Весь товар, представленный на сайте Вы можете найти в магазине
по адресу: ул. Сайкина, 4
  • 8 (495) 668-14-97
  • 8 (495) 287-87-97
  • 8 (800) 333-14-41
  • Бесплатный звонок по России
Телеграм чат
Каждый день
Магазин на Сайкина 4
с 10 до 24
Интернет-магазин
с 10 до 22
Присоединяйтесь к нам:

Избранное

Риддер. Фрирайд на Западном Алтае

24.02.2017

При слове «Казахстан» у большинства горнолыжников всплывает только два названия — «Чимбулак» и «Акбулак». Бывалые знают ещё про Туюк-Су и Кумбель. То есть катальной зоной признаётся только Заилийский Алатау.

А между тем, в Восточном Казахстане есть прекрасный и практически не посещаемый туристами из России регион для катания с романтическим неофициальным названием Рудный Алтай. Это окрестности города Риддер, расположенного на высоте 811 метров над уровнем моря.

Риддер — небольшой городок (около 60 тысяч человек населения) в горах Западного Алтая, выросший из шахтёрского посёлка, основанного в 1796 году немецким инженером Филиппом Риддером. В 1934 году посёлок получил статус города, добыча полиметаллов стала стремительно расти, шахты развиваться. В 1941 году, с началом войны с Германией, название, как явно неполиткорректное, сменили на Лениногорск. А в 2002 году городу вернули историческое имя ни в чём не повинного горного инженера.

Сегодня город живёт вполне толстенько, все шахты работают, зарплаты платятся в срок и весьма неплохие. В городе есть торговые центры, кинотеатры, клубы, гостиницы, парки — никаких развалин, всё функционирует, все строят дома, население ездит на хороших машинах, отдыхает за границей. Как и везде, есть недоделки, дыры и косяки, но в общем и целом, экономически регион вполне благополучен.

В городе 85 процентов русского населения, а из остальных 15, почти половина — немцы, украинцы, белорусы, татары, поляки. Казахов мало. Западный Алтай со времён церковного раскола был пристанищем староверов. Затем, при образовании СССР, регион был отнесён к Казахстану, а во времена репрессий туда ссылали все мешающие строительству коммунизма народности — польскую шляхту, поволжских немцев, пленных немцев и крымских татар. Вся эта каша народностей логично и сплавилась в своеобразное, но душевное и культурное общество.

В общем, разница языков и культур там вообще не ощутима, но и настоящего бешбармака поесть — проблема.

Горнолыжная инфраструктура Риддера

В городе есть два горнолыжных курорта — «Эдельвейс» и «Stardust Camp», а также две учебные горки с небольшим сноупарком в центре. Учебные горки работают ежедневно, а вот бугельные подъёмники на «взрослых» горах включают только в выходные. Договориться о катании в будни можно, но только если придёт не менее 10 человек.

«Эдельвейс»

«Эдельвейс»

Горки небольшие, но разнообразных трасс довольно много, поэтому отдыхающих в выходные там изрядно. Хорошее место для детей, для тренировок начинающих. Внетрассовые спуски есть, но малоинтересные, пригодные только для раскатки в начале сезона.

  • 1 подъём — 300 тенге.
  • 10 подъёмов — 2 600 тенге.
  • 20 подъёмов — 5 000 тенге.

«Stardust Camp»

Бугельные подъёмники. Трасс фактически полторы, но внетрассовое катание по лесу разной степени густоты — довольно разнообразное. Кроме того, от верхней станции подъёмника начинается подъём на Ивановский хребет с интересными фрирайдными маршрутами. Цена за 1 подъём — 300 тенге. Цена дневного скипасса — 5 000 тенге.

Фрирайд-базы, приюты

В 15 км от города (близ станции Тишинская) есть фрирайд-база «Восточный Полюс». Несмотря на отсутствие подъёмников, это основной центр местной горнолыжной цивилизации — на базе есть два небольших сноукэта, скитурное оборудование, 20-местный домик для райдеров, и, главное, увлечённые бэккантри люди. Катаются там каждый день и спуски в десятки раз более разнообразны и интересны, нежели с официальных горнолыжек. На базе живёт хороший гид-локал, Женя Михель, знающий в горах каждую кочку, есть три вторых гида. Хотя, вроде бы, география места не так сложна, сверху всё хорошо просматривается — но, логи направлены в разные стороны, и пока вы не разобрались в системе выкатов, лучше на скитур ходить с гидом.

На плоской верхушке Проходного хребта есть приют «RidderHutte», в котором можно заночевать при необходимости. Уже года два, как его целиком выкупают на зиму снегоходчики — их следы можно встретить на подъёме. Но для горнолыжных спусков опасности они не несут: их вотчина — пологие южные и юго-западные склоны, северные и северо-восточные горнолыжные маршруты для них крутоваты, а лесные выкаты гарантируют неприкосновенность местам с фановым уклоном.

© Андрей Шишкалов (Алматы)

© Андрей Шишкалов (Алматы)

География и технические характеристики фрирайд-спусков в окрестностях Риддера

Для катания очень хороши три хребта: Ивановский, Проходной и Сержинский. Есть красивые скитурные спуски с хребта Холодный. Есть ещё Черепановский, но он пониже.

Вообще, в Казахстане довольно интересный, оставшийся от староверов, язык. Поскольку о склонах мне рассказывали риддерцы, буду пользоваться их старинной терминологией, поэтому расшифрую кое-что сразу.

Белок — лысая вершина, широкий хребет, на котором снег лежит даже летом.

Лог — форма макрорельефа, представляющая собой понижение, бассейн ручья, цирк, кулуар, в котором могут располагаться несколько более коротких.

Чарым — снег, спрессованный ветром, который уже не копают, а рубят.

Ивановский хребет

Ивановский хребет

Высшая точка его — Вышеивановский белок, 2 776 метров. На ближайших к городу, невысоких отрогах Ивановского хребта расположены подъёмники описанного выше «Stardust Camp». Это два бугельных подъёмника, учебный и основной, поднимающий по перепаду метров на 350 (до 1 167 м). Одна широкая трасса и несколько узких, проложенных снегоходом по лесу. С подъёмника можно кататься по близлежащим лесам, но местные катальщики расчерчивают их длинными поперечными дорожками (почему-то там неумелые райдеры ездят не смелым кубарем, как, например, в Шерегеше, а просто очень длинными траверсами, довольно быстро накатывая неприятные ступени в лесу).

Однако, если подняться от бугеля наверх, то там существенно живее и интереснее. Уже через 15-20 минут подъёма можно уходить и вправо, и влево, на некатаные, прелестные и мягкие полянки или гребешки.

Орографически справа все спуски будут с возможностью выката к подъёмнику. Сориентироваться довольно удобно по густоте леса: как только редколесье переходит в более плотные лесопосадки — пора забирать сильно левее, чтоб не укатить дальше касс. Слева же все выкаты будут вести сначала к большому полю, по которому проложен зимник, а потом в долину реки Громотухи. Оба последних варианта требуют автомобильной выброски, пешком идти к подъёмнику довольно далеко, хотя можно.

Гребень длинный, если не полениться, то набрать пешком или скитуром можно до 700 метров по перепаду, получив, в итоге, спуск с перепадом свыше 1 000 метров! Однако, ближе к географической вершине начинаются лавиноопасные логи и нужно быть крайне осторожным. С вершины (ну, практически с вершины) линия спуска в сторону города существует, но требует высокой технической подготовки.

Гораздо разумнее и безопаснее катать многочисленные гребни и мягкие, длинные кулуары, переходящие один в другой. Юго-восточные склоны, как правило, малоснежны, а вот северо-западные наоборот, засыпаны очень хорошо, снег на них лежит долго и слёживается мало.

  • Средний уклон — 22°.
  • Перепад высот на спусках — от 375 до 1 050 метров.
  • Длина спусков — от 1 до 4.5 км.
Проходной хребет

Проходной хребет

Высшая точка его — 1 914 метров. Вверху большое плато, белок, соединяющий несколько вершин. С каждой из них — несколько вариантов спуска. Верх открытый, безлесный. Юго-западная сторона более пологая, по ней проложена сноукэтная дорога. Есть спуски на западную сторону, к городу, выходящие прямо к автомобильной или сноукэтной дороге. Но самые интересные по уклону, многоснежные и длинные спуски — в сторону реки Громотуха. При старте сверху, будьте осторожны — в большинстве чашеобразных логов надуты карнизы, ветры наверху бывают сильными. Чем выше по течению реки — тем склоны круче и лавиноопаснее. А заходы на них дольше, на такие маршруты нужно выходить с самого утра, даже если вы подбрасываетесь на сноукэте до плато. Чтобы и склон не успел прогреться и ослабнуть, и времени на заход и выход было предостаточно.

С двух третей склона начинается редкий, очень приятный для катания лес, продолжающийся до самой реки. По гребням до самого русла сваливаться не стоит, лучше на последней трети спуска уйти в лог и выкатиться по нему — над рекой могут быть выходы скальных гряд. Хода потерять не бойтесь, везде есть достаточный для любого снаряда уклон. Ну, если конечно, совсем в русла ручьёв не забираться.

Если ехать в сторону Пасеки, можно выкатиться на хорошие, с безопасным призёмом, дропы, с возможностью больших пролётов. Отличное место для любителей полетать. :)

Спуски, пройденные за неделю

Спуски, пройденные за неделю

Долина Громотухи — излюбленное место прогулок местных скитурщиков :)

Долина Громотухи — излюбленное место прогулок местных скитурщиков :)

Почти все спуски в эту сторону — с пешим выходом по берегу реки от 20 минут до часа и более (в долину реки проезд любого транспорта, включая снегоходы, запрещён, это зона водозабора). Река зимой замерзает не полностью, но есть достаточно прочные ледовые мосты, перейти которые не составляет особенных затруднений. Поэтому, даже если планируется катание с ратрака, есть смысл взять с собой «ходильное» оборудование — камуса, сплитборды, снегоступы. Снег в долине может быть глубоким и мягким, пешком выходить тяжеловато. Идём по прекрасной тропе до шлагбаума, оттуда можно вызвать машину или заранее договориться, чтобы вас ждали.

  • Средний уклон — 24°.
  • Максимальный уклон — 42.5°.
  • Перепад высот на спусках — от 470 до 1 100 метров.
  • Длина спусков — от 2.5 до 4.2 км.

Сержинский хребет

У подножия этого хребта расположена база «Восточный Полюс», по этой причине он очень удобен для скитура (можно обойтись без заброски и выброски). Тропа для сноукэта, конечно, проложена по пологим гребням, но она более крутая, чем на Проходном, отчего в дни кэтскиинга количество скаток с Сержинского и с более отдалённого Проходного не особенно отличается.

Максимальная высота — 2 076 метров. Вершины представляют собой живописные каменные гряды, поэтому катальная зона начинается под ними. Для спуска к ратрачной дороге нужно от места высадки перейти через курумник. Для спуска к Восточному Полюсу стартовать можно прямо от большой живописной скалы.

Если доезжать или заходить скитуром на восточную часть белка — там есть места, где старт возможен практически с шишки — в центре каменных массивов есть достаточно снега. Смысла в этом, кроме эстетического, нет — вершина довольно пологая, интересные участки начинаются метров на 200 ниже. Но — всё равно, соблазн дойти до самого верха и пофотографировать Алтай, раскинувший свои складчатые одежды во все стороны, а также стартануть на спуск в окружении этой роскоши, весьма велик. И все скитурщики терпеливо доползают эти метры.

Как и на Проходном, верхняя часть Сержинского хребта — белок, лысое, всегда снежное, почти всегда задутое плоскогорье. Если вы попали здесь в непогоду — внимательно смотрите сквозь снежную мглу — не мелькнёт ли большой квадратный кедр? Если мелькнул — всё, вы спасены. От этого дерева все уклоны ведут в сторону базы или, на худой конец, в сторону дач, вы уже не потеряетесь. Так он и называется: «Последний кедр».

«Последний кедр»

«Последний кедр»

Вариантов спусков — очень много. Причём, для скитурных маршрутов их в разы больше, так как есть возможность с утра прокладывать линии спуска в логи выше по течению реки Кедровки, а потом затропить обратно на вершину и вернуться уже к «Восточному Полюсу» или дачам. Горы представляют из себя редкий лес из пихты и берёзы с вкраплениями кедра и осины. Подлеска нет. Снег на северных и северо-западных склонах очень долго остаётся мягким, рассыпчатым и быстрым, доставляя чистое наслаждение! Есть отдельно стоящие скалы, пригодные для прыжков, наверху встречаются высокохудожественные карнизы — ветер создаёт здесь целые скульптуры!

Внизу выкат к базе идёт по сноукэтной тропе, но можно объехать её вдоль ручья, если она замёрзла и стала слишком жёсткой.

  • Средний уклон — 18°.
  • Максимальный уклон — 36°.
  • Перепад высот на спусках — от 480 до 940 м.
  • Длина спусков — от 2.8 до 4.3 км.

Холодный белок

Это живописный горный хребет к юго-востоку от Сержинского. Наверху почти всегда ветер, откуда и название. Но этот же ветер — архитектор причудливых мульд и икебаны из кедров.

Подъём возможен только скитуром, лучше идти по плато и редкому лесу от ЛЭП, куда можно заброситься на ратраке или снегоходе. Самое лучшее катание — по северным склонам с выкатом по ручьям в район Дома Отдыха, откуда можно выброситься на машине.

«Домашняя» горка

Для любителей скитура, крутых склонов и курумников Домашняя горка, протянувшаяся от базы Восточный Полюс до долины реки Страшнушки — место практически идеальное. Перепады там не так велики, как на больших белках — до 600 м. Но зато по одной и той же пологой и натоптанной тропе по юго-западному склону можно забежать на нее несколько раз и катнуть довольно длинные, с хорошим уклоном и дропами кулуары. В долине Страшнушки — лавиноопасно, после снегопада туда лучше не ходить. А вот ближние логи вполне катабельны в любую погоду. Выкат с любого спуска ведет к базе, заблудиться нереально, вдоль реки Кедровки всё равно приедешь домой.

Единственный минус — вершина у горы лесистая, панорамы там не такие роскошные, как с соседнего Сержинского белка.

Преимущества внетрассового катания в районе Риддера

  • Комфортные для организма высоты. 99% райдеров на высоте до 2 000 метров не нуждаются в акклиматизации, т.е. с первого дня можно начинать полноценно катать.
  • Хорошие перепады. Скатки с перепадом свыше 1 000 метров — это достойно даже для высокогорья.
  • Много рассыпчатого снега. Снегопады начинаются в октябре и к началу ноября уже есть полноценное катание на большей части склонов. Снегопады часты и обильны, причём в лесной зоне снег почти не выдувается, долго оставаясь рассыпчатым и быстрым. Даже в буран лесная зона пригодна для катания.
  • Катание по редколесью без подлеска. На большинстве гор картина следующая: лысые верхушки (белки) и две трети занимает зона комфортнейшего для катания редколесья. Подлесок практически отсутствует, горы очень чистые.
  • Очень много бэккантрийных маршрутов, совершенно спокойно можно кататься две недели без существенных снегопадов и каждый спуск будет по нетронутому снегу. Много маршрутов фановых, вполне доступных для малоопытных фрирайдеров, но тем не менее, очень длинных, снежных, интересных!
  • Уклон равномерный, катание за счёт хорошего качества снега очень драйвовое. Мало непросматриваемых мест, и практически нет выположек, что очень приятно сноубордистам, везде идёшь на ходах. Можно идти долго в ровном, хорошем темпе, нет нужды в частых остановках, нет нужды разгоняться из последних сил, чтоб не встать на пологом поле.
  • Невысокая лавиноопасность. Конечно, лавиноопасные логи есть, но они хорошо видны и немногочисленны. После снегопада, бурана или резкого перепада температур нисколько не обломно, и даже радостно, пару опасных дней прокатать в зоне редколесья, а уж потом замахиваться на более крутые и сложные линии.
  • Можно чередовать различные варианты катания — «катание с подъёмников + пеший заход», кэтскиинг и скитурные выходы. Это даёт возможность быстро адаптироваться к погоде, используя её наилучшим образом. Так, в сильный снегопад катание с подъёмников с небольшим пешим набором высоты доставит большое удовольствие, лес в этом районе гуще всего и в метель это сильно дисциплинирует пейзаж, не позволяя райдеру заблудиться. В переменную облачность хорошо кататься со сноукэта, он может высадить вас прямо у края лесной зоны, а если есть прояснение — довезти до белков. В солнечный же день хорошо исследовать новые маршруты, прокладывать линии, просматривать особенности рельефа на будущее.
  • Для россиянина всё весьма недорого, хотя это и другая страна. Тенге от падения цен на нефть пострадал не меньше рубля, а может, и больше.
  • И, конечно, Алтай! Горы древней, загадочной красоты, наполненные легендами и тайнами. Смотреть на них можно бесконечно — на скитуре скучно не будет.

Некоторые недостатки горнолыжного катания в Риддере

  • Если вы катаетесь только по трассам, то Риддер вряд ли будет представлять для вас большой интерес. Трасс там немного. В будни «взрослые» подъёмники не работают. Так что если вдруг в будний день ратраки оказались заняты (это может случиться, если вы их не забронировали заранее) или у них день ремонта-профилактики, то единственная возможность покататься — это скитур.
  • Для любителей исключительно «аццких» уклонов и суровых подвигов — крутых мест там немного. Средний уклон на спусках составляет градусов 25.
  • Ратраки в «Восточном Полюсе» шустрые, но немолодые, подвеска довольно жёсткая. Кто склонен к морской болезни — берите с собой леденцы и сильно за завтраком не наедайтесь.
  • Если вы живёте на фрирайд-базе, то единственное развлечение вечером — это баня и общение с единомышленниками. Впрочем, если вы покатались от души — этого хватает. Если вы живёте в городе — набор развлечений немногим больше. Есть довольно рано закрывающиеся кафе, есть дискотека для местной молодёжи недалеко от «Stardust Camp», есть какие-то танцы по выходным при гостиницах. В общем, любителям апре-ски не разгуляться.

Как добраться до Риддера из России?

В общем, есть два способа добраться:

  1. Быстро. Ближайший аэропорт — в г. Усть-Каменогорск. Но билеты туда из городов России довольно дороги. Зато дёшево из Алматы. А в Алматы летает множество авиакомпаний из России, нередки акции. От Усть-Каменогорска до Риддера 150 км, ходят поезда и автобусы, можно нанять такси.
  2. Недорого. Более демократичный вариант — лететь в Барнаул или Новосибирск — большие аэропорты, куда летают бюджетные авиакомпании и лоукостеры. От любого из этих городов ходит поезд Томск-Лениногорск (это и есть Риддер, станцию не переименовали, как часто бывает), идёт от Барнаула часов 16-17 с учётом границы. От Новосибирска почти сутки. Если вы живёте на Урале или в Сибири — можно доехать до Барнаула или Новосибирска поездом, а там пересесть на прямой в Лениногорск. Тогда путь можно сделать совсем бюджетным, хотя он и займёт лишнее время. Можно, конечно, долететь до Алматы или Астаны и оттуда доехать поездом, ходит состав Астана-Лениногорск. Но это не лучший вариант по соотношению время/деньги — казахстанские поезда идут очень медленно, вагоны старые, некомфортные. РЖД же за границу посылает лучшие вагоны и самых любезных проводниц.

Какие документы нужны для поездки в Казахстан?

Въехать в Казахстан можно как по заграничному паспорту, так и по российскому внутреннему. Регистрация для туристов из России сейчас отменена. В Казахстане мы можем находиться 30 дней без регистрации. Граница проходится довольно быстро и без особенных придирок.

Где жить в Риддере?

Можно жить в городе, там есть гостиницы. Более дорогая и комфортабельная — «Алтай». Бюджетные, недалеко от «Stardust Camp» — «Турист» и «Казахстан».

Можно приехать и снять квартиру в частном секторе. Проблема в том, что заранее, по интернету, это сделать очень проблематично — местные хозяйки интернета побаиваются и предпочитают работать по старинке, публикуя объявления в местной газете.

Можно жить на самой фрирайд-базе «Восточный Полюс», там есть гостевой домик из трёх спальных комнат, общим числом на 20 мест, и столовой-гостиной. Есть кухня, на ней всегда царствует отличная хозяйка — это принцип базы, кормят роскошно — каждый день на завтрак, кроме традиционной каши-омлета — пирожки или блинчики, перекус с собой — бутерброды или пирожки, на ужин — блюда казахской, китайской, русской кухни. Чай круглосуточно. Возле печки сделана сушилка для снаряжения. Холодная вода и туалет прямо в доме, а во дворе — баня, которую топят каждый день.

Если вы катаетесь на сноукэте, то жизнь на «Восточном Полюсе» — оптимальный вариант, ибо сноукэт ночует там же, утром вы не тратите время, чтобы добраться до Дач, откуда вас можно подхватить.

Где менять деньги? Какие деньги брать с собой? Каков бюджет поездки в Риддер?

Деньги меняются в пунктах обмена, в городе их несколько. Есть банкоматы, курс очень приятный, комиссия за снятие наличных в Казахстане у большинства российских банков — сто рублей. В любом банке меняют рубли, доллары, евро.

Карточкой расплачиваться можно, но в больших магазинах. А их в Риддере мало. Поэтому лучше позаботьтесь о кэше заранее.

Вообще, курс тенге сейчас невысок, плюс регион практически неизвестен широкому кругу катающихся, отчего для россиянина фрирайд-выезд получается весьма и весьма недорогим. Даже с учётом катания на сноукэте, бюджет поездки получается вдвое меньше, чем вы отдадите за тот же срок на Красной Поляне, например.

© Анна Савоськина (Алматы)

© Анна Савоськина (Алматы)

Об очаровании Рудного Алтая можно говорить бесконечно. Но ещё, хочется добавить, в этом небольшом городе собирается очень приятное общество райдеров. Регион богат интеллигенцией и имеет давние спортивные традиции — в Риддере когда-то была тренировочная база олимпийской сборной по биатлону и скоростному спуску. Из Усть-Каменогорска, Алма-Аты, Риддера приезжают влюблённые в горы, хорошие райдеры на редких паудерных снарядах, вызывающих восторг у любителя. Как сноубордист, скажу, что столько «кораблей» — Winterstick, Venture, Prior и сплитбордов больших ростовок я не видела ни разу. Приезжал райдер даже на Rossignol с «ласточкиным хвостом» 198 см длиной! Они не избалованы подъёмниками, оттого знают много о горах и с удовольствием знаниями делятся.

А ведь покатать с приятными и интересными людьми и поговорить вечерком о разном — это тоже неотъемлемая часть хорошей поездки в горы!

Светлана Хлебникова, специально для «Спорт-Марафон»

Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях
Я рекомендую Мне нравится
© Спорт-Марафон, 2017 Данная публикация является объектом авторского права. Запрещается копирование текста на другие сайты и ресурсы в Интернете без предварительного согласия правообладателя — blog@sport-marafon.ru

Товары по теме

Статьи по теме:

Скитурные места России. Казыр
Долина реки Казыр — прекрасное и таинственное место Горной Шории. С недавних пор его облюбовали любители скитура и катания по нетронутым склонам. Для них мы подготовили этот небольшой гид
далее
Скитур и фрирайд программы в Красной поляне от Горного Клуба Спорт-Марафон
Краснополянский Горный Клуб, ещё один замечательный проект команды Спорт-Марафон, помогает фрирайдерам и скитурщикам увидеть самые сладкие фрирайд-маршруты Красной Поляны. Гиды КГК расскажут, как попасть на программы, что делать, если у вас нет компании, какое снаряжение нужно и где его взять. А также, как обеспечить максимальную безопасность катания вне трасс
далее
Как подобрать лыжный комплект для скитура? Интервью с Сергеем Гарибовым
Как подобрать лыжный комплект для скитура, чем российский и американский скитур отличается от европейского, в чём плюсы и минусы разных систем скитурных креплений и как проводят выходные норвежские семьи. Откуда растут ноги у сегодняшних противоречивых мнений о скитуре и как сэкономить при покупке первого комплекта — рассказывает Сергей Гарибов, знаменитый российский лыжный эксперт
далее
Мифы и легенды о лавинах
Человечество придумало множество устрашающих названий для снежных лавин и, как любое страшное и непонятное явление, окружило их ореолом мифов и легенд. Чтобы они не стали причинами несчастных случаев и написана эта статья...
далее
"Фрирайд - не достижение, а процесс". Беседа с Алексом Кузмицким.
У нас в гостях уникальной работоспособности человек, неутомимый исследователь фрирайд-маршрутов, автор множества гайдбуков и основатель школы фрирайда Snowsense - Алекс Кузмицкий. О фрирайде и альпинизме, о жизни и философии, о свободе и мотивации - в общем, обо всем на свете, читайте в блоге:
далее

Комментарии

comments powered by HyperComments