0

История горных лыж. Техника катания

18.06.2019
Самым древним наскальным изображениям лыжников — петроглифам — насчитывается около 5-6 тысяч лет. Они встречаются на берегу Онежского озера недалеко от Петрозаводска, на побережье Белого моря, в Финляндии и в Норвегии. Лыжи тогда использовались в чисто практических целях, и в первую очередь охотниками для преследования диких животных. А вот для спуска с гор их стали использовать значительно позже.
Норвегия, 1825 год
Норвегия, 1825 год

Кто быстрее

Первые соревнования по скоростному спуску на лыжах стали проводить в XIX веке. В этих гонках не нужны были повороты, важна была только скорость. Да и повернуть на лыжах длиной более трёх метров вряд ли было возможно.
Гонки затеяли эмигранты из Скандинавии во времена золотой лихорадки в Калифорнии. Тогда в горах Сьерра-Невада лыжи использовали для транспортировки грузов и доставки почты, но золотоискателям нужны были более острые ощущения. Так, в феврале 1867 года в Ла-Порте, штат Калифорния, состоялась первая в истории Америки организованная лыжная гонка на скорость. Победила в ней женщина с необычным именем Лотти Джой. Согласно дошедшей до нас информации, она разогналась до 49 миль в час (79 км/ч). Однако о протяжённости дистанции и о методе измерения скорости ничего не известно.
Обычно накануне соревнований золотоискатели встречались в салуне, чтобы определить ставки, призы и назначить дату гонки. В том виде, который назвали Schuss (то есть спуск на лыжах без поворотов), участники соревнований на лыжах длиной 12 футов (3,65 м) катились прямо вниз по склону. Они неслись, используя длинный шест для сохранения равновесия, и разгонялись до 62 миль в час (100 км/ч) и даже больше. Чтобы сделать гонку ещё более острой, участники стартовали одновременно в «гешмоззель-старте». В виде приятного бонуса победителей ожидало солидное денежное вознаграждение. Участники этих заездов устанавливали местные рекорды скорости. Так, в 1878 году Томми Тодд развил невероятные для того времени 87 миль в час (140 км/ч).
Участники соревнований на скорость в Калифорнии
Участники соревнований на скорость в Калифорнии

Телемарк и христиания

Чтобы успешно спускаться по крутым склонам, мало было набрать хорошую скорость, нужно было ещё овладеть искусством выполнения поворотов и торможения. В северных странах на прямых спусках использовался длинный шест, одним концом которого упирались в склон и с его помощью тормозили во время движения.
Возникновение горнолыжного спорта связывают с появлением техники поворота на лыжах, получившей название телемарк. Этот стиль появился в середине XIX века в Норвегии в провинции Телемарк. Его авторство приписывается норвежцу Сондре Норхейму, хотя это и не закреплено никакими патентами. Он родился в 1825 году в семье фермера. Сондре с раннего детства встал на лыжи, благо местность вокруг была холмистая, и много времени проводил, катаясь с горок. Повзрослев и освоив плотницкое дело, Норхейм начал экспериментировать с формой лыж и улучшать конструкцию креплений, одновременно отрабатывая технику поворота.
При выполнении поворота телемарк лыжник, сгибая ногу, выдвигает одну лыжу вперёд, а коленом другой ноги почти касается лыжи, сохраняя равновесие за счёт центробежной силы и опираясь на деревянный шест.
Выполнение поворота в стиле телемарк
Выполнение поворота в стиле телемарк
Сондре Норхейм, совершенствуя свою технику, принимал участие в соревнованиях, неизменно занимая первые места. Его высшим достижением стала победа на национальных соревнованиях в окрестностях города Христиания (ныне Осло). Среди пятидесяти участников Сондре безоговорочно занял первое место. В программу соревнований тогда входили прыжки с трамплина, лыжный кросс и некое подобие слалома.
В 1879 году в местечке Гусби около Христиании проходили крупные горнолыжные соревнования. Очевидцы описывали их так: «Гора при Гусби была известна как очень опасная, и съехать с неё при хорошем скользком снеге считалось невозможным. Местные участники соревнований держали в руках длинные палки. Сидя на них как на метле, они тормозили ими изо всех сил, чтобы не потерять контроль над скоростью. И тут появились телемаркинцы. Держась прямо, изящно и уверенно, они неслись вниз со всё увеличивающейся быстротой, держа в руке по еловой веточке. Совершая 25-метровые прыжки, они мчались до самого низа горы, где описывали дугу и останавливались в облаке крутящейся снежной пыли».
После этих соревнований поворот на параллельных лыжах, который использовался при торможении, стали называть «христианией». «Телемарк» и «христиания» — две различные техники выполнения поворота на лыжах, практиковавшиеся на рубеже ХХ столетия. «Христиания» впоследствии стала прообразом для альпийского стиля катания с параллельным ведением лыж.
Выполнение поворота «христиания». Фото из учебника по лыжному спорту 1911 года
Выполнение поворота «христиания». Фото из учебника по лыжному спорту 1911 года

Горные лыжи покоряют мир

Спуски с гор в то время осваивают не только в скандинавских странах. Начиная с 1890 года горные лыжи всё больше увлекают жителей гористой местности Германии. В это же время в Австрии лыжная техника развивалась независимо от немецкого соседа. Школьный учитель Матиас Здарски стал основоположником поворота в «плуге», выполнив в 1896 году безостановочный спуск с горы в этом стиле.
Технику поворота из упора демонстрирует сам Матиас Здарски
Технику поворота из упора демонстрирует сам Матиас Здарски
По мере совершенствования техники поворота и конструкции лыж увеличивалось и количество приверженцев нового спорта. С начала ХХ века горнолыжники активно начали осваивать Альпы и проводить между собой соревнования.
Причём на лыжи встали не только жители горных стран, но и обитатели Британских островов, которые проявляли наибольшую активность. В 1903 году был создан Британский лыжный клуб. Тогда же по предложению Матиаса Здарски трассы для соревнований стали размечать деревянными вешками. И уже в 1905 году в Австрии провели соревнования по спуску с горы по слаломной трассе. Инициатором проведения этих соревнований выступил англичанин Арнольд Лунн. Он и разработал первые правила для спуска и слалома.
Ещё один англичанин, автор увлекательных романов Артур Конан Дойл, тоже не остался в стороне и увлёкся спуском с гор.
Новомодное увлечение вскоре дошло и до жителей весьма удалённой от Альп России. Документальным свидетельством этому служит переведённый на русский язык и изданный в 1912 году учебник Генриха Хока и Е. Ричардсона.
Обложка учебника по лыжному спорту, изданного в 1912 году
Обложка учебника по лыжному спорту, изданного в 1912 году
В предисловии к учебнику говорится: «Выпуская эту книгу, мы надеемся пойти навстречу в назревшей потребности русских лыжников в хорошем руководстве. Быть может, нам будет поставлено в упрёк, что мы слишком много уделили внимания лыжам в горах и слишком мало — хождению по равнине. На это мы возразим, что самое интересное в лыжном спорте именно горы. При желании их можно найти в окрестностях большинства русских городов…»
В 1901 году в Москве было создано Общество любителей лыжного спорта. После революции 1917 года лыжный спорт признали пролетарским, а первые соревнования по слалому провели в 1923 году на Воробьёвых горах. Основателем горнолыжного спорта в СССР считается лыжник-энтузиаст, врач по профессии, Андрей Жемчужников. Он возглавил первую секцию горных лыж в Московском комитете физической культуры.
В Советском Союзе горнолыжный спорт развивался изолированно от европейских стран из-за существовавшего в то время «железного занавеса».
Хотя первая четверть ХХ столетия и была насыщена нововведениями и изобретениями в искусстве катания, но всё же в программу первой зимней Олимпиады, состоявшейся во французском Шамони в 1924 году, горнолыжные дисциплины не вошли. Слалом и скоростной спуск стали включать в чемпионаты мира по лыжам и Олимпийские игры только в следующем десятилетии. Их дебют на Олимпиаде состоялся в 1936 году в немецком Гармиш-Партенкирхене.
Горнолыжники из советской России впервые приняли участие в зимней Олимпиаде только в 1956 году. Представительница женской сборной Евгения Сидорова завоевала тогда бронзовую медаль.
По целине
По целине
Свободный стиль на внетрассовом спуске, 1941 год
Свободный стиль на внетрассовом спуске, 1941 год
В послевоенные годы популярность горных лыж начинает стремительно расти. Строятся горнолыжные курорты, которые оснащают всё более эффективными и скоростными подъёмниками с бОльшей пропускной способностью. Приходит время кресельных и гондольных подъёмников. В качестве снаряжения тоже наблюдается значительный прогресс. Сначала появляются алюминиевые лыжи, а затем и пластиковые. Крепления, наконец, становятся безопасными и позволяют избегать частых переломов.

Техника спуска: от плуга к параллельным лыжам

Плуг, упор, годиль, телемарк — различные способы выполнения поворотов на горных лыжах. Они менялись с течением времени и с совершенствованием снаряжения.
Вначале лыжники передавали свой опыт и новшества самым наглядным способом — демонстрацией приёмов на склоне. В 1896 году Матиас Здарски выпустил книгу по технике поворота из упора под заголовком Lilienfelder Ski Lauf-Technik («Лилиенфельдская лыжная техника»). Впоследствии эта книга переиздавалась 17 раз под разными названиями. 1910-е годы стали триумфом техники упора Здарски.
На протяжении всей истории горных лыж происходило постоянное соперничество методик, различных техник и школ. То и дело возникали новые, «абсолютно надёжные» приёмы, которые должны были приводить к победам горнолыжников в самых престижных соревнованиях.
К концу 20-х годов прошлого века сформировались две основные лыжные школы и методики обучения:
  • австрийская школа, созданная Матиасом Здарски;
  • норвежская школа, которую возглавлял Вильгельм Паулке.
Принципиальной разницы между ними не было, поскольку их основу составляли повороты телемарк и из упора. Впоследствии эти две школы объединились и выработали общий подход.
Существенную роль в развитие горнолыжного катания внёс австриец Ханнес Шнайдер. В тридцатые годы он предложил единую систему обучения горнолыжной технике. Ханнес родился в горной деревне Штубен в Арльберге в 1890 году. Он начал кататься на лыжах ещё в детском возрасте, причём первые лыжи для него сделал местный бочкарь. Во время Первой мировой войны Шнайдер работал лыжным инструктором в австрийской армии. Позже, занимаясь обучением лыжников в Санкт-Антоне, он разработал методические основы для обучения катанию на лыжах, известные как «Лыжная техника и метод обучения Ханнеса Шнайдера Арльберга», или просто «Техника Арльберга». Они до сих пор используются в качестве базы для обучения. Многие пионеры горнолыжного спорта проходили через школу Шнайдера в качестве инструкторов.
Шнайдер разработал свою систему приёмов, основанную на повороте из упора. Он собрал инструкторов и стал учить их по этой методике. Систематизация обучения пришла на смену положению, когда каждый лыжный инструктор, работающий при отеле в горах, учил поворотам по-своему. Ханнес первым придумал логическую последовательность обучения поворотам, когда все движения начинаются из позиции упора.
И сегодня, спустя три поколения лыжников, Арльбергская система лежит в основе обучения во всём мире. Не это ли настоящее подтверждение её состоятельности?
При этом Шнайдер был не только прекрасным методистом и инструктором. У него были и другие таланты: он снимался в кино и писал книги. Вместе с Лени Рифеншталь Шнайдер сыграл в таких известных фильмах Арнольда Фанка, как «Святая гора» и «Белое безумие». Кроме того, он стал соавтором Фанка по книге «Чудеса катания на лыжах». Но в 1939 году Ханнес был вынужден уехать из гитлеровской Германии в США, где продолжил свою деятельность по обучению горнолыжной технике.
Демонстрация поворота с использованием упора
Демонстрация поворота с использованием упора
В конце сороковых годов в Альпах стала превалировать французская техника, привнесённая на трассы слалома известным горнолыжником Эмилем Алле. Она заметно отличалась от существовавшей: узкое ведение лыж в повороте, высокая открытая и более экономичная стойка с прижатыми к туловищу руками. За счёт контрвращения верхней части тела последователи Алле легче входили в поворот. Новая техника пришла на смену доминировавшей длительное время австро-норвежской школе.
Любители свободного катания тоже стали повторять движения опытных спортсменов, продвигая новую технику катания в массы.
Контрвращение тела при входе в поворот
Контрвращение тела при входе в поворот

От годиля до карвинга

Однако австрийцы тоже не дремали и вскоре предложили новый стиль под названием «ведельн» — короткие повороты махом. Но ещё лыжники не успели приобщиться к новой австрийской технике, как французы стали продвигать свой вариант — «трепещущий годиль», характеризующийся филигранной и очень тонкой техникой управления кантами.
Стили катания ведельн и годиль оказались очень близки — быстрые, связанные друг с другом короткие повороты, в которых закантовка использовалась в бОльшей степени для контроля скорости, а не для её увеличения. Ноги лыжника двигались слитно, с плотно сжатыми коленями. Со стороны это выглядело очень красиво, напоминая особый ритмический танец. Наверное, в то время не было такого любителя-горнолыжника, который не мечтал бы освоить годиль в совершенстве.
Лыжи в годиль-поворотах шли с проскальзыванием, а их геометрия характеризовалась умеренным боковым вырезом. Сейчас такую геометрию называют классикой. Длина снаряда достигала 210 сантиметров, и даже больше, а ширина талии составляла всего 5-6 сантиметров.
Годиль. 1960-е годы
Годиль. 1960-е годы
На трассе слалома
На трассе слалома
Несколько позже появилось увлечение катанием на монолыже. Горнолыжные крепления тогда установили параллельно друг другу на одну широкую (18-25 см) лыжу. В отличие от сноубордиста монолыжник спускался фронтально к направлению движения. Техника спуска при этом не отличалась от техники годиля, и даже не было необходимости удерживать колени сомкнутыми — это получалось автоматически. Фактически монолыжа была изобретена ещё в конце 1950-х годов Деннисом Филлипсом из Хьяка, штат Вашингтон, но интерес к катанию на ней проявился в начале 1970-х. Основная заслуга в этом принадлежит сёрферу Майку Дойлу (Mike Doyle), активно пропагандировавшему новый снаряд.
Любителей катания на монолыже можно встретить и в наше время
Любителей катания на монолыже можно встретить и в наше время
В 60-70-е годы двадцатого века практиковался способ прохождения поворотов с ускорением под названием «авальман», при котором лыжи в начале поворота посылались с ускорением вперёд, а затем лыжник, используя свою мышечную силу, как бы догонял ушедшие вперёд лыжи. Эта техника была сложной, весьма энергозатратной, требовала хорошей физической подготовки и надолго не прижилась.
В то время различные способы и стили часто комбинировались с другими приёмами: скольжением на плоских лыжах — «сёрфинг», бобслейным стилем для преодоления бугров, когда поворот выполнялся на внешней по отношению к центру поворота стороне впадины.
Тогда же начал активно использоваться термин «резаный поворот». Так называется движение лыж по дуге их естественного радиуса без проскальзывания или торможения. Боковой вырез классических лыж, в отличие от современных карвинговых, недостаточно велик для того, чтобы просто поставить лыжу на кант и выполнить крутой резаный поворот. Нужно было ещё нагрузить лыжи так, чтобы согнуть их в дугу, и такой поворот требует от лыжника энергичного и одновременно плавного прогиба лыжи. Это совсем непросто, так как необходимо постепенно увеличивать изгиб лыжи во время поворота и затем плавно уменьшать его при выходе и входе в следующий, и так из раза в раз.
Когда в 90-е годы прошлого столетия появились лыжи так называемой новой геометрии, это вызвало настоящий бум и появление нового стиля катания под названием «карвинг». Лыжи для карвинга стали заметно короче и получили ярко выраженную талию с широкими носком и пяткой. Благодаря этому их уже не нужно было так же сильно загружать для постановки на кант, как классические. Повороты на карвах совершаются за счёт наклона коленей в нужную сторону и дальнейшего скольжения на кантах. Появление карвинговых лыж ознаменовало собой начало новой эпохи.
Выполнение поворота на карвинговых лыжах
Выполнение поворота на карвинговых лыжах

Куда мы катимся

История горнолыжного спорта и туризма связана не только с совершенствованием лыж, сопутствующего снаряжения и техники спуска. Горные лыжи не получили бы такого широкого распространения без специальной техники для подготовки склонов, без развитой сети подъёмников и оборудованных мест для проживания. Для полноценного и комфортного катания и проведения соревнований лыжникам нужны подготовленные склоны. Развитию катания в большой степени способствовали снегоуплотнительные машины — ратраки. Сейчас трудно представить горнолыжный курорт без этой техники — ведь на неподготовленных и неукатанных трассах был бы невозможен карвинг. С появлением ратраков скорости спуска по размеченным трассам существенно возросли.
Современный горнолыжный спорт и туризм характеризуются высоким уровнем технологических разработок и множеством видов и подвидов. Из разнообразных техник выполнения поворота доминирующим сейчас стал карвинг. Но не стоит забывать, что это всего лишь развитие уже известного раньше резаного поворота, когда изменения геометрии лыжи привели к появлению новой техники катания.
В истории развития любого вида спорта часто происходит возвращение к уже пройденному этапу. Так же и в горных лыжах. При огромной популярности карвинга всё равно не угасает интерес и к катанию в стиле телемарк. В мире существуют многочисленные клубы любителей телемарка, и среди его приверженцев даже проводятся чемпионаты мира. Есть и другие примеры, когда, казалось бы, устаревшая техника вновь приобретает признание.
Общая тенденция наметилась в обучении катанию на горных лыжах. При существующем разнообразии различных школ сейчас отмечено стремление к созданию общей методики обучения. Как и в начале прошлого века, когда Ханнес Шнайдер обобщил и соединил вместе существовавшие подходы к обучению, так и сейчас создаётся единая методика для освоения горных лыж. Начав обучение в одной из школ, новичок легко может продолжить его в любой другой.
В последнее время всё большую популярность приобретает скитуринг, не требующий подъёмников и подготовленных склонов. Зато самые высокие требования предъявляются к весу и универсальности лыжного оборудования.
Горнолыжное снаряжение, в свою очередь, становится всё более совершенным, оказывая своё влияние на развитие техники спуска. Но не нужно забывать, что, какими бы замечательными свойствами ни обладали лыжи, они никогда не научатся поворачивать сами… Да этого и не нужно — ведь весь фан от спуска с гор в другом…
1870 год — Сондре Норхейм создаёт первые лыжи с боковым вырезом, на которых он впервые выполнил поворот телемарк.
1878 год — Томми Тодд в Калифорнии разогнался на лыжах до 140 км/ч.
1879 год — первые лыжные соревнования около города Христиания (Норвегия).
1896 год — открылся первый горный отель в Альпах.
1896 год — школьный учитель Матиас Здарски из Австрии публикует свою первую книгу по технике поворота из упора.
1908 год — в Шварцвальде (Германия) заработал первый буксировочный подъёмник.
1911 год — впервые проведены состязания по скоростному спуску под названием Кубок Кандагара.
1920-1924 годы — Ханнес Шнайдер формулирует свою методику обучения для инструкторов, получившую название Арльбергской техники.
1922 год — англичанин Арнольд Лунн разработал правила соревнований в скоростном спуске и слаломе.
1924 год — создание Международной федерации лыжного спорта (ФИС).
1928 год — Рудольф Леттнер предложил использовать стальной кант на лыжах.
1930 год — Международная федерация лыжного спорта официально признала спуск и слалом видами горнолыжного спорта, и в 1931 году они были включены в программу чемпионатов мира.
1936 год — зимняя Олимпиада в Гармиш-Партенкирхене, в которую впервые включены соревнования по горным лыжам.
1939 год — первые в мире безопасные крепления (Хьялмар Хвам).
1946 год — установлен первый подъёмник конструкции Жана Помогальского (РОМА).
1949 год — Говард Хед выпускает в продажу алюминиевые лыжи.
1954 год — создана первая лыжа из пластика Holley.
1956 год — советские горнолыжники впервые участвуют в зимней Олимпиаде.
1958 год — Боб Ланг (Bob Lange) представил первый Lange Boot из пластика.
1960 год — Kneissl, Sailer и Plymold выпустили в продажу лыжи из стеклопластика.
1964 год — появились первые пластиковые ботинки Lange с пряжками.
1980 год — классика горнолыжных креплений Salomon 727.
1990 год — появление лыж с параболическим боковым вырезом, положивших начало революционной технике карвинга.
1997 год — выпущены твинтипы — лыжи с загнутыми задниками.
2015 год — Симоне Оригоне из Монте-Розы обновил собственный рекорд скорости, развив в прямом спуске на горных лыжах 252,632 км/ч.
Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях
Я рекомендую Мне нравится
© Спорт-Марафон, 2019 Данная публикация является объектом авторского права. Запрещается копирование текста на другие сайты и ресурсы в Интернете без предварительного согласия правообладателя — blog@sport-marafon.ru

Товары по теме

Статьи по теме

В рассылке блога мы рассказываем о новых коллекциях
, интересных товарах
и людях
Осталось заполнить:
Если у вас есть вопросы или пожелания по блогу, пишите их нам, мы постараемся учесть.
Если вы в теме и умеете грамотно работать с текстом - у нас есть интересная работа.
Напишите нам, о чём бы вы хотели прочитать в нашем блоге.
Заметили ошибку? Выделите текст ошибки, нажмите Ctrl+Enter, отправьте форму. Мы постараемся исправить ее.