
Горы Азии, несравнимые с обжитыми и комфортабельными Альпами по уровню сервиса, всё же влекут райдера, особенно российского, со страшной силой. Услужливым сервисом мы с детства не избалованы, свободолюбие и воля-вольная бурлят в нашей крови, а подвиги полярников и мореплавателей — открывателей новых земель — не дают нам покоя.
Киргизия — страна, где 70% площади занимают горы. Восточный Тянь-Шань, Центральный Тянь-Шань, Чон-Алайские горы и Памир — куда ни направь свои стопы, всегда приедешь в горы. Более-менее на слуху у горнолыжников лишь Каракол — приятный, солнечный горнолыжный курорт, в пиковые дни заполненный до отказа. Фрирайдеры знают ещё Суусамыр и Жыргалан — базы с заброской сноукэтами. Альпинисты зимой скитурят в районе крупного альплагеря Ала-Арча. Пожалуй, и всё. А между тем, в Киргизии семь горнолыжных баз! Если выбирать самую заманчивую по географическому положению и перепаду — то это будет Тоо-Ашуу, куда мы и отправились в этом году на разведку.

Особенности гор и климата в Тоо-Ашуу
Вообще, сравнивать горы — занятие бессмысленное и нелепое. Все горы разные. Но, так как Тоо-Ашуу пока ещё только начинает развиваться, и российские райдеры если и посещают его, то в комплекте с Караколом — с его горами мы и сравним.
В отличие от гор Восточного Тянь-Шаня, где расположены популярный Каракол и любимый фрирайдерами Жыргалан, горы в районе перевалов Тоо-Ашуу и Суусамыр абсолютно безлесные. И гораздо более плавных линий: если горы в районе Восточного и Центрального Тянь-Шаня напоминают брошенные черновики поэта — скомканные белоснежные листы бумаги с пятнами чернил — скальников, то горы в районе Суусамыра скорее похожи на спящих короткошёрстных зверюшек — линии их сверкающих белых боков с виду очень уютные, плавные, скальные выходы немногочисленны.
Климат в этом районе существенно холоднее, чем в Караколе. Это, с одной стороны, требует более тёплой одежды — не забудьте либо защитные шорты, либо «бэксайд» для поездок на креселке. А с другой стороны, оттепели и раскисшие трассы здесь практически неизвестное явление — всегда устойчивые минусовые температуры на пользу любой трассе. А для фрирайдеров на одну головную боль меньше: нет противной «корки», меньше температурные разрушения снежной толщи, провоцирующие сход лавин.
Переносится холод хорошо — воздух сухой. В -27°C, например, мы спокойно катались, пододев под куртку лишнюю флиску или тонкую пуховочку, чтоб не мёрзнуть на креселке.

Как добраться до Тоо-Ашуу
Самолётом до Бишкека и дальше на машине 130 км по Ошской трассе, через перевал Тоо-Ашуу (3 175 м) — это самый простой вариант. Можно ещё полететь в Ош, а оттуда доехать на машине. Будет чуть дальше по расстоянию, но, в Ош бывают дешёвые перелёты. Общественный транспорт ходит по маршруту Бишкек-Ош крайне нерегулярно. Зимой курсирование автобусов запрещено — только полноприводные автомобили. Можно нанять трансфер, а можно взять полноприводный автомобиль в аренду в Бишкеке, это выйдет подороже, но для внетрассового катания машина пригодится!
На самой горнолыжной базе есть 6-7 местные полноприводные машины, они встречают туристов в аэропорту Бишкека. Ещё, по словам местных жителей, по пятницам из Бишкека ходит полноприводный микроавтобус на 18 мест, старт от магазина «Спорт-Эксперт» (пр. Мира 71/1). В воскресенье днём он едет обратно. Такой же полноприводный микроавтобус можно нанять в Бишкеке. Нас вёз на хорошем «Спринтере» с большим багажником Владимир, он же помог с обратным трансфером. Телефон +996772511198.
Ехать нужно, собственно, через перевал Тоо-Ашуу, под которым прорыт тоннель. Выезжаете из тоннеля, через несколько сот метров будет поворот направо с указателем: «Горнолыжная база Тоо-Ашуу», по ней ещё 800 м — и мы на месте.

Где жить и чем питаться в Тоо-Ашуу
База находится «в чистом поле». Жить, кроме как на её территории, больше негде.
Возле базы построен небольшой жилой городок, в две улочки. В наличии коттеджи с двух-трёхместными номерами (по 8-10 номеров в домике), и вагончики с душем. 6, 8 и 10-местные. Есть «VIP-вагончик», двухместный, там любят гиды жить, от остальных он отличается большим простором, а значит, местом для снаряжения. Общая вместимость базы — 68 человек в коттеджах и около 40 человек в вагончиках.
В общем, всё жильё тёплое, без изысков, но имеющее всё, что нужно для горнолыжника-сноубордиста: горячий душ, чайник, тёплое место для сна и сушки снаряжения.

Жилые вагончики
Если у вас взята в аренду машина, можно попробовать нанять жильё внизу, в посёлке Суусамыр, но это неудобно — перевал всегда сильно загружен транспортом, существует пропускная система, посты с обеих сторон перед серпантином, на подъём будет тратиться кучу времени.
Для прокорма тоже вариант всего один — кафе в административной зоне, рядом с кассами. Готовят вкусно, порции большие. Но — долго. Лучше всю еду заказывать за час до прихода. Впрочем, просидеть лишний час в кафе есть повод — это единственная точка, где есть Wi-Fi.
В жилых номерах есть чайники, т.е. попить чаю или кофе в любое время суток — нет проблем.
Магазинов в окрестностях нет, ближайший центр торговли — поворот на Ош с Бишкекской объездной, есть круглосуточные точки. Внизу есть магазинчик с едой для дальнобойщиков, стоящих в накопителе перед перевалом. В теории, пока работают подъёмники, можно дойти туда пешком метров 500, но ассортимент его неизвестен, а тратить драгоценное катальное время жаль! Закупаться нужно по дороге из Бишкека.

Подъёмники и трассы
Особенность базы Тоо-Ашуу, расположенной на высоте 3 000 м в том, что зона катания находится не выше, а ниже жилой зоны. Т.е., с самого утра встёгиваешься, берёшь ски-пасс в кассе (прямо у кассы стоит специально обученный человек и клеит тебе его на шлем, рюкзак или прямо на плечо куртки — ски-пассы представляют собой рисунки на самоклеящейся плёнке разных цветов в разные дни) и радостно свистишь вниз. А уже снизу поднимаешься обратно.

На базе работают два подъёмника, почему-то очень разной пропускной способности. Верхняя очередь — длинная креселка, поднимается наверх 17 минут, ходит полупустая, т.к. кресел 60 штук, т.е. пропускная способность около 500 человек в час, это гораздо больше, чем вместимость всей базы. А нижняя — бугель — «тарелка», с крайне редко навешанными тарелками, возле него всегда небольшая очередь.

Но, нижняя очередь гораздо больше по уклону и интереснее, как в плане трассового катания, так и для внетрассовых проездов. Верхние трассы — широкие, длинные, пологие — идеальны для обучения и наработки устойчивых навыков.
Нижние — тоже широкие, ратрачатся хорошо, уклон около 30%. Полноценные красные трассы.
Перепад высот — 700 м. Протяжённость трасс — 2.6 км (средний уклон 24°), 2.8 км (средний уклон 22°) и 5 км (средний уклон 17°).

Внетрассовое катание
Вот тут — полный восторг для пуходавов и снегожорок. Фактически с любой точки можно пулять влево — и открывается куча вариантов проезда, каждый из которых выводит к низу бугеля. Два гребня, с каждого вправо и влево уходят поля. Есть дропы, есть очень техничные бугрятники, в общем, радостной фановой каталки — на все вкусы. Компании из 10 человек только доступных с подъёмника маршрутов хватит дней на пять. Местные жители за пределы трасс практически не выходят.

Возможности для бэккантри и скитура
Достаточно посмотреть на эти горы, чтоб понять, что их катать-не перекатать…. Только не ленись забираться!
Есть самые простые маршруты:
- Горка над базой. Перепад — 650 метров, время захода — 2-2.5 часа, скальный сброс всего один и он хорошо виден — всё остальное идётся ходами отлично. Однако, выбор маршрута требует опыта, т.к. склон прогревается солнцем, южные стенки кулуаров активно сбрасывают лавины.
- Красивая, как спящий дракон, небольшая горка орографически слева от трасс, вдоль серпантина. Заход на неё тоже очень фановый — пешком 500 метров в сторону серпантина до указателя «Тоо-Ашуу», от него старт вдоль ЛЭП, в конце гребня сваливаемся влево, пересекаем на ходах пологое поле и натрапливаем лёгкую, комфортную тропу вверх. Перепад — 300 метров. Зато можно два дня катать все её мягкие складочки, бегая по натропленной дорожке. Лавинный очаг один, он хорошо виден.

- В хорошую погоду отличный гребень для катания — справа от базы. Множество спусков к автомобильной дороге с быстрым заходом от базы и перепадом 700-800 метров. Но — лавиноопасно. Катабельны только гребни, ориентация кулуаров — юго-западная, сходят они регулярно.

- Можно нанять машину, и тогда ареал катания расширяется сразу в разы. Во-первых, перед тоннелем есть тропа на метеостанцию, от которой несложный подъём на красивейший гребень. Во-вторых, можно катать с гор слева от серпантина, немного подняться от поворота на горнолыжную базу — и свистеть вниз, в долину, где вас подберёт машина и завезёт наверх ещё раз.
- Можно подняться к перевалу, перед ним — тропа направо к метеостанции. Поднимаетесь, здороваетесь с метеорологами (они будут рады печенюшкам к чаю) и катаетесь в красивейшем ущелье над дорогой.
И так далее, вариантов спуска — глаза разбегаются!

Лавиноопасность
Конечно, она сильно зависит от погоды: снегопадов, ветра, солнечной активности. На всех маршрутах, доступных с подъёмников, лавинная опасность невысока — склоны периодически армируются следами; вверху поля-поля-поля, небольшого, фанового уклона; крутые участки имеют, в основном, восточную ориентацию. Но исключать её тоже не следует: после больших снегопадов бывали случаи схода даже на 15-градусных склонах.
Иное дело — бэккантрийные маршруты. Весьма лавиноопасны южные склоны, в районе базы можно видеть постоянно разгружающиеся стенки. Даже при хорошем, устойчивом снеге склоны этой ориентации можно катать исключительно по линии гребня.
Впрочем, даже на северо-западных склонах в кулуары, особенно с надутыми карнизами, лучше не лезть. Благо, плавные формы микрорельефа позволяют без проблем выбрать линию максимально безопасную.
Если не умеете читать рельеф, копать шурфы, расспрашивать местных о погоде за зиму и делать выводы — возьмите гида. На базе гидов нет, нужно договариваться заранее с бишкекскими. Школа гидов в Киргизии появилась гораздо раньше, чем в России — опытных ребят найти можно.
И, конечно, без лавинного оборудования за пределы курорта выходить смертельно опасно — это большие горы, где сход лавин — обычное дело. В прокате его нет, нужно привозить с собой.

Апре-ски
Собственно, вариантов два — это кафе, вместимостью человек на 50, и баня. Баня устроена в одном из вагончиков, топится углём (дрова в этой местности дефицит), но температуру держит хорошо, можно радостно из парилки прыгать в снег рядом с баней, только придётся взять плавки и купальники — баня находится на одной из «улиц» горнолыжной базы, прямо рядом с жилыми вагончиками. Есть предбанник для посиделок человек на 7-8.
На базе есть штатный врач, подрабатывающий массажем, добрая и знающая киргизская леди с отличными руками. Можно договориться зайти к ней после баньки.
А ещё можно ходить друг к другу в гости и вместе ловить кадры заката, который над широкой долиной Суусамыра великолепен и неповторим каждый день!

Когда лучше ехать в Тоо-Ашуу?
Сезон здесь начинается, в среднем, с конца ноября и длится до конца марта. В снежный год сезон немного продляется в обе стороны, а в малоснежный — хорошо засыпает склоны только к середине декабря — это гарантированный срок начала сезона. В марте сильно ограничена зона бэккантри — но трассовое катание и фрирайд с подъёмников всё ещё прекрасны!

Сколько стоит поехать в Тоо-Ашуу?
Стоимость поездки состоит из нескольких позиций. Если не считать стоимость перелёта, то расходы будут следующие:
- Трансфер из аэропорта Бишкека — 7 000 сом за 14-местный спринтер или 6 000 сом за 7-местный внедорожник, т.е. от 400 до 800 рублей в одну сторону.
- Жильё — от 600 сом (520 рублей) в день за место в вагончике (вагончик можно снять только целиком), до 5700 сом (около 5 300 рублей) за двухместный номер в коттедже с завтраком. В общем, на любой бюджет.
- Расходы на питание зависят от ваших аппетитов. Сытно поесть можно и на 200 рублей, и на тысячу.
- Ски-пасс на день — 600 сом в будни, 800 сом в праздники. Это 540-700 рублей. Есть полудневные ски-пассы, есть разовые подъёмы на оба подъёмника.
- Прокат, если у вас нет своего снаряжения или его лень везти — 600-700 сом в день. Лыжи и сноуборды в прокатах самые простые, годятся только для обучения и любительского катания. Внетрассовых снарядов нет.
- Есть инструкторы, 700 сом в час.

Коттедж
Плюсы Тоо-Ашуу
- очень красивые горы, непривычные и неожиданные, смотреть на них можно бесконечно;
- большие поля для любителей фанового фрирайда, есть хорошие зрелищные дропы с безопасным приземлением;
- нет лесной зоны — для любителей погонять по свежему снегу — скорость можно развивать очень большую;
- немноголюдно, даже в высокий сезон катающихся весьма немного, а хорошо катающиеся — вообще, редкость;
- трассы неплохо ратрачатся и мало разбиваются в течение дня;
- хорошее, разнообразное и вкусное питание на базе, голодать не придётся. Есть вполне приличный бар;
- огромные, бескрайние возможности для бэккантри;
- есть куча вариантов катания с автозаброской.

Объективные минусы Тоо-Ашуу
- трассовое катание ограничено тремя трассами — синей до голубизны и двумя красными, любителям «сёрфа» по вельвету там делать нечего;
- жить можно только на базе, а это высоко — всё-таки, ночёвка на 3 000 м для равнинного жителя — уже стресс, первый день уйдёт на акклиматизацию. Впрочем, если предварительно покатать в Караколе или погулять по Бишкеку, или Ала-Арче, то акклиматизация пройдёт безболезненно;
- две недели, если не скитурить, там будет уже скучно. Реально после снегопада раскатывается всё, доступное без камусов, дня за четыре-пять. Но если выпадет снег — а снегопады там часто — то вся радость повторится снова и снова!
Мы поехали туда после Каракола и были приятно удивлены. Во-первых, контрастом — горы абсолютно не похожи на горы Терскей-Алатау, Прииссыккулья. Во-вторых, хорошим состоянием этой затерянной в горах базы — везде тепло, есть своя мини-электростанция, бесперебойная связь и интернет. Ну, и, конечно, драйвовым катанием по любимым всеми огромным снежным полям!
