0

Про фрирайд и скитур на Южном Урале

, обновлено 15.03.2024
© Ирина Рыжова
Южный Урал — это совсем не Альпы и не Кавказ. И даже не Саяны и не Горная Шория. Здесь не встретятся пики, подпирающие облака, нет головокружительных высот и километровых перепадов. Снежных перин высотой с двухэтажный дом здесь тоже не найти.
Но зато в этих невысоких уютных горах, скруглённых и приглаженных временем, нет прямой лавинной опасности, а в уральской тайге не скрываются снежные конусы и колодцы из рыхлого снега, как, например, в Шерегеше. Трещины, глубокие расщелины в россыпях каменных глыб и другие опасности, подстерегающие фрирайдеров в серьёзных горах, здесь тоже не встречаются. А также нет горняшки и необходимости в акклиматизации.
Вместе с этим на уральских хребтах есть всё, чем можно порадовать и новичка, и опытного фрирайдера: хороший снег, приятные уклоны, нескучный рельеф, комфортные леса. Здесь можно организовать бэккантри в формате одного дня и разрисовать девственно-снежный склон несколькими линиями, при этом поднимаясь в горку по натоптанной тропе, а не по целине. Можно углубиться в уральские просторы с палаткой на пару выходных дней и распробовать две-три локации на камусах или снегоступах. А можно и вволю погулять на многодневном скитурном маршруте.
Горные лыжи Hagan Ultra 84
-40%
44 994 ₽
74 990 ₽
Hagan Горные лыжи Hagan Ultra 84
164
Горные лыжи Kastle TX87 White
-40%
44 274 ₽
73 790 ₽
Kastle Горные лыжи Kastle TX87 White
182
Горные лыжи Armada Locator 104
-40%
56 514 ₽
94 190 ₽
Armada Горные лыжи Armada Locator 104
178 186
Горные лыжи Hagan Ultra 89
-40%
47 994 ₽
79 990 ₽
Hagan Горные лыжи Hagan Ultra 89
170
Горные лыжи Hagan Boost 99
-40%
52 194 ₽
86 990 ₽
Hagan Горные лыжи Hagan Boost 99
178 188
Горные лыжи Armada Locator 112
-40%
59 994 ₽
99 990 ₽
Armada Горные лыжи Armada Locator 112
180
Автор картины Мария Фёдорова
Автор картины Мария Фёдорова

География и рельеф

Весь южноуральский фрирайдовый рай распределён по нескольким районам Башкирии и Челябинской области. Южнее горы становятся более пологими и постепенно переходят в степи, а севернее начинается Средний Урал.
Южный Урал состоит из цепи относительно невысоких хребтов и горных массивов, самые мощные из которых — Ямантау (высшая точка Южного Урала — гора Ямантау, 1640 метров), Иремель, Зигальга, Нургуш, Нары, Машак, Кумардак и другие. Часть этих хребтов имеют ступенчатые склоны с широкими нагорными террасами — плато и каменистыми вершинами-сопками (Зигальга, Иремель, Машак), иные увенчаны скалистыми гребнями, похожими на бастионы, либо останцами всевозможных причудливых форм (Таганай, Нары, Инзерские Зубчатки).
Красными метками отмечены горнолыжные курорты, где можно поскитурить и катать вне трасс с подъёмников. Синими — наиболее интересные для скитура локации Южного Урала
Скалы хребта Большой Таганай © Ирина Рыжова
Хребет Инзерские Зубчатки © Ирина Рыжова
Скалы хребта Ерикташ © Олег Чегодаев
У Уральских гор вполне чёткая высотная поясность. Нижний пояс высотой до 1000 метров над уровнем моря занимает горная тайга с подлеском, который местные райдеры называют «мордохлыст».
До уровня 1100–1300 метров склоны горных массивов покрыты хвойным лесом, чередующимся с луговыми полянами. А выше начинается зона лесотундры. Лес становится приземистым и редким, появляются всё более широкие горные поляны и обширные россыпи курумника — каменных глыб и обломков скал.
Зачастую эти россыпи сползают по склонам хребтов от вершины до самой подошвы длинными языками, словно каменными «реками». Курумные «реки» на склонах гор представляют огромный интерес для катания. Зимой после сильных снегопадов на валунах формируются снежные подушки, и появляется очень увлекательный для катания рельеф, с естественными кикерами и трамплинами. Снег с лесных каменных полян-«рек» не выдувает, и он долго сохраняет мягкость и лёгкость.
На высоте 1300–1400 метров простирается зона горной тундры (Иремель, Ямантау, Зигальга) — аналог альпийских лугов европейских гор. Обычно это широкие плато, покрытые мхами и другой тундровой растительностью, местами заваленные каменными россыпями.
Горная тайга — нижний высотный пояс. Когда-то лес вырубали полосами, и на обнажённых участках выросли осиново-берёзовые перелески. В период золотой осени цветовой контраст оранжевых и зелёных полос выглядит удивительно © Ирина Рыжова
Лесотундра зимой, хребет Большой Таганай © Ирина Рыжова
Курумник — это россыпи крупных каменных глыб и обломков скал на склонах гор. Курумная «река» летом © Ирина Рыжова
Курумная «река» зимой © Ирина Рыжова

Климат и снежный покров

Южный Урал непредсказуем как по погоде, так и по количеству снега. Порой два соседних сезона очень сильно отличаются друг от друга. Бывает, всю зиму вплоть до марта фрирайдеры страдают от бесснежья, но зато весна врывается на Урал мощными циклонами с экстремальными снегопадами. Иной раз уже в декабре природа щедро посыпает горы паудером, обещая превосходный сезон, но в марте вдруг приходит потепление с дождями и мокрым снегом и превращает сугробы в липкую влажную кашу.
И всё же обычно зима на Южном Урале ясная и солнечная, приходит и уходит по определённому природному расписанию. Первый снег в горах выпадает в сентябре, снежный покров устанавливается в октябре, а скитурить можно со второй половины ноября. Правда, ноябрьско-декабрьский скитур — занятие весьма на любителя, которому уже не терпится поскорее открыть сезон. В это время снеговая подложка ещё не сформировалась, снег не закрыл камни, валежник и кусты. Скитурить лучше всего с первой половины января, когда снеговая подложка становится надёжной и плотной и на неё укладывается добротный и стабильный снежный покров.
Обычно со второй половины января на Урал приходят крещенские морозы с температурами ниже -20°C, бывает и до -40°C. Правда, иногда, как, например, в 2020 году, лютые холода обходят регион стороной. В феврале часто бывают бураны и метели, а в конце месяца циклон может принести оттепель с мокрым снегом, дождём и туманами. Март — самый комфортный месяц для скитура. Холода отпускают, световой день становится длиннее, и снега наваливает достаточно, чтобы наслаждаться рельефами любой сложности. Скитурный сезон продолжается до середины апреля, но находить и обкатывать довольно обширные и приятные снежные споты удаётся и в начале мая.
Северные экспозиции хребтов можно комфортно катать вплоть до конца апреля, тогда как на южных уже в марте появляются проталины, а снег становится липким и тяжёлым. В апреле случаются и мощные снегопады, после которых некоторое время держится минусовая температура.
Количество осадков и высота снежного покрова распределяются по районам неравномерно. Больше всего снега выпадает в Ашинском районе Челябинской области. А в Белорецком районе Башкирии осадков обычно значительно меньше, потому самое подходящее для катания время в этой местности наступает ближе к весне, когда за зимние месяцы накопился достаточный слой снега. Но всё зависит от сезона. В среднем высота снежного покрова на Южном Урале в марте колеблется от 40 до 80 сантиметров.
Резкие перепады температур — характерная особенность южноуральских зим © Ирина Рыжова
Снежный март на Южном Урале © Ирина Рыжова
Ноябрь на Таганае © Сергей Евдокимов
Бэккантри в конце апреля, Миньяр © Ирина Рыжова

Особенности скитура на Южном Урале

Что катать?

Горы Южного Урала вполне просты для бэккантри и скитура и подходят для райдеров с любым уровнем общей физподготовки. Набор высоты за одно восхождение — до 500–700 метров. Для фрирайда наиболее приятен диапазон высот 500-1300 метров. На более высоких участках склона снежный покров обычно уплотнён ветром и твёрдый, как бетон. Ветер выдувает снег, образуя фирн, заструги и ледяную корку, обнажая камни.
Самые приятные места для катания — лесные поляны, курумные «реки», высокогорные хвойные леса. Склоны, усыпанные курумником различных размеров, при достаточном количестве снега превращаются в систему трамплинов и дропов на любой вкус и уровень катания. Лес на Южном Урале вполне комфортен для фрирайда. После обильных снегопадов — обычно не раньше января — мелкие кусты, пни и валежник скрываются под пухляком, и катать становится гораздо приятнее. Если, конечно, не залезать в буреломы, а выбирать хорошие линии.
Склоны выше зоны леса чаще всего задуты, снега на них недостаточно для катания © Ирина Рыжова
Курумная «река» под снегом на склоне горы © Ирина Рыжова
Закрытый снегом склон с курумником © Максим Никонов
Хорошие дропы можно найти даже в черте горнолыжных курортов © Ярослав Кучук
Лес в горах Южного Урала весной © Ирина Рыжова
Powderday © Максим Никонов

Какое снаряжение необходимо? Что с собой брать?

Все маршруты проходятся на лыжах/сплитборде с камусом или на снегоступах. Кошки могут понадобиться в крайне редких случаях. Снегоступы подойдут для сильнопересечённой местности, например для курумника или буреломов. В популярных туристических местах можно подниматься в горку пешком по натоптанной тропе, если накануне не прошёл мощный снегопад. На вершинах гор обычно довольно ветрено. Поэтому для восхождения следует запастись пуховкой, тёплыми варежками и баффом. Не помешает и небольшой термос с горячим чаем. Поскольку темнеет рано, стоит захватить налобный фонарик.
Куртка мужская Sivera Фарис Океан
24 900 ₽
Sivera Куртка мужская Sivera Фарис Океан
46/176 48/176 50/182 52/182 54/188 56/188
Куртка женская Colmar Escape Laurel
новинка
32 900 ₽
Colmar Куртка женская Colmar Escape Laurel
40 42 44 46 48 50
Куртка женская Sivera  Az | Бармица Атлантика
новинка
36 900 ₽
Sivera Куртка женская Sivera  Az | Бармица Атлантика
44/164 46/170 48/170 50/170 52/170

Как добираться и где жить?

Туристическая инфраструктура на Южном Урале развита не очень хорошо, однако базовый минимум всё же есть. Конечно, в самых популярных туристических локациях есть большой выбор и жилья, и всевозможных услуг. Но в менее людных местах — благо, если есть хотя бы один гостевой дом. Впрочем, во многих посёлках можно снять деревенский домик у местных жителей.
Автобусное сообщение тоже оставляет желать лучшего. Но всё же есть районы, куда можно добраться на поезде или электричке, такси или автобусе. И конечно, на своём авто. Планируя скитурные выходы, следует учитывать тот факт, что система спасения на Южном Урале развита слабо. При наступлении несчастного случая не стоит рассчитывать на эвакуацию пострадавшего на вертолёте. В любом случае лучше быть готовым к полной автономности.

Где ещё покататься?

На Южном Урале есть ряд горнолыжных центров. Некоторые из них (Абзаково, Банное) пользуются популярностью у лыжников и сноубордистов со всей России. Наибольший интерес для фрирайда представляют следующие горнолыжные комплексы.

Аджигардак

Аджигардак (г. Аша, Челябинская область) — прекрасное место для фрирайда, доступного с подъёмников. Особенно хорош Аджигардак во время или после снегопадов. Правда, инфраструктура и цены не соответствуют друг другу. Но зато такого количества и разнообразия фрирайдовых маршрутов и направлений не найти, пожалуй, ни на одном зимнем курорте Южного Урала.
Фрирайд-маршрут в ГЛК «Аджигардак»
Фрирайд-маршрут в ГЛК «Аджигардак» © Марат Насыбуллин

Миньяр

Миньяр (г. Миньяр, Челябинская область) — небольшая горнолыжка, этакий «мини-Шерегеш», где ради коротких, но приятных линий нужно ходить пешком, а подниматься — на советских бугельных подъёмниках. Находится по соседству с Аджигардаком.
Фрирайд в ГЛЦ «Миньяр»
Фрирайд в ГЛЦ «Миньяр» © Максим Кондратьев

Банное (ГЛЦ «Металлург-Магнитогорск»)

Банное (Башкирия) открывает для фрирайдеров множество возможностей — обширные поля целины, приятные уклоны, скалистые дропы для любителей попрыгать. Подъёмник с восьмиместными кабинками набирает высоту 450 метров за 5-7 минут. Существенный минус горы, на которой расположен ГЛЦ, — постоянные ветры, выдувающие снег с трасс и открытых участков. Кроме того, курорт расположен в таком районе, где хороший пухляк — большая редкость. Осадков здесь обычно выпадает немного, и действительно снежные сезоны бывают далеко не каждый год.
Фрирайд в ГЛЦ «Металлург-Магнитогорск» (Банное)
Фрирайд в ГЛЦ «Металлург-Магнитогорск» (Банное) © Ярослав Кучук

Абзаково

Абзаково (Белорецкий район, Башкирия) считается одним из самых популярных горнолыжных курортов России, наряду с Шерегешем и «Розой Хутор». Курорт находится в 30 км от Банного. Но склоны и трассы Абзаково укрывают от ветров горный массив Шайтан и его отроги, потому снежная обстановка здесь несколько лучше, чем в Банном. Кроме 16 км горнолыжных трасс с перепадом высот до 320 метров, в Абзаково есть и множество направлений для фрирайда, доступных с подъёмников. Подъёмники — бугели и медленная креселка.
ГЛЦ «Абзаково» входит в топ-10 лучших горнолыжных курортов России
ГЛЦ «Абзаково» входит в топ-10 лучших горнолыжных курортов России. Источник фото: bash.news

Мраткино

Мраткино (Башкирия) — горнолыжный центр, расположенный в черте города Белорецка. Система кресельных и бугельных подъёмников охватывает и северный, и южный склон горы. Перепады высот: 295 метров на северном склоне и 195 — на южном. Мраткино — это отличное место для несложного лесного фрирайда.
ГЛЦ «Мраткино»
ГЛЦ «Мраткино». Источник фото: belrab.rbsmi.ru

Опасности в горах Южного Урала зимой

Хотя Южный Урал довольно безопасное место для зимних и летних outdoor-развлечений, всё же следует иметь в виду некоторые факторы повышенной опасности.

Лавины

В зимние месяцы, когда температура воздуха — стабильный минус, в Уральских горах вероятность схода лавин хоть и не нулевая, но очень низкая. Тайга и курумник, покрывающие большую часть склонов гор, надёжно удерживают снежные массы. А кулуары, цирки и склоны с большой крутизной, которые в больших горах представляют лавинную опасность, на Южном Урале встречаются не так часто.
В весенний период, когда температура воздуха за несколько часов может подняться из минуса в плюс, шансы угодить в лавину несколько повышаются. Нередко сползают мокрые доски, или микролавины. Сход лавин возможен и после обильных снегопадов. Наиболее лавиноопасны весной гладкие склоны, покрытые не россыпями камней, а травой, — например, массив Крака или горы Ашинского района.
Объёмы и мощность южноуральских лавин невелики. Но даже незначительный сход снега может причинить вред, покалечить или доставить неприятности. Чаще всего результат лавинного инцидента — погребённая под толщей сошедшего снега снаряга. Искать и выкапывать лыжи из твёрдых, как бетон, снежных комьев — задача не из простых. О лавинной опасности нельзя забывать ни в каких горах. В том числе на Южном Урале. Следует быть осторожнее, особенно весной, и не кататься в одиночку.

Наст

Наст и ледяная корка на склонах южноуральских вершин образуются и в зимние, и в весенние периоды. С набором высоты наст становится всё твёрже, а затем переходит в ледяное поле. Для переходов по насту, как пеших, так и скитурных, понадобятся кошки. Но всё же если перед вами покрытый настом и ледяными участками склон, то лучше пересмотреть линию подъёма и выбрать для восхождения другую — более приятную и безопасную экспозицию склона.

Курумник

В начале зимнего сезона или в малоснежные зимы, а также на участках склонов выше зоны леса россыпи камней представляют ещё одну опасность для фрирайдеров. Слой снега, покрывающий эти россыпи, ещё тонкий, он не успел образовать пушистых подушек и заполнить пространство между камнями. Припорошенный снегом курумник на первый взгляд может выглядеть проезжаемым, но стоит только сделать первые метры спуска по такому рельефу, как скользяк лыж или доски начнёт скрести по камням. Такое катание не только не доставит удовольствия, но и может причинить вред снаряжению и здоровью райдера.
Кроме того, передвижение по малоснежным курумным полям — это бесконечная череда проваливаний и застревания между камнями, если подниматься пешком или на снегоступах. На лыжах или сплитборде ходить по таким поверхностям становится совсем затруднительно.
Сошедшая лавина на хребте Крака © Сергей Бабиков
Ледяной наст © Ирина Рыжова
Курумник на склоне хребта © Максим Никонов

Скитурные районы Южного Урала

Скитурная этика не позволяет раскрывать самые лакомые секретные споты, как бы ни был автор щедр на информацию. Но простое изучение карт и спутниковых снимков поможет любому желающему определить для себя привлекательные для катания склоны или наметить наиболее интересные линии. В статье же описаны лишь наиболее популярные места для бэккантри и скитура.

Скитур в Белорецком районе, Башкирия

Белорецкий район Башкирии буквально нашпигован локациями для отменного фрирайда. Но у этой местности есть один недостаток — относительно небольшое количество осадков в зимний период. Бывают сезоны, когда уже в январе склоны гор мощно заваливает снегом, и каждые выходные можно приезжать сюда катать очередной powderday. Но такие зимы скорее исключение. Обычно споты Белорецкого района готовы для полноценного фрирайда лишь ближе к весне, после февральских снежных циклонов.

Айгир (хребет Караташ)

Хребет Караташ — один из топовых фрирайд-спотов Белорецкого района. Кроме того, это едва ли не самый популярный туристический уголок горной Башкирии. Летом сюда приезжают по несколько сотен туристов в день, порой на подъёме образовываются заторы и очереди. Зимой поток посетителей, конечно, не такой плотный, как летом. Но каждые выходные, даже в лютый мороз, хотя бы пара-тройка групп туристов поднимаются на хребет. Караташ интересен своими высокими отвесными скалами и живописными видами на соседние хребты и долину реки Малый Инзер.
Скалы хребта Караташ
Скалы хребта Караташ © Лейсан Ариткулова
Подъём до смотровой площадки, откуда можно начинать спуск на лыжах или доске, занимает 40-60 минут. Набор высоты 320 метров, уклон до 40°, примерная длина спуска 1,5 км. Лес на склоне очень комфортный, расстояние между деревьями позволяет разгоняться и плавно лавировать. В лесу встречаются длинные поляны, усыпанные курумником. Для восхождения даже не нужны снегоступы или лыжи. Подняться можно пешком, ведь тропа хорошо натоптана круглый год.
Подъём на хребет Караташ
Подъём на хребет Караташ © Ирина Рыжова
Хребет Караташ находится в 3 км от железнодорожной станции Айгир. В выходные сюда можно доехать из Уфы на электричке «Легенда Урала», следующей по маршруту Уфа — Абзаково. А по будням — на поезде Инзер — Белорецк со станции Инзер. На Айгир приезжают и на один день, вернуться в Уфу или Белорецк можно на вечерней электричке. На машине сюда доехать сложно: зимой дорогу чистят очень редко, поэтому её осилит лишь внедорожник.
Ночёвка в палатке на вершине хребта Караташ
Ночёвка в палатке на вершине хребта Караташ © Ирина Рыжова
Остановиться можно в горном приюте «Айгир» в пяти минутах ходьбы от железнодорожной станции. В приюте есть несколько домов, баня и чан с подогретой водой под открытым небом, кухня с комплексными обедами, мангальные зоны. Напомним, что обычно в Белорецком районе снега выпадает относительно немного, и Караташ доступен для хорошего фрирайда лишь ближе к марту, за редким исключением. А в некоторые сезоны снега и вовсе недостаточно для приятного и безопасного катания.

Малый Ямантау

Гора Малый Ямантау (976 м) — часть Южно-Уральского заповедника. Поэтому за посещение нужно заплатить 300 рублей, в противном случае грозит штраф в 10 раз больше. Центральная усадьба заповедника находится в посёлке Реветь. Рельеф склонов Ямантау состоит из курумников размером от средних до огромных. Сугробы превращают эти россыпи камней в превосходные фрирайд-споты, а леса, простирающиеся вплоть до вершины хребта, защищают снег от выдувания.
На Малом Ямантау — обширнейшая зона фрирайда с дропами на любой вкус и уровень владения лыжами или доской. Катать можно по широким полянам, не заезжая в лес. Линий и спотов хватит на всех. Уклон не слишком крутой, но вполне приятный.
Для подъёма понадобятся снегоступы или скитурное снаряжение. Начинать восхождение можно от официального входа в заповедник в посёлке Реветь или прямо с трассы Уфа — Белорецк, но не забудьте заехать в Реветь и заплатить за посещение заповедника. При первом варианте придётся пройти пешком по тропе 5 км плавного подъёма до урочища Шаримская Поляна, откуда продолжить путь на лыжах или снегоступах. При втором варианте нужно уже на трассе встегнуться в скитурное снаряжение и брать склон в лоб.
Снегоступы TSL Initial 345 Dark Grey
-30%
14 413 ₽
20 590 ₽
TSL Снегоступы TSL Initial 345 Dark Grey
1sz
Добраться до Ревети можно на авто или электричке (станция 128 км, поезд «Легенда Урала» по выходным). В Ревети есть гостевой дом, но наличие мест нужно уточнять заранее у администрации заповедника — по электронной почте или по телефону. Если дом в Ревети занят, то разместиться можно в посёлке Инзер. Другой вариант размещения: недалеко от вершины хребта, на Шаримской Поляне, имеется зимовье с печкой-буржуйкой и деревянными настилами. В доме можно переночевать, если он не занят другими туристами. Ночёвка в зимовье платная, стоит 150 рублей с человека, оплатить нужно в центральной усадьбе.
Поля курумника на склонах Малого Ямантау © Ирина Рыжова
На склонах Малого Ямантау есть дропы разных размеров на любой вкус © Ирина Рыжова
Подъём на Малый Ямантау © Ирина Рыжова

Гора Малиновая

Малиновая (1152 м) — домашняя гора Белорецка. Это красивая вершина с симпатичными скальными массивами. Её самая нижняя вершина, обозначенная на картах как Малиновая-1, не вполне подходит для фрирайда, потому что спуск с этой локации очень пологий. А вот склоны Малиновой-3 весьма приятны, особенно западный склон, состоящий из крупных курумников.
На Малиновую можно подниматься и по тропе из деревни Кузгун-Ахмерово, и с дороги, ведущей в деревню Отнурок, и из самого Отнурка. Третий вариант самый короткий — 6 км от деревни до вершины. В Отнурке имеется база отдыха «Малиновка», где можно остановиться на ночь.
Гора Малиновая. Источник фото: jimcdn.com
Подъём на Малиновую по тропе © Ирина Рыжова
Склон горы Малиновой © Ирина Рыжова

Горный массив Крака

Крака — это горный комплекс, состоящий из массивов Северный, Средний и Южный Крака. Близ села Серменево находится массив Северный Крака, в него входят хребты Большой Крака, Акбиик и Суртанды (высшая отметка 1038 м). У этих хребтов гладкие склоны без камней, средней крутизны — 30°, с перепадом высот до 360 метров. Очень приятное место для расслабленного фрирайда. Спуски получаются довольно длинными. Для катания лучше всего выбирать северные склоны хребтов. Крака идеально подходит для фрирайдеров-новичков. Подъём довольно простой, но понадобятся снегоступы или скитур-комплект.
Восхождения на хребты Крака следует начинать из деревни Шигаево. От деревни до ближайшей вершины — всего пара километров. До деревни дважды в день ходит автобус из Белорецка.
Важно

На склонах массива Крака возможны сходы лавин, особенно в весенний период оттепелей и после снегопадов. Будьте осторожны!

Массив Крака
Массив Крака © Алексей Клянин

Скитур в национальном парке «Таганай»

«Таганай» — национальный парк, в котором можно увидеть типичные ландшафты Южного Урала. Это горные хребты со скалистыми вершинами, каменные реки, уральская тайга и горная тундра. «Таганай» подходит для фрирайдеров с любым уровнем подготовки. В парке можно отправиться и в однодневный поход, и в турне на несколько дней. Крутизна верхней части склонов большинства хребтов — 25–35°, средней части — 15–25°, а вершины чаще всего увенчаны скалистыми гребнями и останцами.
Массив Откликной Гребень
Массив Откликной Гребень © Ирина Рыжова
Приют «Белый ключ» после снегопада
Приют «Белый ключ» после снегопада © Ирина Рыжова
В нацпарке создана хорошая инфраструктура. Здесь имеется шесть приютов и кордонов с домиками и зимними стационарными палатками на 10-14 человек. Почти на всех кордонах есть баня, беседки для пикника, мангальные площадки. Электричества в домиках нет, но гаджеты можно подзарядить у работников парка. Связь и водопровод в большинстве приютов тоже отсутствуют.
Если не хочется совершать пешие переходы до приютов, есть возможность заказать заброску на снегоходе. Парк «Таганай» имеет хорошую транспортную доступность, потому что расположен фактически в черте Златоуста. Через город ежедневно курсирует множество поездов. От железнодорожного вокзала до входа в парк — всего 3 км.
Наиболее интересны для катания пять вершин.

Южная вершина Двуглавой сопки

Это самый популярный фрирайд-спот «Таганая». От входа в парк до подножия горы — 6 км снегоходной дороги с общим набором высоты 150 метров. Подъём от подошвы до вершины крутой, порядка полутора километров с набором высоты 340 метров. Тропа, хорошо натоптанная зимой, оборудована металлической лестницей. Раскатывать можно разные экспозиции склонов, но в основном райдеры катают лес вдоль тропы либо широкие лесные поляны, спускающиеся к приюту «Белый ключ».
Южная вершина Двуглавой сопки
Южная вершина Двуглавой сопки © Ирина Рыжова

Северная вершина Двуглавой сопки

Более приятна для опытных райдеров. Её склоны — это нагромождение курумников крупных размеров. После обильных снегопадов эти камни покрываются снежными подушками, катать такой рельеф — ни с чем не сравнимое удовольствие. Тропа до северной вершины зимой отсутствует. Нужны снегоступы или скитур-комплект. Катать лучше всего в направлении приюта «Гремучий ключ».
Закат на северной вершине Двуглавой сопки
Закат на северной вершине Двуглавой сопки © Ирина Рыжова

Гора Круглица

Хороша не для фрирайда, а для приятной прогулки-экскурсии, в процессе которой можно полюбоваться на скалы Откликного Гребня и останцы Долины Сказок. Макушка Круглицы представляет собой нагромождение камней, выше зоны леса снег обычно выдувается, а в зоне леса крутизна склона совсем небольшая. До вершины горы круглый год есть тропа, но в снегопады её заметает, поэтому сразу после них следует иметь скитурное снаряжение или снегоступы. От приюта «Гремучий ключ» до верхней точки Круглицы — 6 км с набором 350 метров.
Вид с Круглицы
Вид с Круглицы © Ирина Рыжова

Гора Дальний Таганай, метеостанция «Таганай-гора»

Живописная гора с обширным плато. Идеальный вариант посещения Дальнего Таганая — на рассвете: восход солнца здесь невероятно красив. Спуск с Таганай-горы будет интересен для начинающих фрирайдеров, поскольку уклон небольшой и очень простой для катания. От Киалимского кордона до метеостанции — 5 км снегоходной дороги с набором высоты 500 метров.
Тундра на Дальнем Таганае
Тундра на Дальнем Таганае © Ирина Рыжова

Гора Ицыл

Хороший спот для уверенных райдеров. Гора состоит из двух вершин, склоны их покрыты каменными россыпями и лесом. Приятная крутизна уклона, комфортный лес и мягкие курумные поляны — что ещё нужно для счастья фрирайдеру? Подниматься можно как от Киалимского кордона по тропе — 3 км с набором 500 метров, так и со снегоходной дороги, ведущей в Тургояк. Для катания хороши любые экспозиции.
Гора Ицыл, вид на хребет Большой Таганай
Гора Ицыл, вид на хребет Большой Таганай © Сергей Поляков

Скитур в национальном парке «Зюраткуль»

Парк «Зюраткуль» находится в Челябинской области. В его состав входит памятник природы озеро Зюраткуль — один из самых высокогорных водоёмов Южного Урала. Четыре хребта национального парка — Нургуш, Москаль, Большая и Малая Сукá — предлагают множество возможностей для превосходного скитура.
Чтобы вдоволь поскитурить самые приятные споты «Зюраткуля», стоит приехать в нацпарк на пару-тройку дней и остановиться в посёлке Сибирка или на кордоне «У трёх вершин», откуда расходятся тропы на Большую Калагазу, Большой Уван и Большой Нургуш. До всех остальных мест катания нужно добираться по целине. Следует учесть, что на кордоне нет связи, электричества, водопровода и бани, в домах — печное отопление. Зато есть «Дом лося», где можно пообщаться с сохатыми. От кордона до подножия гор Большой и Малый Уван — 5 км, до начала подъёма на хребет Нургуш — примерно столько же, до Суки́ — 10 км, а восхождение на Большую Калагазу начинается прямо от кордона. Набор высоты для всех вершин — от 400 до 750 метров.
Хребет Зюраткуль, расположенный рядом с одноимённым посёлком, не самый интересный спот для фрирайда, поскольку эффективный перепад высот здесь не более 150 метров. Фрирайд хоть и красивый, но непродолжительный. Однако подняться на Зюраткуль стоит хотя бы в качестве экскурсии.
Добраться до Сибирки и кордона возможно только на авто. Общественный транспорт в эту местность не ходит.
Подъём на Уван © Ирина Рыжова
Хребет Нургуш © Ирина Рыжова
Палаточный лагерь у подножия хребта Сука́ © Ирина Рыжова

Скитур на горе Иремель и хребте Зигальга

Неподалёку от города Юрюзань находится вторая по высоте точка Южного Урала — гора Иремель (1582 м). От села Тюлюк до вершины — 12 км с общим набором высоты 1000 метров. Иремель очень популярен во все времена года, и зимой туда ездят катать фрирайд множество лыжников и сноубордистов. Но качество фрирайда на Иремеле ниже среднего. Подъём до горного плато — это лес с очень пологим уклоном, а на каменистой сопке выше плато постоянно дует ветер, и снега там практически нет. На открытых пространствах горной тундры — наст с застругами и торчащие из снега камни. Не самое приятное покрытие для катания.
В районе Тюлюка есть более интересный для бэккантри и скитура хребет — Зигальга. Длина его около 40 км, он состоит из нескольких крупных вершин (максимальная высота 1427 м, гора Большой Шелом). Наиболее доступная среди этих вершин — гора Поперечная (1389 м). От посёлка Кордонный до высшей точки Поперечной — порядка 10 км с набором 700 метров, но взбираться на саму вершину смысла нет, потому что выше зоны леса снег выдувается. Поляны снежных подушек и приятный лес — вот такой фрирайд на Зигальге. Снегоступы или скитурное снаряжение обязательны.
Плато горы Иремель. Источник фото: uralecotour.ru
Хребет Зигальга. Источник фото: nomadsclub.ru
Подъём на хребет Зигальга © Ирина Рыжова
Небольшое резюме по районам и местам катания для тех, кто ещё не пробовал скитур на Южном Урале:
  • Для фрирайдеров-новичков подойдут массив Крака и хребты национального парка «Зюраткуль».
  • Если нужен рельеф посложнее и поинтереснее, то вам в национальные парки «Таганай» и «Зюраткуль» и на гору Малиновую.
  • Более продвинутые райдеры оценят покрытые россыпями курумника склоны хребтов Караташ (Айгир) и Малого Ямантау, а также северную вершину Двуглавой сопки в «Таганае».
У Уральских гор особая — «ламповая» атмосфера, и здесь походная часть не менее приятна, чем сам процесс катания, поэтому их точно стоит внести в свой список скитурных районов.
© Спорт-Марафон, 2025 Данная публикация является объектом авторского права. Запрещается копирование текста на другие сайты и ресурсы в Интернете без предварительного согласия правообладателя — blog@sport-marafon.ru
Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях
Мне нравится

Товары по теме

Статьи по теме

В рассылке блога мы рассказываем о новых коллекциях
, интересных товарах

и людях
Если у вас есть вопросы или пожелания по блогу, пишите их нам, мы постараемся учесть.
Напишите нам, о чём бы вы хотели прочитать в нашем блоге.
Заметили ошибку? Выделите текст ошибки, нажмите Ctrl+Enter, отправьте форму. Мы постараемся исправить ее.