0

Приполярный Урал: маршрут на вершины Народной и Манараги

, обновлено 15.09.2023
© Олег Чегодаев
На вершину Народной идут, чтобы побывать на самой высокой точке Уральских гор, а на Манарагу — потому что она визитная карточка региона. Чтобы подняться на обе вершины, нужно пройти автономный маршрут по курумникам, снежникам, ручьям и рекам Приполярного Урала в 100 километрах от полярного круга, по территории национального парка «Югыд ва», — по местам, где кочуют оленеводы, а на десятки километров вокруг меньше сотни людей, и все — туристы. Рассказываем, когда ехать в этот суровый край, как подготовиться к походу и по какому маршруту идти.

Как добраться до Инты и базы «Желанное»

Дорога к началу маршрута к вершинам Манараги и Народной изматывающая. Сначала нужно добраться до города Инты, потом на вездеходе по бездорожью до турбазы «Желанное» рядом с озером Большие Балбанты и только оттуда выйти на тропу.

До Инты

Инта — маленький шахтёрский город в Республике Коми в окружении тундры и Уральских гор. Добраться до него можно только на поезде. Автомобильной дороги сюда нет, воздушного сообщения временно тоже нет.

В 2023 году в местном аэропорту ремонтируют взлётно-посадочную полосу, поэтому малая авиация в город не летает. Когда откроют полосу — неизвестно. Узнать, возобновилось ли авиасообщение, можно на сайте аэропорта или по телефону справочной службы: 8 (821-45) 6-45-09.

Ближайшие к Инте крупные города — Сыктывкар, Киров и Воркута. До них можно добраться по воздуху и по железной дороге. Из Москвы на самолёте до любого из этих городов — два часа полёта. Но потом всё равно нужно пересаживаться на поезд до Инты. В дороге из Кирова под стук колёс придётся провести сутки, из Сыктывкара — 18 часов, из Воркуты — 5–8 часов в зависимости от состава.
Прямые поезда из Москвы и Санкт-Петербурга до Инты едут чуть больше суток. Тем, кто живёт восточнее Кирова — в Сибири и на Дальнем Востоке, придётся ехать с пересадкой. Прямого проезда через горы на севере Урала нет.
В Инте можно остановиться в гостиницах и хостелах, в городе есть продуктовые магазины — небольшие частные и сетевой «Магнит» — и аптеки. Поэтому везти с собой еду для похода необходимости нет, но стоит учитывать, что это Коми, цены на продукты здесь выше, чем в густонаселённых районах, плюс придётся запланировать дополнительное время на паковку.
Железнодорожная станция находится в 11 километрах от города. Можно переночевать в Инте и сходить в музей или договориться с водителем вездехода, чтобы он забрал группу с вокзала
Железнодорожная станция находится в 11 километрах от города. Можно переночевать в Инте и сходить в музей или договориться с водителем вездехода, чтобы он забрал группу с вокзала © Кирилл Казаков

До турбазы «Желанное»

Турбаза «Желанное» — это последнее место сообщения с цивилизацией. Она находится в 130 километрах от Инты рядом с кварцевым месторождением, небольшую часть которого разрабатывают до сих пор. Если в запасе есть время, можно сходить на экскурсию в старую штольню и посмотреть, как в советские годы добывали горный хрусталь. Раньше в «Желанном» жили рабочие, сейчас здесь турбаза. Есть модульное общежитие со столовой, дом и отель с сауной и камином — комнаты и номера сдают в аренду туристам.
Попасть в «Желанное» можно только на транспорте высокой проходимости: вместительном «Урале» — для большой компании или вездеходе «Трэкол» — для группы до восьми человек. Договориться о заброске нужно самостоятельно: найти в интернете, написать на турбазу или воспользоваться контактами водителей, которые собрал нацпарк «Югыд ва». Звонить в офис нацпарка не имеет смысла, у него нет собственной техники, поэтому нет и услуги заброски.
Контакты водителей, опубликованные на сайте нацпарка «Югыд ва». Дирекция парка рекомендует уточнять «стоимость услуг заброски/выброски группы, время заезда/выезда и дополнительную информацию о перевозке непосредственно у водителя»
Контакты водителей, опубликованные на сайте нацпарка «Югыд ва». Дирекция парка рекомендует уточнять «стоимость услуг заброски/выброски группы, время заезда/выезда и дополнительную информацию о перевозке непосредственно у водителя». Источник: сайт национального парка «Югыд ва»
За 7–8 часов дороги на вездеходе придётся заплатить 30 тысяч рублей, именно столько стоит в 2023 году заброска до «Желанного».
При плотной посадке в «Урале» весь багаж поместится на крыше. Главное препятствие в пути — река Кожим. При форсировании кузов машины наполовину погружается в воду, стоит быть морально готовым к такому экстриму.

Ещё один вариант заброски — на вертолёте. Такой способ предлагают туроператоры. Им стоит воспользоваться, если времени на поход мало и в планах нет восхождения на Народную, или вместо пешего маршрута — сплав по рекам Приполярного Урала. Вертолёт обычно вылетает из Нягани или Ухты. Место посадки — приют «Манарага». В сообществе приюта на сайте «ВКонтакте» иногда публикуют объявления о свободных местах.

Ближе к «Желанному» на горизонте появляются горы
Ближе к «Желанному» на горизонте появляются горы © Кирилл Казаков
Во время заброски вездеход пересекает ручьи и реку Кожим
Во время заброски вездеход пересекает ручьи и реку Кожим © Кирилл Казаков

Когда ехать в поход к Народной и Манараге

Приполярный Урал — суровый, труднодоступный регион, где только оленеводы чувствуют себя как дома. Природа здесь скудная: альпийской зоны нет, выше леса — тундра со мхами, ещё выше — сложный рельеф хребтов и вершин с россыпями камней и снежниками.
Туристический сезон длится всего месяц: с середины июля до конца августа. Оптимальное время для похода — конец июля и начало августа. Чем раньше или позже этого периода вы приедете в район, тем менее комфортными будут здесь условия. Основная проблема летом — заболоченность начального участка тропы. Опытные туристы берут с собой бахилы от комплекта ОЗК и надевают их поверх ботинок. Иначе приходится идти по колено в грязи. В остальном летний сезон прекрасен: грибы и ягоды, отсутствие мошкары на большей части маршрута, длинный световой день и никакой жары — температура днём около +10 °C.
Район популярен зимой, но в лыжные походы по Приполярному Уралу ходят только спортивные группы, участники которых получают удовольствие от многодневных скитаний в 40-градусный мороз.

На сколько дней планировать маршрут по Приполярному Уралу

В спортивном темпе сходить на Народную можно за 4–5 дней. Поход «с удовольствием» займёт неделю. Для восхождения на обе вершины нужно запланировать не менее 10 дней.
Маршрут на Народную идёт по долине реки Балбанью, на Манарагу — южнее, по долине реки Манараги. Переход из долины в долину — через перевалы Кар-Кар или Зигзаг. Это единственное место, где можно закольцевать маршрут: прийти через один перевал, а выйти через другой. Если идти только на вершину Народной, подниматься на перевалы не нужно.
По этому району Приполярного Урала ходят в пеше-водные походы. Поднимаются на все вершины, неся катамараны и лодки с собой, а потом сплавляются по рекам Манарага и Косью до станции Косью. Продолжительность такого путешествия — 14 дней.

Как оформить пропуск в национальный парк «Югыд ва»

Маршрут на Народную и Манарагу проходит по территории национального парка «Югыд ва», поэтому не позже чем за месяц до похода нужно получить пропуск. Без него группу могут развернуть на середине заброски. Оформить разрешение можно онлайн на сайте нацпарка — это удобно. Там же можно скачать образец заявки, заполнить её и отправить на электронную почту нацпарка.
Разовый взнос за посещение — 350 рублей, плюс нацпарк посчитает, сколько нужно заплатить за ночёвки на оборудованных стоянках.
Важно

Обязательно возьмите с собой паспорт, его будут проверять на заброске. Упакуйте документ во влагозащитный чехол, так он не промокнет в пути.

Чтобы попасть на территорию нацпарка бесплатно, можно попросить волонтёрское задание, например собрать мусор на стоянках и вынести его в цивилизацию.
Оформить разрешение можно на сайте нацпарка «Югыд ва» — там есть активная форма, или скачать оттуда же заявку в формате Word. По опыту, отказов в выдаче пропусков не бывает. Источник: сайт национального парка «Югыд ва»

Стоянки, ориентирование, вода, безопасность

Маршрут на вершины Народной и Манараги полностью автономный. Поэтому важно подготовиться к походу, чтобы путешествие не превратилось в испытание. Заранее нужно оформить пропуск в нацпарк, позаботиться о связи на маршруте, заняться физической подготовкой, сходить в тренировочные походы со своей командой.

Какие приюты и стоянки есть на маршруте

По данным отдела туризма нацпарка, оборудованная стоянка всего одна — у перевала Валдик. Там есть столы, скамейки, навесы. Если в планах остановиться на ней, нужно оплатить заранее — 220 рублей за человека. На стартовой поляне у базы «Желанное» есть столы и скамейки, здесь удобно собирать рюкзак перед выходом. Многие встают лагерем у озера Бублик перед восхождением на вершину Народной, поляна очищена от крупных камней, есть вода и ветрозащитные каменные стенки.
Следующая стоянка — «Под ёлкой», в долине реки Манараги. Здесь встают перед подъёмом на вершины через перевал Студенческий (1Б). Это ближайшая стоянка в зоне леса. Ниже по реке, в шести километрах, находится приют «Манарага» — полноценная база с баней, душем, спальными местами и смотрителем. Здесь же — вертолётная площадка. В этом приюте хорошо остановиться на днёвку и отдохнуть. Стоимость — 600 рублей за день.

Связь

Связи нет почти на всём протяжении маршрута. Зайти в интернет и позвонить можно только в приюте «Манарага». Нелишним будет просить встречные группы, которые заканчивают маршрут и выходят в цивилизацию, сообщать координаторам и спасателям о вашем продвижении.

Безопасность

Советуем оформить страховку. Ещё нужно зарегистрироваться в местном спасательном отряде МЧС. Он находится в Инте по адресу улица Геологическая, 22. Телефон спасателей — 8 (821-45) 6-19-11.

Дикие животные

Встреча с дикими животными здесь редкость. Следы медведей встречаются только в долинах на берегах рек, но к палаткам могут подойти пасущиеся северные олени. Они не опасны.
Северные олени не опасны, но лучше не стоять на пути у стада
Северные олени не опасны, но лучше не стоять на пути у стада © Олег Чегодаев

Ориентирование и состояние тропы

Проблем с навигацией у опытных туристов возникнуть не должно. Запутаться в ориентирах можно во время тумана. Возьмите с собой GPS-навигатор, скачайте в телефон трек и продублируйте его на бумажных картах. Их тоже нужно положить в надёжный гермочехол. Как и во многих туристических местах, основное направление движения — вдоль рек. Вверх по течению — к вершине или перевалу, вниз — на выход в долину.
На маршруте много курумников, переправ через ручьи, иногда придётся идти в ледяной воде по колено. Спуски с перевалов под тяжёлым рюкзаком часто осложняются плохой погодой.
Во время подъёма на Манарагу на финишном участке будет несложное лазание. Лучше перестраховаться и взять верёвку длиной 10–20 метров, особенно если в группе будут дети.

Если нет навыка или времени планировать маршрут самостоятельно, не хочется считать и паковать продуктовую раскладку, искать контакты водителей, отправляйтесь в путешествие с Горным клубом «Спорт-Марафон». Гиды помогут подобрать снаряжение, организуют трансфер, будут вкусно кормить и позаботятся о безопасности похода.

Источники воды на маршруте

Воды на маршруте много, а больших пастбищ для скота мало, можно пить из ручьёв, но лучше предварительно фильтровать воду. Почти везде хватает складного стаканчика или бутылки с фильтром, чтобы не нести полную флягу. Исключение — перевал Кар-Кар. Перед переходом нужно запастись водой на один день.
Вода здесь преимущественно талая, из снежников. В ней почти нет минералов, советуем взять изотоник, чтобы восполнить дефицит солей.

Снаряжение для похода по Приполярному Уралу

Рюкзак. Вместительный — объёмом от 60 до 100 литров — и с удобной системой подвески. Важно не забыть накидку для защиты от дождя, чтобы вещи в рюкзаке не промокли в непогоду. Если в планах фотографировать, стоит взять отдельную поясную сумку для камеры. Она поможет сохранить фотоаппарат в целости.
Треккинговые ботинки. Рельеф сложный, иногда приходится идти по курумнику весь день, поэтому треккинговые кроссовки не подойдут. Нужны ботинки с фиксацией голеностопного сустава, с жёсткой подошвой и обсоюзкой. И помните о бахилах.
Защита от дождя. Дождь здесь может идти сутки, а может и трое. Обязательно нужно взять мембранный комплект — куртку и брюки — или прочный дождевик. Тонкий дождевик из массмаркета не подойдёт, порвётся в первые дни. На стоянках в зоне леса пригодится тент.
Палатка. Советуем подбирать палатку с вместительным тамбуром, в котором можно готовить еду, если снаружи льёт дождь.
Спальник. Вечером и ночью температура может опускаться до нуля градусов. Рекомендуем брать с собой спальный мешок с расчётом на температуру ниже этой. Случиться может разное, а жарко точно не будет.
Тёплая одежда. На маршруте пригодятся флиска, ходовое термобельё и комплект с носками для сна, перчатки, шапка.
Защита от солнца. В горах можно быстро и незаметно сгореть. Поэтому днём в солнечную погоду перед выходом на тропу важно использовать солнцезащитный крем, идти в футболке с длинными рукавами, надевать на шею бафф, а на голову — кепку или панаму.
Газовая горелка. Костры на территории нацпарка можно разводить только на оборудованных стоянках. Поэтому готовить еду во время похода придётся на горелке. Нелишним будет ветрозащитный экран, он экономит топливо.

Описание маршрута по Приполярному Уралу к вершинам Народной и Манараги

Трек по Приполярному Уралу к вершинам Народной и Манараги мы проложили с помощью сервиса manymap.io
Точка старта и финиша: турбаза «Желанное».
Протяжённость: 96 километров в обе стороны.
Набор и сброс высоты: 3200 метров.
Время в пути: оптимальный вариант — 10 дней. Из них 8 — ходовых и 2 — запасных, по одному на каждую вершину.
Сложность маршрута: для схоженных групп, имеющих опыт многодневных походов. Есть категорийные препятствия — перевал Студенческий, 1Б категория сложности.
Первый и самый мокрый этап похода — переход от озера Большие Балбанты рядом с турбазой «Желанное» до стоянки на озере Малые Балбанты. Тропа идёт вдоль чистейшей реки Балбанью с видами на окружающие вершины: гору Баркова, Старика-Из и Старуху-Из. Придётся переходить много ручьёв, часть из которых полноводны, а броды через них отнимут много времени. Здесь и понадобятся бахилы ОЗК.
После заброски на базу «Желанное» на озере Большое Балбанты можно перекусить перед выходом © Кирилл Казаков
Грунтовая дорога, по которой ездят сотрудники нацпарка, заканчивается за Стариком-Из и Старухой-Из © Кирилл Казаков
Пейзажи Приполярного Урала в начале маршрута разнообразные. Наверху — горы со снежниками, внизу — трава и мхи © Кирилл Казаков
Остатки стойбища оленеводов рядом с лагерем на озере Малые Балбанты © Кирилл Казаков
Дальше начинается плавный набор высоты и движение по курумнику. Открываются виды на ледники и каровые цирки, встретятся остатки вездехода, который горняки использовали в своей работе. На ночёвку штурмовым лагерем лучше вставать у подножия Народной, рядом с озером Бублик. Это водоём необычной формы. Он круглый, а в центре озера — два острова. На картах и с вершины горы озеро действительно напоминает бублик или баранку.
Рядом с озером Бублик есть стоянка, где останавливается большинство туристов перед восхождением на Народную © Кирилл Казаков
Площадка ровная, места для палаток много. Кто-то даже построил здесь каменные стенки © Кирилл Казаков
Источников воды на стоянке достаточно: озеро, снежники, ручей © Кирилл Казаков
От вездехода остался только железный остов. Теперь он ориентир на маршруте © Кирилл Казаков
От Бублика к Народной — радиальный выход. Расстояние от лагеря до вершины — 5 километров, туда и обратно — 10 километров. Подход к горе, подъём, спуск и обратная дорога займут от 5 до 7 часов. Выходить рекомендуем заранее, с запасом времени на возвращение и погоду, которая может испортиться после обеда.
Тропа здесь неочевидная, нужно следить за разметкой и турами из камней. Идти придётся по каменной реке и снегу, награда за сложный подъём — вершина Народной и панорама Приполярного Урала. На вершине побывало много туристов, которые оставляли памятные знаки. Здесь всё усыпано табличками, значками, вымпелами и флагами, по которым можно составлять хронологию культурной, спортивной и производственной жизни страны.

Подход к горе — территория Республики Коми, а сама вершина находится уже в Ханты-Мансийском автономном округе. Во время подъёма и спуска туристы сменяют часовые пояса. В Коми — московское время, а на вершине плюс два часа к Москве. Переводить часы не нужно — всё равно вернётесь в лагерь.

Снежник длиной 300–400 метров располагается в самом начале подъёма на Народную. Кошки для прохождения не нужны © Кирилл Казаков
Это «арбузный» снежник. Весной и летом снег здесь розовый, а запах отдалённо напоминает аромат арбуза. Такое бывает из-за особенных водорослей, учёные называют их «снежными хламидомонадами» © Кирилл Казаков
Подъём на Народную некрутой, но выматывающий © Кирилл Казаков
Часто здесь плохая видимость, а после обеда погода портится © Кирилл Казаков
Часть Бублика с вершины Народной © Кирилл Казаков
Кто-то принёс на вершину спил дерева, теперь в него вставляют монеты, чтобы вернуться сюда снова © Кирилл Казаков
Таблички, медали, вымпелы, флажки — на фото лишь небольшая часть туристических артефактов на вершине Народной © Кирилл Казаков
После лагеря у озера Бублик маршрут идёт в долину реки Манараги через перевал Кар-Кар высотой 1214 метров. Этот перевал — одно из самых сложных препятствий в этом походе. Перепад высоты на участке от озера до гребня — 260–300 метров, с гребня в долину Манараги — примерно столько же, но спускаться придётся по двум ступеням. Сначала по верхней — самой крутой части, потом по нижней, которая и выходит в долину. У туристов с небольшим опытом передвижения по курумникам могут возникнуть проблемы, особенно если пойдёт дождь: спуск по мокрым камням и валунам займёт больше времени. Здесь может пригодиться верёвка для подстраховки.
Переход по долине приятный: курумник заканчивается, тропа идёт по несложному рельефу среди травы и мха. Удобная стоянка «Под ёлкой» для лагеря есть у реки в зоне леса.
Вид с перевала на долину реки Манараги © Кирилл Казаков
И на гору Манарага — «медвежью лапу» © Кирилл Казаков
Если встать на ночёвку после перевала Кар-Кар, не спускаясь в долину, то вид из палатки будет таким © Кирилл Казаков
Курумник по дороге с перевала Кар-Кар в долину Манараги © Кирилл Казаков
И сама долина © Кирилл Казаков
Стоянка «Под ёлкой». Здесь много деревьев и можно найти дрова для костра. Огонь разрешено разжигать только в существующем кострище © Кирилл Казаков
Экватор похода — радиальный выход на Манарагу. Хотя она ниже Народной на 300 метров, но не менее популярная у туристов, чем самая высокая вершина Уральских гор. В сезон здесь часто встречаются другие группы, а на поляне «Под ёлкой» могут быть соседи.
Без альпинистского снаряжения подняться можно только на один из семи «жандармов». Тропа проходит по перевалу Студенческому, сначала идёт по мху, потом он заканчивается и начинается курумник с участками свободного лазания. На спуске советуем быть особо осторожными, делать остановки, чтобы отдохнуть и полюбоваться окрестными вершинами. Тропа здесь часто теряется, нужно следить за маркировкой и указателями из камней.
Вид на Народную и зелёную долину со Студенческого перевала © Кирилл Казаков
На высоте более тысячи метров — только камни © Кирилл Казаков
На вершине Манараги меньше туристических артефактов, но без портрета вождя пролетариата не обошлось © Кирилл Казаков
После спуска с вершины нужно идти по тропе к горному озеру под перевалом Зигзаг. Здесь можно переночевать в зоне леса. Состояние тропы зависит от количества осадков. В лесу она обычно сухая, потому что долина хорошо продувается ветром, но есть и влажные участки. Движение по курумнику вверх будет проще: склон, ведущий на перевал, пологий. После Зигзага тропа ведёт на перевалы Валдик и Вебера. Подъём не сложный и не крутой. После спуска — выход на тропу вдоль реки Балбанью. Можно вернуться на первую стоянку или разбить лагерь, не доходя до неё, потом по знакомому маршруту вернуться к точке старта — озеру Большие Балбанты.

Примерный план маршрута по дням

День 1. Город Инта — турбаза «Желанное» / озеро Большие Балбанты — озеро Малые Балбанты
  • протяжённость: 7,5 километра
  • набор высоты: 200 метров
  • продолжительность пешей части: 3–4 часа
День 2. Озеро Малые Балбанты — озеро Бублик
  • протяжённость: 12 километров
  • набор высоты: 600 метров
  • продолжительность: 6–7 часов
День 3. Радиальный выход на вершину Народной
  • протяжённость: 10 километров
  • набор высоты: 700 метров
  • продолжительность: 5–7 часов
День 4. Озеро Бублик — перевал Кар-Кар — спуск в долину реки Манараги к стоянке «Под ёлкой»
  • протяжённость: 14 километров
  • набор высоты: 100 метров
  • сброс высоты: 600 метров
  • продолжительность: 7–8 часов
День 5. Радиальный выход на вершину Манараги
  • протяжённость: 14 километров
  • набор высоты: 1500 метров
  • продолжительность: 7–8 часов
День 6. Запасной: днёвка в лагере или радиалка до приюта «Манарага»
День 7. Долина реки Манараги — подножие перевала Зигзаг
  • протяжённость: 13,5 километра
  • набор высоты: 600 метров
  • продолжительность: 7–8 часов
День 8. Перевал Зигзаг и перевал Вебера — ночёвка в долине реки Балбанью
  • протяжённость: 11 километров
  • набор высоты: 100 метров
  • сброс высоты: 700 метров
  • продолжительность: 4–5 часов
День 9. Долина реки Балбанью — озеро Большие Балбанты / турбаза «Желанное»
  • протяжённость: 12 километров
  • сброс высоты: 200 метров
  • продолжительность: 4–5 часов
День 10. Запасной: экскурсия в штольню или отъезд на вездеходе в Инту
Если после похода по Приполярному Уралу захотелось увидеть горы повыше, посмотрите нашу подборку маршрутов по другим регионам:

Об авторе

© Спорт-Марафон, 2025 Данная публикация является объектом авторского права. Запрещается копирование текста на другие сайты и ресурсы в Интернете без предварительного согласия правообладателя — blog@sport-marafon.ru
Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях
Мне нравится

Товары по теме

Статьи по теме

В рассылке блога мы рассказываем о новых коллекциях
, интересных товарах

и людях
Если у вас есть вопросы или пожелания по блогу, пишите их нам, мы постараемся учесть.
Напишите нам, о чём бы вы хотели прочитать в нашем блоге.
Заметили ошибку? Выделите текст ошибки, нажмите Ctrl+Enter, отправьте форму. Мы постараемся исправить ее.