0

Треккинг в Грузии: Казбек, Чаухи и минералка

, обновлено 18.10.2023
Фото: Елизавета Стрючкова

Об авторе

Грузинская историческая область Хеви богата на природные и культурные достопримечательности. Здесь соседствуют альпийские и камчатские пейзажи, грузинские деревни и осетинские башни, ледники Главного Кавказского хребта и минеральные реки. Маршрут под себя подобрать несложно: в Хеви есть и маркированные тропы, и забытые перевалы, на которые не ходят по несколько лет. В статье мы собрали треки разных уровней сложности по самым интересным местам области: Кельскому вулканическому плато, долине Трусо и массиву Чаухи.

По современному административно-территориальному делению исторический регион Хеви относится к муниципалитету Казбеги края Мцхета-Мтианети. Самый крупный населённый пункт муниципалитета — посёлок Степанцминда, в советское время называвшийся Казбеги.

Почему стоит пойти в поход по области Хеви

Сюда просто добраться, и есть инфраструктура. Хеви — компактный и обжитой район, а значит, здесь простая логистика и широкие возможности для забросок. Это особенно важно для начинающих туристов: аварийный выход с маршрута не займёт много времени.
Важно

Примеры маршрутов из статьи подходят для туристов, которые уже прошли несколько горных несложных походов по Кавказу или другим горным районам, хотят побывать в интересном регионе и пройти несложные категорийные перевалы, чтобы отточить имеющиеся навыки и получить новые.

Увидеть разные пейзажи в одном районе. Массив Чаухи стоит в окружении альпийских долин. Здесь отвесные скалы вырастают из лужаек среди разноцветных озёр Абуделаури и водопадов. С другой стороны от Военно-Грузинской дороги — Казбек, окружённый мощными ледниками Главного Кавказского хребта. В хорошую погоду его видно почти отовсюду. Южнее находится Кельское вулканическое плато — край лавовых полей, бордовых вершин и больших озёр.
Изучить культурное наследие. В селе Сно у дороги расставлены каменные головы известных грузин, которые на досуге вырезает местный скульптор-самоучка Мераб Пиранишвили. Над Степанцминдой на высоте 2170 метров возвышается Троицкая церковь в Гергети, самый известный и единственный крестово-купольный храм региона, которому уже более шестисот лет. В долине Трусо сохранились осетинские башни и сёла. С XVII века в долине жили преимущественно осетины, но после 2008 года они вынужденно покинули родные места, и сёла стоят заброшенные. Самое известное — село-крепость Закагори (Четойтыкау), но не менее интересны Кетериси (Четырс) и Квемо-Окрокана.
Напиться минеральной воды. Долина Трусо по-другому называется «Долина нарзанов». Здесь разноцветные минеральные отложения — травертины — и нарзанные ручьи резко выделяются на фоне гор. Из зелёных склонов вытекают ржаво-оранжевые, почти чёрные или белые потоки. Вода нарзанов прозрачная, а вот камни или склоны, по которым они текут, окрашиваются из-за химических реакций. На них образуются минеральные отложения: рыжие — железистые, белые — кальциевые. Кроме того, в Трусо есть нарзанное озеро — памятник природы. Его берега нависают над водой и резко уходят вниз, а точная глубина неизвестна. Из провала поднимаются пузырьки сероводорода, лазурная вода бурлит и утекает в Терек оранжевым ручьём. Купаться запрещено, а вот пить воду из озера можно.
Из долины реки Чаухи массив лучше всего выглядит на закате. В первой половине дня солнце нагоняет на скалы дымку. Фото: Елизавета Стрючкова
К концу лета перемычка между двумя частями Голубого озера Абуделаури пересыхает, и получается два озера. Температура воды около +7 °С. Фото: Елизавета Стрючкова
Местные жители используют эту «инопланетную» долину перед перевалом Хорисар для выпаса скота, остерегайтесь пастушьих собак. Фото: Елизавета Стрючкова
Заброшенный дом в селе Квемо-Окрокана. Вечером на всё село горел один огонёк. Фото: Елизавета Стрючкова
Река Эси (Эсикомидон) окрашивает все камни в красно-оранжевый цвет после впадения в неё железистого источника. Фото: Елизавета Стрючкова
По легенде, это озеро бездонное. Его берега резко обрываются, а вода постоянно бурлит. Фото: Елизавета Стрючкова
Вид на Казбек, Джимару, Суатиси (Суатисихох) и пик Геолог с подъёма на перевал Хорисар. Фото: Елизавета Стрючкова

Когда идти в поход по региону Хеви

В треккинг по региону можно ходить в тёплое время года: с мая по сентябрь. Но оптимальный месяц для походов — август. В это время здесь устойчивая погода, дожди идут редко, а таяние ледников уже не такое интенсивное, как в июле. Поэтому уровень воды в реках стабильнее, а броды проще. Из-за отсутствия снежников некоторые перевалы проходятся легче. Для тех, кто разбирается в категориях трудности, — перевалы становятся проще примерно на полкатегории.
В мае и июне на высотах от 2500 метров бывает много снега, приходится ограничиваться радиальными вылазками. В июле уже тепло, снега мало, но стоит готовиться к дождям и полноводным рекам. В сентябре на высоте холодает.
Долина Трусо лежит ниже Кельского плато и озёр Абуделаури, поэтому здесь можно ходить в треккинг с апреля по конец октября, в остальное время она непроходима из-за снега.
Температура воздуха зависит от высоты и конкретной местности. В Степанцминде в августе днём около +25 °С, что в сочетании с солнцем довольно жарко. У массива Чаухи по ощущениям будет прохладнее на 5–10 градусов. На Кельском вулканическом плато нужно быть готовыми к +10 °С. А в окрестностях Казбека температура днём в августе может быть не выше +5 °С. Ночью в окрестностях Чаухи теплее всего, а у Казбека холоднее, но в любом случае температуры ниже 0…-2 °C ожидать не стоит.

Как добраться в регион Хеви

Самый крупный в регионе населённый пункт, куда регулярно ходит транспорт, — посёлок Степанцминда. Поэтому рассказываем о способах добраться до него. Для удобства отправляемся из Москвы, потому что жителям регионов, у которых нет прямого сообщения с Грузией, придётся сделать там пересадку.
До Степанцминды можно доехать на автомобиле через Ростов-на-Дону или Волгоград. В обоих случаях придётся пересекать границу через единственный погранпереход Верхний Ларс — Дариали. Ехать на машине утомительно, КПП часто бывает загруженным, на нём собираются километровые очереди.
Для проезда по территории Грузии советуем подумать об автомобильной страховке. Личный автомобиль повышает мобильность группы, но не везде можно проехать на обычной машине. В долине Трусо дальше Квемо-Окроканы проедет только внедорожник, а дорога к Джуте хоть и проезжая, но проходит над обрывом и требует от водителя мастерства владения автомобилем и стрессоустойчивости.
Важно

Если в загранпаспорте стоит печать о пересечении границ Абхазии или Южной Осетии, в Грузию могут не пустить и/или оштрафовать. Страна не признаёт эти территории отдельными государствами и запрещает въезжать на них со стороны России.

Вид на Степанцминду из Гергети. Над посёлком нависают перевалы категории трудности 2Б
Вид на Степанцминду из Гергети. Над посёлком нависают перевалы категории трудности 2Б. Фото: Елизавета Стрючкова
Классические варианты попасть в Степанцминду — через Тбилиси или Владикавказ. Но если билеты дорогие или их раскупили, можно доехать через Назрань и Магас. Рассказываем обо всех способах.

В Степанцминду через Тбилиси

Железнодорожного сообщения между Москвой и Тбилиси нет. Авиасообщение открыли весной 2023 года, рейсы выполняют «Азимут» и Georgian Wings. Время в полёте — около трёх часов. Существенный минус авиаперелёта — цена: в августе 2023 года билеты с багажом стоили от 20 000 рублей в одну сторону. На распродаже возможно поймать билет и за 3000–5000 рублей, но это чистое везение.
Из аэропорта Тбилиси в город с 7 утра до 11 вечера каждые 15–20 минут ходит автобус № 337. Оплатить проезд в автобусе можно только банковской картой нероссийского банка или транспортной картой Metromoney — аналогом московской «Тройки» для Тбилиси. Транспортные карты продаются на станциях метро и в отделениях Bank of Georgia. Metromoney действует в автобусах, метро и на канатной дороге, одна поездка стоит 1 лари, кроме канатки Рике — Нарикала. В течение 90 минут после оплаты можно сделать бесплатную пересадку.
Важно

Карты, которые выпустили российские банки, не работают в Грузии. Ими не получится оплатить даже такси.

Если самолёт прилетает ночью, нет транспортной карты или карты иностранного банка, добраться до города можно на такси. В Грузии работают Bolt, Yandex Go и Taximaxim: первый комфортнее, второй привычнее, третий дешевле. Заказать машину можно в аэропорту, подключившись к бесплатному Wi-Fi, а расплатиться — наличными. В зоне прилёта есть обменник, но курс в нём не самый выгодный. Деньги лучше обменивать около станций метро «Марджанишвили» и «Авлабари» — там несколько обменников и банкоматы Bank Of Georgia.
Ехать нужно до автостанции «Дидубе» у одноимённой станции метро. Отсюда уезжают маршрутки в Степанцминду. У них нет номера, опознавательный знак — табличка KAZBEGI/ყაზბეგი на лобовом стекле. Одно место в маршрутке стоит 15 лари, оплата только наличными водителю. Если рюкзаки не влезут в багажный отсек, надо доплатить за их провоз в салоне как за пассажирское место — 15 лари. На одном кресле умещаются два рюкзака. Маршрутки отправляются примерно каждый час с 9 до 18 часов, уехать раньше или позже этого времени получится вряд ли.
Здесь же, на автостанции «Дидубе», дежурят частники на семиместных минивэнах, они готовы поехать в Степанцминду, не дожидаясь, когда заполнится машина. Правда, платить придётся за все места — 130 лари, но можно торговаться и снизить цену до 100 лари. Обратно в Тбилиси из Степанцминды те же водители просят 50 лари с человека с торгом до 40 лари.
Конечный пункт — центральная площадь в Степанцминде у магазина Spar. Время в пути — 3–4 часа. Расписание обратных рейсов висит на остановке на центральной площади, но ориентироваться на него можно только весьма условно. Маршрутка приедет, но вряд ли вовремя. Если не хотите переплачивать, лучше запланировать час-два на ожидание, запастись терпением и игнорировать уговоры частных извозчиков. Они предлагают свои услуги довольно агрессивно, но готовы торговаться, с ними уехать в крайнем случае вы всегда успеете. Кроме того, можно попробовать уточнить расписание у водителя по дороге в Степанцминду или спросить хозяев ближайших кафе, когда ждать маршрутку в Тбилиси.

В Степанцминду через Владикавказ

Прямые авиарейсы из Москвы во Владикавказ есть у S7, «Аэрофлота», «Победы» и «Уральских авиалиний». Время в пути — чуть больше трёх часов. В сезон билеты на самолёт с багажом стоят от 10 000 рублей в одну сторону (на август 2023 года). Если это дорого, можно поехать поездом, их два: Москва — Владикавказ и Санкт-Петербург — Махачкала, они отправляются через день. Дорога займёт полтора дня. Билеты в плацкарт обойдутся в 4000–5000 рублей. Рекомендуем покупать их заранее: в летний сезон может случиться ажиотаж, и за месяц до поездки билеты раскупят.
От аэропорта или железнодорожного вокзала Владикавказа до Степанцминды можно доехать на рейсовом автобусе Владикавказ — Тбилиси за 3000–3500 рублей, попросив высадить раньше. Ещё один вариант попасть в посёлок — воспользоваться трансфером. Частный извоз через границу развит, можно забронировать место в маршрутке, минивэне или всю машину. Перевозчика можно найти в телеграм-канале «Попутчики Россия — Грузия». Поездка из Владикавказа в Тбилиси стоит те же 3000 рублей, из Владикавказа в Степанцминду — 2000 рублей. Заказ минивэна обойдётся в 10–12 тысяч рублей. Оплата в рублях или лари наличными либо переводом на карту.
Путь из Владикавказа до Степанцминды занимает примерно 1,5–2 часа. На переход границы летом стоит запланировать ещё 3–5 часов. Можете пройти и быстрее, и медленнее. Известны случаи 10-часового ожидания в разгар сезона.

В Степанцминду через Назрань или Магас

Это варианты для находчивых, если цены на авиабилеты уже взлетели, а мест на поезда до Владикавказа не осталось. Во-первых, можно долететь на самолёте до города Магаса — столицы Ингушетии. От аэропорта Магас до Степанцминды всего на 40 километров дальше, чем от аэропорта Владикавказ, а билеты, как правило, на 3000–5000 рублей дешевле, хотя лететь столько же. Рейсы в Магас есть только у «Победы», поэтому этот вариант не подойдёт тем, у кого много багажа. Норма багажа в авиакомпании по стандартному тарифу — до 10 килограмм, если докупать дополнительные 20 килограмм, разница в цене между билетами в Магас и Владикавказ уже не будет заметной.
Ещё один способ — доехать на поезде до Назрани, самого крупного города Ингушетии. Назрань находится в 4 километрах от Магаса и в 20 километрах от аэропорта Владикавказ. Из Москвы через день ходит фирменный поезд «Ингушетия». Билеты в плацкарт стоят около 4000 рублей. Ехать также полтора дня.

В Ингушетии чтут мусульманские традиции и одеваются в свободную одежду, которая прикрывает руки ниже локтя и ноги ниже колена. Чтобы на вокзале не привлекать внимание местных жителей, которые могут сделать замечание, советуем не надевать шорты и топы. Во Владикавказе за тем, как одеты туристы, обычно не следят.

От Назрани или Магаса также можно заказать трансфер до Степанцминды. А вот рейсовых автобусов в Грузию нет.

От Степанцминды до начала маршрута

Маршруты начинаются в сёлах Джута и Квемо-Окрокана. От Степанцминды до них лучше всего ехать на частном транспорте. Наиболее распространённый вариант трансфера в окрестностях — семиместный минивэн Mitsubishi Delica. В машину поместится группа из семи человек, но багаж будет ехать на коленях и в ногах. Цена поездки — 150 лари. За эти деньги можно доехать и до Джуты, и до Квемо-Окроканы. Водителя можно найти на поселковой площади или спросить контакты в кафе. В августе 2023 года мы ездили с Вано, его телефон: +995-595-51-97-74.

Как подготовиться к походу по региону Хеви

Маршруты проходят в другой стране, по горным районам рядом с приграничной зоной, поэтому рекомендуем заранее определиться, нужно ли оформлять пропуск, как расплачиваться в Тбилиси и Степанцминде и какое снаряжение взять с собой.

Оформить пропуск

Хеви находится на границе с Россией, поэтому здесь действует правило пятикилометровой зоны: для похода по некоторым долинам в пределах пяти километров от границы нужен пропуск, например по долине Трусо и к базовому лагерю Казбека.
Пропуск можно оформить заранее или на месте. Чтобы подать заявление дистанционно, нужно заполнить специальную форму и отправить её в Пограничную полицию Грузии на электронную почту bpol@mia.gov.ge. К форме нужно приложить скан-копии первых страниц загранпаспортов всех участников и карту маршрута (скриншот или ссылку на маршрут, проложенный в картографическом сервисе). Требования изложены на сайте Пограничной полиции.
Форма составлена на грузинском и английском, заполняется на любом из них на каждого участника. Скорость реакции пограничников непредсказуема: могут ответить в тот же день, а могут не отвечать более двух недель, поэтому лучше писать примерно за месяц-полтора, прикреплять все документы сразу в одном письме и не стесняться напоминать о себе.

Советуем написать сопроводительный текст в письме в Пограничную полицию на трёх языках: грузинском, английском и русском. Грузинский — государственный язык страны, все учреждения используют именно его. Английский в Грузии тоже используется — как язык международного общения для коммуникации с иностранцами. Но может случиться, что конкретный офицер, который будет читать письмо, лучше владеет русским.

Если что-то пошло не по плану, можно оформить пропуск на месте. Вариантов три:
  1. В Тбилиси в центральном офисе Пограничной полиции на улице Симона Канделаки, 12 по будним дням в рабочие часы.
  2. На пункте пропуска «Казбеги», он же «Дариали», — единственном пограничном переходе, соединяющем Россию и Грузию при наземном пересечении границы.
  3. На региональных погранзаставах, ближайшая к точкам начала маршрута находится у подножия крепости Закагори. Также погранзастава есть в долине реки Джуты.
На погранзаставе может не быть принтера и сканера — например, в Джуте есть, а в Закагори нет. Советуем подготовить распечатанные карты, копии паспортов и формы заранее. Карты нужны, чтобы объяснить, куда вы идёте, они должны хорошо читаться. Заполнять формы или нет, подсказать сложно. Автор текста предоставила пограничникам в Закагори полностью заполненные формы, а потом дублировала от руки то, что там и так уже было напечатано.
Важно

Позвонить в Пограничную полицию за уточнениями можно по телефонам +995-577-37-41-51 или +995-591-40-55-71.

Так выглядят формы для оформления пропуска в заполненном виде и готовые пропуска. Фото: Елизавета Стрючкова
Готовые пропуска нужно забирать лично, независимо от того, как подавали заявление: дистанционно или на месте. Если получать пропуска поедет только руководитель, это надо указать в заявке, в пункте 17. В таком случае у руководителя на руках должны быть паспорта всей группы с отметками о въезде в Грузию. На получение пропусков уйдёт час или два.

Позаботиться о связи и безопасности

Службы спасения. В Грузии нет спасателей МЧС в привычном понимании. На сигналы о ЧП реагирует единая служба — 112, здесь поймут по-грузински или по-английски. Можно связаться и с пограничниками: они сообщают телефонный номер заставы, когда выдают пропуска. Если пропуск не нужен, советуем всё равно зайти на заставу, попросить номер офицера и встать на учёт: пограничники запишут данные и будут знать, что на территории, которую они контролируют, есть туристы.
Мобильная связь. Чтобы связаться с пограничниками и службой спасения, нужна мобильная связь. Местная сим-карта обойдётся намного дешевле, чем российский роуминг. В Грузии три основных оператора — Magti, Geocell и Beeline. У Magti тарифы самые дорогие, у Beeline — дешёвые. Рекомендуем выбрать именно Magti, у оператора лучшее покрытие: связь есть даже в горах — там, где карты других операторов уже не ловят сеть. Тарифы настраиваются гибко: можно выбрать только минуты для звонков, гигабайты интернета или СМС, а можно всё вместе. По отдельности на месяц 3 Гб интернета стоят 9 лари, 60 минут — 5 лари, 100 СМС — 1 лари, вместе то же самое будет стоить 14 лари. Пакетом за 30 лари предлагают 3 Гб интернета, безлимитные звонки и безлимитные СМС.
Официально оформить сим-карту можно в аэропорту или офисе в Тбилиси, расположение офисов Magti отмечено на карте. Если в планах покупать симку в аэропорту, нужно уточнить тариф, продавцы обычно предлагают туристический, он может оказаться дороже. В Степанцминде приобрести сим-карту можно только у посредников.
Где связь есть: на маршруте к озёрам Абуделаури и массиву Чаухи — в окрестностях села Джута, на перевале Садзелисгеле и чуть ниже него, у дороги Рошка — Амга, на перевале Чаухи и спуске с него в долину реки Чаухи примерно на высоте 2700 метров. На маршруте по Кельскому плато и долине Трусо — в долине Трусо, при подъёме на Кельское вулканическое плато до отметки 2600 метров, на вершине Шерхота и в нижней части долины реки Эси (Эсикомидон). На маршруте по долине Трусо и ледникам Казбека — в долине Трусо и ниже базового лагеря Казбека.
Где связи нет: в верховьях реки Джуты и на озёрах Абуделаури, на всём Кельском вулканическом плато и везде от долины Суатиси (Суатисидона) до базового лагеря Казбека.
На карте зелёным обозначены участки и точки, где есть мобильная связь
На карте зелёным обозначены участки и точки, где есть мобильная связь. Сделано с помощью сервиса Nakarte.me
В зонах покрытия мобильной связи чаще всего есть и доступ в Интернет. А если связи нет, нужен спутниковый телефон или трекер. Особенно актуальна спутниковая связь на маршрутах по Кельскому плато и рядом с базовым лагерем Казбека.
Трекеры или телефоны Iridium работают здесь стабильно. С системами Thuraya на Кавказе были проблемы и в 2022, и в 2023 году. Например, они не работали в Архызе вблизи государственной границы. Чтобы в экстренной ситуации не тратить драгоценные минуты, договоритесь со знакомым, который будет вашим куратором и связным на маршруте и сможет решать разные вопросы, в том числе со страховой компанией.
Страхование. Настоятельно рекомендуем оформить страховку для выезжающих за границу, российские полисы в Грузии не действуют. При выборе страховки нужно учесть высоту — все маршруты пролегают выше 2000 метров — и выбрать дополнительную опцию — горный треккинг, спорт или экстремальный спорт, в зависимости от условий пакета. Стоит проверить, входят ли в состав полиса поисково-спасательные работы и транспортировка вертолётом. С Кельского вулканического плато нет быстрых и элементарных выходов, как и из окрестностей Казбека. При аварийном случае или ЧП вертолётный отряд, который занимается эвакуацией альпинистов с вершины, доставит в цивилизацию.

Продумать, как и чем платить

Рабочих способов всего два: иностранные карты и наличные лари. Наличные принимают везде, карты не примут водители маршруток или заказного транспорта. На перевод рублей онлайн может согласиться только водитель, который повезёт из Владикавказа или Назрани.
Специально покупать в России доллары или евро, чтобы менять их в Грузии на лари, смысла не имеет. Обменять рубли можно в обменниках — они есть на границе (невыгодные), в аэропортах, в Степанцминде, Тбилиси и других городах Грузии — или банках. На табло обменников, как правило, показывают, сколько лари вы получите за 100 или 1000 рублей. Советуем вооружиться калькулятором, чтобы сравнивать с официальным курсом.
Снять наличные с карты иностранного банка можно в любом банкомате, больше всего их у Bank of Georgia. В Грузии банкоматы для снятия и внесения разные, банкоматы для снятия наличных отличаются тем, что на дисплее у них нет множества услуг, которые предлагают оплатить.
Банкоматы для внесения наличных пригодятся для оплаты сотовой связи, если нет карты грузинского банка. Пополнить баланс можно и наличными, но с комиссией: в банкоматах Bank of Georgia — 6%.

Запомнить базовые фразы на грузинском

Советуем выучить простые слова и фразы вроде «здравствуйте», «до свидания», «да», «нет», «спасибо», «вы говорите по-русски/по-английски?», «пакет не нужен»: они пригодятся в Грузии. Так можно поздороваться и понять, что здороваются с вами, вежливо отказаться от ненужного, а также показать уважение к местной культуре. Помните, что в грузинском языке ударение не падает на последний слог, а в длинных словах может быть несколько не очень сильных ударений.

Если есть время и желание, стоит научиться читать по-грузински. Умение полезно, если нужно перемещаться на маршрутках вне основных туристических локаций: номеров у них нет, а конечные пункты написаны на грузинском и не дублируются по-русски или по-английски.

Начать диалог лучше по-грузински, а как он повернётся — непредсказуемо. Грузия очень неоднородна в языковом смысле. В Батуми и других туристических районах местные, как правило, неплохо знают русский и не против общаться именно на нём. Степанцминда не исключение. Но там из-за обилия туристов из Европы английский тоже в ходу. В Тбилиси предпочитают английский, хотя встретить русскоговорящего человека тоже возможно. Как правило, лучше по-русски говорят люди старшего поколения, кто жил при Советском Союзе, а молодые — по-английски.

Подобрать подходящее снаряжение

Особенность района — большие перепады высот. Набрать от долины до перевала тысячу метров тут обычное дело. Поэтому обязательно берите с собой треккинговые палки. Без них будет больно. И страшно тоже будет, если не использовать их как альпеншток на склонах крутизной более 30 градусов.
Лес на маршруте не встречается: все треки лежат выше 2000 метров. Поэтому дров не будет — нужно брать с собой горелки: газовые или мультитопливные. А решить на чём готовить — газе или бензине, поможет наша статья с железными аргументами руководителя горных и лыжных «шестёрок» Сергея Романенкова.

Газ для горелок лучше привезти из России: выйдет дешевле и проще найти. Если вся группа летит самолётом до Владикавказа или Магаса, можно заказать газ на «Озоне» с доставкой во Владикавказ и забрать там. В Тбилиси газ можно купить в туристических магазинах. Резьбовой баллон на 450 грамм стоит от 30 до 50 лари, цанговый на 220 грамм — 10 лари. Бензин для мультитопливных горелок нужно искать в хозяйственных магазинах.

На высоте, где атмосферное давление ниже, а вода закипает долго, будет полезным туристический автоклав-скороварка, если его нет, с задачами справится система приготовления пищи, при условии, что группа небольшая — до четырёх человек.
На маршрутах есть переправы. Советуем взять обувь для форсирования ручьёв и рек, чтобы не ходить в мокрых ботинках. Лучше всего подойдут кроссовки с тонким сетчатым верхом или сандалии, у них меньше шансов уплыть, чем у кроксов. Для более мелких и узких речек лучший выбор — высокие мембранные ботинки: реку перейдёте быстрее, чем промокнете.
На Кельском вулканическом плато источники воды далеко друг от друга, поэтому обязательно возьмите ёмкости для воды. Оптимальный объём — 2 литра на человека.
В Грузии солнце очень активное, а на высоте атмосфера пропускает больше ультрафиолетовых лучей. Поэтому солнцезащитный крем здесь необходим. Почему это важно в горах и как часто обновлять слой крема, объяснили в статье «Как выбрать солнцезащитный крем для активного отдыха».
И на равнине, и на снежниках — на них особенно, потому что снег отражает до 80% ультрафиолета, — пригодятся солнцезащитные очки, а тем, кто носит очки для коррекции зрения, — горнолыжная маска.
Несмотря на то, что регион тёплый, выше трёх тысяч метров прохладно вечерами, а ночью температура нередко приближается к нулю. Поэтому советуем утепляться компактным пуховым свитером, а для сна взять с собой флисовую шапку.
А чтобы вы точно не забыли ничего важного дома, у нас есть список одежды и снаряжения, которые пригодятся в походе.
Спальный мешок Sivera Вежа +3 Long Кварц
25 600 ₽
Sivera Спальный мешок Sivera Вежа +3 Long Кварц
левый/long правый/long
Спальный мешок Rab Solar Eco 1 Long Red Clay
-25%
22 425 ₽
29 900 ₽
Rab Спальный мешок Rab Solar Eco 1 Long Red Clay
левый

Описание маршрута на озёра Абуделаури и по массиву Чаухи

Приятный треккинг по тропам с плавной акклиматизацией, понятной навигацией и очень красивыми альпийскими видами. Подходит не только спортсменам, но и тем, кто только начинает ходить в горы, но обладает хорошей физической формой и имеет навык передвигаться по осыпным склонам.
Вид на вершину Чаухи Северная со спуска с перевала Чаухи. Фото: Елизавета Стрючкова
В долине реки Вуделаури много ручьёв, но к следующему году через все, скорее всего, уже будут мосты. Фото: Елизавета Стрючкова
Вид на Голубое озеро Абуделаури с оборудованной стоянки над ним. На стоянке есть места под две-три палатки. Фото: Елизавета Стрючкова
Рассвет на Белом озере Абуделаури. Солнце встаёт со стороны Хевсуретии. Фото: Елизавета Стрючкова
Старт и финиш маршрута: село Джута.
Протяжённость: 28 километров.
Продолжительность: 3–4 дня в зависимости от темпа движения.
Суммарный набор и сброс высоты: 2286 метров.
Высота на старте: 2160 метров.
Наивысшая точка маршрута: перевал Чаухи (1А) — 3338 метров.
Особенности маршрута: Садзелисгеле не самый простой некатегорийный перевал, на спуске он близок к 1А. Чаухи — классический кавказский 1А перевал. На обоих пригодятся навыки ходьбы по склонам крутизной 30–35 градусов и по осыпным склонам. Они не подходят для первого похода в горы.
Аварийные выходы: в первый, третий (до перевала Чаухи) и четвёртый день — в Джуту, во второй — в Рошку.
Нитка маршрута: село Джута — перевал Садзелисгеле (н/к), 3056 м — дорога в деревню Рошку — озёра Абуделаури — перевал Чаухи (1А), 3338 м — село Джута.
Как добраться: до Джуты и обратно оптимально добираться на машине. Дорога узкая, грунтовая, частично проходит над крутым обрывом. По пути на старт особо впечатлительным лучше сесть на левую сторону машины, с финиша — на правую.
Трек по озёрам Абуделаури и массиву Чаухи мы проложили на карте с помощью сервиса MapMagic
Маршрут начинается в селе Джута, здесь же находится застава пограничной полиции, на неё нужно зайти и отметиться. До заставы идёт грунтовая дорога, на обочине которой есть несколько источников. В них лучше запастись водой, потому что выше по долине — пастбища. Пограничники предупреждают, что у пастухов большие собаки, которые могут агрессивно лаять на туристов и — в редких случаях — нападать, поэтому их лучше обойти стороной.
После заставы начинается утоптанная, хорошо читаемая тропа. Вскоре она переходит на орографически правый берег реки Джуты, форсировать реку надо сразу после коша пастухов. Брод несложный, но лучше переобуться, чтобы не мочить ходовую обувь.
На ночёвку можно встать перед вторым бродом — здесь есть хорошие места под две-три палатки. Бодрая группа в умеренном темпе пройдёт этот участок за три часа без учёта привалов и обеда.
Брод реки Джуты выше пастушьего коша. Можно пройти в ходовых ботинках, но лучше переобуться, чтобы не зачерпнуть воды
Брод реки Джуты выше пастушьего коша. Можно пройти в ходовых ботинках, но лучше переобуться, чтобы не зачерпнуть воды. Фото: Артём Денисов
Реку следует перейти у места ночёвки и набрать в ней воды, на склоне её не будет. На холме за рекой лучше не разгоняться: широкая тропа уходит дальше по долине в сторону перевала Архотистависгеле, нужно не пропустить поворот на Садзелисгеле. У поворота эта тропа будет менее заметна, но дальше по склону столь же читаема, как раньше. По ней нужно подняться на перевал и спуститься к дороге Рошка — Амга. На спуске лучше страховаться палками или альпенштоком, на тропе осыпи, а уклон — 30 градусов. Вода в первом по ходу ручье питьевая, дальше — снова пастбища.
Основная тропа уходит по левому берегу реки к перевалу Архотистависгеле, по ней идти не нужно, нужно повернуть на ближайший холм
Основная тропа уходит по левому берегу реки к перевалу Архотистависгеле, по ней идти не нужно, нужно повернуть на ближайший холм. Фото: Елизавета Стрючкова
По дороге нужно пройти около 500 метров до поворота в долину реки Вуделаури. В ней по любой набитой тропе можно дойти до озёр. Проточная вода есть и у Зелёного, и у Белого озера. Полян для ночёвки много, но надо учитывать, что заход на Белое озеро удлинит путь. Если усталость уже накопилась, лучше поставить лагерь у ближайших озёр, а на Белое озеро сходить радиально или пропустить его и сразу пойти на перевал.
Советуем набрать воды у озёр, склоны по пути к перевалу Чаухи тоже безводны. Если ночевали на Голубом озере, идти нужно по тропе по гребню — это самый простой вариант. От Белого озера ближе будет тропа «в лоб», она круче, требует бóльшей технической и физической подготовки. По ней ходят спортивные группы, а в мокрую погоду не решаются и они. Поэтому советуем потратить время на переход на соседнюю тропу. По времени движения получится примерно одинаково, несмотря на крюк.
Основная тропа уходит по левому берегу реки к перевалу Архотистависгеле, по ней идти не нужно, нужно повернуть на ближайший холм
Два варианта тропы на перевал Чаухи. Красным отмечена крутая тропа «в лоб» — идти её стоит только очень опытным туристам и только в хорошую сухую погоду. Синяя тропа проще и безопасней
Спуск с перевала местами крутоват, но проходит по очень чёткой тропе и не должен вызывать затруднений. Если нужно успеть в село или группа набрала высокий темп, можно попасть в Джуту в этот же день, а можно и растянуть удовольствие. В долине после перевала будет множество ручьёв и несколько водопадов. Ставить лагерь можно у одного из них.
Подъём и спуск с перевала Чаухи — наиболее сложные участки пути. Фото: Артём Денисов
Спускаться в Джуту нужно по долине реки Чаухи, и лучше не забывать оглядываться на скалы — там красиво. По дороге попадутся озерцо и водопад. Озеро можно пропустить, а водопад стоит того, чтобы на него посмотреть, особенно в начале лета.

Примерный план движения

Это примерный график движения для туристов, которые не спешат и любуются видами. Выйти к финишу можно за три дня, если есть хорошая спортивная подготовка и горный опыт.
День 1. Село Джута — лагерь на берегу реки Джуты
  • протяжённость: 8 километров
  • время в пути: 3 часа без учёта обеда и привалов
День 2. Река Джута — перевал Садзелисгеле — лагерь на Зелёном, Голубом или Белом озере
  • протяжённость: 11 километров
  • время в пути: 4 часа до Голубого озера, 5 часов до Белого озера без учёта обеда и привалов
День 3. Лагерь на Голубом, Зелёном или Белом озере — перевал Чаухи — долина реки Джуты
  • протяжённость: 5 километров
  • время в пути: 4 часа без учёта обеда и привалов
День 4. Долина реки Джуты — село Джута
  • протяжённость: 5 километров
  • время в пути: 2 часа без учёта обеда и привалов

Описание маршрута по Кельскому вулканическому плато и долине Трусо

Поход для тех, кто уже не раз был в горах и теперь хочет смотреть на вулканы, разноцветные камни и гейзеры, но не готов ехать за ними на Камчатку. Чтобы пройти маршрут, нужно быть готовым к перевалам 1Б: уметь ходить по крутым травяным склонам, сыпухе и курумникам.
С Кельского вулканического плато видно не только Казбек, но и вулкан Шерхота. Фото: Елизавета Стрючкова
Как правило, над этой частью плато хорошая погода бывает редко — ждите дождя или снега. Фото: Елизавета Стрючкова
Открыточный вид на Шерхоту открывается с перевала Эси. Фото: Елизавета Стрючкова
Кельское вулканическое плато находится выше 3000 метров над уровнем моря вдали от поселений — Млечный Путь видно невооружённым глазом. Фото: Артём Денисов
Старт и финиш маршрута: село Квемо-Окрокана.
Протяжённость: 36 километров.
Продолжительность: 5 дней.
Суммарный набор и сброс высоты: 2880 метров.
Высота на старте: 2020 метров.
Наивысшая точка маршрута: вулкан Шерхота (1А) — 3695 метров.
Особенности маршрута: для прохождения перевала Хорисар и вулкана Шерхота не требуется специального снаряжения, кроме треккинговых палок или альпенштока, но нужна хорошая личная техника. Перевал Эси не сложный, но надо не бояться сыпухи.
Аварийные выходы: с плато возможны только через перевалы Хорисар или Эси, через которые и проходит маршрут.
Нитка маршрута: село Квемо-Окрокана (мост через Терек) — подъём на плато — перевал Хорисар (1Б), 3423 м — озеро Келицад — радиально вулкан Шерхота (1А), 3695 м — перевал Эси (1А), 3404 м — долина Трусо — село Квемо-Окрокана.
Как добраться: до Квемо-Окроканы и обратно оптимально добираться на машине, арендованной на команду.
Трек по Кельскому плато и долине Трусо мы проложили с помощью сервиса MapMagic
Маршрут начинается в селе Квемо-Окрокана у моста через Терек. Здесь есть ручей, в котором перед стартом нужно по максимуму набрать воды, до места ночёвки её может не быть. Грунтовка поведёт на плато, важно не пропустить поворот на тропу: дорога уходит дальше в долину.
На плато троп не будет, двигаться надо по правому моренному карману, где есть шанс найти воду, легче идти и красивый вид на Казбек. Ручей может быть неподалёку от границы травы и курумника, там же — овечьи стада с пастухами и их собаками, здесь стоит быть осторожнее и избежать встречи с ними. Дальнейшее движение — по курумнику, по большей части он неподвижен и не крут. Заночевать можно на ровной площадке перед перевальным взлётом, воду брать в источнике на склоне вулкана Хорисар, найти источник между камнями или топить снежник.
К перевальной седловине придётся идти по курумнику, а на самом взлёте есть некрутые снежники. Спуск — по сыпухе с уклоном 35 градусов. После спуска нужно перейти русло Белой Арагви, возможно, оно будет сухим. Дальше — подъём к озеру Келицад между Шерхотой и безымянным вулканом. Хорошие места для ночёвки есть на северо-западном и северо-восточном берегах озера.
Выполаживание на спуске с перевала Хорисар. Выше — движение только плотной группой, чтобы не сыпать камни на товарищей
Выполаживание на спуске с перевала Хорисар. Выше — движение только плотной группой, чтобы не сыпать камни на товарищей. Фото: Артём Денисов
Озеро Келицад питьевое, но при желании дотошные туристы могут ходить к родникам на южном краю озера. Вода относительно тёплая, в солнечный день можно и искупаться.
Можно устроить полуднёвку и радиально сходить на вершину вулкана Шерхота. Подъём идёт по слабо натоптанной тропе среди сланцев, ближе к вершине лежит снежник. Спуск — по сыпухе с северной стороны вулкана.
Подниматься на вершину Шерхоты можно по снежнику либо обойти его по камням выше
Подниматься на вершину Шерхоты можно по снежнику либо обойти его по камням выше. Фото: Елизавета Стрючкова
На перевал Эси удобнее всего подниматься, обойдя озеро с севера и двигаясь по склону вверх, путь лежит по сланцам крутизной до 35 градусов.
Спуск с седловины такой же крутизны первые 50 метров, дальше начинается выполаживание. Тропа появляется на правом берегу ручья в долине реки Эси (Эсикомидон). От минеральных источников нужно искать переход на левый берег. Последние полтора километра можно пройти только там, по овечьим тропам среди травы на склоне крутизной до 40 градусов. Особые неприятности доставляют оползневые промоины с твёрдым грунтом. На овечьей поляне можно выдохнуть: внизу справа от поляны начинается широкая тропа. Ночевать можно у реки или в руинах башни.
Крутизна склонов в устье реки Эси — почти 40 градусов, в дождливую погоду по ним лучше не ходить
Крутизна склонов в устье реки Эси — почти 40 градусов, в дождливую погоду по ним лучше не ходить. Фото: Артём Денисов
Наибольшую сложность представляют оползневые промоины, проходите их с самостраховкой альпенштоком
Наибольшую сложность представляют оползневые промоины, проходите их с самостраховкой альпенштоком. Фото: Артём Денисов
Крепость над Эси — отличное место для ночёвки, но с утра можно столкнуться вот с такими пушистыми препятствиями
Крепость над Эси — отличное место для ночёвки, но с утра можно столкнуться вот с такими пушистыми препятствиями. Фото: Артём Денисов
Дорога приведёт к селению Кетериси (Четырс). Здесь нужно перейти на противоположный берег Терека на тропу к нарзанному озеру, затем — к мосту. Переход долины без учёта обеда и привалов займёт примерно три часа, но можно потратить и больше времени на минеральные источники и отложения, которые здесь на каждом шагу.
В долине Трусо больше всего железистых минеральных источников. Они окрашивают камни, землю и траву в красный и оранжевый цвета. Фото: Елизавета Стрючкова
Напротив Кетериси стоят развалины родовых башен. Фото: Елизавета Стрючкова
Коровы в долине Трусо пьют минералку, потому что большинство источников газированные. Фото: Елизавета Стрючкова
Белый налёт — это кальциевые травертины, минеральные отложения, которые со временем образовывают туф. Фото: Елизавета Стрючкова
После Квемо-Окроканы склоны долины образуют каньон с водостоками. Фото: Елизавета Стрючкова

Примерный план движения

Время в пути по маршруту по Кельскому плато и долине Трусо можно сократить на один день, если не подниматься на вулкан Шерхота.
День 1. Село Квемо-Окрокана (мост через Терек) — подъём на Кельское плато — перевал Хорисар
  • протяжённость: 10 километров
  • время в пути: 6 часов без учёта обеда и привалов
День 2. Перевал Хорисар — озеро Келицад
  • протяжённость: 5 километров
  • время в пути: 4 часа без учёта обеда и привалов
День 3. Радиальный выход на вершину вулкана Шерхота
  • протяжённость: 4 километра
  • время в пути: 3 часа без учёта обеда и привалов
День 4. Озеро Келицад — перевал Эси — долина реки Эси
  • протяжённость: 9 километров
  • время в пути: 3 часа без учёта обеда и привалов
День 5. Долина реки Эси — селение Кетериси — село Квемо-Окрокана
  • протяжённость: 8 километров
  • время в пути: 3 часа без учёта обеда и привалов

Описание маршрута по долине Трусо и к базовому лагерю Казбека

Трек для сильных духом: будут долгие перевалы, сложные переправы и Казбек на расстоянии вытянутой руки. Из приятного: посмотрите и на ледники, и травертины. Но нужно уметь проходить перевалы 1Б с большими курумниками и крутыми травянистыми склонами, не бояться переправ 1А–1Б и хорошо ориентироваться на местности.
Вода в нарзанном озере газированная, питьевая, имеет заметный железистый привкус. Фото: Елизавета Стрючкова
Застава пограничников находится прямо у крепости Закагори. Дальше и по долине Трусо, и в долину Суатиси нужен пропуск. Фото: Елизавета Стрючкова
Долина реки Суатиси. Идти по ней удобно и приятно. Фото: Елизавета Стрючкова
Из базового лагеря Казбека можно посмотреть на облака сверху, и не надо за этим ездить в Бахмаро. Фото: Елизавета Стрючкова
Тропа от базового лагеря проходит по гребню, за которым эпичные скалистые горы. Фото: Елизавета Стрючкова
У Троицкой церкви очень много лошадей и машин: большой туристический поток. Фото: Артём Денисов
Вид на Казбек от Троицкой церкви. Фото: Артём Денисов
Старт и финиш маршрута: село Квемо-Окрокана; финиш: посёлок Степанцминда.
Протяжённость: 45 километров.
Продолжительность: 5 дней.
Суммарный набор высоты: 3282 метра; суммарный сброс высоты: 3558 метров.
Высота на старте: 2020 метров.
Наивысшая точка маршрута: перевал Шерхота Южный (1Б) — 3518 метров.
Особенности маршрута: перевал Иристон Южный (1А) технически несложен, но весьма нуден и крутоват в самом начале: готовьтесь к травянистым склонам крутизной около 35 градусов. Подходы под перевал Шерхота Южный (1Б) такие же: трава, склон крутизной 35–40 градусов, потом крупный курумник. Они сложнее самого перевального взлёта и на подъёме, и на спуске. Подъём на перевал Ткаршети технической сложности не представляет.
Аварийные выходы: по долинам рек Суатиси (Суатисидон) и Мна (Мнаисидон) либо по треку в Степанцминду.
Нитка маршрута: село Квемо-Окрокана (мост через Терек) — долина Трусо — долина реки Суатиси (Суатисидон) — перевал Иристон Южный (1А), 3385 м — брод через реку Мна (Мнаисидон) — перевал Шерхота Южный (1Б), 3518 м — долина реки Квесии — перевал Ткаршети (1А), 3282 м — перевал Гергети (н/к), 3047 м — базовый лагерь Казбека — перевал Арша (н/к), 2930 м — Троицкий храм в Гергети — посёлок Степанцминда.
Как добраться: до Квемо-Окроканы оптимально добираться на машине, арендованной на команду. Локальная выброска с маршрута не понадобится, финиш — в Степанцминде.
Трек по долине Трусо и к базовому лагерю Казбека мы проложили на карте с помощью сервиса MapMagic
Маршрут начинается от Квемо-Окроканы и проходит по долине Трусо до крепости Закагори. В Трусо много интересного: осетинские деревни, теснина Терека и водопады, кальциевые и железистые отложения, нарзанное озеро и сама крепость Закагори. Под крепостью — застава грузинской пограничной полиции. Если нужно получить пропуск, рекомендуем прийти к ней пораньше. Затем дорога поворачивает в долину реки Суатиси, где ещё одна осетинская деревня и вид на ледники Главного Кавказского хребта. В долине будут прижимы, во второй половине августа они обходятся без труда. Для ночёвки подойдёт любое пологое и незаболоченное место в долине.
Рядом с вершиной Улхандзараухох нужно сориентироваться и определить путь подъёма на перевал Иристон Южный. Перед подъёмом на перевал будет ручей, стоит набрать в нём воду, потому что дальше источников не будет до спуска в следующую долину. Удобнее всего идти по небольшому травянистому гребню, хотя трава «пушистая»‎ и неприятная. Выше травы до перевального взлёта придётся идти без тропы по моренам. Дальше — сыпуха на подъёме и спуске до травы, в которой будет тропа, по ней нужно двигаться до реки Мна (Мнаисидон).
Сыпуха на спуске с перевала Иристон Южный
Сыпуха на спуске с перевала Иристон Южный. Фото: Артём Денисов
Наиболее крутой участок спуска с Южного Иристона
Наиболее крутой участок спуска с Южного Иристона. Фото: Артём Денисов
Переход реки Мна и перевала Шерхота Южный — самый сложный участок на маршруте. В июле после сильных дождей реку можно перейти только по навесной переправе, тогда пригодится верёвка, страховочная система и карабины. В августе Мна проходима и без снаряжения: глубина при среднем росте немного выше колена, течение быстрое, но с ног не сбивает.
После Мны начинается подъём на перевал Шерхота Южный. Первые десятки метров по траве — самые крутые. Здесь очень пригодится альпеншток для самостраховки. Дальше — проще: сыпуха, мелкий и средний курумник. Троп нет, ориентироваться нужно по навигатору. Воду на обед можно взять в каньоне притока Мны, выше в августе ручьёв нет. Быстрые и собранные могут успеть пройти перевал в тот же день, но если хочется отдохнуть или погода плохая, встать лагерем можно у вулкана Шерхота. Также места под палатки и источник воды есть перед перевальным взлётом на высоте 3450 метров.
По курумам и снежникам подняться на перевальный взлёт не составит труда. Спуск — сначала сыпуха, потом трава.
Мна питается ледниками, поэтому лучше переходить реку утром, уровень воды будет ниже
Мна питается ледниками, поэтому лучше переходить реку утром, уровень воды будет ниже. Фото: Елизавета Стрючкова
Подъём от реки к плато перед перевалом Шерхота Южный, крутизна склона местами более 35 градусов. Возможно, на траве стоит задуматься о ледорубе. Фото: Артём Денисов
В долине реки Квесии, куда приводит спуск с перевала, троп нет, но двигаться несложно: морены невысокие, а многочисленные ручьи проходятся по камням. У последнего ручья стоит набрать воды, дальше её не будет почти до седловины перевала Ткаршети. Путь подъёма — по кулуару-руслу и затем по некрутому курумнику. Почти у седловины есть ровная площадка под палатки и ручей. Это идеальное место для обеда. Как подниметесь на седловину, поворачивайте вверх по гребню — это упростит путь и избавит от необходимости сбрасывать и набирать высоту. Помните, что на траверсе много сыпухи и есть скальные выходы. Дальше — короткий подъём на некатегорийный перевал Гергети. С него видно базовый лагерь Казбека. Встать на ночёвку лучше напротив базового лагеря: будет чище и менее людно, но за водой придётся ходить через реку к гостинице Alti Hut со сбросом и набором высоты, шланг для набора воды — у фундамента здания.
Спуск с седловины перевала Шерхота Южный
Спуск с седловины перевала Шерхота Южный. Фото: Артём Денисов
При траверсе от перевала Ткаршети к перевалу Гергети ориентируйтесь на высоту последнего
При траверсе от перевала Ткаршети к перевалу Гергети ориентируйтесь на высоту последнего. Фото: Елизавета Стрючкова
Если есть время и силы, можно зайти на ледник Казбека, до цивилизации осталось только спуститься по набитой тропе до Степанцминды. По пути будут отличные виды на каньон реки Чхери и Троицкую церковь в Гергети. Советуем заглянуть в минеральный бассейн чуть южнее Степанцминды, вода там прохладная, но купаться можно.
Вид на Троицкую церковь и Казбек из Степанцминды. Чтобы запечатлеть открыточный вид, нужно забраться на соседнюю вершинку, из посёлка ракурс только такой
Вид на Троицкую церковь и Казбек из Степанцминды. Чтобы запечатлеть открыточный вид, нужно забраться на соседнюю вершинку, из посёлка ракурс только такой. Фото: Елизавета Стрючкова

Примерный план движения

День 1. Село Квемо-Окрокана — долина Трусо — долина реки Суатиси (Суатисидон)
  • протяжённость: 14 километров
  • время в пути: 3,5 часа без учёта обеда и привалов
День 2. Долина реки Суатиси (Суатисидон) — перевал Иристон Южный — долина реки Мна
  • протяжённость: 9 километров
  • время в пути: 6,5 часа без учёта обеда и привалов
День 3. Долина реки Мна — перевал Шерхота Южный
  • протяжённость: 4 километра
  • время в пути: 5,5 часа без учёта обеда и привалов
День 4. Перевал Шерхота Южный — перевал Ткаршети — перевал Гергети — базовый лагерь Казбека
  • протяжённость: 8 километров
  • время в пути: 4,5 часа без учёта обеда и привалов
День 5. Базовый лагерь Казбека — перевал Арша — Троицкий храм в Гергети — посёлок Степанцминда
  • протяжённость: 10 километров
  • время в пути: 2,5 часа без учёта обеда и привалов
После похода советуем не закидывать снаряжение и одежду в шкаф или на балкон до лучших времен, а сразу подготовить к следующему путешествию. Вот несколько советов, как ухаживать за экипировкой, чтобы она прослужила долго:
© Спорт-Марафон, 2025 Данная публикация является объектом авторского права. Запрещается копирование текста на другие сайты и ресурсы в Интернете без предварительного согласия правообладателя — blog@sport-marafon.ru
Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях
Мне нравится

Товары по теме

Статьи по теме

В рассылке блога мы рассказываем о новых коллекциях
, интересных товарах

и людях
Если у вас есть вопросы или пожелания по блогу, пишите их нам, мы постараемся учесть.
Напишите нам, о чём бы вы хотели прочитать в нашем блоге.
Заметили ошибку? Выделите текст ошибки, нажмите Ctrl+Enter, отправьте форму. Мы постараемся исправить ее.