Появление компании Gregory
Как это часто бывает, Gregory — это фамилия основателя компании. Впервые разрабатывать конструкцию рюкзаков Уэйн Грегори (Wayne Gregory) начал в совсем юном возрасте, когда ему было всего 14 лет. Травма головы, полученная Уэйном в детстве, не позволяла ему заниматься большинством видов спорта. Поэтому мальчик стал преданным поклонником походов, вступив в ряды бойскаутов. И одним из его устремлений стало совершенствование тяжёлых холщовых рюкзаков того времени. Он считал, что если столько времени и сил уделяют разработке обуви ради обеспечения комфорта, то почему бы не делать то же самое для рюкзаков. Это стремление переросло в идею, что рюкзак должен подходить по фигуре, и тогда его нагрузка будет правильно распределена, и он будет работать вместе с движениями тела, а не мешать им.
Как и многие пионеры индустрии снаряжения для активного отдыха, Уэйн Грегори освоил швейную машинку, чтобы самостоятельно шить новые и дорабатывать старые рюкзаки.
Вскоре молодой скаут устроился на работу в The Adventure 16, или «А16», поначалу специализировавшуюся на съёмке приключенческих фильмов о походах и дикой природе, а затем переориентированную на разработку и продажу туристического снаряжения. Её основатель Ральф Энди Дроллинжер по профессии был инженером-конструктором и в 1957 году взялся за создание товаров для кемпинга и бойскаутов, и для Уэйна он стал кем-то вроде старшего наставника.

Грегори сосредоточил свои усилия на придумывании новых конструкций палаток и рюкзаков, а также поиске материалов для них. Молодой конструктор также обращался за консультацией к Дику Келти, чьи рюкзаки в середине 1950-х годов были едва ли не самыми продвинутыми в США, и Уэйн даже дорабатывал конструкцию их рам.
Первый опыт самостоятельного плавания для Уэйна Грегори состоялся в 1970 году. Тогда он открыл своё первое собственное предприятие по производству рамных рюкзаков. Компанию назвали Sunbird — «Солнечная птица», но срок её был недолог. Бизнес закрылся спустя три года. Уэйн в тот момент разочаровался в рамных рюкзаках. Его не устраивала ни их конструкция, ни внешний вид. Рамы хорошо распределяли вес, но только в ущерб гибкости и подвижности, что было проблемой для альпинистов и горных туристов, которые ходили не по подготовленным тропам, а преодолевали технически сложные участки.
Уэйн продолжил проектировать рюкзаки, но уже в качестве фрилансера, и работал для стремительно развивавшихся тогда американских outdoor-компаний: Alpenlite, Gerry Outdoors, Frostline Kits и Snow Lion. Помимо рюкзаков, он проектировал для них спальные мешки, палатки и даже некоторые предметы одежды.
В 1977 году Грегори решил вернуться к собственному делу по производству рюкзаков. Он стал управляющим магазина, продававшего альпинистское снаряжение, а в его дальней комнате Уэйн потихоньку шил рюкзаки для продажи. На этот раз он сосредоточился на разработке моделей с внутренним каркасом, которые только-только начали появляться на американском рынке. В своём магазине он всё время общался с покупателями. Новые материалы, конструкции и технологии — что им понравилось, а что нет. Идеи многих клиентов были использованы в дальнейшем при разработке новых моделей. Грегори окончательно убедился, что посадка рюкзака — это самое главное, и бросил все силы в работу над ней. Вскоре Уэйн создал собственную систему подвески рюкзака, которая комфортно распределяла большой вес с плеч на бёдра, но сохраняла достаточную для комфортного передвижения гибкость. В том же 1977 году была основана компания Gregory Mountain Products.
Рюкзаки Gregory уже в момент появления были одними из самых дорогих на рынке. Для сравнения: в 1981 году туристический Gregory Snow Creek стоил 188$, а его аналоги примерно того же объёма — Kelty Tour Pack и The North Face Moraine — 134$ и 120$ соответственно. Несмотря на это, рюкзаки Gregory охотно покупали участники сложных горных походов и альпинисты. В их числе был, например, известный американский путешественник и альпинист Даг Робинсон, заказавший себе рюкзак для восхождения на Ама-Даблам напрямую у Уэйна Грегори ещё в 1978 году. Уже в 1981 году журнал Backpacker небезосновательно называл Gregory одним из лидеров в деле создания наиболее продвинутых рюкзаков и главным конкурентом Lowe Alpine в США.
Уэйн не стал ограничивать себя туризмом и альпинизмом и в начале 1980-х разработал также рюкзак для города и однодневных походов. Стоил он немалых 70$ при средней стоимости подобных моделей около 35-40$, но был признан редакцией Backpacker лучшим за великолепную посадку и «облегание» фигуры. Это и стало кредо и специальностью Уэйна Грегори. Он делал рюкзаки по фигуре — максимально анатомически правильными и удобными. Каждую весну он летал со своими ассистентами на Восточное побережье США, чтобы выдавать свою продукцию на тесты местным туристам, идущим по сверхдлинной Аппалачской тропе. И чинить предшествующие экземпляры, если понадобится.
Рюкзаки Gregory уже тогда выпускались в разных размерах, чтобы соответствовать людям с различным ростом и телосложением. В США Уэйн Грегори был первым, кто начал делать это. Также он старался дополнить свои рюкзаки широким диапазоном настроек лямок, поясничной площадки и поясного ремня, чтобы каждый мог точно подогнать их под себя. А это в итоге позволяло максимально эффективно перенести вес рюкзака на бёдра туриста, чтобы он не оттягивал плечи и меньше сковывал движения на маршруте. Столь большое внимание к посадке рюкзака и подбору его размера до сих пор остаётся одной из главных «фишек» Gregory.
Гайд по выбору рюкзака от Gregory:
Gregory Mountain Products в Bianchi International
В 1983 году Gregory Mountain Products приобрела крупная международная компания Bianchi. Уэйн Грегори занял должность вице-президента Bianchi International, но продолжил заниматься разработкой дизайна новых рюкзаков.
Bianchi International занималась производством кобур для пистолетов самых разных форм и размеров. Компанию в 1958 году основал полицейский Джон Бьянки, который в свободное время делал пистолетные кобуры в своём гараже. А десять лет спустя была создана Bianchi Holster Co., Inc. Поначалу Джон работал только с кожей, но позже стал экспериментировать с другими материалами — например, холстом и нейлоном. Бьянки внёс целый ряд новаций в дизайн кобуры. Например, разработал удобную застёжку, открывающуюся большим пальцем, и кобуру с защитой от выдёргивания оружия злоумышленником. В США, где культура ношения гражданского стрелкового оружия уже тогда насчитывала столетнюю историю, Джон Бьянки стал весьма известным бизнесменом и был лицом марки в рекламных кампаниях. Уже в 1975 году его компания выпустила свою миллионную кобуру.
В 1980 году Bianchi Holster Co., Inc. начала работать с нейлоном, и созданная из него пистолетная кобура М12 была принята на вооружение и стала первой новой кобурой американских военных после Второй мировой войны. Так что Gregory Mountain Products попали в весьма солидную и успешную компанию, в которой просто решили диверсифицировать свой бизнес. И «вхожесть» на оружейные и армейские рынки ещё принесёт Gregory свои плоды.
Компания Gregory в 1990-е
В начале 1990-х годов Уэйн Грегори попытался выпускать под маркой Gregory палатки, но особого успеха они не снискали, и уже в 1994 году этот бизнес был продан. Однако разработанные в компании палатки продолжают выпускаться до сих пор под брендом Noall Tents. Основную же прибыль продолжали приносить рюкзаки. Да ещё какую! «Горное» подразделение ежегодно росло на 25%, и к 1993 году рюкзаки Gregory приносили 40% всего оборота группы компаний Bianchi Holster Co., Inc. Из 230 сотрудников корпорации 90 трудились в подразделении продукции для активного отдыха. Bianchi обслуживали совершенно разную клиентуру. В то время как рюкзаки Gregory были популярны у «твердолобых туристов», как их в шутку называл Уэйн Грегори, кобуры Бьянки распространялись через оружейные магазины или магазины спортивных товаров.
Главным нововведением в рюкзаки Gregory стала система подвески Adjust-A-Cant, внедрённая в 1996 году. Впервые её использовали в модели Reality, которую журнал Backpacker вновь назвал самой удобной в своём ежегодном гиде по новинкам снаряжения.
По сути, в начале и середине 1990-х годов в Gregory создали конструкцию спинки, которая актуальна до сих пор. И дизайнерские решения Gregory по-прежнему используются в современных туристических рюкзаках топ-класса: мощный пояс, профилированный интегрированный каркас, упругая долговечная пена в лямках и спинке, обтекаемая вытянутая форма мешка и прочее. И всем этим новшествам Gregory уделяли большое внимание на страницах рекламных постеров и каталогов, объясняя все детали и нюансы своим покупателям.
Конструкция рюкзаков Gregory опережала своих современников. Сравните рюкзак на рекламном постере 1994 года с рюкзаком из коллекции 2020-го. Глобальных отличий внешне не так уж и много, и «старичок» вполне бы сошёл за современный рюкзак. А теперь представьте, как футуристично он выглядел в середине 1990-х! Источник фото: outdoorinov8.com
Уэйн продолжал стремиться «подогнать» каждую модель рюкзака под определённый формат активности, а потому их ассортимент расширялся по мере появления новых экстремальных видов спорта, например сноубординга. А в 1998 году Bianchi Inc. начали выпускать рюкзаки для охотников, основанные на системах подвески Gregory. И, наверное, мало кто мог представить, что компания погрузится ещё и в индустрию военной экипировки.
Рюкзаки Gregory для армии
Bianchi Inc. получили контракт на поставку рюкзаков и сумок Gregory для подразделений специального назначения в конце 1990-х годов. Так появилась линейка SPEAR — Special Operations Forces Personal Equipment Advanced Requirements. Собой она представляла модульную систему на базе большого рюкзака UM21, к которому можно было прицепить до 5 боковых сумок-карманов разного размера, небольшой рюкзак для коротких выходов и поясную сумку. Сам UM21 предназначался для разведывательных рейдов в тылу противника. Рюкзак был сделан на основе подвески Adjust-A-Cant с применением авиационного алюминия и из мощной непромокаемой ткани Cordura 1000D. Он отличался огромной грузоподъёмностью 55 кг при суммарном объёме всей системы 150 литров. Ключевая проблема крылась в его весе — весь комплект Gregory SPEAR весил 7,7 кг. А ещё — в цене, которая составляла 1200-1400$.
Вероятно, поэтому рюкзак не прижился в войсках и недолго продавался на гражданском рынке, хотя о нём до сих пор вспоминают многие американские поклонники армейского и тактического снаряжения как об очень интересной модели. Да и опыт его разработки не канул в Лету, а позже использовался для создания туристического большегруза — 105-литрового экспедиционного рюкзака Gregory Denali Pro.
Новейшая история Gregory
С начала 2000-х годов Gregory несколько раз меняет владельцев. В 2004 году компания вместе с Bianchi Inc. перешла к Armor Holdings Inc. — производителю брони для военных и коммерческих автомобилей, а также бронежилетов и щитов для военных и полицейских. Gregory дополнила её ассортимент своими рюкзаками для силовых структур, но основная ставка по-прежнему делалась на продукцию для поклонников активного отдыха. В 2011 году компания ненадолго возвращается в лоно outdoor-компаний — к Black Diamond Equipment.
Но уже в 2014 году её выкупает Samsonite — производитель багажных сумок, чемоданов, защитных кейсов и аксессуаров для путешествий. Следом за этим штаб-квартира Gregory переезжает в Солт-Лейк-Сити, чтобы команда разработчиков была ближе к горам и могла оперативно тестировать прототипы и больше общаться со своей аудиторией — туристами, горнолыжниками, альпинистами и всеми поклонниками активного отдыха.
Что же в это время происходит с ассортиментом рюкзаков? В Gregory не стали слепо следовать тренду на ультралайт, в то время как другие марки убрали или изрядно сократили количество моделей большого объёма. Поэтому компания быстро заработала репутацию производителя самых удобных экспедиционных рюкзаков в США.
Скоро Gregory отметит свой 45-летний юбилей. Это одна из немногих существующих ныне компаний, стоявших у истоков современной индустрии outdoor и внёсших огромный вклад в развитие «рюкзакостроения». У марки огромное количество поклонников по всему миру, среди которых много настоящих фанатов. Например, один из первых рюкзаков Gregory был продан на eBay японскому коллекционеру более чем за 3000$!