Весь товар, представленный на сайте Вы можете найти в магазине
по адресу: ул. Сайкина, 4
  • 8 (495) 668-14-97
  • 8 (495) 287-87-97
  • 8 (800) 333-14-41
  • Бесплатный звонок по России
Телеграм чат
Каждый день
Магазин на Сайкина 4
с 10 до 24
Интернет-магазин
с 10 до 22
Присоединяйтесь к нам:

Избранное

Как стать фрирайдером?

25.09.2017

© Jackson Hole Ski Club

Одно из самых завораживающих зрелищ для человеческого глаза — вид заснеженных горных вершин. Ещё большую магию нетронутые горы имеют для горнолыжника или сноубордиста — кроме самой красоты горных хребтов, он видит ещё и роскошную линию для спуска, мысленно вдыхает вздымающиеся волны снега, взлетает над карнизами и ныряет в узкие кулуары, весело несется между мощными стволами деревьев и нет для него сладостней предчувствия, чем мысли о будущем свободном полете.

Фрирайдерами сегодня хотят стать многие. Почему?

В большинстве случаев, это обычное любопытство катающего, которому наскучили трассы, а серьезно заниматься фристайлом страшно и всё оканчивается минутными радостными проездами по «пухляку» недалеко от ратраченных мест. Это не опасная стадия, не несущая за собой особенных последствий. Собственно, это тоже самый настоящий фрирайд — свободное катание где хочешь, не будем зазнаваться.

Немного серьёзнее, но всё же ещё не так опасно, если доселе безобидный лыжебордер твердо решает заняться фрирайдом. Причины могут быть разные — чаще всего тянутся за друзьями, обидно оставаться на трассе, когда те уходят вдаль.

Но ещё чаще свою разлагающую роль играют медиа-ресурсы, наводнённые роликами с красивыми проездами профессиональных райдеров в роскошных горах. Сюжет этих роликов — нехитрый, как у порнофильма: райдера, одного, редко двоих, привозит на вершину красивый красный геликоптер. Те высаживаются, встёгиваются, смотрят вниз на крутейший склон, говорят «Оу!» — и стартуют, не глядя. Снег волной, солнце сияет, играет энергичная, хорошая музыка, райдеры красиво прыгают со скал и карнизов, летят с бешеной скоростью вниз по отвесным склонам, оставляя живописный след. А внизу их встречают товарищи, все хлопают друг друга по поднятым вверх ладоням — «We did it!». И снова красный геликоптер забирает одного-двух счастливцев на нетронутую вершину. И ещё раз повторяется эта сказка. Как тут не возжелать стать таким же?

© Roby Trab

Такой твердо верующий первым делом покупает себе горные лыжи или сноуборд для фрирайда, конечно же сразу для «паудера», пошире. Иногда сразу идет во фрирайд-школу, это, кстати, хорошо, там ему дают начальные понятия о технике и безопасности катания. А иногда просто выходит на «целину» и пытается съехать так же как в кино. Или же покупает «фрирайд-тур», где его и не спрашивают об имеющихся навыках, а сразу забрасывают на довольно крутую горку и оставляют. Естественно, спуск получается кувырком. Вот если на этой стадии райдер задумывается и не продает свой «паудерный» снаряд под предлогом «слишком тяжелый для меня», а начинает заниматься самообразованием, поднимает уровень техники, изучает лавинную и общую безопасность — тогда уже 50% из 100, что пиши пропало. Он фрирайдером станет.

Довольно безобидный с виду, но крайне опасный признак — это склонность самостоятельно взбираться или заезжать на подвернувшемся виде транспорта на любую понравившуюся горку и скатывать с неё. Будь это кулуар рядом с гостиницей в горах или склон над ближайшей рекой, или живописная сопка недалеко от родной деревни. Если человека всерьез увлекает и кажется интересным час-два тропления по пояс в снегу ради одной-двух скаток, он уже серьёзно болен. И даже изначальное отсутствие удобного оборудования, технических навыков и тактической информации, а зачастую и единомышленников, не помешают ему пойти по этой скользкой дорожке. Шансы выбраться из этой заразы у такого катальщика крайне невелик.

utahoutside.com

Далее болезнь переходит в клиническую стадию. Жить с этим заболеванием в крови можно, побочным эффектом является беспричинная эйфория при виде взятых авиабилетов, фотографий склонов, прогнозов, сулящих снегопады и т.п… А также склонность тратить все свободные деньги на снаряжение. Но надо понимать, что основная масса человечества будет на все ваши речи и попытки продемонстрировать фотографии крутить пальцем у виска. Если это вас не смущает — то велкам!

Что нужно уметь, чтобы свободно кататься вне трасс?

  • Нужно уметь хорошо кататься по трассам
  • Нужно знать основ техники катания вне трасс
  • Нужно иметь минимально необходимое снаряжение
  • Уметь кататься в команде
  • Владеть собой и иметь некоторую силу духа

Где начинающему фрирайдеру отработать технику?

Как говорят инструкторы: в катании на лыжах/сноуборде есть по четыре различных техники. А вне трасс мы используем их все. В зависимости от раскатываемой поверхности. На земле практически нет ровных мест и даже то, что сверху кажется идеально ровным снежным покрытием на деле имеет ямки, холмики, подснежные препятствия, задутые участки, участки с более мягким и глубоким снегом и много-много ещё чего. Переключаться с одной техники на другую придётся быстро. А для этого лучше получить представление о них на трассах.

  • Научиться горизонтальной работе, точному переносу веса тела в нужную плоскость, свободному владению снарядом в любой ситуации.
  • Научиться вертикальной работе, демпфированию любого удара.
  • Научиться сёрфить — плоско вести снаряд носом вверх в глубоком снегу.
  • Наконец, нужно освоить хотя бы простые прыжки, чтоб не сваливаться с камушков и карнизов травмоопасной раскорякой.

Кроме того, нужно научиться набирать и сбрасывать высокую скорость. Глубокий снег будет вас сильно тормозить. Поэтому скорость придется держать на пределе контролируемой.

Может, пока не поздно, всё-таки в парк?

© armadaskis.com

Где научиться правильному применению техники?

Чтобы научиться хорошо кататься — надо кататься. Поэтому, сразу скажем, ни ролики, ни самые замечательные статьи в блогах не заменят постоянных тренировок в реальных условиях. В большинстве горнолыжных центров есть территория относительно «безопасного фрирайда» — междутрассовые пространства, нератраченные трассы, лесные проезды и т.п. Это прекрасное место для тренировки катания «за верёвочками» — если вы ошибётесь — ошибки не будут иметь драматических последствий. В неконтролируемых высокогорных (да и не только высокогорных) районах каждая несделанная мелочь может стоить вам здоровья или жизни, это нужно понимать.

© Leanne Rowley, ilovetoskiandboard.com

  • Школа фрирайда — очень хорошая вещь. Там вам быстро дадут базовые знания, объяснят азы безопасности, научат работать в команде. Если у вас нет болезней самолюбия и вы способны каждый вечер к групповому разбору ошибок своих и ошибок товарищей — тогда это лучший выбор. Школ в России несколько, перед выбором обязательно посмотрите на имя и репутацию инструктора, наличие внятной программы. В большинстве школ есть от двух до четырех уровней, инструктор сам определит вас на нужный, исходя из начальной вашей подготовки.
  • Катание с гидами — это не школа фрирайда. Т.е. технике катания гид не учит. Зато у хорошего гида можно посмотреть на стратегию грамотного прохождения опасных склонов, получить максимум адреналина при минимуме ответственности. Ещё — это отличный выбор для тех, у кого нет товарищей близкого уровня для катания. Без надёжной команды кататься в диких горах немыслимо. А здесь не надо заниматься её сбором, всё за вас уже сделал гид.
  • Самостоятельный прогресс — в чистом виде нереален. Слишком многому надо научиться, если вы будете гордо набивать все шишки сами — прогресс будет слишком медленным. Другое дело — катание с более опытными друзьями. Это способствует, хотя и не такому быстрому, как в хорошей школе, но зато более осознанному нарабатыванию знаний и навыков. Ибо вы сами наблюдаете за хорошим райдером, получаете редкие дельные советы и в процессе доходите до многих вещей сами, что гораздо лучше запоминается.
  • Лекции и краткосрочные курсы: по лавинной безопасности, первой медицинской помощи, альптехнике во фрирайде, организации спасработ — вещь очень хорошая и много знаний не бывает, слушать и учиться у умных людей нужно каждый год и всю жизнь. У каждого из ведущих гидов и лавинщиков своя концепция и прогрессирующему фрирайдеру принимать в расчет необходимо их все. Плюс включать собственную голову. Увы, шаблонных и стопроцентных алгоритмов безопасного катания не существует. Только примерные.

Вообще, обычно подразумевается, что фрирайдер уже умеет прекрасно кататься и учат его только стратегии при выборе места катания, тактике прохождения сомнительных участков и лавинной безопасности (увы, лавины — самая частая причина гибели райдеров в горах).

… то есть, учат работать головой!

Какое снаряжение необходимо для фрирайда?

Первое, что вам понадобится — горнолыжный рюкзак. Это главное. Без рюкзака ты нежный чайник, не способный помочь в критической ситуации ни себе, ни товарищу.

Что же такого супернужного лежит в рюкзаке?

  • Лавинные щуп и лопата. Конечно, чаще всего лопата нужна для откапывания машины на дальних забросках, но если лавинного снаряжения не окажется в критической ситуации, вы будете рвать волосы на голове всю жизнь.
  • Аптечка, в которой есть бинт, пластырь, обеззараживающие и обезболивающие средства, термопакеты и «космическое одеяло». Без таблеток от изжоги вы не умрете, а вот банальное рассечение или растяжение связок, не говоря о более серьезных травмах, у товарища создаст вам кучу проблем, если вы не сможете его нормально перевязать и транспортировать до больницы.
  • Термос с горячим чаем и немного быстрой еды. Это даст вам возможность в любой ситуации быстро подкрепить силы, согреться в холод, согреть пострадавшего.
  • Тёплая флиска или пуховка. Запасные сухие перчатки или варежки. Организм очень много сил тратит на обогрев. А они вам нужны для движения. Поэтому лучше не переохлаждаться.
  • Запасная маска. Изменения погоды в горах не редкость, видимость может ухудшиться в течение дня. Да, в конце-концов, маска может просто забиться снегом при неудачном падении, а сушить ее негде.
  • Небольшая верёвка и два карабина. Помогут вам организовать санки для транспортировки пострадавшего, спуск снаряжения и людей со скального сброса и прочее. Бывают полезными довольно часто для самых неожиданных вещей.
  • Ремнабор: армированный скотч, нож (или мультитул), отвертка, стяжки, запасные болты и т.п. Ну, это понятно для чего — для ремонта снаряжения в полевых условиях.
  • Для сноубордиста — трекинговые палки. Помогут вам как разгрузить ноги на пеших подъемах, так и протолкаться на выположках.

Кроме того, рюкзак сам по себе — незаменимый предмет. Если вы упали в вымечтанный вами глубокий «паудер», самостоятельно встать из него — проблема. В этом случае снимаем рюкзак, опираемся на него руками или попой и без особого труда вытаскиваем снаряд на поверхность. На рюкзаке можно посидеть на привале, чтоб не морозить попу, можно с его помощью сделать шину пострадавшему и т.п. Если вы серьёзно решили заняться фрирайдом, есть смысл купить лавинный рюкзак, оборудованный кроме всего прочего специальными баллонами, обеспечивающими в активированном состоянии дополнительный объем порядка 150 литров. Благодаря лавинным рюкзакам шанс выжить у попавшего в лавину райдера существенно увеличивается.

Список снаряжения для фрирайда от Сергея Веденина

Как собрать лёгкий ремнабор для скитура?

© Мария Веремьёва

Что необходимо помимо рюкзака и его содержимого?

Следующий предмет — шлем. Во фрирайде, при его скоростях и непредсказуемом рельефе, характерны падения через голову, а она крайне мало пригодна для ремонта.

Лавинное оборудование: про лопату и щуп мы уже писали, завершает эту триаду бипер — лавинный датчик, одеваемый под куртку и включаемый сразу на выходе из дома! Все это нужно не только купить, но и научиться пользоваться, провести хотя бы несколько тренировок по поиску бипером закопанного в неизвестном месте рюкзака, нащупыванию и скоростному откапыванию понарошку заваленного снегом товарища и т.п.

Противолавинные рюкзаки (ABS, Snowpulse, Alpride, JetForce и другие) вещь очень хорошая, но она не отпугивает лавины и не отменяет обязательности лавинных датчиков и четкой работы мозга перед спуском и во время его. Просто это ещё один шанс на спасение в критической ситуации. Необязательный, но полезный девайс.

Рации — возможность мгновенно подать сигнал товарищам сильно облегчает жизнь и повышает безопасность катания. Уоки-токи для внетрассового катания не подойдут, их дальнобойность слишком мала для бескрайних просторов гор. Средневолновый или длинноволновый диапазон — то, что реально работает. Будьте внимательны, некоторые частоты к использованию запрещены, особенно в Европе!

Как выбрать лавинный датчик (бипер)?

Как выбрать лавинный рюкзак? Обзор систем

Какие выбрать лыжи или сноуборд? Стоит ли выбрать фрирайдный снаряд или лучше взять универсальный?

Лыжи или сноуборд для фрирайда — вещь очень и очень хорошая. Да, кое-как вы спуститесь и на универсалах. Но для полноценного контроля единого организма, которым райдер и его лыжи/доска являются во время спуска лучше все-таки иметь снаряд, обладающий следующими характеристиками. Научитесь читать характеристики, а не просто рекламное описание лыж или сноуборда, где обычно пишется, что товар подходит для всего — от джиба до паудера. Нет! Требования к фристайльным и фрирайдным снарядам настолько разные, что совместить гибкость и мгновенное выстреливание с жёсткостью и быстрым набором скорости невозможно физически. Универсальные лыжи/доски хороши только для отдыхательного катания по трассам и неагрессивного катания по неглубокому снегу вблизи трасс.

Какие параметры горных лыж/сноуборда помогут во внетрассовом катании?

  • Большая длина носа относительно хвоста. Это необходимо для лучшего всплытия снаряда в глубоком снегу.
  • Рокер (обратный прогиб) на носках тоже очень помогает всплывать и поворачивать в условиях многоснежья.
  • Для лыжников важна более широкая талия лыж.
  • Достаточная для набора скорости жёсткость. Шкала жесткости у разных производителей неодинакова: смотрите просто цифры выше среднего или же просто ориентируйтесь на назначение конкретного снаряда, опираясь на каталоги бренда.

Всё остальное — прогибы, радиусы, ласточкины хвосты и т.п. — дело вкуса и узкой специализации. Имейте в виду, что для катания на непривычном для вас прогибе придётся потратить минимум неделю на его понимание. Не покупайте новые лыжи за день до самолета! Озаботьтесь прикаткой заранее.

Умение катать в команде

Хорошо это или плохо, но фрирайдеров-одиночек не бывает. Они, конечно, существуют, но живут крайне недолго. Даже банальный ушиб ноги может стать смертельным для человека, лишенного возможности нормально ехать и оставшегося без помощи товарищей.

Банальный ушиб ноги может стать смертельным!

Порой можно встретить одинокого райдера на высокогорье, но это, как правило, местный лавинщик или гид, наизусть знающий каждую кочку. И то, он весьма радуется встрече и просит посмотреть за ним на спуске. Во избежание.

Поэтому умение работать в команде вещь крайне важная. Какие правила нужно соблюдать?

  • Уровень группы должен быть примерно одинаковым. Не таскайте за собой красивых девочек, едва научившихся поворачивать на трассе. Вряд ли они будут в восхищении от вашей крутизны, когда вы их, плачущих от усталости и страха, будете всю дорогу выкапывать из снега. Не понтуйтесь перед многоопытными райдерами, они, конечно, честно будут вас ждать на каждом повороте, но вы сами будете чувствовать себя неудобно, торопиться и делать кучу ненужных ошибок.
  • Выбирайте склон, который вы можете более-менее уверенно пройти на данный момент. Не рвитесь за уходящими вдаль парнями с ледорубами на рюкзаках — скорее всего, вы на их маршруте не получите ничего, кроме неприятностей. Остановитесь на склоне адекватной крутизны, хорошо просматриваемом, с известным вам выкатом.
  • Выберите старшего перед началом катания и без обид, споров, ненужных вопросов слушайтесь его. Вечером можете поспорить и разобрать полёты. А в горах — не надо.
  • Темп и маршрут группы выбирается по уровню самого слабого участника. Если хоть один боится идти данный склон — выберите другой. Тащить за собой человека в состоянии паники — очень чревато.
  • Поисковые работы и спасательные работы лучше тренировать заранее и вместе. Тогда вы будете в своих товарищах уверены. Не катайтесь с незнакомыми людьми. Если вы едете в горы в одиночку — спишитесь заранее с хорошей компанией, прибейтесь к ним — или возьмите гида. Как угодно — только не полагайтесь на впервые увиденных людей. Увы, неграмотных самонадеянных «эгегейцев» можно встретить в горах нередко.
  • И, наконец, умейте владеть собой, быть благородным и великодушным. Относитесь с уважением к горам и к своим друзьям. Имейте чувство юмора. Будьте осторожны, но не поддавайтесь напрасным страхам и панике. И тогда горы примут вас и подарят вам все сокровища, которые не исчерпать за всю человеческую жизнь.

Удачного старта свободных полётов!

Светлана Хлебникова

Поделиться

Товары по теме:

Статьи по теме:

Скитур и фрирайд программы в Красной поляне от Горного Клуба Спорт-Марафон Краснополянский Горный Клуб, ещё один замечательный проект команды Спорт-Марафон, помогает фрирайдерам и скитурщикам увидеть самые сладкие фрирайд-маршруты Красной Поляны. Гиды КГК расскажут, как попасть на программы, что делать, если у вас нет компании, какое снаряжение нужно и где его взять. А также, как обеспечить максимальную безопасность катания вне трасс далее
Список снаряжения для фрирайда от Сергея Веденина Фрирайд — он разный, и снаряжение для фрирайда разное, и не может быть универсально совета, что брать с собой, одного универсального комплекта. В этой статье мы поговорим о страховочном, спасательном и аварийном снаряжении далее
Как одеться для фрирайда? Правильно одеться перед выходом из дома – одно из ключевых условий для успешной тренировки. И хотя всегда хорошо учиться на опыте, нет ничего страшного в том, чтобы воспользоваться подходящим советом далее
"Фрирайд - не достижение, а процесс". Беседа с Алексом Кузмицким. У нас в гостях уникальной работоспособности человек, неутомимый исследователь фрирайд-маршрутов, автор множества гайдбуков и основатель школы фрирайда Snowsense - Алекс Кузмицкий. О фрирайде и альпинизме, о жизни и философии, о свободе и мотивации - в общем, обо всем на свете, читайте в блоге: далее

Комментарии

comments powered by HyperComments