалёку от слияния рек Чуи и Катуни © Александр Денисов
Разбитое асфальтовое полотно по пути из Акташа в Улаган © Инна Смирнова, Instagram, @inkiny_kartinki
Каменистая грунтовка на Чемальском тракте у села Куюс © Александр Денисов
Местами дороги на Алтае буквально вырублены в скалах и проходят вдоль таких скальных прижимов © Александр Денисов
Классическая «стиральная доска» — частое явление на алтайских каменистых грунтовках, особенно в труднодоступных для дорожной техники районах © Александр Денисов
На Алтае много грунтовок, идущих по сыпучему чернозёму. После дождя он сильно размокает и даёт обильную грязь. То что надо для поклонников велосипедного офф-роуд туризма. На снимке начало подъёма на Ороктойский перевал © Александр Денисов
Чтобы грунтовка размокла, часто достаточно всего одного обильного ливня. При этом подсохшая грязь даже хуже: она налипает на раму, ободья и колёса, забивая все просветы, отчего мешает движению © Александр Денисов
Многие локальные дороги на Алтае проложены вдоль речных русел — в таких местах нужно быть готовым к многочисленным бродам. Причём риск переправы вброд есть даже там, где на карте отмечен мост! © Александр Денисов
От районных центров в отдалённые деревни тянутся грунтовки, качество которых разнится от района к району, но все они вполне проезжаемые на велосипеде. Наконец, дальние деревни соединены между собой и с небольшими хозяйственными участками вроде маральников и лугов локальными грунтовыми дорогами. По ним местные жители передвигаются в основном на тракторах, УАЗах, грузовиках и лошадях. В таких местах есть где развернуться поклонникам велосипедного офф-роуда — грязь, колея, глубокие лужи, сложный рельеф, часто многочисленные броды через небольшие реки. Чаще всего такие дороги служат своеобразными мостиками между более крупными и лучше подготовленными транспортными артериями.
Также на Алтае есть красивые горные тропы, которые частично проезжаются на велосипеде, а частично проходятся пешком с велосипедом. Например, это тропы Инегень — Тюнгур и Куюс — Каянча. Обе расположены в долине реки Катуни. Их стоит включить в свой веломаршрут, если вы хотите его основательно усложнить и держаться подальше от крупных дорог. Наградой вам будут потрясающие виды.

Много доступных достопримечательностей

На Алтае очень много природных и историко-культурных достопримечательностей, которые расположены в непосредственной близости от дорог. Чтобы увидеть их, не нужно оставлять велосипед на базе и долго двигаться пешком или на машине.
Например, знаменитое Гейзерное озеро находится в 500 метрах от трассы, петроглифы Калбак-Таша — в 100 метрах, Денисова пещера — всего в 80 метрах. «Алтайский Марс» — горы в долине ручья Кызыл-Чин — расположены в 7 км от Чуйского тракта, и до них можно доехать на велосипеде по неплохой грунтовке. Лучшие виды на Южно-Чуйский хребет открываются прямо с дороги, а серпантин перевала Кату-Ярык — достопримечательность сам по себе. Поэтому просто составляйте веломаршрут по Алтаю, а затем проверяйте нитку своего пути по местным путеводителям вроде turistka.ru. В них вы наверняка найдёте достойные посещения смотровые площадки, музеи, памятники природы и археологии в шаговой доступности от дорог, по которым проложили свой маршрут. Руководствуясь этим способом, вы точно ничего не пропустите. Главное — не стараться успеть везде, иначе останавливаться придётся каждые 15-20 км!
Гейзерное озеро — яркий пример достопримечательности, доступной с колёс. От него до Чуйского тракта всего 500 метров ходьбы по тропинке
Гейзерное озеро — яркий пример достопримечательности, доступной с колёс. От него до Чуйского тракта всего 500 метров ходьбы по тропинке © Валерий Рогозин

Можно комбинировать маршруты

На Алтае довольно развитая туристическая инфраструктура, поэтому велосипедное путешествие почти всегда можно совместить с иными форматами активного отдыха. Как правило, в каждом популярном туристическом районе есть своеобразный хаб — село или туркомплекс, где можно оставить велосипед и оттуда отправиться в треккинг, на короткий сплав или в конный поход. Например, в селе Мульта можно оставить велосипед и заброситься на машине до Нижнего Мультинского озера, где стоит пару дней постоять лагерем и походить короткие радиальные маршруты. Весь район и сами треки мы описали в этой статье. Из Тюнгура можно сходить пешком или на лошадях к горе Белуха — высшей точке Южной Сибири. К ней от села тянутся сразу 4 маршрута на выбор. От Чибита ходят в походы к озеру Мажой или Шавлинским озёрам.
Также Алтай — это эпицентр российского коммерческого рафтинга. А это значит, что даже неподготовленный человек без какого-либо опыта в сплаве может приобщиться к легендарным алтайским рекам. Часто это хороший способ разнообразить днёвку в велопоходе. Записавшись на сплав, велосипед можно оставить на базе, а заброску, сплав, выброску и всё необходимое снаряжение возьмут на себя организаторы. Так что уточняйте, есть ли эта возможность, при составлении своего маршрута.

Есть туристическая инфраструктура

На Алтае установился весьма комфортный баланс между дикостью и цивилизацией. С одной стороны — Чуйский тракт, мобильная связь и интернет, кемпинги и простенькие гостиницы, фирмы, организующие логистику, и местные гиды. С другой — стоит отъехать или отойти от шоссе и населённых пунктов на двадцать-тридцать, а то и всего на несколько километров, и вы оказываетесь в полностью диких условиях. Нет ни связи, ни людей, а вокруг только горы, реки и тайга, и полагаться нужно только на себя. Конечно, в велотуристической практике такое случается редко, но пустынных дорог и троп, по которым мало кто ездит, на Алтае хватает.
Юрточный кемпинг «Тыдтуярык» является своеобразным хабом для выездов по Чуйской степи
Юрточный кемпинг «Тыдтуярык» является своеобразным хабом для выездов по Чуйской степи. Источник фото: camp-altai.ru
Всё ещё сомневаетесь, ехать или нет? Тогда посмотрите увлекательную лекцию-отчёт о велопутешествии на Алтай от Валерия Рогозина.
Валерий Рогозин о своём велопоходе по Алтаю

Отправные точки и ключевые дороги

Проектировать веломаршрут лучше самому, поэтому здесь мы покажем не готовые треки, а удобные «точки входа» в регион и основные транспортные артерии Алтая, двигаясь по которым вы сможете посмотреть его красоты по максимуму. Для каждой дороги и её ответвлений мы сделали скачиваемый gpx-трек. Можете скачать их все и наложить на карту в сервисе nakarte.me. Опираясь на эту дорожную сеть, вы сможете самостоятельно составить интересный веломаршрут, собрав его из готовых отрезков, как конструктор.

Отправные точки

Традиционно для велопоходов на Алтае есть четыре основные точки старта — города Бийск и Горно-Алтайск, сёла Артыбаш и Чемал.
Бийск находится на территории Алтайского края, до него проложена железная дорога, и через него проходит много междугородных автобусных маршрутов. Но город расположен в степи, и непосредственно до Горного Алтая от него ехать ещё около 150 км.
Горно-Алтайск находится на территории Северного Алтая. Добраться до него можно на междугородном автобусе или самолётом. Городской аэропорт находится совсем рядом с Чуйским трактом, и стартовать можно прямо от него. Уехать вглубь региона с велосипедом на рейсовых автобусах вам уже вряд ли удастся. От автовокзала в Горно-Алтайске в основном курсируют микроавтобусы, у которых просто нет креплений или вместительного багажного отделения для перевозки велосипеда.
Единственный вариант уехать подальше — местные таксисты, готовые взять вас вместе с грузом, а также аренда микроавтобуса, если вы собираетесь ехать группой. Попробовать договориться можно через сервис BlaBlaCar, а также в группе таксопарка «Кош-Агач — Горно-Алтайск» в социальной сети «ВКонтакте».
Важно

Сложность транспортировки велосипеда — главная особенность алтайской логистики. Даже крупные междугородные автобусы порой обладают очень маленьким багажным отделением, отчего поместить в него велосипед сложно. Уехать соло нетрудно, особенно если вы оплатите для велосипеда сразу два багажных места. Но для групп от трёх велосипедистов проще оплатить трансфер на вместительной машине, хотя это и будет дороже.

Село Артыбаш расположено на берегу Телецкого озера, от него ходят паром и катера на юг озера — в долину реки Чулышман — и обратно. Летом, в высокий туристический сезон, до Артыбаша ходит много автобусов из Новосибирска, Барнаула и Бийска.
Также можно доехать до села Чемал, которое находится в 90 км к югу от Горно-Алтайска. Это крупный туристический центр на Северном Алтае, и до него круглый год ходит автобус Новосибирск — Чемал, а летом он подкрепляется чартерными рейсами, которые возят туристов.

Чуйский тракт

Чуйский тракт — главная транспортная артерия региона. Это федеральная трасса, связывающая Россию с Монголией
Чуйский тракт — главная транспортная артерия региона. Это федеральная трасса, связывающая Россию с Монголией. Карта составлена с помощью сервиса nakarte.me
Чуйский тракт — главная транспортная артерия Горного Алтая. Формально эта дорога начинается в Новосибирске, однако исторически Чуйский тракт тянется от города Бийска до границы с Монголией, отчего его когда-то называли Мунгальским — монгольским — трактом. Вдоль этой дороги сосредоточено большинство крупных населённых пунктов, туристических баз и комплексов. И к Чуйскому тракту так или иначе выходят все дороги, проложенные на Алтае, поэтому, как бы вы ни планировали свой маршрут, вы хотя бы немного проедете по нему. Как минимум во время заброски.
По версии журнала National Geographic, эта трасса входит в десятку самых красивых автодорог мира. И это на 100% заслуженно. С тракта открываются отличные виды на долины рек Чуи и Катуни, на Северо-Чуйский хребет и на Чуйскую межгорную котловину.

Вокруг этой дороги даже сложился местный фольклор. Например, в советскую эпоху появилась песня об отчаянном шофёре Кольке Снегирёве, у которого был реальный прототип. В свою очередь, герой песни стал основой для образа Пашки Колокольникова, которого в фильме Василия Шукшина «Живёт такой парень» сыграл Леонид Куравлёв. Чуйский тракт и Алтай вообще занимают особое место в кинолентах Шукшина — пейзажи дороги и гор Северного Алтая появляются в фильмах «Ваш сын и брат» и «Печки-лавочки». Настоятельно рекомендую их посмотреть перед поездкой ради «полного погружения» — интересно, когда места съёмок 50-60-летней давности постоянно перекликаются со встречными пейзажами.

Дорога поддерживается в отличном состоянии — ровное асфальтированное полотно, хорошо спроектированные перевалы и повороты. Её можно спокойно преодолеть на шоссейном велосипеде с тонкими покрышками, регулярно подтверждают участники бревета «Чуйский тракт».
Вид на Северо-Чуйский хребет с Чуйского тракта. Курайская степь © Инна Смирнова, Instagram, @inkiny_kartinki
Местами тракт идёт по высокому берегу над Катунью. Вид на долину реки в окрестностях села Иня © Александр Денисов
Вид со смотровой площадки перевала Чике-Таман © Александр Денисов
Чуйский тракт в Чуйской межгорной котловине. Фотография сделана в конце марта © Александр Денисов
Красота дороги регулярно привлекает организаторов различных автопробегов. На фото — участник ретроралли «Пекин — Париж» в Курайской степи © Инна Смирнова, Instagram, @inkiny_kartinki
Чуйский тракт занимает особое место в истории Горного Алтая. Поэтому вдоль дороги немало памятников строителям и шофёрам. На фото — памятник неподалёку от села Ак-Бом © Александр Денисов
Сочетание хорошего дорожного полотна и сравнительно развитой туристической инфраструктуры позволяет проехать по Чуйскому тракту в режиме credit card tour — то есть максимально налегке. В этом случае с собой не берут ни запасов еды, ни бивачного снаряжения, останавливаясь по пути в хостелах и на базах отдыха, а питаясь в придорожных кафе. Однако при планировании такой поездки по тракту стоит учесть два момента:
  • Места для цивилизованных ночёвок и цены на проживание распределены неравномерно. Чем ближе к границе с Монголией, тем меньше у вас будет вариантов для ночлега и тем выше будут цены на проживание и питание.
  • Многие туркомплексы и гостевые дома работают только в высокий туристический сезон — с начала июня и до середины — конца августа. И свободных мест в эти даты тоже немного. Единственный способ не остаться без крыши над головой — бронировать жильё ещё до начала поездки, а не в пути.
Также Чуйский тракт стоит проехать всем велотуристам, которые просто хотят насладиться эстетикой хорошей горной дороги. Останавливаться в пути можно на диких стоянках или в палаточных кемпингах. Наиболее насыщенная часть маршрута составляет около 460 км — от Горно-Алтайска до Кош-Агача в одну сторону. Её реально проехать за 4-6 дней. Уехать из Кош-Агача можно на местных такси, которые постоянно курсируют в Горно-Алтайск и обратно, однако перевозку велосипеда нужно обговорить заранее.

Телецкий тракт

Телецкий тракт — это ответвление от Чуйского тракта: неплохая асфальтированная дорога идёт от Горно-Алтайска до Телецкого озера. Её протяжённость — около 160 км с набором высоты около 1500 м. Тракт транзитный и проезжается за 1-2 дня, далее туристы либо отдыхают и гуляют на Телецком озере, либо пересекают его на пароме или катере, чтобы продолжить свой путь по долине реки Чулышман. Однако этот отрезок пути стоит учитывать южносибирским велотуристам, потому что с этой дороги можно выехать также в Бийск и в Таштагол — районный центр рядом с известным горнолыжным курортом «Шерегеш» на юге Кемеровской области. Ехать по тракту на велосипеде необязательно: к Телецкому озеру ходит много туристических автобусов, так что заброситься можно и на них.
Телецкий тракт соединяет Горно-Алтайск с Телецким озером. На карте также обозначен маршрут паромной переправы на южный берег озера
Телецкий тракт соединяет Горно-Алтайск с Телецким озером. На карте также обозначен маршрут паромной переправы на южный берег озера. Карта составлена с помощью сервиса nakarte.me

Чемальский тракт

Чемальский тракт. На карте отмечена дорога от развилки в селе Усть-Сема до начала горной тропы у водопада Бельтертуюк
Чемальский тракт. На карте отмечена дорога от развилки в селе Усть-Сема до начала горной тропы у водопада Бельтертуюк. Карта составлена с помощью сервиса nakarte.me
Чемальский тракт — ответвление от Чуйского тракта в сторону села Чемал, едва ли не крупнейшего туристического района на Северном Алтае. Дорога начинается в селе Усть-Сема и тянется через Чемал до села Куюс почти 100 км. Половина из них — неплохой асфальт, далее — довольно тряская гравийка. По пути много достопримечательностей: от небольших водопадов до петроглифов и смотровых площадок на долину средней Катуни. Так как это популярный туристический район, то уединения и низкого трафика на Чемальском тракте не ждите, особенно в высокий сезон. Минимум туристов здесь только в середине мая, а также с середины августа до октября. Тем не менее это отличная дорога для велопоходов выходного дня, в том числе налегке — с ночёвками в гостиницах и гостевых домах. Также Чемальский тракт может стать транзитной дорогой для усложнённых веломаршрутов. С него можно выехать на Чуйский тракт как минимум по четырём дорогам местного значения, которые отличаются достаточно сложным рельефом и плохим дорожным покрытием:
  • Через село Аюла в Чергу. По пути ждут два перевала (847 и 944 м), а также посредственная грунтовка, которую нередко размывают дожди. Скачать трек.
  • Через сёла Каспа и Верх-Апшуяхта в Шебалино. По пути предстоит подняться по каменистой дороге в долине реки Каспы, преодолев 11 (!) её бродов, а затем подняться на два перевала — Каспинский (1265 м) и Апшуяхтинский (1425 м). Единственное, что радует на этом участке, — приличные грунтовые дороги, но ехать по нему лучше в обратном направлении — от Чуйского тракта к Чемальскому, тогда веселья на бродах будет больше, чем преодоления. Скачать трек.
  • Через село Ороктой и Ороктойский перевал (1627 м) со спуском в село Курота. Перевал является точкой притяжения для отчаянных поклонников внедорожного автотуризма, поэтому дорога там соответствующая: крутой подъём, колеи, во время дождей перевал размокает и превращается в грязное месиво, а чернозём норовит залепить колёса и все просветы в раме и вилке. Скачать трек.
  • По тропе Куюс — Каянча через Каянчинский перевал (1844 м) в село Онгудай. Самый красивый, но и самый сложный маршрут. От Куюса до водопада Бельтертуюк есть неплохая скально-гравийная дорога, которая затем переходит в узкую и каменистую конную тропу. Она лишь частично проезжаема на велосипеде и тянется около 26 км вдоль реки Катуни до подвесного моста через неё. Кстати, весьма аутентичного, почти как в приключенческих фильмах! Далее предстоит преодолеть сложный перевал — по сути, тропу в ущелье, которая тянется вдоль горного ручья, а потом по серпантину спуститься в Онгудай. Но все эти усилия с лихвой окупаются роскошными видами. Скачать трек.
Особо красивым Чемальский тракт становится в начале мая, когда на склонах цветёт маральник — алтайская разновидность багульника. Горы покрываются очагами густого розового цвета © Инна Смирнова, Instagram, @inkiny_kartinki
Чемальский тракт асфальтирован только до села Еланда — от него асфальтовое полотно тянется ещё 7 км, а после начинается сухая каменистая грунтовка по очень живописной Катунской долине © Александр Денисов
Самое узкое место русла Катуни — скальные «Ороктойские ворота». Вид на них открывается с переброшенного в этом месте подвесного Ороктойского моста, который связывает Чемал с отдалёнными деревнями на левом берегу Катуни © Александр Денисов
Как и многие дороги на Алтае, Чемальский тракт контрастен. Он начинается с асфальта в горах, покрытых густым лесом, а заканчивается красивой каменистой грунтовкой, проложенной вдоль крутых безлесных скал © Александр Денисов
За Куюсом открываются пейзажи Центрального Алтая — почти безлесные горы и сухие степные долины. От места съёмки до Чемала всего 50 км пути, а какое различие ландшафтов! © Александр Денисов
Один из многочисленных бродов по дороге в долине реки Каспы. Преодолеть её можно только на подготовленном внедорожнике. Дорога связывает Чемальский тракт с селом Каспа, от которого можно доехать до Чуйского тракта © Александр Денисов
Стоянка у подъёма на Ороктойский перевал. Через него проложена ещё одна дорога-«мостик» между Чемальским и Чуйским трактами © Александр Денисов
Разумеется, любой из этих «мостиков» между Чуйским и Чемальским трактами можно преодолеть в обратную сторону — всё зависит от того, как вы будете собирать свой веломаршрут.

Улаганский тракт и долина Чулышмана

Улаганский тракт и дорога по долине Чулышмана до южного берега Телецкого озера
Улаганский тракт и дорога по долине Чулышмана до южного берега Телецкого озера. Карта составлена с помощью сервиса nakarte.me
Улаганский тракт начинается в селе Акташ, расположенном на Чуйском тракте, и тянется через местный районный центр — село Улаган — в село Балыктуюль. Асфальтирована она от силы наполовину, и дорожное покрытие здесь оставляет желать лучшего. Тем не менее по гравийным участкам всё же периодически проходит грейдер, и очень тряской и убитой дорогу здесь не назовёшь. Идёт Улаганский тракт через Улаганское плато, известное своими красивыми горными озёрами — Узун-Кёль, Киделю, Чейбеккёль.
Расстояние от Акташа до Балыктуюля — всего 70 км, однако в сознании большинства туристов и водителей этот тракт куда длиннее, потому что от села Балыктуюль начинается грунтовая дорога к перевалу Кату-Ярык, по которому спускаются в долину Чулышмана и едут далее — к южному берегу Телецкого озера, а точнее к мысу Кырсай, где причаливают паромы и катера. Это ещё 110 км пути от села Балыктуюль через один из самых красивых районов Алтая.
Вид на долину Чулышмана с перевала Кату-Ярык
Вид на долину Чулышмана с перевала Кату-Ярык © Валерий Рогозин
Озеро Киделю находится совсем рядом с вершиной Улаганского перевала
Озеро Киделю находится совсем рядом с вершиной Улаганского перевала © Валерий Рогозин

Дорога Бийск — Солонешное — Усть-Кан — Тюнгур

Дорога из Бийска через сёла Солонешное, Чёрный Ануй и Усть-Кан в Тюнгур частично дублирует Чуйский тракт
Дорога из Бийска через сёла Солонешное, Чёрный Ануй и Усть-Кан в Тюнгур частично дублирует Чуйский тракт. Карта составлена с помощью сервиса nakarte.me
Эта дорога идёт параллельно Чуйскому тракту, и по ней можно напрямую попасть в Центральный Алтай, минуя густонаселённые районы, где очень много туристов и баз отдыха. Когда-то по этому маршруту перегоняли стада скота в Бийск. Сегодня это своеобразная альтернатива Чуйскому тракту для авто- и велотуристов. Здесь намного меньше туристов и ниже автотрафик, особенно в высокий сезон. Однако и дорога тут ощутимо хуже: ровные степные участки ещё неплохо асфальтированы, а вот горные дороги и перевалы будут грунтовыми и каменистыми. Но без грязи, глубокой колеи и прочего офф-роуда.
Тракт растянут на 440 км, начинается в Бийске, и первые 160 км предстоит преодолеть по степному Алтаю. Этот участок обычно проходится за 1-2 дня: здесь неплохая дорога и плавный набор высоты. А ещё он интересен тем, что горы почти всё время видны на горизонте и будут приближаться по мере движения — степь хорошо просматривается на десятки километров. При этом отрезок Белокуриха — Солонешное отличается довольно резким переходом — здесь ровная степь упирается в невысокие горные хребты, покрытые лесом.
Тракт в районе Усть-Кана, Центральный Алтай. Источник фото: velo1may.ru
За исключением перевалов, от Усть-Кана до Усть-Коксы тянется неплохое асфальтовое полотно, однако, покидая Уймонскую степь, вы выйдете на грунтовку © Александр Денисов
Грунтовка на участке от Усть-Коксы до Тюнгура каменистая, но достаточно ухоженная © Александр Денисов
Однако есть участки с сыпучим грунтом, который размокает во время дождей © Александр Денисов
Далее путь лежит по Центральному Алтаю, через территории Усть-Канского и Усть-Коксинского районов республики. Дорога идёт сквозь череду степных межгорных котловин, разделённых горными хребтами. Самая большая и красивая среди них — Уймонская степь. Путь проходит через едва ли не самые популярные районы Алтая среди пеших туристов: мимо села Мульта, откуда выходят к узлу Мультинских озёр, а также через село Тюнгур, которое является стартовой точкой для походов к Белухе.

Тропа Инегень — Тюнгур

На карте отмечена дорога от развилки на Чуйском тракте в районе Ини до села Тюнгур. Однако проехать этот отрезок на автомобиле нельзя. 22 км пути — это горная тропа, которую можно преодолеть только на велосипеде, мотоцикле или лошади
На карте отмечена дорога от развилки на Чуйском тракте в районе Ини до села Тюнгур. Однако проехать этот отрезок на автомобиле нельзя. 22 км пути — это горная тропа, которую можно преодолеть только на велосипеде, мотоцикле или лошади. Карта составлена с помощью сервиса nakarte.me
В современном виде тропа от села Инегень до села Тюнгур появилась в результате попытки создать автомобильную дорогу, которую предприняли в годы Великой Отечественной войны. Таким образом планировали соединить Усть-Коксу с Чуйским трактом, чтобы жители этого крупного села не делали большой крюк через Усть-Кан. Однако полноценная дорога так и не была построена, но на её месте осталась хорошая горная тропа. В 1960-е годы она стала популярной среди сибирских мототуристов, а следом за ними по тропе начали ездить и первые велотуристы.
Село Инегень находится примерно в 12 км от Чуйского тракта — дорога к нему уходит от развилки рядом со слиянием рек Чуи и Катуни, очень красивого и оттого очень популярного среди туристов места. Расстояние от Инегени до Тюнгура — около 50 км, но собственно узкая горная тропа составляет из них около 20-22 км. Остальная часть — вполне приличная просёлочная дорога. Однако проехать тропу, не спешиваясь, вряд ли получится: здесь есть и крутые подъёмы, и пара бродов, и узкие обрывистые участки, где ехать нужно максимально аккуратно.
Тропа идёт узкой полосой местами по крутому берегу, местами у скальных прижимов. Она находится достаточно высоко над катунским руслом, отчего во многих точках открывается роскошный вид на речную долину. К тому же на этом участке в Катунь впадают сразу две крупных реки — Аргут и Аккем, которые отличаются и по цвету, и по скорости течения, отчего от их устья два потока воды разного цвета пару километров текут параллельно, почти не смешиваясь. Эти места очень красивы в любое время сезона, но самый захватывающий вид в конце августа — начале сентября, когда Катунь набирает свой концентрированный бирюзовый цвет.
Тропа Инегень — Тюнгур в районе слияния Катуни и Аргута. Мост навели участники внедорожного автопробега по этой тропе в 2003 году. Это был первый и последний раз, когда по всей длине тропы проехал автомобиль © Александр Денисов
Из тропы пытались сделать дорогу — прорубать её в скалах начали в годы Великой Отечественной войны, но проект свернули © Валерий Рогозин
Второе дыхание тропа обрела в 1960-е годы, когда Алтай начал осваиваться как регион для активного отдыха. По ней начали ездить мото-, а позже и велотуристы © Александр Денисов
Идеальное время для посещения тропы Инегень — Тюнгур в середине августа — сентябре, когда река набирает концентрированный бирюзовый цвет © Александр Денисов
Местами тропа идёт по крутому и высокому берегу Катуни. Преодолевать такие участки нужно максимально аккуратно. Если не уверены, лучше пройти такой сегмент пешком © Александр Денисов
Слияние молочно-белого Аккема и бирюзовой Катуни. В этом месте узкая часть тропы, проложенной в скалах и по крутому берегу, заканчивается и начинается сносная грунтовая автомобильная дорога © Александр Денисов
Расстояние от Инегени до Тюнгура — около 50 км, но собственно узкая тропа занимает около половины этого пути © Александр Денисов

Чуйская степь и плато Укок

Чуйская степь — межгорная котловина на юго-востоке Алтая в верхнем течении реки Чуи. С остальными районами её связывает только Чуйский тракт, и это достаточно изолированный регион. Со всех сторон котловину окружают горные хребты: Курайский — на севере, Северо-Чуйский и Южно-Чуйский — на западе, Сайлюгем — на юге и хребет Чихачёва — на востоке. Местность здесь одновременно красивая и суровая. В котловине преобладают полупустыни, летом жарко, до +35°C, а зимой очень холодно — до -50°C, из-за чего Чуйская котловина даже приравнена к территориям Крайнего Севера. Поэтому плотность населения тут низкая, деревень мало, а единственный крупный населённый пункт — местный районный-центр Кош-Агач.
По этой причине дорог здесь тоже немного. Большинство из них тянутся вдоль русел рек, спускающихся с хребтов и впадающих в Чую. Дороги аналогично «впадают» в Чуйский тракт и слабо соединены между собой: их разделяют реки и отроги хребтов. Поэтому в Чуйской котловине довольно сложно составить аккуратный кольцевой веломаршрут, который бы захватывал много интересных достопримечательностей, — приходится «челночить» к горным хребтам и обратно. Хорошая асфальтированная дорога здесь всего одна — Чуйский тракт. Остальная дорожная сеть — это местные каменистые и тряские грунтовки, изобилующие «стиральными досками». Тем не менее посетить этот край точно стоит — как минимум ради суровых и экзотичных пейзажей Центральной Азии.
Дорога от Кош-Агача до Карагемского прорыва. Она пересекает Чуйскую степь и огибает Южно-Чуйский хребет
Дорога от Кош-Агача до Карагемского прорыва. Она пересекает Чуйскую степь и огибает Южно-Чуйский хребет. Карта составлена с помощью сервиса nakarte.me
Мест, где можно остановиться, в Чуйской котловине тоже немного: есть гостиница в Кош-Агаче, юрточный кемпинг «Тыдтуярык» неподалёку от села Чаган-Узун, а также кемпинг «Тымыккем» в 44 км от села Кокоря. В обоих есть бани и отапливаемые юрты или домики. «Тыдтуярык» удобнее, если вы хотите катать радиалки в сторону Южно-Чуйского и Северо-Чуйского хребтов, «Тымыккем» — для тех, кто предпочитает максимальное уединение, а в гостинице Кош-Агача можно переночевать перед рывком на крайний юг Алтая — за Южно-Чуйский хребет.
«Алтайский Марс» — самая известная локация в Чуйской степи. Это выходы цветной породы в горах, окружающих реку Кызыл-Чин © Инна Смирнова, Instagram, @inkiny_kartinki
Вид на Южно-Чуйский хребет, реку Чую и Чуйскую степь в начале сентября © Валерий Рогозин
Чуйская степь — это межгорная котловина, в которой преобладают полупустыни © Александр Денисов
В эпоху мезозоя котловина являлась дном озера, поэтому сейчас здесь буквально под ногами можно найти окаменелости древних трилобитов и губок © Александр Денисов
Долина реки Чаган-Узун © Алексей Васильев, Instagram, @countrypoliten
Талдуринский оползень. Отрог горного хребта в долине реки Талдуры съехал вниз по склону в результате мощного Кош-Агачского (Чуйского) землетрясения в сентябре 2003 года © Алексей Васильев, Instagram, @countrypoliten
Там находится едва ли не самое знаменитое и одновременно достаточно труднодоступное место Алтая — плато Укок. Это нагорье находится на стыке границ России, Казахстана, Монголии и Китая. Оно знаменито своей уникальной природой и археологическими находками. Благодаря последним это место и прославилось на весь мир. В начале 1990-х годов сибирские археологи исследовали несколько местных курганов Пазырыкской культуры и обнаружили богатые находками погребения с алтайскими мумиями, которые отлично сохранились благодаря локальной мерзлоте. Сделанные здесь открытия можно отнести к списку археологических сенсаций XX века и ставить в один ряд, например, с обнаружением гробницы Тутанхамона.
Вместе с Алтайским и Катунским заповедниками плоскогорье Укок образует объект Всемирного наследия ЮНЕСКО, именуемый «Золотые горы Алтая». Практически вся территория плоскогорья сейчас отнесена к природному парку «Зона покоя Укок». Чтобы попасть сюда, нужно оформить следующие документы:
  • Пропуск в парк. Нужно пройти регистрацию у сотрудников парка.
  • Пограничный пропуск. Часть территории Укока — сегмент дороги по плато, перевал Тёплый Ключ, гора Красная — попадает в 5-километровую приграничную зону, для нахождения в которой необходимо оформить пропуск. Чтобы получить его, следует обратиться в Пограничное управление ФСБ по Республике Алтай или в его подразделения в сёлах Усть-Кокса или Кош-Агач. Получить пропуск можно при личном обращении, по почте, по e-mail или на портале «Госуслуги». Сроки предоставления услуги: для граждан России — не более 30 дней, для иностранцев — не более 60 дней.
От Кош-Агача до перевала Тёплый Ключ, который можно считать своеобразными «воротами» на Укок, — около 100 км. На этот путь лучше заложить два дня. Качество дорог здесь заставляет ехать довольно медленно, а средняя высота Чуйской котловины (1800 м) и высота перевала (2906 м) требуют акклиматизации. Дорога на перевал сложная — фактически она проложена по каменным валунам, и ехать по ней тяжело.
Дорога в сторону плато Укок огибает Южно-Чуйский хребет и разветвляется на две нитки: одна уходит на Укок, а вторая — в сторону села Беляши (некогда — Джазатор). От села проложена дорога через перевал Верблюжья Шея в сторону Карагемского ущелья. В основном она проходит по краю отвесных скал, и с неё открываются отличные виды на степь Самаха, Катунский хребет и Карагемский прорыв — участок реки Аргут, текущей внизу глубокого ущелья, с серией сложнейших для прохождения порогов. От Кош-Агача до Беляшей — около 140 км, на которые лучше заложить 2-3 дня езды. От Беляшей до Карагемского прорыва ещё чуть больше 20 км. По дороге ездят экскурсионные УАЗы, и она вполне проходима на велосипеде.
Наконец, из Кош-Агача также можно уехать на велосипеде на территорию Республики Тыва, преодолев Бугузунский перевал (2590 м), седловина которого находится примерно в 75 км от села.

Пример большого алтайского веломаршрута на 1000 км

Из перечисленных дорог можно, как из конструктора, собрать большой обзорный маршрут, захватывающий большое число районов и ярких достопримечательностей Горного Алтая. Вот пример «Алтайского кольца», трек которого проходит через территории Северного и Центрального Алтая:
Горно-Алтайск — Чоя — Артыбаш — Телецкое озеро — Балыкча — Коо — перевал Кату-Ярык (1200 м) — Балыктуюль — Улаган — Улаганский перевал (2080 м) — Акташ — Чибит — Иодро — слияние рек Чуи и Катуни — Инегень — Тюнгур — Мульта — Усть-Кокса — Усть-Кан — Шиба — перевал Семинский (1717 м) — Шебалино — Черга — Усть-Сема — Манжерок — Майма — Горно-Алтайск. Скачать трек.
«Алтайское кольцо» на 1000 км
«Алтайское кольцо» на 1000 км. Карта составлена с помощью сервиса nakarte.me
Протяжённость этого маршрута — около 1000 км, из них около 70 км занимает переход на катере через Телецкое озеро. Набор высоты — почти 11 000 м. По дороге нужно преодолеть 6 перевалов: Чойский, Кату-Ярык, Улаганский, Кырлыкский, Ябоганский и Семинский. Преодолеть эту дистанцию на велосипедах вполне реально за 2-2,5 недели. Если хочется пройти этот же маршрут, но гарантированно перевалить за 1000 км, то в Усть-Кане необходимо свернуть в сторону Солонешного и завершить велопоход в Бийске. Весь этот маршрут можно как усложнить, сделав его комбинированным или заложив дополнительные радиальные выезды, так и упростить — например, доехав до Телецкого озера на автобусе.
За рамками этого «Алтайского кольца» остаются Курайская и Чуйская степи с их видами на заснеженные Северо-Чуйский и Южно-Чуйский хребты. Взглянуть на эти места точно стоит, так что при желании можно съездить до Кош-Агача и обратно из Акташа — в том числе налегке, если заранее договоритесь о жилье в Кош-Агаче или кемпинге «Тыдтуярык». Этот отрезок туда и обратно прибавит к вашему пути около 200 км и 1500 метров набора высоты, зато тогда вы посмотрите почти все ключевые районы и дороги Горного Алтая.

Советы по планированию веломаршрута на Алтае

  • Внимательно изучайте график высот на вашем треке по дням движения. Даже если по пути не будет больших перевалов, набор высоты за день всё равно может быть огромным относительно велопоходов по равнинным районам.
  • Планируя маршрут, используйте отчёты поклонников внедорожного авто- и мототуризма на Алтае. Благодаря им можно намного точнее оценить характер дорожного покрытия в сравнении со спутниковыми снимками.
  • Если планируете веломаршрут по Северному Алтаю, то возьмите на вооружение отчёты участников Общесибирских первомайских велопробегов. Многие из них проходят по довольно непопулярным локальным дорогам.

Когда ехать в велопоход по Алтаю

Алтай по-своему хорош почти в любое время года, и так как это малоснежный регион, то покататься на велосипеде тут можно даже зимой. Главное — избегать откровенно холодных районов вроде Кош-Агача. Но основной туристический сезон здесь длится с мая по сентябрь:
  • В начале мая природа Алтая ещё только пробуждается от зимнего сна — только в тёплых долинах Северного Алтая начинается цветение и проклёвывается листва на деревьях. Южные районы в это время по своим пейзажам ещё похожи на позднюю осень. Поэтому, если хочется начать сезон пораньше, но увидеть красоту, стартовать в велопоходы лучше в середине — конце мая. По ночам в это время года ещё прохладно — могут быть заморозки, особенно в высокогорных районах. Но склоны гор уже зазеленеют, а цветы будут распускаться у вас на глазах.
  • Июнь — июль. Это высокий туристический сезон на Алтае. Все базы и гостевые дома открыты и работают в полную силу, много автобусных рейсов и такси, которые упрощают заброску. Но наиболее популярные достопримечательности будут наводнены туристами, особенно в выходные дни.
  • Август — сентябрь. В августе туристический сезон идёт на спад — меньше трафик на дорогах, меньше народу на обзорных площадках и базах отдыха. В это время года горные реки набирают свой насыщенный цвет. Катунь становится ярко-бирюзовой, а Аккем — молочно-белым. В начале сентября наступает едва ли не самое красивое время года на Алтае: к ярким рекам добавляются осенние золотые горы. В то же время количество туристов сокращается до минимума и быстро холодает — на высотах более 1000 метров уже в середине сентября ночью могут быть заморозки и даже выпадает снег, особенно в центральных и южных районах региона.

Снаряжение и подготовка к велопоходам на Алтае

Какого-либо специфического снаряжения Алтайские горы не требуют — можно руководствоваться стандартными рекомендациями по сборам в велопоход, которые мы собрали в этой статье. Здесь же мы дадим несколько советов по сборам и подготовке к велопоходу на Алтае.

Топливо

На Алтае нет проблем с покупкой туристических газовых баллонов. Цанговые есть почти в каждой деревне, так что если ваша горелка со шлангом, то брать большой запас топлива необязательно. Резьбовые баллоны продаются в Бийске, Горно-Алтайске, крупных районных центрах вроде Шебалино, Чемала, Улагана, Кош-Агача. Они есть в продаже даже на базах отдыха, откуда стартуют популярные пешие маршруты, — например, в «Кочевнике» рядом с селом Чибит или в «Высотнике» в селе Тюнгур. Жидкотопливную горелку стоит брать, только если вы едете осенью или в мае в отдалённые и холодные районы вроде плато Укок или собираетесь уехать в Туву или Монголию через Алтай.

Бивачное снаряжение

Летом берите на Алтай спальный мешок с нижней температурой комфорта не выше 0…+5°C. Большинство популярных веломаршрутов здесь цепляют отрезки дороги, которые проходят на высотах более 1000-1500 метров, где по ночам ощутимо холоднее, чем на равнинах. По этой же причине в велопоходы в конце августа — сентябре лучше брать спальник, в котором тепло даже при отрицательных температурах.
В качестве бивачной обуви возьмите обычные кроксы: в них можно дать отдых ногам в лагере, а также удобно переходить броды и набирать воду в горных ручьях и озёрах. При этом они мало весят, поэтому их можно повесить даже на подседельный баул или на велосумку багажника.
Спальник Deuter Orbit +5 L Granite/Steel
-40%
5 694 ₽
9 490 ₽
Deuter Спальник Deuter Orbit +5 L Granite/Steel
левый правый
Подробнее
Подробнее
Спальник Mountain Equipment Nova III Regular Cosmos/Blaze
-20%
13 760 ₽
17 200 ₽
Mountain Equipment Спальник Mountain Equipment Nova III Regular Cosmos/Blaze
левый/regular правый/regular
Подробнее
Спальник Mountain Equipment Glacier 300 Regular Imperial Red
-30%
22 260 ₽
31 800 ₽
Mountain Equipment Спальник Mountain Equipment Glacier 300 Regular Imperial Red
левый/regular правый/regular
Подробнее
Спальник Deuter Orbit -5 L Cranberry/Steel
-25%
8 692 ₽
11 590 ₽
Deuter Спальник Deuter Orbit -5 L Cranberry/Steel
левый
Подробнее

Питание и вода

На ключевых автодорогах много деревень с магазинами и придорожных кафе. Поэтому брать с собой еды на две недели, рассчитывая на полуголодную автономную экспедицию, не нужно: припасы можно всегда пополнить в пути. По крайней мере лапшу, кофе, чай и крупу вы найдёте даже в отдалённых деревнях. С запасом стоит взять только орехи, сухофрукты, сушёное мясо, сухое картофельное пюре и готовые сублимированные блюда для быстрых обедов, если вы их используете.
Май и начало июня на Алтае — время паводка. Поэтому даже обычно чистые ручьи и реки становятся грязными, и очистить муть поможет только фильтр. К тому же многие из них текут через луга, на которых пасётся местный скот. Поэтому всю набранную в таких водоёмах воду нужно кипятить
Май и начало июня на Алтае — время паводка. Поэтому даже обычно чистые ручьи и реки становятся грязными, и очистить муть поможет только фильтр. К тому же многие из них текут через луга, на которых пасётся местный скот. Поэтому всю набранную в таких водоёмах воду нужно кипятить © Александр Денисов
На Алтае много источников чистой пресной воды, однако далеко не все родники и чистые ручьи находятся в шаговой доступности от дорог и стоянок. Даже горные ручьи могут быть сильно замусорены во время паводка — уровень воды в них может не спадать до середины — конца июня. Поэтому походный фильтр для воды будет не лишним, особенно если вы едете в конце весны — начале лета. В противном случае придётся полагаться на бутилированную воду из магазинов, а также на колонки-скважины в сёлах.

Велосипед

В начале статьи мы уже отметили, что Алтай можно проехать насквозь даже на шоссейном велосипеде. Однако это касается только Чуйского тракта. Не забывайте, что это горный регион, а значит, здесь много перевалов с затяжными подъёмами. Поэтому желательно, чтобы на вашем велосипеде был запас пониженных передач, дабы движение гружёным в гору не превратилось в тяжелейшее физическое испытание. Но даже при наличии «горной» трансмиссии будьте готовы, что в некоторые подъёмы велосипед будет проще затолкать, чем заехать. Внимательно изучайте профили высот!
Велосипед автора статьи — классический туринг с колёсами 700х40С. Конкретно на нём на Алтае пройдено около 2500 км по дорогам и тропам разного качества
Велосипед автора статьи — классический туринг с колёсами 700х40С. Конкретно на нём на Алтае пройдено около 2500 км по дорогам и тропам разного качества © Александр Денисов
Классика, подходящая и для алтайских дорог, — простой MTB-хардтейл. Главное, чтобы велосипед был исправен, а вам на нём было комфортно
Классика, подходящая и для алтайских дорог, — простой MTB-хардтейл. Главное, чтобы велосипед был исправен, а вам на нём было комфортно © Эдуард Сидоров
Качество дорожного покрытия не везде на высоте, поэтому покрышки велосипеда должны обеспечивать приемлемые сцепление и комфорт. Автор статьи проехал бо́льшую часть своего алтайского километража на туринге с резиной 700х40C. Его покрышки почти везде работали отлично или хотя бы сносно, а там, где их не хватало, нужен был фэтбайк или велосипед с колёсами 29+/27,5+.

Опасная фауна

На Алтае распространены клещи. Пики их активности приходятся на май и начало сентября. Но даже если вы едете сюда летом, то как минимум нужна страховка на случай укуса. А ещё лучше — заблаговременно сделайте прививку от энцефалита. Осматривайте себя в течение дня, обрабатывайте штаны и обувь акарицидными средствами. А вот мошки и комаров в большинстве районов Горного Алтая либо совсем нет, либо их очень мало. Так что репелленты и накомарники не потребуются.
Кош-Агачский район — природный очаг чумы. Находясь на его территории, не контактируйте с сусликами и грызунами. Не трогайте их, не кормите, не перемещайте мёртвые тушки и не употребляйте их мясо в пищу — даже если предлагают!
Велосипед — лучший способ прочувствовать километры Алтайских гор. В отличие от пеших походов вы увидите гораздо больше мест и природных зон за то же время движения, но при этом унесёте в памяти столь же концентрированные ощущения от преодоления дорог, перевалов и стихии.
Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях
Я рекомендую Мне нравится
© Спорт-Марафон, 2021 Данная публикация является объектом авторского права. Запрещается копирование текста на другие сайты и ресурсы в Интернете без предварительного согласия правообладателя — blog@sport-marafon.ru

Товары по теме

Статьи по теме

В рассылке блога мы рассказываем о новых коллекциях
, интересных товарах
и людях
Если у вас есть вопросы или пожелания по блогу, пишите их нам, мы постараемся учесть.
Напишите нам, о чём бы вы хотели прочитать в нашем блоге.
Заметили ошибку? Выделите текст ошибки, нажмите Ctrl+Enter, отправьте форму. Мы постараемся исправить ее.