0

Про фрирайд и скитур в Саянах

, обновлено 13.09.2023
В Ергаках © Сергей Токарев, Instagram, @tokarevs
Саянские склоны — это бесконечное разнообразие: огромные снежные поля и узкие кулуары, густой хвойный лес и островки курумника, снег, выдутый до состояния бетона, и пухляк, в котором катание легко превращается в заплыв. А ещё это всегда море впечатлений! Ими с нами поделились поклонники бэккантри, скитура и фрирайда, раскатавшие самые интересные и доступные споты Красноярского края и Хакасии.

Немного географии

Саянская горная страна — это две самостоятельные горные системы: Восточный и Западный Саян. Расположены они в центре Азии, на территории сразу пяти российских регионов: Красноярского края, Иркутской области, республик Тува, Бурятия и Хакасия. Восточный Саян протянулся с северо-запада на юго-восток более чем на 1000 км от Енисея до Южного Прибайкалья, Западный — с юго-запада на северо-восток на 650 км, одним «концом» упираясь в Монгун-Тайгу (3976 м, высшую точку Восточной Сибири), а другим — в Восточный Саян.
Снег здесь лежит большую часть года, а на белогорьях и ледниках не сходит вообще, обеспечивая райдерам стабильное покрытие разной степени плотности и толщины. Лучшее время для катания — октябрь-ноябрь и март-апрель. В это время меньше штормовых ветров, больше солнечных дней, да и температура редко опускается ниже -20°С. Впрочем, зимой в Саянах тоже неплохо, главное — мониторить прогноз погоды и отслеживать ситуацию на дорогах. Ближайшие к нижеперечисленным локациям аэропорты и крупные железнодорожные станции находятся в городах Красноярске и Абакане. Все варианты заброски указаны от этих городов.
Горные лыжи Zag Ubac 112
-30%
81 123 ₽
115 890 ₽
ZAG Горные лыжи Zag Ubac 112
176 184
Горные лыжи Fischer Ranger 116
-40%
58 800 ₽
98 000 ₽
Fischer Горные лыжи Fischer Ranger 116
187

Плюсы и минусы фрирайда в Красноярском крае и Хакасии

Плюсы:
  • Почти любая гора или хребет в Саянах пригодны для спусков на лыжах и сноуборде. Снега много, и на северных склонах он стабильно держится до конца весны.
  • Кое-где даже имеются подъёмники, которые позволяют сэкономить силы для спуска.
  • Бэккантри обычно на небольших высотах — от 800 до 2000 м, что не так утомительно во время пешего подъёма, да и горняшку здесь схватить крайне сложно.
  • Спуски, даже на одном споте, как правило, вариативны, можно выбрать только целину или только лес, попрыгать через камни или бурелом, ну или совместить всё за один раз.
  • Также несомненным плюсом является безлюдье. Девяносто процентов Саян вообще не посещаются туристами, и риски встретить, например, на скитуре райдеров-конкурентов здесь ничтожны. Зато легко получить лавры первооткрывателя: в Красноярском крае и Хакасии сотни гор, на которые не ступала нога фрирайдера.
И тут мы плавно переходим к минусам:
  • Заброска. Самые интересные споты требуют сложных долгих подъездов/подходов. Условно пригодные для проезда дороги, ведущие в горы, как правило, тупиковые, и зимой их не чистят.
  • В одних местах катания нет населённых пунктов, а значит, нет связи, ФАПов, дежурных спасателей, точек общепита и невозможны заброски снегоходами. Другие споты расположены на территориях ООПТ, куда закрыт доступ любому транспорту.
  • Турбазы чаще всего отсутствуют, так что зачастую единственным вариантом становится скитур с зимней палаткой или иглу.
  • Саяны лавиноопасны, славятся штормовыми ветрами на малых высотах, частыми метелями и облаками, неожиданно накрывающими горы чуть ли не до подошвы.
Не передумали? Тогда вперёд и вниз!
Мария Климова, любитель зайти подальше и покатать подольше. Красноярск
Мария Климова, любитель зайти подальше и покатать подольше. Красноярск

Фрирайд в Ергаках

Хребет Западного Саяна на юге Красноярского края, входит в состав одноимённого природного парка. С тюркского «ергаки» переводится как «пальцы» — здешние горы клыкастые и напоминают растопыренные пальцы, торчащие из земли. Ергаки — одно из самых популярных мест катания на горных лыжах и сноуборде в Южной Сибири. На хребте круглый год работают семь баз отдыха и два бугельных подъёмника — «Снежная» и «Ергаки», есть ещё «Тушканчик-Кэмп», но в сезоне-2020/2021 он на реконструкции.
Для многих фрирайдеров Ергаки становятся вторым домом. Катать здесь можно любую гору, их в парке десятки, к одним довольно близко подходит автодорога, на другие забрасывают снегоходом, а на третьи поднимают бугели. По хребтам можно уйти далеко, найти понравившийся цирк и гонять до изнеможения. Для скитура здесь тоже широчайшие возможности: можно забраться с палаткой на озеро Светлое, скатиться с горы Тушканчик, раскатать цирки в районе Каровых озёр, да и просто погулять, посмотреть на скалы — недостатка в локациях нет. Главное — зарегистрироваться в МЧС и в визит-центре природного парка «Ергаки» и не забыть на выходе сняться с регистрации.
Поездка в Ергаки не разорит. Стоимость складывается из заброски, проживания и питания на одной из баз (на некоторых нет столовой, но есть печка), ски-пасса, снегоходных рейсов. Пять дней каталки обойдутся примерно в 15 тысяч рублей, скитур — вполовину дешевле.
На южных склонах © Сергей Токарев, Instagram, @tokarevs
Вид с Ергаков на Арадан © Сергей Токарев, Instagram, @tokarevs
Центральные Ергаки © Сергей Токарев, Instagram, @tokarevs
По автодороге «Енисей» можно доехать до основных спотов © Сергей Токарев, Instagram, @tokarevs
Минутка дзена перед спуском © Сергей Токарев, Instagram, @tokarevs
На склонах гор парка «Ергаки» в изобилии натуральные кикеры © Сергей Токарев, Instagram, @tokarevs
Дропов в Ергаках тоже хватает © Сергей Токарев, Instagram, @tokarevs
Жить можно на одной из турбаз © Сергей Токарев, Instagram, @tokarevs
Скитурный лагерь на озере Светлом © Сергей Токарев, Instagram, @tokarevs
Спящий Саян © Сергей Токарев, Instagram, @tokarevs
Катание в Ергаках проходит на небольшой высоте, порядка 1400-1800 м, перепад высот тоже небольшой — от 220 до 400 м, много пологих полянок. Спуски не очень длинные, полтора километра по здешним меркам — это много. Ергаки хороши как для начинающих фрирайдеров — здесь учатся катать любой снег и разные трассы: целину, лес, камни, ручьи, дропы, так и для продвинутых — привершинные участки склонов обычно очень крутые. Имеются целые споты для опытных фрирайдеров со стальными нервами, например под ЛЭП возле «Полки» — противолавинной галереи на автодороге «Енисей». Впрочем, наличие в шаговой доступности турбаз, спасателей и федеральной трассы действует успокаивающе.
Сезон длится с ноября по конец апреля, в январе — феврале приличные морозы и штормовые ветры, соответственно, много выдутых склонов и «бетона». В остальное время — бесконечные снегопады и высокая лавиноопасность. В лесу, как правило, снег хороший всегда, главное, успеть раскатать его первым.

Как добраться:

  • На поезде №124 до станции Абакан (отправление ежедневно из Красноярска в 18:35, билет стоит от 1400 до 1900 рублей), далее на такси или рейсовом автобусе Абакан — Кызыл до природного парка «Ергаки». Первая база на Ойском озере — 605-й км, визит-центр парка — 614-й км, кордон «Тушканчик» — 622-й км.
  • На рейсовом автобусе Красноярск — Кызыл, идущем через Абакан, 4 рейса ежедневно, стоимость по состоянию на конец 2020-го — 1900 рублей плюс оплата багажа.
  • На автомобиле по автодороге Р257 «Енисей».

Фрирайд на Аргыджеке

Самая часто посещаемая вершина Восточного Саяна в Красноярском крае. Высота — 1523 м. В народе Аргыджек называют «горой ветров»: здесь встречаются холодные, несущие обильную влагу ветры со всех сторон света, поэтому зимой толщина снежного покрова в зоне леса достигает двух-трёх метров. Этимология названия отсылает к тюркской топонимике, на что указывает характерное окончание «жек», означающее воду, что, в общем-то, соответствует аргыджекской действительности в любое время года.
Аргыджек — отличное место, чтобы попробовать бэккантри, если вы уже умеете катать вне трасс. Подъёмников на горе нет, хотя в 2000-х существовал проект строительства здесь горнолыжного курорта уровня Шерегеша, но он так и остался на бумаге. Лыжи, сплит, снегоступы — вот три варианта четырёхкилометрового подъёма, а когда тропа к концу зимы хорошо набита, можно идти и пешком. Катают на южном склоне, начиная с границы леса, с восточного и западного плеча — тоже на юг. Северный склон довольно крутой и обрывается в совершенно глухие буреломные места, поэтому выходят оттуда только на скитуре. Северные ветры на Аргыджеке господствующие, снега надувают столько, что карнизы иногда висят до июля.
Южный склон Аргыджека идеален для бэккантри © Андрей Римский, Instagram, @rimskiy_a
Подъём на вершину Аргыджека занимает пару часов © Андрей Римский, Instagram, @rimskiy_a
А вот спуск займёт всего 10 минут © Павел Хорст
Турбаз на Аргыджеке нет, поэтому надолго остановиться можно только с палатками © Андрей Римский, Instagram, @rimskiy_a
Лагерь на склоне Аргыджека © Андрей Римский, Instagram, @rimskiy_a
Набор высоты от трассы до вершины примерно 700 м. В зоне леса склоны пологие, вершина покруче, но не намного, перепад высот в южном цирке не больше 200 м. Хороший снег с конца октября по апрель, подсыпает регулярно. По верхам, правда, всегда «бетон», много торчащего курумника и дует сильный ветер. Поэтому народ обычно катает по безветренному лесу, оттачивая мастерство лавирования, строит кикеры, прыгает — на склонах много бурелома и крупного курумника. В общем, тут не только фрирайд, но и чистый фан.
Верхняя часть спота представлена обширными снежными полями с редкими деревьями, чем ниже, тем лес гуще. Выезд к трассе — вдоль тропы, к приисковым отстойникам или к незамерзающей реке Жайме. Покатать на Аргыджек обычно приезжают из города на один день, если выехать часов в шесть утра, то до захода солнца успевают сделать два-три спуска. Турбаз в окрестностях нет, так что единственный вариант ночёвки — это палатка или иглу, такое тоже практикуется. По деньгам получается недорого: только дорога и питание (до ближайшего полноценного магазина 45 км).
Горные лыжи Hagan Ultra 84
-40%
44 994 ₽
74 990 ₽
Hagan Горные лыжи Hagan Ultra 84
164
Горные лыжи Kastle TX87 White
-40%
44 274 ₽
73 790 ₽
Kastle Горные лыжи Kastle TX87 White
182
Горные лыжи Armada Locator 104
-40%
56 514 ₽
94 190 ₽
Armada Горные лыжи Armada Locator 104
178 186
Горные лыжи Armada Locator 112
-40%
59 994 ₽
99 990 ₽
Armada Горные лыжи Armada Locator 112
180
Горные лыжи Hagan Boost 99
-40%
52 194 ₽
86 990 ₽
Hagan Горные лыжи Hagan Boost 99
178 188
Горные лыжи Hagan Ultra 89
-40%
47 994 ₽
79 990 ₽
Hagan Горные лыжи Hagan Ultra 89
170

Как добраться:

  • Из Красноярска на авто 200 км, сначала по трассе Р555 до Кускуна, повернуть на трассу 04К-029, ехать до поворота на посёлок Жайма, далее около 3 км до начала тропы — слева от дороги увидите широкую долину и воткнутую в снег на обочине палку с какой-нибудь яркой тряпкой.
  • На поезде №124 Красноярск — Абакан до станции Жайма, отправление ежедневно в 18:35, прибытие в 0:41, далее пешком 4,5 км до начала тропы. Обратный рейс также ежедневно, отправление в 0:43 со станции Жайма. Кассы на станции нет, билет надо купить заранее. Время до поезда можно скоротать в котельной посёлка Жайма или у сторожа на прииске.
Андрей Римский. Катает для собственного удовольствия и организует некоммерческие фрирайд-выходы и скитуры для своих друзей. Красноярск
Андрей Римский. Катает для собственного удовольствия и организует некоммерческие фрирайд-выходы и скитуры для своих друзей. Красноярск

Фрирайд на вершинах Москва и Чебулак

Две вершины Восточного Саяна, между которыми по прямой около 7 км. Москва (1828 м) и Чебулак (1778 м) «прописаны» в Красноярском крае примерно в 350 км от Красноярска и в 250 км от Абакана. Этот район популярен у любителей горного и велосипедного туризма, у туристов-водников и рыбаков.
Москва и Чебулак одинаково интересны для скитура и точно понравятся тем, кто любит забраться куда подальше. Первый снег в этих краях выпадает рано, уже в середине сентября, и лежит до мая, а в некоторых цирках и до июня, но к лету снег уже не особо катальный. Сезон стартует в конце ноября — начале декабря, но бывает и позже. Погода в последнее время в Сибири очень нестабильная. Снежный покров зимой достигает 3-3,5 м, местные рассказывают, что в старые времена бывало и больше.
Перепады в цирках 250-350 м, уклон 25-45 градусов, но есть и покруче. Спуски как простые длинные, так и короткие сложные. Можно скатиться от первых вершин прямо к дороге, протяжённость такого спуска около 4 км, а можно дойти до цирков и катать там открытые сложные и не очень линии с хорошим уклоном, примерно 35-45 градусов. Подъём на эти горы начинается от дороги, причём на Чебулак сразу от обочины, к подножию Москвы нужно ещё идти какое-то время по лесу. На скитуре набор высоты до вершины Чебулака составит около 1070 м, до вершины Москвы метров на триста больше. Для здешней каталки уровень райдера должен быть не ниже среднего, плюс хорошая физподготовка, так как рельеф непростой и нужно вывозить спуски.
Снег в этой части Саян отличный — сухой и пушистый. Но и ветры тоже сильные, отчего некоторые споты могут быть жёсткими. Температуры случаются очень низкие, для Сибири это не редкость, но на солнце и при сухом воздухе мороз не так чувствуется, поэтому в горах довольно комфортно. Обычно от -30°С ночью и до -16°С днём. Лучший месяц для скитура на Москве и Чебулаке — февраль, тогда и дни длиннее, и тепло.
С подъёма на Чебулак открывается панорама Восточного Саяна © Андрей Римский, Instagram, @rimskiy_a
Отступать некуда, позади Москва © Андрей Римский, Instagram, @rimskiy_a
Спуск с Чебулака — уклон серьёзный, но неопасный © Андрей Римский, Instagram, @rimskiy_a
Цирки Чебулака © Андрей Римский, Instagram, @rimskiy_a
Одни катают, другие работают. В цирке Чебулака много отличных локаций для фотосъемки © Андрей Римский, Instagram, @rimskiy_a
Основной спот на горе Москва © Андрей Римский, Instagram, @rimskiy_a
Снежные подушки в лесу под горой Москва © Андрей Римский, Instagram, @rimskiy_a
Немного эстетики на скитуре © Андрей Римский, Instagram, @rimskiy_a
В охотничьем приюте под горой Москва © Андрей Римский, Instagram, @rimskiy_a
По качеству снег похож на лужбинский. В начале сезона бывает и «перепаудер», да такой, что тропить просто невозможно. Лавины в этих местах — явление нередкое, надо быть предельно осторожным: район отдалённый, связь отсутствует, и помощи быстрой ждать нет смысла, она придёт не раньше чем через сутки. Так что кататься рекомендуем с опытными ребятами, хорошо знающими споты. А их тут очень много, разных уровней сложности. Есть и кулуары, и открытые цирки, и лес, и куча дропов. Кататься можно наверху в цирках: на Чебулаке их семь, компактно расположенных и доступных, на Москве ещё больше, там они идут вдоль гребня горы. А можно катать по хребтам и лесу простые поляны и лесные прочёсы, на которых тоже есть дропы и снежные подушки. Обычно мы катаем цирки, а в конце делаем длинный спуск к дороге, на котором в виде бонусов есть споты со снежными подушками и дропами, плюс хороший лес и техничный спуск вдоль ручья.
Эти места цепляют с первой поездки! Там очень красиво. С Чебулака видно пики Эдельштейна и Грандиозный и другие саянские вершины, пусть и не такие высокие, но не менее впечатляющие. Крутейшие споты, где можно прокачать свои навыки. Многие из них, кстати, так и остались пока нетронутыми, их ещё предстоит раскатать.
В сравнении с Москвой плюс горы Чебулак в том, что с неё почти всегда можно выкатить к машине/снегоходу, и подъёмы из цирков несложные. На Москве же приходится выходить на скитуре, из некоторых цирков сложно выбираться обратно, и сам подход муторный. Ещё Чебулак нравится райдерам за разнообразие спусков и дропов.
До ближайшего к локации посёлка Кошурниково добираются по железной дороге или на машине, а вот дальше самое интересное. С логистикой в этом районе беда, всё зависит от состояния лесовозной дороги, которая начинается от посёлка и тянется вглубь Саян. Бывает, её чистят, и можно проехать на полном приводе, а бывает — нет, тогда нужно искать снегоход, танкетку или какой-то ещё спецтранспорт на месте.
Жить у этих гор тоже особо негде, много охотничьих изб, но, как правило, они рассчитаны на пару человек, так что самым оптимальным решением будет палатка. Конечно, если сильно постараться, то можно найти ночлег в посёлке, но каждый день ездить по сложной дороге 40 км к месту катания — так себе развлечение. Палатка удобнее, пусть и не так комфортно. Если посчитать стоимость поездки, то она будет не слишком высокой: бензин или билеты на поезд, продукты и заброска спецтранспортом по необходимости.

Как добраться:

  • Поездом №124 от Красноярска или Абакана до станции Кошурниково (билеты стоят от 740 до 1300 рублей), далее заброска спецтранспортом либо на машине.
  • На электричке Абакан — Кошурниково, отправление ежедневно, два утренних рейса, стоимость билета 227 рублей, багаж бесплатно, далее заброска спецтранспортом либо на машине.
  • По автодороге 04К-029 из Красноярска (310 км) или Абакана (210 км) до Кошурниково, далее около 40 км по лесовозной дороге — поворот с улицы Чкалова на восток через свалку.
Рустам Андарьянов. Фрирайдер со стажем, катает в Сибири в компании друзей, но никогда не прочь присоединиться к хорошей группе для интересной каталки. Абакан
Рустам Андарьянов. Фрирайдер со стажем, катает в Сибири в компании друзей, но никогда не прочь присоединиться к хорошей группе для интересной каталки. Абакан

Сотый перевал

Сотый — народное название Саянского перевала (2214 м) на границе республик Хакасия и Тува в Западном Саяне. Через перевал проходит автодорога Абаза — Ак-Довурак (240 км). Расстояние от города Ак-Довурак до перевала около 100 км, отсюда и название. Дорога является дублёром федеральной трассы Р257 «Енисей», трафик на ней почти нулевой, заправки и связь отсутствуют. Есть три крошечных населённых пункта без магазинов, одна столовая, в Большом Оне, и одна круглогодичная турбаза.
Удалённость Сотого не только от цивилизации, но и от популярных мест катания в Южной Сибири, а также полное отсутствие инфраструктуры делают этот спот крайне привлекательным: ведь быть первым, ну или одним из первых, всегда приятно. Катание проходит на склонах хребта Сайлыг-Хем-Тайга. На самой его низкой точке и находится Сотый перевал. От перевала можно уйти довольно далеко в обе стороны по хребту даже без скитурного снаряжения, снег выдутый и жёсткий, вплоть до фирна. Из-за обилия карнизов и следов метелевого переноса довольно высокая лавиноопасность — в зависимости от уклона и наличия ветровых досок.
Рельеф на спотах разнообразный. От гребня и до границы леса склоны могут представлять собой как ровные широкие поля, так и техничные выкаты с кулуарами и контрфорсами. Далее короткая зона леса с редким в этих местах пухляком — и выкат в широкую долину какого-либо ручья. Обычно выбираем линии в направлении трассы, а потом пешком выходим 500-1000 м к машине. Перепад высот — 150-300 м, максимальная длина спусков — чуть более 1000 м. Райдер на Сотом должен уметь катать по разному рельефу и снегу: на одном спуске может быть и «бетон», и пухляк.
Снег, как и в большинстве мест в Саянах, ложится в октябре и сходит в мае-июне. Перед приездом желательно отслеживать информацию о его уровне, зимой здесь осадков выпадает заметно меньше, чем в Кузнецком Алатау, Горной Шории или в других частях Саян. Например, в первые дни января 2019-го снега было настолько мало, что на выходе к дороге его было всего по колено. Помимо малоснежья и редко встречающегося пухляка, к минусам данной локации стоит отнести высокую лавиноопасность района. Из плюсов, безусловно, красивейшие виды, продолжительные спуски с хорошо читаемой линией, доступ к ближайшим спотам пешком по хребту без специального снаряжения.
На Сотом перевале © Рустам Андарьянов
Можно скатиться в Хакасию © Рустам Андарьянов
А можно в Туву © Рустам Андарьянов
Скитурное снаряжение на перевале желательно, но необязательно: снег жёсткий и неглубокий, можно двигаться и пешком © Рустам Андарьянов
На гребне хребта снег выдувает, но в цирках бывает пухляк © Андрей Шарафетдинов
Хребет Сайлыг-Хем-Тайга © Рустам Андарьянов
На самом перевале и поблизости жильё отсутствует. Чуть ниже есть база дорожников и кордон заповедника «Хакасский», но люди там дежурят не всегда. Связи тоже нет. Ближайшее место для ночёвки — турбаза в живописной долине ручья Стоктыш. От неё до Сотого порядка 20 км. На базе — тёплые домики, баня, столовая, где райдерам идут навстречу, обеспечивая на обед сухпайком. Обязательно нужно брать с собой бензин, потому что до ближайшей заправки 100 км. Интересно, что в долине Стоктыша температура в январе была -25°С, а на перевале и на хребте, видимо, за счёт инверсии всего -15°С. Ночные перепады обычно в пределах 10 градусов.
Как уже было отмечено, нам не очень повезло со снегом. Стояла солнечная безоблачная погода, видимость — на десятки километров вокруг. Пухляка как такового не было, толщина снежного покрова меньше метра. Тем не менее было интересно там побывать! Очень суровые горы, масштабные панорамы, простые подходы по хребтам, кайфовые спуски. С одной стороны, ты где-то в глуши, вдалеке от цивилизации, а с другой — тебя ждёт уютный дом, где можно согреться и обсушиться, посидеть вечером в кафе у камина.
Имеет смысл приехать на Сотый в феврале-марте, когда день длиннее, температура выше, и походить скитуром, исследовать удалённые от трассы споты. Наличие снегохода очень бы помогло и ускорило процесс, но, увы, здесь их нет, так что, отправляясь на скитур, нужно рассчитывать время, чтобы вернуться к дороге до темноты.

Как добраться

Из Абакана на автомобиле 190 км по трассе 95К-002 до Абазы, далее ещё 140 км до Сотого перевала. Поворот на турбазу на отметке 301-й км, круглосуточная столовая — в посёлке Большой Он, поворот направо сразу после моста.

Фрирайд на горе Гладенькой

«Домашняя» гора для жителей Хакасии и юга Красноярского края, находится в 120 км от Абакана на границе горной и степной зоны. Высота — 1804 м. Гладенькая может похвастаться самыми длинными в Хакасии спусками — 3500-5000 м. Северный склон оснащён кресельным и бугельным подъёмниками, трассу ратрачат и подсыпают из пушек. Южный склон не обслуживается пушками и ратраками и используется для внетрассового катания.
Южный склон Гладенькой — идеальный спот для начинающего фрирайдера, чтобы попробовать себя в бэккантри. Не слишком сложный, но вполне серьёзный, где можно проверить свои навыки катания и физическую подготовку. А для райдера с опытом, да ещё и при хорошей погоде, — это классная фановая прогулка выходного дня. Катнуть, забраться на перевал, попить чаю наверху с видом на Борус и другие саянские хребты, Енисей, Саяно-Шушенское море.
Самая большая проблема Гладенькой — снег. Гора с её протяжённой трассой и внетрассовыми возможностями идеальна для любого катания! Но снега, как правило, очень мало, он нещадно выдувается ветрами, и достаточный уровень для фрирайда насыпает обычно в январе, когда и делают первые спуски по южному склону. Исключение — прошлый сезон, когда выпало много снега в конце года и удалось покатать уже в декабре. А ещё на южном склоне практически не бывает жёсткого снега, по крайней мере, за пять лет его никто из нас ни разу не встречал. Катание проходит на высотах 800-1800 м с финальным выкатом на 400 м.
Вид на южный склон и Джебашский хребет с вершины Гладенькой © Андрей Тонких
Саяно-Шушенское море — водохранилище Саяно-Шушенской ГЭС и Кантегирский хребет © Андрей Тонких
Выкат на просеку с южного склона Гладенькой © Рустам Андарьянов
На спуске с южного склона Гладенькой © Slava Shapovalov
Панорама Западного Саяна с вершины Гладенькой © Рустам Андарьянов
От верхней станции подъёмника можно стартовать сразу по одной из двух просек. Если хочется раскатать лес, то тогда подниматься нужно на бугеле или пешком, движемся на запад к вершине Гладенькой около 1 км. Стартуем, уклон будет небольшой, длина спуска около 3 км и перепад около 500 м. Можно из леса, взяв левее, выехать на просеку. Можно взять правее, тогда весь спуск будет по лесу. Все варианты выведут на дорогу, по которой скатываемся вниз, к ручью. Затем пеший подъём на Черёмуховый перевал на высоту 1400 м с набором 250 м. Время подъёма зависит от количества снега, наличия тропы, протоптанной вашими предшественниками, и вашей физической формы. На камусах подниматься на перевал проще, но и пешком вполне достижимо. С перевала вниз уклон уже достаточно бодрый, спуск 1 км до места, где дорога заходит в лес. Далее выкат выполаживается по дороге вдоль ручья Черёмухового. Можно расслабленно катить ещё 4 км до спорткомплекса в Черёмушках, общий перепад с перевала до финиша составит около 1000 м. Если приехать на один день, то лучше оставить машину поближе к финишу, а до подъёмника доехать на такси.
Данный спот работает только при приличном уровне снежного покрова, должны быть надёжно прикрыты курумник и бурелом на просеке. Лучше заранее приехать, посмотреть линии, или списаться с местными, чтобы не испытать разочарования. Райдер должен иметь опыт катания по пухляку, а сноубордист — уметь останавливаться в нужном месте и не падать. Повторный старт из сугроба отнимает много сил.
Катание здесь получается очень бюджетным. По сути, нужно оплатить всего один подъём (200-300 рублей) и расходы на бензин, такси. Можно остановиться в гостинице под горой или на самой горе, снять квартиру в Черёмушках или Саяногорске. Или приехать на один день, если вы живёте в Абакане, Шушенском или Минусинске.

Как добраться:

  • На своём автомобиле по автодороге Р257 «Енисей» до Абакана, далее по трассе на Саяногорск до Черёмушек. Поворот на Гладенькую будет после Майнской ГЭС.
  • На поезде №124 или самолётом до Абакана, далее на такси.
  • На ежедневном рейсовом автобусе Красноярск — Саяногорск через Абакан до конечной (расписание есть на сайте Красноярского автовокзала), время в пути около 9 часов, стоимость билета на конец 2020 года — 1423 рубля плюс оплата багажа, далее на такси или маршрутке.
Андрей Тонких, путешествующий и катающийся фотограф, фрирайдер от случая к случаю. Дивногорск
Андрей Тонких, путешествующий и катающийся фотограф, фрирайдер от случая к случаю. Дивногорск

Фрирайд на Борусе

Самая посещаемая пятиглавая гора Западного Саяна на территории Красноярского края, входит в состав национального парка «Шушенский бор». Расположена на правом берегу Енисея, напротив посёлка Черёмушки, в 8 км от Саяно-Шушенской ГЭС. Высшая точка — гора Пойлова (2318 м). Название «борус» переводится с тюркского как «делающий погоду», «направляющий воду», и, действительно, Борус защищает от ветра и снега обширные плодородные земли Минусинской котловины.
Круглый год на пять вершин Боруса ходят большими группами пешие туристы, здесь проходят альпсборы и регулярные соревнования бегунов-трейлраннеров. Поэтому для бэккантри не особо нужны снегоступы или камусы: тропы всегда набиты отличного качества! Снег ложится уже в октябре, сходит к концу июня. В цирках его толщина достигает местами трёх метров, и он в основном мягкий. На склонах выше зоны леса и на островках хвойных деревьев толщина поменьше, а снег часто схватывается коркой. На перевалах всё выдуто. В лесу снега обычно метра полтора, но здесь уже не покататься: много подлеска, да и деревья в большинстве мест растут очень плотно, так что выходить через лес тяжко, но всегда можно на скатке выбрать линию в направлении троп или открытых курумных участков.
Катание проходит на высотах 700-1700 м, перепад на спотах от 150 до 600 м. Лучшее время — весна, снег уже не такой дубовый, комфортная температура, в апреле — мае можно и позагорать. В мае в лесу красота, появляются цветы, зелень, медведи и клещи — живёшь в палатке посреди всего этого, а катаешь наверху, где по-прежнему зима.
Интересно поскитурить за перевалом Бабьи Слёзы — в цирке Малого Боруса и пика Кошурникова. В тёплое время года здесь палаточные лагеря, зимой тоже можно ставить палатки. Из цирка Малого переваливают в цирк Большого Боруса и за перемычку на южный склон.
Что касается лавин, то локальные, конечно, бывают, но до лагеря не доходят. Зато по весне на северных склонах есть риск селей. Следы одного из них, случившегося несколько лет назад, до сих пор можно увидеть в районе Водопада.
Вид на Борус с вершины Гладенькой © Андрей Тонких
Цирк Малого Боруса идеален для скитура © Андрей Тонких
Со смотровой вышки можно посмотреть трассы северного склона © Андрей Тонких
На Борусе встречаются простые для спуска полянки с пухляком © Андрей Тонких
Снежные перинки в районе Водопада © Андрей Тонких
Курумные реки в начале мая в снегу лишь местами, зато можно загорать © Вадим Беловолов
Вид с перевала Бабьи Слёзы на плотину Саяно-Шушенской ГЭС © Вадим Беловолов
Особо популярны у фрирайдеров северные склоны, где много безлесных курумных рек, которые под снегом становятся открытыми полянами с уклоном до 30 градусов. Сюда часто приезжают покататься из Черёмушек, Саяногорска, Шушенского, Абакана — на один день, если выйти пораньше, то пару спусков до вечера сделать можно. Обычно поднимаются до перевала Бабьи Слёзы и оттуда делают спуски в сторону Енисея до леса. Или же идут по гребню до пика Кошурникова, там интересный и живописный спот в районе Водопада. Дропов не очень много, но все спуски техничные, из-за торчащего курумника и бурелома.
Каталку на Борусе можно рассматривать как самостоятельный фан или как способ разнообразить отдых, захватив сразу два спота, — второй находится в 16 км по прямой на горе Гладенькой в Хакасии. Для Боруса нужна хорошая физподготовка. Подходы долгие, нудные и в гору, а так как это нацпарк, возможность заброски на машине или снегоходе стремится к нулю.
Если в палатке жить не хочется, на кордоне «Таловка» есть домики с печками, баня и гостиница. В посёлке Черёмушки можно снять квартиры посуточно, питаться в столовых или готовить самим. Можно также остановиться в отелях возле Гладенькой. Финансовые затраты складываются из проживания, питания и бензина, если вы на своём авто, или оплаты такси до кордона «Таловка». Входной билет на территорию нацпарка по состоянию на конец 2020 года стоил 30 рублей, стоянка авто — 60 рублей.

Как добраться:

  • На своём автомобиле по автодороге Р257 «Енисей» до Абакана, далее по трассе на Саяногорск до Черёмушек, переехать мост через Енисей и двигаться по указателям до кордона «Таловка».
  • На поезде №124 до Абакана, далее на такси.
  • На ежедневном рейсовом автобусе Красноярск — Саяногорск через Абакан (расписание есть на сайте Красноярского автовокзала), время в пути около 9 часов, стоимость билета на конец 2020 года — 1423 рубля плюс оплата багажа, далее на такси.
Вячеслав Шаповалов, лыжный гид Ассоциации горных гидов России. Москва — Красноярск
Вячеслав Шаповалов, лыжный гид Ассоциации горных гидов России. Москва — Красноярск

Фрирайд на Арадане

Араданский хребет находится на территории природного парка «Ергаки» в Западном Саяне. Его название — русификация тувинского слова «арадаана», что переводится как «полпути», «полдороги». Через этот хребет в XVIII-XIX веках проходила конная тропа через Саяны из Енисейской губернии (ныне Красноярский край) в Урянхайский край (ныне Республика Тыва). Сегодня Арадан по-прежнему стоит на полпути между этими регионами, к западу от федеральной автодороги «Енисей» напротив хребта Ергаки. Пик Араданский (2466 м) является высшей точкой природного парка.
Катание в основном проходит в районе очень живописного Красного озера, лагерь ставим на высоте 1500 м на его берегу. Озеро расположено в своеобразной подкове из скальных массивов, которые заботливо прорезаны кулуарами. В общей сложности кулуаров около тринадцати. Перепад высот 500-600 метров. Уклон начинается от 42 градусов — и это самый пологий кулуар, по которому мы забираемся на хребет. Катаем с разных высот, максимальная — 2100 м.
Идти от трассы до стоянки на Красном около 17 км, обычно путь занимает 1,5-2 дня, в зависимости от темпа группы, нюансов погоды и так далее. Мы ходим на майские праздники, когда много выходных и не нужно никуда торопиться, да и температура в основном комфортная, всё-таки май, пусть и в Сибири. Обычно погода такая: два дня снегопад, потом три дня солнце. Как-то после снегопада прошёл дождь, потом снова снегопад, и можно было наблюдать порядка 100 лавин различного объёма за день. Так что лавиноопасность присутствует, но всё зависит от погоды.
На араданские красоты можно смотреть бесконечно © Slava Shapovalov
Вид на спот с перевала Скалистого © Slava Shapovalov
На пути к будущему лагерю © Slava Shapovalov
Один из нюансов майского скитура — переход горных рек вброд © Slava Shapovalov
Классический араданский кулуар © Slava Shapovalov
На спуске © Slava Shapovalov
Даже в мае на Арадане можно выхватить паудер © Slava Shapovalov
Найдётся место и дропам © Slava Shapovalov
В мае снег в кулуарах на северных экспозициях сухой, зимний. На открытых участках типичный весенний — май же! Обычно за день делаем один спуск, чтобы осталось время на просушку. Можно застать хороший снег в мае — это несомненный плюс Арадана. Но можно и под дождь попасть — это минус. Живём и питаемся мы, как уже было сказано, на озере, это полноценный скитур для райдеров с уровнем выше среднего. Здесь серьёзные наборы высоты — и на споте, и на подходах.
Стоимость поездки складывается из цены на билеты — поезд или самолёт — плюс заброска в парк и еда. Перед выходом на маршрут нужно обязательно зарегистрироваться в визит-центре «Ергаков», ну и сняться с регистрации потом там же. Мимо него не проедешь. Что ещё? Арадан — это круто! Больше добавить нечего.

Как добраться:

  • Поездом или самолётом до Абакана, далее по автодороге Р257 «Енисей» до парка «Ергаки», точка старта — речка Бакланиха, брод через неё находится на 620-621-м км трассы.
  • На рейсовом автобусе Красноярск — Кызыл, идущем через Абакан, 4 рейса ежедневно, стоимость по состоянию на конец 2020 года — 1900 рублей плюс оплата багажа.
Если вы ещё не были в Саянах — решайтесь! Выбирать есть из чего, и, кто знает, возможно, вы первым сможете раскатать нетронутую гору и, как и наши эксперты, захотите поделиться впечатлениями с другими райдерами. Всем снега!

Об авторе

© Спорт-Марафон, 2025 Данная публикация является объектом авторского права. Запрещается копирование текста на другие сайты и ресурсы в Интернете без предварительного согласия правообладателя — blog@sport-marafon.ru
Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях
Мне нравится

Товары по теме

Статьи по теме

В рассылке блога мы рассказываем о новых коллекциях
, интересных товарах

и людях
Если у вас есть вопросы или пожелания по блогу, пишите их нам, мы постараемся учесть.
Напишите нам, о чём бы вы хотели прочитать в нашем блоге.
Заметили ошибку? Выделите текст ошибки, нажмите Ctrl+Enter, отправьте форму. Мы постараемся исправить ее.