0

Зачем нужны турклуб и дыни в рюкзаке. Вопросы горному туристу

, обновлено 27.05.2021
Консультант отдела обуви «Спорт-Марафона» Коля Гагарин занимается в турклубе «Вестра» и ходит в спортивные горные походы. Этим летом он прошёл с клубом горную «двойку» по Тянь-Шаню (Западный Терскей-Алатау) с первопроходами двух перевалов. Мы поговорили о том, как выглядит современный спортивный туризм: от занятий в турклубе до сложностей и радостей категорийных походов.
— Как давно ты ходишь в походы?
— Первый раз я сходил в поход в девятом классе с районным турклубом. В клубе занимался год, участвовал в соревнованиях и коротких походах, но потом бросил. В 2010 году появилось время для путешествий, и я отправился в Индию, оттуда в Непал, сходили с друзьями треккинг в районе горы Панчаси. Там наслушался про горные путешествия и на следующий год вернулся в Непал и самостоятельно прошёл трек вокруг Аннапурны.
Три года назад друзья позвали на Эльбрус. Зайти тогда не получилось, но понял, что хочу ходить в красивые и интересные места, а для этого нужна подготовка. Записался в горную школу турклуба «Вестра». После первого года занятий впервые сходил в категорийный поход, а через два дня после возвращения улетел в Непал и сходил трек вокруг Манаслу. На следующий год остался в школе на продвинутый уровень базовой подготовки. Этим летом сходили с клубом горную «двойку» на Тянь-Шань, а перед походом я сам организовал восхождение на Эльбрус. Со мной пошли двое участников, в том числе моя коллега Наташа Саломатина, консультант отдела женской одежды «Спорт-Марафона» — мы удачно зашли с юга.
На вершине Эльбруса с Наташей Саломатиной
На вершине Эльбруса с Наташей Саломатиной
— Что дают занятия в турклубе? Обязательно ли там заниматься или можно просто ходить в походы?
— Есть два варианта туризма — коммерческий и некоммерческий. Коммерческий удобнее тем, что тебе не надо ничего делать, а инструктор подстраивается под тебя и ты едешь в удобное время. Но в плане получения знаний занятия в клубе эффективнее и продуктивнее.
В турклубе задействовано больше людей и ресурсов, чем у одного коммерческого инструктора. Есть техническая база, полигоны, учебные материалы. Тренировки и лекции проводят опытные спортсмены, в процессе обучения они помогают и подсказывают. Коммерческий гид — заложник отношений, он не всегда может проявить жёсткость. Клиент может отказаться что-то делать, и, по сути, обучения не получается. Хотя можно пройти базовую подготовку в школе, а потом ходить в коммерческие походы, оттачивая технику и нарабатывая навыки.
Учебный процесс в турклубе начинается в середине ноября. Это лекции, семинары, срезы знаний, практические тренировки и соревнования: техника горного туризма, поисково-спасательные работы и кросс-поход. Кстати, наш клуб — единственный, кто проводит в Москве ночные поисково-спасательные работы и самый продолжительный двухдневный кросс-поход с этапами ориентирования на местности. После обучения, в середине или в конце лета, студенты идут в учебно-тренировочный поход, а осенью сдают аттестационный выпускной экзамен.
Школа некоммерческая и обучение там, по сути, бесплатное. Есть только символический клубный взнос 1000 рублей в месяц, который тратится на материалы для самих же студентов, на призы за соревнования и на оплату коммунальных счетов клуба, потому что здесь проводятся все занятия. Через год, после прохождения школы базового уровня и успешной сдачи экзаменов, получаешь членство в клубе и скидку 50% на следующий курс.
Членский билет туристического клуба «Вестра»
Членский билет туристического клуба «Вестра»
Команда клуба «Вестра» на перевале № 341 (н/к, 3424 метров)
Команда клуба «Вестра» на перевале № 341 (н/к, 3424 метров)
— Как ты готовился к летнему походу?
— После учебного выезда в прошлом году дал себе два месяца отдохнуть, и начал ходить в бассейн. С февраля добавил к бассейну беговые тренировки, а когда сошёл снег, убрал плавание и добавил велосипед. Плюс технические тренировки: у нас в клубе каждый месяц две выездные двухдневные тренировки, не считая зимних и весенних сборов. Плюс ещё факультативные занятия, когда руководитель собирал нас где-то в городе, например, на Воробьёвых горах, и мы отрабатывали работу с верёвкой и снаряжением.
Условно можно разделить подготовку к горному походу на три части: ОФП, техническая часть и непосредственно подготовка к выезду. Последнее — это проработка маршрута и своя работа в зависимости от обязанностей. В походе у каждого есть своя «должность»: завхоз, реммастер, медик… Ещё мы отрабатываем спасработы и действия при несчастных случаях.
— Что из всех этапов тренировки тебе интереснее всего?
— Нравится техническая подготовка. По пройденному материалу мы устраиваем что-то вроде мини-соревнований. Строится линия с препятствиями, и руководитель озвучивает задачу: «Вы пришли к кулуару, здесь такой-то рельеф, вам надо сделать это, пройти это». В процессе прохождения этапов могут появляться дополнительные вводные, например: «Теперь тебе в руку попал камень, рабочая рука только одна. Твои действия?». Такие тренировки, особенно если они регулярные, готовят к тем условиям и сложностям, которые могут возникнуть на маршруте.
Спуск с перевала Солнечный. Самый сложный технический участок пути на 5 верёвок
— Как распределяют должности в походе? Какая должность была у тебя?
— Изначально должности предлагает руководитель, и участники говорят, кто кем хочет быть. В процессе обучения мы пробуем разные роли, минимальные базовые навыки должны быть у каждого. Поскольку мы занимаемся уже не первый год, выбирали сами, что кому интереснее.
Есть основные должности: руководитель, штурман, снаряженец, завхоз, реммастер и медик. Остальные обязанности не требуют специальной подготовки и много времени для выполнения: эколог, хронометрист, летописец. Их распределяют в нагрузку к основной. Эколог утилизирует мусор и забирает его со стоянок. С одной стороны, никому не хочется возиться с мусором, но функция очень важная. Да и неприятно видеть грязь на маршруте, поэтому и сами не оставляем.
Ещё есть логист, финансист — они выполняют свои обязанности до похода, в самой поездке их можно загрузить ещё какими-нибудь функциями.
У меня была должность штурмана. Я принимал участие в разработке нитки маршрута: смотрел, как лучше и логичнее пройти, почему, изучал, какие там препятствия. Далее готовил техническое описание. Например: «Вышли в 8 утра, движемся по правому берегу реки Кызыл-Су, левый борт долины скалисто-осыпной, правый борт — травянисто-осыпной, данная долина заканчивается каким-нибудь горным хребтом» и так далее. После похода всё это фиксировали в отчёте.
Во время похода штурман всегда контролирует движение группы. Его задача в том, чтобы каждый участник знал путь, основные ключевые препятствия, их уровень сложности. Я обычно шёл третьим и давал лидеру направление. Либо лидер сам знал, но периодически сверялся со мной.
Специфика работы штурмана — это работа с картами, компасом, различными программами, с навигатором. Я факультативно читал и ходил на занятия по работе с навигатором. Считаю, что нужно постоянно обновлять свои знания.
На перевале «Нежный» — первопроход
На перевале «Нежный» — первопроход
Карта маршрута — из отчёта команды о походе
Карта маршрута — из отчёта команды о походе
— Кто выбирал место летнего похода и почему в этот район?
— Это идея руководителя. Район похода, западная часть хребта Терскей-Алатау, южнее озера Иссык-Куль в Киргизии, привлекателен тем, что там с советских времён практически не ходят туристы. Это значит — меньше грязи, проблем с ночёвками, чем, например, на Кавказе. К тому же турклуб поставил задачи по изучению местности и содействию в помощи картографу, Алексею Викторовичу Цветкову. Он самостоятельно делает карту горного района Киргизии: заполняет «белые пятна», добавляет элементы рельефа, места переправ, делает описания местности. Поэтому и маршрут у нас был построен в основном линейно, чтобы охватить как можно больше горных цирков и долин.
В техническом плане ставили для себя цели пройти интересные препятствия, в том числе и новые. Мы прошли перевалы, которые никто до нас не ходил — теперь у них есть названия, которые мы сами придумали. Один перевал мы назвали «Двенадцати», потому что нас было двенадцать человек, а второй — перевал «Нежный».
У названия «Нежный» есть история. Руководитель нашего отделения живёт и работает в Бишкеке, поэтому тренировал нас дистанционно: давал задания, а тренировались мы с ребятами из продвинутой группы, под присмотром их наставника. Причём занятия проходили на уровне их подготовки — более высоком, чем у нас. За время обучения мы сдружились и даже в соревнованиях участвовали одной командой. Но вот в поход одной категории мы идти не могли — по правилам спортивного туризма наше отделение могли выпустить только в «двойку», а они планировали «четвёрку». На тренировках мы часто шутили: 'Вы тёртые калачи, закалённые во льдах, вам и вешать перила', или: «Мы люди нежные, суровых условий не видели, поэтому идите этап первыми'. Так появилась шутка про 'нежных' и 'суровых' — наше отделение и отделение специальной подготовки, потом в клубе нас так и называли. Отсюда и название перевала.
Виды на перевалы Двенадцати и Нежный — первопроходы. Фото из отчёта команды о походе
— Что для тебя было самым сложным в этом походе?
— Любой поход — это испытание, проверка себя на прочность, своей физической и моральной подготовки. Для меня тяжёлым был пятый день, когда мы шли перевал Сарбет. За день до этого мы купались в озере — вода была ледяная, но я ни разу не плавал в горном озере и очень хотелось попробовать, как это будет. На следующий день чувствовал себя не очень хорошо, вероятно, переохладился. Плюс перевал ещё не самый приятный, там было много грязи, талой воды вперемешку с грунтом. Все факторы сказались на настроении и физических возможностях, хотя перевал не сложный — 1А.
Был один раз тактический промах. На пути к перевалу Тон, в узком месте ледник перекрыл дорогу. Там буквально 2-3 м был голый лёд, а с другой стороны осыпной обрыв. Мы не придали должного значения и не сделали перила. Два человека переправились спокойно. А я снял рюкзак, и при переходе поскользнулся, и ушёл вниз по жёлобу. Ребята меня вытащили, но после этого мы просчётов не допускали. Есть очень простое правило: если не уверен — организуй страховку. Это очень важно.
Опасности горного туризма: оледеневший и осыпавшийся участок дороги на подъёме к перевалу Тон
Опасности горного туризма: оледеневший и осыпавшийся участок дороги на подъёме к перевалу Тон
— Две недели вы общались только своей компанией. Были ли сложности в коммуникации?
— Бывает, устаёшь, потому что с утра до вечера одни и те же лица. У нас в школе есть занятия по психологической совместимости и психологии малых групп. На лекциях рассказывают, как возникает эмоциональное напряжение, и учат с ним бороться. Тут очень важен собственный настрой, надо уметь осознать момент, когда атмосфера накаляется, и ни в коем случае не усугублять ситуацию, а стараться свести на нет. Коллектив — это единый организм, все друг друга чувствуют. И старания одного участника группы по улучшению эмоционального фона влияют сразу на всех. Это могут быть какие-то шутки, даже просто песни без гитары. Или любая деятельность, которая занимает ум и руки, чтобы стало некогда отвлекаться на негатив.
Ещё помогают «сюрпризы». Это походная традиция — каждый участник втайне от всех несёт что-нибудь из еды и неожиданно достаёт в один из дней. Это всегда приятно. Я взял две дыни, все удивились, что я их три дня нёс. На четвёртый день у нас сюрпризом была икра. На турслёте потом все отделения хохотали, что «нежным людям», бедняжкам, нечего было есть, выживали, как могли.
Бутерброды с икрой и дыня в качестве сюрпризов очень поднимают настроение в походной группе
— Как вы решали вопрос с транспортом? Ты сказал, что район не туристический, были проблемы с логистикой?
— Логистику взял на себя руководитель, так как живёт в Бишкеке и знает контакты водителей. К месту старта добирались на заказанном транспорте, а обратно на такси до Иссык-Куля.
Ещё мы делали заброски — заранее подвозили в нужные точки на маршруте еду, топливо и снаряжение. Заброски сильно облегчают жизнь туриста: лишние килограммы в рюкзаке сказываются на настроении и скорости. Всего сделали три заброски. В первую, на пятый день пути, положили всё железо, потому что раньше оно не требовалось, и продукты. Вторая заброска — только продукты, третья, на десятый день, — продукты и топливо.
Заброски оставляли в кошах — пастушьих хижинах. С этим помог глава района. Он старается развивать туризм, и хочет, чтобы о его родном крае узнали как можно больше людей. Третью заброску нам принесла группа «суровых» людей, когда наши маршруты пересеклись, и была скорее даже «подвозом».
В гостях у главы района
В гостях у главы района
Кош — место стоянки или зимовья пастухов
Кош — место стоянки или зимовья пастухов
В Киргизии есть фирмы, которые предоставляют услуги по транспорту и заброскам. Если нет своих контактов и опыта, можно сделать всё через крупную компанию, например, «Ак-Сай Тревел», которая организует путешествия по Киргизии. Наш руководитель тоже помогает с транспортом, арендой снаряжения, покупкой топлива для горелок и другими насущными вопросами. Трансфер можно найти и на месте.
Мы стараемся наладить личный контакт с местным населением. Чаще там вопрос решается не деньгами, а подарками. А если деньгами, то выходит недорого, учитывая, что это Средняя Азия.
— Есть такие стандартные отговорки, которые останавливают людей заняться чем-то новым, интересным, в том числе горным туризмом: дорого, некомфортно, опасно. Что ты можешь сказать по этому поводу?
— Спортивный туризм сам по себе недорогой, дорого — хорошее снаряжение. Но тут как раз плюс турклубов: новички поначалу могут взять снаряжение у старших товарищей или инструкторов, обычно в клубе есть большой запас инвентаря, которым можно пользоваться.
Мне тоже поначалу снаряжение давали товарищи, но постепенно обрастал своим. Купил удобный рюкзак Osprey Xenith 88, спальник Sivera Ирий на -10, очень им доволен. Сделал себе «бутерброд» из ковриков: один Therm-a-Rest Z Lite, который складывается гармошкой, второй — самонадувающийся короткий 1,2 м — Therm-a-Rest ProLite, он добавляет тепла на леднике, на нём комфортнее спать, меньше камушков всяких чувствуется, и весит всего 300 граммов. Все инвестиции окупились комфортным сном и лёгким рюкзаком. Вот, могу себе позволить дыню даже взять в поход.
Коврик Ferrino Superlite Mattress 183x51x2,5 Orange/Grey
+10% к этой скидке до 17:00
8 743 ₽
12 490 ₽
Ferrino Коврик Ferrino Superlite Mattress 183x51x2,5 Orange/Grey
183x51x2.5
Коврик Ferrino Superlite Mattress 183x51x3,8 Orange/Grey
+10% к этой скидке до 17:00
10 392 ₽
12 990 ₽
Ferrino Коврик Ferrino Superlite Mattress 183x51x3,8 Orange/Grey
183x51x3.8
Про комфорт. Говорят, что горный турист — это человек, который в сложных условиях при минимуме снаряжения и провизии создаёт вокруг себя комфортные условия. Это приходит с опытом. Обычно все тяготы и лишения познаются на этапах тренировок, и человек уже примерно представляет, чего ему ожидать в походе.
Опасно ли? Любая деятельность может нести в себе какую-то опасность. Главное — быть всегда начеку. В этом походе, например, у нас первый раз ребята проваливались в трещину, приходилось их вытаскивать. А вообще есть объективные факторы — погода, рельеф, есть субъективные — физическая и теоретическая подготовка, эмоциональное состояние. В клубе есть даже специальный раздел лекций, который готовит к опасностям в горах. Тут так же, как в городе, нужно соблюдать банальные правила безопасности: не переходить дорогу на красный свет, не совать пальцы в розетку и так далее.
Брод реки Курумду
Брод реки Курумду
Движение в связках к перевалу Солнечный
Движение в связках к перевалу Солнечный
— Чем тебя привлекает именно спортивный туризм?
— Это такая многогранная деятельность, которая связана с развлечением, путешествиями, новыми впечатлениями, визуальным наслаждением и, конечно же, общением. И при этом требует определённых волевых и физических качеств. Сейчас это, пожалуй, главная составляющая моей жизни, всё крутится вокруг горного туризма. Я этим живу, мне это нравится, и работу я связал с аутдор-индустрией. Прошли те времена, когда хотелось просто поваляться на пляже или сходить потусоваться в клубах, всё это приедается. А горные походы проходят всегда по-разному, по-новому.
Горные походы проходят в таких местах, где никто практически не бывает. Это как канал National Geographic или Discovery, только ты не зритель, а прямой участник этих событий. Одно дело, когда ты видишь безумно красивые пейзажи по телевизору, а другое дело, когда смотришь на это собственными глазами. Это совершенно другие эмоции, запахи, вкусы.
Вид на озеро Иссык-Куль с перевала Тон 1А
Вид на озеро Иссык-Куль с перевала Тон 1А
Закат в лагере 2 на берегу реки Курумду
Закат в лагере 2 на берегу реки Курумду
Озеро Тешикёль
— В чем для тебя смысл спортивных разрядов?
— Спортивные разряды — это амбиция, некий дух соревнования. Недаром говорят, что лучшее обучение – в игровой форме. Через соревновательный процесс ты растёшь над собой. Сегодня ты кого-то опередил, завтра он тебя, иногда ноздря в ноздрю идёте. Это помогает объективно оценить свои возможности, умения, навыки в сравнении с окружающими, это развивает, дисциплинирует.
Очень хочется по результатам нашего похода получить, как минимум, третий разряд, а если повезёт, то и второй. В декабре будет чемпионат, ждём результатов.
© Спорт-Марафон, 2025 Данная публикация является объектом авторского права. Запрещается копирование текста на другие сайты и ресурсы в Интернете без предварительного согласия правообладателя — blog@sport-marafon.ru
Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях
Мне нравится

Товары по теме

Статьи по теме

В рассылке блога мы рассказываем о новых коллекциях
, интересных товарах

и людях
Если у вас есть вопросы или пожелания по блогу, пишите их нам, мы постараемся учесть.
Напишите нам, о чём бы вы хотели прочитать в нашем блоге.
Заметили ошибку? Выделите текст ошибки, нажмите Ctrl+Enter, отправьте форму. Мы постараемся исправить ее.